Заказ экскурсий Online. Акрополь. Храмы Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, Ники Аптерос

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.

Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.

Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.

Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.

Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.

Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.

Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.

Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.

Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.

Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.

Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.

Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.

Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.

Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.

Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.

При постепенном переходе от первой ко второй группе архитектурных картин Эрехтейона очень важную роль играют два мотива, из которых каждый составляет часть обеих групп картин. Оба мотива взаимно проникают друг в друга, и каждый из них в известный момент поочередно выступает на первый план и воспринимается с некоторых точек как самостоятельный мотив на фоне остальных частей Эрехтейона. Эти два мотива - портик кариатид и гладкая южная стена.

Портик кариатид

Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариати д имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально. Зритель доходит до той точки, где он оказывается против середины портика кариатид. Портик выделяется на фоне остальных форм Эрехтейона как самостоятельная композиция, замкнутая, симметричная и законченная, притягивающая к себе зрителя. Последний отклоняется от дальнейшего движения вокруг Эрехтейона и подходит ближе к маленькому портику кариатид, чтобы лучше его рассмотреть и разобраться в деталях.

Подойдя совсем близко, зритель обнаруживает множество мельчайших оттенков формы и тончайших деталей в фигурах девушек, архитектурных обломах постамента, на котором стоят фигуры, в капителях- корзинах и антаблементе, который они несут. Все эти тончайшие и нежнейшие детали носят характер ювелирной работы, сильно отличаются от скомпонованных крупным планом обломов Парфенона и рассчитаны на рассмотрение с ближних точек. Это составляет отличительную особенность архитектуры Эрехтейона и не встречается в более ранних произведениях классической греческой архитектуры, которые все рассчитаны на среднюю точку зрения. На южной стене Эрехтейона, в верхней ее части также имеются мельчайшие орнаментальные детали, которые тоже могут быть рассмотрены - с их очень плоской и нежной резьбой - только с близкого расстояния.

Подходя ближе к портику кариатид, зритель видит одновременно с ним также и южную стену и воспринимает контраст между кариатидами и южной стеной. Когда внимание зрителя, вплотную подошедшего к портику, сосредоточивается на кариатидах, южная стена становится невидимой.

Формы Эрехтейона контрастируют с формами Парфенона и вообще классического греческого периптера также и в том смысле, что многие из них примыкают к архаическим архитектурным типам и формам. Так, в главной части здания совмещены торцовые стороны простиля в восточном портике и антового храма, своеобразно переработанного, в западном портике. Кариатиды тоже являются мотивом, характерным для периода архаики, и встречаются, например, в сокровищнице сифносцев в Дельфах , а также и в других архаических постройках.

Очень поучительно сравнение друг с другом отдельных кариатид и их общей композиции в сокровищнице сифносцев в Дельфах (илл. 66) и в Эрехтейоне (илл. 67-72). Лицевая сторона дельфийской сокровищницы- плоскостная. Анты определяют границу передней плоскости, которой подчинены также и фигуры. В Дельфах на фоне темного пространства вырисовываются фигуры, очерченные единой линией силуэта. Четкий графический рисунок условных внутренних линий одежд образует сложную систему. Фон и фигуры соотносятся друг с другом в плоскостной композиции. Как в целом, так и в деталях фигуры сильно зависят от архитектуры. Постамент каждой статуи и высокая капитель выделяют вертикаль, которой подчинена кариатида. Этот композиционный прием напоминает статуи готических порталов. Схематичные архаические формы складок одежды усиливают тектонический характер женских фигур. Одежда скрывает формы женского тела и пронизана музыкальным ритмом параллельных линий, придающих композиции абстрактный характер.

В Эрехтейоне преобладает пространственность композиции кариатид. Не только анты на углах заменены фигурами кариатид, но и женские фигуры расположены в глубину в два ряда. Поэтому задняя стена, к которой приставлены женские фигуры, сильно отодвинута вглубь. Создается большое количество точек, с которых задняя стена вовсе не видна и человеческие фигуры вырисовываются на фоне неба. Взаимоотношение фигур и их фона, которым в Эрехтейоне является не столько задняя стена, сколько затененное пространство портика и ярко освещенная южная стена, строится по контрасту. Фигуры направлены в южную сторону, отталкиваются от задней стены портика и стремятся от нее отделиться. Исчезла линейность и плоскостность фигур, они объемны и круглы. Они окружены обволакивающим их пространственным слоем и светотеневой средой. Благодаря общему для всех статуй постаменту оказалось возможным освободить статуи от архитектурных придатков в виде отдельного для каждой из них постамента и высокой капители и поставить им на голову невысокие капители, к тому же реалистически трактованные как корзинки. Незначительная высота статуй, уступающая нормальной высоте колонны, заставила уменьшить тяжесть антаблемента. Это достигнуто тем, что в антаблементе портика кариатид вовсе опущен фриз. Карниз лежит непосредственно на архитраве. Некоторой заменой фриза служат декоративные кружочки, помещенные на верхней фасции архитрава.

Благодаря увеличению числа кариатид и отсутствию ант большую роль при созерцании портика играют перспективные эффекты, усиливающие пространственность образа. Необходимо отметить двоякого рода перспективные эффекты. При точке зрения сбоку передний ряд фигур уходит вглубь. Вместе с тем при движении вокруг портика кариатид с каждой из трех сторон остро ощущается его пространственность, притом с каждой стороны по-разному. Это объясняется обилием различных пересечений одних фигур другими, а также различными сочетаниями южной стены, фигур кариатид и неба. Наиболее эффектна композиция портика кариатид при движении вокруг него. Особенно выделена западная угловая кариатида, которая при точке зрения с юго-востока видна изолированно на фоне синего неба.

Для портика кариатид очень характерна его зависимость от главной части здания. Изобразительность опор и их активная устремленность от стены наружу внутренне связывается в смысловое единство: ожившая опора стремится освободиться от связи с архитектурой. Вместе с тем архитектурно-композиционное единство включает в себя и сковывает женские фигуры. Колонны Парфенона заменяют собой стену, замкнуты несомой ими двускатной крышей и ни от чего не зависят. Стена в Парфеноне подчинена мотиву колонн, являясь их аккомпанементом. Наоборот, в Эрехтейоне южная стена представляет собой самостоятельный и существеннейший композиционный элемент, а портик кариатид поставлен в зависимость от нее. Эта зависимость выражена односторонней направленностью фигур, требующих стены, к которой они могли бы «прислониться». Портик в целом прислонен к южной стене.

Портик кариатид построен так, что человеческие фигуры вставлены в материю, которая их охватывает. Взятая в отдельности, каждая кора стройна. Включенные в архитектурную композицию, кариатиды оказываются зрительно сопоставленными с колоннами, к которым они приравнены как с точки зрения выполняемой ими функции, так и с точки зрения художественной формы. По сравнению с обычными колоннами фигуры кариатид низки и широки. В них нет стройности и устремленности вверх ионических колонн, с которыми зритель невольно их сравнивает, так как форму ионических колонн имеют все остальные свободно стоящие опоры Эрехтейона. Даже по сравнению с дорическими колоннами кариатиды выглядят более приземистыми и коренастыми. Это сразу бросается в глаза, потому что они стоят против дорических колонн Парфенона. К ариатиды Эрехтейона охарактеризованы как промежуточные формы между дорическими и ионическими колоннами. По своим пропорциям они больше приближаются к колоннам дорического ордера, по своей украшенности и по своему «женскому» характеру они ближе к колоннам ионического ордера. Эта двойственность снимается изобразительностью, при помощи которой примирены друг с другом пропорции приземистой опоры, соответствующие реальным соотношениям человеческого тела, и украшенность, представленная изображением женских фигур.

Синтетический характер кариатид в смысле примирения признаков различных ордеров можно проследить вплоть до деталей. Например, каждая кариатида поставлена на особую плиту, положенную на общий постамент под всеми фигурами. Эта плита соответствует ионической базе, однако она имеет предельно простую форму в духе строгого дорического ордера. В противоположность базе капители над кариатидами имеют типичную дорическую форму и состоят из двух основных частей дорической капители - круглого расширяющегося кверху эхина и квадратной абаки над ним. Вопреки установившимся принципам дорического ордера и совершенно в духе ионического ордера обе эти части богато орнаментированы. В данном случае противоположность дорического и ионического принципов также снимается изобразительным моментом. Капители кариатид интерпретированы как корзинки, которые девушки несут на голове.

В антаблементе портика кариатид опущен фриз, то есть наиболее декоративная часть ионического антаблемента, и это несколько по дорически истолковывает ионический антаблемент, оставляя только его наиболее конструктивные части - архитрав и карниз. Было высказано предположение, что ионический антаблемент без фриза представляет собой древнейший вариант ионического антаблемента и что фриз был в ионический антаблемент включен под влиянием дорического ордера. В таком случае наличие кружочков верхней фасции архитрава портика кариатид означало бы влияние на него дорического ордера.

Зависимость женских фигур от материи, в которую они погружены, выражается помимо приземистых пропорций фигур тем, что массивная широкая нижняя каменная полоса постамента под кариатидами вместе с крепидой преобладает в силу своей компактности над легкими и воздушными женскими фигурами. Постамент созвучен полосе антаблемента, и связью между ними служит южная стена Эрехтейона. Сами кариатиды связывают друг с другом постамент и антаблемент. Вместе с тем фигуры кариатид раздвигают массу, отодвигая друг от друга антаблемент и постамент и внедряя между ними пространственный слой сквозного портика. Зритель привык видеть в классических греческих зданиях геометризованные колонны в качестве вертикальных опор. Поэтому у него создается представление о том, что это - колонны, которые приобрели человеческий облик.

В портике горизонтали господствуют над вертикалями. По вертикали построены только фигуры, поглощаемые горизонталями под кариатидами и над ними. Все вместе кариатиды образуют горизонтальный ряд. Вертикали содержатся внутри горизонтальных полос под и над кариатидами в виде швов между квадрами камня, особенно между большими квадрами постамента, а также в виде сухариков карниза и членений ов под ногами кариатид.

Отсутствие фриза в антаблементе портика кариатид имеет существенное смысловое значение. Привыкший к формам классического антаблемента зритель сразу замечает, что в антаблементе не хватает фриза - с известной точки зрения самого важного составного элемента антаблемента в силу его изобразительного характера, так как архитрав несет фриз, а карниз его завершает. «Ущербное» завершение портика кариатид воспринимается зрителем как завершение предварительное, не окончательное. Это усиливает связь портика кариатид Эрехтейона с главной частью здания и с другими портиками, над которыми помещены нормально развитые трехчастные антаблементы. Последние выглядят как окончательное завершение архитектурной фразы, недосказанной в портике кариатид. Вместе с тем неполный антаблемент над кариатидами соответствует по своим пропорциям высоте женских фигур, которая меньше колонн.

Горизонтальная направленность портика кариатид усиливается изобразительностью фигур, которые как бы движутся и живут в окружающей их горизонтальной среде.

От южной стены по направлению к портику кариатид нарастает величина квадров камня. От рядовой кладки южной стены к ортостатам и к еще более крупным квадрам постамента под кариатидами развертывается единый ритмический рисунок. Портик кариатид как бы рождается из материи южной стены. На первый взгляд в самой южной стене нет ничего, что предвосхищало бы формы портика кариатид. Однако тектонизация южной стены подготавливает переход к отдельно поставленным опорам и возникновение этого портика. Крепида и база южной стены непосредственно продолжаются под портиком. Из ортостатов южной стены вырастает постамент портика. Вместе с тем портик кариатид контрастирует с южной стеной. Антаблемент портика резко противостоит плоскости южной стены, которая в целом проходит за портиком кариатид так, как будто последний вовсе и не существует.

Фигуры девушек производят впечатление реальных живых женских существ. Их позы естественны, в противоположность условности поз кариатид в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Складки их одежды выявляют формы женского тела и служат как бы аккомпанементом к ним. Самая группа из шести девушек показана в мерном движении, и в то же время они изображены стоящими на месте или, лучше сказать, остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой.

Шесть кариатид Эрехтейона вызывают представление об участницах народной процессии, несущих балдахин. Такая ассоциация возникает благодаря сочетанию антаблемента с фигурами девушек и корзинами на их головах. Сохранившиеся свидетельства не позволяют утверждать, что подобная группа девушек составляла часть Панафиней-ской процессии. Однако более чем вероятно предположение, что портик кариатид навеян группой участниц народной праздничной процессии. Если это соответствует истине, то мы имеем в портике кариатид замечательное отражение реальной жизни в архитектуре и необыкновенный пример того, как бытовой мотив может быть осмыслен художником в качестве монументального архитектурно-скульптурного образа.

Кариатиды Эрехтейона представляют собой изображение афинских девушек. В этом нашло свое развитие включение в скульптуру храма изображения простых афинских граждан, начало чему было положено в ионическом фризе Парфенона. Вряд ли удастся когда-либо выяснить, кого изображают кариатиды Эрехтейона и существовало ли различие между теми, кого изображают кариатиды сокровищниц архаического периода и кариатиды Эрехтейона.

Превращение при посредстве художественной интерпретации изображения афинской девушки в монументальный архитектурно-скульптурный образ было достигнуто в кариатидах Эрехтейона путем обобщения и тектонизации. В них нет и намека на натуралистическую трактовку человеческой фигуры. Все в них дано в общей форме. Вместе с тем формы человеческого тела приближены к формам колонн. Складки одежды, окутывающие ногу каждой кариатиды, на которую она опирается, похожи в своей застылой вертикальности на каннелюры колонны. В особенности сзади фигуры девушек приобрели столпообразый облик. Очень важную роль играет вертикальная ось, образующая внутренний костяк фигуры.

Портик кариатид построен строго симметрично. По отношению к центральной оси, проходящей в точности между средними фигурами, правая и левая сторона представляют собой взаимное зеркальное отражение. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа- на левую ногу. Позы передних фигур повторяются в задних. Такая группировка фигур закрепляет архитектурную композицию вследствие того, что на углах приходятся ноги, несущие фигуры и задрапированные складками-каннелюрами. Это придает некоторую замкнутость композиции и законченность всему портику. Представим себе на мгновение, что получилось бы, если бы поставить две фигуры, стоящие слева, направо, и наоборот. От такой перестановки весь портик приобрел бы неустойчивый характер и лишился бы внутреннего ядра.

В деталях фигур кариатид художник ввел свободную трактовку, оживляющую облик портика в целом. В этом можно легко убедиться, если проследить, например, расположение складок одежды на груди каждой фигуры. Оказывается, что у всех фигур рисунок этих складок различен . Отступлением от господствующего правила в деталях преодолевается однообразие и сухость целого и создается впечатление жизни, насыщающей строго закономерное построение.

Органичность кариатид накладывает отпечаток на камни, из которых сложен постамент под ними. Усиливается материальность квадров. Воз-действие фигур кариатид в этом смысле распространяется через посредство ортостатов на всю кладку южной стены, а также и на характер архитектурной материи всего здания. Это впечатление усиливает необычайно тщательная ручная теска квадров, осуществленная каменотесами- художниками. Каждый квадр камня представляет собой, как и в Парфеноне, поистине художественное произведение. Его поверхность - не сухо геометричная, а неровная и пластичная, как поверхность тела живого существа.

Фигуры кариатид Эрехтейона - один из наиболее напряженных узлов архитектурно-художественной композиции здания. Именно в них кон-центрируется столкновение и примирение стихийного начала органической материальности и тектонического начала рациональной ясной формы. Из этого сопряжения рождается «цветок» портика кариатид, изобразительность которого по-своему снимает борющиеся противоположности и создает новое качество, отличное как от остальной части архитектуры Эрехтейона, так и от скульптурных образов.

Рассматривая с близкого расстояния портик кариатид, зритель находится только в одной точке пути, по которому его ведет архитектор. Зритель идет дальше по направлению на восток. Его побуждает к этому в самой архитектурной композиции здания асимметричное сопоставление портика кариатид и южной стены, которая как бы направляет дальнейшее движение зрителя своей протяженностью, устремленной к угловой колонне восточного портика. Существенна небольшая деталь. Квадры, из которых сложен постамент под кариатидами, различны и образуют благодаря видной зрителю и подчеркнутой композиционно разрезке камней асимметричное целое, созвучное асимметричному сопоставлению портика кариатид и южной стены. По направлению с запада на восток три первых квадра имеют форму, близкую к квадрату, в то время как четвертый камень, помещенный последним справа, отличается от них своей несколько удлиненной формой, ориентированной по горизонтали.

Оси фигур кариатид и вертикали швов камней постамента созвучны. Самый большой камень, сдвинутый вправо, теснее связывает портик кариатид с южной стен ой и как бы направляет зрителя в сторону последней.

На Акрополе
Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик - это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.
Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.



Вид на портик кариатид с юго-востока

Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь - на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян - деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
Дельфы, музей

Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют "коры" (в переводе "девы"). Слово "кариатида" ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название "кариатида" с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды - колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки - жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.



Вид на портик кариатид с запада

Высота кариатид - 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, - 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.
Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева - на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


Вид на портик кариатид с юго-запада

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


Вид на портик кариатид с юга

Процессия - ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр - празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды - девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе - гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
Афины, Новый музей Акрополя

С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур - одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


ВИд на портик кариатид с юго-востока

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

В музеях
Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное - кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


Подлинники кариатид в Новом музее Акрополя

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.

Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной - пропуск, одна - почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

В веках
Кариатиды в мировом искусстве - тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. - конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания. Конец 19 века.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача "Милос" в Феодосии …


Кариатида и атлант.

В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

В древнем архитектурном искусстве, особенно в ионическом стиле, колонны часто заменялись изображением женской фигуры - кариатидами.

Кариатиды использовались в разных вариациях: вместо колонн, в качестве декоративной поддержки в карнизах, фасадах, фризах, крышах и т.д. В дорическом архитектурном стиле, соответствующие архитектурные элементы, древние архитекторы предпочитали изображать мужские тела - атлантов.

Кариатиды изображались со свободными руками, вес располагался на головах. Умелым древнегреческим мастерам удавалось изображать девушек так, что в их теле не чувствовалось напряжения, а вес не казался тяжёлым. Классическая форма кариатиды - это стройное грациозное тело, одетое в красивые длинные туники, ноги были либо закрыты, либо правая или левая нога немного выдавалась вперед. Складки на одежде подчёркивали красивые тела девушек.

Портик кариатид

Шесть сестер были «рождены», когда их дом, храм Эрехтейон (421год до н.э.), был построен на Акрополе. Кариатиды с гордостью поддерживают крышу, глядя на Афины и Парфенон. Они похожи друг на друга, но каждая из них уникальна. Их грациозные тела, кажется, дышат под сгибами завесы, плечи немного обнажены, волосы собраны в красивые прически.

Вначале эти статуи просто назывались Дочери (Κόρες), название «кариатида» было дано позднее. По словам римского архитектора Витрувия, новое название было дано после того, как греки объявили войну жителям Кария, которые во времена греко-персидских войн , перешли на сторону врага. В наказание, греки убили мужчин Кария, женщин взяли в плен, а дочерей Эрехтейона, стоящие под тяжестью ноши, назвали кариатидами, передав бремя наказания следующим поколениям. Скорее всего, дочери были отождествлены с кариатскими девами, которые на родине были известными танцовщицами в храме Артемиды.

Сегодня кариатиды находятся в Новом музее Акрополя , за исключением одной, которая была похищена лордом Элджином в 1801 году и находится сейчас в Британском музее.

Чтобы спасти от разрушения, кариатиды были отправлены в музей, портик храма Эрехтейон поддерживают кариатиды-копии.

Популярные статьи

Иоаннис Варвакис

Иоаннис Варвакис (Ιωάννης Βαρβάκης) - купец, национальный благодетель, борец за независимость Греции. Он родился в 1745 году на греческом острове Псара (Ψαρά), был сыном Андрея Леониди и Марии Мару.

Амур и Психея

У царя было три дочери, но самой красивой была одна - Психея (от греческого слова « Ψυχή» - душа). Она была такой красивой, что затмила своей красотой даже саму Афродиту.

Афродита. Греческие мифы

В соответствии с Гомером, богиня Афродита родилась возле берегов города Пафос на Кипре и была дочерью Зевса и Диони (Διώνης). Затем западный ветер Зефир подтолкнул ее в море и после этого она обнажённая и прекрасная появилась из моря.

Национальный гимн Греции

Сто пятьдесят восемь куплетов включает в себя национальный греческий гимн - это самый длинный гимн в мире. По этой причине гимн стал мировым рекордом и был занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». В большинстве случаях исполняются первые два куплета.

Сунион. Афины, храм Посейдона

Мыс Сунион находится на самой южной окраине Аттики, там, где небо встречается с Эгейским морем. На мысе гордо возвышается храм Посейдона, мифического Бога моря.

Читайте также: