Психологическая сущность самосознания. Сущность психологии

Опыт, который мы обретаем в этой жизни можно разделить на личностный и сущностный. Наша личность опирается на знания, состоящие из различных идей и концепций. Сущность опирается на опыт прожитых переживаний. Личность – сфера ума. Сущность сфера интуитивного разума. Эта достаточно объемная статья, по сути, представляет собой один из способов описания нашей психической структуры, то как она проявляется в нашем поведении, в наших решениях и в последствиях этих решений.

Решения ума

Когда мы думаем и принимаем решения от ума – действует наша личность. Когда мы уверенно чувствуем нечто интуитивно, срабатывает наша сущность. Чаще всего опыт личности и опыт сущности в жизни человека смешаны, и большинство людей не различают — где одно, а где другое.

Личность может принимать решения наперекор цензору сущности. Иногда это проявляется как еле уловимая тревога, просачивающаяся из подсознания, словно некое послание. Если всмотреться в это переживание, может всплыть образ, «картинка». Это может быть что угодно. К примеру, вы опаздывали и совершили не вполне безопасный маневр за рулем на дороге. Умом вы радовались, что все получилось и вы успели вовремя. Затем к вечеру, вдруг почувствовали, что уже несколько часов в сознании фонит переживание, которое как бы говорит вам: «Ты был не осторожен, у тебя всего одно тело, которое следует беречь». Ситуации могут быть разные.

Опыт личности более «подвижный», гибкий. Нам легче оперировать этим опытом, скакать во времени туда-сюда по ментальному «телу» личности относительно легко. Однако в связи с «подвижностью» такого рода опыта, его опоры неустойчивы. Невозможно реально опираться на опыт личности как на что-то устойчивое и окончательно истинное. То, что вчера казалось верным, сегодня может оказаться ложью.

Здесь я не призываю к подобного рода безответственности, когда мы меняем собственные идеалы и ценности, как перчатки. Гибкий ум не должен становиться оправданием слабости. Когда человек говорит одно, а делает другое, либо не следует поставленным целям, это значит, что он просто не знает себя, в нем нет целостности, потому что он действует от лица несвязанных друг с другом ложных личностей, которые в нем живут. В идеале нам следует реагировать гибко на конкретную ситуацию, при этом, продолжая следовать поставленным целям.

Программное обеспечение

Можно условно уподобить опыт личности совокупности программного обеспечения на компьютере. Мы устанавливаем программы, используем их, до тех пор, пока они работают нормально, или пока не появятся их обновленные версии. Опыт сущности при этом можно уподобить операционной системе компьютера, куда программное обеспечение инсталлируется.

Также, как программное обеспечение может влиять на работоспособность операционной системы, сущность человека может быть подвергнута воздействию из личностной сферы, что проявляется в различных психических отклонениях, или в уникальных способностях. Поэтому важно быть разборчивым, чутким, прежде чем «устанавливать» новые ментальные программы поверх «системы» своей сущности. Чаще всего, однако, как бы личность не изворачивалась, ее решения ничего для сущности не значат. В итоге все поверхностные решения на следующий день становятся пустыми миражами.

Часто мы воодушевляемся, читая тексты, которые помогают нам разрешить внутренние противоречия, понять нечто новое для себя. После прочтения очередного текста может возникнуть ощущение, словно «уж теперь-то все понятно! Жизнь изменится!» Однако на деле сразу, как правило, ничего не меняется. Потому что понимание пришло к личности, а не сущности. Понимание личности без понимания сущности ничего не стоит. Понимание личности ценно, как напоминание. В чем заключается это напоминание?

Когда личность то и дело задумывается о какой-нибудь психологической концепции, сущность подсознательно начинает направлять внимание в те сферы психики, которые эта концепция отражает. Чем чаще, к примеру, человек думает о том, чтобы , тем выше шанс, что это действительно произойдет. Однако спрогнозировать на все сто «поведение» сущности, личность не способна.

Проявления

Проявление сущности можно отследить на животных. Животные редко понимают с первого раза, их поведение диктуется сущностью, поэтому животные не способны понять что-либо логически, но ощущают многое интуитивно: какую пищу можно есть, куда можно ходить, чего стоит опасаться и т.п. Почти все в их поведении диктуется сущностью, влияния которой проявляются по «бинарному» принципу: можно/нельзя. А почему можно, или нельзя, животное понять не способно. Да и вопросов таких не возникает. Есть просто прямое знание сущности. Примитивные животные сомневаться не умеют.

В человеческом теле сущность проявляется сложней. Ее проявления выходят за пределы «двухмерного» нельзя/можно. В человеческом теле сущность может предоставлять не только варианты действий, но и прямое знание причин, обосновывающих эти действия. Сущность не знает рассуждений. Все сомнения возникают, когда человек думает.

В сферах, которые касаются сложных логических построений, сущность не принимает участия. Ее проявления относятся к прямому контакту с реальностью. Сущность не знает математических формул, котировок акций, не понимает языков программирования, устройства компьютера и т.п. Все это — сфера личности. Иллюзорный мир идей — прерогатива ума. Сущность имеет прямое знание о происходящем здесь и сейчас вне временных концепций.

Каждая отдельно возникающая в нашем уме мысль для сущности не имеет информативной окраски в том смысле, как мы воспринимаем, например новости по телевизору. Информация, которую воспринимает сущность, поступает на уровне вибрации. Сущность хранит в своей сущностной памяти все, что человек ощущал. Ум хранит в своей памяти все, что человек думал. Можно назвать это единой сферой памяти, которую можно воспринимать из сферы ума на уровне мыслей, а из сферы сущности на уровне ощущений.

Иллюзии

У обывателя ум работает непрерывно. Ощущения воспринимаются опосредованно, сквозь грезы ума, в которых человек живет в забытьи. Это ментальное забытье притупляет способность ясно осознавать и различать происходящее в текущий момент времени. Почти все, что воспринимает среднестатистический человек ощущается не как сущностное переживание, но как очередная мысль из сферы личности. Сущность продолжает работать и воспринимать, но человек ощущает лишь работу собственного ума. В этих гранях между личностью и сущностью пролегает заметное различие. Наша личность не видит причин, а имеет дело с бесчисленными следствиями, принимая их за чистую монету. Личность не выбирает, а живет иллюзией выбора, который возникает как иллюзорное наслоение на деятельность сущности.

Здесь и сейчас обыватель воспринимает жизнь через уже имеющиеся шаблоны мыслей. На подсознательном уровне каждое отдельное мгновение как бы «складируется» в отдельные «стеки» памяти по принципу однородности заряда вибрации воспринятого. Когда человек пытается что-то понять, включается автоматический поиск по уже имеющимся данным сферы ума. На уровне ума эти данные несут информацию. На уровне сущности, наши мысли – просто ощущения, поэтому отличить работу ума, от работы сущности очень сложно. Подобное различение происходит, когда проявляется сфера , стоящая «поверх» сферы ума и сущности.

Реальные решения

На самом деле личность и сущность разделяются условно (как и все на уровне концепций), чтобы появился еще один удобный способ объяснить происходящее. Ум человека думает и принимает решения, которые являются просто очередной мыслью среди общего потока мыслей, поэтому решения ума ничего не стоят. «Реальные» решения принимает сущность.

Когда, к примеру, человек своим умом решает заняться медитацией, и пробует остановить мысли, он вдруг начинает осознавать, что реально, он, как личность, совершенно не способен управлять собственным умом. Может возникнуть ощущение, словно ум управляется как бы сам собою, относительно упорядоченно, или же иначе — относительно хаотично. На самом деле здесь мы подходим к важному факту. Нашим умом и нашей личностью управляет сущность. Управляя личностной сансарой, сущность для большинства людей так и остается невидимым рулевым. Стаж вождения у всех разный.

Какой толк в книгах, статьях и в обучении как таковом, если даже после обретения новых концептуальных знаний на уровне сущности мы продолжаем оставаться собой? Здесь первостепенное значение играет . Степень осознанности влияет на интенсивность усвоения знаний нашей сущностью. Если, к примеру, на уровне ума взрослый человек понимает, что вести себя аморально не стоит, он по прежнему, условно говоря, может иметь «карму» аморального человека до тех пор, пока это знание не станет сущностным.

То, как проявляется легко объяснить даже на мирском, социальном уровне. Если, к примеру, на дороге, наглый водитель вас подрезал, или не пропустил, у вас может возникнуть « » негодование. Кто-то даже может решить догнать наглеца и «наказать». Однако вполне достаточно понять, что наглец уже наказал сам себя своей наглостью. Если Вы мирный человек, наглец и без вас найдет наказание из-за своей неосмотрительности, и будет находить его до тех пор, пока не изменится. Когда встречаются два «наглеца», они почти неизбежно начинают отрабатывать карму друг с другом.

Жизнь всегда находит способ показать человеку его отражение. При этом стоит помнить, что и наказание – проявление «дурной» кармы осуждающего и наказующего. Жизнь подбирает подходящее зеркало для каждого, чтобы человек увидел свое истинное лицо, кто он есть, и что представляет собой на своего развития. Вполне может быть, что на дороге ситуация возникла именно для того человека, который пострадал сильней.

Иллюзия выбора

Как сущность может управлять умом, если сложные концептуальные сферы не ее прерогатива? Очень просто. Бесчисленные концепции таки продолжают вариться в уме. Сущность отвечает за вынос окончательных решений, которые приводят к реальному выбору и реальным действиям.

Представим себе, например, такую ситуацию, когда человек долго не может понять какую-нибудь сложную тему, много думает, сопоставляет, пытается удержать в своей оперативной памяти сложные концепции. И вдруг, в какой-то момент у него все сходится! Приходит понимание. Что происходит в это время на уровне личности и сущности? Что такое понимание? Это действительно непростой вопрос.

Понимание новых вещей происходит, когда мы впускаем свет сознания в потаенные уголки нашей психики. Можно представить себе чистое сознание как идеальную сферу, которая в нашем уме преломляется в бесчисленные оттенки радуги. Или же можно представить себе ее как чистый воздух, который, проходя ветром, через отверстия инструмента-ума, создает обертоны, которые напрямую зависят от его строения. Знание уже есть. Все, что от нас требуется – суметь пропустить воздух через те отверстия «инструмента», которые это знание «озвучивают».

Если описывать это практически, знание возникает, когда мы заполняем жизненной энергией ранее дремавшие энергетические каналы сущности. Ум озвучивает такое заполнение каскадом новых идей, структура которых выражает очередной оживший механизм сущности. Ум, как уже говорилось, принимает все за чистую монету, даже не задумываясь откуда к нему приходят в цельном виде его «гениальные» мысли.

Метафорично все это похоже на просверливание нового отверстия на поверхности флейты, благодаря которому инструмент может издавать новые звуки. Важно при этом, чтобы музыкант умел пользоваться инструментом, используя отверстия флейты для создания гармоничных вибраций.

Полноценная медитация и есть «высверливание» таких вот «отверстий», приоткрывающих дуновение спонтанного озаряющего знания. Если отверстия нашей психической флейты высверливаются слишком активно, «музыкант» не успевает учиться и флейта его сущности может зазвучать дисгармонично. происходит постепенно. Как говорится: «все хорошо, что в меру».

Когда Вы слушаете музыку «умом», то можете ничего не почувствовать. Могут возникнуть оценки: нормально, скучно, красиво и т.п. Но, чтобы реально услышать , необходимо отвлечься от ума и просто слушать. Погружение в вибрацию звуков сущностью (а не умом) дает ни с чем не сравнимое переживание пространства сознания, заполненного переливами сочетаний этих вибраций.

Возвращаясь к теме личности и сущности, может возникнуть вопрос: Если сущность управляет личностью, тогда кто, или что управляет сущностью? Найти и обозначить такого «управителя», можно. Но лучше взглянуть на процесс управления с иного измерения, которое можно обозначить словом « ». На по этой теме уже имеется ряд статей. Здесь же, я кратко напомню, что в сущности, как ум, так и сущность из сферы спонтанности воспринимаются как явления, которые просто случаются. Никто ни чем не управляет. Все в жизни просто происходит. Наша жизнь – это «рисунок» Творца.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-09

№ 21. Психологическая сущность, структура и цели процесса обучения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие обучения (Талызина Н.Ф., Зимняя И.А., Селиверстова Е.Н.).
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Структура обучения: содержание образования (чему учить), деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение).
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Характеристики процесса обучения: мотивированность, развитость структуры обучения, гибкость обучения.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Типы обучения: 1) пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; 2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации; 3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации. Процедуры обучения (Роберт Ганье).

Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Наряду со стихийным освоением знаний и умений научение во многих случаях осуществляется в специально организованных условиях как целенаправленный процесс. Эту целенаправленную организацию научения называют обучением.

Обычно под обучением понимается передача человеку определенных ЗУН. Но ЗУН – это формы, результаты определенных психических процессов в психике человека, которые возникают в результате его собственной деятельности. Поэтому отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения.

Талызина Н.Ф. выдвигает теорию обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащегося, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Поэтому, задача обучения – сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Зимняя И.А.: Обучение – это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза.

Селиверстова Е.Н.: обучение понимается как 2-хсторонняя деятельность, 2-хстороннее взаимодействие учителя и ученика, гармоничная связь, внутренняя согласованность которых основана на неодинаковости позиций учителя и ученика: учитель выполняет функцию организатора и руководителя, основные усилия которого направлены на стимулирование самостоятельной деятельности ученика по усвоению содержания образования. Деятельность ученика, занимаемая им позиция – это позиция человека познающего, человека как субъекта познания. Таким образом, говоря о процессе обучения, подчеркивается, что эта деятельность особая, обусловленная взаимосвязью 2-х субъектов, находящихся в гармонии.

Следовательно, обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные ЗУН. При этом обучающий управляет активностью обучаемого, создавая необходимые условия, направляя, контролируя ее, предоставляя нужные средства и информацию.

Цель обучения рассматривается не только в плане приобретения знаний, а в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Эльконина Д.Б., «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является прежде всего изменение самого ученика, его развитие».

Рубинштейн С.Л. в качестве цели обучения выделяет 2 стороны: освоение определенной системы знаний и развитие способностей ребенка. При этом процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения. В него включается восприятие материала, его осмысливание, запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях. В процессе усвоения знаний выделяется несколько взаимосвязанных сторон: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, его осмысление, специальная работа по его закреплению и овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Каждый из этих моментов зависит от всех этапов процесса обучения. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы, включая и повторительную.

Основные цели процесса обучения (Петровский А.В.):

  1. образовательная – обогащение учащихся ЗУН, обеспечивающее способность к сомоорганизации деятельности, выходящей за пределы усвоенных ЗУН;
  2. развивающая – направленное умственное и духовное развитие человека; развивает только такое обучение, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, использует особые подходы к обучению, которые не только учитывают содержание знаний, но и поисковую деятельность учащихся, которое формирует у учащихся способы приобретения знаний и умений;
  3. воспитательная – формирование у учащихся системы ценностных отношений, соответствующих современной культуре; она реализуется тогда, когда учитель учитывает имеющиеся у учащихся реальные мотивы и опирается на них при организации обучения, ведет специальную работу по развитию положительного отношения к предмету и познанию вообще.

Структура обучения: педагоги главными структурными элементами процесса обучения выделяют следующие три: 1) содержание образования (чему учить); 2) деятельность учителя (преподавание); 3) деятельность ученика (учение).

Преподавание – это деятельность учителя по организации усвоения учеником содержания образования и по руководству этим усвоением. Задача учителя состоит не в передаче «готового» знания, а в организации активной познавательной деятельности ребенка.

Деятельность ученика – учение – это организованная учителем активная познавательная деятельность ученика, направленная на овладение содержанием образования и обеспечивающая самоуправление процессом учения.

Немов Р.С. в структуре обучения выделяет следующие компоненты:

  1. целевой: основная цель обучения – это развитие ученика;
  2. содержательный: «чему учить», определяется спецификой предмета, возрастом учащихся, программой;
  3. мотивационный: мотивы педагога, лежащие в основе его деятельности, педагог формирует мотивационную сферу учащихся;
  4. исполнительный: методы, способы, приемы, формы обучения;
  5. результативный.

Характеристики процесса обучения (Немов Р.С.):

  1. мотивированность: личная заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал; глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности;
  2. развитость структуры обучения: наличие в арсенале преподавателя разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции, передавая учащимся ЗУН, развивая их умственно и нравственно;
  3. гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.

Типы обучения (Петровский А.В., Ительсон Л.Б.): обучение складывается из определенных действий. Они зависят от положения, которое занимает ученик в поле педагогических воздействий: 1)пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; 2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации; 3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации.

В первом случае учащегося рассматривают только как объект формирующих воздействий педагога. В основе научения лежат сообщение обучаемому готовой информации и требование к определенным учебным действиям.

Во втором случае учащийся рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. В основе такого научения лежат поиск и выбор учащимся информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям.

В третьем случае учащийся выступает и как объект педагогических воздействий, и как субъект познавательной деятельности. Педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы и ценности учащегося, а последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой информации.

Для каждого случая характерны свои способы управления деятельностью ученика, своя концепция и методы обучения.

Преподнесение готовых знаний и умений выражается в концепции обучения как преподавания. Для него типичны следующие методы: сообщение, разъяснение, преподнесение, показ.

Естественное самонаучение отражается в концепции обучения как стимуляции. Характерные для него методы: пробуждение интереса, удивления, любопытства.

Направление познавательной активности выражает концепцию обучения как руководства. Его типичные методы – постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование.

Теория обучения Роберта Ганье описывает учение как последовательность процессов или стадий, каждая из которых требует, чтобы удовлетворялись разные условия для нормального процесса научения. Она фокусируется на процессах (стадиях), которые проходят учащиеся, и условиях, облегчающих ученику прохождение каждой стадии.

Процессы обучения: 1) внимание; 2) мотивация; 3) выборочное восприятие характеристик; 4) семантическое кодирование: смысловая организация новой информации для лучшего запоминания (н: иллюстрация слов); 5) хранение в долговременной памяти; 6) поиск и воспроизведение информации; 7) практическое применение; 8) обратная связь.

В соответствии с процессами выделяют следующие процедуры обучения: они обеспечивают осуществление в ходе урока каждого процесса обучения:

  1. овладение вниманием учеников (словесное указание, использование сильного раздражителя н: звука);
  2. информирование учеников о цели учения: сообщение учителем цели и задачи урока;
  3. стимулирование припоминания усвоенного ранее материала, имеющего отношение к изучению нового;
  4. представление стимула: его отличительных особенностей (н: правило, определение);
  5. обеспечение руководства учением: руководство учащимися при овладении выполнением какого-либо задания;
  6. обеспечение практического применения: домашнее задание, письменная работа в классе, ответ;
  7. обеспечение обратной связи: информация о результате деятельности учеников со стороны учителя;
  8. оценка практического применения: оценка понимания выученного материала, а не просто заучивания;
  9. закрепление информации в памяти и ее перенос: повторение и применение полученных знаний.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1979.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. М., 1980.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Такман Б.У. Педагогическая психология. М., 2002.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М.В. М., 1984.
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
  9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Педагогические теории, системы и технологии. Под ред. Селиверстовой Е.Н.

Введение

1. Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства

1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения

1.2 Развитие основных свойств восприятия

2. Психологическая сущность игры дошкольника

2.1 Основные теории игры в психологической литературе

2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника

2.3 Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Библиография

Введение

По словам Я. Коломинского, «в рационализирующем уме современного человека порой возникает вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых – и не лучших ли? – лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано?». Однако сам профессор опровергает такое предположение, утверждая, что детство, как особый качественно своеобразный период существования живых существ – это продукт эволюции, а само человеческое детство – еще и результат исторического развития 1 .

Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Игра является одним из основных видов деятельности в ходе развития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

Следовательно, игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, пи взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями. Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.

Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка

1. Общая характеристика психического развития ребенка в период дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом, в течение которого происходит дальнейшее интенсивное формирование и развитие психики (закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований), возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения

Данный период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Таким образом, создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств (т.е. способствует социализации личности – процесс и результат активного присвоения человека норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения).

К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходит различными путями. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных качеств.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.

Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни 2 .

Ведущей формой психики в это время становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.

Не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия. Развитие психических функций в дошкольном возрасте осложняется тем, что в процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики, не только в перцептивной сфере, но и в области памяти. К концу дошкольного возраста появляется вербально-логическое мышление.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровой форме. Особо благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста создает система общественного дошкольного воспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программа обучения детей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности, возникает общественное мнение. Как показывают результаты специально проведенных исследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности к обучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детском саду, чем у детей, не посещающих детского сада.

1.2 Развитие основных свойств восприятия

В развитии основных форм восприятия наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.

Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами сенсорных эталонов, учат приемам обследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенка становится полным, точным и расчлененным.

Особая область развития восприятия - формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес).

С трех до семи лет отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Но все эти изменения происходят не сами собой. Они являются следствием того, что ребенок овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности - аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух - в процессе речевого общения, звуковысотный слух - на музыкальных занятиях.

Таким образом, дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.

2. Психологическая сущность игры дошкольника

2.1 Основные теории игры в психологической литературе

Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.

Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.

Психология людей в отношениях с системой права (предмет юридической психологии) - это реальность, представленная в своеобразной психологии их, в виде особой психологической функциональной подсистемы их психики, отражающей систему права и регулирующей взаимоотношения с ней, которую, как реальность, и называют правовой психологией людей. Адекватные научные представления об этой психологии, модель психологии людей в правовой системе разрабатывает особая отрасль научного знания, находящаяся на стыке юридических и психологических наук. Очевидно, что эти знания будут адекватны реальности, если будут носить юридико-психологический характер.

Мир психических явлений первично делится на мир индивидуально-психологических явлений и социально-психологических, групповых, тесно связанных между собой, но все же качественно своеобразных.

Индивидуально-психологические явления классифицируются по разным основаниям.

1) По своей сущности и представленности нашему восприятию психические явления делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты - относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены - проявления существования и действия психики. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понимать, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто, необходимо для профессионала-юриста.

Психологические закономерности - объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. В психике закономерности носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» и т.п.

Психологические механизмы - психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда обусловлены такими механизмами. Например, знание правовой нормы и убежденность в необходимости следовать ей имеют связи, но переход одного в другое опосредован психологическими механизмами, которые «сработают», если мы знаем их и умеем привести в действие.

2) По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы - изменения на уровне психики: это все возникающее, развивающееся, угасающее, превращающееся во что-то другое. Так, свидетельские показания - продукт процессов восприятия события, его понимания, запоминания, сохранения и воспроизведения. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-либо понять в психике человека, а не вызвав нужные процессы - невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие - воздействие нормы права, профилактическое, управленческое и другое - способно что-то изменить в человеке и его поведении, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.


Психические состояния - целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфории, беспечности, бдительности и др., испытываемые юристом или находящимся перед ним человеком, существенно влияют на их поведение, восприятие окружающего и т.д. Результат воздействия на гражданина во многом зависит от его психического состояния, от умения юриста сменить неблагоприятное состояние на нужное.

Психические образования (свойства, стереотипы) - закрепившиеся в психике человека (т.е. имеющие тенденцию к повторению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления.

3) По качественно-содержательным особенностям выделяется ряд психологических явлений.

Мотивационные феномены выполняют в психической деятельности побуждающую функцию и определяют избирательность отношений и активности юриста, гражданина, правонарушителя к окружающему, к происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Потребности, мотивы, цели, планы, стремления, психологические установки, интересы, убеждения, взгляды - важнейшие из них и доминирующие среди других психологических факторов, закономерностей и механизмов психики каждого человека, имеющие решающее значение в его юридически значимых намерениях, акциях, образе жизни и пр. ,

Познавательные психические процессы, состояния и образования характеризуют интеллектуальную деятельность и соответствующие возможности человека. Они ответственны за то, что и как, в частности, воспринимается и понимается им в правовой и психологической действительности, какая картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании. К ним относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, представления, воображение, мышление и речь.

В эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему, к правовой действительности, нормам права, правомерному поведению и правонарушениям, правоохранительным органам и пр. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений, которые сильно влияют на жизнь, поступки, отношения и развитие самого человека. Положительные эмоции сказываются притягательно по отношению к их объекту или предмету, а отрицательные - отталкивающе, что (в зависимости от конкретного случая и его содержательных характеристик) влияет положительно или отрицательно на личность, ее поведение и достигаемые ею результаты. Никакие вопросы укрепления правопорядка основательно решить нельзя, не решив проблему эмоций и чувств человека. Это приходится подчеркивать потому, что именно эмоциями и чувствами чаще всего пренебрегают при решении созидательных юридических проблем.

Волевые психические явления обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с трудностями. Они выражаются в волевом усилии, напряжении, настойчивости, упорстве, самообладании и др.

Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков при обучении специалистов правоохранительных органов.

4) По уровню отражения различаются явления сознания и бессознательного (иногда некоторые авторы добавляют к ним и подсознательные).

Сознание включает в себя всю совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем.

Важный элемент сознания - самосознание , осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»). Подсознание - совокупность явлений психики, которые не осознаются в какое-то время, но могут быть осознаны. Подсознание еще мало учитывается в юридической деятельности.

Перечисленные психологические явления выступают всегда в комплексе, в виде целостной, системной психической деятельности всех и каждого из людей. В любой момент она протекает в совокупности мотивационнных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Глубина и качество правомерного или правонарушающего поведения - результирующий продукт всей этой сложной деятельности и степени ее правовой оптимальности.

5) По преобладающей детерминированности характеристик психических явлений различаются: личностные социально-психологические, собственно психологические и психофизиологические.

Личностные социально-психологические явления преимущественно обусловлены социальными, т.е. общественными, факторами - социальным окружением: людьми, социальными условиями, событиями и процессами, групповыми социально-психологическими факторами. Они преобладают в важнейших свойствах (направленность, характер) и качествах личности (социальные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.), ее привычках, психических состояниях, процессах и проявляются особенно в мотивации, нормах поведения, поступках, деятельности, отношениях и др. Они постоянно проявляются в психической деятельности человека, играют в ней важнейшую роль и характерны содержательными, качественными характеристиками. Важно, что они сильно подвержены социально-психологическим влияниям со стороны других людей и групп.

О собственно психологических явлениях можно говорить лишь в стремлении выделить в психике те из них, которые примерно в равной степени обусловлены как социально-психологически, так и психофизиологически и в то же время в них преобладают свои особенности, связи и зависимости. Чаще всего к таковым относят большинство познавательных качеств (мышления, речи, памяти, представлений, внимания, восприятий), состояний, процессов, значительную часть способностей, знаний, умений и др.

Психофизиологические явления имеют явные зависимости со стороны физиологии, прежде всего центральной нервной системы. Социально-психологические влияния в них представлены менее всего. К ним можно отнести прежде всего те, которые традиционно объединяются в темпераменте человека (чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.).

Предмет психологии (и юридической психологии) включает в себя и психологию групп.

Основными группами социально-психологических явлений выступают:

массовидные: общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и др.;

взаимоотношения: межгрупповые, межличностные, личностно-групповые;

личностные социально-психологические.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они выражают, тем не менее, представленность, «жизнь» в ней воздействий первых двух групп социально-психологических явлений (человек думает, переживает, относится, стремится, делает часто так, как думают, переживают и т.д. окружающие его люди).

Раздел I. Психология

Тема 1. Введение в психологию

1.1. Предмет, объект и методы психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Первый – психология как наука о душе.

Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.

Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.

Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая .

  • Второй – психология как наука о сознании.

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

  • Третий – психология как наука о поведении.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

  • Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.

Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.

Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Выдающиеся ученые психологи:

Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.

Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.

1.1.1. Объект психологии

Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.

Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:

  1. Психика;
  2. Сознание;
  3. Бессознательное;
  4. Личность;
  5. Поведение;
  6. Деятельность.
  • Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
  • Сознание – высший этап психики и продукт общественно-истори­ческого развития, результат труда.
  • Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
  • Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
  • Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
  • Деятельность – совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологию, можно подразделить на житейскую и научную .

Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:

  • конкретностью – привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
  • интуитивностью – недостаточной осознанностью их происхождения;
  • ограниченностью – слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
  • Основываются только на наблюдениях и размышлениях.

Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:

  • обобщенность – осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
  • рационализм – знания максимально исследованы и осознаны;
  • неограниченн ость – ими может пользоваться большое количество людей;
  • Базируются на эксперименте.

1.1.2. Направления зарубежной психологии

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.

Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:

  • Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
  • Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
  • Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
  • Психотерапия; Сексология и др.

1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма (предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
  2. Принцип системности (психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
  3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
  4. Принцип развития (означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
  5. Принцип активности (утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
  6. Принцип личностного подхода (ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.

Методы:

  1. Обсервационные (от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
  2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
  3. Биографический: анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
  4. Психодиагностотические: беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:

  • Непосредственным , проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
  • Сплошным – при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
  • Житейским – при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
  • Включенным – предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.

При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.

В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.

Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.

Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.

Разновидности:

По форме проведения

    • Устный (беседа, интервью);
    • Письменный (анкетирование).

По степени доверительности

  • Анонимный;
  • Персонифицированный.

По количеству опрашиваемых

    • Индивидуальный;
    • Экспертный;
    • Групповой.

Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).

Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.

Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:

  1. Внешний мир материален;
  2. Материя первична, а сознание вторично;
  3. Материя непрерывно движется и развивается;
  4. Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологии подчеркивает:

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
  • Сознание – высший этап развития психики;
  • Психика, сознание социально обусловлены.

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.

Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.

1.2. Сущность психики, ее функции и структура

О природе психических явлений на протяжении веков идет спор между материалистами и идеалистами. С точки зрения материализма психика – свойство не всякой, а особым образом организованной материи – мозга. Мозг – есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли.

Психика индивида – это все то, что составляет его субъективный внутренний мир (его мысли, переживания, намерения), который проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми. Она прошла длительный путь – от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Это продукт общественно-исторического развития, результат и условия трудовой деятельности и общения.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении им (субъектом) неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. это активное, субъективное, избирательное отражение окружающей действительности, т.к. принадлежит индивиду, вне его не существует, и зависит от его особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.

И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат? Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность. Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны. Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.

Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.

Психика человека включает:

  1. Внешний мир, природу;
  2. Их отражение;
  3. Деятельность мозга;
  4. Взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям способностей и культуры).

Рис. 1. Основные функции психики

Особенности психического отражения:

  1. Оно дает возможность правильно воспринимать действительность, что подтверждается практикой;
  2. Сам психический образ формируется в процессе активных действий человека;
  3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  5. Оно преломляется через индивидуальность личности;
  6. Носит опережающий характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой:

  • Антропопсихизм (Декарт) – психика имеется только у человека;
  • Панпсихизм (фр. материалисты) – всеобщая одухотворенность природы (камень);
  • Биопсихизм – психика это свойство всего живого (растения);
  • Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика присуща всем, у кого есть нервная система;
  • Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (у насекомых нет);
  • А. Леонтьев – критерием зачатков психики является наличие чувствительности.

Табл. 1. Этапы развития психики у животных:

На стадии элементарной чувствительности: животное реагирует на отдельные свойства предметов, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия: отражение осуществляется в виде образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

На стадии интеллекта: животное может отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, способно обходить препятствия, “изобретать” новые решения двухфазных задач, требующих подготовительных усилий (обезьяны, дельфины). Но все это не выходит за рамки биологической потребности и действует в пределах наглядности.

Таким образом, психика у животных возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика со всеми проявлениями сложна и многообразна. Но она всегда выступает в единстве внешних и внутренних процессов (мысль или чувство могут вести к действию).

В структуре психики различают:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства;
  4. психические образования.

Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание индивидом воздействий внешнего мира;

Психические свойства – наиболее устойчивые особенности, обусловливающие поведение и деятельность, типичные для данной личности;

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека;

Психические образования – знания, навыки и умения, формирующиеся в процессе социального опыта.

Рис. 2. Основные формы проявления психики человека

1.3. Психика и деятельность

Развитие психики индивида происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит воплощение, опредмечивание духовных сил и способностей людей. Деятельность человека, его активность существенно отличаются от действий животных.

Деятельность животных

Деятельность человека

Инстинктивно-биологический характер. Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность).
Нет совместной деятельности. Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность).
Руководствуются наглядными впечатлениями. Индивид абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними.
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты). Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
Зачатки орудийной деятельности. Не создают никаких новых операций. Изготовление и сохранение орудий труда, преемственность их последующими поколениями.
Приспособление к окружающей среде. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.

Табл. 2. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

Психика людей познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как творец, созидатель, независимо от того, каким видом труда занимается. При этом раскрывается богатство его духовного и психического мира, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Индивид сознательно выделяет себя из природы. Он ставит пред собой цели, формулирует мотивы, побуждающие его к активности. Личность и складывается, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешним миром. Она чрезвычайно разнообразна, не всегда однозначна.

1.3.1. Сущность деятельности

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Виды деятельности:

  • Игра;
  • Учение;
  • Труд.

Игра – деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта;

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности;

Труд – деятельность, обусловливающая создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Особенности деятельности:

  • Общественный характер;
  • Целенаправленность;
  • Плановость;
  • Систематичность.

1.3.2. Структура деятельности


Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы – внутренние побудительные силы индивида, заставляющие его заниматься деятельностью.

Способы и приемы – действия , предпринимаемые человеком, чтобы добиться определенных целей и результатов. Способы и приемы могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели – наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план (интериоризация). Пример: ребенок учится считать. Вначале он использует палочки. Проходит время, когда надобность в них отпадает. Почему? Счет превращается в интеллектуальные операции. Объектом становятся слова и числа. Постепенно накапливаются мыслительные действия, которые и составляют умственную деятельность.

Действие – структурная единица деятельности. Это произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется с помощью способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией и условиями (низший уровень деятельности).


Рис. 4. Структура и функции действия

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (память), внешние предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов окружающего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

По способу функционирования действия подразделяют на произвольные и преднамеренные. В ходе их выполнения возможно появление новых целей деятельности и изменение конкретного места.

В характеристике действия обычно наблюдают такие аспекты:

  • Действие – одновременно акт сознания и поведения;
  • Действие – активно и не сводится к одним только реакциям на внешние раздражители;
  • Цель действия может быть биологической и социальной.

Психология как наука о закономерностях возникновения, совершенствования и функционирования психики имеет свой предмет, объект, принципы, методы. Психика прошла длительный путь развития – от элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Она – продукт общественно-исторический, результат и условие труда и общения. Основные ее функции заключаются в отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности.

Предметом данной науки являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. В структуре психики человека можно различить психические процессы, свойства, состояния, образования.

Литература по теме

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1980
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:1998
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т./Пер. с фр. М.:1992
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1975
  6. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. М.:1999
  7. Общая психология./Сост. Рогов Е.И. М.:1998
  8. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. М.:1999
  9. Психология. Учебник./Под ред. Дружинина В.Н. М.:2000
  10. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учебник. М.:2000
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997
  12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. М.:1996

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация
Психология как наука// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 12-26.

Методология научного познания. Научные и ненаучные психологические знания. Формирование науки как социального института. Парадигмы. Ценности и нормы науки.

Объяснительные принципы психологии. Принципы взаимодействия, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции.

Предмет и методы психологии. Определение предмета психологического исследования. Экспериментально-реконструктивный метод и методики психологического исследования. Общенаучный характер метода психологии и специфика ее предмета.

История психологии// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 28-55.

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV - V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.

Психологическая наука и психологическая практика. Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания.

Структура психики// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 86-102.

Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний.

Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке.

Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ.

Читайте также: