Храм Эрехтейон в Афинах: история, мифы и интересные факты. Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона. Портик кариатид




.
.









Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на афинском Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
1.


На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном за право покровительства над Афинами. Посейдон подарил афинянам источник с водой, а Афина оливу. Афиняне посчитали подарок Афины более ценным подарком и выбрали Афину. Храм назван в честь одного из первых царей Афин - Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.
2.

Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон? Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина отдала младенца, закрытого в ларце, трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма.Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.
3.

Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады. Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.
4.

Эрехтейон был также задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Однако из-за пелопонесской войны строительство началось лишь только в 421 г. до н.э. после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось в 406 г. до н.э. архитектором Филоклом. Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона.
5.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность. Храм стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров.
6.Стена сложена из светлых тёмных блоков. Как утверждал наш экскурсовод тёмные блоки остатки храма. А светлые, новые, чтобы достроить стену.

В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм. Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.
7.

Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в 7 веке, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Восточная галерея храма была украшена шестью ионическими колонными и вела в ту часть храма, которая была посвящена Афине. Над трехступенчатым ионическим архитравом был расположен фриз из элевсинского мрамора, на котором располагались рельефы из белого мрамора. К сожалению, те фрагменты, которые сохранились, не в состоянии помочь восстановить общую картину, которую они представляли.
8.

9. Интересно. Как в таком небольшом помещении мог размещаться целый гарем?

В мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Афиняне верили, что статуя эта была высечена не человеческой, а божественной рукой одного из олимпийских богов, чтобы почтить город Кекропа. Во время Панафинейских торжеств эту статую одевали в пеплос - мантию, которая была выткана молодыми жрицами, служительницами храма. Перед статуей богини горела негасимая золотая лампа, чей дым подымался высоко в небо через пальмовый ствол.
10.

11.

Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвященной Посейдону и Эрехтею. Этот участок храма был ниже на три метра, чем часть храма, посвященная Афине, и разделялся на две части.
12.

В восточной части поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, ведший к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.
13.

Западная часть храма называлась “предустьем” и отождествлялась с Эрехтеевым морем, или ключом воды, который выбил Посейдон во время спора с Афиной.
14.

Северный портик храма состоял из четырех колонн на фасаде и двух торцовых колонн, и украшался лепниной. На его перекрытии имелось отверстие, которое никогда не было заделано, потому что люди верили, что его пробил сам Зевс ударом своей молнии. В полу также было отверстие, к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу.
15.

В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм во имя Богоматери.
16. Восстановление не прекращается.

После захвата города турками Эрехтейон был превращен в гарем турецкого правителя Афин. Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии.
17.

В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный ущерб.В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевез одну из кариатид Эрехтейона в Британию. В настоящее время она, вместе с фризом из коллекции лорда Элджина, находится в Британском музее. Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боев греков за независимость. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны.

Эрехтейон (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Эрехтейон, расположенный на северной стороне Акрополя, - один из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 гг. до н. э. и по праву считается одним из самых ценных памятников архитектуры в греческой столице.

Согласно древнегреческому мифу, богиня Афина вела с Посейдоном жестокие споры о том, кому править и властвовать в Афинах. В том самом месте, где Посейдон в гневе ударил трезубцем, а Афина Паллада показала афинянам оливковое дерево, и был построен Эрехтейон.

Оливковое дерево у западного фасада храма растет и сегодня, правда, посадили его уже не древнегреческие боги, а реставраторы в начале 20 века.

У историков и исследователей было много вопросов о том, почему храм, посвященный богине Афине, называется Эрехтейон, что в переводе как раз означает «храм Эрехтея». Самая популярная легенда рассказывает, что в древние времена в храме бил соленый источник, который Посейдон высек из скалы своим трезубцем. В самом же храме хранилась деревянная статуя Афины, которая упала сюда с небес, золотой светильник работы Каллимаха, статуя Гермеса, а также алтарь бога ремесел Гефеста. Кроме всего прочего, здесь был похоронен мифический царь Афин Эрехтей, в его честь и назвали храм.

Никаких следов от этих ценных артефактов не осталось, и даже неизвестно, существовали ли они на самом деле, но зато по сей день у западного фасада храма можно увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа - сына Эрехтея.

Что посмотреть

Эрехтейон не похож на остальные древнегреческие храмы - из-за своих малых размеров и необычной асимметричности он напоминает скорее жилой дом. Асимметричность постройки связана в первую очередь с неровным рельефом земли, а также с изобилием святилищ, которые располагались здесь в древние времена.

Сам храм выстроен в ионическом стиле и имел два парадных входа, с севера и востока, которые были обозначены небольшими портиками на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями, и сегодня это один из наиболее хорошо сохранившихся со времен Перикла образцов наличника. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине Палладе, а западная - Посейдону.

Во времена власти Византии в Эрехтейоне устроили христианскую молельню, которая простояла до 17 века в хорошем состоянии. Но в 1687 году во время нападения войска Венеции храм очень сильно пострадал и с тех пор находится в руинированном состоянии.

Архитрав подпирают кариатиды - шесть мраморных женских фигур высотой 2,10 м каждая, главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все шесть кариатид заменены на точные копии, оригиналы же отправлены в музеи. Пять кариатид хранятся в музее Акрополя , а одна - в Британском музее .

Все архитектурное сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, который до наших дней не дожил. Найденные обломки также хранятся в Музее Акрополя. Из внутреннего убранства Эхтерейона не сохранилось ничего, поэтому можно только догадываться, каким роскошным оно было.

Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для туристов.

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом: с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта): с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На Акрополе
Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик - это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.
Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.



Вид на портик кариатид с юго-востока

Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь - на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян - деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
Дельфы, музей

Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют "коры" (в переводе "девы"). Слово "кариатида" ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название "кариатида" с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды - колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки - жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.



Вид на портик кариатид с запада

Высота кариатид - 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, - 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.
Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева - на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


Вид на портик кариатид с юго-запада

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


Вид на портик кариатид с юга

Процессия - ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр - празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды - девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе - гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
Афины, Новый музей Акрополя

С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур - одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


ВИд на портик кариатид с юго-востока

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

В музеях
Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное - кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


Подлинники кариатид в Новом музее Акрополя

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.

Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной - пропуск, одна - почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

В веках
Кариатиды в мировом искусстве - тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. - конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания. Конец 19 века.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача "Милос" в Феодосии …


Кариатида и атлант.

В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

Эрехтейон — это еще один из античных храмов — памятник древнегреческой архитектуры. Он тоже находится в составе ансамбля афинского Акрополя и расположен севернее Парфенона. Он был построен в 421 — 406 годах до нашей эры. Основной отличительной чертой Эрехтейона является применение ионического ордера в архитектуре.

Слово » Эрехтейон» обозначает » храм Эрехтея». Этот небольшой храм весьма изящной и воздушной конструкции был воздвигнут в честь верховной богини Афины, бога морей Посейдона и царя Эрехтея, который правил Афинами на тот момент.

Архитектура храма.

Во время Никиева мира на Акрополе был возведен еще одни храм. Напротив северной колоннады словно яркая звезда горит освещенная солнцем южная стена Эрехтейона. У края стены шесть мраморных дев поддерживают перекрытие. Это прославленный » Портик кариатид».

Кариатиды выполнены в виде девушек в ношей на голове. Они высокие и стройные, но абсолютно все одинаковые — их фигуры лишены свободы, присущей гениальным творениям скульптора Фидия. Именно в однообразии скульптур зритель ощущает пассивность и подчинение внешней силе.

Эрехтейон расположен как раз в том месте, где скала Акрополя резко понижается в северо — западном направлении. Благодаря особенностям рельефа, портик с северной стороны получается выше, чем с восточной. Большой северный портик выступает дальше восточного, и это уравновешивает здание и придает ему живописный и уникальный .

Во времена творчества скульптора Фидия в античной были распространены дорические колонны, отличающиеся большей тяжеловесностью и монументальностью очертаний. Но уже с конца 5 века до нашей эры в Афинах предпочитали ионический ордер при постройке колонн.

Культовое значение храма.

Северный портик ведет в святилище богини Афины — туда, где хранилась деревянная статуя, якобы упавшая с неба. Из святилища Афины дверь вела в маленький дворик, где росло одно — единственное на всем Акрополе оливковое дерево. Именно на этом месте Афина якобы совершила свое чудо, а дерево — это и есть та самая священная олива.

Восточный портик вел в святилище бога морей — Посейдона, где можно было увидеть три борозды, которые якобы были следом от трезубца Повелителя воды. Эрехтейон был построен на месте, где согласно древнегреческой мифологии произошел спор между богиней Афиной и Посейдоном.

Именно в этом храме хранились самые ценные культовые реликвии всего города — полиса Афин:

  • деревянная статуя богини Афины, упавшая с неба;
  • статуя бога Гермеса;
  • золотой светильник, сделанный Каллимахом, который обладал поистине мистической способностью гореть все время, хотя масло в него добавляли только один раз в год.

История Эрехтейона.

Интересна и по — своему драматична история строительства Эрехтейона. Начало его постройки было положено в 421 году до нашей эры, и храм был закончен в 406 году до нашей эры, как раз накануне крушения города — полиса Афин.

Пелопонесская война завершилась в 404 году до нашей эры поражением Афин, разрушением городских стен и гавани. Однако греки считали святыней важного значения для всей Древней Эллады, поэтому святилище и все его храмы не пострадали.

В первой половине 5 века до нашей эры Афины оставались центром науки и искусств Древней Греции. Эллинистические цари, последовавшие Александру, считали себя богами. Они требовали, чтобы в городах в их честь воздвигали статуи, у подножия которых в праздничные дни приносили бы жертвоприношения.

Во 2 веке до нашей эры Древнюю Грецию покорили римляне. Завоеватели осознавали, насколько греческая культура выше их собственной. Спустя столетие римская власть стала подчеркнуто бережно относиться к прославленным святилищам. Римляне относились к демократическому прошлому Эллады как к своей собственной предистории.

К конце 4 века нашей эры Греция была опустошена воинственными племенами вестготтов, которые нанесли большой урон культурному наследию античности. Так, они уничтожили бронзовую статую Афины — Воительницы, просто переплавив ее, как кусок металла. Однако к постройкам афинского Акрополя варвары в целом относились с равнодушным уважением.

С приходом правления Византии Эрехтейон превратился в христианский храм, и именно это позволило этому уникальному шедевру архитектуры сохраниться практически до конца 17 века. Однако в 1687 году храм серьезно пострадал по время осады Афин венецианскими войсками.

Впоследствии разрушенные фрагменты были поставлены на место, но с тех пор Эрехтейон представляет собой всего лишь развалины, потому что о полноценном восстановлении здания речь не шла. Из всего сооружения лучше всего сохранился портик на Северной стороне храма. Именно по его роскошной отделке можно судить о былом великолепии и величественности Эрехтейона.

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.













Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Читайте также: