Существует ли дьявол? Сатана - кто он на самом деле?Вся правда о лучах славы

Кроме этого, я скажу Вам, что на самом деле, наш родной язык (древнеславянский)действительно истинно отображает имя этого Духа - Лучезар. Если разобраться, имя Лучезар буквально говорит само за себя: "зарится на лучи славы", то есть, это тот, который стремится только к лучам славы, которые направлены на себя любимого. Имя же Люцифер дает не полный образ этого Духа, я бы сказала, что именно это имя скрывает истинную суть Лучезара. Между прочим, мой жизненный опыт и мои Знания показали мне, что мнение о том, что Лучезар покровительствует людям, которые занимаются Магией и с рождения имеют хоть какие-то способности, вложенные в них, ошибочно!

Статья написана мною именно потому, что слишком много вопросов мне задавали и мои клиенты, и просто посетители моего сайта насчет того, как я отношусь к Сатане, кто такой Сатана и так далее. Потому я решила собрать все известные мне факты об этом Духе и сделать в каком-то роде "сводку" информации о нём, подкрепив это собственными знаниями и наблюдениями.

Итак, чтобы хоть на сантиметр приблизиться к Истине, нужно отталкиваться от «фактов», которые в нашем обществе принимают за истинные-чтобы понять, где началось искривление Истины. Начнем же!

Сатана́ (от ивр. שָׂטָן‎, сатан - «противник», «клеветник») - в религиозно-мифологических представлениях авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол - предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7–9; 20:2,3, 7–9).

С этого момента начинается полная путаница и неразбериха. Подумайте сами, почему у Сатаны так много разных имен? Почему все, что связано с его Именем, так туманно и неопределенно? Почему История во всех ее проявлениях дает нам такие неоднозначные характеристики Сатаны?

Смотрите, что нам говорит о Сатане Библия :

Сатана -это:

1) Люцифер, Луцифер (лат. Lucifer, слав. Денница) - «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
2) Дьявол (от др.-греч. διάβολος - лукавый, клеветник). В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
3) Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб - «Повелитель мух») - имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф.10:25; Мф.12:24).

Обратите внимание на саму Библейскую концепцию образа Сатаны , она весьма интересно вырисовывается таким образом (все цитаты из Библии):

"Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был „печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты“, обитал в Эдеме среди „огнистых камней“, но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13–14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов…".

Как из этого можем сделать вывод-Сатана был Ангелом, и к тому же-весьма симпатичным ("печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты") и амбициозным ("пожелавши быть равным Богу").Откуда же взялись стереотипы о козлоногом чудовище или о крылатом красавце с "рожками" -ведь именно так официальная Церковь да и Религия как таковая (что православная, что ислам и т.д.) представляет Сатану и навязывает этот странный образ ему сотни лет подряд…? Откуда же? Из этой самой Библии, которая переписывалась миллионы раз, потому получаются какие - то сплошные неувязки:)

На страницах Библии, в книге Бытие, Дьявол впервые появляется в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить плод (яблоко) с Древа Познания, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены "ходить на чреве" и питаться "прахом земным".

Для сравнения, приведу цитаты из Ветхого и Нового Заветов, где есть любопытные упоминания о Сатане:

-«В своём первоначальном значении „Сатана“ - имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает»(В.З.)

-«большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем»(Н.З.).

Также в Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6).

А с этого момента, как говорится-поподробнее.

Вам не приходило в голову, что, исходя из библейской концепции образа Сатаны «Бог» и Иисус в том числе как его Сын просто видели в Сатане сильный символ для "укрепления веры" ? К слову сказать, образ "мученика" был очень популярен во всех религиях мира - взять к примеру Кришну, Будду, Иисуса и так далее. Думаю, напрашивается еще один вывод - такой образ Люцифера как "мученика" был выгоден не только Сатане, но и Церкви в первую очередь, так как без черного нет белого и наоборот.

Смотрите, какими именами в Библии нарекали Сатану:

Аваддон (ивр. אבדון‎ - «истребление»), Аполлион (греч. Απολλύων) - «губитель») и Ангел Бездны (Откр.9:11)
Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
Веельзевул (Мат.12:24)
Велиар (2Кор.6:15)
Великий Дракон (Откр.12:9)
Диавол (Лук.8:12; 1Пет.5:8)
Дракон (Откр.20:2)
Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
Жестокий ангел (Прит.17:11)
Злой ангел (Пс.77:49)
Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
Искуситель (Мат.4:3; 1Фес.3:5)
Князь бесовской (Мат.12:24)
Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
Лживый дух (3Цар.22:22)
Лукавый (Мат.13:19)
Отец лжи (Иоан.8:55).

Считается, что самым подходящим именем для него является имя Люцифер-Несущий Свет, но мои Знания и мой Опыт позволяют мне сказать Вам, что это чепуха и у него есть действительно много имен, но все они не соответствуют его истинной натуре.

Меня раздражает Церковь как таковая именно по причине полной лживости к своим «прихожанам». Христианство, как и другие религии - построено на лжи. Между прочим, сатанизм - это такая же религия, как и христианство, потому моё определение о лживости всех религий распространяется и на эту религию. Кстати, сатанизм появился одновременно с христианской религией, эта религия была создана Церковью для наживы и обогащения самих себя! Внимательно почитайте Библию или другие "священные книги", и Вы поймете, что я права:)

К слову сказать, в сатанизме ЛаВея библейский Сатана расценивается как аллегория, которая выражает отсутствие веры, индивидуализм, добрую волю, мудрость; не забывайте, что ЛаВей, как и его последователи, не говорил о том, что его взгляды должны восприниматься как какой-то канон, к тому же, ЛаВей был весьма мозговитым бизнесменом , не так ли...? Кроме этого, господин ЛаВей был исключительным реалистом! Он попросту переписал Библию "задом-наперед" и сколотил весьма отличный капитал! В частности, я считаю, что Сатана (если Вам так нравится называть этого Духа, хоть это имя ему на самом деле не по душе) - это Дух, которого можно описать весьма просто: Слава, Величие, Власть, Гордыня, Нажива, Поклонение самому Себе.

Кроме этого, я скажу Вам, что на самом деле, наш родной язык (древнеславянский) действительно истинно отображает имя этого Духа - Лучезар. Если разобраться, имя Лучезар буквально говорит само за себя: "зарится на лучи славы" , то есть, это тот, который стремится только к лучам славы, которые направлены на себя любимого. Имя же Люцифер дает не полный образ этого Духа, я бы сказала, что именно это имя скрывает истинную суть Лучезара.

Между прочим, мой жизненный опыт и мои Знания показали мне, что мнение о том, что Лучезар покровительствует людям, которые занимаются Магией и с рождения имеют хоть какие-то способности, вложенные в них- ошибочно! Ему куда интересней иметь дело с людьми, которые слишком самоуверенны в себе и пропитаны завистью, ненавистью и корыстью, потому такими людьми проще управлять и манипулировать их сознанием, давая им "якобы власть над другими людьми". Вы у меня спросите - " а чем же на самом деле занимается этот Лучезар?". Да всё просто - он живет за счет других, так как сам никакими Способностями не обладает, на самом деле. Хорошо, но Вы по - любому спросите меня: "чем же он так себя выделил, как же он смог сделать себя особенным...?". Да всё просто: он просто заставил поверить наивных и мнительных людей в тот образ, который они хотели видеть.

На самом деле, Лучезар всегда был связан с войной и разрушением, интригами, и потратил немало сил и времени для построения своей Пирамиды, которая и поддерживает "Трон". Что же это за аллегория такая - "трон, пирамида"...? Пирамида - это система, которую Лучезар построил для управления нашей планетой и другими Духами, у которых нет силы воли и своего мнения, которые не могут противостоять ему. В этой Пирамиде есть целая иерархия, она состоит из нескольких ярусов: нижний, средний, верхушка. На вершине и стоит "трон". Аллегория "трона" - это то, на чем построены его принципы, а это: гордыня, величие, власть, самоуверенность, жадность, зависть. Между прочим, Лучезар не отстает от "слова техники", он успешно сделал себе отличную рекламу за счет телевидения, литературы и кинематографа. Лучезара всегда интересовали "новые игрушки" и технологии, которыми он успешно влияет на сознание масс. Научные исследования, изобретения, которые могут изменить мир, ход войны и улучшить способности для управления массами его больше интересуют, нежели разговоры о Черной Магии и гипнозе. Я вас разочарую: как Дух, он не фантазёр, а реалист и очень жадный, между прочим.

Еще пришло наконец-то время разоблачить миф о том, что "Люцифер - отец всех тех, кто разочаровался в разных религиях и в отношении мира к себе..." Поверьте, его берет ненависть и гнев, когда он слышит подобные слова и молитвы - " отец, помоги мне! я твой сын/ твоя дочь...Накажи всех тех, кто меня обидел, заступись...!". Для него эти звуки - жалкий стон рабов. Почему они рабы? Потому что они лишены самодостаточности, своей личности и самостоятельного мышления, а значит, они лишены развития и дали возможность Лучезару сделать себя куклами, которых он использует, как пешек, это и есть нижний ярус Пирамиды. Что касается среднего яруса - это исполнители его принципов и поступков, его желаний, они занимаются лишь поиском наполнения "нижнего яруса". Верхний ярус, верхушка - это приближенные к нему Духи, которые как раз - таки не лишены Способностей и которые с ним не потому, что его боятся, а потому что на некоторое время им выгодно развиться за счет него, а когда получают желаемое, они становятся независимыми от него и тогда появляется желание свергнуть его с "Трона". Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, что с вопросами по типу " как можно продать душу Сатане, помогите продать душу Дьяволу" ко мне не стоит обращаться, так как это невозможно и нереально, это жалкий стон и нытье не в Вашу пользу. Лучезара интересуют только самодостаточные личности, которые занимаются саморазвитием , самостоятельные и даже самокритичные и те, кто не видит в нем кумира.С такими Духами он сам выходит на общение, и это не касается никак такого бредового понятия, как "продажа Души Сатане" . Лучезара больше всего интересуют Иные со способностями, потому что благодаря их способностям он так долго процветает, не забывайте - у него нет врожденных Способностей! Для таких самодостаточных Иных он является разбойником и "падальщиком", что и есть на самом деле. Именно поэтому, когда он теряет свою физическую оболочку и уходит (в который раз) с физической реальности, он оставляет свою Пирамиду этим приближенным Иным, которые в его отсутствие следят за порядком в среднем и нижнем ярусе. Именно они поддерживают его бессмертие, ожидая его возвращение.

А теперь я хочу сделать в некотором смысле очень важное заявление - я пишу данную статью, данный текст для того, чтобы наконец - то уяснить: я не отношусь к числу последователей и фанатов его принципов, я не являюсь его "подопечной, дочерью, рабыней, жрицей" и т.д.! Да, он не является моим Покровителем (потому что это невозможно), но для своего развития я одевала маску "приближенной" к Люциферу, что дало мне много опыта и познаний (в том числе - через на самом деле "приближенных" Иных с "верхушки"). Да, я некоторое время была в "верхушке" его Пирамиды, но мне не по пути с этими Духами, и тем более - с таким, как он, и им это хорошо известно.

Конечно, Вам же интересно (и я не могу Вас судить за это), с кем же я тогда? На самом деле, я - одиночка , которых не так уж и много, я Иная, которая пришла сюда, не приобретая способности (они у меня врожденные), я знаю отлично, что я МОГУ, а что я НЕ МОГУ (в отличии от вас). Мои способности не зависят от каких - либо "покровителей" и "богов", не нуждаются в чьем - либо подтверждении, в отличии от вас, мне достаточно ЗНАТЬ - кто я и почему я здесь. Да, я могу общаться с равными себе по самодостаточности Духами, но мы все разные, у нас разные Способности и возможности, никакого равенства нет! Такие как я Духи всегда будут вызывать ненависть и зависть (говорю объективно и самокритично) со стороны неразвитых людей и людей, которые убедили себя в том, что они Иные, но таковыми не являются. Такие люди занимаются самовыражением лишь через внешний фактор и подражание, именно потому они тратят своё время не на развитие, а на нас - людей со Способностями, которые всегда заняты своим саморазвитием и делами. Поэтому мне смешно, когда подобные люди пытаются оскорблять меня, унижать, клеветать, обсуждать, надеясь на то, что рушат мою репутацию. Такие, как я не привязаны к таким понятиям, как "репутация", "слава", "величие и власть". Мы не зависим от этого, и тем более - от Лучезара (или, как вы привыкли его величать - Люцифера).Такие как я, Иные - одиночки, живут своими делами и поступками, за которые отвечают сами перед собой. Я предпочитаю не верить, а ЗНАТЬ, а ослепленные верой и религией предпочитают верить.

Напоследок хотелось бы отметить, что все храмы, все религии построены Лучезаром с одной лишь целью - подпитывать себя и своих приближенных энергией , люди для него - всего лишь материал, батарейки (ведь самый большой выброс энергии всегда был и будет в местах скопления людей: в храмах, на стадионах и т.д.). Не забывайте: посещая любой храм, Вы просто отдаёте свою энергию, Вы просто помогаете приближенным к Лучезару становиться моложе и здоровее. Вы приходите из любого храма, как выжатый "лимон", Вы отдаете там свою энергию и даже деньги - так задумайтесь, стоит ли так бездумно растрачивать себя...?

Надеюсь, что данная статья помогла Вам найти ответ на вопрос " кто такой Сатана" (который Вы мне задаете уж слишком часто) и я наконец - то смогла донести до Вас то, что не так давно еще не могла рассказать.

С Уважением, Юлианна Колдовко.

С атана. Какие образы вызывает в вашем воображении это слово? Злобное создание с рогами, хвостом и вилами? Симпатичный малыш в красном капюшоне на пороге вашего дома в Хеллоуин? Оставив в стороне культурные карикатуры, Сатана - это конкретное и реальное существо, известное христианам как великий лжец и обманщик, заклятый враг Бога и Его народа. Писание много говорит о его характере и поступках - кто он, и что он делает - но что относительно его происхождения? Откуда он взялся? Кто создал дьявола?

Болтливый змей

Библия открывается историей о творении, когда Бог провозглашал начало существования вселенной. Первые две главы являют захватывающие дух картины порядка, цельности и процветания. Не удивительно, что Создатель, обозрев Им созданное, объявил, что всё это «хорошо весьма» (Быт.1:31).

И вдруг, неожиданно появляется змей. Но это не просто обычный змей: он разговаривает, и надо сказать, что он очень разговорчивый. Очень быстро это извивающееся существо начинает разговор с Евой, соблазняя её саму и её молчаливого мужа - и вас, и меня - в бунт против Бога. По мере развития истории, становится ясно, что этот древний змей является воплощением самого Сатаны (Откр.12:9).

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

1. Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

2. Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе - вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога - совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

3. Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. (2Пет.2:4)

Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (Иуд.1:6)

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

4. Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).

Концентрированное зло в авраамических религиях носит название «сатана». Этим словом обозначают главного противника небесных сил, постоянно толкающего человека на путь греха. Нередко в этом же смысле используется термин «дьявол». Но вот насколько эти слова являются взаимозаменяемыми? Разберемся более подробно, чем отличается дьявол от сатаны и есть ли какие-то семантические нюансы, позволяющие отличать их друг от друга.

Дьявол

Слово это по происхождению древнегреческое (διάβολος), изначально произносилось как «диаволос» или «диаболос» и означало «клеветник». В христианской религиозной традиции считается, что этот антагонист Бога совращает человека с пути истинного с помощью обмана, в котором он чрезвычайно искушен. Для обмана используется воздействие на различные людские пороки, особенно если человек не трудится над их устранением. В разных христианских течениях понятие дьявола трактуется несколько по-разному.

В одних он считается ангелом, восставшим против воли Бога. Дьявол ненавидит все творения Господа (в первую очередь людей) и постоянно стремится утвердить свою волю над ними. В других он – воплощение людских пороков, то есть нечто вроде неперсонифицированного зла. Хотя, в сущности, разница невелика, даже можно сказать, трактовки практически идентичны: и в том и в другом случае дьявол – это что-то очень плохое, с чем (или с кем) лучше не связываться и вообще не встречаться.

Сатана

Слово «сатана » по происхождению арамейское. Арамейские языки относятся к группе семитских языков, и на одном из них говорили в Иудее во времена Иисуса Христа. В переводе «сатана» означает то же, что и «дьявол», то есть «клеветник, обманщик», а также «тот, кто мешает». В Библии Сатана персонифицирован, в частности, в виде Змея, который, убедил Еву съесть яблоко с Древа познания. Кроме этого, в Библии он также упоминается под именем «Левиафан».

Левиафан – древнее семитское (угаритское) многоголовое морское чудище, сопутствующее морскому богу Яму. Он издавна наводил религиозный ужас, и неудивительно, что родственные угаритам арамеи, к тому же жившие по соседству с ними, «заимствовали» образ чудовища вместе с названием. А древние евреи, исповедующие единобожие, относились к язычникам как к существам низшего порядка, поэтому порой использовали их мифологические образы для обозначения существ, противостоящих Богу. Это не такой уж редкий случай: например, многие исследователи русского фольклора считают, что Баба-яга изначально – славянская языческая богиня, которая могла выступать как положительным, так и отрицательным персонажем, и только с приходом христианства за ней прочно закрепилась недобрая слава.

Другие имена

Христианство, утвердившись в Европе, за две тысячи лет сформировало целую культуру, частью которой стали истории, развивающие или дополняющие традиционные религиозные тексты. Это касается как народного творчества, так и произведений, созданных отдельными творцами. В связи с этим количество имен «прародителя зла» (это определение Конан Дойля, данное им в повести «Собака Баскервилей») сильно увеличилось. Вспомним некоторые из них:

  • Вельзевул («повелитель мух»);
  • Люцифер («несущий свет»);
  • Мефистофель (персонаж немецкого народного творчества, использованный Иоганном Вольфгангом Гете в произведении «Фауст»);
  • Воланд (имя Сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»).

А в исламе дьявол называется иблисом или шайтаном.

Подводя итог, можно сказать, что слова «сатана» и «дьявол» являются синонимами. Мало того, в современном русском языке существует немало и других понятий, обозначающих врага рода человеческого.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6-12).

В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба (Лк.10:18).

Также пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез.28:11–19)».

Gustave Doré , Public Domain

Апостол Павел утверждает, что сатана способен внешне преображаться в ангела света (2Кор.11:14). В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол - предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7-9; 20:2,3, 7-9).

  • Люцифер , Луцифер (лат. Lucifer ) - «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
  • Дьявол (от др. -греч. διάβολος - лукавый, клеветник). В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
  • Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул , Баальзвув , Баал-Зебуб - «Повелитель мух») - имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф.10:25; Мф.12:24).
  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos) - наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

«Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису. Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена - христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка. Уильям Блейк (1757–1827) , Public Domain

Согласно христианской традиции, дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Надо заметить, что сама Библия не утверждает, что этот змей был сатаной.

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он - огромное морское существо или летающий дракон.

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2-3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7-10).

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» - имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Гюстав Доре , Public Domain

В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим - «сынов Божьих», в древнегреческой версии - ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7).

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2)

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк.4:6).

Ary Scheffer (1795–1858) , Public Domain

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец - диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Неизвестен , Public Domain

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4-9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги - «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Гюстава Доре , Public Domain

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
  • Великий Дракон (Откр.12:9)
  • Дьявол (Лук.8:12; 5:8)
  • Дракон (Откр.20:2)
  • Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
  • Жестокий ангел (Прит.17:11)
  • Злой ангел (Пс.77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
  • Искуситель (Мф.4:3; 1Фес.3:5)
  • Князь бесовской (Мф.12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
  • Лживый дух (3Цар.22:22)
  • Лукавый (Мф.13:19)
  • Отец лжи (Иоан.8:44).

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма , сатана не является силой, равной Богу. Сатана - это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

Corrado Giaquinto , Public Domain

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше . Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

  • В христианской традиции к сатане относят пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез.28:12-19) и Исаии о царе Вавилона (Ис.14:3-20). Согласно этой трактовке, был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) - предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис.14:12) взято «ангельское» имя Сатаны - הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к дьяволу в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

Hans Rottenhammer II. (1622–68) , Public Domain

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Шайта́н (араб. شيطان‎‎) - в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином - Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах. Они могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»).

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочистивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам и по сей день мешают людям совершать молитвы и учат людей волшебству и магии. Они заставляют человека забывать об Аллахе и часто придают их греховным поступкам внешний вид благих дел. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.

Unknown , Public Domain

Для того, чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обреченны на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4).

Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к своей задаче чересчур ревностно:

Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).

В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.

Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным, ибо он счастлив и богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов отказывается проклясть Бога, философски заявляя: "Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!" Но сатана, не довольствуясь этим, коварно советует Иегове: "...кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти его, - благословит ли он Тебя?" Иегова позволяет сатане поразить Иова проказой, но Иов остается верен Господу.

Уильям Блэйк. Сатана осыпает бедами Иова

В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар, обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее, по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория - сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела Фануила, "отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом и обвинять обитателей земли". В этой же книге фигурируют "карающие ангелы", по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят инструменты для казни "царей и владык земли сей, дабы уничтожить их".

На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ Дьявола. Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово "satan" передали как "diabolos" - "обвинитель", с оттенком значения "ложный обвинитель", "очернитель", "клеветник"; от этого слова и возникло имя "Дьявол".

Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару, содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века до н. э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:

"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1 Пар. 21:1). Это - единственный в оригинальном тексте Ветхого Завета случай употребления слова "Satan" как имени собственного.

В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу, превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца) выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана - первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, - в конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях, зерно которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на земле, "сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". В те времена "были на земле исполины", и дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были "сильные, издревле славные люди". Возможно, этот фрагмент всего лишь служил объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Именно поэтому Бог решил устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).

Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II веку до н. з. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился, стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем, выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме того, он познакомил людей с порочным искусством косметики.

Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов, которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями, пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".

Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.

Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения.

В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта, которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это - первый намек на сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей, поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжении рода. Но в позднейшие эпохи возобладало представление о том, что зло, кровопролитие и запретные искусства появились на земле из-за того, что было совершено чудовищное преступление против законов Природы. Плотский союз ангельского, божественного начала со смертным, человеческим, породил на свет чудовищ - исполинов. Не исключено, что на основе легенды о Хранителях возникли средневековые поверья о сексуальных связях между ведьмами и Дьяволом. И, по существу, вся эта легенда оказывается как бы дьявольской пародией на главную мистерию христианской веры - мистерию нисхождения Бога к смертной женщине и рождения Спасителя.

Некоторые отцы церкви, в том числе Августин Блаженный, отвергали легенду о Хранителях и связывали происхождение зла с восстанием верховного архангела, который взбунтовался против Бога, обуянный гордыней.

Подтверждение этой версии они находили в знаменитом фрагменте из Книги пророка Исайи, в действительности представляющем собой пророчество о плачевной судьбе царя Вавилонского:

Люцифер - денница Зари.

"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).

Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос, почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы, оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после падения стал зваться Сатаной.

Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном утренней звезды, облеченном в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он дерзнул бросить вызов самому Богу. "Денница, сын зари" в древнееврейском оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. "дневная звезда, сын зари".

Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду (планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли "phosphoros" (Фосфорос), а по-латыни - "lucifer" (Люцифер); оба эти названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд, видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за чего и возникло предание о мятежном утренней звезды и о постигшей его каре.

Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:

Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель ангелов-отступников, описан как "звезда, упавшая с неба" К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого предания, к которому была добавлена история об Эдемском . Во 2-й Книге Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно апокрифическому тексту "Жизнь Адама и Евы" ("Vita Adae et Evae"), Сатана был изгнан из сонма ангелов из-за того, что ослушался Бога и не пожелал поклониться Адаму. Михаил сказал ему, что Бог разгневается на него за это, но Сатана ответил: "Если станет он гневаться на меня, то я поставлю престол свой выше звезд небесных и буду подобен Высочайшему". Узнав об этом, Бог низверг Сатану и его приверженцев на землю, а Сатана в отместку соблазнил Еву. Здесь представление об обуявшем Дьявола грехе гордыни совмещено с легендой о зависти ангелов к человеку.

В Книге Бытие нет ни единого намека на то, что змей, искусивший Еву, был Дьяволом ; однако христианские авторы, как правило, утверждают, что это был либо посланец Дьявола, либо сам Дьявол в обличье . На этом основании святой Павел разработал основополагающую христианскую догму, состоящую в том, что грехопадение Адама предало все последующие поколения людей во власть Дьявола и обрекло их на грехи и ; но затем Бог послал Своего Сына на землю, чтобы освободить людей от этой кары. Если Адам, ослушавшись Бога, сделал людей смертными, то Христос, добровольно приняв , даровал людям жизнь вечную: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22).

Иисус и его ученики, очевидно, верили, что Дьявол имеет власть над миром сим - или, по крайней мере, над мирской суетой, роскошью и гордыней. В Евангелии от Матфея повествуется о том, как Дьявол, искушая Христа в пустыне, показал Ему "все царства мира и славу их" и произнес слова, которые затем легли в основу сатанизма: "...все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:8-9). В параллельном эпизоде Евангелия от Луки Дьявол особо оговаривает, что ему дана власть над всеми царствами мира сего:

"Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лука 4:6). Иисус называет Дьявола "князем мира сего" (Иоан. 12:31, 14:30, 16:11), а святой Павел - "богом века сего" (2 Кор. 4:4). Гностики позднее истолковали эти фрагменты на свой лад: они утверждали, что Дьявол правит миром сим потому, что именно он сотворил его, тогда как Бог чужд человеку и далек от происходящего на земле.

Другая поздняя тенденция в формировании образа Дьявола заключалась в отождествлении его с Левиафаном - чудовищным первозданным драконом или змеем, некогда вызвавшим на бой Иегову. Исайя говорит, что Бог поразит "левиафана, прямо бегущего, и левиафана, изгибающегося" (Ис. 27:1). Не исключено, что предание о победе Иеговы над Левиафаном связано с вавилонскими и ханаанскими мифами. В Вавилоне ежегодно праздновали победу бога Мардука над великой Тиамат, которая пыталась свергнуть богов и занять их место. В ханаанском мифе Ваал убивает морского дракона Лофана (Itn), или Левиафана:

"Когда ты поразил Левиафана, скользкого, (И) положил конец извивающемуся, Тирану семиглавому..."*.

В Откровении Иоанна Левиафан и Дьявол - обуянные гордыней и заслужившие суровую кару противники Бога, - отождествляются друг с другом. Является огромный дракон о семи головах. Хвост его совлекает с неба третью часть звезд и низвергает их на землю. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Затем с неба раздается торжествующий голос: "...низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь". И голос этот возглашает горе живущим на земле, "потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени" (Откр. 12:3-12).
В этом грандиозном видении объединены почти все основные мотивы позднейшего христианского представления о Дьяволе: "сатана", обвиняющий людей перед Богом; война на небесах, в которой Господне воинство возглавляет архангел Михаил; низвержение Денницы-Люцифера с небес; падшие ангелы (падшие звезды) - его приспешники; семиглавый дракон Левиафан; и, наконец, вера в то, что мстительная ярость Дьявола обрушилась на землю. Не вполне ясно, относилось ли описание Дьявола как "обольстителя" к эпизоду с Эдемским змеем, однако многие поколения христиан, читавшие этот фрагмент Книги Откровения, почти наверняка отождествляли "древнего змия" с искусителем Евы.

Именно христиане возвеличили Дьявола, почти уравняв его в правах с Богом.

Убежденные в безупречной благости Бога, они тем не менее чувствовали пугающую близость великого сверхъестественного Врага, квинтэссенции всего мирового зла. Падение Дьявола католики стали объяснять грехом гордыни; эта версия стала ортодоксальной и остается таковой по сей день.

В Средние века и на заре Нового времени Дьявол почти для каждого христианина оставался устрашающе реальным и близким. Он фигурировал в народных сказках, театральных постановках и рождественских пантомимах; священники то и дело поминали его в своих проповедях; зловещим взглядом он следил за прихожанами с церковных фресок и витражей. И приспешники его были повсюду - невидимые для простых смертных, всеведущие, злобные и коварные.

Зло по-своему притягательно, и чем большей силой наделялся Дьявол в воображении людей, тем более привлекательным становился этот образ.

Дьявола, как и Бога, обычно изображали в облике человека, и в восстание верховного архангела против Бога христиане не в последнюю очередь верили потому, что эта легенда затрагивала некие потаенные струны человеческого сердца. Люцифер воспринимался как мятежный человек, а гордыня, как ни странно, представлялась более достойной причиной падения ангелов, нежели похоть, обуявшая Хранителей. В результате образ Дьявола приобрел романтические черты. В "Потерянном рае" Мильтона этот величайший из мятежников предстает как бесстрашный, волевой решительный бунтарь, не пожелавший склониться перед превосходящей его силой и не смирившийся даже после поражения. Столь мощный образ поневоле внушал восхищение. Учитывая, насколько великолепны и грандиозны были дьявольская гордыня и могущество, неудивительно, что в некоторых людях пробуждалось желание поклоняться именно Дьяволу, а не Богу.

Люди, поклоняющиеся Дьяволу, не считают его злым. То сверхъестественное существо, которое в христианстве выступает в роли Врага, для сатаниста является добрым и милосердным богом. Однако слово "добрый" применительно к Дьяволу в устах его приверженцев отличается по смыслу от традиционного христианского понимания. С точки зрения сатаниста, то, что христиане считают добром, на самом деле - зло, и наоборот. Правда, отношение к добру и злу у сатаниста вес же оказывается двойственным: например, испытывает извращенное удовольствие от сознания того, что он творит зло, но при этом убежден, что его действия на самом деле праведны.

Поклонение Дьяволу как доброму богу естественным образом влечет за собой веру в то, что христианский Бог-Отец, ветхозаветный Господь, был и остается богом злым, враждебным человеку, попирающим истину и мораль. В развитых формах сатанинского культа Иисус Христос также порицается как злая сущность, хотя в прошлом секты, обвинявшиеся в дьяволопоклонстве, далеко не всегда разделяли это мнение.

Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын, создатели иудейской и христианской морали, в действительности являются носителями зла, сатанисты, разумеется, приходят к отрицанию всего иудейско-христианского нравственного закона и основанных на нем правил поведения. Приверженцы дьявола в высшей степени озабочены чувственными наслаждениями и мирскими успехами. Они стремятся к власти и самоутверждению, удовлетворению плотских желаний и чувственных страстей, к насилию и жестокости. Христианское благочестие с его добродетелями самоотречения, смирения, душевной чистоты и непорочности представляется им безжизненным, блеклым и вялым. Они от всего сердца готовы повторять вслед за Суинберном: "Ты победил, о бледный Галилеянин, - и мир утратил краски от дыханья твоего".

В сатанизме, как и во всех формах магии, любые действия, традиционно осуждаемые как порочные, высоко ценятся за их особые психологические и мистические эффекты. По мнению дьяволопоклонников, достичь совершенства и божественного блаженства возможно, например, посредством экстаза, в который приводят себя участники сексуальной оргии (нередко включающей извращенные формы секса, гомосексуализм, мазохизм, а подчас и каннибализм). Поскольку христианская церковь (в особенности - римско-католическая) воспринимается как отвратительная секта приверженцев злого божества, то следует пародировать и профанировать ее обряды. Тем самым сатанисты не просто выражают свою преданность Дьяволу, но и передают в распоряжение Сатаны ту силу, которая заключена в христианских обрядах.

Поделись статьей с друзьями!

    https://сайт/wp-content/uploads/2011/10/satan-150x150.jpg

    Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не...

Читайте также: