Зрение у новорожденных: мир глазами младенца. Зрение у новорожденного

При рождении малыша его зрительная система обладает отдельными рефлексами. Несмотря на то что зрение у новорожденных несовершенно, зрачки реагируют на свет, есть движение глаз и поворот головы на движущийся объект. Остальные зрительные рефлексы формируются, развиваются и усовершенствуются параллельно со взрослением ребенка.

Как видит новорожденный?

Исследования доказали, что малыш замечает яркие вспышки еще в утробе матери. При появлении на свет перед глазами ребенка возникают нечеткие, размытые предметы. Острота зрения в этот период одна тысячная от 100%, а укороченная зрительная ось обуславливает характерную дальнозоркость. Зрение у новорожденного ребенка сильно отличается, он не видит как взрослый человек. Вот что замечает он после рождения:

  • Воспринимает свет, при ярких отблесках зажмуривает глазки.
  • Улавливает силуэты, формы предметов, которые находятся в 20-25 см от него, все остальные объекты сливаются в серые пятна.
  • Различает лица людей, которые склоняются над ним, но родных он узнает по запаху.
  • Все объекты воспринимаются в черно-белых тонах. В первые дни жизни ребенок начинает различать ярко-красный цвет.

У младенцев после рождения может наблюдаться нескоординированные движения органов зрения, но в течение 6 месяцев все приходит в норму. Кроме того, вместе с увеличением размеров происходит изменение формы, в связи с этим проходит дальнозоркость. Если наблюдаются стойкие отклонения, нужна консультация специалиста.

Размеры глаза

Орган зрительной системы растет до 21 года и достигает в размерах приблизительно 24 мм.


В этот период глазные яблоки малыша по размеру составляют больше половины взрослого человека.

У грудничков размер глазного яблока довольно большой - 65% от величины взрослого органа. Несмотря на это, в первый год жизни оно интенсивно растет, и уже к 2 года его размер увеличивается на 40%. Но в этот период рост приостанавливается, вступая в фазу медленного развития, и возобновляется в возрасте 12-14 лет. Масса зрительного органа малыша меньше чем у совершеннолетних в 3 раза и составляет 2,3 грамма.

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8-10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Второй месяц


На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Зрение в полгода


К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3-4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

На первом году жизни происходят сильные изменения и полная трансформация зрительных функций.

Обследование зрения новорожденных


Первый осмотр у врача малыш проходит сразу после своего рождения.

Первый осмотр проводит врач-неонатолог при рождении. Он позволяет выявить врожденные патологии. Но многие болезни проявляются через время, поэтому через 1 месяц жизни малышу нужно пройти осмотр у офтальмолога. В этом возрасте специалист проводит осмотр: форма, размер, чистота склер, простые рефлексы. Следующий осмотр должен состояться в полгода, у недоношенных деток обязательно проводят проверку в 3 месяца, а затем уже в 6.

У полугодовалого малыша можно визуально оценить зрительные функции, а также проверить двигательную функцию, синхронность взгляда, фокусировку, приспособление органа к изменениям. Если возникают сомнения, в помощь для проверки зрения приходит специальная таблица. Одна половина которой белая, вторая разделена горизонтальными черными полосами. Если полосатая часть привлекает внимание малыша, при этом один глазик прикрыт, со зрительным восприятием все в порядке.

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения - во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде - из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев - зеленый и только потом - синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием - волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц . Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну.
  • Зрение новорожденного в 2 месяца . Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает. Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди.
  • Зрение новорожденного в 3 месяца . Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев.
  • Зрение новорожденного в 4 месяца . Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет.
  • Зрение ребенка в 5 месяцев . Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие.
  • Зрение ребенка в 6 месяцев . Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры.

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске - не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими - сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом - лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально - в возрасте после 2 месяцев, вертикально - в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза.

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.

Специально для - Лариса Незабудкина

Приблизительно 80% окружающей информации человек получает посредством зрения, при этом за восприятие окружающего мира отвечает зрительный анализатор.

Зрение у ребёнка формируется ещё в утробе матери вместе с другими системами, но даже при появлении малыша на свет зрительные органы ещё несовершенны, поэтому в течение первых нескольких лет жизни ребёнка его зрение развивается.

Хорошее зрение позволяет малышу познавать окружающий мир, анализировать, учиться, а также способствует крепкому здоровью, ведь у слабовидящих детей, как правило, слабое здоровье и физическая форма, и все это из-за того, что все системы организма имеют прочные связи.

Особенности зрения у новорождённого, этапы его развития

Существует заблуждение, что в младенчестве дети видят все предметы окружающего мира вверх ногами. Но это не совсем так, в раннем возрасте малыши воспринимают объекты повёрнутыми под 90-градусным наклоном.

Каждый день у новорождённого происходят малейшие изменения зрения, с каждым месяцем кроха начинает воспринимать всё больше и больше деталей и к одному году зрение восстанавливается настолько, что малыш видит 1/3 того, что могут видеть взрослые с хорошим зрением.

Зрение новорождённого на первом месяце жизни

Стоит отметить, что малыш уже рождается не слепым, его глаза реагируют на свет. В первый месяц своей жизни ребёнок воспринимает мир в чёрно-белой гамме, поскольку его глазки не развились настолько, чтобы различать другие цвета.

Кроме того, новорождённые в это время способны видеть черты крупных объектов, а также отличать свет от тени, кстати, при близком расстоянии (20-30 сантиметром) малыши видят абсолютно все и даже в мельчайших деталях, только картинка размыта.

Некоторые малыши на первом месяце жизни могут иметь косоглазие, но пугаться этого не стоит, так как зрительные мышцы ещё слабые и пока не могут контролировать движение глазных яблок, со временем это должно пройти.

Второй и третий месяц

Прогресс второго месяца заключается в том, что малыш учится видеть яркие цвета, однако, отличить похожие друг от друга тона, например, синий и голубой, ему ещё не под силу. Помимо этого, новорождённый может улавливать движение предметов , которые движутся по горизонтали, способен останавливать на них взгляд и следить глазами.

Если до двух месяцев ребёнок воспринимал мир в размытом виде, то теперь у его зрения появляется резкость.

По прошествии двух месяцев новорождённый начинает лучше и дальше видеть предметы, может дольше концентрироваться на движущихся объектах. Также младенец способен различать лица родственников, которые проживают с ним в одном пространстве.

Развитие мозга на 4 и 5 месяце

С каждым месяцем происходит всё большее развитие головного мозга у малыша, благодаря чему в возрасте четырёх месяцев кроха способна определить расстояние до интересующего предмета и схватить его, поэтому родителям следует расширять кругозор ребёнка и предлагать ему разные детские игрушки.

К пяти месяцам ребёнок начинает осознавать, что тот или иной предмет существует в пространстве, даже если его на данный момент не видно. Также малыш способен узнать предметы, которые видел раньше, даже если их показать не целиком. В это же время большими темпами происходит развитие цветного восприятия мира, способность отличать друг от друга похожие оттенки.

Шестой, седьмой и восьмой месяц после рождения

По достижению шести месяцев кроха совершенствует свой хватательный рефлекс, это можно увидеть, протянув ребёнку свой палец. Происходит восприятие простых фигур, малыш может подолгу задерживать и фокусировать свой взгляд на интересующем объекте.

В семь месяцев малыш уже обладает хорошей остротой и глубиной зрения, сравнимой даже с этими же параметрами у взрослого.

Восьмимесячный ребёнок способен отличить лица людей и облик предметов, которые расположены в дальнем углу комнаты. В это же время устанавливается постоянная окраска радужной оболочки глаза, со временем может только немного измениться её оттенок.

Становление зрения к году

Годовалый малыш способен рассматривать узоры на объектах, расположенный в непосредственной близости от него. В книжках ему нравится рассматривать цветные изображения и иллюстрации. Стоит читать ребёнку короткие рассказы, при этом уделяя внимание и картинкам.

Стоит добавить, что зрение новорождённого, этапы развития органов зрения у разных малышей проходят по-разному, поэтому нет оснований пугаться, если развитие той или иной зрительной способности проходит с опозданием в несколько недель.

На что родителям необходимо обращать внимание?

Маме и папе стоит обращать внимание на то, как протекает процесс формирования зрения у их малыша. Стоит помогать ребёнку на всех этапах, чтобы данный процесс совершался в пределах нормы. Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика.

Очень важно общаться с крохой , рассказывая ему о предметах и объектах окружающего мира, цветах, при это стоит показывать то, о чём сейчас идёт речь.

Лучше всего приобрести в кроватку специальные крутящиеся мобили и подвески, на которых бодрствующий малыш будет фокусировать своё внимание. Самыми подходящими цветами для этих предметов являются ярко-красные и огненно-оранжевые оттенки, в сочетании с синими и зелёными тонами.

Строение органов зрения новорождённого

По мере роста ребёнка его органы зрения, а, точнее, глазное яблоко изменяется незначительно. Наибольший рост этого органа происходит на первом году жизни малыша. Новорождённый имеет глазное яблоко, которое меньше на шесть миллиметров, нежели глазное яблоко взрослого человека, поэтому недавно появившейся на свет малыш обладает дальнозоркостью.

Роговица новорождённо изменяется также медленными темпами, она немного выпукла и имеет форму валика, кроме того, роговица имеет чёткую границу с белковой оболочкой. Через неё не проходят кровеносные сосуды, поэтому она полностью прозрачна. Однако у только что родившихся детей роговица может немного отечь и потерять свою прозрачность, но это проходит через неделю.

Радужная оболочка помогает глазу подстраиваться под изменения освещённости. Радужная оболочка имеет цвет, обусловленный количеством пигмента, содержащегося в ней: чем больше этого пигмента, тем темнее цвет глаз. Дети рождаются с маленьким количеством пигмента в радужной оболочке, поэтому их глаза чаще всего имеет голубую окраску, но с возрастом происходит увеличение этого пигмента.

Сетчатка – это пленочка, которой устланы стенки глаза. Именно она отвечает за восприятие цветов окружающего мира. У новорождённых сетчатка развита неполноценно, поэтому первоначально дети видят только чёрные и белые цвета.

Помимо прочего, у новорождённого присутствует мигательный рефлекс, то есть малыш мигает и жмуриться только от изменения света, а иные движения перед его лицом воспринимаются ребёнком с широко открытыми глазами.

Правильное формирование органов зрения у новорождённого?

Чтобы избежать заболеваний , связанных со зрением, родителям необходимо знать, как должны выглядеть и реагировать на изменение окружающей среды зрительные органы.

  1. Размер зрачков и их реакция на свет. Зрачки ребёнка должны иметь одинаковый размер, а при ярком освещении должны одинаково сужаться.
  2. Глазные яблоки и их размер. У глазных яблок также должен быть одинаковый размер, при этом они не должны быть излишне выпуклыми или, наоборот, иметь непропорционально маленькие размеры. Причиной выпуклых глазок может быть врождённая глаукома, которая без лечения способна привести к слепоте.
  3. Фиксирование взгляда на близкорасположенных объектах. Глаза двухмесячных малышей должны быть направлены в сторону движущегося предмета, при этом оба глаза должны смотреть в одном направлении.

Проверка зрения у новорождённого

В первый раз глазки ребёнку осматривают ещё в роддоме сразу после рождения, а затем родителям вместе с малышом необходимо будет проходить плановые проверки в один месяц, три, шесть и в год. Но при малейшем подозрении на отклонение в развитии зрительных органов стоит прийти на осмотр к врачу-окулисту и внепланово.

Внепланового посещения врача требуют следующие случаи:

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1-+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.
Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.
В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.
Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

  • 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

  • 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.
Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

  • 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.
4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

  • 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.
В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.
На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.
После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.
Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда. Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.
Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

  • зрачки разного диаметра;
  • не сужаются зрачки при ярком свете;
  • ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;
  • после 3 месяцев не проходит косоглазие;
  • частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям. Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Зрение — волшебный дар, данный нам природой. Берегите своего ребенка, внимательно следите за его развитием, регулярно посещайте офтальмолога , чтобы не получить проблем, которые не всегда удается решить.

Читайте также: