Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.
- Развивать навыки звукобуквенного анализа.
- Развивать фонематический слух, активизировать подбор слов со звуками Л, Л′.
- Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Словарь: слова со звуками Л, Л′.
Оборудование: таблица с картинками в названии которых звуки Л, Л′, фишки, картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник; картинка Инопланетянин.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения.
На таблицу посмотрите.
Что попрошу, то назовите.
Лук | Лейка | Луна |
Лист | Лодка | Лиса |
Кто изображен в правой верхней клетке;
В левой нижней клетке;
В верхнем ряду посередине;
В левой верхней клетке;
В правой нижней клетке;
В нижнем ряду посередине?
Выделите первые звуки в словах. (Л, Л′).
Сегодня у нас приземлилась космическая тарелка, вот посмотрите. Кто это на ней прилетел? (Инопланетянин. ) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты. )
Гость обращается к детям на своем языке, дети повторяют:
ЛА-ЛЯ-ЛЯ (как бы здороваются);
ЛУ-ЛЮ-ЛУ (с радостью);
ЛЫ-ЛИ-ЛИ (с огорчением).
Как тебя зовут? (Лолик.)
Лолик прилетел к нам на землю, чтобы побольше узнать о нашей планете и о предметах. Давайте расскажем ему. Возьмите карточку со своим именем и садитесь за столы.
II Основная часть.
1. Расскажите на чем вы сидите? (на стуле ). Где лежат карточки? (на столе ). Слова стул, стол похожи? Чем? (анализ слов у доски и за столами цветными фишками, а за тем выкладываем буквами ).
Каким словом можно назвать эти предметы? (Мебель. ) Какой последний звук в этом слове? (Ль - согласный, мягкий).
2. А сейчас расскажем Лолику какую одежду мы носим (картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, шаль, жилет, плавки, купальник). Разложите картинки к синей и зеленой фишке (звуки Л – Ль).
3. Давайте расскажем Лолику, что мы едим. Вспомните блюда в названии которых есть звуки Л, Ль (салат, гуляш, беляши, котлеты, кисель); отгадайте ягоды и фрукты: первый звук Я, последний О (яблоко); последний слог ЖАН (баклажан); первый слог МА, последний НА (малина); первый звук С, последний А (слива); последний слог МОН (лимон).
4. Послушайте какие фрукты и ягоды выбрал Лолик: (произносим с неправильным ударением, дети исправляют) малину, лимон, сливу .
Физкультминутка «Лягушонок»
Упражнение активизирует центральную нервную систему, улучшает настроение.
И.П. – стоя, ноги вместе.
Представим, что мы превратились в лягушонка.
Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.
Теплый дождик капает,
Выросла трава.
Лягушонок квакает:
«Ква-ква-ква-ква-ква!»
Надоела мошкара –
Проглотить ее пора!»
Ощущения. Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Каким стало настроение?
5. Какие еще животные в названии которых есть звук Л живут на нашей планете? (волк, белка, лось), а назовите животных со звуком Ль (лиса, олень).
6. Давайте поиграем в игру «Чьи, чья, чей?» (с мячом).
Лапы у волка (волчьи);
Морда у лисы (лисья) и т.д.
7. Составьте предложения со словами: лось, олень, белка, волк (дети составляют предложения, выкладывают схемы, определяют сколько слов в предложении).
8. Нашему гостю понравилось у нас, он узнал много интересного. Лолик хочет задать вам вопросы, попробуйте на них ответить.
Что было бы, если бы вдруг на земле исчезли все звери и птицы?
Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер?
Что можно сделать для нашей планеты для ее процветания? (рассуждения детей).
Ребята, а что значит быть любознательным? Задайте свои вопросы о Земле, о космосе.
III. Итог занятия
Наш гость прощается с нами, он оставляет вам энциклопедию в которой вы найдете ответы на свои вопросы.
Чем мы сегодня занимались? Что было интересным, какое задание показалось сложным? Д/з, выполнить задания на листах «Звуки Л, Л′».
Разработала учитель - логопед
Налетова Екатерина Анатольевна
МДОУ детский сад комбинированного вида № 17
города Подольска Московской области
Цели:
- закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
- продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
- развивать фонематическое восприятие;
- продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
- закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
- учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
- учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
- закрепить образ буквы Г;
- развивать общую и тонкую моторику;
- развивать высшие психические функции.
Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.
Ход занятия:
Введение в занятие .
«Игра «4-й лишний».
Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».
Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.
ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ
ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА
ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК
САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ
Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:
Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.
1. Знакомство с темой:
Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?
- В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
- Дайте его характеристику?
- Это согласный, твердый, звонкий, звук.
- Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
- В словах герань, сапоги общий звук [г`]
- Охарактеризуйте этот звук?
- Это согласный, мягкий, звонкий, звук.
2. Развитие фонематического восприятия:
А. Игра «Телефон».
Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.
Сначала я позвоню Роме.
Га - га - гя, гя - гя - га
го - ге - го, гэ- гэ - ге
гю - гю - гу ги - гы - гы
Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.
Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».
Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.
Слоговая цепочка оговаривается заранее:
Например, га - гя и гу - гу - гю.
га - гя - га - гя…
гу- гу - гю - гу - гу - гю…
В. Игра «Теннисисты».
У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.
ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.
Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».
На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.
Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.
Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.
Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].
«Голуби - гости города».
Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.
Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.
Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.
Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:
Вас спасем от голода ! Вы же гости города !
(Е. Налетова)
3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.
Игра «Угадайка».
Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.
Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:
Сколько звуков ты услышал(а)?
Назови первый звук?
Какой это звук?
Назови второй звук.
Какой это звук?
Определи количество звуков в слоге?
Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.
Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].
АГ, УГ, ЭГ и т.д.
ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.
ГО, ГУ, ГЫ и т.д.
ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.
5. Звуковой анализ - синтез слов.
Игра «Отгадай картинку».
Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»
Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)
Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.
Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».
Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.
Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).
Какой он?
Это согласный, твердый, звонкий звук.
Какой квадрат положим?
Положим синий квадрат.
Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).
Какой он?
Это гласный звук.
Какой квадрат положим?
Положим красный квадрат.
Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).
Какой он?
Это согласный, мягкий, глухой звук.
Какой квадрат положим?
Положим зеленый квадрат.
Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).
Какой он?
Это гласный звук.
Какой квадрат положим?
Положим красный квадрат.
Фронтальный опрос:
Сколько всего звуков в слове «гуси»?
Сколько согласных твердых звуков?
Какой?
Сколько согласных мягких звуков?
Какой?
Сколько гласных звуков?
Какие?
Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!
Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).
6. Согласование прилагательных с существительными.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.
Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.
Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.
7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.
Игра «Чего не стало?»
Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.
8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.
К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).
Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.
(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).
9. Работа с буквой Г.
А. Выкладывание буквы Г из спичек.
Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.
Б. Игра «Узнай букву»
Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.
10. Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?
Мы учились различать звуки [г]-[г`] .
Звук г - какой?
Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.
Звук г - какой?
Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.
Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?
Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.
Оценка деятельности детей.
Задание на коррекционный час.
Ещё по данной теме:
Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук»
«Согласный звук » .
Цель : Формирование целостного представления о согласных звуках .
Задачи :
1. Развивать фонематический слух.
2. Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.
3. Учить работать со словом : определять позицию звука в слове , образовывать новые слова.
4. Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.
5. Развивать психические процессы : память, внимание, воображение, мышление.
Оборудование :
Зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем , предметные картинки, макеты домиков (синий и зеленый, карточки с печатными буквами, карточки для чтения слогов , слов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята! Пришла прекрасная осенняя пора! Давайте с вами отправимся в лес. По дороге будем с вами играть.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1.1. Общее расслабление.
Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.
1.2. Развитие общей моторики.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.
Желтые листочки
С дерева срывает. Имитация срывания листьев.
Падают листочки
Прямо нам под ножки. Наклон вперед, руки касаются ног.
1.3. Развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал : Плавные волнообразные движения ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на травинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
1.4. Массаж лица.
С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание) .
1.5. Развитие мимических мышц.
Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
1.6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения :
- для челюсти : рот открыть (удержать под счет до 10) ; попеременно открывать и закрывать рот;
- для губ : губы в улыбке – «трубочка» ;
- для языка : «лопаточка» (удержать под счет до 10) .
1.7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
Постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме :
Стоя выдох вдох пауза шумный выдох
2. Знакомство с темой.
Логопед : - Ребята! Давайте по очереди споем наши имена и прохлопаем, выделим первый звук в слове .
Логопед : - Ребята, мы произнесли первые звуки в именах , так много прозвучало звуков . А какие это звуки ? Как они произносятся – свободно или с преградой? (С преградой) . Воздух встречает препятствие (преграду) .
Как мы называем такие звуки ? (Согласные ) .
Логопед : - Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия ?
Дети : - Согласные звуки .
Логопед : - Ребята! Почему я поставила для вас два домика – синий и зеленый? Что они обозначают? (В синем домике живут все согласные твердые звуки , а в зеленом – живут согласные мягкие ). А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими.
Поднимите руку те, чье имя начинается со звонкого согласного звука . А теперь поднимите руку те, чье имя начинается с глухого согласного звука . Молодцы!
3. Упражнение «Поймай согласный звук » .
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки , которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук .
Педагог произносит звуки : а, о, с, у, т, к, и, ы, п.
4. Упражнение «Четвертый лишний» .
Логопед : - Следующее задание такое : вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука ) : Дым, дом, ком, дача; сом, сок, мак, сын; вата, вода, ведро, фата; шар, пар, шок, шум.
5. Дидактическая игра «Посели картинку в домик» .
Логопед : Ребята! Перед вами разложены разные картинки. Вы должны выбрать любую из них и назвать первый звук в слове , определить на какой согласный звук (твердый или мягкий) начинается это слово. Если на мягкий согласный – значит нужно поселить в зеленый домик, а если на твердый согласный – значит в синий .
6. Динамическая пауза.
Логопед : - Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.
7. Определение места звука в слове .
Логопед : - Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове : в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый кружок в соответствующее окно в звуковой дорожке . Гора, гитара, кот, кит, мак, мел.
8. Упражнение «Звонкий – глухой» .
Логопед : - Я вам буду называть разные слоги. Если слог начинается с согласного звонкого , значит вы хлопаете в ладоши. А если с согласного глухого – поднимаете руку.
КА – ГА, СА – ЗА, ЦА – ЗА, ЛА – РА, ША – ЖА – ША, ПА – ПА – БА, ТЫ – ДЫ – ТЫ.
Затем логопед называет слова : ГОРА – КОРА, ЖУК – СУК, РОЗА – КОЗА, ШОВ – РОВ, ДОЧКА – ТОЧКА, ПОП – БОБ.
9. Определение заданного звука в слове .
Логопед : - Я буду вам называть слова, а вы на слух должны определить, где слышите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце слова) . [К] – КОТ (в начале, МУКА (в середине, ТОК (в конце) .
10. Закрепление и обобщение пройденного материала.
Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на согласный звук и определить - какой это звук (твердый – мягкий, звонкий – глухой) .
11. Итог занятия . Оценка деятельности детей .
Публикации по теме:
Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь - Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г» Программное содержание: закреплять.
Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»
Цели :
коррекционно-образовательная :
Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;
Формировать навыки связной речи;
коррекционно-развивающие :
Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;
Развивать мыслительную деятельность;
Развивать фонематический слух и восприятие;
Учить координировать речь и движения;
Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;
коррекционно-воспитательные :
Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;
Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.
1. Общее расслабление.
Кладем руки на колени,
А теперь немного лени.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
2. Артикуляционная гимнастика.
Медленно открывать и закрывать рот.
То же с откидыванием головы назад.
Рукой отпустить челюсть вниз.
Движение челюсти вправо-влево.
Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .
А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .
Поочередное высовывание языка вперед- назад.
После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .
Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .
II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?
Дети : Телефон, часы.
Логопед : Выделите в словах первый звук .
Дети : Ч, ТЬ.
Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.
Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Логопед : А чем эти два звука отличаются ?
Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .
Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук » .
Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .
Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.
3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.
4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.
Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.
Игра «Наоборот» .
Мяч - мять Печь - петь
Вечер - ветер Печка - Петька
III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .
Эй, ребята, эге-гей,
Режем овощи для щей,
Рубим мы капусту,
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку,
Чистим очень ловко.
Мы натрем морковку
Красную головку.
А потом, а потом
Мы порежем помидор,
И головку лучка,
И зубочек чесночка.
Мы посолим супчик,
Мы посолим супчик,
Попробуй-ка голубчик.
Работа в тетрадях :
Задание №1
Восстанови буквы и прочитай слова :
Ветер, вечер.
Звуковой анализ слов вечер , ветер.
Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.
Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .
Анализ предложений.
Задание №2. Графическая схема составленного предложения.
IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок
Гладь мои ладошки,еж,
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»
VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.
Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.
Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.
Задание №4. Выполни штриховку по образцу.
Морковь, малина, грибок.
VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?
1. Дайте характеристику этих звуков .
Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.
Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.
Деление слов на слоги. Схема.
V. Рефлексия.
Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .
Публикации по теме:
Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.
Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.
Ход занятия:
I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
- Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).
Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.
III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.
IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…
- Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша — в продуктовый, Гриша — в магазин посуды; Никита — в магазин «Товары для дачи»; Влад — в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?
VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?
VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?
VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)
Физминутка . У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровныли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд — пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…
X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:
Есть у Федора огород
В нем морковка растет
И горох , и помидоры
Рядом огород Федоры
В основном там помидоры .
Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.
Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?
XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.
XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово
Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.
Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд.