1 и 2 камчатская экспедиция витуса беринга. Витус беринг, или северный путь командора

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 110.

А. Муранов

Со дня рождения Витуса Беринга, великого морехода, замечательного скромного труженика, отдавшего лучшие годы своей жизни служению нашей Родине, исполнилось уже более 300 лет. Свершенные им подвиги сделали его имя бессмертным.
Беринг родился в Дании и с юных лет был связан с морем. Ходил в дальние морские плавания, побывал во многих странах, знал европейские языки, был даже известен русскому царю Петру Первому. По приглашению царя в 1703 году поступил на службу в русский морской флот и с тех пор навсегда связал свою судьбу с Россией, стал родным ее сыном. Участвовал в знаменитых петровских походах. Среди моряков пользовался авторитетом и уважением, за что его чаще называли не Витусом, а Иваном Ивановичем.
К началу XVIII века Россия уже стала могучей морской державой, однако обширные просторы морей и океанов, омывающих ее земли с севера и востока, были почти не изучены. Не было известно также, соединяется ли Азия с Америкой сушей или эти материки разделены между собой проливом.
Это был далеко не праздный вопрос, а, наоборот, имел весьма большое практическое значение и издавна интересовал очень многих. Ведь для того чтобы попасть из Европы в Индийский или Тихий океаны нужно было огибать южную оконечность Африки или Южной Америки. Оба эти пути имели огромную длину, и пользоваться ими европейским купцам было крайне невыгодно: на плавание уходило много времени, в пути торговые корабли подвергались нападениям пиратов, их трепали бесконечные штормы и бури, отчего быстро изнашивались снасти и ветшали корабли. Кроме того, болели и умирали члены экипажей судов, и еще другие многочисленные трудности дальних походов осложняли и так нелегкую жизнь моряков.
Совсем иное дело, если бы корабли шли в Китай и другие восточные и азиатские страны Северным морским путем, огибая Азию или Америку не с юга, а с севера, тогда путь был бы примерно раза в три короче. Но для этого надо было точно знать, есть ли пролив между Азией и Америкой и доступен ли он для прохода судов.
Решение этой, казалось бы простой, задачи составило целую эпоху истории географической науки. Петр Первый, возвращаясь в 1697 году из Голландии в Москву, встретился в немецком городе Ганновере с известным ученым Готфридом Лейбницем.
В беседе с русским царем Лейбниц затронул много вопросов. Он советовал более подробно изучать географию России, составлять карты, для чего готовить геодезистов и картографов, больше вести астрономических и геофизических наблюдений. Петр Первый и сам знал важность всего этого, однако на вопрос Лейбница, имеется ли пролив между Азией и Америкой, не смог дать ответа, ибо сам ничего достоверного об этом не знал. Но самолюбие царя было задето – и он обещал ученому дать ответ на интересующий его вопрос.
Однако Лейбниц так и не дождался ответа. У Петра Великого было слишком много неотложных дел. Начались война со Швецией, окончившаяся победным Ништадтским миром, потом были многие другие заботы.
И тем не менее царь не забыл об этом деле. Только в январе 1725 года, уже будучи сильно больным, он собственноручно написал следующий наказ:
"1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где она сошлась с Америкой... "
Во главе намеченной экспедиции нужно было поставить опытного морехода, надежного и смелого человека. Выбор царя пал на Витуса Беринга. В помощники ему назначили Алексея Ильича Чирикова. И хотя тот еще был молод (всего 22 года, но уже успешно окончил Морскую академию и как талантливый слушатель был оставлен при ней в должности преподавателя.
В 1725 году участники экспедиции отправились к месту назначения. Их путь от Невы до восточной окраины Российского государства был исключительно трудным. Ехали на лошадях, плыли по сибирским рекам. Большие трудности испытывали по доставке тяжелых грузов (якоря, канаты и пр.). Особенно страдали во время жестоких сибирских морозов, к тому же из-за нехватки продовольствия люди часто голодали. Нередко вместо павших лошадей сами впрягались в повозки.
После долгих мытарств экспедиция наконец в марте 1728 года прибыла в устье реки Камчатки. Позади было более трех лет пути. Петра Первого уже не было в живых, но начатое им дело продолжалось.
Выполняя распоряжение царя, в Нижне-Камчатском остроге экспедиция приступила к строительству судна, пригодного для дальнего плавания.
Это тоже было очень нелегким делом. Материалы к месту строительства доставлялись на собачьих упряжках и вручную. Смолу готовили сами. Питались рыбой, пойманной в реке, соль добывали из морской воды.
За три месяца самоотверженных работ судно было построено и названо "Святым Гавриилом". Для того времени это был довольно солидный корабль – длиной свыше двадцати метров.
13 июля 1728 года команда в составе сорока человек с годовым запасом продовольствия под начальством Беринга отправились на "Св. Гаврииле" вдоль берега полуострова Камчатки, придерживаясь северо-восточного направления.
В течение полуторамесячного плавания экспедиция открыла несколько островов, прошла по проливу, разделяющему Азию от Северной Америки, и вышла в Чукотское море, достигнув широты 67° 17". Но никто, ни Беринг, ни его спутники, не знали, что они сделали великое открытие: пролив, искать который послал их Петр Первый, они прошли и фактически открыли.
Это произошло потому, что все то время стояли пасмурные дни и морякам не были видны ни берега Аляски, ни азиатские берега.
Беринг, находясь в неведении, решил повернуть обратно, "понеже земля более к северу не простирается, а к Чюкоцкому или восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился..." – так сообщил он позднее в своем рапорте.
Помощники Беринга интуитивно чувствовали, что цель близка и экспедиция находится примерно в том месте, куда стремились. Но нужны были факты и доказательства, а их не было.
А. И. Чириков очень настаивал на продолжении исследований и в случае необходимости предлагал остаться ив зимовку в устье реки Колымы.
Но осторожный Беринг не решился так поступить, считая это рискованным. Наступили холода, и он боялся за судно и жизнь вверенных ему людей и потому бесповоротно решил вернуться.
Злая ирония судьбы! "Св. Гавриил", возвращаясь, снова прошел по проливу, а моряки из-за ненастной погоды так и не увидели ни того ни другого берега. Так они и вернулись ни с чем на Камчатку.
Находясь в таком неведении, Беринг решил продолжить исследования в следующем, 1729 году. И вновь его постигла неудача: преодолев путь длиной около двухсот километров к востоку от берегов Камчатки, "Св. Гавриил" попал в жестокий шторм и не смог продолжать плавание.
Так завершилась Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов.
Когда в марте 1730 года Беринг, Чириков и некоторые другие участники экспедиции вернулись в Петербург и начальник доложил о проделанной работе, им было указано, что задание осталось невыполненным, вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой остался нерешенным, экспедиция не достигла берегов Америки.
Тогда же было решено организовать Вторую Камчатскую экспедицию. Ее задачами было: установить наличие вышеупомянутого пролива, дойти до берегов Америки и обследовать их, совершить плавание к Курильским островам и к Японии, узнать, можно ли по морю проплыть из устья реки Камчатки до Анадыря и Колымы. Начальником Второй Камчатской экспедиции вновь назначили Беринга, его помощником – А. И. Чирикова. Кроме них в состав экспедиции вошли одиннадцать морских офицеров, геодезисты, геологи и другие специалисты.
Суда для новой экспедиции строились в Охотске.

15 июня 1741 года "Святой Петр" и "Святой Павел", нагруженные всем необходимым, имея каждый на борту команды численностью свыше семидесяти человек, вышли из Авачинской бухты полуострова Камчатки. Гавань, где стояли суда, Беринг считал одной из лучших в том краю. В честь своих судов он назвал ее Петропавловской. Здесь и возник город Петропавловск-Камчатский, ставший столицей и одним из процветающих центров полуострова и крайнего востока нашей Родины.
Командование "Св. Павлом" Беринг поручил своему помощнику А. Чирикову. Сначала "Св. Петр" шел впереди, но потом командир приказал Чирикову возглавить поход. Около недели суда шли вместе, однако во время очень густого тумана (1 июля 1741 года) потеряли друг друга, разделились и никогда более не встретились.
Потеряв несколько дней на тщетные поиски корабля командира, А. Чириков повел "Св. Павел" к берегам Америки. Основным достижением его плавания в 1741 –1742 годы было исследование Алеутских островов.
Беринг тоже пытался найти судно Чирикова, но безрезультатно. Отправившись по назначенному курсу, "Св. Петр" 27 июля подошел к американскому берегу. Моряки увидели мощные заледенелые горные хребты, среди которых, как маяк, красовался величественный горный пик.
"Св. Петр" бросил якорь у ближайшего острова. Дело было в Ильин день – 31 июля 1741 года. В честь данного события высокому пику и острову Беринг дал название "Св. Илья".
Однако оно к острову не прижилось, и на картах его можно найти под именем Каяк. Он оказался обитаемым, но, кто здесь жил, люди Беринга не смогли установить, ибо испуганные их появлением жители поспешили спрятаться в лесах.
2 августа экспедиция открыла другой остров (Укамон) и в последующие дни группу мелких островов.
Высадиться на американский берег и обследовать хотя бы часть его Беринг не решился. Надвигалась холодная зима, на борту корабля было много больных, да и сам он чувствовал себя не совсем здоровым. Кроме того, Беринг не был уверен в том, что высадка на незнакомом берегу может окончиться благополучно. Словом, командир не хотел рисковать и до наступления сильных морозов предполагал добраться до Камчатки.
Обратный путь был трудным и печальным. Погода не благоприятствовала плаванию. Часто штормило, на море падали плотные туманы. Сильные западные ветры тормозили продвижение корабля по нужному курсу. Число больных все более увеличивалось. Беринг тоже заболел цингой и уже не вставал с постели. Первую жертву – матроса Шумагина – похоронили 10 сентября на неведомом острове и в честь погибшего товарища назвали Шумагинским.
Далее становилось все хуже. В конце сентября и в октябре штормы отличались исключительной силой. Число тяжелобольных перевалило за тридцать. Почти ежедневно кто-нибудь умирал.
"Мы должны были плыть в неизведанном, – писал в судовом журнале штурман Свен Вексель, – никем не описанном океане, точно слепые, не знающие, слишком ли быстро или слишком медленно они передвигаются и где вообще находится. Не знаю, существовало ли на свете более безотрадное или более тяжелое состояние, чем плавание в неописанных водах..."
В ноябре уже некому было нести вахту. К штурвалу подводили больных, которые сами не могли передвигаться. Корабль при жестоком морозе обледеневал, и некому было сбивать лед, чтобы облегчить судно.
Снасти пришли в ветхость, парусы превратились в лохмотья, продовольствие и запасы воды кончались.
Люди приходили в отчаяние, считали себя обреченными.
"Наш корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать..." – записал в начале ноября Свен Ваксель.
4 ноября моряки увидели землю. Раздались радостные крики: "Камчатка! Мы спасены!"
Каково же было разочарование всех, когда оказалось, что земля, принятая за Камчатку, на самом деле представляла собой неизвестный необитаемый остров.
Беринг созвал офицеров на совет, чтобы решить, как быть дальше – продолжить ли плавание, на чем сам настаивал, или высадиться на остров.
Большинство решило, чтобы "спасти себя и судно", пристать к острову.
Это было единственное правильное решение, ибо судно обветшало, а команда не была в состоянии вести его дальше, хотя, как выяснилось позднее, Камчатка находилась не так далеко от того места.
7 ноября моряки высадились на остров. С судна сняли припасы и необходимые вещи. 22 ноября во время бури оно было выброшено на берег и пришло в полную негодность.
Решили зимовать на острове. Жилищем для людей служили ямы, вырытые в песке. Многие не вынесли исключительно неблагоприятных и суровых условий жизни на острове и умерли. В их числе был и начальник экспедиции. "Декабря 8 (19) дня капитан-командир Беринг в землянке того острова умер..." – было написано в одной из последних строк корабельного журнала.
Оставшиеся в живых участники экспедиции провели на острове девять долгих месяцев. Питались мясом убитых животных и двух китов, выброшенных мертвыми на берег.
Из остатков разбитого судна зимовщики соорудили небольшой бот, дали ему то же имя и 21 августа 1742 года прибыли в Петропавловск.
После смерти Беринга экспедицию возглавил один из его помощников Мартын Шпанберг. Объектом ее исследований были сибирские берега Северного Ледовитого океана.
В 1744 году Вторая Камчатская экспедиция закончила свое существование. Она длилась одиннадцать лет.
Имя Витуса Беринга увековечено на картах мира, главным образом в той части света, где он совершил всемирно известные Камчатские экспедиции. Его носят: мыс на побережье Анадырского залива, гора на острове Спафарьева, населенный пункт на западном побережье Аляски и другие географические объекты. Но самая большая память об этом человеке запечатлена в названии пролива, который он, не зная, открыл и дважды прошел во время своих морских походов, и море в северной части Тихого океана, которое он пересек на "Св. Петре", возвращаясь от берегов Аляски к Камчатке, чьи воды омывают восточную часть нашей Родины.
Географические результаты экспедиций Беринга велики, и их никто не оспаривал. Свыше двух с половиной веков прошло с момента, когда он повел свои суда в дальние морские походы. О его делах, достижениях и недостатках написано очень много. Некоторые географы и историки обвиняли этого человека в мягкости характера, излишней осторожности, нерешительности и медлительности, недооценивании научных наблюдений, неумении поставить на должную высоту дисциплину и во многих других недостатках.
Однако люди, критиковавшие Беринга, очевидно, плохо представляли себе те исключительно трудные условия, в которых ему пришлось выполнять задание Петра Великого, когда тот уже ничем не мог помочи ему или защитить – в эпоху политических интриг, распрей и происков, взбудораживших все общество после смерти царя.
Исключительно честный, доброжелательный и справедливый старый моряк Беринг ценой невероятных усилий сумел построить на голом месте корабли, проложить на них через холодные океанские пустыни новые пути в Америку, героически перенести бесчисленные беды, невзгоды и лишения, целиком посвятить два последних десятилетия своей жизни исследованию неведомых вод и земель, совершить ряд великих географических открытий и за все это бескорыстие заплатить собственной жизнью. Этими подвигами Витус Беринг обессмертил свое имя и вписал его золотыми буквами в историю географической науки и нашего государства.

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина. Поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.

Начал свою доблестную службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот. Будучи в чине унтер-офицера в 1707 году был назначен командиром шхуны «Мункер » на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата «Перл» и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.

Витус Беринг любил море и поэтому верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил капитан 1 ранга Витус Беринг . Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием «Святой Гавриил », достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

судно «Святой Гавриил»

Началась она в январе 1725 года, а спустя два года 30 июля 1727 года экспедиция добралась через всю Сибирь до поселка Охотск, где и началась постройка судна . Через два месяца группа людей, взяв необходимый провиант, отправилась на Камчатку. Добравшись до нужного места и пополнив провиант 13 июля 1728 года, путешественники вышли из устья реки Камчатка в открытое море и взяли курс на север. Через месяц Витус Беринг с соратниками, наконец, достигли незнакомой широты, а убедившись, что берег не простирался к западу, сочли свою миссию выполненной и вернулись назад. В 1728 года Витус Беринг с полуострова Камчатка отправился в Петербург с докладом о проделанном путешествии. Адмиралтейская коллегия с уважением отнеслась к открытиям Витуса Беринга, но из-за трудностей сложившиеся на пути путешественников постановила 28 декабря 1732 года о назначении второй камчатской экспедиции. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, а также берегов Северной Америки.

пакетбот «Святой Павел»

пакетбот «Святой Петр»

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы «Святой Петр » и «Святой Павел ». Беринг находился на флагманском корабле «Святой Петр». Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков . Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей . 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гаммы» (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

пакетбот «Святой Павел»

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Святого Иоанна (Ахта), Святого Маркиана (Кыска), Святого Стефана (Булдырь). Запасы воды и продовольствия подходили к концу, смертельные болезни забирали одного моряка за другого. Заметив, остров Витус Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросило на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Берингово море

Проведя тяжелую зиму на острове, на котором в муках умер Витус Беринг , 8 декабря 1741 года оставшиеся в живых члены экипажа соорудили из останков пакетбота, небольшое судно 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку. Остров, на котором был похоронен великий , путешественники назвали Беринговым .

Они же поведали всему миру о своем трудном путешествии. Материалы экспедиции были полностью учтены в 1746 году при составлении «Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов». За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга . Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.

Почти перед самой смертью, в конце 1724 г., Петр I вспомнил «то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и … Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..» Именно в «исследованиях», а не в «отыскании», т. е. открытии. На географических чертежах начала XVIII в. показывалась как полуостров.

Петр I и его советники знали о существовании пролива между и . Начальником экспедиции царь поставил капитана 1-го ранга (позднее он стал капитан-командором) (он же Иван Иванович) Беринга, выходца из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявшего на русской службе. Первая Камчатская экспедиция в составе 34 человек отправилась из Петербурга в Охотск (через Сибирь) 24 января 1725 г. Участники два года шли на лошадях, пешком, на судах по рекам. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали.

В Охотск передовой отряд во главе с В. прибыл I октября 1726 г. Так как в Охотске разместиться было негде, пришлось строить избы и сараи, чтобы дотянуть до конца зимы.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и , а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у , в результате многие из них были разорены и обречены на . В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, в результате многие из них были разорены и обречены на голод. В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В. Беринг направил судно на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка. В результате заснято более 600 км восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноименным островом (на карте экспедиции эти объекты не названы, а их очертания сильно искажены). Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене. У южного берега полуострова 31 июля - 10 августа они открыли залив Креста, и остров Святого Лаврентия. Беринг не стал высаживаться на острове и не подошел к чукотскому побережью, а двинулся к северо-востоку. Погода стояла ветреная и . Землю на западе моряки усмотрели лишь днем 12 августа. Вечером следующего дня, когда судно находилось южнее широты мыса Лежнёва. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту лейтенантов А. Чирикова и М. Шпанбсрга. Он приказал им письменно изложить свое мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко.

Далее Беринг решил двигаться к северу. Днем 14 августа, когда ненадолго прояснилось, на юге была усмотрена земля, очевидно, остров Ратманова, а чуть позже почти на западе - высокие горы (скорее всего, мыс Лежнёва). 16 августа моряки прошли пролив и находились уже в . В Беринговом проливе и (ранее) в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин - всего 26 промеров. Затем Беринг повернул назад, проявив разумную предусмотрительность.

Еще одну зиму провел Беринг в Нижнекамчатске. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня, через три дня после выхода в море, пройдя, в общем, на восток чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться. Вскоре, правда, установилась ясная погода, но капитан-командор не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск. Во время этого плавания экспедиция описала южные берега полуострова на протяжении более 1000 км между реками Камчатка и Большая, выявив Камчатский залив и . С учетом работ 1728 г. съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названого Беринговым.

Финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь , он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту .

4 июня - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

Поход «Святого Петра»

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой , на судне испытывали нехватку пресной воды.

В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями - алеутами . На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, - Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал этот остров.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов . В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага , который впоследствии назовут Командорскими островами . «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель . Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов , каланов , морских коров , а с приходом весны - морских котиков . Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Пётра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Великая северная экспедиция» достоинством 3 руб.
  • В 2004 году Банком России выпущена серия памятных монет «2-я Камчатская экспедиция» достоинствами 3, 25 и 100 руб., посвященная экспедиции.

Литература и источники

  • Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с рук. на нем. яз. Ю. И. Бронштейна. Под ред. с пред. А. И. Андреева.- М.: Главсевморпуть, 1940.- 176 °C.;
  • Магидович И. П., Магидович В. И., Очерки по истории географических открытий, т. III. М., 1984

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вторая Камчатская экспедиция" в других словарях:

    Область на Дальнем Востоке России, охватывает п ов Камчатка и Командорские о ва. Образована в 1932 г., включает Корякский авт. округ, адм. центр – г. Петропавловск Камчатский. Пл. 472,3 тыс. км² (170,8 тыс. без Корякского авт. округа).… … Географическая энциклопедия

    В Викисловаре есть статья «экспедиция» Экспедиция путешествие, со специально определённой целью научной или военной … Википедия

    В Российской Федерации. 472,3 тыс. км2. Население 396,5 тыс. человек (1998), горородское 80,6%. Образована 20 октября 1932 в составе Хабаровского края; с 1956 самостоятельная область. Включает Корякский автономный округ. 4 города, 8 поселков… … Энциклопедический словарь

    - («Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско Тихоокеанская», «Сибирская») ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.… … Википедия

    Русская карта Дальнего Востока (1745). Экспедиция отряда Беринга Чирикова проходила в рамках Великой Северной экспедиции. Отряд Витуса Беринга финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно стратегические цели, нежел … Википедия

    1733 - 1743 - Вторая камчатская экспедиция В. Беринга … Хронология всемирной истории: словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Беринг. Витус Беринг Vitus Bering Род деятельности: мореплаватель, офицер русского флота … Википедия

    Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… … Википедия

    Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… … Википедия

Читайте также: