Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков. Конспект фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе

, Коррекционная педагогика

Логопедические занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребенка к школе.

Существуют несколько видов логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

При подготовке и проведении занятии очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у детей должен быть положительный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.

Именно с использованием таких методов и приемов я провела в подготовительной к школе группе нашего детского сада занятие на тему: Искатели клада.

Форма НОД: фронтальное логопедическое занятие в игровой форме (подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Образовательные :
    • закреплять навык правильного произношения звуков [ш], [ж], [ч], [л], [р] в словах и фразах;
    • совершенствовать четкую правильную речь.
  • Развивающие :
    • совершенствовать внимание, память, воображение;
    • развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
    • Воспитательные :
    • формировать интерес к занятию, любознательность;
    • воспитать чувство толерантности.

Оборудование: карта, бинокль, часы, карандаши, компас, очки, ложка, фломастеры, рисунки солнца, стола, реки, дракона, лестницы, дерево, шкатулка, сладости.

План НОД

  1. Организационный момент. (отгадывание загадок)
  2. Введение в тему. (знакомство с картой)
  3. «Мы в густом лесу» (слова со звуками [ш], [ж], [ч], [л], [р])
  4. «Построим мост» (игра на развитие памяти)
  5. «Злой дракон» (четкое произношение)
  6. «Высокий старый дуб» (дорисовать недорисованные предметы)
  7. «Вспомни и нарисуй» (вспомнить начало занятия и нарисовать предметы)

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, здороваются, садятся на стулья, которые стоят полукругом. На доске в середине прикреплено солнышко без лучиков. (Приложение 1 )
– Утро. Весна. В окошко заглядывает ласковое весеннее солнышко. Но у солнышка чего-то не хватает. Посмотрите, дети, чего же не хватает? (Не хватает лучиков).
– Не хватает его ярких горячих лучиков. Для того, чтобы у солнышка появились лучики, вы должны отгадать загадки.
Отгадавший берет по одному лучику и прикрепляет к солнцу. (Приложение 2 )
(Сколько лучиков, столько и загадок, связанных с весной).

2. Введение в тему

– Ребята, по дороге к вам я на улице нашла вот это. (Показываю сверток) . Вы знаете что это? (Это карта). А что такое карта? (По нему ищут клад) . А что такое клад? (Это сокровища) . А давайте по этой карте мы пойдем искать клад? Пойдете со мной? (Приложение 3 )
– Для начала посмотрите все на стол. (На столе предметы: бинокль, часы, компас, очки, ложка, карандаши) . Смотрите внимательно и запоминайте, что нам нужно и понадобится.
(Стол закрывается платком).

3. «Мы в густом лесу»

– Посмотрим на карту. Мы попали в лес. Как нам выйти из этого густого леса? (Приложение 4 )
(На доске картина с изображением животных и предметов).
– Выйти из леса нам поможет вот эта картина. Здесь нам надо соединить предметы, в словах которых есть звук [л] красным фломастером, звук [ш] – синим, звук [ж] – зеленым, звук [р] – черным, звук [ч] – желтым. (Приложение 5 )
(Дети называют нужные картинки и соединяют их между собой фломастерами нужного цвета).

4. «Построим мост»

– Если смотреть по карте, перед нами – река. (Перед детьми рисунок: река с берегами). Что нужно сделать, чтобы перейти через нее? (Нужен мост).
– Правильно, мы будем строить мост с помощью геометрических фигурок, но не просто так, а последовательно. (Приложение 6 )

– Запомните фигуры по этой же последовательности и рисуйте с помощью фигур мост.

5. «Злой дракон»

– Мост построен, и мы можем перейти через реку. Смотрим на карту. Что это, впереди большой злой дракон. Он не хочет уступать дорогу. Как же пройти? Чтобы пройти нам надо сказать ему волшебное заклинание, тогда он станет добрым. (Приложение 7 )

(Заклинание – скороговорка).

– Скороговорку нужно сказать быстро и четко.

6. «Высокий старый дуб»

– Дракон стал хорошим, добрым и уступил нам дорогу.
– Посмотрим на карту. Но что это? Очень высокий старый дуб. И по карте клад находится на самой вершине дуба. Как нам туда залезть? (Приложение 8 )
(Давайте сделаем лестницу).
– Вот лестница, но на ней нет перекладин. Они спрятаны за этими недорисованными предметами. Надо их дорисовать и получить палку от лестницы. (Приложение 9 )
(Дети по одному дорисовывают, получают по палке и клеят на лестницу).
– Вот и лестница готова. Ура, мы нашли клад. Давайте откроем и посмотрим что там. Но шкатулка не открывается.

7. «Вспомни и нарисуй»

(Перед детьми нарисованный стол) . (Приложение 10 )

– Помните, в начале занятия у нас на столе лежали предметы. Вспомните что там было и нарисуйте вот на этом столе.

8. Итог

– Вот и шкатулка открылась.
(Клад делится между детьми).
– Как мы искали клад? Через что мы прошли? Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?

Организационный уход детей в группу.

Ирина Коткова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Страна Знаний»

Конспект фронтального логопедического занятия.

Тема: «Страна Знаний»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: развитие речи детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о школе и празднике

Активизировать словарь по школьной теме;

Развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных, словообразование (образовывать однокоренные слова);

Развивать навык фонематического анализа слова;

Развивать навык образования сложносочиненных предложений;

Корректировать особенности интонационной стороны речи, а именно: восприятия и воспроизведения различной интонации предложения (повествовательной и вопросительной);восприятия и воспроизведения логического ударения в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навык составления предложения по картине;

Активизировать зрительное внимание и восприятие;

Развивать тонкую и общую моторику;

Совершенствовать умение подбирать рифму и логически отвечать на вопрос;

Развивать творческое воображение;

Развивать речевой слух, память;

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

Способствовать развитию умения соблюдать правила во время игры;

Создавать условия для стимулирования творческого воображения.

Словарь:

Существительные: осень, сентябрь, день знаний, школа, учитель, ученик, перемена, звонок, школьные принадлежности, учебник, линейка, пенал, ручка, тетрадь, дневник, портфель, звонок, остановка, вопрос и другие.

Прилагательные: осенний, особый, радостный, счастливый, долгожданный, интересный, внимательный, образованный, умный, школьный, звонкий, увлекательное, удивительный и другие.

Глаголы: отмечать, слушать, учить, читать, решать, писать, звенеть, не перебивать, отдыхать, не кричать, помогать, получать, делать, брать, отвечать, петь, рисовать и другие.

Оборудование. Запись песни «Учат в школе»; песни «Дружба» группы «Барбарики» электронная презентация»; макет автобуса, мягкие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А; трехцветные кубики для фонематического анализа слова,школьные принадлежности: портфель, ручки, карандаши, точилки, линейки, учебники, тетради, дневники, пеналы; зеркало, бусы, мягкие игрушки, пластмассовый пистолет, кукла, колокольчик; мяч; полоски для выкладывания схемы предложения,вопросительные знаки и точки; смайлики с эмоциями.

Предварительная работа . Просмотр электронной презентации «1 сентября. День Знаний». Чтение детской классической литературы: А. Барто «Я выросла», «По дороге в класс», «В школу», В. Драгунский «Заколдованная буква», С. Михалков «Школа». Проведение детского праздника «День знаний» с приглашением детского творческого коллектива.

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель: Создание эмоционально положительного фона, настроя на работу, знакомство с темой занятия.

Дети входят в кабинет под песню «Учат в школе» на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского. Дети останавливаются в центре кабинета около логопеда.

Логопед. Доброе утро, ребята!

День у нас сегодня необычный. Взгляните в окно.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льётся.

Это время года?

Дети. Осенью зовется.

Логопед. Точно, осенью зовется. А что же происходит в самый первый день осени?

Дети. Дети осенью идут в школу.

Логопед. Правильно, дети 1 сентября идут в школу за новыми знаниями. И вы ровно через год станете школьниками и пойдете учиться в школу. А пока мы еще немного побудим дошколятами, согласны?

Дети. Да, согласны.

Ну, а раз день у нас сегодня необычный, я предлагаю отправиться нам всем вместе в увлекательное путешествие. Посмотрите, какой красивый автобус к нам приехал. Прочитайте, что на нем написано.

Дети читают надпись на автобусе: «Страна знаний».

Логопед. Правильно «Страна знаний». А вам хотелось бы прокатиться в эту удивительную страну?

Дети. Да, хотелось бы.

Логопед. Ну, тогда приглашаю всех поскорее занять свои места в автобусе. Присаживайтесь поудобнее.

Дети садятся в «автобус». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Этот звонкий колокольчик, почти как школьный звонок, будет нас сегодня предупреждать о том, что автобус приехал на новую остановку. Итак, готовы?

Дети. Готовы!

Логопед. Тогда в путь!

Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Основной этап.

Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Ребята, а как же мы поедем в страну знаний? Мы же с вами совсем не знаем правил, которые царят в этой стране. Открою вам секрет: «Страна Знаний» живет по таким же правилам поведения, как и в школе. Как же нужно вести себя в школе? Так?

Появляется слайд с изображением дерущихся детей.

Дети. Нет. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.

Логопед. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас и проверим.

Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»

Цель: Развитие слухового внимания, речи, мышления, чувства рифмы.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку (поднимать).

На математике считают,

На перемене (отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно (руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты… (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не (кричи).

Логопед. Очень хорошо! Вы все правильно рассказали о правилах поведения в школе. Что делать не нужно в школе, мы с вами уяснили. А что же все-таки в школе ребята делают? (Звонит в колокольчик). Автобус наш делает остановку. А мы с вами выйдем и встанем в круг. Давайте мы еще раз назовем, что ученики делают в школе.

Игра «Подбери слово-действие»

Цель: активизация глагольного словаря.

Логопед приглашает детей выйти в центр кабинета, встать в круг и по кругу передавать мяч, называя слово-действие.

Логопед. Давайте скажем, что же делают ученики в школе?

Дети. Слушать, учиться, здороваться, заниматься, рисовать, писать, считать, читать, запоминать, петь, рисовать, отдыхать, бегать и т. д.

Логопед. Молодцы, смотрите, как много мы узнали о том, чем занимаются дети в школе. Но, нам пора в дорогу. Занимайте свои места.

Дети садятся в автобус, звучит продолжение песни «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик. На доске появляется слайд с изображением остановки под названием «Школа».

Цель:развитие фонематического анализа слова.

Логопед. А мы подъехали к остановке.

Логопед. Ребята, выходите из автобуса. Посмотрите, какие интересные кубики лежат на полу! На них какие-то буквы. Давайте внимательно на них посмотрим, может быть у нас получится выложить из них слово.

Дети с логопедом выходят из автобуса. На полу разбросаны мягкие, большие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А. Дети выкладывают слово «школа» на полу. Если у них не получается, логопед дает подсказку.

Логопед. Ребята, это слово вы чаще других слышали в той песне, под которую входили в кабинет и ехали в автобусе.

Дети. Это слово «Школа».

Логопед. Верно, школа. А что же такое школа?

Дети. Это место, где дети учатся, получают новые знания.

Логопед. А сколько звуков в этом слове?

Дети произносят все звуки по порядку и считают их.

Дети. Пять звуков.

Логопед. Молодцы, все верно. А теперь разбейтесь на пары и постарайтесь выполнить задание: на полу лежат кубики трех цветов, каждая пара должна будет выбрать нужное количество кубиков и составить звуковую схему к слову «школа». Задание выполняем на столах.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

Логопед. Давайте проверим, все ли справились с заданием?

На доске появляется слайд с изображением школы и четырех звуковых схем к слову «школа». Дети выбирают правильную, остальные исчезают.

Логопед. Отлично справились с заданием. Но нам уже пора ехать дальше.

Логопед звонит в колокольчики приглашает детей сесть в автобус. Звучит продолжение песни «Учат в школе».

Логопед. Следующая остановка «Пальчиковая разминка».

Цель: развитие ритма, развитие памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.

Логопед. Ребята, вы так старались, выкладывали схемы из больших кубиков, наверное, ваши ручки немного устали. Давайте немного поработаем пальчиками, чтобы они немного отдохнули.

Дети с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «В школу».

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду, Дети «шагают» пальчиками по коленям.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. Загибают по одному пальчику на обеих руках

Грозят указательным пальчиком правой руки

Логопед. Ну что ж, хорошо размяли пальчики, а нам пора в дорогу.

Снова звучит песня «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Следующая остановка «Соберем портфель».

Цель:развивать умение отвечать полным предложением, образовывать сложносочиненные предложения.

Логопед приглашает детей выйти из автобуса. Вместе с детьми подходят к столу, на котором лежат школьные принадлежности вместе с различными другими предметами.

Логопед. Ребята, смотрите, кто-то забыл свои вещи. Здесь так много всего. И даже портфель кто-то оставил. Наверное, какой-то не очень прилежный ученик. Может мы ему поможем собраться в школу?

Дети. Да, давайте поможем.

Логопед. Тогда каждый из вас пусть возьмет по два предмета, один из которых обязательно пригодится в школе, а другой там не нужен, положит нужный предмет в портфель, а другой оставит в этой корзине. А про свои предметы вы должны сказать красивым полным предложением. Например, «В школе мне пригодится пенал, а погремушку я оставлю малышам».

Дети выбирают по два предмета.

1 ребенок. В школу я возьму тетрадь, а фонарик я оставлю в саду.

2 ребенок. В портфель я положу ручки, а мягкую игрушку я отдам младшему брату.

3 ребенок. В школу я возьму линейку, а мыльные пузыри буду пускать на улице и т. д.

Логопед. Ребята, а как одним словом назвать все те предметы, которые мы сложили в портфель?

Дети. Школьные принадлежности.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. Поспешим на следующую остановку.

Логопед звонит в колокольчик. Дети садятся в автобус.

Дети «едут» под песню «Учат в школе».

Логопед. Ну что ж, а мы продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Семейка слов» .

Цель:развитие умения образовывать однокоренные слова.

Логопед. Ребята, напомните мне еще раз, что делают дети в школе?

Дети. Учатся.

Логопед. А как называют детей, которые учатся в школе?

Дети. Ученики.

Логопед. А кто учит детей в школе?

Дети. Учитель.

Логопед. Как называются специальные книги, по которым занимаются ученики?

Дети. Учебники.

Логопед. А как называют человека, который много-много учился, очень много узнал, стал очень умным и образованным?

Дети. Ученый.

Логопед. Ребята, а вот говорят, что не ученье - тьма, а что-же тогда свет?

Дети. Ученье.

Логопед. Ребята, какие вы молодцы, какую большую семейку слов составили! А мы подъехали к следующей остановке.

Ну, я даже немного устала. А вы? Учиться нелегко согласны? Предлагаю немного отдохнут и подвигаться под музыку. Но прежде ответьте мне на один вопрос: какими должны быть ребята и в саду, и в школе, и в «Стране Знаний»?

Дети. Дружными.

Логопед. Правильно, дружными и никогда не сориться.

Звучит песня группы «Барбарики» Дружба.

Динамическая пауза.

Цель:развитие общей моторики, смена деятельности, развитие чувства ритма.

Дети выполняют движения под музыку за логопедом.

Логопед. Отлично подвигались, а нам пора к следующей станции. Присаживайтесь на свои места.

Игра «Составь предложение».

На доске появляется слайд с сюжетной картиной «Учитель ведет урок».

Цель. Развитие навыка составления предложений по сюжетной картине, развитие навыка воспроизведения интонации (повествовательной и вопросительной, развитие навыка воспроизведения логического ударения в предложении.

Логопед. Ребята, внимательно посмотрите на то, что изображено на доске и попробуйте составить предложение.

1 ребенок. Учитель ведет урок.

2 ребенок. Дети поднимают руку.

3 ребенок. Ребятам нравится учится в школе.

4 ребенок. Идет урок математики и т. д.

Логопед. Очень хорошие предложения вы составили. А давайте попробуем посчитать количество слов в ваших предложениях и составить схемы этих предложений. Для этого снова разбейтесь на пары и подойдите к столам. Первое предложение: «Учитель ведет урок.»

Дети выкладывают схему предложения из полосок.

Логопед. Ребята, с какой буквы начинается предложение?

Дети. С большой, потому что начало предложения пишется с большой буквы.

Логопед. А какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку, потому что это повествовательное предложение.

Логопед. А если в конце поставить вопросительный знак, каким станет это предложение?

Дети. Вопросительным.

Логопед. Верно, вопросительным. А как же оно будет звучать?

Дети. Учитель ведет урок?

Дети. Ведет.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Молодцы, а теперь слово урок.

Дети. Учитель ведет урок?

Логопед. Вот видите, ребята, слова в предложении остались одинаковыми, а в зависимости от того слова, которое вы выделили голосом, меняется смысл сказанного. Поехали дальше?

Дети присаживаются на свои места в автобус.

Логопед. Станция «Математика».

На доске появляются слайды с различным количеством школьных принадлежностей.

Игра «Скажи по образцу».

Цель: Развивать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных, развивать элементарные математические представления.

Логопед. Давайте посчитаем предметы и точно назовем их. Например, одна точилка, три точилки, много точилок.

1 ребенок. Один пенал, три пенала, много пеналов.

2 ребенок. Одна ручка, две ручки, много ручек.

3 ребенок. Одна кисточка, четыре кисточки, много кисточек.

4 ребенок. Один карандаш, пять карандашей, много карандашей.

Если ребенок неправильно называет, логопед просит помочь остальных ребят и все вместе еще раз четко повторяют.

Заключительный этап.

Цель: итог деятельности, развитие умения оценивать свое эмоциональное состояние.

Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. А наше путешествие в «Страну знаний» подошло к концу. Вам оно понравилось?

Логопед. Я со своей стороны хочу пожелать вам, в следующем году, когда вы пойдете в школу, очень хорошо учиться только на четверки и пятерки, слушать учителей, родителей, вырасти умными, добрыми, образованными людьми.

А сейчас я вам раздам по два смайлика, а вы, пожалуйста выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.

Дети выбирают смайлики.

Разработала учитель - логопед

Налетова Екатерина Анатольевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

города Подольска Московской области

Цели:

  • закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
  • продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
  • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
  • учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • закрепить образ буквы Г;
  • развивать общую и тонкую моторику;
  • развивать высшие психические функции.

Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.

Ход занятия:

Введение в занятие .

«Игра «4-й лишний».

Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.

1. Знакомство с темой:

Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?

  • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
  • Дайте его характеристику?
  • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
  • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
  • В словах герань, сапоги общий звук [г`]
  • Охарактеризуйте этот звук?
  • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

2. Развитие фонематического восприятия:

А. Игра «Телефон».

Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.

Сначала я позвоню Роме.

Га - га - гя, гя - гя - га

го - ге - го, гэ- гэ - ге

гю - гю - гу ги - гы - гы

Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га - гя и гу - гу - гю.

га - гя - га - гя…

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

«Голуби - гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

Вас спасем от голода ! Вы же гости города !

(Е. Налетова)

3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

Сколько звуков ты услышал(а)?

Назови первый звук?

Какой это звук?

Назови второй звук.

Какой это звук?

Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

АГ, УГ, ЭГ и т.д.

ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ - синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)

Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

Какой он?

Это согласный, твердый, звонкий звук.

Какой квадрат положим?

Положим синий квадрат.

Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

Какой он?

Это согласный, мягкий, глухой звук.

Какой квадрат положим?

Положим зеленый квадрат.

Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Фронтальный опрос:

Сколько всего звуков в слове «гуси»?

Сколько согласных твердых звуков?

Какой?

Сколько согласных мягких звуков?

Какой?

Сколько гласных звуков?

Какие?

Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

Мы учились различать звуки [г]-[г`] .

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.

Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?

Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.

Оценка деятельности детей.

Задание на коррекционный час.

Ещё по данной теме:

Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»

Цели :

коррекционно-образовательная :

Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;

Формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие :

Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;

Развивать мыслительную деятельность;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Учить координировать речь и движения;

Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;

Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.

1. Общее расслабление.

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2. Артикуляционная гимнастика.

Медленно открывать и закрывать рот.

То же с откидыванием головы назад.

Рукой отпустить челюсть вниз.

Движение челюсти вправо-влево.

Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .

А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .

Поочередное высовывание языка вперед- назад.

После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .

Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?

Дети : Телефон, часы.

Логопед : Выделите в словах первый звук .

Дети : Ч, ТЬ.

Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.

Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед : А чем эти два звука отличаются ?

Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .

Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » .

Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .

Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.

3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.

Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.

Игра «Наоборот» .

Мяч - мять Печь - петь

Вечер - ветер Печка - Петька

III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .

Эй, ребята, эге-гей,

Режем овощи для щей,

Рубим мы капусту,

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, а потом

Мы порежем помидор,

И головку лучка,

И зубочек чесночка.

Мы посолим супчик,

Мы посолим супчик,

Попробуй-ка голубчик.

Работа в тетрадях :

Задание №1

Восстанови буквы и прочитай слова :

Ветер, вечер.

Звуковой анализ слов вечер , ветер.

Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.

Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .

Анализ предложений.

Задание №2. Графическая схема составленного предложения.

IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок

Гладь мои ладошки,еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»

VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.

Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.

Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.

Задание №4. Выполни штриховку по образцу.

Морковь, малина, грибок.

VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

1. Дайте характеристику этих звуков .

Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.

Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.

Деление слов на слоги. Схема.

V. Рефлексия.

Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук»

«Согласный звук » .

Цель : Формирование целостного представления о согласных звуках .

Задачи :

1. Развивать фонематический слух.

2. Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.

3. Учить работать со словом : определять позицию звука в слове , образовывать новые слова.

4. Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

5. Развивать психические процессы : память, внимание, воображение, мышление.

Оборудование :

Зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем , предметные картинки, макеты домиков (синий и зеленый, карточки с печатными буквами, карточки для чтения слогов , слов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята! Пришла прекрасная осенняя пора! Давайте с вами отправимся в лес. По дороге будем с вами играть.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.1. Общее расслабление.

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.

Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.

И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.

Все уж спать они хотят. Имитация сна.

1.2. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.

Желтые листочки

С дерева срывает. Имитация срывания листьев.

Падают листочки

Прямо нам под ножки. Наклон вперед, руки касаются ног.

1.3. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал : Плавные волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на травинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

1.4. Массаж лица.

С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание) .

1.5. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

1.6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения :

- для челюсти : рот открыть (удержать под счет до 10) ; попеременно открывать и закрывать рот;

- для губ : губы в улыбке – «трубочка» ;

- для языка : «лопаточка» (удержать под счет до 10) .

1.7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

Постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме :

Стоя выдох вдох пауза шумный выдох

2. Знакомство с темой.

Логопед : - Ребята! Давайте по очереди споем наши имена и прохлопаем, выделим первый звук в слове .

Логопед : - Ребята, мы произнесли первые звуки в именах , так много прозвучало звуков . А какие это звуки ? Как они произносятся – свободно или с преградой? (С преградой) . Воздух встречает препятствие (преграду) .

Как мы называем такие звуки ? (Согласные ) .

Логопед : - Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия ?

Дети : - Согласные звуки .

Логопед : - Ребята! Почему я поставила для вас два домика – синий и зеленый? Что они обозначают? (В синем домике живут все согласные твердые звуки , а в зеленом – живут согласные мягкие ). А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Поднимите руку те, чье имя начинается со звонкого согласного звука . А теперь поднимите руку те, чье имя начинается с глухого согласного звука . Молодцы!

3. Упражнение «Поймай согласный звук » .

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки , которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук .

Педагог произносит звуки : а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

4. Упражнение «Четвертый лишний» .

Логопед : - Следующее задание такое : вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука ) : Дым, дом, ком, дача; сом, сок, мак, сын; вата, вода, ведро, фата; шар, пар, шок, шум.

5. Дидактическая игра «Посели картинку в домик» .

Логопед : Ребята! Перед вами разложены разные картинки. Вы должны выбрать любую из них и назвать первый звук в слове , определить на какой согласный звук (твердый или мягкий) начинается это слово. Если на мягкий согласный – значит нужно поселить в зеленый домик, а если на твердый согласный – значит в синий .

6. Динамическая пауза.

Логопед : - Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

7. Определение места звука в слове .

Логопед : - Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове : в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый кружок в соответствующее окно в звуковой дорожке . Гора, гитара, кот, кит, мак, мел.

8. Упражнение «Звонкий – глухой» .

Логопед : - Я вам буду называть разные слоги. Если слог начинается с согласного звонкого , значит вы хлопаете в ладоши. А если с согласного глухого – поднимаете руку.

КА – ГА, СА – ЗА, ЦА – ЗА, ЛА – РА, ША – ЖА – ША, ПА – ПА – БА, ТЫ – ДЫ – ТЫ.

Затем логопед называет слова : ГОРА – КОРА, ЖУК – СУК, РОЗА – КОЗА, ШОВ – РОВ, ДОЧКА – ТОЧКА, ПОП – БОБ.

9. Определение заданного звука в слове .

Логопед : - Я буду вам называть слова, а вы на слух должны определить, где слышите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце слова) . [К] – КОТ (в начале, МУКА (в середине, ТОК (в конце) .

10. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на согласный звук и определить - какой это звук (твердый – мягкий, звонкий – глухой) .

11. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь - Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г» Программное содержание: закреплять.

Читайте также: