Педагогическое общение его функции и структура. Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения

Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности.

Общение – это процесс установления контактов между людьми и достижения ими взаимопонимания в целях успешного выполнения совместной деятельности.

Главным средством общения является речь. но также используются другие неречевые средства: мимика, жесты.

Стороны общения:

Коммуникативная сторона общения - это передача информации.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация - процесс общения с помощью языка (человеческую речь). Невербальная коммуникация - это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, тональность, плач, смех, темп речи.

Интерактивная сторона общения - взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей.

В этом случае возникают разные случаи взаимодействия:

    Первый партнер стремится достичь свою цель, создавая помехи второму партнеру для достижения своей цели – стратегия противодействия.

    Стратегия сотрудничества

    Стратегия уступчивости и др.

Перцептивная сторона общения - речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

Педагогическое общение с одной стороны подчиняется общим психологическим закономерностям, присущим общению, а с другой стороны педагогическое общение имеет свои специфические особенности

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Столяренко Л.Д.)

Профессионально-педагогическое общение есть система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия. Перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Стили общения

Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?

Об этом следует поговорить подробно.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:

  • 1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
  • 2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  • * общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • * система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
  • * ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле общения находят выражение:

  • * особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • * сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • * творческая индивидуальность педагога;
  • * особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально - перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль над их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

6.1. Сущность понятия "педагогическое общение". Структура педагогического общения

6.2. Система коммуникативных умений педагога

6.3. Профессиональные способности, определяющие успешность педагогического общения

6.4. Личностные особенности педагога, которые затрудняют педагогическое общение

6.5. педагогический такт

6.6. Этапы общения педагога с учащимися (студентами) в процессе проведения лекции, практического занятия

6.7. Стили педагогического общения

резюме

Термины и понятия

Вопросы для проверки знаний

Задача для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения

Изучив материал этого раздела, вы будете знать :

Структуру и функции педагогического общения;

Систему коммуникативных умений педагога;

Существенные особенности психологических качеств; конфликтность, робость, агрессивность, застенчивость и их проявления в педагогическом общении;

Этапы общения педагога с учащимися (студентами) в процессе проведения лекции, практического занятия;

Структуру стиля педагогического общения;

Классификации стилей педагогического общения принципами и подходами, которые положены в основу этих классификаций.

а также уметь :

Сравнивать подходы различных исследователей к определению понятия "педагогическое общение";

Характеризовать структуру педагогического общения;

Раскрывать содержательный аспект каждого коммуникативного умения педагога;

Оценивать наличие педагогического такта преподавателя в различных педагогических ситуациях;

Выделять комплекс коммуникативных и дидактических средств, приемов, правил, которые оптимизируют взаимодействие педагога со студентами на каждом этапе педагогического общения;

Определять стиль профессионального общения преподавателя;

Оценивать стиле педагогического спилкуванння по принципу оптимальности и эффективности.

Сущность понятия "педагогическое общение". Структура педагогического общения

В научной литературе педагогическое общение трактуется как форма профессионального общения педагога с учащимися, направленная на создание благоприятного психологического климата в коллективе, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между участниками общения (Даниил Эльконин, Ирина Зимняя, Виктор Кан-Калик, Алексей Леонтьев) система, приемы и навыки социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которой является обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств (Михаил Гамезо, Владимир Соковнин) необходимое условие развития личности, ее социализации, индивидуализации (Вольф Мерлин), многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учениками, который порождается целями их совместной деятельности (Людмила Карпенко, Виталий Сластенин), совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач обучения и воспитания и определяют характер взаимодействия педагога с учащимися (Владимир Крысько).

Педагогическому общению присущи общие черты общения людей, так и специфические для образовательного процесса Специфика педагогического общения прежде всего заключается в его полиобьектний направленности Оно направлено на саму учебную взаимодействие, на учащихся (студентов) с целью их личностного развития, а также на предмет усвоения знаний педагогическому общению свойственно органическое сочетание элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Педагог, работая с одним учеником над усвоением учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех учеников в классе, и наоборот, работая с классом (фронтально), влияет на каждого ученика.

Особенность педагогического общения обусловлена ​​его общественной ролью в обучении, воспитании и развитии личности, которые являются органической частью многостороннего взаимодействия педагога с учащимися и учащимися между собой. Так, при реализации учебной цели общения обеспечивает психологический контакт с учениками, формирует положительную мотивацию обучения, создает психологическую атмосферу коллективного творчества. В процессе общения ученики (студенты) получают разнообразные знания о себе, своих друзей, способы наиболее рационального решения поставленных педагогом задач. В то же время - они приобретают и передают не только научные факты, представления, идеи, но и ценностные отношения, интересы, настроения, чувства. В общении лицо стремится реализовать свою социальную роль, свои организаторские и коммуникативные способности.

Педагогическое общение - это не только источник информации. Оно создает условия для воспитания личности. Педагоги утверждают, что искусство воспитания - это прежде всего искусство общения. В общении важную роль играют не только приемы и методы, которые использует педагог, но и индивидуально психологические свойства его личности. Общаясь с ним, ученик усваивает умение жить среди людей, понимать их, сопереживать, сочувствовать, помогать другим, заботиться о них. Анализируя их отношение к себе, рефлексируя, ученик (студент) выявляет потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания. Во время общения налаживаются взаимоотношения между педагогом и учащимися; осуществляется эмоциональный и волевой взаимовлияние и взаимодействие его участников, формируется общность мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение стиля поведения, привычек; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры. Если раньше ученика (студента) рассматривали как объект воспитательного воздействия, то сейчас педагоги стремятся к ситуации сотрудничества, а она выдвигает определенные требования к организации процесса общения. Такими требованиями, в частности, могут быть: доверчивость в общении с учащимися; диалогичность; взаимопонимания, которое является психологической основой сотрудничества; взаимодействие с субъектами общения, а не только влияние на них.

Достижения развивающей цели через общение способствует созданию психологических ситуаций, которые стимулируют самообразование и самовоспитание личности, в частности: создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важных их личностных качеств (речь, мыслительная деятельность) . Педагогическое общение выступает одним из важных условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирование его сознания и самосознания, стимулирования ее развития. Педагога Роджерс называет фасилитатором общения. Это означает, что он помогает ученику (студенту) проявить себя, раскрыть то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе своих воспитанников способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Педагогическое общение как процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися имеет мотивы, цель, функции, содержание общения и способы его реализации, а также результат.

Мотивами общения могут быть: потребности, интересы педагога; потребности и интересы субъектов общения, побуждающие их к общению; потребности, обусловленные необходимостью совместно решать учебно-воспитательные задачи. Соотношение мотивов общения педагога с учащимися (студентами) может колебаться от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями педагогического общения могут быть: передача и получение учебной информации, активизация субъектов общения, управления совместными действиями. Цели субъектов общения могут совпадать или противоречить, от чего и зависит характер общения. Категория целей общения динамична. Динамику целей рассматривают как перманентный процесс корректировки в ходе адаптации к среде общения, создается его субъектами. Осознание целей общения рассматривают как проектирование, в котором точность проекта зависит от степени усвидомленосги целей.

В психолого-педагогической литературе нашли отражение такие функции педагогического общения:

Проективная (формулировка целей общения, композиционное построение содержания общения, прогнозирования способов и видов коммуникации)

Самопрезентацийна (демонстрации индивидуально-психологических и социально-психологических свойств личности);

Информационная (прием, хранение и передача информации, обмен мнениями, индивидуальным опытом и т.п.);

Мотивационно-побудительная (стимулирование активности субъекта общения, направление его на определенные действия);

Контактное (эмоциональный контакт - установление единства эмоциональных позиций педагога и учащихся по содержанию общения, познавательный контакт - понимание ими индивидуальных особенностей и мотивов поведения друг друга, сходства взглядов на предметный аспект общения);

Социально-перцептивная (восприятие, познание и понимание партнера);

Интерактивная (установление отношений, выработки общей стратегии взаимодействия, реализация социальных ролей)

Эмоционально-ценностная (эмоционально-выразительное передачи знаний, проявление оценочных отношений друг к другу, переживания ситуации общения и реагирования на напряжение, вызывание у субъекта общения адекватных эмоциональных переживаний)

Регулятивная (регулирование поведения учащихся и собственной)

Рефлексивная (оценки поведения участников общения, анализ вербальной и невербальной информации и процесса общения).

В смысле общения выделяют интеллектуальный, эмоциональный и материальный аспекты. Интеллектуальный аспект передается через невербальные средства и отражает отношение субъектов общения к обмену информацией. О понимании принятой информации сигнализируют прежде всего жесты, мимика, выражение глаз, поза. Эмоциональный аспект педагогического общения позволяет его участникам достичь общих эмоциональных позиций и эмоциональных переживаний по содержанию, цели, способов общения и относительно друг друга. Процесс общения, заключающийся в обмене информацией, предполагает ее материализацию в звуковые волны (живая речь), запись на бумаге (письменное общение), запись с использованием технических средств. Интеллектуальный, эмоциональный и материальный аспекты выступают в совокупности и целостности.

Результатом общения является достигнутое между его субъектами понимания, поведение учеников (студентов), позитивный настрой, благоприятный для обучения психологический климат в группе, оптимальные условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечение управления социально-психологическими процессами в коллективе.

Педагогическое общение как вид деятельности имеет определенную структуру. Анализ научных источников позволяет представить ее как совокупность коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов.

Коммуникативный компонент общения является обменом научной и учебной информации между субъектами общения, а также мыслями, интересами, чувствами. Ведущая роль в вербальной коммуникации принадлежит устной речи: монолога (устный язык, используемый педагогом в форме лекции, доклады) и диалога (речевое общение двух или нескольких субъектов). Педагогическое общение имеет признаки диалогичности при: признание равенства личностных позиций; открытости и доверия между педагогом и учениками (студентами) активной роли, реального участия последних в процессе коммуникации; сосредоточенности педагога на собеседнику и взаимовлияния их взглядов; донесения каждым субъектом собственной позиции, поиска общего решения с учетом всех мнений; персонифицированной манеры высказывания: "Я считаю", "Я думаю", "Я хочу посоветоваться". Диалогичность общения педагога с учащимися основывается на открытости, искренности в общении, восприятии их как партнеров, стремлении к взаимопониманию и сотрудничеству.

Параллельно с вербальным общением в педагогическом общении широко используются невербальные средства: жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность, диапазон, тональность, темп, смех, плач, пантомима и тому подобное.

Согласованность вербальных и невербальных средств воспринимается как гармония. Чувство меры в использовании вербальных и невербальных средств - это необходимая составляющая хорошо развитых коммуникативных умений педагога.

Существенную роль в педагогическом общении имеет понимание педагогом эмоционального состояния ученика (студента), его чувств, настроения. Эта психологическая процедура называется эмпатией, что означает сочувствие, настройки на общую эмоциональную волну, проявление добрых чувств.

Одним из элементов оптимального педагогического общения является идентификация, то есть способность педагога понять ту ситуацию, в которой находится другой субъект общения (ученик, студент), "поставить себя на его место", чтобы посмотреть его глазами на то, что происходит. Эта сложная психологическая процедура требует от педагога умения видеть ситуацию объективно, а затем пропустить ее восприятия через субъективные особенности учащихся (студентов), для чего их необходимо понять.

Педагогическое общение возникает на основе общих у его участников: позиции, интереса, содержания, способа действий. Оно не предусматривает обязательной общности всех компонентов и возникает при общности одного или двух из них. Если педагогическое общение содержит все компоненты осознанного действия с обеих сторон, то его называют взаимодействием или интерактивным общением. Интерактивный компонент педагогического общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта.

Перцептивный компонент педагогического общения проявляется в восприятии друг друга субъектами общения, взаимной изучении и оценке друг друга. Это связано прежде всего с восприятием внешнего вида, поступков, действий субъекта общения и их толкование. Восприятие, как известно, в значительной степени субъективным, ведь информация воспринимается субъективно через органы чувств. Свойства самого процесса восприятия также отличаются различными проявлениями, на которые влияет предыдущий опыт, стереотипы, которые сложились, и субъективные представления.

Восприятие человека как другой (она - не-Я) позволяет построить нормальное общение, в котором этот человек будет интересной, потому что она другая, у нее другие потребности, интересы, способности, другой внутренний смысл. Это требует решения психологической задачи: понять человека, для чего необходимо проявить внимание, увидеть, услышать, воспринять, адаптироваться к собеседнику как к среде общения.

Эффективность педагогического общения зависит от способов воздействия его субъектов друг на друга. К психологическим способов воздействия относят: подражание, убеждение, внушение и психическое заражение. Так, внушения направлены на формирование навыков деятельности, духовных ценностей, идей, манеры поведения. Во время подражания лицо воспринимает информацию сознательно. Убеждение - это способ воздействия на сознание субъекта общения через обращение к его личной суждения. Внушение по своему механизму является противоположным убеждению. Оно характеризуется взаимоотношениями партнеров по общению (доверием и т.п.), свойствами партнера (статусом, привлекательностью), особенностями человека, подлежащего внушению. Психическое заражение базируется на невольной склонности индивида к определенным психическим состояниям и зависит от общего развития личности, самосознания и тому подобное.

Итак, педагогическое общение - это сложное и внутренне противоречивое переплетение перцептивного, коммуникативного и интерактивного компонентов, субъект-объектной, субъект-субъектной формы, общения репродуктивного и продуктивного. Эффективность педагогического общения в значительной мере обусловлена ​​способностями человека, индивидуальными устойчивыми качествами личности, уровнем развития умений, в системе которых важное место принадлежит коммуникативным умением.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учениками, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная функция), восприятие и понимание другого человека (перцептивная функция), взаимодействие (интерактивная функция).

Педагогическое общение - это разновидность общения, которое возникает в профессиональном взаимодействии педагога с учениками. По определению А.А. Леонтьева, «педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» (Зимняя, 1997, с. 434-435). Проблематика педагогического общения широко представлена в отечественной психологии (А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А.А Леонтьев, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева и др.).

Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.

Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б. Добрович, «какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд... Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов...» (А.Б. Добрович, 1987, с. 4).

По мнению амриканского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию - облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
2) эмпатия - умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия - непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс (Зимняя, 1997).

Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности . (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

Проявлять педагогический такт.
Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Читайте также: