Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик". Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

  • бере­за - берёз к а;
  • печь - печ к а;
  • шап­ка - шапоч к а;
  • под­ко­ва - под­ков к а;
  • мар­ка - мароч к а;
  • курт­ка - кур­точ к а.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить - поезд к а;
  • зана­ве­сить - зана­вес к а;
  • побе­лить - побел к а;
  • про­по­лоть - про­пол к а;
  • покра­сить - покрас к а;
  • заго­ро­дить - заго­род к а .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

  • бараш ек
  • венич ек
  • ларёч ек
  • боти­ноч ек
  • ореш ек
  • кар­маш ек
  • пла­точ ек
  • чело­веч ек
  • лепе­сточ ек
  • мешоч ек
  • горош ек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

бара́ш е к - нет бара́ш к а.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • но́л и к - нет но́л и ка;
  • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
  • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

  • лист ик
  • холм ик
  • стол ик
  • куб ик
  • мост ик
  • дожд ик
  • хвост ик
  • каран­даш ик
  • луч ик
  • двор ик
  • сад ик
  • нос ик
  • шалаш ик
  • прут ик
  • рубл ик
  • дом ик
  • столб ик
  • ковр ик
  • ковш ик
  • час ик и.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

  • пры ж ок
  • гре­бе ш ок
  • зра ч ок
  • бор щ ок

При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • дру г - дру ж ок;
  • кру г - кру ж ок;
  • сне г - сне ж ок;
  • сапо г - сапо ж ок;
  • балы к - балы ч ок;
  • каб­лу к - каб­лу ч ок;
  • пу х - пу ш ок;
  • оча г - оча ж ок;
  • сто г - сто ж ок;
  • сун­ду к - сун­ду ч ок;
  • род­ни к - род­ни ч ок;
  • баш­ма к - баш­ма ч ок;
  • жу к - жуч ок;
  • бар­сук - бар­суч ок;
  • вол к - вол ч ок

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Правописание большинства суффиксов существительных

Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

Например: ключ ключ а

сарай – сарай а

лист – лист а

замоч – замоч а

Правописание суффиксов —чик- / -щик-

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

Правописание суффиксов —ец- / -иц-

Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

Домашнее задание

1) Вставьте пропущенные буквы.

В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

Смаз. ик смазал колёса вагона.

Фонар…ик зажёг старые фонари.

Извоз…ик перевозит людей.

Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

3) Вставьте пропущенные буквы.

Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

Ключик. замочек. ик или ек ?

Урок русского языка

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек , -ик , со способом действия при выборе суффиксов -ек ,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (ябло ко ).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек ?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик , -ек . В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек ,
-ик ?

Д. Гласные в суффиксах -ек , -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек ,-ик «.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

Правило суффиксов ек ик

Неударяемые гласные в суффиксах

Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек .

Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек -барашка.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,- в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце - и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара - всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

§ 69. Правописание существительных с суффиксам

Примеры
Правило
Суффиксы

1. -ЧИК, -щик
В существительных, которые обозначают людей по роду их занятий или действий, после согласных д, ж, з, с, т пишется -чик, после других согласных пишется -щик.

Примечание. 1. Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только после л.

  1. После т в некоторых словах пишется -щик.

/1 ер еводч ик, перебежчик, возчик, разносчик, переплетчик; но: каменщик, наборщик, строгальщик
стекольщик, угольщик; но: банщик, сменщик
ремонтщик, брилли- антщик

Примеры
Правило
Суффиксы

2. -ек, -ик (-чик)
Если при склонении существительного гласный выпадает, пишется -ек, если сохраняется - пишется -ик(-чик) носочек (носочка), горошек (горошка), крючочек (крючочка); но: стулик, стульчик (стулика, стульчика), кирпичик (кирпичика);

  1. -ец, -иц-а
  2. -ец-о, -иц-е
  3. -ечк-, -ичк-

и
-ЄНК-, -инк-

  1. -оньк-, -еньк-

(суффиксов
-ыньк-,
-иньк-
в современном русском языке нет)

  1. -енк-, -онк-

Суффикс -ок пишется после шипящих под ударением
В словах мужского рода пишется -ец, в словах женского рода -иц-а
В словах с ударением на окончании пишется -ец-о, в словах с ударением на основе-иц-е
В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, -ин-, пишутся -ИЧК-, -инк-. В остальных случаях -ечк-, -енк-
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.
Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.
сапожок,
петушок, сучок;
ушица, лу-
хлебец, жица:
письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице;
луковица - луковичка, рукавица - рукавичка, соломина- соломинка, горошина - горошинка, завалина-зава
линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка
кисон ька, лисонька,
полосонька, козояька, детон ька,
но: маменька, Петенька, рученька, ноженька, М ишенька,
Зоенька:

Суффиксы
Правило

  1. -ышк-, -ушк-, -юшк-
  2. -ин-а, -изн-а, -ин, -ств-о
  3. -ет-а, -есть, -еств-о

Примеры
Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк-
От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род. пад. множ, числа суффикса -к-
В существительных ср. рода пишется -ышк-,
-юшк-, в существительных мужск. и женск. рода пишутся -ушк-, -ЮШК-,
-ышк-, а также -ишк-
После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в словах женского рода пишется окончание -а
В словах среднего рода и в неодушевленных существительных мужского рода пишется окончание -о
пишется с буквой и
пишется с буквой е
мальчонка, ручонка, ножонк а, клячонка,
но: хатенка, избенка, шубенка:
готовальня - готова- вами - готова.генка, вишня - вишен -вишенка, пашня - пашен - пашенка, башня - башен - башенка,
но: деревня -дере
вень-деревенька, кухня- кухонь- кухонька:
солнышко, перышко, морюшко; соловушка, коровушка, клинышек;
сынишка, соседушка, дедушка, девушка, матушка;
полюшко, заборишко, сукнишко, донышко
низина, крутизна, меньшинство:
суета, нищета, плавучесть, че.гоеечество

scicenter.online

  • Цели и задачи юристов Общероссийская общественная организация Ассоциация юристов России Московское областное отеделение ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ […]
  • Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Как составить брачный договор или брачный контракт (образец)? Образец брачного договора может пригодиться лицам, которые собираются в ближайшее время вступить в брак или готовятся к этому событию заранее. Контракт регламентирует многие […]
  • Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
  • Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, - одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
  • Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
  • образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
  • воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
  • развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.

УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.

ХОД УРОКА

Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33

Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35

Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:

1) организационный момент (3 минуты)

4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)

5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)

в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)

7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)

8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)

условные обозначения:

У - учитель

у - ученик

э1, э2, э3 - эксперты

Основные группы

Рабочие группы

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….

2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:

КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы

2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.

Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.

1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
  2. Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.

2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.

Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

  1. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
  2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
  3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
  4. покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3

1. Этап. Внимательно слушай учителя!

2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.

2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

КАРТОЧКА

Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.

боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.

2. Убедись, что они правильно поняли тебя.

3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.

4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Закрепление орфограмм № 33,34,35

Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.

УРОВЕНЬ “3”

Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “4”

Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.

УРОВЕНЬ “5”

А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.

  1. Послышался рож…к стрелочника.
  2. Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
  3. Мальчик был любимц…м у всех.
  4. Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.

б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.

Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…

В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.

Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

(для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)

НА ПОНИМАНИЕ;

Я правильно понял, что...?

Я не совсем понял, что...?

Я не согласен с тем, что...?

Как можно сказать другими словами...?

Прошу ещё раз повторить...?

Приведи пример того, как...?

В чём заключается основная мысль сказанного?

ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;

Я не знаю, какая буква пишется в слове...

Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.

Я не могу применить правило к данному слову.

Я не уверен в том, что...

ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;

Я считаю, что...

Я предполагаю, что...

Так как..., следовательно,...

Если..., то...

Хочу сказать, что...

Хочу обратить внимание на...

Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что

Можно сделать вывод, что...

Как организуется задание по карточкам.

Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.

Как организуется самостоятельная работа учащихся.

Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания

При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

  • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
  • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
  • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
  • нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
  • учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
  • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок

Дата_____________________________________

Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

Организация работы в группах

На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.

Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.

При работе в рабочей группе распределены роли:

  • Координатор деятельности группы
  • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
  • Регистратор (записывает результаты работы)
  • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Ф.И. о/к, вызвавший наибольший интерес № орф.

для с/раб.

№ изучаемых орфограмм Орф. , вызвавшие затруднения. Оценка за с/раб.
33 34 35 33 34 35
1. Андреев А. * 34 4 5 + + * 4
2. Артамонов А. 33 4 4 + + ! 3
3. Баранов С. ** 35 4 4 + + + 4
4. Васильева Ю. 34 5 5 * + + 4
5. Заверюха Д. ** 33 4 4 + + + 4
6. Иванов Д. * 33 5 5 + + + 5
7. Литвинов С. 35 3 4 + + + 3
8. Мельникова О. 35 4 3 + + + 4
9. Новомодный В *** 33 5 5 + + + 5
10. Пасечник В. ** 34 4 5 + + + 5
11. Попова М. 33 4 5 + + + 5
12. Смолина Н. * 35 5 4 + + + 5
13. Фадеев Д. * 34 5 5 + + + 5

Орф. усвоил, всё понятно;

* орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;

С орф. не разобрался, нужна помощь.

В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.

Всего в классе 13 человек

Выполняло самостоятельную работу 13 человек

Общая успеваемость: 100%

Качество успеваемости: 84,6%

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Когда используются суффиксы ек ик в существительных

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

Что мы узнали?

В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик

    В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

    Значение суффиксов -ек-/-ик-

    Эти суффиксы входят в состав существительных.

    Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».

    У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

    Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.

    Правописание суффиксов

    Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а

    Читайте также: