«Окно Овертона» как инструмент конспирологических теорий. К истории использования понятия в российских реалиях

В данной статье мы рассмотрим суть Окна Овертона в современном мире.

В нашем современном мире, где технологический прогресс считается сутью человечества, а мораль о вечных ценностях начинает забываться, хочется вспомнить о понятии – Окно Овертона. В нашем материале вы сможете узнать о сути этого явления, как именно оно воздействует на людей.

Что такое Окна Овертона: понятие, объяснение простыми словами

Окно Овертона – специальная теория, при помощи которой можно легко насадить в подсознание общества совершенно любую идею. Границы, благодаря которым принимаются данные идеи, описаны в теории Овертона. Достичь их можно, если совершить последовательные действия, которые состоят из понятных шагов.

Окно Овертона

Название данное понятие получило благодаря социологу Джозефу Овертону. Именно он в девяностых годах решил предложить эту теорию. Благодаря данной идее Овертон предложил оценить мнения народа и степень того, насколько они приемлемы.

По сути, Овертон смог описать технологию, которая способна действовать в течение того периода времени, сколько человек существует. Просто древние люди понимали данную технологию интуитивно, то есть на подсознательном уровне. Но, а сегодня она смогла обрести определенные формы, плюс стала математически точная.

Окно Овертона технология программирования общества, легализации чего угодно: этапы, как это работает на примере каннибализма

Представьте себе, что ведущий на телевидении неожиданно начнет рассказывать про каннибализм. Общество настолько бурно отреагирует на это, что ведущего просто уволят. Но если будет запущено Окно Овертона, то легализация каннибализма людям покажется обыкновенной задачей.

Первая ступенька – немыслимо

Тема, касающаяся каннибализма, смотрится отвратительно, она не приемлема людям. Нельзя обсуждать данную тему нигде, поскольку данное явление считается запретным.

Но, если постоянно при помощи телевизора или радио касаться темы каннибализма, люди начнут привыкать к ней. Это, конечно же, будет немыслимо. Однако со временем будет снят запрет на эту идею, она станет широко распространяться среди людей, вызывая у них ассоциации с древним миром.

Вторая ступенька – радикально

Теперь не запрещено обсуждать тему каннибализма, время от времени на передачах по телевизору можно увидеть, как ведущие описывают людоедство. Но люди воспринимают его, как бред психопатов.

Спустя некоторое время эти люди чаще возникают на экранах, образовывая группы. Они устраивают симпозиумы, где обсуждают каннибализм, считая его природным явлением. Именно на этой ступеньке Окно Овертона располагается в самом решающем положении.

Третья ступенька – приемлемо

Следующий шаг, который приводит теорию к доступному уровню. Идея обсуждается людьми, которые к ней привыкли и не боятся темы. Очень часто в репортажах можно услышать то, как собираются митинги, где люди поддерживают умеренный каннибализм. Ученые по-прежнему утверждают, что поедание себе подобных – это бред, который заложен в людях природой.



Четвертая ступенька – разумно

Население начинает воспринимать идею разумной. Если данной идеей не злоупотреблять, тогда она будет допустима в нашей жизни. По телевизору можно увидеть множество развлекательных программ, которые непосредственно касаются каннибализма. Люди посмеиваются над темой, считают ее обыденной и одновременно странной. Идея приобретает большое число направлений и разновидностей.

Пятая ступенька – стандартно

Окно смогло почти дойти до главного уровня. Переходя от людоедства к стандарту, люди начинают думать о том, что данная проблема считается весьма распространенной в обществе. Часто возникает большое число телевизионных передач, которые стараются «окультурить» каннибализм. Выпускаются различные кинофильмы, где людоедство – главная тема.

Шестая ступенька – действующая норма

Заключительный шаг Окна Овертона, где каннибализм свободно используют люди. Голоса, которые отрицают людоедство, караются. Среди людей массово распространена идея каннибализма. Все, именно на этой ступеньке общество становится обескровленным и раздавленным.

Окна Овертона: объяснение явления гомосексуализма

Явление гомосексуализм имеет такие же фазы, как и явление каннибализм. Рассмотрим все по порядку.

  • Ступенька 1 (радикальная). Мужеложство и другие связи людей одного пола – это порок, который те пытаются тщательно скрыть. Да, еще лет 30 назад данное явление считалось основополагающим, хотя сегодня в это сложно поверить. Нельзя сегодня про это говорить открыто, в Библии тоже четко описывается суть греха. Однополая связь – это даже смело. В наше время многие запретные темы постоянно вызывают интерес внутри души, а самыми интересующимися считаются ученые. Они просто обязаны говорить обо всем, изучать различные процессы. Мужеложство не отличается от тем, которые изучают ученые. Следовательно, они копаются в ней, внимательно изучают каждую мелочь. Результат первой ступеньки: тема вошла в оборот, устранена однозначность данной темы, стремительно развивается гомосексуализм.
  • Ступенька 2 (возможная). Во время этой стадии происходит перевод однополой связи от радикальной ступеньки к возможной. Ученые помогают в этом переводе, делая важные научные работы. Ведь никто не желает отворачиваться от науки? Активно обсуждается тема гомосексуализма, а потому, она заслужила иметь более красивое имя. Теперь мужчин принято называть геями, а отвратительное «пи» отсутствует. Результат: гомосексуализм частично оправдывается.


  • Ступенька 3 (рациональная). Ученые смогли доказать, что гомосексуализм был всегда, в течение всего существования человечества. Результат этой ступеньки: создаются рациональные базы, предназначенные для гомосексуалистов.
  • Ступенька 4 (популяризация). Начинают снимать различные кинофильмы, в которых основные герои – это геи и лесбиянки. Интересно то, что к этому факту основные персонажи относятся нормально, называют это поведение совершенно нормальным. Результат: гомосексуализм проходит стадию популяризации.
  • Ступенька 5 (актуальная). Тема выходит на стадию актуальности. Подготавливается законодательная база гомосексуализма. Опросы социологов показывают цифры, которые подтверждают повышенный процент людей, поддерживающих гомосексуализм. Политики выдают публичные признания геев, пытаются закрепить законодательную тему, которая непосредственно касается гомосексуалистов.

Технология уничтожения человечества — окно Овертона: примеры применения из жизни

В самой начальной стадии Окно Овертона открыто для всего невозможного.

  • Люди не осуждают даже идею. Затем людям преподносится мысль о том, что мнение есть возможность поменять. Диалог изначально происходит на категорических тонах, однако он со временем успокаивается.
  • Опять сдвигается Окно. Люди пока не приняли идею, но она уже считается легальной. То есть спокойно существует, имеет и противников, и сторонников.
  • Следующий сдвиг Окна. Благодаря многочисленным дискуссиям общественности идея становится разумной.
  • Следующая стадия Окна, во время которой идея приобретает статус «популярная». Те люди, которым идея показалась с самого начала выгодная, начинают ее реализовать, используя в практике.


Очень жаль, но основатель погиб, когда ему было только 42 года. Он не смог указать «умников», которые пытаются манипулировать обществом. Мировое правительство, которое находится в Вашингтоне, мечтает внушить добрым людям ложные ценности, сделать так, чтобы они стали рабами, а все человечество превратилось в Садом и Гамору. Благодаря Окну Овертона открылся секрет того, как именно воздействуют глобалисты и империалисты на население планеты.

Окна возможностей Овертона в действии в современном мире: применение в политике

Действия, находящиеся за пределами данного окна, пусть это даже возможно в плане теории и практики, считаются неудачными. И, если законодатели хотят выйти за эти границы дабы отыскать благо собственным избирателям, стране и народу, добиваясь успеха, это можно смело назвать границами возможностей политики. Именно это и есть основная цель Окна Овертона, его главная сердцевина.

Можно сделать один вывод: есть определенная идея, которая лежит за границами возможностей, чтобы она была при этом приемлемой, нужно обязательно осуществить некоторые шаги, сдвигающие пределы Окна Овертона, помещающие идею выше данных пределов.

Различные институты, влияя на мнение общества, пытаются вывести идеи, расположенные в пределах окна, за границы и наоборот, ввести в пределы идеи, которые находятся за границами возможных. Иными словами, их главная цель – сделать так, чтобы политически невозможное стало неизбежным.



В такой ситуации окно возможностей передвигается по политической шкале так:

  • От невозможного передвигается к желаемому.
  • Далее от желаемого идет к самому необходимому.

Овертон смог разработать технологию, которая доказала, что даже в плане политики можно легко влиять на мнения людей.

Окно Овертона: объяснение на примере системы Платон

Уже несколько лет не утихают страсти, которые касаются системы «Платон». Проводятся споры и собрания, крутящиеся около налоговых сборов и дальнобойщиков. Да, сегодня дальнобойщикам приходится платить налоги, и они достаточно большие. К чему же привела данная система по Окну Овертона?

  • Должны вносить деньги за разбитые дорожные пути те водители, которые непосредственно касаются их. К данной категории относятся частные лица, имеющие большегрузные автомобили.
  • Частные владельцы грузовых машин и транспортные фирмы обязаны покинуть серые и черные схемы, они должны вносить налог в пользу страны.
  • Появился отличный метод содержания всех дорог страны, который позволяет не брать деньги с бюджета и не платить населению дорожный налог.

Окно Овертона: последствия применения

Страшно то, что последствия этой технологии очень сильно влияют на человека. Он начинает терять покой, получает вместо него внутренние терзания, которые никогда не покидают человека. Поскольку, насаждая данную технологию, никто даже не думает о том, дабы человек стал благодаря технологии счастливее. Основная цель направления – получение нового, необходимого вектора развития.

После получения необходимого результата, многие люди поддерживают и принимают чужие ценности. Они перестают оставаться «людьми», теряют связь с собственными корнями, традициями, культурой. Иными словами, ранее крепкий человек становится слабым, «сухим», а потому на него можно легко повлиять.

К примеру, возьмем развитые страны, в которых присутствует повышенный уровень суицида. Люди, которые обладают высоким комфортом для жизни, перестают себя ощущать счастливыми, платя при этом человечностью.



Рассмотрим еще один пример. Мужчина, выросший благодаря американским фильмам и ярким журналам, мечтал приобрести огромный дом, машину. Вследствие этого ему пришлось усердно работать, перенести многие заболевания, даже пережить рак. Так как он много работал, то не мог находиться часто с семьей. Дети, ощущая власть матери, стали циничными, даже эгоистами в какой-то степени.

Итог такой: он смог построить собственное жилье, но хотел бы вернуться в те мгновения, когда был счастлив с женой, детьми. В случае этого мужчины близость семьи стала именно той ценой, которую ему пришлось заплатить за отличный комфорт, статус в обществе. Все это не считается обязательными элементами. Это то, что должно быть средством достижения, но никак самой целью.

Видео: Никита Михалков об Окне Овертона

Окно Овертона – это теория или концепция, с помощью которой в сознание общества можно насадить любую идею. Границы принятия таких идей описываются теорией Овертона. Это достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов. Давайте рассмотрим что и как здесь.

Свое название Окно Овертона получило в честь американского социолога Джозефа Овертона, который в середине 90-х годов предложил данную концепцию. Изначально идея состояла в том, что в демократической стране политик не может воротить, что захочет, а должен учитывать мнение общества. Есть некий предел того, что избиратели позволят сделать (то самое “окно” возможностей). Овертон построил шкалу приемлемости идей. В центре ее находятся популярные идеи, которые обычно умеренны, а с двух сторон – крайности: все разрешить или все запретить.

В 2003 году все покивали головами и стали думать, что с этим окном делать. У американских консерваторов родилась, например, такая идея расшатывания границ: предлагаешь сначала самый радикальный вариант, а потом напуганные граждане соглашаются на умеренно радикальный. Например, агитируешь ввести уголовную ответственность за аборты, а в итоге всего лишь вводишь обязанность проконсультироваться с психологом.

Затем некто Джо Картер, редактор сайта “Союз Нового завета”, пошел еще дальше. Он предположил, что политик может продвинуть обществу вообще любую идею всего за пять шагов. И расписал их. По-хорошему, его концепцию стоило бы назвать как-нибудь вроде “Лесенка Картера”, но он постеснялся. И идея прижилась под видом Окна Овертона. Хотя пять шагов уже не имели к Овертону никакого отношения.

Давайте рассмотрим что и как в этой теории.

Окно Овертона и его возможности

Давайте рассмотрим возможности Окна Овертона. При помощи этой теории в сознание любого общества можно насадить совершенно любую идею. Это своеобразная манипуляция людьми. Это делается в несколько этапов.

Возьмем, к примеру, гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось чем-то постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона.

Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то оно естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением.

Затем стали появляться многочисленные так называемые исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни.

Проходили годы, а окно дискурса Овертона продолжало выполнять свое назначение.
Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений.

После этого в СМИ начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности.

В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью, и то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой.

Женоподобные мужчины с бородами в обтягивающих колготках и кружевном белье заполонили собой буквально все медийное пространство. И теперь во многих развитых странах считаться гомосексуалистом не только нормально, но и престижно.

Ты можешь стать победителем крупного мирового шоу только потому, что твой образ идеально вписывается в один из шагов окна Овертона, а не благодаря своему таланту.

Как работает Окно Дискурса Овертона

Работает Окно Овертона достаточно просто. Ведь технология программирования общества существовала во все времена. Не случайно Натан Ротшильд, основатель династии миллиардеров Ротшильдов говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Великие и сильные мира сего всегда скрывали истинное значение тех или иных событий, вызванных искусственным путем.

К примеру, глядишь, в какой-то «хромающей» стране появился иностранный благодетель, который с помощью своих миллиардных фондов способствует якобы важнейшим реформам. Однако вследствие этого государство доходит до дефолта, а все его активы оказываются в руках «благодетеля». Как вам кажется, это совпадение?

Итак, окно дискурса делится на шесть четких этапов, в процессе которых общественное мнение безболезненно меняется на диаметрально противоположное:

Окно Оберона

Основная суть данной концепции заключается в том, что все происходит незаметно и, как кажется, естественным образом, хотя на самом деле совершается искусственным путем навязывания.

Используя Окно Овертона можно легализовать что угодно в самом буквально смысле этого слова. Манипулирование обществом – это тема стара, как мир, и господствующие классы мировой элиты превосходно об этом знают.

Но давайте рассмотрим принцип действия технологии Овертона на классическом примере каннибализма.

Окно Овертона: как легализовать каннибализм

Вообразите себе, что кто-то из телевизионных ведущих какой-то популярной программы внезапно выскажется о каннибализме, то есть о физическом поедании человеком человека, как о чем-то вполне естественном. Разумеется, это просто немыслимо!

Реакция общества будет настолько бурной, что такого ведущего непременно уволят с работы, а может и привлекут к уголовной ответственности за нарушение того или иного закона о правах и свободах человека.

Однако если запустить в ход Окно Овертона, тогда легализация каннибализма покажется для четко работающей технологии стандартной задачей.

Как это будет выглядеть?

Шаг первый: Немыслимо

Безусловно, для первоначального восприятия идея каннибализма выглядит в глазах общества просто как чудовищное мракобесие. Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление.

Однако если регулярно через средства массовой информации касаться этой темы с разных сторон, люди незаметно привыкнут к самому факту существования данной темы. Никто же не говорит о принятии этого, как нормы.

Это пока еще немыслимо, но табу на саму идею уже снято. Существование идеи становится известным широким массам людей, и они уже не ассоциируют его исключительно с дикими временами неандертальцев. Таким образом, общество готово к следующему этапу окна Овертона.

Шаг второй: Радикально

Итак, полный запрет на обсуждение темы снят, но идея каннибализма по-прежнему категорически отвергается населением. Периодически, в той или иной передаче мы слышим высказывания, связанные с темой людоедства. Но это воспринимается как радикальный бред одиноких психопатов.

Однако они начинают чаще появляться на экранах, и вскоре общественность уже наблюдает, как собираются целые группы таких радикалов. Они организовывают научные симпозиумы, на которых пытаются с точки зрения формальной логики объяснить каннибализм, как естественное явление древних племен.

Предлагаются к рассмотрению различные исторические прецеденты, как, например, мать, которая, спасая своего ребенка от голодной смерти, напоила его собственной кровью.

На данном этапе Окно Овертона находится в наиболее решающей стадии. Вместо понятия людоедства или каннибализма начинают употреблять мягкий корректный термин – антропофагия. Значение то же самое, а вот звучит более по-научному.

Звучат пока еще считающиеся немыслимыми и радикальными предложения по узаконению такого явления. Людям навязывается принцип: «Если не ты съешь соседа, тогда сосед съест тебя». Нет-нет, в настоящее цивилизованное время о каннибализме и речи быть не может! Но почему бы не создать закон о допустимости антропофагии в исключительных случаях голода или при медицинских показаниях?

Если вы общественный деятель, тогда в прессе вам будут регулярно задавать вопросы о вашем отношении к такому радикальному явлению, как антропофагия. Уклонение от ответа считается ограниченностью и всячески порицается. В сознании людей накапливается база отзывов самых различных представителей социума о людоедстве, как таковом.

Шаг третий: Приемлемо

Третий шаг теории Овертона переводит идею на приемлемый уровень. В принципе, тема давно обсуждается, все уже к ней привыкли, и холодный пот на лбу при слове «каннибализм» ни у кого не выступает.

Все чаще можно слышать репортажи о том, что антропофилов спровоцировали на какое-то действие, или сторонники движения умеренного каннибализма собираются на митинг.

Магазин с продукцией в виде человеческих органов

Ученые продолжают плодить бредовые утверждения о том, что желание поедать другого человека заложено природой. Тем более что на разных этапах истории каннибализм практиковался в той или иной мере, а потому явление это свойственно людям и вполне нормально.

Здравомыслящие представители общества выставляются в дурном свете, как нетерпимые и отсталые люди, ненавистники социальных меньшинств и прочее.

Шаг четвертый: Разумно

Четвертый этап концепции «Окно Овертона» приводит население к восприятию разумности идеи антропофагии. В принципе, если не злоупотреблять этим делом, то оно вполне допустимо в реальной жизни. Развлекательные телепрограммы придумывают забавные сюжеты, связанные с каннибализмом. Люди смеются над этим, как над чем-то обыденным, хотя и немного странным.

Проблема приобретает множество направлений, видов и подвидов. Солидные представители общества разбивают тему на недопустимые, приемлемые и вполне разумные элементы.

Обсуждается процесс узаконивания антропофагии.

Шаг пятый: Стандартно

Теперь окно дискурса почти добилось своей цели. Переходя от разумности каннибализма к обыденному стандарту, в массовое сознание начинает насаждаться мысль о том, что эта проблема весьма остро стоит в обществе.

Толерантность и ученая подоплека данного вопроса уже ни у кого не вызывают сомнений. Наиболее независимые публичные особы выступают с нейтральной позицией: «Сам я не такой, но мне все равно, кто и что поедает».

В СМИ появляется огромное количество телевизионных продуктов, которые «окультуривают» идею поедания человеческого мяса. Выпускаются фильмы, где каннибализм – это обязательный атрибут наиболее популярных кинолент.

Торт изготовленный в форме жертвы

Сюда же подключается статистика. В новостях можно регулярно слышать о том, что процент антропофилов, населяющих землю, оказался неожиданно большим. В Интернете предлагаются различные тесты на проверку скрытой склонности к каннибализму. Внезапно оказывается, что тот или иной популярный актер или писатель имеет прямое отношение к антропофагии.

Тема окончательно выходит на первый план мировых СМИ по типу вопроса гомосексуализма в наше время. Эту идею берут в оборот политики и бизнесмены, ее используют, как хотят для достижения любых личных выгод.

Серьезно рассматривается вопрос влияния человеческого мяса на развитие интеллекта. Будет замечено, что IQ у каннибалов существенно выше, чем у простых людей.

Шаг шестой: Действующая норма

Финальная стадия Окна Овертона – это свод законов, которые обеспечивают каннибалам свободное использование и распространение идей поедания человека. Всякий голос, поднявшийся против тотального безумия, будет караться, как посягающий на свободу и права человека.

Массово насаждается понятие порочности тех, кто выступает против антропофагии. Их называют человеконенавистниками и людьми ограниченного умственного диапазона. В общественное сознание вводят новую идею — «запрещение поедания людей запрещено».

Учитывая безграничную толерантность современного общества, в защиту каннибалов будут учреждаться разные движения. Становится насущным вопрос защиты этого социального меньшинства.

Все! На данном этапе общество обескровлено и раздавлено.

Отныне поедание человеком человека – это политическая, действующая норма жизни.

Принцип Овертона для каннибализма сработал на все сто процентов.
Бурные аплодисменты!

Окно Овертона – технология уничтожения

Можно задаться вопросом: а возможно ли, чтобы концепция Джозефа Овертона работала для достижения добрых целей? Конечно да. Однако если оставаться реалистом, то обычно эта технология используется для уничтожения. И она очень часто соседствует с технологией промывки мозгов , о которой тоже стоит знать.

Нет возможности описывать глобальные исторические процессы, которые подтверждают разрушительный смысл данной теории. В таком случае невольно задаешься вопросом: неужели все кончено, и мы попали на крючок собственных технологий окончательно и бесповоротно? Неужели теория мирового заговора неумолимо подтверждается?

Здесь уместно вспомнить слова телеведущего из известной передачи: «Мировое правительство, безусловно, существует, но это не известные нам политики, а власть денег, которая не персонифицирована».

Так неужели завтра какой-то миллиардер захочет при помощи окна Овертона провернуть безумную махинацию с общественным сознанием, и мы не сможем ему воспротивиться?

Противостояние действию Окна Овертона

Осознанно понимать и анализировать все подаваемые нам идеи и установки через книги, СМИ и кино. Развивать в себе и в своих друзьях, родственниках, детях навыки подобного анализа. Максимально распространять адекватный взгляд на различные явления в жизни и принимать деятельное участие в борьбе за нравственность.

В жизни тяжелее всего оставаться самим собой. Как вы могли заметить, Окно Овертона направлено именно на стимуляцию подсознательных основ человеческой жизни. Это касается, прежде всего, вопроса нормальности.

Мы не решаемся возразить заведомому ложному утверждению, если оно поддерживается большинством. Все это не позволяет нам выйти за рамки «нормальности» в глазах других людей.

Как вы можете потерять себя? Очень просто и практически не заметно. Согласитесь лишь чуть чуть с предлагаемой вам идеей. Потом еще чуть чуть согласитесь. И так, очень постепенно, шаг за шагом, практически незаметно, вы ее примете. И вы изменитесь. Вот такая манипуляция.

И немудрено, если через сто лет человек, который не приемлет совокупление на улице или посреди рыночной площади будет считаться ненормальным. Так не лучше ли сейчас, когда мы узнали, что такое Окно Овертона, начать самостоятельно мыслить, а не бездумно съедать ту информацию, которую для нас готовят на «овертоновских» кухнях различные СМИ?

Быть для всех хорошим невозможно точно так, как и быть для всех нормальным. И если в обществе понятие толерантности выходит за рамки здравого смысла, разумности, не предпочтительнее ли остаться со здравым смыслом, без толерантности?

Противостоять можно отказавшись от попытки всегда и везде быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» сменяется «нормальным» мы автоматически передаем контроль над собой в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем — попадаем под целенаправленные манипуляции.

Понятие толерантность лучше использовать только как понятие терпимость В противном случае необходимо защищать свои границы. Например, вполне приемлемо выслушивать о европейских Гей парадах, но отказываться принимать официальные гей браки в собственной культуре, где основным противоречием могут выступать культурно-христианские ценности и традиции славян. Хотя, как будут пытаться изменить эти ценности, вы уже знаете.

Авторитетное мнение, в большинстве случаев рассеивается в пух и прах, как только мы задаемся вопросом – а кто же такой этот авторитет, и заслуживает ли он доверия. Изучите жизнь и деятельность этого авторитета. Например, если вы видите специалиста выступающего по телевизору, о котором у вас нет информации кроме той, которая указана внизу во время выступления, просто задумайтесь о его словах. Изменилось бы ваше мнение, если то же самое скажет сосед или коллега? Если авторитет становится «Капитаном очевидностью», то в чем же суть его выступления? Повторить с умным видом то, что вы говорили 20 минут назад со своими сотрудниками по пути домой? Если все же вы услышали что-то новое, стоит задуматься о выгоде самого авторитета. Помните, что ему необходимо заслужить ваше доверие, как бы он себя не называл.

Примеры реализации окна Овертона

Рассмотрим применение модели Овертона на примере пропаганды однополой любви (гомосексуальности):

1.Немыслимое. На протяжении столетий во многих государствах мира существовало уголовное преследование за гомосексуальные отношения. Первым государством, отменившим уголовное преследование за однополый секс (1790 г.), была маленькая страна Андорра. Во Франции это произошло в 1791, в Турции – в 1858. В США в колониальные времена однополые акты карались смертной казнью. В некоторых штатах только в 60-е – 70-е гг. XX века была отменена уголовная ответственность за однополый секс. И только в 2003 году Верховный Суд США признал неконституционными все законы, запрещающие однополые сексуальные отношения. В Советском Союзе преследование за мужеложество было введено в 1934 году, а отменено в 1993. Но и в настоящее время в 76 странах мира гомосексуализм считается уголовным преступлением, в пяти странах (Иран, Йемен, Мавритания, Саудовская Аравия и Судан) гомосексуальные контакты караются смертной казнью. Период уголовного преследования гомосексуалистов можно отнести к стадии «немыслимое» и «неприемлемое».

2.Радикальное. С отменой уголовного преследования гомосексуальные отношения стали восприниматься как допустимые, хотя и из ряда вон выходящие. Об этих отношениях непристойно говорить в «приличном обществе», но можно вынести на обсуждение научного сообщества, например, организовать конференцию, симпозиум и пр. И среди «ученых» всегда можно найти тех, кто признает вполне приемлемыми гомосексуальные отношения. А для того, чтобы вывести эти отношения из разряда «радикальных», «в целях общественного благополучия», «ученые» могут предложить методы и формы их полной легализации. А пропагандистам остается донести эти «авторитетные» мнения до массового сознания.

3.Приемлемые. Начиная с 1970-х годов, многие страны мира делаются более толерантными по отношению к однополым связям. Этому, в частности, способствовало то, что многие психиатрические организации стали исключать гомосексуализм из списка психических заболеваний. Например, в 1973 году это проделала Американская психиатрическая ассоциация. Во многих демократических странах стали появляться официально зарегистрированные ЛГБТ-сообщества. Происходит становление нового социально-политического ЛГБТ-движения. Таким образом, происходит институционализация ранее абсолютно неприемлемого. В СМИ разворачивается «жаркая» дискуссия в защиту безвинно дискредитируемых представителей ЛГБТ-сообщества, в которой, в частности, говорится о тех великих жертвах, которые были принесены этими людьми на пути к своей легализации. А «ученые» обосновывают теории гнедерных различий и «социального пола», в соответствии с которыми биологические различия между мужчиной и женщиной не столь существенны как социально-психологические (ролевые) различия.

4. Мудрые. На этой стадии через средства массовой коммуникации настойчиво и методично в массовое сознание проводится мнение о том, что представители ЛГБТ-сообщества – не вполне ординарные люди. Они и более раскрепощенные и одаренные во всех отношениях, у них повышенный IQ, в их среде больше незаурядных личностей. Для примера приводятся имена известных исторических личностей, замеченных в нетрадиционной половой ориентации.

5. Популярные. Постепенно начинает «выясняться», что большинство представителей шоу-бизнеса либо сами являются гомосексуалистами, либо давно «дружат семьями» с этими людьми. Популярные артисты эстрады в ходе исполнения своих «хитов» всячески демонстрируют свою принадлежность к ЛГБТ-сообществу или, по крайней мере, свое положительное к нему отношение. Гей-парады превращаются в массовое красочные шоу, на котором «должен» присутствовать каждый, кто считает себя «демократом» и просто толерантным человеком. В широкий прокат выходит фильм известного режиссера о несчастной однополой любви, до этого завоевавший главный приз на известном международном кинофестивале. Принадлежность к ЛГБТ-сообществу значительно повышает шансы на успех в продвижении по служебной лестнице. Быть гомосексуалистом становится престижно и выгодно.

6. Официальные политики. Представители ЛГБТ-сообщества становятся мэрами городов и депутатами законодательных органов власти. Начинается подготовка законодательной базы, которая поддерживается различными социологическими опросами и «авторитетными» мнениями.

В начале принимаются законы «о зарегистрированных партнерах» (1989-1999 гг.), потом — «законы об однополых браках» (2001-2012 гг.) . Затем последовали законы о возможности однополым семьям брать и воспитывать приемных детей (2002-2013) . В январе 2008 года Европейский суд по правам человека постановил, что гомосексуальность не может быть причиной отказа в усыновлении. Все страны — члены Совета Европы — обязаны подчиниться этому решению.

Наряду с принятием выше указанных законов, во многих странах Европы развернулась настоящая травля приверженцев традиционных семейных отношений. Любое упоминание о традиционных семейных ценностях воспринимается представителями ЛГБТ-сообщества и их покровителями как оскорбления их чувств и достоинства. А такие дорогие сердцу каждого человека понятия как «мама» и «папа» становятся, мягко говоря, некорректными, оскорбляющими чувства гомосексуалистов. Их заменяют понятиями «родитель 1» и «родитель 2». Так, по официальным данным с февраля 2011 года в документации Госдепартамента США выводят из официального оборота слова «мама» и «папа». При подаче заявлений на оформление официальных документов, в анкетах отныне будет значиться «родитель номер 1» и «родитель номер 2». Аналогичные законы и постановления были приняты и в некоторых других странах.

Ежедневно в Москву из регионов и стран ближнего зарубежья устремляются на заработки тысячи человек. Часть из них пропадает бесследно, не успев выйти за пределы столичного вокзала. «Новая газета» изучила российский рынок трудового рабства.

Те, кто борется

Олег просит не называть место нашей встречи и даже регион. Дело происходит в промзоне небольшого городка. Олег «ведет» меня по телефону, а когда я дохожу до вывески «Шиномонтаж», говорит: «Жди, сейчас подойду». Приходит через 10 минут.

Нелегко вас найти.

На это весь расчет.

Разговор происходит за фанерной бытовкой. Вокруг - гаражи и склады.

Бороться с рабством я начал в 2011 году, - говорит Олег. - Знакомая рассказала, как выкупала родственника с кирпичного завода в Дагестане. Я не поверил, но стало интересно. Поехал сам. В Дагестане с местными ребятами ходил по заводам, представляясь покупателем кирпича. Параллельно спрашивал у рабочих, есть ли среди них подневольные. Оказалось, да. С теми, кто не забоялся, мы договорились о побеге. Тогда удалось вывезти пять человек.

После освобождения первых невольников Олег разослал в СМИ пресс-релиз. Но тема интереса не вызвала.

На связь вышла только одна активистка из движения «Лига свободных городов»: у них небольшая газета - человек двести, наверное, читают. Но после публикации мне позвонила женщина из Казахстана и рассказала, что ее родственницу удерживают в продуктовом магазине в Гольяново (район в Москве. - И.Ж. ). Помните этот скандал? К сожалению, он был единственным, да еще и безрезультатным - дело-то закрыли.

О том, насколько тема торговли людьми волнует россиян, Олег говорит так:

За последний месяц мы собрали всего 1730 рублей, а потратили около семидесяти тысяч. Мы вкладываем в проект свои деньги: я работаю на заводе, есть парень, который работает грузчиком на складе. Дагестанский координатор работает в больнице.

Олег Мельников в Дагестане. Фото: Vk.com

Сейчас в «Альтернативе» - 15 активистов.

За неполных четыре года мы освободили примерно триста невольников, - говорит Олег.

По оценкам «Альтернативы», в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 000 человек, всего в стране - почти 100 000 подневольных рабочих.

Как попадают в рабство

Среднестатистический портрет российского подневольного рабочего, по словам Олега, такой: это человек из провинции, не разбирающийся в трудовых отношениях, желающий лучшей жизни и готовый ради этого работать кем угодно.

Человека, который приехал в Москву без определенного плана, но с определенной целью, видно сразу, - утверждает Олег. - На столичных вокзалах работают вербовщики. Активнее всего - на Казанском. Вербовщик подходит к человеку и интересуется, нужна ли ему работа? Если нужна, вербовщик предлагает хороший заработок на юге: от тридцати до семидесяти тысяч рублей. Регион не называют. О характере работы говорят: «разнорабочим» или еще что-то, не требующее высокой квалификации. Главное - хорошая зарплата.

За встречу вербовщик предлагает выпить. Не обязательно алкоголь, можно и чай.

Идут в привокзальное кафе, где есть договоренности с официантами. В чашку завербованного подсыпают барбитураты - под этими веществами человек может находиться в бессознательном состоянии до полутора суток. После того, как наркотик начал действовать, человека сажают в автобус и увозят в нужном направлении.

Схему попадания в рабство Олег проверял на себе. Для этого две недели жил на Казанском вокзале, маскируясь под бездомного.

Это было в октябре 2013 года. Сначала я пытался изображать приезжего, но это выглядело неубедительно. Тогда решил сыграть бомжа. Обычно работорговцы бездомных не трогают, но я был новеньким на вокзале, и 18 октября ко мне подошел человек, который представился Мусой. Сказал, что у него есть хорошая работа на Каспии, по три часа в день. Обещал 50 000 в месяц. Я согласился. На его автомобиле мы поехали к ТЦ «Принц Плаза» у метро Теплый стан. Там Муса передал меня человеку по имени Рамазан. Я видел, как Рамазан передал Мусе деньги. Сколько точно - я не разглядел. Потом мы с Рамазаном поехали в деревню Мамыри, это рядом с поселком Мосрентген в Московской области. Там я увидел автобус на Дагестан и отказался ехать, мол, знаю, что там рабство. Но Рамазан заявил, что за меня уже заплачены деньги и их нужно либо вернуть, либо - отработать. И, чтобы я успокоился, предложил выпить. Я согласился. Зашли в ближайшее кафе, выпили какой-то алкоголь. Потом плохо помню. Все это время за нами наблюдали мои друзья-активисты. На 33-м километре МКАД они перегородили дорогу автобусу, меня забрали в институт Склифосовского, где я пролежал под капельницей четыре дня. Мне подмешали нейролептик азалептин. Было возбуждено уголовное дело, но по нему до сих пор ведется проверка…

Как таковых рынков, площадок, где можно было бы купить людей - нет, - говорит координатор «Альтернативы» в Дагестане Закир. - Людей берут «под заказ»: хозяин завода сказал работорговцу, что ему нужно два человека - привезут на завод двоих. Но есть все же два места в Махачкале, куда невольников привозят чаще всего и откуда их забирают хозяева: это автостанция за кинотеатром «Пирамида» и Северный вокзал. У нас есть множество свидетельств и даже видеозаписей на этот счет, но правоохранительные органы ими не интересуются. Пробовали обращаться в полицию - получали отказы в возбуждении дел.

На самом деле, работорговля - это не только Дагестан, - говорит Олег. - Невольничий труд используется во многих регионах: Екатеринбург, Липецкая область, Воронеж, Барнаул, Горно-Алтайск. В феврале и апреле этого года мы освобождали людей со стройки в Новом Уренгое.

Вернувшиеся

Андрей Ерисов (на переднем плане) и Василий Гайденко. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Василий Гайденко и Андрей Ерисов были освобождены активистами «Альтернативы» с кирпичного завода 10 августа. Два дня они ехали из Дагестана в Москву на автобусе. С активистом Алексеем мы встречали их утром 12 августа на автостоянке рынка «Люблино».

Приехал в Москву из Оренбурга. На Казанском вокзале подошел к охраннику и спросил, нужны ли им сотрудники? Тот сказал, что не знает и что спросит у начальника, которого сейчас нет на месте. Пока я ждал, ко мне подошел русский парень, представился Димой и спросил, не ищу ли я работу? Сказал, что устроит меня охранником в Москве. Предложил выпить.

Очнулся Андрей уже в автобусе, с ним ехали еще двое невольников. Всех привезли на завод «Заря-1» в Карабудахкентском районе Дагестана.

На заводе все работают там, где хозяин скажет. Я на тракторе возил кирпичи Работать грузчиком тоже приходилось. Рабочий день с восьми утра до восьми вечера. Без выходных.

Если кто-то устает или, не дай Бог, травма, - хозяину плевать, - говорит Василий и показывает огромную язву у себя на ступне. Я когда Джангиру (так звали хозяина завода, он умер месяц назад) показал, что у меня нога распухает, он сказал: «Подорожник приложи».

Больных рабов на кирпичных заводах никто не лечит: если состояние совсем тяжелое и человек не может работать - его везут в больницу и оставляют у входа.

Обычная еда раба - макароны, - говорит Василий. - Но порции большие.

На «Заре-1», по словам Василия и Андрея, подневольно работали 23 человека. Жили в бараке - по четверо в одной комнате.

Андрей пытался бежать. Далеко не ушел: в Каспийске его поймал бригадир. Вернул на завод, но не бил.

Относительно мягкие условия на «Заре-1» (сносно кормят и не бьют) обусловлены тем, что этот завод - один из четырех легально работающих в Дагестане. Всего в республике, по данным «Альтернативы», около 200 кирпичных заводов, и в подавляющем большинстве они не зарегистрированы.

На нелегальных заводах невольникам везет намного меньше. В архиве «Альтернативы» есть рассказ Олеси и Андрея - двух узников завода под кодовым названием «Кристалл» (находится между Махачкалой и Каспийском).

«Меня не били, а душили один раз, - рассказывает Олеся под видеозапись. - Это был бригадир Курбан. Он мне сказал: «Иди, ведра таскай, принесешь воды деревья поливать». А я ответила, что сейчас отдохну и принесу. Он сказал, что отдыхать я не могу. Я продолжила возмущаться. Тогда он начал меня душить, а потом пообещал утопить в реке».

Олеся к моменту попадания в рабство была беременна. «Узнав об этом, Магомед, управляющий заводом, решил ничего не предпринимать. Через некоторое время у меня из-за тяжелой работы появились проблемы по женской части. Я жаловалась Магомеду больше двух недель, прежде чем он отвез меня в больницу. Врачи сказали, что очень высока вероятность выкидыша, и потребовали оставить меня в больнице на лечение. Но Магомед забрал меня назад и заставил работать. Беременной я таскала десятилитровые ведра с песком».

Волонтеры «Альтернативы» успели освободить Олесю из рабства. Женщина сохранила ребенка.

«Освобождение людей далеко не всегда напоминает какой-то остросюжетный детектив, - говорят активисты. - Зачастую хозяева заводов предпочитают нам не препятствовать, потому что бизнес полностью нелегален и не имеет серьезных покровителей».

О покровителях

По словам волонтеров «Альтернативы», у торговли людьми в России нет серьезной «крыши».

Все происходит на уровне участковых, младшего офицерского состава, которые просто закрывают глаза на проблемы, - говорит Олег.

Дагестанские власти свое отношение к проблеме рабства высказали в 2013 году устами бывшего тогда министром печати и информации Наримана Гаджиева. После освобождения активистами «Альтернативы» очередных невольников, Гаджиев сказал:

«То, что в Дагестане на всех заводах работают рабы, - это некий штамп. Вот ситуация: активисты заявили, что на двух заводах в поселке Красноармейский в неволе содержатся граждане из центральной России, Белоруссии и Украины. Мы попросили оперативников МВД по республике Дагестан проверить эту информацию, что и было сделано в течение буквально нескольких часов. Оперативники приехали, собрали коллективы, выяснили, кто приезжий. И слово «рабы» оказалось более чем неуместным. Да, были проблемы с зарплатами: людям, в общем, не платили, у некоторых действительно не было документов. Но трудились добровольно».

«Деньги? Я им все сам покупаю»

Волонтеры «Альтернативы» передали корреспонденту «Новой» два телефона, один из которых принадлежит владельцу кирпичного завода, где по сведениям активистов используется недобровольный труд; а второй - перекупщику людей.

Я абсолютно не понимаю, о чем вы. Я помогаю людям найти работу, - перекупщик по кличке «Мага-купец» на мой звонок отреагировал бурно. - На заводах я не работаю, не знаю, что там происходит. Меня просто просят: помоги найти людей. И я ищу.

О барбитуратах, подмешиваемых в напитки будущим невольникам, «купец», по его словам, ничего не слышал. За «помощь в поиске» он получает 4-5 тысяч рублей за душу.

Магомед по кличке «Комсомолец», владеющий заводом в поселке Кирпичный, услышав причину моего звонка, сразу бросил трубку. Однако в архивах «Альтернативы» есть интервью с владельцем кирпичного завода в поселке Мекеги Левашинского района Магомедшапи Магомедовым, который описывает отношение хозяев заводов к подневольному труду. С завода Магомедова в мае 2013 года было освобождено четыре человека.

«Я насильно никого не держал. Как можно говорить об удержании, когда завод находится прямо у дороги? - говорит Магомедов под запись. - Я встретил их на автостоянке у кинотеатра «Пирамида» и предложил работу. Они согласились. Документы забрал, потому что они пьяные бывают - потеряют еще. Деньги? Все им сам покупал: вот они мне дают список того, что им нужно - я им все покупаю».

Официально

Правоохранительные органы факт низкой активности борьбы с работорговлей подтверждают официально. Из доклада Главного управления уголовного розыска МВД РФ (ноябрь 2014 года):

«Осенью 2013 года австралийская правозащитная организация Walk Free Foundation опубликовала рейтинг стран относительно ситуации, связанной с рабским трудом, в котором России была отведена 49­-я позиция. По данным организации, в России в той или иной форме рабства находится около 500 тыс. человек <…>

Анализ результатов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда свидетельствует, что с момента введения в декабре 2003 года в Уголовный кодекс Российской Федерации статей 127-­1 (торговля людьми) и 127-­2 (использование рабского труда) количество лиц, признанных потерпевшими по указанным статьям Уголовного кодекса, остается незначительным - 536.

Кроме того, начиная с 2004 года, то есть за последние 10 лет, по статье 127­-1 УК РФ зарегистрировано 727 преступлений, что ежегодно составляет менее одной десятой процента от всех зарегистрированных преступлений.

Анализ состояния преступности в сфере торговли людьми и работорговли свидетельствует о высокой латентности данных преступных деяний, поэтому официальные статистические показатели не полностью отражают фактическое положение вещей».

Пресс-центр МВД России:

Сотрудниками органов внутренних дел за январь-декабрь 2014 года зарегистрировано 468 случаев незаконного лишения свободы (ст.127 УК РФ), 25 случаев торговли людьми (ст. 127 – 1 УК РФ) и 7 преступлений, предусмотренных ст. 127-2 УК РФ.

Расчеловечивание как конечная цель, сделать нормальным и обыденным то, что раньше было невозможным или запретным по соображениям простой человеческой морали – вот суть технологии под названием «Окно Овертона». Подробности этого рассматривались в материале « » , потом наглядный урок этой бесчеловечной методики преподнесли … , убившие и расчленившие жирафа Мариуса в виде шоу и даже анатомического театра для детей.

Читатель блога сайт Евгений Хавренко написал статью о том, как можно противостоять технологии «Окно Овертона».

«Технология «Окно Овертона» основана на базовых слабостях практически любой личности. «Прелесть» этой технологии в том, что она работает даже при ее осознании. Обычно манипуляции перестают работать, как только вскрывается её подлинный смысл. В данном же случае воздействие на подсознание возникает через базовые потребности человека.

Я бы описал основные рычаги давления на человека таким образом:

1. Толерантность.
2. Эвфемизм.
3. Принадлежность к стае.
4. Иллюзия авторитета.
5. Законно — значит правильно.

«Окна Овертона» основываются на базовых потребностях человека, которые в пирамиде Маслоу занимают места со 2 по 4 ступень.

Вот эта «Пирамида Маслоу».

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В связи с тем, что потребности со 2 по 4 практически никогда не удовлетворяются в полной мере и навсегда, они с легкостью становятся объектом манипуляции в адрес практически любого человека.

Толерантность , как возможность ввести любые, даже самые отвратительные мнения в обиход. Самое интересное, что в описание толерантности (Википедия) кроме терпимости есть и еще одно определение — добровольное перенесение страданий. Именно это определение подходит к тем людям, которые готовы мириться с противоположными им взглядами, точнее навязывание им этих взглядов, как их собственных. Именно потребность в принадлежности и уважении заставляет нас отказываться от своих взглядов, опасаясь вызвать агрессию и недовольство у оппонента.

Эвфемизм является обязательным составляющим звеном для преодоления внутреннего сопротивления. Грубо говоря, это спасительная палочка, которая помогает установить внутреннее равновесие между собственными ценностями и совершенно противоположными ценностями, навязанными извне. Например в нашей культуре на смену грубому слову «Педераст» (от др.-греч. παις - «дитя», «мальчик», и ἐραστής - «любящий», то есть «любящий мальчиков») приходит более нейтральное слово «гей». А фразы «Мой знакомый гей» и «Мой знакомый педераст» имеют совершенно разную эмоциональную нагрузку.

Принадлежность к стае является совокупностью потребностей — безопасности, принадлежности к обществу и потребности в уважении. Каждый человек, выступающий перед публикой, делая презентацию, говоря тост в большой компании, знает насколько сложно порой выдержать эти несколько минут, когда все взгляды обращены именно к нему. Если вы имеете такой опыт, вспомните о нем, пожалуйста. А теперь представьте, что вам нужно высказать свое несогласие со всеми этими людьми — уважаемыми и не очень, друзьями и просто знакомыми, начальниками и подчиненными. При этом несогласие важно говорить, не используя эвфемизмов, иначе вы не донесете точного смысла, а наоборот ещё больше все запутаете. Лично я редко встречал людей способных на такие поступки.

Иллюзия авторитета снова является возможностью примерить свои собственные взгляды уже отчасти навязанные извне. Если внутри меня есть холодок несогласия, «Авторитет» с готовностью бросает мне спасительную палочку, принимая ответственность на себя. При этом мне достаточно иметь самые общие представления о самом «Авторитете». Речи о том, что бы узнать информацию о самом человеке или обществе совершенно не идет, мы просто радуемся, что он (оно) взял (о) на себя неподъемную ношу наших терзаний. В последнее время за «Авторитетом» не оказывается даже персоналий. Все чаще мы слышим — «ученые открыли…., психологи утверждают…., сторона заявила…» и т.д.

Законность является верховенством принятия чуждых норм. «Отныне я имею право упрекать остальных в том, что они не согласны со мной» . Таким образом, компенсируя в себе то, что остается не свойственным моей личности. Чем больше я буду обвинять других в отсталости или провокации, тем сильнее голос противоречий, находящийся внутри меня. Знаменитый психиатр К.Г. Юнг считал, что фанатизм это признак подавленного сомнения. Человек действительно убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования. В случае насаждения чужих ценностей полного убеждения не происходит, сомнение приходиться подавлять за счет убеждения окружающих. Законность дает полное право так поступать.

Последствия технологии «Окон Овертона»

Самое страшное последствие данной технологии в том, что человек теряет гармонию, получая на ее место бесконечные внутренние споры и терзания. Потому, что насаждая эту технологию никто не задумывается о том, что бы сделать счастливым самого человека. Цель технологии получить новый, нужный вектор развития.

После достижения результата масса людей вынуждены поддерживать иллюзию принятия чужих ценностей. Люди все меньше и меньше остаются людьми, теряя связь со своими корнями и культурой. Другими словами человек из крепкого дерева превращается в перекати-поле, становясь таким же сухим и уязвимым.

Пример этому мы можем найти в высоком уровне суицида в развитых странах. Люди, имея высокий комфорт, не начинают чувствовать себя более счастливыми, платя за него человечностью.

Мой знакомый, который вырос на голливудских фильмах и глянцевых журналах всегда мечтал иметь большой загородный дом с двухместным гаражом бассейном и винным погребом. На пути к этой цели ему пришлось много работать, пережить сердечный приступ и онкологию, с которой он до сих пор борется. При этом постоянная занятость по 12 часов в сутки отдалила его от семьи. Жена, испытывая обиду но, не смея его упрекнуть, сфокусировалась на детях, пытаясь там добрать то тепло, которого ей так не хватало. Дети, без контроля отца, чувствуя власть над матерью, становились все более циничными эгоистами. В конечном счете, он построил дом, о котором мечтал, но уже через полгода признался, что отдал бы все, ради возможности вернутся на 8 лет назад, к тому месту, где их семья была так счастлива, живя в 2-х комнатной квартире, проводя вместе выходные праздники и отпуски.

В его случае семейная близость стала ценой, которую он заплатил за высокий комфорт и социальный статус, а на смену энергичности пришло разочарование. Социальный статус, общественное признание, комфорт и безопасность сами по себе не ведут нас к нашему счастью, и не являются обязательными его атрибутами. Они являются и должны оставаться средством достижения, а не самой целью, а разочарование приходит, когда за ними стоит пустота.

Противостояние технологии «Окно Овертона»

Прежде всего, противостоять можно отказавшись от попытки всегда и везде быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» сменяется «нормальным» мы автоматически передаем собственный контроль в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем попадаем под целенаправленные манипуляции. Именно культура, нравы, обычаи и устои предков помогают обрести свою индивидуальность. Интеграция этого в современную жизнь помогает не отрываться от своего собственного наследия. Я не призываю слепо следовать давним традициям, а лишь помнить, хранить и уважать их.

Понятие толерантность использовать только как понятие терпимость, в противном случае необходимо защищать свои границы. Например, вполне приемлемо выслушивать о европейских Гей парадах, но отказываться принимать официальные гей браки в собственной культуре, где основным противоречием могут выступать культурно-христианские ценности и традиции славян.

С принадлежностью к стае сложно бороться, да и не нужно. Важно понимать, где действительно моя стая и разделять её с помощью границ или рамок. Например: фразу — «Наше общество не настолько демократично, что бы разрешать однополые браки» попробуйте перестроить с учетом своих интересов — «Демократия это волеизъявление народа и возможно именно однополые браки не настолько подходят нашему обществу, чтобы стать частью нашей культуры».

Например, если вы видите специалиста выступающего по телевизору, о котором у вас нет информации кроме той, которая указана внизу во время выступления, просто задумайтесь о его словах. Изменилось бы ваше мнение, если то же самое скажет сосед или коллега? Если авторитет становится «Капитаном очевидностью», то в чем же суть его выступления? Повторить с умным видом то, что вы говорили 20 минут назад со своими сотрудниками по пути домой? Если все же вы услышали что-то новое, стоит задуматься о выгоде самого авторитета. Помните, что ему необходимо заслужить ваше доверие, как бы он себя не называл.

Стоит ли законность принимать как высшее признание? Думаю, на этот вопрос в нашем государстве будет однозначный ответ. Добавлю только свое наблюдение, которое развеяло мой личный миф о государстве как форме заботы о людях. Я специально подобрал неполитический пример. Когда Польша присоединилась к ЕС в 2009 г. зарплаты бюджетников резко упали по сравнению с ценами на продукты. В новостях показывали репортаж о забастовке пограничников . Вполне понятно, что люди проходящие службу не могут просто не выйти на работу. Они поступили иначе – начали выполнять все процедуры указанные в инструкции. Казалось бы – здорово! Люди, наконец-то делают то, что от них требуют. Только очереди на границах выросли в 6 раз. Получается, что сама государственная система построена так, что ей невозможно следовать, не преступая закон, оставляя узенькую лазейку для помилования или наказания на свое личное усмотрение.

Я постарался описать противостояние технологии «Окона Овертона» как на государственном уровне, так и личном, для каждого отдельного человека. Весь смысл этой статьи укладывается в заключающей фразе Джозефа П. Овертона «Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один - сделают люди, объединённые общей идеей.

Евгений Хавренко».

В наш информационный век, когда технологический прогресс стал сутью и сердцевиной человеческой цивилизации, а моральные нормы и высокие понятия о вечных ценностях отошли, как минимум, на второй план, хочется поговорить о таком , как Окно Овертона . Мы постараемся подробно описать всю суть данного явления и его ужасающий, разрушительный потенциал.

Происхождение теории «Окно Овертона»

Окно Овертона (оно же окно дискурса) – это теория или концепция, с помощью которой в сознание даже высокоморального общества можно насадить любую идею. Границы принятия таких идей описываются теорией Овертона и достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов. Ниже мы подробно остановимся на каждом из них.

Джозеф Овертон

Свое название Окно Овертона получило в честь американского социолога Джозефа Овертона, который в середине 90-х годов предложил данную концепцию. С помощью этой модели Овертон предлагал оценивать суждения общественного мнения и степени его приемлемости.

По сути, он просто описал технологию, которая действует на протяжении всего существования человека. Просто в древние времена она понималась интуитивно, подсознательно, а в век технологий обрела конкретные формы и математическую точность.

Окно Овертона и его возможности

Давайте рассмотрим возможности Окна Овертона. При помощи этой теории в сознание самого ортодоксального общества можно насадить, в принципе, совершенно любую идею. Делается это в несколько этапов, которые детально прописаны.

Возьмем, к примеру, гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось чем-то постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона.

Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то оно естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением.

Затем стали появляться многочисленные так называемые исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни. Проходили годы, а окно дискурса Овертона продолжало выполнять свое назначение.

Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений. После этого в масс-медиа начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности.

В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью, и то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой.

Женоподобные мужчины с бородами в обтягивающих колготках и кружевном белье заполонили собой буквально все медийное пространство. И теперь во многих развитых странах считаться гомосексуалистом не только нормально, но и престижно.

Ты можешь стать победителем крупного мирового шоу только потому, что твой образ идеально вписывается в один из шагов окна Овертона, а не благодаря своему таланту.

Как работает Окно Дискурса Овертона

Работает Окно Овертона достаточно просто. Ведь технология программирования общества существовала во все времена. Не случайно Натан Ротшильд, основатель династии миллиардеров Ротшильдов говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Великие и сильные мира сего всегда скрывали истинное значение тех или иных событий, вызванных искусственным путем.

К примеру, глядишь, в какой-то «хромающей» стране появился иностранный благодетель, который с помощью своих миллиардных фондов способствует якобы важнейшим реформам. Однако вследствие этого государство доходит до дефолта, а все его активы оказываются в руках «благодетеля». Как вам кажется, это совпадение?

Итак, окно дискурса делится на шесть четких этапов, в процессе которых общественное мнение безболезненно меняется на диаметрально противоположное:

Основная суть данной концепции заключается в том, что все происходит незаметно и, как кажется, естественным образом, хотя на самом деле совершается искусственным путем навязывания. Используя Окно Овертона можно легализовать что угодно в самом буквально смысле этого слова. Ведь программирование общества – это тема стара, как мир, и господствующие классы мировой элиты превосходно об этом знают.

Но давайте рассмотрим принцип действия технологии Овертона на классическом примере каннибализма.

Окно Овертона: как легализовать каннибализм

Вообразите себе, что кто-то из телевизионных ведущих какой-то популярной программы внезапно выскажется о каннибализме, то есть о физическом поедании человеком человека, как о чем-то вполне естественном. Разумеется, это просто немыслимо!

Реакция общества будет настолько бурной, что такого ведущего непременно уволят с работы, а может и привлекут к уголовной ответственности за нарушение того или иного закона о правах и свободах человека. Однако если запустить в ход Окно Овертона, тогда легализация каннибализма покажется для четко работающей технологии стандартной задачей. Как это будет выглядеть?

Шаг первый: Немыслимо

Безусловно, для первоначального восприятия идея каннибализма выглядит в глазах общества просто как чудовищное мракобесие. Однако если регулярно через средства массовой информации касаться этой темы с разных сторон, люди незаметно привыкнут к самому факту существования данной темы. Никто же не говорит о принятии этого, как нормы.

Это пока еще немыслимо, но табу уже снято. Существование идеи становится известным широким массам людей, и они уже не ассоциируют его исключительно с дикими временами неандертальцев. Таким образом, общество готово к следующему этапу окна Овертона.

Шаг второй: Радикально

Итак, полный запрет на обсуждение темы снят, но идея каннибализма по-прежнему категорически отвергается населением. Периодически, в той или иной передаче мы слышим ультралевые высказывания, связанные с темой людоедства. Но это воспринимается как радикальный бред одиноких психопатов.

Однако они начинают чаще появляться на экранах, и вскоре общественность уже наблюдает, как собираются целые группы таких радикалов. Они организовывают научные симпозиумы, на которых пытаются с точки зрения формальной логики объяснить каннибализм, как естественное явление древних племен.

Предлагаются к рассмотрению различные исторические прецеденты, как, например, мать, которая, спасая своего ребенка от голодной смерти, напоила его собственной кровью.

На данном этапе Окно Овертона находится в наиболее решающей стадии. Вместо понятия людоедства или каннибализма начинают употреблять корректный термин – антропофагия. Значение то же самое, а вот звучит более по-научному. Звучат пока еще считающиеся немыслимыми и радикальными предложения по узаконению такого явления.

Людям навязывается принцип: «Если не ты съешь соседа, тогда сосед съест тебя». Нет-нет, в настоящее цивилизованное время о каннибализме и речи быть не может! Но почему бы не создать закон о допустимости антропофагии в исключительных случаях голода или при медицинских показаниях?

Если вы общественный деятель, тогда в прессе вам будут регулярно задавать вопросы о вашем отношении к такому радикальному явлению, как антропофагия. Уклонение от ответа считается ограниченностью и всячески порицается. В сознании людей накапливается база отзывов самых различных представителей социума о людоедстве, как таковом.

Шаг третий: Приемлемо

Третий шаг теории Овертона переводит идею на приемлемый уровень. В принципе, тема давно обсуждается, все уже к ней привыкли, и холодный пот на лбу при слове «каннибализм» ни у кого не выступает.

Все чаще можно слышать репортажи о том, что антропофилов спровоцировали на какое-то действие, или сторонники движения умеренного каннибализма собираются на митинг.


Магазин в Лондоне с продукцией в виде человеческих органов

Ученые продолжают плодить бредовые утверждения о том, что желание поедать другого человека заложено природой. Тем более что на разных этапах истории каннибализм практиковался в той или иной мере, а потому явление это свойственно людям и вполне нормально.

Здравомыслящие представители общества выставляются в дурном свете, как нетерпимые и отсталые люди, ненавистники социальных меньшинств и прочее.

Шаг четвертый: Разумно

Четвертый этап концепции «Окно Овертона» приводит население к восприятию разумности идеи антропофагии. В принципе, если не злоупотреблять этим делом, то оно вполне допустимо в реальной жизни. Развлекательные телепрограммы придумывают забавные сюжеты, связанные с каннибализмом. Люди смеются над этим, как над чем-то обыденным, хотя и немного странным.


Торт изготовленный в форме жертвы
Торт, подаренный мальчику на 10-летие

Проблема приобретает множество направлений, видов и подвидов. Солидные представители общества разбивают тему на недопустимые, приемлемые и вполне разумные элементы. Обсуждается процесс узаконивания антропофагии.

Шаг пятый: Стандартно

Теперь окно дискурса почти добилось своей цели. Переходя от разумности каннибализма к обыденному стандарту, в массовое сознание начинает насаждаться мысль о том, что эта проблема весьма остро стоит в обществе. Толерантность и ученая подоплека данного вопроса уже ни у кого не вызывают сомнений. Наиболее независимые публичные особы выступают с нейтральной позицией: «Сам я не такой, но мне все равно, кто и что поедает».

В масс-медиа появляется огромное количество телевизионных продуктов, которые «окультуривают» идею поедания человеческого мяса. Выпускаются фильмы, где каннибализм – это обязательный атрибут наиболее популярных кинолент.

Сюда же подключается статистика. В новостях можно регулярно слышать о том, что процент антропофилов, населяющих землю, оказался неожиданно большим. В Интернете предлагаются различные тесты на проверку скрытой склонности к каннибализму. Внезапно оказывается, что тот или иной популярный актер или писатель имеет прямое отношение к антропофагии.

Тема окончательно выходит на первый план мировых СМИ по типу вопроса гомосексуализма в наше время. Эту идею берут в оборот политики и бизнесмены, ее используют, как хотят для достижения любых личных выгод.

Серьезно рассматривается вопрос влияния человеческого мяса на развитие интеллекта. Обязательно будет замечено, что IQ у каннибалов существенно выше, чем у простых людей.

Шаг шестой: Политическая норма

Финальная стадия Окна Овертона – это свод законов, которые обеспечивают каннибалам свободное использование и распространение идей поедания человека. Всякий голос, поднявшийся против тотального безумия, будет караться, как посягающий на свободу и права человека. Массово насаждается понятие порочности тех, кто выступает против антропофагии. Их называют человеконенавистниками и людьми ограниченного умственного диапазона.

Учитывая безграничную толерантность современного общества, в защиту каннибалов будут учреждаться разные движения. Становится насущным вопрос защиты этого социального меньшинства. Все! На данном этапе общество обескровлено и раздавлено.

  • Читайте также: