Буддийские храмы и монастыри. Как хранится реликвия? Мифы и факты

Привет, друзья. Сегодня мы расскажем о величайшей святыне, которая находится в городе Канди. Это место — главный центр ланкийского буддизма. Храм Зуба Будды на Шри Ланке хранит священный зуб Будды. Тысячи паломников съезжаются к храму ежедневно. Не уступают верующим и туристы, — в 1988 году город Канди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как увидеть реликвию

Попасть в священную комнату, где хранится зуб, нельзя, однако можно заглянуть внутрь во время службы через открытые двери.

Зуб лежит в семи ларцах, образующих своеобразную матрешку. Внешний ларец выполнен как ступа. Эта «матрешка» находится за пуленепробиваемым стеклом, а саму комнату охраняют несколько монахов. Так что даже если попадёшь в сокровенную комнату, то святыню так просто не увидишь.

Но есть люди, для которых делалось исключение. Например для английской королевы Елизаветы и нашей Валентины Терешковой.

Во время праздника Эсала Перахера святыня выносится из храма и путешествует по городу в сопровождении наряженых слонов, факельщиков и танцоров.

Примечательно, что в дни выноса зуба народу всегда идёт дождь.

Во время особых праздников зуб выкладывают на золотой лотос.

Те, кто видел зуб, говорят о его гигантских размерах - почти девять сантиметров в длину и более четырех сантиметров в ширину. Но это легко объясняют сингальские буддисты – мол, Будда был столь велик, что и рост его, и все части тела были также велики.

Правила

  • Идти в храм нужно в приличной одежде с закрытыми плечами и коленями. За этим следят охранники на входе.
  • Волосы девушкам лучше заколоть в пучок.
  • Обувь необходимо сдать в камеру хранения перед входом в храм.

Согласно буддийскому ритуалу, зубу следует помолиться, потом умыться водой из специального чана, очиститься от грехов в благовонном дыме и метнуть несколько рупий к основанию купола.

Посещение комплекса

Храм Зуба Будды – это лишь часть большого комплекса. Помимо храма в комплекс входят:

  • зал для аудиенций
  • королевский дворец
  • дворец королевы

Каждое из них интересно по-своему.

  • Внутри Королевского дворца сейчас находится национальный музей. Но большая часть туристов, особенно буддистов, все же приезжает сюда именно из-за храма.

Время работы

Храм открыт каждый день с 5:30 до 20:00.

Сколько стоит

Входная плата 1000 рупий

Вместе с билетом вы бесплатно получите диск с экскурсией. А еще в кассе можно взять аудиогид.

Пуджа: 6:30, 10:30 и в 19:30

Официальный сайт храма: www.sridaladamaligawa.lk

Как добраться

Из Коломбо до Шри Далада Малигава можно добраться на автомобиле по трассе А1.

Также из Коломбо можно доехать автобусом. Останавливается он у центральной автостанции около железнодорожного вокзала. Оттуда нужно пройти по направлению к озеру.

Еще вариант – поезд. Он идет от Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди.

Храм на карте

Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До скорого!

С уважением,

Храм Зуба Будды – Шри Далада Малигава (Sri Dalada Maligawa) – это уникальное место паломничества буддистов всего мира, специально сооруженное для хранения великой святыни: именно здесь под бдительным оком монахов и многочисленной охраны находится Зуб Будды, спасенный из пламени его погребального костра. Несмотря на то, что храм открыт почти круглосуточно, здесь всегда много людей. Однако их присутствие ничуть не помешало мне ощутить особую атмосферу и духовно прикоснуться к священной для миллионов верующих реликвии. Несмотря на всю скромность, которую проявляют буддисты в быту, этот храм, как мне кажется, один из самых богатых и роскошных на Шри-Ланке.

История

Легенда обретения реликвии буддистов всего мира - священного зуба Будды, гласит, что в 540 году до н. э. после его смерти тело по личной просьбе Просветленного было предано огню. Во время процедуры кремации один из его учеников успел выхватить зуб, который стал впоследствии достоянием всего буддистского мира.Первоначально зуб Будды находился в Индии, но в IV веке, во времена междоусобных войн в Индии, правитель Калинги, опасаясь за сохранность самой дорогой реликвии буддистов того времени – Зуба Будды, отправил свою дочь под видом деревенской девушки на Цейлон. В ее волосы и была вплетена буддистская святыня. Так в 371 году Зуб Будды был перевезен на Шри-Ланку.

С тех времен на острове Цейлоне сменялись столицы, но Зуб Будды, как символ власти и любви народа, путешествовал с правителями страны – сначала в столицу Анурадхапуру, затем во вторую столицу – Полунаруву, пока не обрел своё постоянное место в третьей королевской столице – Канди, в тогда ещё деревянном храме Шри Далада Малигава. Недоброжелатели сожги деревянный храм, но на его месте в XVIII веке был возведен дворец короля. Здесь под присмотром монарха и хранилась реликвия, доступная только взорам короля, его приближенных и самых уважаемых монахов. После завершения правления последнего короля Канди дворец остался в распоряжении монахов.

Сегодня он открыт для посещения, и любой желающий может использовать эту возможность, чтобы взглянуть на небольшую золотую ступу, в которой находится Зуб Будды, а также посмотреть на великолепное убранство храма-дворца.


Что посмотреть

Храм Зуба Будды входит в большой комплекс зданий, включающий также Королевский дворец, зал для аудиенций, Дворец королевы и другие. Сейчас в здании Королевского дворца располагается Национальный музей, но все едут в Канди именно ради посещения священного Храма Зуба Будды. Внешне он не особо примечателен – ни формами, ни размерами, – но имеет огромную ценность для всех буддистов мира.

Ограждена территория храма рвом с водой, а также ажурными стенами двух видов: Стеной облаков и Стеной морских волн. Такое название они получили из-за своей причудливой формы, вызывающей соответствующие, я бы сказала, поэтические ассоциации. В праздничные дни в стенные проемы помещают небольшие лампады, которые создают особую атмосферу в вечернее время, освещая всё вокруг тысячами огней.

Между Королевским дворцом и Храмом Зуба Будды находится золотая крыша, построенная в 1987 году непосредственно над ступой, в которой хранится реликвия. Рядом с храмом – восьмиугольная башня Паттириппува, возведенная ещё в 1803 году как часть дворца. С этой башни король обращался к своим подданным, а также наблюдал за церемонией в праздник Эсала Перахера – многодневным шествием (на сингальском языке – перахера) в месяц эсала (июль-август, в полнолуние) в честь Зуба Будды. Сегодня здесь размещается хранилище древних рукописей.

Пройдя сквозь тоннель Амбарава, попадаем на нижний этаж храмового комплекса. Здесь, в так называемом Дворе барабанщиков Хевиси Мандапая, ежедневно проходят небольшие религиозные ритуалы.

Современный Храм Зуба Будды построен вокруг старого храма. Рядом с Двором барабанщиков и находится этот небольшой деревянный храм, в котором хранится священная реликвия. Зуб спрятан в специальной комнате, в семи золотых, украшенных драгоценными камнями ларцах-ступах одна другой меньше, вложенных друг в друга наподобие нашей матрешки. Комната находится под постоянным пристальным вниманием не менее чем двух монахов. Ступы с Зубом Будды хранятся за пуленепробиваемым стеклом. Прихожане и туристы могут увидеть их дважды в день в определенные часы, а сам Зуб в специальной шкатулке выносится на всеобщее обозрение народа только во время праздника Эсала Перахера.

Помимо комнаты, где хранится реликвия, тут есть множество залов, убранство которых поражает: и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром, слоновой костью. Это и зал, где размещается библиотека, и залы с многочисленными старинными статуями Будды, в том числе из золота, кварца, нефрита, других драгоценных и полудрагоценных камней. Также во время своего путешествия по храму в различных его уголках вы можете увидеть более тысячи различных статуй и статуэток Будды в разных позах.

Еще один интересный архитектурный объект комплекса – Тронный зал дворца царей Канди. Здесь можно по достоинству оценить мастерство ланкийских мастеров, которые изготовили всю мебель из одной огромной скалы. Вдоль всего зала размещаются картины, рассказывающие о различных этапах жизни Будды, а также об истории появления священной реликвии на острове Цейлон.

Среди необычных экспонатов можно выделить мумифицированного слона, выставленного в одном из залов дворца. Именно это священное животное многие годы во время больших празднеств вывозило шкатулку с Зубом Будды за пределы храма.

Сколько стоит

Стоимость посещения Храма Зуба Будды для туристов – 10 долларов или 1000 рупий. В стоимость билета входит диск с обзорной экскурсией, который можно посмотреть по возвращении домой. Также в кассе есть аудиогид с информацией об устройстве храма, его экспонатах и убранстве.

Поскольку это действующий храм, то вам необходимо сдать обувь перед входом. Стоимость услуг камеры хранения – 2 доллара или 200 рупий. Можно сэкономить, разувшись там, где это делают местные, но, как вы понимаете, сохранность обуви в таком случае никто не гарантирует. При входе в храм колени и плечи как женщин, так и мужчин должны быть прикрыты.

Часы работы

Осмотреть Храм Зуба Будды вы можете в любое удобное время с 5.30 до 20.00. Есть возможность увидеть религиозные обряды во время служб, которые проходят три раза в день. Особенно эффектна вечерняя служба, когда действо происходит с зажженными лампадами. Именно во время службы монахи открывают двери в священную комнату, где находится главная реликвия храма.

Как добраться

  • Личный автомобиль. Священный Храм Зуба Будды находится в Канди. Из столицы Шри-Ланки Коломбо до храма можно добраться непосредственно по трассе А1 (115 км), которая и соединяет два этих города. Время в пути составляет примерно три часа. Такой способ передвижения удобен для тех, кто желает посетить по пути и другие достопримечательности, например, .

  • Автобус. Канди – один из крупнейших городов Шри-Ланки, поэтому через него проходят многочисленные автобусные маршруты из всех основных городов – Коломбо, Джафны, Нувара-Элии, и других. Путь от Коломбо до Канди занимает столько же времени, сколько и на личном автомобиле, однако уровень комфорта и стоимость проезда, конечно, отличаются. Стоимость проезда на автобусе – 150 рупий. В Канди автобус останавливается на Центральной автобусной станции рядом с железнодорожным вокзалом. Отсюда до храма пешком около 10 минут. Вам надо идти в сторону озера. Можно доехать и на тук-туке за 50-100 рупий.
  • Поезд. Это самый быстрый и недорогой способ доехать до Канди. Поезд идет с железнодорожного вокзала Коломбо-Форт (Colombo-Fort) до Центрального вокзала Канди (Muha Nuwara). Стоимость билета – от 100 до 400 рупий. Цена варьируется в зависимости от класса вагона. Время в пути из Коломбо в Канди – 4 часа. Как только поезд выезжает из Коломбо, в окне вам открываются потрясающие пейзажи, которыми можно любоваться всю оставшуюся часть пути.


Что ещё посмотреть

  • Национальный музей Канди. По соседству с Храмом Зуба Будды располагается Национальный музей Канди. В давнее времена на этом месте располагалось здание, где находились наложницы кандийских королей. Многие столетия здание строилось, перестраивалось, в итоге превратилось в большой дворец в викторианском стиле. В наше время музей представляет посетителям атрибуты правления королей, включая скипетры, троны, церемониальные мечи XVII-XVIII веков – самого яркого периода правления королей в Канди. Время работы музея: c 9.00 до 17.00 по четвергам и субботам.

  • Эсала Перахера. Один из самых главных религиозных праздников Шри-Ланки, связанный со священным Зубом Будды и храмом, проходит ежегодно в конце июля-августе и длится 14 дней. Перед полнолунием проходит специальное шествие с участием десятков слонов в ярких одеяниях и гирляндах, а также танцоров, акробатов и барабанщиков в национальных костюмах, согласно предписанному ритуалу. Они предвещают появление Зуба Будды, который выносится на всеобщее обозрение в специальной золотой шкатулке в окружении цветов и драгоценностей. Тысячи верующих и туристов приходят к храму, чтобы полюбоваться на это 4-часовое действо.

На заметку туристу

  • Безопасное путешествие. Каким бы транспортом вы ни воспользовались, соблюдайте обычные правила безопасности – это обеспечит вам удовольствие от посещения достопримечательностей. Шри-Ланка – страна, ориентированная на туризм, и безопасность путешественников – приоритет властей. Кроме того, подавляющее большинство жителей острова – буддисты, их нравы и принципы жизни позволяют любому гостю страны чувствовать себя в безопасности. Хотя порой бывают и исключения из правила, поэтому нужно не терять бдительности.

  • Хелперы на вокзалах. Если вы путешествуете железнодорожным транспортом, обратите внимание на это явление. В основном жители Шри-Ланки очень приветливы и всегда готовы помочь, однако среди них встречаются и так называемые хелперы, которые вежливо помогают вам с поиском нужного поезда, платформы, вагона, но потом просят за это деньги. Пользоваться ли таким “сервисом” – решать вам.

Помещение, где хранится реликвия, венчает величественная позолоченная крыша, возведенная на пожертвования бывшего президента Премадасы, погибшего в 1993 г. от рук фанатиков.

Священный зуб был найден в пепле на месте кремации Будды в 543 г. до н. э. На Шри-Ланку его привезли в IV в. н. э. Изначально зуб хранился в Анурадхапуре, но затем был перенесен в Канди, где и находился до прихода на остров португальцев (XVI в.) .

Во времена борьбы европейцев с местными верованиями зуб был переправлен ими на Гоа, где, по слухам, его сожгли католические священники. Однако жители Канди никогда не верили этому, утверждая, что португальцам подсунули фальшивый зуб, а подлинная реликвия была спрятана. Впоследствии ее торжественно перенесли в храм Шри Далада Малигава.

Сегодня этот храм - духовный и культурный центр Канди. Сюда неиссякаемым потоком идут паломники и туристы. Служба, пуджа, проводится в 6.00, 10.00 и 18.00. Это лучшее время для посещения храма.

Не забудьте подобающе одеться: прикройте ноги и плечи. Как и перед входом во все буддийские храмы, нужно снимать обувь. Приготовьтесь к личному досмотру - печальное следствие гражданской войны и нападения террористов в 1998 г. Пуджа сопровождается невероятной какофонией звуков - от барабанов до струнных инструментов; словом, вам предстоит уникальное зрелище.

Sri Dalada Maligawa, Dalada Vidiya. Открыто: ежедневно с рассвета до заката. Вход платный.

Зуб Будды в 1819 г.

Сегодня посетители храма Шри Далада Малигава могут приблизиться к комнате, где хранится драгоценная реликвия, и увидеть церемонию поклонения зубу. Но на саму реликвию посмотреть не удастся. К счастью, в 1819 г., как раз в тот момент, когда священный зуб, похищенный повстанцами, возвращали на его законное место - в храм Шри Далада Малигава, в Канди находился британский психолог и анатом Джон Дэви. Вот что он рассказал:

«Благодаря любезности губернатора я получил возможность (редко предоставляемую европейцам) увидеть эту драгоценную реликвию... Я никогда не видел, чтобы реликвию хранили в такой роскоши. Зуб был обернут в лист из чистого золота и помещен в золотую шкатулку, украшенную изумрудами, алмазами и рубинами, подобранными с большим вкусом. Эту драгоценную шкатулку положили в маленький ларец, тоже из золота и тоже украшенный рубинами, алмазами и изумрудами, а тот, в свою очередь, - в больший, также золотой, изысканно украшенный рубинами. Этот второй ларец поместили в другой, обернутый муслином, который затем заключили в такой же. Оба внешних ларца были золотыми, искусно расписанными и богато украшенными драгоценными камнями. Наконец, этот четвертый ларец, высотой около полутора футов, поместили в последний, самый большой».


Джон Дэви. Рассказ об острове Цейлон (1821)

Одно из многочисленных чудес света - храм Зуба Будды (Шри-Ланка).Это уникальное место, в которое стремятся попасть буддисты всего мира. В великой святыне под многочисленной охраной хранится зуб Будды. Несмотря на то что храм открыт для посещений круглосуточно, в нем всегда собирается огромная очередь из желающих увидеть Зуб Будды и ощутить особую духовную атмосферу. Храм, в котором хранится буддийская реликвия, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.

Храм Зуба Будды: история реликвии

Обретение реликвии берет свое начало с легенды, согласно которой, после своей смерти Просветленный завещал сжечь свое тело. И в 540 г. до нашей эры оно было предано огню. После кремации в пепле остались целыми четыре зуба Будды. Они были развезены по всему миру. В 371 г. один Зуб Будды был привезен на Цейлон. Несколько столетий он находился в Индии.

Но потом правитель Калинги начал терпеть поражения в междоусобных войнах от врагов и стал опасаться за судьбу государства и бесценную реликвию. Он решил переправить ее на остров с помощью своей дочери. Принцесса была переодета и ничем не отличалась от обычных деревенских девушек. В ее волосы был вплетен Зуб Будды, и она отправилась на Цейлон. Так, при помощи принцессы, святыня попала на Шри-Ланку.

В чем заключается сила Зуба Будды?

Со времен появления Зуба Будды этой реликвии приписывалась удивительная волшебная сила. Считалось, что владеющий Зубом становится обладателем огромной и полной власти. Поэтому реликвия моментально оказалась во владении королевской династии. Но и хранили, и оберегали Зуб Будды царственные особы, соответственно, окружив его не только охраной, но и богатством.

Считалось, что исчезновение реликвии несет конец верованию. Поэтому был возведен отдельный храм Зуба Будды. Исламисты попытались уничтожить реликвию. И в 1998 г. в храме произошел взрыв. Здание было сильно повреждено, но удивительно - Зуб Будды абсолютно не пострадал и остался невредим. И этот случай только подчеркивает святость и силу этой реликвии.

«Путешествие реликвии» и обретение постоянного места хранения

Город храма Зуба Будды - Канди. Но оказалась реликвия там не сразу. Столицы на Цейлоне менялись несколько раз, но Зуб Будды не оставался на одном и том же месте. Он стал символом любви народа и власти. И правители всегда перевозили реликвию с собой. Таким образом, Зуб Будды сначала оказался в столице Анурадхапуру. Потом был перевезен в Полунаруву. И, наконец, обрел постоянное место хранения, коим стала третья королевская столица - Канди.

Как появился храм для Зуба Будды?

Зуб Будды хранится в Шри Далада Малигава. Храм сначала был построен из дерева. Но в восемнадцатом веке был сожжен недоброжелателями. Несмотря на уцелела. На месте пожарища был построен королевский дворец. В нем и хранилась реликвия под бдительным монаршеским присмотром.

Лицезреть Зуб Будды было разрешено немногим - королю и только самым приближенным и уважаемым монахам. Когда закончилось правление последнего монарха, дворец поступил в распоряжение монахов. И был переименован в храм Зуба Будды в Канди.

Как хранится реликвия?

Зуб Будды находится в небольшой золотой ступе, которая расположена на территории бывшего королевского дворца, в одном из зданий, имеющем теперь статус храма. Реликвия находится в отдельной, хорошо охраняемой комнате, в семи ларцах, каждый из которых сделан в виде ступы. Все они вложены друг в друга по типу русской матрешки. Комнату с реликвией постоянно охраняют не меньше двух монахов. Ступы, в которые «упакован» Зуб Будды, находятся под защитой пуленепробиваемого стекла.

Можно ли увидеть Зуб Будды?

Посмотреть на реликвию можно только издалека, два раза в день, в строго определенные часы. И то в это время Зуб Будды находится в «стопке-матрешке» золотых ступ. А выносится реликвия на обозрение лишь во время Эсала Перахера, традиционного праздника. И только в специальной шкатулке.

В редчайших и исключительных случаях, когда Зуб Будды все же показывают вблизи, он укладывается в особенную золотую петлю, которая выходит из центра лотоса, сделанного из этого же драгоценного металла. Такая подача показа не случайна. Реликвия была найдена именно на цветке лотоса.

Описание храма

Храм Зуба Будды - достопримечательность и жемчужина Шри-Ланки - бывший королевский дворец, а ныне - храм монахов-буддистов, в котором хранится бесценная святая реликвия. Великолепное убранство помещений сохранилось и до наших дней. Храм Зуба входит в большой комплекс дворцовых зданий, занимая отдельное.

Сначала это был отдельный храм. Со временем вокруг был возведен второй - внешний. Получился храм в храме. Территория внешнего ограждена рвом с водой и двумя ажурными стенами: Морских волн и Облаков. Эти названия были даны им благодаря причудливым и необычным формам, вызывающим поэтические ассоциации. В праздники в проемы стен помещаются небольшие лампадки, создающие в вечернее время особую атмосферу. Благодаря им, вся территория освещается тысячами огней.

Комплекс дворцовых зданий

В комплекс дворцовых зданий входит не только храм Зуба Будды, но и Зал для королевских аудиенций и т. д. В здании Королевского дворца теперь находится Национальный музей. Но паломники и туристы приезжают в основном для посещения именно храма Зуба Будды. Между ним и Королевским дворцом находится крыша из золота, которая была построена в 1987 г. Она расположена непосредственно над ступой, где хранится реликвия.

Многие дворцовые помещения оказываются тесно связаны с храмом Зуба Будды. После прохождения тоннеля Амбарава, посетители попадают на нижний ярус храмового комплекса. Это двор Барабанщиков Х. Мандапая. Здесь каждый день проводятся скромные религиозные ритуалы. И рядом с двором Барабанщиков расположен современный храм Зуба Будды, который выстроен вокруг старого.

Отдельное внимание при осмотре дворцового комплекса стоит уделить Тронному залу царей Канди. Ланкийские мастера действительно создали шедевры, изготавливая мебель. Вся она сделана из одной огромной скалы. На стенах зала размещены картины, повествующие о жизненных этапах Просветленного, истории появления реликвии и храма священного Зуба Будды.

В залах дворца можно увидеть необычные экспонаты. Например, мумифицированный слон. Это животное считается священным, так как на нем долгие годы во время празднеств вывозилась на обозрение шкатулка с Зубом Будды. Причем реликвия на время покидала пределы храма.

Праздничное шествие в честь Зуба Будды: Эсала Перахера

Рядом с крышей есть башня Паттириппува, имеющая восемь углов. Она была возведена в 1803 г. и является частью дворцового комплекса. С башни короли обращались с речами к своим подданным и наблюдали за праздничной церемонией Эсала Перахера. Это многодневное шествие, проходящее в июле или августе, во время полнолуния. Торжественная церемония проводилась в честь Зуба Будды. В современное время башня стала хранилищем древних рукописей.

Эсала Перахера - один из самых важных Шри-Ланкских религиозных праздников, связанных с Храмом. В торжественном шествии участвуют десятки слонов, с накинутыми на них яркими покрывалами и гирляндами. Одновременно устраивают представления танцоры, акробаты и барабанщики. Все в национальных костюмах, как того требует ритуал.

Это шумное торжественное шествие происходит перед выносом Зуба Будды на всеобщее обозрение. Находится в это время реликвия в специальной шкатулке из золота. Зуб Будды окружен цветами и драгоценностями. Полюбоваться на реликвию можно в течение четырех часов, подойдя к храму. Дотрагиваться до Зуба Будды категорически запрещено. Поэтому смотреть можно только вблизи.

Достопримечательности внутри храма Зуба Будды

Храм Зуба Будды (Шри-Ланка) имеет множество внутренних залов. Убранство их поражает своей красотой. Отделка выполнена с использованием драгоценных камней. Инкрустация сделана с помощью изумрудов, рубинов, слоновой кости и серебра.

Есть отдельный зал, в котором находится библиотека. В других помещениях расположены многочисленные старинные Причем сделаны и украшены они из разных материалов: золота, нефрита, кварца и других полу- и драгоценных камней. Во всем храме более тысячи статуй и небольших статуэток Будды, причем в разных позах.

Храм Зуба Будды: дресс-код и дополнительные услуги

Из-за неоднократных попыток подрыва храма Зуба Будды и уничтожения реликвии, помещения постоянно находятся под неусыпной охраной. А на входе людей тщательно ощупывают. Мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Чтобы оказаться как можно ближе к реликвии, при входе можно взять специальные цветы, которые предназначаются для подношения.

Возложить растения можно на втором этаже храма, нужно встать очередь. Во время ее движения цветы кладут в окно, мимо которого и проходят люди. Из него виден другой зал, в котором под золотым куполом и находится реликвия.

Посещение храма платное. Но в стоимость входит и диск с записанной заранее обзорной экскурсией, который можно неоднократно смотреть, вернувшись домой. В кассах есть услуга - аудиогид. Он содержит полную информацию об его убранстве и всех экспонатах.

Храм Зуба Будды действующий, поэтому дресс-код соблюдается неукоснительно. Перед входом обязательно сдается обувь. Можно воспользоваться услугами камер хранения. Или сэкономить, сняв обувь прямо у входа, как делают многие местные жители. Но в этом случае сохранность ботинок и босоножек никто не гарантирует. Перед входом в храм не только женщины, но и мужчины обязаны прикрывать плечи и колени.

Как добраться до храма Зуба Будды?

Многие, приезжая в Шри-Ланку, в первую очередь желают посетить храм Зуба Будды. Как добраться до этого места? Можно на автомобиле. Храм расположен в Канди. Поэтому нужно ехать по трассе «А1» из Коломбо. «А1» как раз соединяет столицу Шри-Ланки с Канди. Приблизительное время пути - три часа. Этот способ наиболее подходит тем, кто по дороге желает осмотреть и другие достопримечательности. Например, Королевский ботанический сад, расположенный в Перадении.

До храма Зуба Будды можно доехать на автобусах. Так как Канди - один из самых больших городов Шри-Ланки, то через него проложено множество маршрутов во все основные города - Коломбо, Галле, Негомбо и др. На автобусе время в пути такое же - примерно три часа. Отличие лишь в уровне комфорта поездки и стоимости проезда. Автобусы в Канди останавливаются на Центральной станции, которая находится рядом с ж/д вокзалом. От него до храма Зуба Будды - всего десять минут пешком. Идти нужно в сторону озера. Но можно доехать на тук-туке.

Но самый быстрый и экономичный способ доехать до храма Зуба Будды - это поездом. Состав идет от ж/д вокзала Коломбо-Форт. И останавливается на Центральном в Канди. Цена билета зависит от класса вагона. Время в пути - четыре часа. По дороге можно любоваться удивительно красивыми природными пейзажами.

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Читайте также: