Консультирование родителей детей с овз. Консультация для родителей «Кто такие дети с ОВЗ

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития .

Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

В рамках работы с родителями используются самые разнообразные традиционные и не традиционные формы, такие, как родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные и групповые консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги и многие другие.

«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ»

Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи .

Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.

Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Темы консультаций:

1. Использование оборудования для дистанционного обучения.

2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.

3. Использование оборудования кабинета «Доступная среда» на индивидуальных занятиях.

4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.

6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.

8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению

недостатков в речевом развитии.

9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.

10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.

11. Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка.

12. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

13. Плохая память ребенка. Как ее развить?

14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

15. Наказания детей. Какими им быть?

16. Тревожность детей. К чему она может привести?

17. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

18. Грубость и непонимание в семье.

19. Талантливый ребенок в семье.

20. Друзья детей – друзья или враги?

Ожидаемые результаты: гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.

Заключение

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др.

Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Список литературы

1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.

3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

6. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95639.htm.

Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.

Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.
  • Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
  • Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
  • Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
  • Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
  • Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....

Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....

Программа просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ

Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возм...

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

ДЦП у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Поражение имеет непрогрессивную природу, что не ведет к дегенерации мозга. Оно является следствием одноразовой травмы головного мозга и не прогрессирует. Поражение происходит еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период. Признаки заболевания появляются, как правило, уже в первый год жизни ребенка.

Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия.

Основные причины ДЦП у детей

Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

В зависимости от различных участков мозга, подвергнувшихся повреждению, и соответственно от особенностей двигательных нарушений различают разные формы ДЦП:

  1. Спастический церебральный паралич, подразделяющийся на диплегию и гемиплегию;
  2. Дискинетический (экстрапирамидный) ДЦП, при котором выделяют атетоидную (гиперкинетическую) и атактичную формы;
  3. Смешанные формы.

Существуют различные методы диагностики ДЦП, в том числе еще в период беременности. В последнее время отмечается тенденция учащения случаев заболевания ДЦП: 1-3 случая на каждую тысячу новорожденных. Группу риска составляют недоношенные и дети с низким весом. Причем новые методы спасения и лечения таких младенцев приводят к увеличению заболеваемости их церебральным параличом.

К сожалению, восстановление нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе невозможно: дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы остаются практически вне терапии. Но все же существует лечение ДЦП, при котором действия направлены на помощь больному и облегчение состояния. Такой ребенок должен научиться приспосабливаться к жизни. И ведущая роль в адаптации ребенка с ДЦП принадлежит несомненно родителям.

Наберитесь терпения и никогда не опускайте руки! Многие детки счастливо проживают свои жизни с этим страшным диагнозом. Помогите им в этом!

Аутизм у детей

Жизнь под стеклянным колпаком

Существует мнение, что аутизм не психическое заболевание, а расстройство развития. Считается, что нельзя вылечить окончательно, но терапия на ранней стадии, поможет ребенку преодолеть некоторые ограничения. Персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» имеет мало общего с жизнью людей, страдающих аутизмом. Они обычно обращают на себя внимание своим необычным поведением.

Свой маленький мир - симптомы аутизма

Большая часть родителей заявляет, что в начале развития не замечали у детей каких-либо отклонений. Подозрение, что «что-то не так» обычно возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Ребенку очень трудно общаться с внешним миром. Он не говорит (или перестает говорить), не понимает обращенные к нему жесты, а иногда даже простые слова. Любое изменение в окружающей обстановке или в ежедневных ритуалах вызывает панику, потому что мир становится для него все менее понятным. Аутичные дети обычно привязываются к объектам и определенному порядку, поэтому они могут истерично реагировать на ремонт, изменение цвета стен в его комнате или отклонение от обычного маршрута в школу.

Одним из признаков аутизма , дающем о себе знать у многих больных, является выполнение стереотипных движений, таких как покачивание, размахивание руками. Попытки вмешаться в их поведение могут вызвать гнев. Ребенок не умеет наладить контакт с окружением, сторонится других детей. Он создает свой собственный мир, как будто живет под стеклянным колпаком. Остальные люди живут для него слишком быстро и непредсказуемо.

Причины аутизма - загадка природы

Хотя аутизм был описан более 60 лет назад, до сих пор не ясно, что является причиной проблемы. Существует гипотеза, что он может возникнуть вследствие минимального повреждения головного мозга в области мозжечка (нарушения иногда можно увидеть на томографии). Возможно, это связано с протеканием беременности. Говорится также о влиянии окружающей среды - гипотеза предполагает, что аутизму способствует отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи полагают, что в развитии этого расстройства могут играть роль генетические факторы. Независимо от причин аутизма , ясно одно - родители должны внимательно наблюдать за ребенком и в случае «подозрительного» поведения как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Лечение аутизма - важно не упустить время

Ранняя диагностика и терапия приносит значительные улучшения у детей. Тяжесть симптомов аутизма может быть большей или меньшей. В последнем случае терапия дает очень хорошие результаты. К сожалению, не существует никаких конкретных тестов, которые могут однозначно определить страдает ли ребенок аутизмом. Единственный способ диагностики - внимательное наблюдение за малышом дома, на детской площадке, среди ровесников. Опытные терапевты, психологи и психиатры могут диагностировать и в какой-то мере помочь избавиться от сложностей, связанных с аутизмом . В таком случае применяется индивидуальная терапия к каждому маленькому пациенту. Не существует единого метода, лечения аутизма . Терапия призвана улучшить функционирование центральной нервной системы ребенка. Это кропотливая работа для родителей, педагогов, психологов, терапевтов, логопедов. Конечно, дети не должны быть изолированы от общества – общение в детском садике или школе очень важно. Исследования показывают, что более 30 % людей с аутизмом приобретают социальные навыки, которые позволяют им работать и вести довольно самостоятельную жизнь.

Аутизм - не игнорируйте проблему

Аутизм у детей может диагностировать только специалист (например, психолог или психиатр), но некоторые симптомы должны насторожить в первую очередь родителей. Вот они:

  • Задержка развития речи - ребенок не лепечет до 12 месячного возраста, не говорит первых слов до 18 месячного возраста.
  • Не пытается выразить свои потребности - ни словом, ни жестом, не отзывается на имя.
  • Не обращает внимания, когда кто-то показывает ему что-нибудь. Указывает только на то, что его интересуют, на такие объекты может смотреть часами.
  • Ребенок редко улыбается другим людям. Имеет неразвитую мимику.
  • Предпочитает одиночество. Игнорирует людей или неадекватно реагирует на них.
  • Не подражает поведению сверстников, не принимает участия в играх с другими детьми. Такие дети часто используют игрушки необычным способом.
  • Повторяет одни и те же движения – качает головой, бегает по кругу, принимает странные позы.
  • Порою производит впечатление глухого. Необычно реагирует на звуки.
  • Кроме того, стоит обеспокоиться, если ребенок утрачивает ранее приобретенные социальные и языковые навыки.

Советы для родителей детей с ОВЗ

5 (100%) 3 голосов

Читайте также: