Основы философии науки под ред кохановского. Философия - Кохановский В.П

Название: Философия.

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.


XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. Предмет философии
2. Специфика философского знания
3. Основные части (структура) философии
4. Место и роль философии в культуре
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития
Глава III. Бытие и материя
1. Понятие "бытие": философский смысл
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия
3. Бытие: единство мира
4. Многообразие мира как проблема
5. Материальное единство мира и его многообразие
Глава IV. Диалектика
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции
3. Детерминизм и индетерминизм
4. Закон. Динамические и статистические закономерности.
5. Границы, сфера действия диалектического метода
6. Метафизика и ее значение для познания
Глава V. Человек
1. Понятие человека. Человек и природа
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека
3. Смысл человеческого бытия
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах
Глава VI. Человек и его сознание
1. Проблема сознания в истории западной философии
2. Гносеологический смысл сознания
3. Этический смысл сознания
4. Онтология сознания
5. Язык, общение, сознание
6. Сознание, память, самосознание
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания
8. Сознание и бессознательное
Глава VII. Общество
1. Общество и его структура
2. Общество как саморазвивающаяся система
3. Гражданское общество и государство
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Глава VIII. Человек и общество
1. Человек в системе социальных связей
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право
4. Религиозные ценности и свобода совести
5. Личность: проблемы свободы и ответственности
Глава IX. Познание
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм
2. Познание, творчество, практика
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности
4. Единство чувственного и рационального
5. Истина и заблуждение
6. Действительность, мышление, логика, язык
7. Понимание и объяснение
8. Вера и знание
Глава X. Научное познание и знание
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
2. Структура научного познания, его уровни и формы
3. Методы научного исследования
4. Рост научного знания
5. Научные революции и смена типов рациональности
6. Общество, наука, техника
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира
1. Взгляд науки
2. Философия: человек и мир
3. Религиозные версии мироздания
Глава XII. Будущее человечества
1. Человечество как субъект истории
2. Мировая ситуация начала XXI столетия
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур
Заключение

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

(Документ)

  • Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей (Документ)
  • Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия. Конспект лекций: учебное пособие (Документ)
  • Лекции по философии науки (для сдачи кандидатского экзамена) (Лекция)
  • (Документ)
  • Кохановский В.П. и др. Философия науки в вопросах и ответах (Документ)
  • n1.doc

    Ответственный редактор: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский

    Кохановский В.П., Лешкевнч Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б.

    К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Рос­тов н/Д: Феникс, 2004. - 608 с. (Серия «Высшее образование».) Учебное пособие написано в соответствии с новыми требования­ми к подготовке, содержащимися в государственных образователь­ных стандартах, а также с учетом рекомендаций Института филосо­фии РАН (2003 г.).

    Основное внимание уделено философскому анализу науки как спе­цифической системы знания, формы духовного производства и со­циального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология науч­ного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

    Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на на­учных работников, студентов и всех желающих составить собствен­ное представление о философской рефлексии над развитием науки.

    ББК 87 15ВЫ 5-222-04626-5

    Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г.,

    Матяш Т. П., Фатхи Т.Б., 2004 ° Оформление, изд-во «Феникс», 2004

    Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей - мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность подготовиться к наиболее серьезному в их жизни официальному экзамену по философии - кандидатскому экзамену. Поэтому мы находим возможным обратиться непо­средственно к самим будущим читателям книги.

    Дорогие наши читатели, соискатели и аспиранты!

    Вы стоите сейчас перед непростой задачей - сдать наряду с собственной специальностью и иностранным языком еще одну важную дисциплину - философию, но в том ее ракурсе, где она тесно смыкается и взаимодействует с наукой. Как вы уже знаете, философия - теоретическая рефлексия об отношениях человека и мира - занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельно­сти, вопросами о Боге, смерти и бессмертии и т.д. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам необходимо встретиться с тем обли­ком философии, который крайне необходим для вас как для про­фессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, - с философией науки.

    Дело в том, что ученый, специалист, если он всерьез занят собственным делом, не может обойтись без рефлексии, размыш­ления над смыслом своих научных занятий, без попытки осоз­нать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь. Именно поэтому в самое ближайшее время вам предстоит понять и усвоить особенности научного мироотноше-ния, познакомиться с этапами развития науки, обратиться к осо­бенностям взаимодействия науки с другими сферами жизни.

    Наша реальная практика работы с аспирантами разных спе­циальностей показывает, что, сдав сначала курсовой, а затем всту­пительный аспирантский экзамен по философии, вы в достаточ­ной мере овладеваете содержанием этой дисциплины, предусмот­ренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У вас уже есть определенная философская эруди­ция, некоторый запас знаний, полученных в студенчестве. В ис­торико-философском разделе вы приобрели представление о струк­туре и специфике философии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаменталь­ной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методологии. В социальной философии главными проблема­ми, с которыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, социальная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.

    Весь этот объем философских знаний является вполне доста­точным, для того чтобы каждый из вас, став аспирантом, мог перейти к более глубокому изучению философии, подняться на еще одну ступень философской подготовки. Потребность в таком ■ «философском росте» возникает у самих аспирантов, в чем вы сможете убедиться, как только прикоснетесь к фундаментальным проблемам собственной науки. Кроме того, как мы уже отмети-. ли, кроме чисто теоретического интереса у аспирантов есть и прак­тическая проблема - экзамен, который хотя и называется «кан­дидатский минимум», тем не менее требует активизации ваших знаний «по максимуму». Книга, которую вы сейчас держите в руках, как раз и призвана, с одной стороны, помочь вам в реали­зации ваших философско-теоретических интересов, а с другой - оказать серьезное содействие в подготовке к экзамену.

    При создании нашей книги мы исходили из того, что выпус­книку аспирантуры - будет ли он работать в «чистой науке» или в сфере образования - изложенные в этом пособии проблемы фи­лософии науки будут отнюдь не бесполезны. Пособие предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу фи­лософии и методологии науки и заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине.

    Наука - сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания - в силу его сложной и многослойной структуры - не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелиней­ный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возмож­ности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.

    Научное познание развивается в контексте исторического раз­вития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особен­ности и историческую динамику, необходимо рассматривать на­учное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и осо­бенности научной деятельности.

    Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходят выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности, в которую науки - по мере своего развития - проникают все более глубоко и широко. Вме­сте с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культу­ры мышления.

    Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потреб­ность в развертывании и систематизации знаний второго типа. приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призван­ной направлять научный поиск.

    Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят исто­рия и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно раз­вивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокуль­турную детерминацию, средства и методы научного познания, спо­собы его обоснования и механизмы развития знания.

    Философия науки сложилась к середине XX в. и как фило­софское направление, исследующее общие характеристики науч­ной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

    Рассматривая проблему философии науки, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфичес­кий тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая, при всем много­образии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни - производства, морали, искусства, рели­гии, обыденного сознания и т. п.

    Мы надеемся, что предлагаемое вашему вниманию учебное пособие в равной мере будет полезным для представителей всех частных научных дисциплин - как для «физиков», так и для «ли­риков».

    Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (глава I, § 2, 4; глава II, § Г, 5; глава Ш, § 1- 5; глава IV, § 1, 6; глава V; глава VII, § 1; глава VIII); доктор философских наук, профессор Т. Г. Лешкевич (Введение; глава I, § 1, 3, 5; глава II, § 3 (в соавторстве); глава Ш, § 6, 7; глава Г/, § 2-5; глава VII, § 2-8; глава IX); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (гл. VI); кандидат философских наук, до­цент Т. Б. Фатхи (гл. П, § 2, 3 (в соавторстве), 4, 6, 7).

    Введение.

    Предметная сфера

    философии науки

    Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем идет речь: о философии науки каконаправлении западной и отечественной философии, или же о философии науки как о фи­лософской дисциплине, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией исследующей свой срез рефлек­сивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бы­тию науки. Философия науки как направление современной фи­лософии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемо­логии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости на­уки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

    Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потреб­ность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. «Предметом философии науки, - как отмечают исследователи, - являются об­щие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исто­рическом развитии и рассматриваемых в исторически изменяю­щемся социокультурном контексте» 1 .

    В высказываниях ученых можно встретиться с утверждени-ем,что «аналитическая эпистемология и есть философия науки». Тем не менее многолетнее существование философии науки про­тиворечит этому взгляду, хотя бы потому, что она на протяжении

    Своего развития становилась все более и более исторической, а не аналитической. Существующее мнение относительно отождеств­ ления философии науки с аналитической философией, высказан­ное, в частности, отечественным исследователем А. Никифоро­вым 1 , великолепно парируется тезисом Р. Рорти: «Я не думаю, что все еще существует нечто, отождествляемое с именем «ана­литическая философия», за исключением некоторых социологи­ческих или стилистических деталей... Аналитическое движение в философии разработало диалектические следствия множества по­сылок, и сейчас мало что осталось делать в этой области» 2 .

    Как дисциплина философия науки испытывает на себе ог­ромное влияние философско-мировоззренческих концепций и те­оретических разработок, проводимых в рамках философии науки как современного направления западной философии. Однако цель ее - в интегративном анализе и синтетическом подходе к широ­кому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных инноваций, которые можно обнару­жить в авторских проектах современных философов науки. Се­годня для философии науки характерна тенденция содержателе ной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безличност-но, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов. Например, конвенции, как неустранимый элемент научного исследования, анализируются в контексте достижений Анри Пуанкаре - автора, считающегося родоначальником кон-венциализма. А отрицание идеала деперсонифицированного на­учного знания и утверждение значимости личностного знания обсуждается от имени творца и родоначальника данной концеп­ции Майкла Полани. От деятельности Венского кружка, возглав­ляемого Морицом Шликом, в философию науки как научную дисциплину перешло отношение к языку как к нейтральному сред­ству познания, термины которого служат для выражения резуль­татов наблюдений. Таким образом, мы сталкиваемся с принци­пиально иной питательной основой дисциплины, когда сама те­матика, концептуальный аппарат и стержневые проблемы обретают свой статус в контексте разработок и выводов конкретного ученого той или иной школы.

    Философия науки имеет статус исторического социокультур­ ного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы иссле­довательской деятельности. Философия науки, понятая как реф­лексия над наукой, выявила изменчивость и глубину методологи-.- ческих установок и расширила границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудро­сти науки. Если основная цель науки - получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человече­ства областей применения его интеллекта, в рамках которой ве­дется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех общественных убеждений. Человече­ство, ограниченное четырехмерным пространственно-временным ч Континуумом, в лице ученых не теряет веру в возможность по­стижения истины, бесконечного универсума. А из того, что чело­вечество должно быть достойно истины, вытекает великий эти­ческий и гуманистический пафос этой дисциплины.

    Соотношение философии науки с близкими ей областями на­ уковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отож­дествления последних или по крайней мере как нечто весьма род­ственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типо­логию поведения ученых в различных социальных системах, вза­имодействие формальных и профессиональных неформальных со­обществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а так­же конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах общественного устройства.

    Науковедение изучает общие закономерности развития и фун­кционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического государствен­ного регулирования науки, выработку рекомендаций по повыше­нию эффективности научной деятельности, принципов организа­ции, планирования и управления научным исследованием. Мож­но столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широ­кий и общий смысл и оно неизбежно становится междисципли­нарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

    Область статистического изучения динамики информацион­ных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия». Восходящая к трудам Прайса и его школы, она представляет собой применение методов математи­ческой статистики к анализу потока научных публикаций, ссы­лочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

    П. В. Копнин в свое время справедливо отмечал, что наукове­дение не может рассматриваться как самостоятельная комплекс­ная наука, ибо всякая наука должна иметь некоторую общую тео­рию, единый метод, проблематику или по меньшей мере некото­рый набор общих методов и проблем 1 . Науковедение, полагает П. Копнин, не располагает какой-либо общей теорией или набо­ром теорий. Нередко из поля его зрения выпадают собственно философские проблемы науки.

    В определении центральной проблемы философии науки су­ществуют некоторые разночтения. По мнению известного фило­софа науки Ф. Франка, «центральной проблемой философии на­уки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам» 2 . К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания кон­курирующих теорий или верований. «Я, - писал К. Поппер, - называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (^шйту) наши теории и веро­вания».

    Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно ши­рок, к ним можно отнести вопросы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научно­сти, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань фило­софских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста, раз­ вития научного знания (см. гл.IV, § 1).

    Можно разделить все проблемы философии науки на три под­вида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специ­фики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих прин­ципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необхо­димо наличие определенной мировоззренческой позиции.

    Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познаватель­ной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем.

    К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органич­ных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую ог­ромную роль играет философское мировоззрение в развитии на­уки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновени­ем античной математики и астрономии, коперниканским перево­ротом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Нью­тона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемо­логию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные ее границы следует рассматривать не как окончатель­ные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

    Типология представлений о природе философии науки пред­полагает различие той или иной ее ориентации, к примеру, онто­логически ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ориентированной (критический рационализм К. Поппера). Совер­шенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать проце­дурам анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй главным станет рассмотрение многообразных процедур научного исследования, как-то: обоснования, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.

    Иногда о философии науки говорят в более широком истори­ко-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на протяжении мно­говекового развития философии. Таким образом можно получить неокантианскую философию науки, философию науки неореализ­ма и пр. К версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориентации по-разному оценивают ста­тус науки в культурном континууме XX в. Сциентистская версия философии науки пытается освободить ее от свойственных ей не­достатков, заретушировать или оправдать их. Для нее также ха­рактерно стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию (сведение) качественно различных теорети­ческих структур к единому эмпиричеркому основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров.

    Антисциентистская версия философии науки, представленная именами К. Хюбнера, Т. Роззака, П. Фейерабенда, требует рав­ноправия науки и вненаучных способов видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы общественного со­знания, представляет собой отчужденное мышление и источник догматизма (см. гл. VII, § 7).

    По-разному оценивается и место философии науки. Некото­рые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, ос­новывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в фило­софии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связывают с фило­софией науки задачи методологического анализа, научного зна­ния (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи­лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вред­ную для нее и для общества (П. Фейерабенд).

    Весьма любопытна типология представлений о природе фи­лософии науки, предложенная Дж. Лоузи:


    • философия науки является мировоззрением, совместимым
      с научными теориями и основанным на них;

    • она связана с выявлением предпосылок научного мышле­
      ния и деятельности;

    • предполагает экспликацию понятий и теорий науки;

    • философия науки - метанаучная методология, определяю­
      щая, чем научное мышление отличается от ненаучного, какими
      методами должны пользоваться ученые в своих исследованиях,
      каковы необходимые условия корректности научного объяснения,
      в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных за­
      конов.
    К перечисленной типологии можно добавить еще одну очень важную особенность: философию науки следует понимать преж­де всего как область, в рамках которой предлагаются, изучаются и сравниваются модели развития науки.

    С точки зрения получившего широкое распространение деск­риптивного подхода философия науки есть описание разнообраз­ных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез «аи Ьос» (для данного, конкретного случая) до исследования по типу «сазе ЯасИез», ориентирующегося на анализ реального события в науке или ис­тории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступно­сти. И с этой позиции каждый мыслитель может внести свою лепту в развитие философии науки, всего лишь поделившись соб­ственными соображениями по поводу какого-либо этапа научного исследования. Однако такой подход имеет и свои недостатки, он мало концептуален и ведет к размыванию философии науки, ра­створению ее в простом описании фактов и событий научно-по­знавательной деятельности.

    Если выделить стержневую проблематику философии науки, то в первой трети XX в. она была занята:


    • построением целостной научной картины мира;

    • исследованием соотношения детерминизма и причинности;
    изучением динамических и статистических закономерностей.
    Внимание привлекают также и структурные компоненты на­
    учного исследования: соотношение логики и интуиции; индук­
    ции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования; тео­
    рии и факта.

    Вторая треть XX в. занята анализом проблемы эмпирическо­го обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего ее здания фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим, как соот­носится их онтологический и инструментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретической нагруженности опыта. Заяв­ляют о себе сложности процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.

    В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное по­нятие научной рациональности, обостряется конкуренция различ­ных объяснительных моделей развития научного знания, попы­ток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание при­обретают критерии научности, методологические нормы и поня­тийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к историзации науки, выдвигается требование соотношения философии науки с ее ис­торией, остро встает проблема универсальности методов и проце­дур, применяемых в рамках философии науки. Пользуется ли историк методами, вырабатываемыми философией науки, и что дает методологу история науки, как соотносятся историцистская и методологическая версии реконструкции развития науки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу воп­рос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки, ее нейтральности.

    Громкий лозунг, предвосхищающий «смерть традиционной философии науки», не означает ничего иного, как существование тех или иных ее параметров в рамках конкретно-исторического периода времени, и затем изменение их в другой. Когда филосо­фию науки связывают с программами, идущими от эмпиризма Ф. Бэкона и рационализма Р. Декарта, то обилие концепций фи­лософии науки XX столетия неизбежно приводит к выводу о «смер­ти» традиционной философии науки. Но если согласиться со столь радикальной установкой, то неизбежно возникнет вопрос: что придет или уже пришло на смену той, ушедшей философии на­уки? Существует точка зрения, утверждающая, что после смерти традиционной философии науки ее заменит когнитивная социо­логия науки. Последняя будет начинаться с решения вопроса о консенсусе - согласии между учеными. И, конечно же, подверг­нет принципиальной критике стандартную теорию науки. Стан­дартная концепция науки уверена, что наблюдения адекватны ре­альности и исключают эмоциональность, предрассудки и интел­лектуальную предубежденность ученых. В этом она противоре­чит самым простым истинам психологии. Наблюдения не могут быть оторваны от наблюдателя и не могут быть пассивны. На деятельность ученых мощно влияют глубинные психологические факторы, оказывают давление механизмы социальной детерми­нации.

    Современная философия науки выступает в качестве недоста­ющего звена между естественнонаучным и гуманитарным знани­ем и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать вни­мание на философский план любой проблемы, а следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на пробле­му целостности научного знания и его динамики, развития.
    Глава I

    Наука в культуре современной цивилизации

    §1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание

    Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

    Когда разграничивают научное, основанное на рациональнос­ти, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не явля­ется чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в опреде­ленных интеллектуальных сообществах, в соответствии с други­ми (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признава­емого в качестве научного, например, астрология старше астроно­мии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания:


    • паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­
      ческим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -
      около, при) знания включает в себя учения или размышления о
      феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки
      зрения критериев научности;

    • лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и
      предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как
      дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической дея­
      тельностью психики творца, которого в обиходе величают «мань­
      яком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выде­
      ляют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к оп­
      ровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное
      знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенно­
      стью является то, что оно не может быть объединено парадигмой,
      не может обладать систематичностью, универсальностью. Лже­
      научные знания пятнами и вкраплениями сосуществуют с науч:
      ными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и
      развивается через квазинаучное;

    • квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­
      цев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как пра­
      вило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где
      невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен
      идеологический режим. В истории нашей страны периоды «три­
      умфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как
      квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование киберне­
      тики и т.п.;

    • антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­
      щее представления о действительности. Приставка «анти» обра­
      щает внимание на то, что предмет и способы исследования проти­
      воположны науке. Это как бы подход с «противоположным зна­
      ком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении
      общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый
      интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной не­
      стабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, прин­
      ципиального избавления от антинауки произойти не может;
    псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном че­ловеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

    Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обы­денного знания, которое производится повседневно и является ис­ходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыс­лия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что стано­вятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, кото­рые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

    Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и при­меты, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездо­казательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не тре­ бует предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.

    Другая его особенность - принципиально бесписьменный ха­рактер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольк­лор каждой этнической общности, лишь фиксируют этот факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных по­нятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повсед­невного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Ибо уче­ный, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

    Иногда обыденное знание определяют посредством указания на общие представления здравого смысла или неспециализиро­ванный повседневный опыт, который обеспечивает предваритель­ное ориентировочное восприятие и понимание мира.

    К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимае­мых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над по­вседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вес­ти себя в соответствии со свободно принятыми игровыми норма­ми. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман парт­нера. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет ка­чества и возможности человека, позволяет раздвинуть психоло­гические границы общения.

    Особую разновидность знания, являющегося достоянием от­дельной личности, представляет личностное знание. Оно ставит­ся в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельнос­ти. Коллективное знание общезначимо или надличностно и пред­полагает наличие необходимой и общей для всех системы поня­тий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально су­ществующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевид­ный факт, что науку делают люди и что искусству или познава­тельной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно дости­гается лишь в общении с мастером.

    Особую форму вненаучного и внерационального знания пред­ставляет собой так называемая народная наука, которая в настоя­щее время стала делом отдельных групп или отдельных субъек­тов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жре­цов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выс­тупала как этнонаука. В эпоху доминирования классической на­уки она потеряла статус интерсубъективности и прочно располо­жилась на периферии, вдали от центра официальных экспери­ментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от на­ставника к ученику. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. Несмотря на то, что в народной науке видят ее огромную проницательность, ее час­тенько обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

    Примечательно, что феномен народной науки представляет предмет специального изучения для этнологов, которые и назы­вают таковую «этнонаукой», сохраняющей в этнических обрядах и ритуалах формы социальной памяти. Очень часто деформация пространственно-временных условий существования этноса при­водят к исчезновению народных наук, которые обычно не восста­навливаются. Они жестко связаны с передающимся от поколения к поколению рецептурным и рутинным, неписаным знанием зна­харей, целителей, ворожей и пр. Принципиальная модификация мировоззрения блокирует весь рецептурно-рутинный комплекс све­дений, наполняющих народную науку. От ее развитой формы в распоряжении последующих поколений в этом случае могут ос­таться лишь какие-либо реликтовые ее следы. Прав М. Полани, отмечая, что искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, остается безвозвратно утраченным. Этому мож­но привести сотни примеров; подобные потери, как правило, не­восполнимы.

    В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое зна­чение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека», человек, в свою очередь, как орга­ничная его частичка, через которую постоянно проходят силовые линии мирового круговорота. Считается, что народные науки об­ращены, с одной стороны, к самым элементарным и с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.

    Поскольку разномастная совокупность внерационального зна­ния не поддается строгой и исчерпывающей классификации, мож­но встретиться с выделением следующих трех видов познаватель­ных технологий: паранормальное знание, псевдонаука и девиан- тная наука. Причем фиксируется некая эволюция от паранормаль­ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свидетель­ствует о развитии вненаучного знания.

    Широкий класс паранормального знания включает в себя уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм. Для описания способов получения информации, выходящий за рамки науки, кроме термина «паранормальность» используется термин «внечувственное восприятие» - ВЧВ или «парачувстви-тельность», «пси-феномены». Оно предполагает возможность по­лучать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непос­редственным физическим способам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстра­сенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение. Телепатия предполагает обмен инфор­мацией между двумя и более особями паранормальными спосо­бами. Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фо­тография и т.п.). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

    Заслуживает внимания то, что в настоящее время исследова­ния паранормальных эффектов ставятся на конвейер науки, кото­рая после серий различных экспериментов приходит к следую­щим выводам:


    1. с помощью ЭСВ можно получить значимую информацию;

    2. расстояние, разделяющее испытуемого и воспринимаемый
      объект, не влияет на точность восприятия;

    3. использование электромагнитных экранов не снижает каче­
      ства и точности получаемой информации, и под сомнение мо­
      жет быть поставлена существовавшая ранее гипотеза об элек­
      тромагнитных каналах ЭСВ. Можно предполагать наличие
      какого-то другого, например, психофизического канала, при­
      рода которого не ясна.
    Вместе с тем сфера паранормального знания имеет особенно­сти, которые противоречат сугубо научному подходу:

    Во-первых, результаты парапсихических исследований и эк­
    спериментов, как правило, не воспроизводимы повторно;

    Во-вторых, их невозможно предсказать и прогнозировать.
    Современный философ науки К. Поппер достаточно высоко

    Ценил псевдонауку, отмечая, что наука может ошибаться, а псев­донаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой значимый вывод: если некоторая теория оказывается не­научной - это не значит, что она не важна.

    Для ■севдаиаучвого знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов». Ко всем этим априорным условиям присоединяется свойство исследова­ния через истолкование. Привлекается материал, который содер­жит высказывания, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. По форме псев­донаука - это, прежде всего, рассказ или история о тех или иных событиях. Такой типичный для нее способ подачи материала на­зывают «объяснением через сценарий». Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на коррек­тировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.

    Термин «девиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются, как правило, люди, име­ющие научную подготовку, но по тем или иным причинам выби­рающие весьма расходящиеся с общепринятыми представления­ми методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само направ­ление, обладают довольно-таки кратковременным периодом су­ществования.

    Иногда встречается термин анормальное знание, которые не означает ничего иного, кроме того, что способ получения знания либо само знание не соответствует тем нормам, которые считают­ся общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Анор­мальное знание можно разделить на три типа.

    Первый тип возникает в результате расхождения регуляти-
    вов здравого смысла с установленными наукой нормами. Этот
    тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедея­
    тельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а при­
    влекает к себе внимание в ситуации, когда действующий инди­
    вид, имея профессиональное образование и специальные науч-

    " ные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуаци­ях общения с младенцами и пр.).

    Второй тип возникает при сопоставлении норм одной пара­дигмы с нормами другой.

    Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.

    Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные его формы, сле­довательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется со­временно мыслящими учеными, понимающими всю ограничен­ность рационализма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также от­казывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни каза­лись. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажут­ся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

    Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, вы­ход из которого может подсказать вненаучное знание. К вненауч-ным же дисциплинам относят те, практика которых опирается на внерациональные или иррациональные основания - на мистичес­ких обрядах и ритуалах, мифологических и религиозных пред- ставлениях. Интерес представляет позиция современных филосо­фов науки и, в частности, К. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внут­ри самой науки.

    Развитие подобной позиции можно связать и с именами Т. Роз-зака, и Дж. Холтона. Последний пришел к выводу, что в конце прошлого столетия в Европе возникло и стало шириться движе­ние, провозгласившее банкротство науки. Оно включало в себя четыре наиболее одиозных течения ниспровергателей научного разума:


    1. Течения в современной философии, утверждавшие, что ста­
      тус науки не выше любого функционального мифа.

    2. Малочисленную, но довольно влиятельную в культуре груп­
      пу отчужденных маргинальных интеллектуалов, например
      А. Кестлера.

    1. Настроения научного сообщества, связанные стремлением
      отыскать соответствия между мышлением «Нового века» и
      восточным мистицизмом, найти выход из интеллектуально­
      го анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти».

    2. Радикальное крыло научного направления, склонного к выс­
      казываниям, принижающим значение научного знания, типа
      «сегодняшняя физика - это всего лишь примитивная модель
      подлинно физического» 1 .
    Мнение о том, что именно научные знания обладают боль­шей информационной емкостью, также оспаривается сторонни­ками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что предлагает наука, должно выдержать жесткую проверку на дос­товерность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истин­ная информация может оказаться за пределами науки.

    Иногда вненаучное знание именует себя как «Его величество» иной способ истинного познания. И поскольку интерес к много­образию его форм в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии инженера и ученого значительно сни­зился, то напряжение, связанное с тенденцией размыва науки, возросло.

    На особое отношение претендует религиозное знание, кото­рое базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писа­ния, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.

    Вера в отличие от знания есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значи­мости. Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одоб­рения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние она требует от человека соблюдения тех принципов и моральных пред­писаний, в которые он верит, например, в справедливость, в нрав­ственную чистоту, в мировой порядок, в добро.

    Понятие веры может полностью совпадать с понятием рели­гии и выступать как религиозная вера, противоположная рацио­нальному знанию. Поэтому соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заме­нить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, экономики. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досозна-тельная связь субъекта с миром предшествовала появлению зна­ния. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным фантастическим восприятием мира. Рели­гиозное знание предполагает не доказательство, а откровение и основывается на авторитете догматов. Откровение трактуется как дар и как результат напряженного самоуглубления и постиже-.ния истины.

    Название: Философия науки в вопросах и ответах.

    Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена “История и философия науки” (”Философия науки”), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.2004.
    В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
    Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

    Основная цель, которую ставили авторы при подготовке предлагаемого учебного пособия, состояла в том, чтобы в вопросно-ответной форме (и по возможности кратко) рассмотреть главные идеи философии науки. Философия науки - относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в XX в. и эффективно развивается в наше время - как в западной, так и в отечественной философии.
    Активная и плодотворная научная разработка проблем философии науки, важные фундаментальные результаты, полученные в ходе исследования феномена науки, привели к необходимости широкого включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы.
    В этой связи в крупных университетах открываются кафедры «История и философия науки» («Философия и методология науки»), создан академический журнал «Эпистемология и философия науки», на философских конгрессах и конференциях работают секции по проблемам философии науки, издаются учебники и учебные пособия и т.д.

    Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
    1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? 5
    2. Как ученые объясняют природу философии науки? 7
    3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? 9
    4. Является ли научное знание единственной формой знания? 11
    5. Что такое девиантное и анормальное знания? 15
    6. В чем специфика обыденно-практического познания? 17
    7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? 19
    8. В чем заключается специфика игрового познания? 21
    9. Что такое личностное знание? 22
    10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? 24
    11. Как соотносятся философия и наука? 28
    12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? 30
    13. Имеет ли философия практическую значимость? 33
    14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? 34
    15. Чем различаются наука и искусство? 37
    16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? 39
    17. Какие существуют классификации современных наук? 42
    18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? 45
    19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? 47
    Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 51
    20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? 51
    21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? 53
    22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? 55
    23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? 58
    24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? 60
    25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? 61
    26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? 63
    27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? 67
    28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? 71
    29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? 74
    30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? 77
    31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? 81
    32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? 84
    33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? 87
    34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? 93
    35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? 95
    36. Что такое технические науки и какова их специфика? 98
    37. Как происходило формирование технических наук? 101
    38. Как взаимосвязаны наука и техника? 103
    Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 105
    39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? 105
    40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? 107
    41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? 109
    42. В чем состоит специфика теоретического познания? 111
    43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? 113
    44. Что такое проблема? 114
    45. Каковы особенности гипотезы? 116
    46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? 119
    47. Какие существуют виды (типы) теорий? 121
    48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? 124
    49. Что такое научный закон? 126
    50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? 130
    51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? 133
    52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? 138
    53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? 141
    54. Какова структура научной картины мира? 143
    55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? 145
    Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 148
    56. Что такое динамика научного знания? 148
    57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? 150
    58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? 152
    59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? 155
    60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? 156
    61. Каково значение первичных теоретических моделей? 157
    62. Как протекает процесс формирования законов? 160
    63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? 161
    64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? 163
    65. Можно ли говорить о логике научного открытия? 165
    66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? 170
    67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? 172
    68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? 175
    69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? 177
    70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? 180
    71. Зависят ли деформации науки от идеологии? 184
    72. Каковы общие закономерности развития науки? 185
    Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 194
    73. Что такое метод и методология? 194
    74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? 197
    75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? 200
    76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? 202
    77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 208
    78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 211
    79. Каковы основные функции философии в научном познании? 213
    80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? 219
    81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? 222
    82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? 225
    83. Что такое каноны индукции? 229
    84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? 231
    85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? 233
    86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? 234
    87. Что такое понимание? 236
    88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? 238
    Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 241
    89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? 241
    90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? 243
    91. Как понималась рациональность в античной философии? 244
    92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? 246
    93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? 248
    94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? 249
    95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? 250
    Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ 253
    96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? 253
    97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? 258
    98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? 261
    99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? 264
    100. Свободна ли наука от ценностей? 267
    101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? 270
    102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? 272
    103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? 274
    104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? 277
    105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? 280
    106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? 284
    Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ 287
    107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? 287
    108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? 291
    109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? 296
    110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? 298
    111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? 300
    112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? 303
    113. Каковы основные идеи Х.Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? 308
    114. Каковы основные особенности современного социального познания? 311
    115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? 317
    116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? 322
    Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 327
    117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? 327
    118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? 331
    119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? 334
    120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? 337
    ЛИТЕРАТУРА

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Философия науки в вопросах и ответах - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Основы философии. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др.

    15-е изд., стер. - М. : 2015. - 232 с.

    Простым и доступным языком изложены основы философии, раскрыты такие ее важнейшие проблемы, как бытие, человек и общество, сознание, познание. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения и программе дисциплины «Основы философии». Для студентов среднего профессионального образования, преподавателей, а также для всех приступающих к изучению философии.

    Формат: pdf

    Размер: 8,3 Мб

    Скачать: drive.google

    Оглавление
    Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
    Глава 1. Предмет философии 5
    Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли 20
    Раздел II. БЫТИЕ
    Глава 3. Бытие как философская проблема 31
    Глава 4. Субстанция 42
    Глава 5. Материя 45
    Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
    Глава 6. Природа человека и смысл его существования. Человек и Космос 55
    Глава 7. Свобода и ответственность личности. Ценности 75
    Глава 8. Общество как условие и продукт деятельности людей 90
    Глава 9. Культура и цивилизация 106
    Глава 10. Человек перед лицом глобальных проблем 120
    Раздел IV. СОЗНАНИЕ
    Глава 11. Человек и его сознание 129
    Глава 12. Сознание и общество 145
    Глава 13. Общественное сознание и его структура 154
    Раздел V. ПОЗНАНИЕ
    Глава 14. Сущность и формы познания 167
    Глава 15. Наука и научное познание 187
    Глава 16. Методы научного познания 208

    Правильно и осознанно ориентироваться в сложных процессах, происходящих в современном мире* невозможно, если опираться только на здравый смысл, воспринимающий мир, не проникая в суть процессов и явлений. Необходима способность разумного мышления, которая не является врожденной и которой надо обучаться. Философия - лучшая школа такого обучения. Она обладает методами постижения глубин человеческого бытия в мире, заставляя размышлять о том, о чем здравый смысл даже не догадывается.
    Философия существует более 25 веков, а потому ни один учебник не в состоянии раскрыть и передать все богатство и многообразие решаемых ею проблем.
    Замысел авторов учебника - дать самое общее представление о проблемах, методах, языке философии, ее понятиях и категориях, ее многовековой истории. При этом авторы старались изложить философские проблемы простым и ясным языком, но не в ущерб научному содержанию.

    Читайте также: