На основании чего списываются медикаменты. Учет медикаментов. Налог на прибыль

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй - у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 - для учреждения, 2 - для поставщика) и 5 экземпляров (2 - для учреждения, 3 - для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

Сср - средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн - стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп - стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн - количество медикаментов на начало месяца;

Кп - количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Медицинские препараты имеют определенный срок годности, срок их реализации ограничен. Препараты с истекшим сроком годности уничтожаются. Иногда таких негодных лекарств у организации набирается на весьма внушительную сумму.

Можно ли затраты по уничтоженным лекарствам, а также расходы на их ликвидацию учесть в целях налогообложения прибыли? И как правильно оформить ликвидацию медикаментов?

Правила уничтожения медикаментов

Лекарственные средства с истекшим сроком, пришедшие в негодность и фальсифицированные, подлежат уничтожению (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"; далее - Закон N 86-ФЗ).

Порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности прописан в Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной (далее - Инструкция).

Собственник лекарств (независимо от того, кто он - индивидуальный предприниматель, организация оптовой или розничной торговли лекарствами, аптека, фармацевтический завод и т.д.) должен передать изъятые лекарства в предприятие, имеющее соответствующую лицензию, которое произведет их последующее уничтожение (п. 5 Инструкции). Эти операции осуществляются на договорной основе.

При этом ликвидация лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению (п. 6 Инструкции).

Отметим, что ответственность за уничтожение лекарственных средств несут индивидуальные предприниматели и организации оптовой и розничной торговли, занимающиеся реализацией лекарств, в соответствии с законодательством РФ (п. 10 Инструкции).

Негодные лекарства обнаруживаются в ходе инвентаризации

Чаще всего лекарства с истекшим сроком годности, а также лекарства, пришедшие в негодность по другим причинам, выявляются в ходе проведения инвентаризации. Поэтому первоначально факт обнаружения таких лекарств фиксируется инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом (лицами) в инвентаризационных описях, а затем отражается бухгалтером в сличительных ведомостях, составляемых в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Наличие на складах лекарств с истекшим сроком годности следует отражать и производить их списание на основании следующих документов:

1. Унифицированная форма N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Поскольку в Указаниях по заполнению форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации не установлено, можно ли в форме N ИНВ-3 отражать медикаменты с истекшим сроком годности, на наш взгляд, лучше всего данные о просроченных лекарствах показывать в отдельной форме N ИНВ-3. Иными словами, годные лекарства следует заносить в одну опись, а просроченные - в другую, указывая в графах, предназначенных для отражения фактического наличия лекарств и данных бухгалтерского учета, все лекарства, вошедшие в данную опись.

2. Унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" (утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26). Испорченные и просроченные лекарства должны быть отражены в графах 6 "Установлена порча имущества" и 10 "Списано сверх норм естественной убыли".

Обратите внимание! Не нужно заносить просроченные лекарства в форму N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". Ведь данная форма предназначена для выявления отклонений фактического наличия ценностей от учетных данных, а в нашем случае таких отклонений нет - просроченные лекарства находятся на складе, хотя и подлежат списанию в силу своей непригодности к дальнейшей реализации или использованию.

Вместе с тем для подтверждения расходов (убытков), связанных со списанием просроченных лекарств, можно также составить акт о порче лекарств, форму которого можно разработать самостоятельно, с учетом требований, предъявляемых к формам первичных учетных документов, изложенных в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и закрепить в учетной политике.

Торговая компания, осуществляющая реализацию лекарственных средств, в случае выявления на складе лекарства с истекшим сроком годности для их списания может воспользоваться унифицированными первичными документами формы N ТОРГ-15 "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" (составляемой в трех экземплярах: для материально ответственного лица, для бухгалтерии и для подразделения, в котором хранились лекарства) и N ТОРГ-16 "Акт о списании товаров". Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 .

А оптовые организации, торгующие лекарственными средствами, могут также применить формы документов, предложенные в Приказе Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений", регламентирующем порядок документирования операций, связанных с движением лекарств в организациях оптовой торговли лекарственными средствами.

В соответствии с данным Приказом при выявлении лекарств с истекшим сроком годности необходимо составить Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме N АП-20 в трех экземплярах (под копирку) отдельно по каждой группе ценностей: два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с правилами, установленными Положением о бухгалтерских отчетах и балансах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1979 N 633), а третий экземпляр хранится у материально ответственного лица и прилагается им к товарному отчету при списании соответствующих ценностей.

Данный акт с указанием причин порчи и виновных лиц, если таковые имеются, составляется специально назначенной инвентаризационной комиссией и подписывается всеми членами комиссии.

Документальное оформление ликвидации

Если организация имеет лицензию на уничтожение лекарств с истекшим сроком годности, необходимо составить акт об уничтожении лекарственных средств в соответствии с требованиями, изложенными в п. 9 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382).

В акте указываются:

Дата, место уничтожения;

Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

Основание для их уничтожения;

Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

Наименование производителя лекарственного средства;

Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

Способ уничтожения.

Такой акт подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение.

Если же организация не имеет лицензии на уничтожение лекарств, она должна заключить договор с предприятием, имеющим такую лицензию, передать лекарства на уничтожение на основании соответствующего акта и получить от данного предприятия счет-фактуру и акт приемки выполненных работ по уничтожению лекарств, на основании которых соответствующие затраты будут отражены в бухгалтерском учете организации.

Налог на прибыль

Как известно, чтобы учесть затраты в целях налогообложения прибыли, они должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69 . В данном разъяснении чиновники подчеркнули, что расходы на производство лекарственных препаратов, ликвидируемых по предусмотренным законодательством основаниям, а также затраты на их ликвидацию осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, с учетом предпринимательских целей организации и, следовательно, могут признаваться экономически обоснованными затратами. Такие затраты при условии их документального подтверждения учитываются при формировании налоговой базы в составе внереализационных расходов аналогично затратам на аннулированные производственные заказы (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ) в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. ст. 318 и 319 НК РФ .

Такая же позиция выражена и в более поздних разъяснениях финансового Министерства (Письма Минфина России от 14.12.2007 N 03-03-06/1/854, от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397).

Одновременно отмечаем, что указанные Письма являются ответами на частные запросы налогоплательщиков. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемые письма Департамента имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этих письмах.

Несмотря на то что нормами гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрено отражение в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, стоимости лекарственных средств, уничтоженных в соответствии с требованиями п. 2 ст. 31 Закона N 86-ФЗ , по нашему мнению, организация вправе для целей исчисления налога на прибыль учесть затраты, понесенные в связи с уничтожением лекарственных препаратов, в полной сумме (с учетом стоимости уничтоженных лекарственных средств и расходов на их утилизацию).

Поскольку перечисленные Письма Минфина не являются нормативными актами, все-таки существует риск, что инспектор при проведении проверок не признает расходы в виде стоимости уничтоженных лекарственных средств.

НДС придется восстановить

Что касается НДС, принятого ранее к вычету по медикаментам, впоследствии уничтоженным в связи с истечением срока годности, то позиция налоговых органов по этому вопросу однозначна: суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ , но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Аналогичная позиция высказывалась Минфином России применительно к суммам НДС при списании потерь или недостач или порчи сверх норм естественной убыли (Письма от 20.09.2004 N 03-04-11/196, от 18.11.2005 N 03-04-11/308).

Заметим, что суды высказывают противоположную точку зрения. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29 указано, что отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм НДС в бюджет, а списание стоимости приобретенных товаров на потери от их порчи не обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет ранее обоснованно предъявленную к вычету сумму НДС.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2007 N А72-4815/2006.

Следует также отметить, что НК РФ не содержит прямого указания на необходимость восстановления НДС в случае списания таких лекарств. Таким образом, если организация не восстановит "входной" НДС (ранее правомерно принятый к вычету), то, вероятнее всего, свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

Обязанности владельцев некондиционных лекарственных средств

Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п. 2 вышеупомянутой Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация :
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Правомерное уничтожение лекарственных средств

    Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

    Финансовый учет утилизации лекарственных средств

    Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

    Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Что грозит нерадивым собственникам ЛС

    Если в арсенале организации или индивидуального предпринимателя вовремя не утилизируются утратившие кондиционность лекарственные средства, для недобросовестных владельцев ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена серьезная ответственность:

    • для организации – штраф в сумме от 40 000 до 50 000 руб.;
    • возможно приостановление профильной деятельности до 3 месяцев;
    • для должностного лица, уличенного в реализации лекарственной «просрочки», – штраф от 4 000 до 5 000 руб.

    «Бонусом» пойдет потеря репутации учреждения и, как следствие, падение спроса и уважения у клиентов.

    "Бюджетный учет", 2008, N 3

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МЕДИКАМЕНТОВ

    Бухгалтер должен отразить в учете поступление медикаментов в учреждение. Но этим его работа не исчерпывается: ему нужно организовать учет, фиксировать все, что произойдет с медикаментами в дальнейшем, то есть когда и для чего их будут использовать.

    Учет в медицинских учреждениях

    По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее - медикаменты).

    Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее - Инструкция N 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно п. 1 данной Инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:

    Медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

    Перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

    Вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

    Тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

    На основании данной Инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.

    Учет медикаментов в аптеке учреждения

    Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен разд. 2 Инструкции N 747.

    Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

    В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

    Ядовитые лекарственные средства;

    Наркотические лекарственные средства;

    Этиловый спирт;

    Новые препараты для клинических испытаний;

    Дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;

    Тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

    Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

    Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

    Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

    Ядовитые - пятидневной нормы;

    Наркотические - трехдневной нормы;

    Все остальные - десятидневной нормы.

    В соответствии с п. 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

    Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

    Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

    Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

    Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382 "Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств". Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной Инструкции (п. 8).

    При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

    Дата, место уничтожения;

    Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

    Основание для уничтожения;

    Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

    Наименование производителя лекарственного средства;

    Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

    Способ уничтожения.

    Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

    В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

    Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

    Учету лекарственных средств в учреждениях, не имеющих аптек, посвящен разд. 3 Инструкции N 747.

    Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами с аптечных складов поставщиков.

    Лекарственные средства с аптечного склада получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям (п. 35 Инструкции N 747).

    Срок действия доверенности на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств - не более одного месяца, во всех остальных случаях доверенность выдается не более чем на текущий квартал.

    Полученные лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получать и хранить медикаменты в отделениях (кабинетах) в количествах сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства с аптечного склада по общей накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток.

    Учет наркотических препаратов

    Следует несколько слов сказать об особенностях учета наркотических препаратов и психотропных веществ, используемых в лечебных организациях. Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества в силу своей специфичности не могут свободно продаваться в аптеках. Законодательством предусмотрены особые требования к их учету и хранению.

    Наркотические средства и психотропные вещества, применяемые в медицине как лекарственные средства, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 19 Закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах").

    Если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то на основании ст. 39 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Формы этих журналов утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 (далее - Постановление N 644).

    Согласно Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным Постановлением N 644, регистрация операций, связанных с оборотом указанных средств, ведется по каждому наименованию средств на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале регистрации. Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должны заноситься в журнал регистрации.

    Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Каждая запись проведенной операции, а также исправления заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

    Учреждения ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) с отражением результатов проведенной инвентаризации.

    Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи находятся у лица, которое отвечает за ведение и хранение журнала.

    На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Журналы регистрации сдаются в архив учреждения, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

    При реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;

    При ликвидации - в государственный архив.

    Бюджетный учет

    Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) (п. п. 47 - 61).

    Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. (далее - медикаменты) независимо от вида бюджетных учреждений, на балансе которых числятся данные материальные запасы, в соответствии с п. 61 Инструкции N 25н учитывают на счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства".

    Медикаменты в учреждениях здравоохранения могут приобретаться за счет трех источников:

    За счет средств бюджета;

    За счет средств от предпринимательской деятельности;

    За счет средств обязательного медицинского страхования.

    Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

    Бюджетная деятельность

    Дебет 1 206 22 560

    "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

    Кредит 1 304 05 340

    Перечислен аванс за медикаменты, приобретаемые в рамках одного договора;

    Дебет 1 105 01 340

    Кредит 1 302 22 730

    "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

    Поступили медикаменты в медицинское учреждение;

    Дебет 1 302 22 830

    Кредит 1 206 22 660

    "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

    Зачет перечисленного аванса;

    Дебет 1 302 22 830

    "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

    Кредит 1 304 05 340

    "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов"

    Окончательный расчет за медикаменты;

    Дебет 1 105 01 340

    "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

    Кредит 1 105 01 340

    "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

    Выданы медикаменты со склада в лечебное учреждение по требованию-накладной (ф. 0315006) (внутреннее перемещение);

    Дебет 1 401 01 272

    "Расходование материальных запасов"

    Кредит 1 105 01440

    Списаны израсходованные медикаменты на основании первичных документов, полученных из лечебного учреждения;

    Дебет 1 501 03 340

    "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов"

    Кредит 1 502 01 340

    "Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов"

    Приняты бюджетные обязательства.

    Возвратная тара, не включенная в стоимость медикаментов, в соответствии с п. 66 Инструкции N 25н учитывается на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".

    Предпринимательская деятельность

    Записи по приобретению медикаментов за счет средств от предпринимательской деятельности аналогичны приведенным выше. Только вместо счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов" используется счет 2 201 01 610 .

    Медикаменты могут отпускаться в лечебное учреждение для осуществления предпринимательской деятельности, а также могут быть проданы через аптеку медицинского учреждения.

    Отпуск медикаментов для осуществления предпринимательской деятельности отражается по дебету счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

    Остановимся более подробно на продаже медикаментов в аптеке медицинского учреждения.

    Дебет 2 205 03 560

    "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

    Кредит 2 401 01 130

    Начислен доход от реализации медикаментов;

    Дебет 2 401 01 130

    "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

    Кредит 2 105 01 440

    "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств"

    Уменьшение дохода на сумму фактической себестоимости медикаментов;

    Дебет 2 201 04 510

    "Поступления в кассу"

    Кредит 2 205 03 660

    Поступление в кассу средств за проданные медикаменты;

    Дебет 2 210 03 560

    "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"

    Кредит 2 201 04 610

    "Выбытия из кассы"

    Сданы из кассы денежные средства за проданные медикаменты;

    Дебет 2 201 01 510

    Кредит 2 210 03 660

    "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств"

    Зачислены денежные средства на счет;

    Дебет 2 401 01 130

    "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

    Кредит 2 303 03 730, 2 303 04 730

    "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль", "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

    Начислен налог на прибыль, НДС;

    Дебет 2 303 03 830, 2 303 04 830

    "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль", "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

    Кредит 2 201 01 610

    "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

    Перечислен налог на прибыль, НДС.

    В случае если доходы от предпринимательской деятельности в соответствии с законом (решением) о бюджете отражены в доходах соответствующего бюджета, то полученные средства перечисляются в доход бюджета с отражением следующими записями:

    Дебет 2 401 01 130

    "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

    Кредит 2 303 05 730

    "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

    Начислена сумма доходов от реализации медикаментов, подлежащая перечислению в бюджет за минусом налога на прибыль и НДС;

    Дебет 2 303 05 830

    "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

    Кредит 2 201 01 610

    "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

    Перечислена в бюджет сумма дохода от реализации медикаментов, оставшаяся после уплаты налогов;

    Дебет 1 210 02 440

    "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"

    Кредит 1 401 01 130

    "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"

    Администратором поступлений отражаются перечисленные в бюджет суммы дохода от реализации медикаментов, оставшиеся после уплаты налогов.

    Аптеки могут не только продавать лекарственные средства, но и отпускать их по льготным рецептам. Операции по отражению в бюджетном учете отпущенных медикаментов аналогичны операциям по продаже медикаментов (за исключением налогов). Дополнительно делается следующая бухгалтерская запись:

    Дебет 2 201 01 510

    "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"

    Кредит 2 205 03 660

    "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

    Поступление на счет суммы компенсаций льготной части отпущенных медикаментов.

    Средства ФОМС

    Средства Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) являются дополнительным источником финансирования деятельности медицинских учреждений.

    Стоимость медикаментов, отпущенных медицинским учреждением застрахованным гражданам в рамках осуществления программ ФОМС, определяется на основании реестров фактически реализованных медикаментов, утверждаемых этим учреждением и страховой медицинской организацией. Рассмотрим отражение данных операций в бюджетном учете:

    Дебет 2 205 03 560

    "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг"

    Кредит 2 401 01 130

    "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

    Утвержден реестр реализованных медицинским учреждением медикаментов в рамках программ ФОМС;

    Дебет 2 201 01 510

    "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

    Кредит 2 205 03 660

    "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг"

    Поступление средств ФОМС.

    Учет в учреждениях образования

    В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям, в частности, относится организация медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

    Данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения.

    На основании пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

    Минздравсоцразвития России выпустил Методические рекомендации от 15 января 2008 г. N 207, которые предназначены для организаторов здравоохранения и врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

    Как правило, медицинские услуги, оказываемые медицинским кабинетом образовательного учреждения, включают в себя доврачебную медицинскую помощь, проведение профилактических медицинских мероприятий и т.п.

    Для организации работы медицинского кабинета образовательное учреждение пользуется услугами учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию путем заключения договора на оказание услуг. Расходы по оснащению медицинского кабинета оборудованием несет образовательное учреждение, а обеспечение медицинского кабинета медикаментами является обязанностью медицинского учреждения, работники которого оказывают медицинскую помощь в образовательном учреждении.

    Перечень оборудования для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения установлен Постановлениями Минздрава России: от 28 ноября 2002 г. N 44 - для общеобразовательных учреждений, от 26 марта 2003 г. N 24 - для дошкольных учреждений. Приведенный в данных документах перечень оборудования является примерным, и учреждения оборудуют медицинские кабинеты с учетом своей специфики.

    Следует отметить, что в целях совершенствования оказания медицинской помощи воспитанникам специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, утверждено Положение о здравпункте специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (совместный Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1986 г. N 124/791).

    На основании данного Приказа здравпункт обеспечивает: оказание врачебной амбулаторной помощи заболевшим детям, своевременную их изоляцию, принимает оперативные меры в дневное и ночное время по оказанию неотложной помощи. При необходимости проводит госпитализацию воспитанников в территориальные учреждения здравоохранения, организует лечение больных детей, находящихся в медицинском изоляторе; осуществляет профилактические осмотры и диспансеризацию воспитанников, гигиеническое воспитание детей, контроль за санитарным состоянием пищеблока, помещений и территории школы, проводит медико-санитарную пропаганду среди воспитанников и сотрудников и выполняет другие функции, предусмотренные Положением о специальной школе и указаниями руководящих органов здравоохранения и просвещения.

    Бюджетный учет медикаментов аналогичен бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях (кроме продажи медикаментов, отпуска по льготным рецептам и за счет средств ФОМС).

    Учет в спортивных учреждениях

    В данном разделе рассмотрим порядок учета медикаментов, биологически активных добавок (далее - БАД) и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России.

    Основным документом, регламентирующим порядок учета, является Инструкция о порядке оформления документации на получение и использование медикаментов, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России, утвержденная Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 августа 2005 г. N 490 (далее - Инструкция N 490). Данная Инструкция была разработана в целях совершенствования системы обеспечения медикаментами, БАД и изделиями медицинского назначения в период подготовки и выступлений спортсменов сборных команд России.

    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.

    Основные аспекты учета медикаментов

    Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

    Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

    Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов. Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации. В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).

    Хозяйственная операция

    Документ

    Регистры учета, которые ведутся аптекой

    Нюансы оформления

    Медикаменты поступили от поставщика

    Счет от продавца

    1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

    Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

    Медикаменты выданы из аптеки для использования

    Накладная (требование)

    1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

    2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

    Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

    Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Счет от продавца / накладная (требование)

    Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

    Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

    Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Накладная (требование)

    Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

    Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ

    Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.

    Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.

    Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.

    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки

    В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

    Хозяйственная операция

    Документ

    Регистры учета

    Особенности оформления

    Медикаменты поступают сразу в отделение

    1. Накладная (требование).

    2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

    Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

    Поступление особых лекарственных средств

    Накладная

    Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

    Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению

    Бухгалтерский учет медикаментов

    Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Подробнее про рабочий план счетов бюджетного учета на 2018 год рассказывает эта .

    В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:

    • 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
    • 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).

    Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов. Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

    • по фактической стоимости отдельного предмета;
    • по средней фактической стоимости.

    Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

    Проводка

    Описание проводки

    Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

    Покупка медикаментов

    Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

    Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

    Передача медикаментов от вышестоящего учреждения

    Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»

    Использование медикаментов в текущей деятельности

    Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

    Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

    Списание просроченных, испорченных медикаментов

    Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

    Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов

    Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов

    Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС

    Подробнее об учете материалов в бюджетных учреждениях читайте .

    Итоги

    Ведение бухгалтерского учета в учреждениях, действующих на средства бюджета, строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение медикаментов должно быть оформлено законодательно утвержденными первичными документами, записано в регистры учета и отражено бухгалтерскими проводками.

    Читайте также: