Значение сна для сохранения здоровья. Режим и время сна ребенка. Значение здорового сна и правила его организации. Наиболее частые причины детской бессонницы

Все хорошо знают, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Еще большее место занимает сон в детском возрасте: новорожденный спит в среднем 18 часов в сутки, а сон ребенка в возрасте одного года составляет около 13 часов. Эта закономерность справедлива также и для всех сухопутных животных — в раннем детстве все они имеют минимальную двигательную активность и максимальную продолжительность сна. По мере взросления активность возрастает, а продолжительность сна сокращается .

Сон — это естественное, регулярное и необходимое состояние практически любого животного . Чередование сна и бодрствования находится под влиянием циркадных ритмов и регулируется посредством гормональных и средовых факторов. Сон является восстановительным процессом для головного мозга и организма в целом, и о физиологической необходимости сна свидетельствуют, в частности, те многочисленные симптомы, которые возникают в организме подопытных животных, лишенных сна (так называемая «депривация сна») .

Роль сна в физиологии и патологии изучается в многочисленных лабораториях во всем мире. Предметами исследования чаще всего служат такие состояния, как бессонница, ночное апноэ, нарколепсия и другие. Кроме того, в последнее время возник особый интерес к изучению роли сна для здоровья ребенка, формирования его познавательных способностей и развития мозга .

Цикл сон/бодрствование регулируется, с одной стороны, определенными структурами мозга, а с другой стороны, различными гормонами, продуцируемыми гипоталамусом. Установлено, что для состояния сна и бодрствования характерен различный гормональный профиль. Например, уровень мелатонина наиболее высок в ночное время, и именно мелатонин способствует засыпанию и сну .

Показано, что аденозин — нуклеотид, участвующий в генерации энергии для биохимических процессов — постепенно аккумулируется в головном мозге в процессе просыпания, но его количество снижается во время сна. Полагают, что аккумуляция аденозина в дневное время способствует более глубокому сну ночью .

В регуляции циркадных ритмов важную роль играет супрахиазматическое ядро (СХЯ) гипоталамуса. Эта структура реагирует на влияние внешнего света: под влиянием дневного света она посылает в шишковидную железу сигнал о прекращении синтеза мелатонина.

В регуляции сна принимают участие три процесса, в каждом из которых заключен гормональный, неврологический и средовой компонент:

    Гомеостатический процесс определяет степень потребности во сне и выбирает одну из фаз «сон/бодрствование».

    Циркадный процесс определяет периоды глубокого или поверхностного сна и соответствующие им фазы «high REM» (сон с быстрыми движениями глазных яблок, или активный сон) и «low REM» (сон с медленными движениями глазных яблок) .

    Ультрадианный процесс, то есть регуляция циклов, имеющих продолжительность более суток.

Со сном тесно связана и зависима от него функция памяти. Быстрая (REM) фаза сна связана с процессом запоминания, в отличие от фазы сна, сопровождающейся медленными волнами (non-REM). Когда лицам, участвующим в каком-либо исследовании, дают определенный материал для запоминания, то в их памяти он лучше всего закрепляется именно после ночного сна.

REM-фаза сна особенно важна для развивающегося организма. Экспериментальные исследования показали, что подавление быстрой фазы сна у подопытных животных в раннем возрасте впоследствии сказывается на проблемах поведения (склонность к агрессии), вызывает стойкие расстройства сна, приводит к снижению массы мозга и увеличивает скорость отмирания нейронов .

Согласно онтогенетической гипотезе происхождения REM-фазы сна, активность этой фазы в неонатальном периоде необходима для всего последующего развития центральной нервной системы .

В регуляции процесса засыпания и собственно сна особое значение принадлежит обмену триптофана и его производных — серотонина и мелатонина. Из аминокислоты L-триптофана в результате метаболического пути, который контролируется двумя ферментами (триптофан-гидроксилазой и аминокислотной декарбоксилазой), синтезируется серотонин. Серотонин является нейротрансмиттером и регулирует такие состояния, как аппетит, сон, сексуальность, гнев, настроение и др.

При пероральном приеме серотонин не оказывает влияния на ЦНС, поскольку не проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). В отличие от серотонина, триптофан и его активный метаболит 5-гидротриптофан, из которого и синтезируется серотонин, проникает через ГЭБ . Эти вещества, присутствующие в продуктах питания, являются эффективными серотонин-эргическими агентами.

В регуляции синтеза мелатонина (N-ацетил-5-метокситриптамина), который вырабатывается шишковидной железой и синтез которого усиливается ночью, непосредственное участие принимает СХЯ. Показано, что для восстановления нормального суточного ритма необходимо воздействие яркого света в утренние часы и снижение освещенности в вечерние. У лиц с нарушением сна определяется низкий уровень мелатонина в крови в ночные часы .

Лечение нарушений циркадного ритма, вызванных как медицинскими (нарушение сна, слепота, психоневрологические нарушения, пожилой возраст), так и социальными факторами (сменная работа в ночное время, перелеты в другие часовые пояса) привели к разработке нового типа лекарственных препаратов, которые получили название «хронобиотики». К хронобиотикам относятся такие лекарственные средства, которые способны синхронизировать фазы сна и бодрствования и тем самым восстанавливать физиологический циркадный ритм.

Препаратом, который послужил родоначальником семейства хронобиотиков, является мелатонин . Мелатонин (в дозе 5 мг за два часа до сна) оказался эффективен для более успешной адаптации людей при авиаперелетах с изменением часовых поясов. Он особенно показан для путешественников, пересекающих пять и более часовых поясов, особенно в восточном направлении, но успешно применяется и при пересечении 2-4 часовых поясов. Впоследствии были разработаны такие препараты, как рамелтеон и агомелатин, являющиеся агонистами мелатониновых рецепторов и обладающие более длительным периодом полужизни и более высокой степенью сродства к мелатониновым рецепторам, что, по мнению специалистов-сомнологов, является многообещающим в лечении нарушений циркадного ритма.

Для изучения параметров сна могут использоваться как объективные аппаратные методы обследования, так и данные анкетирования пациентов.

Основным методом в изучении параметров сна является электрофизиологическая методика, получившая название «полисомнография» (ПСГ), при которой одновременно регистрируются электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электроокулограмма (ЭОГ), электромиограмма (ЭМГ) и ряд других физиологических показателей. ПСГ используют для диагностики разнообразных состояний, ряд из которых является жизнеугрожающими. К таковым относятся ночное апноэ и ночные нарушения ритма дыхания, нарколепсия, парасомнии, ночные судороги, депрессия с бессонницей и нарушения циркадного ритма. ПСГ является стандартным методом обследования при ночных нарушениях ритма дыхания и показана при нейромышечных расстройствах и нарушениях сна .

ПСГ успешно проводилась как у наземных, так и у морских млекопитающих (дельфины). У дельфинов, например (в том числе и у младенцев-дельфинов), обнаружены уникальные особенности «однополушарного сна». Для сохранения нормального дыхательного ритма во время сна реально спит только одно полушарие головного мозга, тогда как другое находится в состоянии бодрствования .

Вместе с тем у детей раннего возраста проведение полисомнографии является технически сложным. Поэтому в последнее время одной из распространенных методик стал метод регистрации спонтанной двигательной активности в состоянии сна с помощью прибора «Актиграф». По мнению Ancoli-Israel et al. , актиграфия хотя и не является столь же точным методом, как полисомнография, но, тем не менее, более достоверна по сравнению с такими субъективными методами как:

    Дневник пациента (для детей — заполняемый родителями), где регистрируется продолжительность ночного сна и фиксируется, как часто ребенок просыпался в течение ночи;

    Наблюдение за ребенком во сне, которое может продолжаться лишь ограниченный период времени и носит довольно субъективный характер (зависит от наблюдателя).

Продолжительность сна в детском возрасте за последние несколько десятилетий уменьшилась во многих странах: в США, например, эксперты считают, что треть детей недополучает здоровый сон.

Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей. Так, в недавнем исследовании финские ученые доказали, что у детей, у которых продолжительность сна ограничена, повышен риск появления проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Исследователи из университета Хельсинки и Национального института здоровья Финляндии оценили, каким образом недостаток сна влияет на проблемы с поведением и на появление симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ ГА). В эксперименте приняло участие 146 девочек и 134 мальчика в возрасте 6-15 лет. Информацию о сне детей получали от родителей, а также благодаря мониторингу сна с помощью специальных устройств, одеваемых на запястье (прибор «Актиграф»). Дети, продолжительность сна которых, согласно показаниям прибора, была менее 7,7 часов, набирали более высокие баллы в психологических тестах на импульсивность и гиперактивность, а также имели более высокий общий балл на проявления СДВ ГА. На основе статистического анализа короткая продолжительность сна оказалась статистически значимым фактором, влияющим на гиперактивность и импульсивность. Однако связи между продолжительностью сна и трудностями засыпания обнаружено не было.

Основной результат исследования заключается в том, что удалось выявить, что короткая продолжительность сна связана с проблемами поведения детей и СДВ ГА.?Короткий сон усиливает симптомы расстройства поведения, поэтому детям необходимо обеспечивать адекватную продолжительность сна, чтобы избежать проявления симптомов расстройства поведения.

Было показано, что проблемы со сном, имевшие место у детей первого года жизни, зачастую сохраняются у этих детей и в более старшем возрасте. В Австралии проведено обследование значительной по численности группы детей 3-4 лет (156 детей), у которых ранее, в возрасте 8-10 месяцев, выявлялись те или иные проблемы с засыпанием и сном. У 32% обследованных детей проблемы со сном оставались и в 3-4-летнем возрасте, причем примерно у половины из них, по оценке психологов, отмечалась склонность к агрессивному поведению и примерно у половины — соматические проблемы. Это свидетельствует о том, что нарушение ритма сон/бодрствование на первом году жизни примерно в трети случаев персистирует и сохраняется в старшем возрасте, оказывая влияние на поведение и самочувствие детей.

На рубеже ХХ и ХХI веков было замечено, что существует ряд различий в поведении и качестве сна у детей, находящихся на естественном или на искусственном вскармливании . В связи с этим, в целях улучшения регуляции циркадного ритма сна и бодрствования, было предложено создание специализированной «Ночной формулы» . Обоснованием для создания такого направления явились данные о том, что полноценный сон и рано установившийся физиологический ритм сон/бодрствование положительно влияют на развитие мозга и познавательную деятельность. Напротив, неполноценный, недостаточный сон оказывает негативное влияние на развитие мозга, особенно на ранних этапах его развития .

Правильный суточный ритм с регулярным чередованием сна и бодрствования устанавливается у младенца не сразу. Между 2-м и 4-м месяцами жизни у грудного ребенка происходят наиболее важные изменения в структуре сна, функциях внимания и возбудимости. Со 2-го по 6-й месяцы жизни происходит активное формирование циркадного ритма.

Среди факторов, влияющих на качество сна (его глубину и эффективность) можно выделить как средовые, так и нутритивные факторы. Что касается средовых факторов, то родители должны создать дома обстановку, способствующую формированию циркадных ритмов (светлое и оживленное место днем, темное и спокойное место ночью). Вместе с тем важное значение в настоящее время придается и нутритивным факторам, к которым, в частности, относятся триптофан, сложные углеводы и докозагексаеновая кислота (ДГК). Сочетание этих ингредиентов в составе «Ночной формулы» помогает воспроизвести физиологический ритм сна и бодрствования у детей на искусственном вскармливании.

Значение отдельных нутриентов в составе «Ночной формулы» определяется следующими факторами. Триптофан, являясь незаменимой аминокислотой, поддерживает формирование фазы засыпания. Этот процесс связан с метаболизмом трех соединений: триптофан-серотонин-мелатонин.

Триптофан служит предшественником серотонина и определяет уровень его образования. В свою очередь, серотонин активно участвует в осуществлении в организме ритма сон/бодрствование и играет важную роль в возникновении чувства насыщения. При уменьшении освещенности, в вечернее время из серотонина в шишковидной железе вырабатывается мелатонин .

Углеводы смеси способствуют поступлению достаточного количества триптофана в ткани мозга и запуска процесса синтеза триптофан-серотонин-мелатонин. Мальтодекстрин и легко перевариваемый крахмал обеспечивают быстрое всасывание глюкозы в кровь. Под действием инсулина конкурентные триптофану нейтральные аминокислоты покидают кровяное русло и поступают в основном в мышечную ткань. Соответственно возрастает количество молекул триптофана, переходящих гематоэнцефалический барьер. Таким образом, повышение уровня глюкозы в крови улучшает поступление триптофана в ткани мозга .

Самостоятельную роль выполняет в составе «Ночной формулы» ДГК. Известно, что длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (в особенности ДГК) необходимы для активности нейротрансмиттеров, которые играют ключевую роль в ритме сон/бодрствование. Кроме того, убедительно доказана роль длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот в формировании других фажнейших функций в организме ребенка грудного возраста, в частности, зрительного анализатора .

Детская молочная смесь Фрисолак Ночная формула содержит уникальную комбинацию нутриентов для хорошего и глубокого сна ребенка. Улучшая сон, Фрисолак Ночная формула способствует развитию мозга.

Повышенное содержание триптофана, быстро расщепляемые углеводы, докозагексаеновая кислота, гидролизат молочного белка.

Для улучшения качества сна:

    Кукурузный крахмал.

Для обеспечения лучшего чувства насыщения:

    Соотношение ДГК/АК (арахидоновая кислота) равняется 1:1.

Для созревания головного мозга и зрительного анализатора:

    Пребиотики-галактоолигосахариды.

Для роста полезной кишечной микрофлоры:

    Соотношение сывороточные белки к казеину — 60:40.

Как и в грудном молоке, смесь содержит все необходимые для роста и развития ребенка ингредиенты.

Появление нового типа детских молочных смесей, благоприятно влияющих на сон ребенка и получивших название «Ночная формула», является новым шагом в детской диетологии.

В англоязычной литературе можно встретить такое поучение: «Good sleep, good learning, good life». Это, в вольной интерпретации, можно перевести как «Хорошо спи, хорошо учись, хорошо живи!». ЃЎ

Литература

    Siegel J.?M. ?REM sleep. In: Kryger M.?K., Roth T., Dement W.?C. eds. Principles and practice of sleep medicine. 4 th ed. New York, Saunders, 2005, 120-135.

    Ковальзон В.?М. Природа сна//Природа, 1999, ‡‚ 8, 36-45.

    Bonnet M.?H.? Acute sleep deprivation. In: Kryger M.?H., Roth T., Dement W.?C. eds. Principles and practice of sleep medicine. Philadelphia, Elsevier Saunders, 2005, 51-66.

    Кельмансон И.?А. Нарушения дыхания во сне у детей. С-Пб: Специальная литература, 1997. 160 с.

    Lam P., Hiscock., Wake M. Outcomes of infant sleep problems: a longitudinal study of sleep, behavior, and maternal well-being // Pediatrics. 2003, 111 (3): e203-207.

    Arendt J. Melatonin and human rhythms // Chronobiol Int. 2006, 23 (1-2), 21-37.

    Kryger M., Roth T., Dement W. Principles and practices of sleep medicine. WB Saunders Company, 2000, 724 p.

    Dement W., Kleitman N. Cyclic variations in EEG during sleep and their relation to eye movements, body motility, and dreaming // Clin Neurophysiol. 1957, 9: 6763-6790.

    Morrissey M., Duntley S., Anch A., Nonneman R. Active sleep and its role in the prevention of apoptosis in the developing brain // Med Hypotheses. 2004, 62 (6): 876-879.

    Marks G., Shaffery J., Oksenberg A., Speciale S., Roffwarg H. A functional role for REM sleep in brain maturation // Behav Brain Res. 1995, 69 (1-2): 1-11.

    Hudson C., Hudson S.?P., Hecht T. et al. Protein source tryptophan versus pharmaceutical grade tryptophan as an efficious treatment for chronic insomnia // Nutritional Neurosci. 2005, 8, 121-127.

    Arendt J., Skene DJ. Melatonin as a chronobiotic // Sleep Med Rev. 2005, 9 (1), 25-39.

    Kushida C.?A., Littener M.?R., Morgenthaler T. et al. Practice parameters for the indications for polysomnography and related procedures // Sleep. 2005, 28 (4), 499-521.

    Lyamin O., Pryasova J., Kosenko P., Siegel J. Behavioral aspects of sleep in bottlenose dolphin mothers and their calves // Physiology and Behaviour. 2007, 2, 725-733.

    Ancoli-Israel S., Cole R., Alessi C. et al. The role of actigraphy in the study of sleep and cyrcadian rhythms // Sleep. 2003, 26 (3), 342-392.

    Lee K. Crying and behavior pattern in breast- and formula-fed infants // Early Hum Dev 2000; 58: 135-140.

    Cubero J., Narciso D., Terron P. et al. Chrononutrition applied to formula milks to consolidate infants’ sleep/wake cycle // Neuroendocrinol Lett. 2007; 28: 360-366.

    Mirmiran M., Maas Y.?G. H., Ariagno R.?L. Development of fetal and neonatal sleep and circadian rhythms // Sleep Med Rev 2003; 7: 321-334.

    Cubero J., Narciso D., Aparicio S. et al. Improved circadian sleep-wake cycle in infants fed a day/night dissociated formula milk // Neuroendocrinol Lett. 2006; 27: 373-380.

    McNamara R.?K., Carlson S.?E. Role of omega-3 fatty acids in brain development and function: potential implications for the pathogenesis and prevention of psychopathology // Prost Leuk Ess Fatty Acids. 2006; 75: 329-349.

С. Г. Грибакин , доктор медицинских наук, профессор

На протяжении всей жизни полноценный сон – важное условие для физического и психического здоровья. А для детей – еще и залог гармоничного развития. Что значит спокойный сон для ребенка, как обеспечить его малышу?

Фазы сна

Здоровый сон имеет два цикла. Первая фаза называется быстрой . Во время нее мозг активно работает, пульс учащается, мышцы расслаблены. Именно на этой стадии снятся запоминающиеся и яркие сновидения. Одновременно полученная за период бодрствования информация активно анализируется. То есть фаза быстрого сна определяет способность ребенка к обучению.

Вторая фаза носит название медленной , во время которой человек погружается в состояние глубокого сна. В этот период кровоснабжение мышц усиливается, происходит накопление энергии, восстановление и рост тканей, вырабатываются гормоны, нужные для здорового роста и развития. Мозг отдыхает, а переработанная информация откладывается «на полочки» долгосрочной памяти. Значит, без полноценной фазы медленного сна организм человека быстро истощается, изнашивается, и невозможно накопление жизненного опыта.

Продолжительность сна

Чем старше человек, тем меньше периодов и часов сна в сутки ему требуется. Новорожденный бодрствует всего до 6 часов, причем просыпается в основном для кормлений. Детям необходим отдых в течение 12-14 часов, дошкольники спят по 11-13 часов в сутки. А далее — до 12 лет — время, отводимое на сон, постепенно снижается до 10-11 часов.

Сон и физическое развитие

По наблюдениям педиатров, дети, которые не спят в течение необходимого для их возрастной группы времени, могут отставать в физическом развитии. Почему? Потому что естественный гормон роста выделяется во время сна. И продолжительные периоды недосыпания ведут к подавлению его синтеза.

Последствия недостаточного сна:

  1. Требуется долгое время, чтобы вспомнить то, чему научили за день в школе, что приводит к некачественному выполнению домашнего задания.
  2. Ребенок склонен к плохому настроению и быстро раздражается по мелочам.
  3. Не хочется заниматься спортом и участвовать в подвижных играх из-за ослабленной координации движений и концентрации внимания.
  4. Появляются нотки раздражения при общении с семьей, друзьями и домашними любимцами.
  5. Возникают сложности в принятии быстрого решения.
  6. Трудно сконцентрировать внимание.
  7. Тяжело слушать и понять, что объясняют другие люди.
  8. Быстро забывается то, что только что узнал.
  9. Отказ детей от сотрудничества с членами семьи и с учителями.

Исследователи изучили 866 детей 2-13 лет, и обнаружили, что подростки, которые часто храпят или страдают расстройствами сна, почти в два раза чаще в поведении имеют признаки, связанные с синдромом дефицита внимания, чем дети, которые спокойно спят.

Поддерживайте регулярный и последовательный график сна в течение всей недели. Придумайте и строго соблюдайте определенный приятный ритуал подготовки ко сну. Выключайте компьютер и телевизор за час перед сном. Избегайте давать ребенку напитки, содержащие кофеин, за 2 часа до сна.

Позаботьтесь о том, чтобы обои в спальне, расцветка постельного белья и цвет текстиля в комнате (штор, ковра, декора) настраивали на расслабление. Желательно преобладание нежных, нейтральных оттенков зелени, розового, небесной голубизны, кремового с рисунком, стимулирующим добрые фантазии без агрессивных и возбуждающих образов.

Для того чтобы сон у ребенка прошел спокойно, можно дать ему послушать на ночь умиротворяющую музыку или почитать книгу. Держа за руку, можно поговорить с ним о хороших событиях, которые произошли за день. Обязательно обнимите малыша и пожелайте ему спокойной ночи.

Все любят поспать. Треть жизни человек проводит во сне. Все знают, что сон нам жизненно необходим. Но мало, кто знает, что такое сон. Даже ученые не могут дать однозначного ответа на вопросы: почему мы спим, почему мы не спим, почему человек не может жить без сна. Создано много теорий, которые нам пытаются дать ответы на эти вопросы, и в каждой есть лишь доля истины.

Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается. Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино, читать.

Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать. В процессе сна клетки мозга восстанавливают работоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести, бодрости, прилив энергии.

б) Возрастные нормы продолжительности сна.

Потребность в сне зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма человека. Дети от рождения до 2-4 лет спят около 16 часов в сутки, школьники 7-10 лет – 10 11 часов, 12-16 лет – 9 часов, а взрослые обычно спят около 8 часов в сутки.

Ежедневная потребность человека в сне в зависимости от возраста

Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.

Русские поговорки гласят:

1. Утро вечера мудренее.

2. Сон - лучшее лекарство.

3. Выспишься - помолодеешь.

4. Сон лучше всякого богатства.

5. Подушка - лучшая подружка.

6. Нет такого силача, которого сон не поборет.

7. Силен слон, да посильнее его сон.

В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи. » Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук».

в) Проведение эксперимента.

Мы провели эксперимент под контролем врача-педиатра Тамбулатовой В. В. и фельдшера школы Казаковой Т. В. Для этого взяли двух девочек: Тархову Алину и Афанасьеву Алину. У Тарховой Алины, которая вошла в контрольную группу, был обычный ежедневный процесс, а у Афанасьевой Алины, которая вошла в экспериментальную группу, проводились необходимые измерения в соответствии с темой экспериментальной работы.

Продолжительность эксперимента 10 дней. Афанасьева Алина, не соблюдала режим дня, поздно (в 23 часа) ложилась спать, смотрела перед сном страшные фильмы или читала волнующие книги, ела на ночь, не гуляла перед сном. Она долго ворочалась в постели, о чем-то думала, плохо засыпала. В результате сон намного сокращался. Ее сон нельзя было назвать здоровым. Алина вздрагивала во сне, часто ворочалась, утром тяжело просыпалась.

г)Результаты эксперимента.

После 3 дней эксперимента эмоциональное состояние Алины Афанасьевой заметно ухудшилось. Она не высыпалась, на уроках была рассеянной, несобранной. Все чаще жаловалась на головную боль. После 7 дней эксперимента она стала капризной и раздражительной. У девочки не только ухудшилось самочувствие, но и снизилась успеваемость. Алина гораздо хуже, чем обычно, отвечала на вопросы учителя и выполняла задания.

Ход эксперимента фиксировался в протоколах, на основе которых были составлены таблицы, в которых показаны результаты обследования девочек из контрольной и экспериментальной групп.

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

16. 11 36,6о 36,6о 90/60 90/60

17. 11 36,6о 36,6о 90/60 90/60

18. 11 36,7о 36,7о 93/62 98/65

19. 11 36,6о 36,8о 90/60 82/42

20. 11 36,6о 36,7о 90/60 101/73

21. 11 36,6о 36,9о 89/60 99/65

22. 11 36,7о 37,0о 90/60 95/70

23. 11 36,6о 37,1о 90/63 100/68

24. 11 36,5о 37,2о 90/60 82/40

25. 11 36,6о 37,1о 92/60 80/40

26. 11 36,6о 37,1о 90/60 100/70

Контрольные замеры на конец эксперимента:

Температура тела Артериальное давление Симптомы хронических заболеваний

Афанасьева Алина 37,1о 100/70 – 80/40 ДЖВП – обострение (тошнота, снижение аппетита, боли в области живота)

Тархова Алина 36,6о 90/60 Панкреатит – ремиссия

Диаграмма состояния здоровья ученицы, входящей в экспериментальную группу:

Афанасьева Алина На начало эксперимента На конец эксперимента

Температура тела 36,6о 37,1о

Артериальное давление 90/60 100/70 – 80/40

Симптомы хронических заболеваний ДЖВП – ремиссия ДЖВП – обострение (тошнота, снижение аппетита, боли в области живота)

Анализируя результаты, пришли к следующему выводу: при несоблюдении режима сна и отдыха происходит сбой в работе всего организма, обостряются хронические заболевания, повышается температура тела, скачет артериальное давление. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Именно это было доказано в ходе эксперимента.

Теперь мы знаем точно, что, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.

Афанасьева Алина: «Я вспоминаю, как трудно было делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, ведь я очень уставала. А мне еще приходилось посещать ДМШ и студию, т. к. я занимаюсь музыкой и пением. Порой я могла, сама того не желая, задремать во время чтения или в транспорте. Это происходило потому, что мой мозг утомлялся и хотел отдохнуть».

Реабилитационный период прошел за 4 дня. Все функции нормализовались. Артериальное давление пришло в норму.

Дата Температура тела Артериальное давление

Экспериментальная группа Экспериментальная группа

16. 11 36,6о 90/60

17. 11 36,6о 90/60

18. 11 36,7о 98/65

19. 11 36,8о 82/42

20. 11 36,7о 101/73

21. 11 36,9о 99/65

22. 11 37,0о 95/70

23. 11 37,1о 100/68

24. 11 37,2о 82/40

25. 11 37,1о 80/40

26. 11 37,1о 100/70

27. 11 37. 0 о 97/68

28. 11 36,9о 93/62

29. 11 36,7о 90/60

30. 11 36,6о 90/60

Когда мы спим, отдыхают также и наши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Наша гипотеза подтвердилась: создание благоприятных условий для сна положительно влияет на здоровье ребенка.

Исходя из данного эксперимента, мы пришли к выводу, что для качественного, полноценного сна необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. Дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет - не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.

2. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа - умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

5. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

6. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне + 20оС.

7. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

8. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.

Счастлив тот человек, кому сон неизменно является в определенное время, на определенный срок и уходит так же тихо и незаметно, как и пришел. Во многом сон является регулятором настроения. В одних случаях он снижает чрезмерное напряжение, и мы просыпаемся в хорошем настроении. В других случаях, наоборот, встаем с постели с головной болью и дурным состоянием духа.

Сон – это наше здоровье, поэтому ни в коем случае нельзя допускать нарушения сна.

С данной темой мы выступили на классных часах в начальных классах нашей школы. Каждый ученик получил от нас рекомендации для здорового сна.

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна… . 6

3. Требования к организации сна детей… . 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей… .14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму ? Что происходит с организмом во время сна ? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу - «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова - появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.) .

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом насмешек» - писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма , не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна , которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма . Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости - избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка . Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И . П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм , которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается . А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям , так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма , тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит , то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада .

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна . Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна , имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей , детей , быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых , беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.) .

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований , сон на всем своем протяжении проходит разные фазы : после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы :

Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

Недосыпание негативно сказывается как на физическом , так и на психическом состоянии организма .

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна :

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь» .

Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т . п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1 ,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды) . Для детей от 1 ,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна» , 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы» , 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология» , 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон» , 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы» , 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы» , 2006.

С первых месяцев жизни ребенка необходимо соблюдать режим сна, так как, согласно учению , сон имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Отсутствие отдыха привело бы нервные клетки сперва к истощению, а затем к гибели,. Особенно это важно для ребенка, так как его головной мозг к моменту рождения еще не закончил своего развития. Во время сна отдыхает и весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойнее работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы.

Постепенно выносливость мозговой коры увеличивается и сон ребенка изменяется, а именно увеличиваются периоды бодрствования.

В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2-3 часов. До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа. После 3 месяцев ребенок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна: С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2-3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов. Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет- 11 часов, 12 лет - 10,5 часов, 13 лет -10 часов, для детей 14-15 лет-9,5 часов.

Необходимо помнить, что приготовление ко сну, сон и пробуждение всегда должны совершаться строго в одни и те же часы, так как фактор времени является условным раздражителем, способствующим наступлению нормального сна.

Профессор Н. И. Красногорский, который длительно изучал влияние недосыпания на общее состояние ребенка, установил, что даже двухчасовое недосыпание глубоко изменяет состояние ребенка. У грудных детей можно отметить суточное колебание в весе: при нормальном сне они прибавляют в весе, при плохом убавляют. Нарушения сна могут быть различны: бессонница, расстройство механизма засыпания, расстройство глубины сна, его продолжительности и, наконец, расстройства пробуждения. Причины, вызывающие эти нарушения, также могут быть различны. Неглубокий, беспокойный сон может наблюдаться у только что родившегося ребенка, если период его внутриутробного существования был неблагополучным (болезнь матери, ушибы, переживания) или неблагополучным был родовой акт. Иногда сон нарушается при заболеваниях внутренних органов, при неправильном кормлении, кожных заболеваниях, негигиеническом содержании ребенка, болезненных состояниях носоглотки, так как нарушается нормальное дыхание ребенка и т. д. Но очень часто в основе нарушений сна лежит неправильное отношение нас, взрослых, к детям. Взрослые часто не соблюдают режим кормления, сна, бодрствования; при первом крике ребенка берут его на руки и начинают укачивать, а иногда детей запугивают или наказывают.

Предположим, что ребенок нездоров или маме захотелось в приливе нежности поносить его перед сном на руках или рассказать сказку, спеть песенку, просмотреть «интересную» телевизионную передачу и лечь позже обычного. Это может быть сделано не один раз, и наши действия, делаясь условными раздражителями на сон, создают у ребенка желание повторения, потому что это ему приятно. Он начинает требовать повторения этих условий с помощью крика и плача. В этих случаях нельзя сердиться на ребенка, нельзя его запугивать, но нельзя и идти на поводу этих требований. Условные рефлексы обладают способностью угасать, если мы не будем подкреплять их. У одних детей они угасают быстрее, у других медленнее, но процесс угасания неизбежен. На смену им надо постараться с первых дней жизни ребенка выработать условные рефлексы на засыпание в ответ на простой и полезный раздражитель. Например, можно приучить ребенка засыпать вынося его на воздух, что следует делать постепенно и вначале при температуре не ниже- 5 градусов. Первые дни продолжительность сна на воздухе должна быть 20-30 минут, последующие дни до 2 часов 2 раза в день. Выносить ребенка спать на воздух мол но с двухнедельного возраста. Время прогулок нужно постепенно увеличивать. В летнее время можно выносить ребенка спать на воздух на все время его дневного сна. В очень холодные дни одевайте ребенка так, как и на прогулку, и кладите в кровать у окна с открытой форточкой.

Можно выработать рефлекс засыпания на время, то есть с первых дней рождения ребенка укладывать его спать в одни и те же часы соответственно его возрасту. Заведующая одним из детских садов попыталась проверить, как соблюдают режим сна дети, которых родители берут на ночь домой. Из 80 детей в 9 часов (им следует ложиться в 8 часов) ложились спать только пятеро, некоторые не спали в 11 часов, а в 7 часов мамы уже будили их.

Нельзя разрешать детям шумные игры перед сном, слушание радиопередач, просмотр телепередач, разрешать чтение неподходящей литературы. Необходимо оберегать детей от семейных конфликтов.

Сон пятилетнего Саши в последнее время стал тревожным. Мальчик с криком вскакивал в кроватке, не узнавал окружающих, пытался бежать. Из беседы с матерью выяснилось, что любимым занятием Саши был просмотр телевизионных передач. Он сам говорил мне об этом возбужденно и торопливо: «Плата за страх», где дядька упал с машиной, «Дело Румянцева».

С криком: «Мама, мама!» - бросался к матери трех» летний Сережа Д., не узнавая окружающих. Его худенькое тельце дрожало от страха, лицо покрывалось капельками пота, в глазах отражался ужас, как и у Саши, и мать сообщила, что эти состояния появились у мальчика после просмотра кинокартины «Собака Баскервиллей».

Неспокойный сон и плохое засыпание были и у семилетней Нади, любимым занятием которой было чтение книг. «Один раз я прочла книгу „Аэлита" - чудная книга,- говорила мне девочка,- и теперь, когда я ложусь спать, мне кажется, что Марс приближается к земле, и я услышу голос Аэлиты, - бывает очень страшно!»

У детей в возрасте 3-4 месяцев беспокойный сон, вздрагивание во время сна, плач могут явиться первыми симптомами развивающегося рахита. Надо немедленно показать ребенка врачу, так как своевременно проведенное лечение избавит ребенка от этого заболевания. Надо очень внимательно относиться к расстройствам сна, потому что они вызывают невротические состояния у детей.

Жизнь семьи в одной комнате не является помехой для создания нужных условий. Разве так уж трудно с первых дней жизни ребенка обеспечить ему отдельную кроватку? А ведь это предохраняет от многих заболеваний, которые передаются контактным путем. Кроме того, сон ребенка будет значительно спокойнее. Комната не должна быть захламленной, кроватка должна стоять вдали от отопительных приборов, так как ребенок плохо переносит перегревание. Матрац лучше всего набить конским волосом, морской травой или мочалой. Подушка должна быть плоской, так как высокое положение головы может вызвать у ребенка первого года жизни искривление позвоночника. Постель и белье должны быть безукоризненно чистыми. Никогда не бросайте запачканное белье на пол, для его хранения приобретите бак с крышкой.

Пеленать ребенка не рекомендуется - это ухудшает кровообращение, мешает нормальному дыханию и способствует появлению опрелости. Голова должна быть открытой. Плачущего ребенка никогда не надо брать на руки или укладывать с собой в кровать. Не следует перекармливать детей. Засыпать ребенок должен на правом боку, чтобы желудок не давил на сердце. Руки ребенка должны находиться поверх одеяла или его можно приучить класть их под голову.

Если семья живет в одной комнате, то это не должно служить препятствием для соблюдения режима. Можно и говорить друг с другом, но не очень громко; можно включить радио, телевизор, но не на полную мощность. Эти монотонные раздражители даже способствуют развитию сонного торможения, и никогда не следует забывать открывать форточку: свежий воздух способствует развитию нормального сна.

Читайте также: