Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.


Оценка "5 " ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 исправление

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5 " ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

На протяжении ряда лет в школе проводится традиционный общественный смотр знаний по русскому языку в выпускных начальных классах. Общественный смотр знаний проходит в мае, формы проведения нетрадиционная – “Прогулка на солнечную поляну к костру Знаний”.

Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.

Класс украшен цветами. Доска оформлена аппликацией в виде солнечной цветущей поляны: от солнца отходят лучи, на обратной стороне которых написаны теоретические вопросы (по одному на каждом), по нижней части доски размещены цветы: красные (соответствующие оценке “5”), синие (оценке “4”), желтые (оценке “3”), фиолетовые (оценке “2”).

На каждом столе для каждого ученика лежит комплект перфокарт:

1. Словарные слова (15 слов с пропущенными орфограммами);
2. Задания по различным видам разборов:
а) фонетическому;
б) морфемному;
в) морфологическому;
г) синтаксическому.
3. Перфокарты к этим разборам
4. Перфокарта для проверки орфографических навыков.

Все задания представлены в 4-х варианта. У учителя заготовлен “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:

1. Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить указанные выше 4 вида разборов.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.

Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

На смотр приглашаются родители, администрация школы.

Описание проведения общественного смотра знаний по русскому языку.

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку за курс начальной школы (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.

Форма проведения: нетрадиционная – урок смотр-знаний.

Оборудование: красочно оформленная доска – “Солнечная поляна”, комплект перфокарт и заданий на каждого ученика, листы-опросники с 20-ю теоретическими вопросами, “Экран общественного смотра знаний”, костер Знаний.

I. Мотивационный этап урока.

Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: директор школы, учителя, родители. Четыре года вы поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку. Сегодня ясное солнечное утро. Посмотрите на доску. Какая чудесная поляна раскинулась перед вами! Чтобы попасть на неё надо выполнить первое задание.

II. Проведение смотра.

Первый этап. Возьмите перфокарту “Словарные слова”, вставьте пропущенные буквы.

Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в первую колонку “Экрана смотра знаний”.

Второй этап. Вот мы и на чудесной солнечной поляне. Ласковое солнышко протянуло к вам свои теплые лучи. Готовы ваши ладошки принять их? Эти лучи не простые. Солнышко хочет проверить ваши знания по русскому языку.

Дети по очереди выходят к доске снимают по одному лучику, садятся, готовятся к устному ответу. Затем отвечают членам комиссии на свой вопрос и, получив оценку за устный ответ, срывают с поляны 1 цветок (за 5 – красный, за 4 – синий, за 3 – желтый, фиолетовых цветов практически не бывает).

Третий этап. Возьмите перфокарту “Вставь пропущенные буквы”, прочитайте текст, вставьте нужную букву. Не забудьте проверить себя после выполнения задания. Сдайте работы на проверку.

Работы проверяются членами комиссии и выставляются в “Экран смотра знаний” после графы с оценками за теоретический ответ.

Четвертый этап. Следующим этапом проверки ваших знаний будет задание по выполнению грамматических разборов. Возьмите свои перфокарты и задания и приступайте к работе. Все учащиеся работают самостоятельно по своему варианту, затем сдают выполненные перфокарты на проверку.

Выполнение работ в перфокартах ускоряет проверку, результаты оценок за четыре вида разбора также фиксируются в экране. Выставляется итоговая оценка за смотр знаний.

Пятый этап. Подведение итогов смотра знаний.

Ребята, пока члены комиссии подводят итоги вашего смотра знаний, давайте составим букет из ваших сорванных с поляны цветов (на доску прикрепляется аппликация вазы, рисуются зеленым мелом стебли, а учащиеся составляют букет).

Какой красивый букет! Какой цвет преобладает? Конечно, красный, есть и синие цветы, а желтых – мало (или совсем нет, как и фиолетовых)

О чем это говорит? О том, что вы хорошо владеете теоретическим материалом, знаете правила правописания и с хорошими знаниями переходите в 5-й класс.

Слово представляется председателю нашей комиссии, который объявляет итоговые оценки за смотр знаний.

Наша прогулка по солнечной поляне подходит к концу. Вот и наш веселый костер (на доске появляется аппликация – костер Знаний). Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания, успехов вам в 5-ом классе!

А кому же мы подарим этот букет? Конечно, вашей учительнице! Она четыре года изо дня в день старалась научить вас выразительно читать, быстро решать задачи, быть грамотными.

А теперь давайте закончим наш урок песней у нашего костра Знаний. Споем Гимн нашей школы (на мотив песни “Надежда”).

Школа на поселке Скобяном,
Как мы любим все тебя, родная!
Дружно этот Гимн тебе поем,
Становись все краше, процветая.
Храм науки, дом добра для всех!
Ты растишь нас смелых и пытливых,
Знания ты даешь нам и успех,
Маленькая ты страна счастливых!

Шестнадцать! Ты компас земной,
Дружбу школьную ценим и верность,
А песни, довольно одной,
Чтоб только о школе в ней пелось!
Урок окончен! Спасибо всем!

Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель Директор

_____/Анисимова З.И. директора по УР средней школы №15

ФИО ______ /Орлов В.Ф.

Протокол №___ от _____ /Плаксина И.В. ФИО

«___» ______ 2010 г. «______»________ 2010_ г. Приказ № _______ от

«______»________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса русского языка в 9 классе

МОУ «СОШ №15 с углублённым изучением отдельных предметов»

Дмитриченко Н.А., первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________ от

«____»_______________200__г.

2010-2011 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

(базовый уровень)

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.). Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку (2004г.)

2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2008.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. (М.:Просвещение, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

В программе учитывается, что преподавание русского языка имеет специальные и общепредметные задачи.

1. Специальные задачи преподавания русского языка . Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

2. Общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Место предмета в Федеральном базисном плане

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Виды и формы контроля:

Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

Комплексный анализ текста;

Сочинение по картине;

Изложение с элементами сочинения;

Устное высказывание на лингвистическую тему.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 15 часов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных понятий и языковых явлений, пунктуационных правил.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

Определять стиль и тип текста;

Соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.

Методическое обеспечение

1.М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2005.

2. Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику русского языка М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». М., 2007.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Планируемые результаты освоения материала Вид контроля, Основные виды деятельности учителя и учащегося Домашнее задание Дата про­ведения
План Факт
ж
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 часа)
1. Основные формы существо­вания на­циональ­ного рус­ского языка Урок усвоения новых знаний Основные формы суще­ствования национально­го русского языка: рус­ский литературный язык, территориальные диа­лекты (народные гово­ры), социальные диалек­ты (жаргоны) и просто­речия. Национальный язык - единство его раз­личных форм (разновид­ностей) Знать формы существования национального русского язы­ка, понимать его неоднород­ность, сферу функционирова­ния, общенародного разго­ворного языка, знать группы просторечной лексики, источ­ники обогащения лексики ли­тературного языка (террито­риальные и социальные диа­лекты) Анализ текстов Д. Лихачева о язы­ке: определить те­му, найти ключевые слова, к каким те­матическим груп­пам они относятся. Обоснуйте свое отношение к выво­ду Д. Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного челове­ка как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» Объяснить разницу между понятиями, выраженные слова­ми «русский язык» и «русский литера­турный язык». Вы­скажите ваше отно­шение к современ­ному молодежному сленгу
2. Понятие о литера­турном языке Урок усвоения новых знаний Русский литературный язык - основа на­ционального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литера­туры. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы Понимать, что ядром совре­менного русского языка явля­ется литературный язык, уметь объяснять разнообра­зие лексического состава русского языка Составить табли­цу «Разнообразие лексического со­става русского языка» Подготовить устное сообщение «Какое место занимает ли­тературный язык в общей системе рус­ского языка?» С ка­кого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать со­временным?
3. Нормиро-ванность-отличи­тельная особен­ность со­временно­го литера­турного языка Повто-ритель-но-обоб-щающий урйк Нормированность - от­личительная особен­ность современного ли­тературного языка. Язы­ковая норма и ее призна­ки. Виды норм русского литературного языка Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соеди­нения друг с другом, находить нарушения в устной и пись­менной речи, исправлять их Тест Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литературной нор­мы, классифициро­вать их, объяснить причину нарушения норм -
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (5 часов)
4. Устная и письмен­ная речь. Монолог и диалог Урок развития речи Разновидности речево­го общения: неопосре­дованное и опосредо­ванное; устное и пись­менное; диалогическое и монологическое; их особенности Уметь создавать устное мо­нологическое высказывание на учебные, . социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и пись­менного высказывания, пра­вильной и выразительной ин­тонацией Устное монологи­ческое высказы­вание на тему «Значение Интер­нета для россий­ского образова­ния» Написать письмо другу, используя па­мятку (упр. 12). При­слушайтесь к диало­гам на улице, со­ставьте текст «Под­слушанный диалог», передайте специ­фику звучащей речи
5. Стили ре­чи Урок развития речи Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средст­ва, характерные для каждого стиля. Основ­ные жанры стилей * Уметь: различать разговор­ную речь, научный, публици­стический, официально-деловой стили, язык художе­ственной литературы, опре­делять их жанры, тему, ос­новную мысль текста, функ­ционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное вы­сказывание, учитывая ситуа­цию общения, адресата, ис­пользуя характерные для ка­ждого стиля речи вырази­тельные средства языка Составить план учебной статьи. Проанализиро­вать речевое вы­сказывание с точ­ки зрения его со­отнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и зада­чами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средст­ва публицистиче­ского стиля § 3, упр. 27 (найти и записать более упот­ребительные эквива­ленты к иноязычным словам саммит, дай­джест, сленг, дис­плей, рейтинг, шоу, инвестиция). Соста­вить с исходными словами предложе­ния. Привести при­меры речевых ситуа­ций, когда использу­ется стиль речи: раз­говорный, научный, деловой, публици­стический, художест­венный. Каким сти­лем речи вы пользуе­тесь чаще?
6. Простое предложе­ние и его граммати­ческая основа. Предло­жения с однород­ными членами Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предло­жения; виды предложе­ний по наличию главных членов; виды односо­ставных предложений; предложения с однород­ными членами и знаки препинания при них Уметь производить структур­но-смысловой анализ пред­ложений, различать изучен­ные виды простых предложе­ний, интонационно вырази­тельно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользо­ваться синтаксическими си­нонимами Объяснительный диктант Упр. 31 (озаглавить и записать отрывок из исторического ро­мана Л. Раковского «Кутузов»). Рас­крыть скобки и вста­вить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические ос­новы. Определить вид сказуемого. Подготовить устное сообщение об одно­составных предло­жениях
7. Предло­жения с обособ­ленными членами Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Предложения с обособ­ленными второстепен­ными членами Уметь опознавать предложе­ния с обособленными члена­ми, интонационно вырази­тельно их читать, конструи­ровать предложения по схе­мам, устанавливать взаимо­связь смысловой, интонаци­онной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособлен­ными членами, использовать их в речи Комментирован­ное письмо Упр. 37, охарактери­зовать предложе­ние: «Кому не зна­комы летние де­ревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стре­котаньем певчих кузнечиков». Чем оно осложнено? Продолжить текст, используя в качест­ве зачина это пред­ложения
8. Предло­жения с обраще­ниями, вводными словами и вставными конструк­циями Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Знаки препинания в предложениях с обра­щениями, вводными словами и вставными конструкциями Уметь интонационно вырази­тельно читать предложения с обращениями, вводными сло­вами и вставными конструк­циями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выра­зительности речи Диктант «Прове­ряю себя» Упр. 39 (прочитать отрывок из книги известного лингвис­та Н. М. Шанского «По следам "Евге­ния Онегина"». Най­ти вводные и встав­ные конструкции. Списать, расстав­ляя пропущенные знаки препинания)
РАЗДЕЛ III. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (53 часа)
9. Сложное предложе­ние. Понятие о сложном предложе­нии. Слож­ное пред­ложение как едини­ца синтак­сиса Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное един­ство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей слож­ного предложения, пунктуа-ционно оформлять их Составить табли­цу «Основные ви­ды сложных пред­ложений» § 7. Диктант с про­должением (микро­сочинением на эко­логическую тему). Продолжить запи­санный на уроке под диктовку текст. Под­черкнуть граммати­ческие основы в сложных предложе­ниях
10. Союзные и бессоюз­ные пред­ложения Урок усвоения знаний Типы сложных предло­жений. Смысловые от­ношения между про­стыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в со­юзных и бессоюзных предложениях Знать классификацию слож­ных предложений, уметь раз­граничивать сложные пред­ложения разных типов, инто­национно и пунктуационно оформлять бессоюзные и со­юзные сложные предложе­ния, строить предложения с заданной конструкцией § 8, упр. 51. Записать текст, вставляя про­пущенные буквы. Найти сложные предложения, под­черкнуть в них грам­матические основы, указать вид сложного предложения. Как связаны между со­бой предикативные части сложных пред­ложений? Упр. 52 (рабочий материал к сочинению)
11. Р.р. Сочинение в форме дневнико­вой записи Урок развития речи Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме днев­ника: «Я смотрю, раз­мышляю, чувствую...» Уметь создавать текст публи­цистического стиля в жанре дневника, использовать языко­вые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного накло­нения глагола, учитывая инто­национные и синтаксические особенности стиля (представ­ление, распространенное об­ращение, обратный порядок Сочинение по кар­тине
слов, ряды однородных членов и др.); свободно и правильно изла­гать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы по­строения текста
12. Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания между час­тями слож­ного пред­ложения. Интонация сложного предложе­ния Знаки препинания и их функция. Знаки препи­нания в сложном пред­ложении. Авторское употребление знаков препинания Уметь интонационно оформ­лять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препина­ния Синтаксический, пунктуационный разбор предложе­ний §9,10. Упр. 59. Прекрас­ным может быть любой уголок при­роды в любое время года в любой мест­ности. Написать о том, что вы неожи­данно или впервые открыли для себя прекрасного в род­ной местности
13. Сложносо­чиненные предложе­ния. Понятие о сложносо­чиненном предложе­нии. Смы­словые отношения в сложно­сочинен­ных пред­ложениях Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические призна­ки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения Знать грамматические при­знаки СПП, его строение. Уметь интонационно оформ­лять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отно­шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конст­руировать предложения по схеме Тестирование §11, 12, упр. 62 (запишите, обозна­чая грамматические основы и указывая, каким сочинитель­ным союзом связа­ны простые пред­ложения в сложных; определите, каковы смысловые отноше­ния частей)
14. Средства связи час­тей слож­носочи­ненного Урок ус­воения новых знаний Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отно­шения между частями СПП и способы их выражения: со- Диктант «Прове­ряю себя». Соста­вить таблицу «Группы сложно­сочиненных пред- §13-15. Работа по группам: 1 группа - упр. 64 (выписать ССП, под­черкивая граммати-
предложе­ния, ос­новные группы ССПпо значению и союзам единительные отношения (од­нородность, перечисление, одновременность, последова­тельность; соединительные союзы); противительные от­ношения (противоположность, несовместимость; противи­тельные союзы); раздели­тельные отношения (выбор, несовместимость, чередова­ние, взаимоисключение; раз­делительные союзы) ложении» ческие основы и ста­вя пропущенные за­пятые между про­стыми предложения­ми, подумать: воз­можна ли переста­новка частей в дан­ных предложениях, каковы смысловые отношения между частями сложносочи­ненных предложе­ний?); 2 группа -упр. 65 (за­писать, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между простыми предложе­ниями в ССП; соста­вить схему 1-го и 3-го предложений); 3 группа -упр. 68 (озаглавить и запи­сать текст, расста­вить пропущенные запятые, подчеркнуть члены предложения в ССП, ответить на вопросы: каким сою­зом объединены час­ти ССП, каковы смы­словые отношения между его частями?)
15. Смысло­вые отно­шения ме­жду час­тями ССП и способы Урок закреп­ления изучен­ного Сложносочиненные предложения с соеди­нительными, раздели­тельными, противи­тельными союзами Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуацион- Творческий дик- тант Прочитать стихи И. Никитина, со­блюдая правильную интонацию. Почему поэт часто употреб­ляет ССП с союзом
их выра­жения но оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать СПП с союзом И и простые предложения с од­нородными членами, связан­ными союзом И И? Какова роль это­го союза в поэтиче­ском тексте?
16. Знаки пре­пинания в ССП с об­щим вто­ростепен­ным чле­ном Урок закреп­ления изучен­ного Знаки препинания в ССП с общим второсте­пенным членом. Смы­словые отношения ме­жду частями ССП Уметь опознавать ССП с об­щим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие за­пятой, конструировать пред­ложения Синтаксический, пунктуационный разбор §16, упр.73 (запи­сать текст, раскры­вая скобки и рас­ставляя недостаю­щие запятые; найти ССП с общим вто­ростепенным чле­ном, подчеркнуть грамматические ос­новы, начертить его схему, оха­рактеризовать каж­дую из его частей)
17-18. Р.р. Сочи­нение пуб­лицисти­ческого характера Уроки развития речи Работа с газетным тек­стом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к со­чинению. Определение жанра. Простой план Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуни­кативную цель, уметь соз­давать текст пуб­лицистического характера, вы­бирать жанр будущего сочине­ния (газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвел впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказы­вания (соответствие теме и основной мысли, полнота рас­крытия темы, развертывание содержания по плану), норма­ми правописания Сочинение
19. Синтакси­ческий и пунктуа- Повто-ритель-но- Средства связи простых предложений в составе сложного. Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный раз­бор ССП, конструировать Взаимодиктант. Написать сочине­ние-миниатюру Повторить изучен­ное по теме «Слож­носочиненные
ционный разбор сложносо­чиненного предложе­ния. Знаки препина­ния в ССП обоб­щающий урок Знаки препинания в ССП ССП разных видов, интона­ционно правильно оформ­лять, производить синони­мичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания «Наступление зимнего вечера», по возможности используя ССП предложения», ис­пользуя контроль­ные вопросы на с. 47. Выписать из ста­тей учебника лите­ратуры ССП с со­единительными, разделительными, противительными союзами
20. Контроль­ная работа Урок контроля Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный раз­бор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, произ­водить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с одно­родными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с норма­ми письма Диктант с грамма­тическим задани­ем
21. Сложно-подчинен­ные пред­ложения. Понятие о сложно-подчинен­ном пред­ложении. СПП, его граммати­ческие признаки Урок усвоения новых знаний Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интона­ция, подчинительные союзы, союзные слова Знать грамматические при­знаки СПП, его строение, средства связи частей, опо­знавать СПП в тексте, пра­вильно ставить знаки препи­нания Составить план параграфа, проил­люстрировать пункты плана своими примерами § 18, упр. 85 (прочи­тать, выписать, рас­ставляя пропущен­ные запятые, СПП в такой последова­тельности: придаточное поясня­ет слово главного; придаточное поясня­ет словосочетание; придаточное поясня­ет грамматическую основу главного; придаточное отно­сится ко всему глав­ному)
22. Место при­даточного предложе­ния по от­ношению к главному. Знаки пре­пинания в сложно-подчинен­ном пред­ложении Урок усвоения нового мате­риала Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грам­матическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания вСПП Уметь определять место при­даточного предложения по отношению к главному, пра­вильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП Комментирован­ное письмо. Со­ставить схемы сложноподчинен­ных предложений §19, упр. 89. Прочитать текст о художниках, иллюст­рировавших произ­ведения Пушкина. Согласны ли вы с авторской оценкой их творчества? Почему? Расставляя необхо­димые знаки препи­нания, выписать СПП, соответствую­щие схемам, данным в упражнении)
23-24. Р.р. Лингвис­тическое изложение с элемен­тами со-чинения-рассужде-ния в жан­ре научной статьи Уроки развития речи Лингвистическое изло­жение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи Уметь анализировать содер­жание, язык исходного текста, передавать подробно содер­жание лингвистического текста (Л. Успенский «Слово о сло­вах»), оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи (по проблеме «Язык как развивающееся явление»), придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка Изложение с эле­ментами сочине­ния-рассуждения
25. Союзы и союзные слова в сложно-подчинен­ном пред­ложении Урок усвоения нового мате­риала Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интона­ция, подчинительные союзы, союзные слова Знать средство связи частей в СПП, уметь различать под­чинительные союзы и союз­ные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки пре­пинания Конструирование СПП §20, упр. 97 (спи­сать, расставляя знаки препинания). В каких предложениях связь между главным и придаточным предложением осу­ществляется с по­мощью простых и составных союзов, в каких - с помощью союзных слов? Со­ставить схемы СПП с составными союзами
26. Роль ука­зательных слов в сложно-подчинен­ном пред­ложении Урок закреп­ления изучен­ного Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и син­таксические нормы Уметь опознавать указатель­ные слова в главной части СПП, выяснять характер от­ношений между указатель­ными словами в главном предложении и последующи­ми в придаточном, опреде­лять их синтаксическую функцию в главном предло­жении и роль в СПП, отли­чать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами Синтаксический и пунктуационный разбор. Взаимо­диктант §21, упр. 105 (запи­сать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания; ука­зать, какими частя­ми речи являются выделенные слова)
27. Р.р. Ре­цензия на прочитан­ное произ­ведение Урок развития речи Рецензия. Особенности жанра. Составление плана ре­цензии. Отбор языковых средств Уметь создавать рецензию на художественное произведе­ние или произведение науч­но-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художествен­ное своеобразие, компози­цию, язык произведения Работа с образ­цами. Составле­ние чернового ва­рианта Написать рецензию на прочитанное про­изведение
28. Основные группы сложно-подчинен­ных пред­ложений. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными оп­редели­тельными Урок усвоения новых знаний Основные группы слож­ноподчиненных пред­ложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с прида­точными определитель­ными Знать группы СПП по значе­нию и строению, уметь опре­делять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструиро­вать СПП разных видов, ин­тонационно и пунктуационно оформлять Синонимичная замена СПП с придаточным оп­ределительным на простые с обо­собленным опре­делением. Соста­вить схемы пред­ложений §22, упр. 115 (по данным схемам по­строить и записать сложноподчиненные предложения с оп­ределительной при­даточной частью)
29. Сложноподчиненные предложения с прида­точными определитель­ными Уметь опознавать СПП с при­даточными определительными в тексте по характеру смысло­вой связи между частями, зна- Составить описа­тельную миниа­тюру с СПП с при­даточными опре- §22. Выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» афо-
придаточ­ными оп­редели­тельными чению союзных слов, опреде­лять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определи­тельным делительными ризмы с придаточ­ными определи­тельными
30. Урок изучения нового мате­риала Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главно­го предложения с при­даточным. Синтаксиче­ские и пунктуационные нормы Знать место придаточных изъяснительных по отноше­нию к главному, средства связи придаточного с глав­ным, уметь различать подчи­нительные союзы и союзные слова Конструирование предложений по схемам §23, упр. 119 (со­ставить СПП изъяс­нительные, при­соединив придаточ­ные с помощью сою­зов чтобы или что)
31. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными изъ­яснитель­ными Урок закреп­ления изучен­ного Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главно­го предложения с при­даточным. Синтаксические и пунк­туационные нормы Уметь опознавать СПП с при­даточными изъяснительными по характеру смысловой свя­зи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструиро­вать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них Составить повест­вовательную ми­ниатюру с изъяс­нительной конст­рукцией §23. Выписать из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (от слов: «Это - тон­кая, умная, изящная и страстная коме­дия...») 6 СПП с придаточными оп­ределительными и изъяснительными, в которых бы харак­теризовались Чац­кий, его сторонники и противники
32. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными об- Урок усвоения нового мате­риала Виды придаточных об­стоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с прида­точными обстоятельст­венными. Знать виды обстоятельствен­ных придаточных, уметь опо­знавать СПП с придаточными обстоятельственными по ха­рактеру смысловой связи ме­жду частями, значению под- Объяснительный диктант §25, 26, упр. 128 (время можно выра­зить различными синтаксическими средствами). Пере­строить каждое
стоятель-ственны-ми. Слож­ноподчи­ненные предложе­ния с при­даточными времени и места Синонимия простых и сложных предложений чинительных союзов и союз­ных слов, производить сино­нимическую замену простых и сложных предложений, опо­знавать придаточные места и времени, определять их ме­сто по отношению к главной части предложение, ис­пользуя для выра­жения времени раз­ные синтаксические средства
33. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными вре­мени и места Урок закреп­ления изучен­ного Сложноподчиненные предложения с прида­точными времени и места Уметь употреблять СПП с придаточными места и вре­мени, производить синтакси­ческий, пунктуационный раз­бор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными прида­точными с союзными словами «где», «откуда», «куда» Подготовить уст­ное сообщение «Специфика при­даточных места и времени и их от­личие от прида­точных определи­тельных» Упр. 130 (составить четыре сложнопод­чиненных предло­жения с придаточ­ными места на тему «Я путешествую...»)
34. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными при­чины, следствия, условия Урок закреп­ления изучен­ного Структура СПП с прида­точными условия, при­чины, следствия и их отличие от других ви­дов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие прида­точные предложения с главным Уметь опознавать СПП с при­даточными причины, следст­вия, условия по характеру смысловой связи между час­тями, значению подчинитель­ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причи­ны и следствия, выявлять общее Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конст­рукции в рассуж­дение на задан­ную тему §26. Упр. 141. Прочитать отрывок из книги из­вестного физика К. И. Щелкина, опре­делить стиль текста, назвать использо­ванные в тексте язы­ковые средства, при­сущие данному сти­лю. Списать, рас­ставляя пропущен­ные знаки препина­ния. Составить схе­мы СПП
35. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с Урок за­крепле­ния изу­ченного Средства связи прида­точного с главным. Зна­ки препинания в СПП с придаточными уступки, Уметь опознавать СПП с при­даточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению под- Графический дик­тант. Конст­руирование пред­ложений §26, упр. 153. Про­читать, рассказать, с какими целями ездили за границу
придаточ­ными уступки, цели цели чинительных союзов, конст­руировать предложения с эти­ми видами придаточных, выра­зительно читать, употреблять в речи, производить синоними­ческую замену, выявлять об­щее между СПП с придаточ­ным уступительным и ССП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними известные русские филологи XIX века. Списать, расстав­ляя необходимые знаки препинания. Заключить в овал союз СПП с прида­точными цели
36. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными сравни­тельными, образа действия, меры, степени Урок закреп­ления изучен­ного Средства связи главно­го предложения с при­даточным. Синтаксиче­ские нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и про­стых предложений со сравнительным оборо­том. Значение сравнитель­ных конструкций в речи Уметь опознавать СПП с при­даточными образа действия, степени, сравнения по харак­теру смысловой связи между частями, значению подчини­тельных союзов, отличать СПП с придаточными сравне­ния от простых со сравни­тельным оборотом, оцени­вать роль придаточных об­раза действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конст­рукции и употреблять в речи Схематический диктант. Конст­руирование пред­ложений §27, упр. 165 (прочи­тать стихотворение В. Набокова). О чем написал поэт в своем произведении, какие чувства выразил в нем? Прокомменти­ровать последнюю строфу. Найти СПП, разобрать их
37. Различные способы выраже­ния срав­нения Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Отличие СПП с прида­точными сравнитель­ными от простых пред­ложений со сравни­тельным оборотом. Значение сравнитель­ных конструкций в речи Уметь определять значения сравнений, выраженные раз­личными способами: слово­сочетанием, фразеологиз­мом, сравнительным оборо­том, составное именное ска­зуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предло­жении с союзом «как», упот­реблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте Творческое спи­сывание Придумать предло­жения с различными способами выраже­ния сравнения
38. Система­тизация и обобще­ние изу­ченного по теме «Сложно-подчинен­ные пред­ложения» Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные пред­ложения, производить си­нонимическую замену подчи­нительных союзов и синтак­сических конструкций, опре­делять значение придаточных и разные способы его выра­жения, конструировать СПП с различными видами прида­точных, интонационно и пунк­туационно оформлять Написать не­большое сочине­ние-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточ­ными разных ви­дов Устное сообщение «Виды придаточных предложений»
39-40. Р.р. Сочи-нение-рассужде-ние о при­роде род­ного края, о родине Уроки развития речи Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине Уметь создавать текст-рас­суждение, осуществлять вы­бор языковых средств в соот­ветствии с темой, целями и стилем, отбирать необходи­мый фактический материал, свободно излагать свои мыс­ли, соблюдать нормы по­строения текста Сочинение
41. Сложно-подчинен­ные пред­ложения с нескольки­ми прида­точными. Знаки пре­пинания в них Урок закреп­ления изучен­ного Значения, способы и по­следовательность при­соединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и па­раллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими при­даточными. Синонимич­ная замена предложений Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за ис­пользованием сложных пред­ложений с несколькими прида­точными в текстах разных сти­лей и типов Объяснительный диктант §28. Упр.172. Спи­сать, расставляя знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Оп­ределить вид при­даточных и вид под­чинительной связи
42. Синтакси­ческий и пунктуа­ционный разбор сложно-подчинен­ного пред­ложения Повто-ритель-но-обоб-щающий урок Синтаксический и пунк­туационный разбор сложноподчиненного предложения Уметь определять вид прида­точного в СПП, выделять главную и придаточную час­ти, определять средства свя­зи, конструировать СПП, пользоваться синтаксически­ми синонимами, уметь нахо­дить СПП в художественных текстах Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор §29. Упр. 182 (спи­сать, произвести письменно синтак­сический и пунктуа­ционный разбор вы­деленных предло­жений)
43. Контроль­ная работа Урок контроля Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП Уметь производить структур­но-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуацион-но оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах раз­ных стилей и типов Комплексный ана­лиз текста (компо­зиционно-содер­жательный, типо­логический, сти­листический, язы­ковой анализ пра­вописания от­дельных слов и пунктуации в СПП)
44. Р.р. Со­общение на лин­гвистиче­скую тему. Реферат Урок развития речи Сообщение на лингвис­тическую тему как вид речевого высказывания научного стиля Уметь адекватно понимать информацию устного и пись­менного сообщения, читать тексты разных стилей и жан­ров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лин­гвистическими словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языко­выми средствами при пере­сказе научного текста с опо­рой на план; уметь использо­вать цитаты как средство пе­редачи чужой речи Составление пла­на, отбор рабоче­го материала к реферату на тему (по выбору): «Тол­ковый словарь -картина мира», «Употребление БСП в...», «Инди­видуальные осо­бенности пунктуа­ции писателя...», «Русский лин­гвист...» (Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов) Оформление реферата
45. Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения. Понятие о бессоюз­ном слож­ном пред­ложении. Интонация вБСП Урок усвоения нового мате­риала Бессоюзные предложе­ния, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП Знать грамматические при­знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина­ния Составление предложений по схемам §31-32. Записать 5-6 посло­виц (поговорок или афоризмов), пред­ставляющих собой БСП
46. Бессоюз­ные пред­ложения со значе­нием пе­речисле­ния. Запя­тая и точка с запятой в бессо­юзном сложном предложе­нии Урок усвоения нового мате­риала БСП со значением пе­речисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные осо­бенности БСП. Пунктуационные нормы Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисле­ния), расставлять знаки пре­пинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом от­ношения перечисления, кон­струировать БСП Осложненное спи­сывание §33. Упр. 193 (про­должить каждый данный пример, чтобы получились предложения сле­дующих типов: а) простое предло­жение с однород­ными членами (без союзов); б) БСП, между час­тями которого надо поставить запятые; в) БСП, между час­тями которого надо поставить точку с запятой
47-48. Р.р. Изло­жение с элемента­ми сочи­нения на морально-нравст­венную тему Уроки развития речи Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Ис­пользование изученных синтаксических конст­рукций Уметь воспринимать текст на слух, производить компози­ционно-содержательный ана­лиз текста, определять выра­зительные слова и конструк­ции для передачи темы, ос­новной мысли, сохранять структуру текста при воспро­изведении, делать краткие записи в виде перечня клю­чевых слов, фиксировать ос­новные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, раз­деляя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта Изложение с эле­ментами сочине­ния
49. Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения со Урок усвоения новых знаний Бессоюзные сложные предложения со значе­нием причины, поясне­ния, дополнения. Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, поясне- Прочитать отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людми- §34, упр.198 (закон­чить начатые пред­ложения так, чтобы получились БСП,
значением причины, пояснения, дополне­ния. Двоеточие в бессоюз­ном слож­ном пред­ложении Двоеточие в бессоюз­ном сложном предло­жении ния, дополнения), конструи­ровать предложения с дан­ными значениями, интонаци­онно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП ла» от слов: «Там чудеса...». Отве­тить на вопросы: «Почему после за­чина строфы стоит двоеточие?», «Ка­кую роль оно вы­полняет?», «На какое чтение по­следующих строк настраивает?» подчеркнуть глав­ные члены в запи­санных предложе­ниях, указать наре­чия)
50. Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения со значе­нием про­тивопо­ставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюз­ном слож­ном пред­ложении Урок усвоения новых знаний Бессоюзные сложные предложения со значе­нием противопоставле­ния, времени,условия и следствия. Тире в бес­союзном сложном пред­ложении Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отно­шения (противопоставления, времени, условия и следст­вия), конструировать предло­жения с данными значения­ми, интонационно и пунктуа­ционно оформлять, вырази­тельно читать, передавая го­лосом смысловые отношения между частями БСП Составить и запи­сать тезисный план параграфа, проиллюстриро­вать своими при­мерами § 35. БСП широко ис­пользуются в устной разговорной речи, а также в произведе­ниях художественной литературы, особен­но в диалогах и мо­нологах героев, когда писатели стремятся отразить особенно­сти синтаксиса уст­ной речи. Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессо­юзные предложения. Выписать их и объ­яснить постановку знаков препинания
51-52. Системати­зация и обобщение изученного по теме «Бессоюз­ное слож­ное пред­ложение». Синтакси­ческий и пунктуаци- Повто-ритель-но-обоб-щающие уроки Диктант «Прове­ряю себя» Контрольные вопро­сы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения 2 БСП с многознач­ными отношениями между частями
онный раз­бор бессо­юзного предложе­ния
53. Контроль­ная работа Урок контроля Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и пись­менного синтаксическо­го и пунктуационного разбора Уметь опознавать БСП в тек­сте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смы­словые отношения между частями, конструировать, со­ставлять схемы, выразитель­но читать, употреблять в соб­ственной речи, производить синонимическую замену сложных предложений с со­юзной и бессоюзной связью Тест Подготовить устное сообщение на вы­бор: «Двоеточие в простом и сложном предложении», «Ти­ре в простом и сложном предложе­нии»
54. Сложные предложе­ния с раз­личными видами связи Урок усвоения нового мате­риала Структурные особенно­сти сложного предло­жения с разными ви­дами связи. Употребление союзной (сочинительной и под­чинительной) и бессо­юзной связи в сложных предложениях Знать структурные особенно­сти сложного предложения с разными видами связи, ос­новные разновидности пред­ложений в зависимости от сочетания видов связи: сочи­нительной и подчинительной, подчинительной и бессоюз­ной, сочинительной и бессо­юзной, сочинительной, под­чинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуаци­онные особенности сложных предложений с разными ви­дами связи Составление предложений по схемам. Состав­ление схем §37. Упр. 212. Про­читать, выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о 2-х ситуациях, а затем те, в которых сообщается о 3-х и более. В сложных предложениях с раз­ными видами связи пронумеровать про­стые предложения и составить их схемы. Подготовить рекламу катка по картине М. К. Финогеновой «Каток для начи­нающих», чтобы её можно было пере­дать по радио в на­шем городе
55. Знаки пре­пинания в сложных предложе­ниях с раз­личными видами связи Урок закреп­ления изучен­ного Знаки препинания в предложениях с раз­личными видами связи. Сочетание знаков пре­пинания. Сочинительные и под­чинительные союзы Уметь производить синтакси­ческий разбор и конструиро­вать сложные предложения с разными видами связи, ста­вить знаки препинания, выра­зительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах Творческий дик­тант §38. Упр. 217. Прочи­тать и определить основную мысль тек­ста. Списать, выде­лив следующие аб­зацы: 1)введение, содержащее пробле­му текста и ил­люстрированную обоснованность по­становки проблемы, 2) основную часть текста, 3) заключе­ние, обобщающее информативное со­держание текста. Расставить пропу­щенные знаки препи­нания. Подчеркнуть сочинительные и подчинительные союзы, расположен­ные рядом в много­членном сложном предложении с раз­ными видами связи. Объяснить постанов­ку запятых между ними
56. Синтакси­ческий и пунктуа­ционный разбор сложного предложе­ния с раз­личными видами связи Повто­ритель­но- обоб­щающий урок Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес­союзной связи, разное сочетание видов связи Уметь конструировать пред­ложения, выявлять смысло­вые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунк-туационно оформлять, нахо­дить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунк­туацию П редуп редител ь-ный диктант Подготовить сообще­ния по темам (на вы­бор): «Все народы меня­ются словами» (В. Белинский), «Устаревшие слова как живые свидетели истории», «Русский язык может, как жизнь, обога­щаться ежеминутно» (Н. Гоголь)
| следующая лекция ==>

Оптимизации процесса обучения на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся

Цель моей работы - повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

    выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка;

    проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

    обобщить дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

    составить систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления школьников.

Чтобы решить поставленные задачи необходима технология реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках русского языка. Данная технология включает 3 этапа: 1- подготовительный, 2-основной, 3 – регулировочный. На первом этапе я изучила литературу по теме, проанализировала программы и учебники по русскому языку. На этом же этапе была проведена диагностика интеллектуального развития учащихся, анкетирование по выявлению интереса учащихся к русскому языку. Были определены наиболее эффективные педагогические условия и подобраны показатели оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка, по которым в дальнейшем я оценивала результативность своей работы.

Второй этап - основной. На этом этапе я применяла намеченные педагогические условия на практике, вела контроль и оценку работы по комплексному их применению в процессе обучения.

Третий этап – регулировочный . На нем оценивались результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировались причины положительных и отрицательных изменений, планировались дальнейшие действия по устранению негативных признаков и корректировалось содержание технологических этапов. Но в связи с тем, что и на втором этапе осуществлялся промежуточный мониторинг оценки работы, анализ результатов, то можно сказать, что основной и регулировочный этап протекали параллельно.

Я изучила педагогическую литературу по теме, проанализировала свой опыт работы и опыт моих коллег, что позволило мне сформулировать педагогические условия оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка:

Первое педагогическое условие использование игровых технологий. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра. Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Мною был подобран комплекс игр для уроков русского языка . Все игры разбиты на блоки. Каждый блок имеет свою направленность: на развитие памяти школьников, на развитие внимания, мышления. Наша классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики ; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры ( фонемное различение слов, оглушение и озвончение)

2. Лексико-фразеологические игры (на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации»).

3. Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы»)

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис . Среди интеллектуально-развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Учащимся нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Считаю отгадывание загадок школьниками – процесс творческий, а сама загадка – творческая задача, активизирующая мышление. На уроках русского языка учу детей составлять загадки, используя признаки предметов. Составляю кроссворды из слов-отгадок на нужное правило, провожу словарную работу, словарные диктанты. Очень эффективно проходит письмо по памяти, так как дети с удовольствием запоминают и пишут загадки, даже очень объемные. Учащиеся используют загадки, когда составляют буклеты, книжки-малышки, работая в творческих группах. Учатся сравнивать народные и авторские загадки и сочиняют их сами. Если учащиеся обычно неохотно выполняют задания на карточках, то эти карточки пользуются у ребят большой популярностью и позволяют повысить качество знаний, развивают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность и познавательную активность.

Второе педагогическое условие - использование исследовательских технологий (проблемно-поисковые). «Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение» . Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания, преподнесенные в одной и той же форме, теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение, группировку, классификацию. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на более трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых» - задачи всем одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. Проблемные задания могут быть даны с использованием шарад, загадок.

Третье педагогическое условие решение нестандартных лингвистических задач, загадок, шуток, создание алгоритмов.

В начальной школе дети уже могут подбирать и создавать тексты, находить и решать нестандартные лингвистические задачи, выводить алгоритмы. Я учу детей не только составлять алгоритмы, но и упрощать их. Например, при изучении темы: «Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений» дети составляют алгоритм.

Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных

1,2,3 склонений

Приведенный выше алгоритм кажется кратким, но это не так. Для того, чтобы выполнить 3 «шаг» данного алгоритма, надо вспомнить следующую таблицу.

Безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонений в родительном, дательном, предложном падежах

На данном уроке дети решали проблему сокращения этого алгоритма. Для этого они склоняли существительное 1 склонения – страна, 2 склонения – село, у которых всегда ударные окончания. В результате сравнения они пришли к выводу: существительные 1-2 склонения достаточно проверить словом земля. Появляется рациональный алгоритм, указанный в следующей таблице.

Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений

После такой работы учащиеся грамотно пишут окончания существительных, умеют применять алгоритм в трудной ситуации, например, во время диктанта, когда на обдумывание отводится очень мало времени.

Четвертое педагогическое условие использование информационных технологий.

Считаю, что важная роль по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям , внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Стараюсь использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки знаний. Вначале я проводила уроки с одним компьютером. Задания для детей выводились на большой экран. Постепенно, по мере овладения учащимися компьютером, все больше заданий дети выполняли на компьютерах самостоятельно.

Главной проблемой для меня была логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимыми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тетради. Правописание предполагает сознательный двигательный навык, а написание буквы и простое нажатие клавиши с этой буквой – вещи разные.

Конечно, играет свою положительную роль и орфографическая работа на компьютере: вставляя пропущенную букву в слово, ученик определяет тип орфограммы, вспоминает соответствующее правило, подбирает проверочные слова. Но всегда помню, что такая работа не может заменить обычного диктанта или творческого письма. Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Иногда для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает с сигнальными карточками, показывая парную согласную в корне слова. Слова даю более сложной структуры. В это время к компьютеру приглашаю учеников, допускающих ошибки на данную орфограмму. Задание то же, но уровень трудности ниже, слова менее сложные. Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету.

С помощью компьютера дети с удовольствием создавали загадки, сказки, рассказы. В творческих работах принимали активное участие даже те ученики, у которых не все в порядке с каллиграфией, которые боялись сделать ошибки. Компьютер помогал преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывал положительное отношение к языку и изучаемому предмету.

Хочется сказать, что широкое использование компьютеров в школе дает возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда даже такой не очень любимый некоторыми школьниками предмет как русский язык имеет равные с другими предметами шансы стать любимым детьми, что и произошло в моем классе.

Пятое педагогическое условие - использование нетрадиционных типов уроков . По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и тип нетрадиционного урока. Если для учащихся 5-6 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок-игра, то для учащихся 7-9 классов выбираю другие уроки: урок-семинар, урок-конференция, урок-заседание ученого совета и другие. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков заранее готовится не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.

Шестое педагогическое условие межпредметная интеграция . На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки , которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету. Для определения влияния интегрированных уроков на качество знаний учащихся был проведен эксперимент в 5 классах. Ставилась задача сравнить качество знаний, полученных на интегрированных уроках русского языка и музыки, истории и на обычных уроках в параллельном классе. Диагностика проводилась в форме мониторинга знаний, умений и навыков, полученных после изучения нескольких тем. Из графика видно, что качество знаний по русскому языку в 5 а классе после проведения интегрированных уроков увеличилось на (с 72% до 88 %)12 %, а в 5 б классе – всего (с 68% до 72%) на 4%. В 5 б классе, где уроки были проведены в традиционной форме, качество знаний осталось почти без изменений.

Принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, надо отметить, что на интегрированных уроках дети были заинтересованнее, внимательнее, сосредоточеннее, активнее, что отразилось и на качестве знаний.

Седьмое условие использование блок-схем, опор . Для лучшего усвоения материала использую схемы-опоры, которые, пользуясь все тем же методом проектов, создают творческие группы или отдельные учащиеся

Широко использую в работе блок-схемы. Каждый ученик получает блок-схему с текстовым материалом, который является исходным для работы, а также в ней даются разнообразные задания. Работая по блок-схеме, учащиеся по плану выполняют задания, отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы. Блок составляет стержень, вокруг которого выстраивается урок с применением разнообразных приемов и средств обучения. Урок может идти по схеме, возможен обмен впечатлениями, главное – работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. Отмечу, что блок-схемы позволяют избежать перенасыщенности и пустот на уроках, придают урокам стройность, четкость.

Итак, я старалась обучение русскому языку решать в аспекте языковой компетентности личности ребенка, что предполагает изучение закономерностей функционирования языковых единиц в речи в целях общения. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность.

Результативность опыта

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

I Были выявлены наиболее эффективные педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка:

    Использование игровых технологий.

    Использование исследовательских технологий.

    Решение нестандартных лингвистических задач.

    Использование информационных технологий.

    Использование нетрадиционных типов уроков.

    Межпредметная интеграция.

    Использование блок-схем, схем-опор.

II. Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку.

III У школьников данного класса значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

IV Были подобраны :

    Дидактический материал по русскому языку.

    Игры по русскому языку, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

    Подобран комплекс разноуровневых заданий для учащихся по основным темам программы по русскому языку.

    Планирование интегрированных уроков для 5-х классов.

Ученики данного класса имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации процесса обучения на уроках русского языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Читайте также: