Работы дионисия. Дионисий иконописец биография кратко

Годы жизни Дионисия (1440 – 1508 гг.) пришлись на период серьёзных религиозных разногласий. И мастерство художника послужило объединению и усилению единства Московии. Фрески в Ферапонтовом монастыре, выполненные артелью Дионисия, и дошедшие до наших дней стали подтверждением высочайшего мастерства и создания собственного стиля в иконописи.

Ряд работ икон с клеймами Дионисия, рассказывающие о значимых событиях в жизни святых или изображающих более подробно библейское событие, нарисованных при этом на одном полотне также стали почитаемы христианами. Одна из таких его икон «Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием», и сейчас находится в Прилуцком монастыре г. Вологды.

Каждый символ, цвет, формы, расположение образов имеют значение и смысл в иконографии. С их помощью авторы передают всю полноту события или житие святого.

Самые известные иконы Дионисия

Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.

Перед этой иконой молятся о даровании сердечного, искреннего покаяния

О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.

Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.

Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.

Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах. Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались.

На сегодняшний день

Местом где находится икона Дионисия «Христос, спускающийся в ад» стал «Русский музей», исторический комплекс в городе Санкт – Петербург, основанный по распоряжению Александра III и начавший свою деятельность в 1895 году по указу Николая II.

За несколько лет до своей кончины Дионисий переезжает в Белозерье вместе со своими сыновьями, ставшими преемниками ремесла своего отца, где во славу Божью создают одну из лучших храмовых росписей в Ферапонтовом монастыре. Комитет ЮНЕСКО по вопросам творческого наследия в 2000 году включил это произведение росписей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Иконы – это не просто изображения святых или нарисованные сюжеты, убранство храмов и монастырей. Они оживают и отвечают на наши просьбы, если сердце действительно верует, стремится к духовной чистоте и разговору с Богом и святыми.

Молитва

Молитва Святой Пасхе:

О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый, преславный и спасительный день святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь на земли радуется и веселится, и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет в мрачныя души и сердца наша и просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, якоже новая тварь о Тебе. И тако просвещении Тобой изыдем священоснии во сретение Твое, исходящу Тебе из гроба яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев, зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы красного паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный Свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дионисий – русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке.

Родился великокняжеский художник и «иконник» Дионисий, в семье знатного мирянина, в 1430-1440 гг. В синодике Кирило-Белозерского монастыря перечислен «род Дионисия-иконника», это князья и ордынский царевич – Пётр, за которых молился Дионисий. Восприемниками иконописного ремесла Дионисия были его сыновья, живописцы Владимир и Феодосий. Дионисий писал храмовые росписи - «фрески» и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов - «иконы». Согласно древнерусским летописям известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича.

Московские князья стремились утвердить своё главенство среди других русских княжеств, доказать право преемственности на власть после русского города Владимира. В 1326 году митрополит Пётр перенес в Москву из Владимира митрополичий двор. Тогда же в Московском кремле был заложен храм во имя Успения Богородицы, в жертвеннике которого, разместили гробницу митрополита Петра, не дожившего до окончания строительства Успенского собора. Успенский собор, который строили в Кремле с 1472 года псковские мастера Кривцов и Мышкин и довели «уже почти до сводов» рухнул из-за плохой извести: «И была о том печаль великая великому князю Иоанну Васильевичу…» Иван III дал поручение русскому послу в Италии Семёну Толбузину пригласить для строительства итальянского зодчего. Приехать в Москву согласился известный инженер и архитектор из Болоньи Аристотель Фиорованти.

В 1475 году в Московском кремле был заложен фундамент «нового взамен прежнего» Успенского собора по проекту приглашённого итальянского зодчего. «Чудно было видеть, еже три года делали, во едину неделю и меньше еже развалили…», удивлялся летописец. «Бысть та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством, такова же прежде не бывала на Руси».

Собор, игравший важную роль в жизни государства Московского, украшался с особым великолепием. Иван Васильевич увидал работу «иноков Дионисия и Митрофана» в соборе Рождества пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря в Боровске (близ Калуги) и пригласил талантливого иконописца Дионисия в Москву для росписи Успенского собора. Дионисий с помощниками «попом Тимофеем, Ярцем да Коней» расписали фресками (водяными красками по сырой штукатурке) своды алтарной части собора. Когда впервые после росписи в Успенский собор Кремля зашли царь, бояре и духовенство, то «видя превеликую церковь и многочудную роспись, мнили себя, как на небесах стоящими…»

В настоящее время в Успенском соборе Московского кремля сохранились фрески Дионисия XV века: «Поклонение волхвов», «Похвала Богородице», «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок севастийских мучеников», несколько сцен из жизни святого апостола Петра и фигуры «преподобных святых мучеников» на пред алтарной стене собора. Одна из сохранившихся двадцати фресок – «Алексей человек божий» изображает святого преподобного Алексия с золотым нимбом над головой, в подпоясанной рубахе со скрещёнными на груди руками». Образ человека божьего Алексия позволяет видеть в авторе самого Дионисия». Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.

Из икон работы Дионисия в иконостасе Успенского собора Московского кремля сохранились две больших иконы митрополитов: «митрополит Алексий с житием» (хранится в ГТГ) и «митрополит Пётр с житием» (музеи Московского кремля). На святителе митрополите Петре, был митрополитом 1308-1326 гг. изображено парадное парчовое одеяние «саккос», украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Икона «Митрополит Московский Пётр» работы Дионисия имеет клейма по периметру иконы, с сюжетами из жизни первосвятителя Русской православной церкви: о его учёбе, жизни в монастыре и посвящению в степени церковной иерархии до сана митрополита и участии в строительстве Успенского собора Кремля. Особенностью колористического новаторства Дионисия в написании икон митрополитов Алексея и Петра является «усиление цветом», одного оттенка, т.е. наложение одного оттенка красного слоя поверх другого. Таким образом, форма строится плоскостями, усиливая эти способом впечатление от созданного образа митрополита Петра и митрополита Алексея в их больших житийных иконах из Успенского собора.

Кроме житийных икон митрополитов Петра и Алексия, одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.

После Москвы в 1480-1490-е годы творческая биография Дионисия была связана с Иосифо-Волоколамским монастырем, где он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя иконописную артель со своими сыновьями живописцами Владимиром и Феодосием. Втроём работа спорилась, было создано 90 икон. В летописи эти работы названы «вельми прекрасными». Сохранились в Иосифо-Волоколамском монастыре остатки росписи алтарной преграды с композициями Вселенских соборов.

К этому же времени относится икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, «привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожар 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворной константинопольской «Одигитрии».

Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию. Поясной образ Богоматери с младенцем на её левой руке исполнен на большой доске, по своим пропорциям приближающейся к квадрату, с широкими полями, предназначенными для оклада. Изображение матери и младенца фронтальные, лик Марии слегка повёрнут вправо. В верхних углах иконы полуфигуры архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Возле изображений архангелов надписи с их именами. Слева над плечом Богоматери надпись с названием образа «Одигитрия». Левой рукой Младенец Христос держит свиток, упирающийся в колено. Именно эти иконографические особенности отличали чудотворную константинопольскую «Одигитрию», погибшую в 1453 году от других чтимых Богородичных образов».
В настоящее время икона «Богоматерь Одигитрия» 1482 года, написанная Дионисием по старому образцу, находится в музеях Московского кремля.

Для Иосифо-Волколамского монастыря в 1484-1485 гг. Дионисием была написана подобная византийскому образцу икона «Божией матери Одигитрии» (путеводительницы). Грандиозность размеров иконы и монументальность образа делали образ своей заступницей с её строгой величавостью и суровой репрезентативностью.

Дионисий был лично знаком с Иосифом Волоцким и поддерживал с ним отношения. Умудренный жизненным опытом, вслед за иконописцем Андреем Рублёвым, Дионисий размышлял над иконописно-мировозренческими проблемами, пытаясь осмыслить назначение человека, его путь к совершенству. Иосиф Волоцкий был сторонником празднично-декоративного искусства с пышными церемониальными церковными обрядами, характерными для великокняжеского двора. Но «проникновенным лиризмом своего творчества, душевным благородством своих героев Дионисий близок к оппоненту Иосифа в идеологической борьбе – премудрому старцу Нилу Сорскому, учившего, что совершенного человека бог «ангелом равна показывает».

Таковы есть все святые на иконах Дионисия. Все исследователи творчества Дионисия отмечают особую светоносность и сияющую чистоту красок этого иконописца. Дионисий по праву считается непревзойдённым мастером цвета. Чистота и особая прозрачность, т.н. светоностность красок присуща росписям Дионисия. Особенно это очевидно во фресках Ферапонтова монастыря на севере России. В историю древнерусского искусства Дионисий вошёл как непревзойдённый мастер, создавший знаменитые росписи Ферапонтова монастыря на Белоозере, Вологодского края, куда приезжают люди со всего мира посмотреть на чудо.

Так, уже конце своей жизни, около 1500 года, Дионисий, московский мастер, крепко связанный с традициями последователей московской иконописной школы Андрея Рублева, уезжает с сыновьями на север, в Белозерье в глухой Ферапонтов монастырь, чтобы сотворить «во славу Господа» одно из лучших своих творений.

На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стенопись этого собора грандиозна, – 600 кв. метров, которые были расписаны за короткий срок. Согласно тексту летописи, сохранившейся на откосе северной двери собора Рождества Богородицы, в Ферапонтово, его расписал: «иконник Дионисий со своими чада» с 6 августа по 8 сентября 1502 года следущего лета. В росписях храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре иконописец Дионисий как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую мягкость, сияющую чистоту. Плавность линий придает росписи музыкальность.

Кроме величественных стенных росписей из Ферапонтова монастыря сохранилось 17 икон, деисусного и пророческого чинов иконостаса церкви Рождества пресвятой Богородицы. Иконы этого иконостаса работы мастера Дионисия с сыновьями, хранятся в разных музеях: Русском музее-ГРМ, в Третьяковской галерее- ГТГ и Белозерском музее. Кроме иконы Господа Иисуса Христа, иконостас Рождественской церкви включал в себя иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, святых Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, архангелов, апостолов, святителей, мучеников и столпников.

Несмотря на внутреннее единство образов для одного иконостаса Роджественской церкви Ферапонтова монастыря, иконы имеют индивидуальные характеристики. Это объясняется большой самобытностью и возвышенностью образов святых, созданных Дионисием. После его смерти, многие годы его последователи и ученики украшали храмы в «стиле мастера Дионисия». Все эти разбросанные географически святые образы работы «иконника Дионисия» и его школы узнаются по внешним признакам. Это особая лиричность образов, их утонченность, ритмичность и музыкальность.

Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь иконописца Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502-1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его старший сын Владимир. О втором сыне известно, что «живописец Феодосий, сын Дионисия», украшал «Книгу пророков» 1497 года и знаменитое «Евангелие 1507 года»: «писец Никон, златописец Михаил Медоварцев живописец Феодосий, сын Дионисия». Живописец Феодосий, сын Дионисия, копировал несколько сот миниатюр Радзивиловской летописи. Эти утончённые иллюстрации Феодосия отличаются особым изяществом рисунка и утончённой нарядностью колорита».

Творчество иконописца Дионисия - ликующая светлая песнь в красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту, - явилось ярким выражением созидания Святой Руси, расцвета православной культуры и искусства эпохи XV-XVI вв. когда Московское государство утверждало свое могущество.

6 августа 1502 года Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря. Источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.

Радостное страдание

«Распятие» - икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим... Богоматерь высится... И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Житие на двоих

Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М.В. Алпатов: «По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».

Царственные нищие

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.

Строгая царица

«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».

Дотронуться до чуда

Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!».

Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет». На переднем плане слева - апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам, его фигура выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

Победа света над тьмой

Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, - ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», - поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.

Множество миров в одном

Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

«Спас в силах» - центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается, в основном, на Откровение Иоанна Богослова, и образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Екатерина Оаро

И мя Дионисия стоит в ряду самых знаменитых иконописцев Древней Руси. Он достиг славы при жизни, его высоко ценили современники и ценят потомки, летописец называет его “изящным и зело хитрым в русской земли”.

СКУПЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Документальных свидетельств о жизни Дионисия сохранилось немного, но они дают возможность проследить его биографию достаточно подробно.

Дионисий происходил из рода “боярских детей” Квашниных, его предки еще в конце XIII в. выехали из Киева в Москву на служение к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Среди предков Дионисия упоминается и царевич Ордынский Петр, потомок чингизидов, принявший православие в Москве.

Даты рождения и смерти Дионисия определить точно невозможно, но, судя по косвенным источникам, он родился около 1440 года, а умер после 1510-го. В отличие от большинства иконописцев Древней Руси, которые были монахами, Дионисий был семейным человеком, известны имена его жены (Мария) и сыновей - Владимир и Феодосий. Сыновья Дионисия также были иконописцами и работали вместе с ним.

В житии Пафнутия, составленном архиепископом Вассианом, мы находим сведения о первой работе Дионисия - росписи Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в период между 1466–1477 гг. Там сказано, что соборную церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре расписывали старец Митрофан и Дионисий. Летописец называет их “живописцами, пресловущими паче всех в таковом деле”. Митрофан, монах московского Симонова монастыря, назван первым, следовательно, он был старшим, считается, что он был учителем Дионисия, обучившим его навыкам иконного ремесла.

Уже в конце 1470-х гг. Дионисий работает в Москве, выполняя важные заказы великого князя и митрополита, что говорит о высоком статусе мастера. Благодаря своему таланту Дионисий оказался в самом центре культурной жизни Руси своей эпохи.

XV столетие называют золотым веком русской иконописи, оно начинается Андреем Рублевым, и Дионисий его завершает. Творчество Дионисия - это последняя вершина великой иконописной традиции Древней Руси, можно сказать, лебединая песня древнерусской иконы. После Дионисия иконописание медленно, но неуклонно теряет свой высокий духовный накал, чистоту стиля и верность канону. Да и эпоха, в которую жил великий иконописец, тоже в определенной степени стала началом конца Древней Руси.

СИМВОЛЫ ЭПОХИ

При все при том эпоха Ивана III (1461–1506) была блестящей. Это период собирания русских земель под главенством Москвы, формирования культуры уже не раздробленной, а централизованной Руси. По существу, происходит становление новой страны, которая получает и новое имя - Россия.

После падения Византии славянский мир, теснимый турками, с надеждой и упованием смотрел на Русь, которая в 1480 г. окончательно освобождается от монголо-татарского ига и становится независимым государством. Иван III женится на Софье (Зое), племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, и на русском гербе появляется двуглавый византийский орел. Этот брак дал русскому государю основание считать себя наследником Византийской империи. Старец Фелофей из псковского Елиазарова монастыря порождает теорию “Москва - третий Рим”, которую быстро подхватили в столице. Ивана III стали величать не только “государем и самодержцем всея Руси”, но и “новым царем Константином”.

Политические преобразования сопровождаются расцветом искусства, которое воспринимается уже не как свидетельство духовных завоеваний, а как демонстрация державного величия.

В 1471 г. Иван III совершил поход на Новгород, где жестоко расправился с древней вольницей северной столицы, упразднил новгородское вече, казнил десятки боярских семей, несогласных с присоединением к Москве. В том же году он начинает грандиозное строительство в Кремле.

Прежде всего государь решает перестроить Успенский собор, заложенный еще митрополитом Петром в начале XIV в. Новому государству нужен новый собор, соответствующий грандиозным замыслам Ивана III. Новый собор планировали построить на 2,5 м шире старого. Однако псковские мастера Кривцов и Мышкин, которым поручили строительство, не справились со своей задачей - стены, возведенные до высоты сводов, обрушились. Тогда государь посылает посольство в Италию, и вскоре в Москву из Болоньи приезжает Аристотель Фьораванти, знаменитый зодчий и талантливый инженер.

Фьораванти блестяще справился с поставленной задачей, построив собор, внешне вполне соответствующий образу русского храма: он повторил типологические черты владимирского Успенского собора - пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурный пояс, перспективные порталы, щелевидные окна. При этом собор Фьораванти грандиознее, а главное, просторнее древнерусских сооружений. Итальянский зодчий создал совершенно оригинальный интерьер - высокий, светлый, со свободным зальным пространством, наполненным воздухом и светом благодаря высоким сводам и круглым колоннам, заменившим тяжелые четырехгранные опоры, на которых обычно лежали своды в древнерусских храмах.

Новый Успенский собор стал символом новой эпохи. Так Иван III за два века до Петра I “в Европу прорубил окно”, и вслед за Фьораванти из Италии в Москву прибыли Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари, Антонио и Марк Фрязины и другие архитекторы. Они отстроили половину Кремля да и за его стенами построили немало.

В 1479 г. новый Успенский собор торжественно освятили, а в 1481 г., как сообщает летопись, по благословению архиепископа Вассиана “мастера Дионисий, поп Тимофей, Ярец да Коня” написали иконы для его иконостаса. Здесь Дионисий выступает уже как первый и главный мастер, которому доверен важный государственный заказ. За эту работу артель иконописцев, возглавляемая Дионисием, получила огромную по тем временам сумму - 100 рублей.

ЖИТИЙНЫЕ ИКОНЫ СВТ. ПЕТРА И АЛЕКСЕЯ

Для Успенского собора Дионисий создал две житийные иконы живших в XIV веке святителей московских Петра и Алексея, заложивших духовные основы московского княжества. Иконы крупного размера, их высота более 2 м, при этом их монументальный характер не подавляет зрителя. В них торжествует строго выстроенная гармония как основа божественного закона.

Клейма, окружающие средник, абсолютно равны между собой, являясь идеальными квадратами. Клейма уподобляются блокам камня, из которых слагаются стены духовного “дома” русской церкви. Верхние клейма - предвозвестие этого созидания, нижние - жизнь после смерти, посмертные чудеса и прославление, итог праведной жизни. Верхние и нижние клейма почти не имеют разделений на отдельные сцены и сливаются в горизонтальные ленты, символизируя поток благодатной жизни святителя.

Митрополит Петр с житием. Начало XVI в. Успенский собор, Москва

Ключевое значение в замысле имеет то, что иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов. Клейма, связанные с житием митрополита Петра: закладка первого Успенского собора - основание Московской митрополии (слева) и толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты как будущей славы Москвы (справа). Клейма, связанные с житием митрополита Алексея: беседа с Сергием Радонежским и отказ Сергия принять митрополичий сан - утверждение истинного нестяжательного монашества (слева) и закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех - значение духовной власти как фундамента государства (справа).

При этом клейма воспринимаются не как отдельные эпизоды жития, но как непрерывно развивающийся единый процесс - деяние. Обе иконы должны были явить духовные основания русской церкви. Необычен и колористический строй икон. Поражает обилие сияющего и абсолютно чистого без примесей белого цвета. Дионисий - первый мастер, который использует белый в таком количестве и без цветных лессировок, что заставляет воспринимать образы святителей как источник света, как символ духовного просвещения.

Дионисий.
Митрополит Алексей с житием.
1480-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Житийные иконы были известны на Руси, но прежде русская иконопись не знала столь полной, структурно устроенной житийной иконы, какой она предстала в работах Дионисия. Обогатившаяся к началу ХVI в. целым сонмом новых святых, русская церковь осознавала себя не только единственным независимым православным государством, но “Святой Русью” как сонмом подвижников, молитвенно предстоящих на небесах за земное отечество. И в этом смысле житийные иконы Дионисия представляют собой идеальный образ святого: в центре дается фигура святого, молитвенно предстоящего Богу, а на полях располагаются клейма со сценами его жития.

В иконах московских святителей мы видим, что Дионисий к 1480-м гг. сформировался как мастер яркого художественного дарования. Это понимали и его современники. Еще автор жития преп. Пафнутия подчеркивает, что Дионисий был “не точию иконописец, паче же живописец”. Действительно, Дионисий отличается от других древнерусских мастеров особой эстетической утонченностью: он использует более богатую колористическую гамму, его рисунок точен и изящен, удлиненные пропорции придают фигурам особую легкость, линия звучит, как натянутая струна, а композиции построены на четком ритмическом чередовании линий и пятен.

Многие исследователи отмечают музыкальность Дионисия. В иконах и фресках мастера ощущается большая степень свободы, при этом иконописный канон он не разрушает, но углубляет его и как бы расширяет его диапазон.

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ

Об уважении Дионисия к своим предшественникам свидетельствует икона Богоматери Одигитрии 1482 г. из Вознесенского монастыря, усыпальницы московских княгинь. Крупные размеры, статичность и торжественность образа выдает икону более раннего времени, причем византийского происхождения. Икона эта горела, и Дионисию было поручено ее восстановить. Обычно потемневшую или попорченную икону поновляли, то есть писали поверх старой живописи новый образ, который только повторял прежний сюжет. Но Дионисий подошел к заказу иначе - он постарался сохранить первоначальный образ. Мастер восстанавливает даже греческую надпись “Одигитрия”.

Богоматерь Одигитрия.
1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

При первом же взгляде на икону нас поражает глубина и цельность образа. Пурпур одеяний Марии, воспринимающийся плотным нерасчлененным пятном, контрастирует с золотым сияющим хитоном Младенца. Оба цвета символизируют царственность - перед нами Христос Вседержитель и Царица Небесная. Икона принадлежит к типу Одигитрии - Путеводительницы, которая издавна почиталась как покровительница Константинополя и императорской династии Палеологов. Видно, Дионисию этот заказ был дан не случайно: при Иване III было важно подчеркнуть связь Константинополя и Москвы, царьградская святыня должна была освящать новое Русское государство.

Особенность образа хорошо видна, если мы сравним икону из Вознесенского монастыря с другими богородичными иконами, написанными Дионисием, например с иконой, созданной в 1502–1503 гг. для иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (ныне в Русском музее).

Это тоже Одигитрия, но образ совершенно иной по характеру и эстетике. В нем ярко проявилась художественная свобода и тонкий колористический дар Дионисия. Царственный пурпур мафория Богоматери не так тяжел и украшен широкой золотой каймой и бахромой, на отвороте видна бирюзовая подкладка. При этом мафорий несколько более привычно раскрыт на груди, позволяя зрителю видеть точеную шею Марии, а также синюю далматику с роскошным золотым оплечьем.

Облачения Христа написаны редко используемым ярко-оранжевым цветом, символизирующим золотые одежды первосвященника и царя, но золотое сияние редким оттенком как бы смягчено. Облачения Спасителя также украшены широкой орнаментальной каймой. Детский лик Христа серьезен и даже строг, но в нем есть и обаяние детства. Художник явно любуется тонкими чертами лика Богоматери и изящным жестом поднятой вверх руки с тонкими пальцами. Обычно жест Одигитрии указывает на Младенца, здесь жест Богоматери напоминает благословение, хотя по канонам благословляет Христос.

Дионисий.
Богоматерь Одигитрия.
1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Такой элемент в русских и греческих иконах встречается крайне редко, но его можно видеть в итальянских Мадоннах последней трети XV в. При дворе Ивана III было много итальянцев. Работая в Кремле, Дионисий общался с ними и мог видеть подобные изображения, которые они наверняка привозили с собой. Итальянское влияние в архитектуре этого времени хорошо изучено, не исключено оно и в живописи, и совершенно естественно, что первым его улавливает именно Дионисий, стоявший в самом центре художественных исканий эпохи.

ТЕНДЕНЦИИ РАСКОЛА

Нил Сорский

Не будучи монахом, Дионисий тесно был связан с монашеской братией, он работал для многих монастырей, не только для московских, столичных, но и для отдаленных северных обителей - Ферапонтова, Кириллова, Павло-Обнорского, Иосифо-Волоколамского. Круг его заказов позволяет считать, что художник был включен в духовную дискуссию эпохи - спор нестяжателей, последователей Нила Сорского, и иосифлян, предводителем которых был игумен Волоколамского монастыря, Иосиф.

В то время как государство набирает силу и объединяет русские земли вокруг Москвы, в церковной среде усиливаются иные тенденции, не единения, а раскола. Расцвет русской духовности исихастского толка, пришедшийся на рубеж XV–XVI вв., омрачен серьезными разногласиями в среде монашества, обнаружившими первые признаки духовного кризиса.

Традиция “умного делания” (как русские называли аскетическую исихастскую практику) связана прежде всего с деятельностью выдающегося подвижника Нила Сорского, прошедшего на Афоне школу молитвы и созерцания. Нил считал нормой монашеской жизни не общежитие, а уединенную скитскую жизнь, не внешнюю аскезу, построенную на беспрекословном послушании духовному отцу, а разумную и сознательную жизнь в бедности и чистоте, ведущую к глубинному духовному совершенствованию личности.

Нил Сорский - выдающийся духовный деятель, глава церковного движения нестяжателей. Происходил из рода Майковых, родился ок. 1433 г. Был образован, еще до поступления в монастырь занимался переписыванием книг. Монашеский постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Совершил путешествие на Восток - в Палестину, на Афон, в Константинополь. На Афоне познакомился с опытом созерцательной монашеской практики, продолжающей традиции исихастов.

По возвращении на Русь (между 1473 и 1489 г.) основывает скит на реке Соре, предается уединенной созерцательной жизни и постижению книжной мудрости. Приобретает славу великого старца, и вскоре вокруг него собираются ученики. Нил дает своей монашеской общине Устав скитского типа, наподобие некоторых афонских келий, отличный от повсеместно распространенной в это время киновии (общежития). По его Уставу жизнь братии организуется на основах принципиальной бедности и жития в скитах (малых уединенных общинах), связанных друг с другом лишь духовным отцом и общим богослужением по большим праздникам.

Нил Сорский имел большой авторитет в церкви, участвовал в нескольких соборах, которые, в частности, решали вопросы борьбы с еретиками. Славился мягким отношением к религиозному инакомыслию, был противником силового воздействия на еретиков, а уж тем более смертной казни. На соборе 1503 г. выступил против монастырских землевладений, которые к этому времени составляли треть всех земель государства. Утверждал, что богатство развращает монашествующих, которые дают при постриге обет бедности, а в монастырях живут в имущественном неравенстве.

При этом Нил Сорский был противником строгой аскезы и самоистязаний, а также телесных наказаний, распространенных в это время в монастырской практике. Иночество, считал он, должно быть духовным, а не телесным, оно требует не умерщвления плоти, а духовного сосредоточения и внутреннего самосовершенствования. Как духовный руководитель он требовал от иноков не механического послушания, а сознательного следования воле Божьей, не отказываясь от личной свободы, а следуя авторитету “божественных писаний”. Изучение Священного Писания и молитва - вот главные обязанности монаха. Выступал против излишеств: в храмах не поощрял роскошных облачений, золотых окладов на иконы. Чем создавать богатство в церкви, лучше раздать его нищим, писал он.

Нил Сорский оставил большое рукописное наследие, свидетельствующее о его незаурядном богословском и литературном даре, хорошем знании святоотеческого наследия. Оппоненты Нила Сорского - иосифляне, сторонники сильных и богатых монастырей, после долгой борьбы победили, но это было уже после его смерти (1508), тем не менее его авторитет остался в церкви весьма высоким. Но его последователи, которых называли “заволжские старцы”, были обвинены в ереси и разгромлены. Среди них: князь-инок Вассиан Патрикеев, Матфей Башкин, Феодосий Косой и др. Точная дата канонизации Нила неизвестна, но уже в XVI в. он поминается как святой.

Иосиф Волоцкий

Духовными оппонентами нестяжателей были митрополит Геронтий и игумен Боровского, а затем Волоцкого монастыря Иосиф, стоявшие за монашество иного типа - общежительного, деятельного, с крепким монастырским хозяйством. Последователи этой позиции стали называться иосифляне.

Иосиф Волоцкий происходил из рода Саниных, родился в 1439/1440 г. Учился грамоте в Воздвиженском монастыре, монашеский постриг принял в Пафнутьев-Боровском. После смерти преп. Пафнутия стал игуменом монастыря. Ввел здесь строгий общежительный устав, но, встретив отпор братии, оставил монастырь. Сменив несколько монастырей, основал собственный монастырь - Волоколамский.

Устав Иосифа Волоцкого отличался особой строгостью, главной добродетелью инока считалось беспрекословное послушание настоятелю, власть которого ничем не ограничивалась. Жизнь монахов подчинялась жесткому регламенту, четко поделенному между богослужением и физическим трудом.

В монастыре были большие угодья, на которых трудились крестьяне, приписанные к обители. Имущество монастыря считалось общим, но распределялось далеко не поровну. При этом Иосиф большое значение придавал благотворительности и помощи бедным. Имел жесткое мнение о еретиках, в своих сочинениях не только их обличал, но и призывал казнить, приводя как положительный пример испанскую инквизицию.

Был ярким духовным писателем и полемистом. В составленный им сборник “Просветитель” вошло 16 обличительных глав, в которых он обрушивался с критикой не только на еретиков, но на всякие “мнения”, в частности, на воззрения заволжских старцев. Был близок к великому князю, отстаивал идею богоизбранности власти, писал, что государь “подобен во всем прочим людям, а властию - подобен Богу”. Умер в 1515 г. Канонизирован в 1579 г.

Негативные последствия раскола скажутся на всей русской истории последующего времени. Эта внутрицерковная борьба отразилась и на состоянии искусства, что особенно будет заметно во второй половине XVI столетия.

Дионисий был знаком со многими участниками этой драмы. Мы точно не знаем, какую позицию в этом споре он занимал, но его искусство свидетельствует о многом: гармония, к которой стремился мастер в своем творчестве, была одинаково взыскуема в эти годы всеми.

В 1484 г. Дионисий был приглашен расписать храм Волоколамского монастыря. Иосиф Волоцкий был учеником и постриженником преп. Пафнутия Боровского, и даже некоторое время игуменствовал в Боровском монастыре, там он и познакомился с иконописцем.

Иосиф Волоцкий высоко ценил работы мастера, считается, что именно Дионисию адресовано “Послание иконописцу”, вошедшее в его сборник “Просветитель”. И впоследствии Дионисий выполнял заказы Иосифа Волоцкого. Предполагают, что около 1504–1506 гг. он писал иконы для Богоявленской церкви и трапезной Иосифо-Волоколамского монастыря. В описи Волоколамской обители значилось 87 образов мастера. Однако ни об одной из этих работ Дионисия ничего не известно. Монастырский собор был перестроен в XVII в., а иконы бесследно исчезли.

НОВЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП

Исследователи считают, что после пребывания в Иосифо-Волоколамском монастыре Дионисий отправляется в далекое и долгое, почти десятилетнее путешествие по афонским и, по-видимому, сербским и болгарским монастырям. В этой поездке он многое увидел и узнал, и это сказалось на его творчестве - в частности, заметно расширяется круг сюжетов, появляются новые образы.

После путешествия Дионисий работал на Севере, где в основном располагались нестяжательные обители. Так в 1500 г. Дионисий был приглашен в Павло-Обнорский монастырь для создания иконостаса в соборном храме Св. Троицы.

Троицкий монастырьрасположен на Севере, близ Вологды. Основан в 1414 г. учеником преп. Сергия Радонежского Павлом Комельским (Обнорским, умер в 1429 г.). В 1505–1516 гг. деревянный собор был заменен каменным, иконостас перенесен в новый храм. Но за долгую историю монастыря из этого иконостаса сохранились только четыре иконы: “Спас в силах” из деисусного чина, “Распятие” и “Уверение Фомы” из праздничного и “Успение Богоматери” из местного. Монастырь принадлежал к кругу нестяжательных, поэтому размеры иконостаса весьма скромны, однако живопись Дионисия составляет подлинное богатство, ценность которого, видимо, его заказчики хорошо понимали.

Успение Богоматери.
1500. Вологодский государственный музей-заповедник

Одной из самых интересных икон этого ансамбля является “Распятие” (ныне в ГТГ). В небольшой по размеру иконе проявилась вся мощь художественного дарования мастера и глубина его духовного понимания образа. На узкой доске Дионисий создает композицию, в которой преобладают вертикальные, устремленные вверх линии. Фигура Христа, распростертая на кресте, подобна стеблю растения, тело не имеет ничего общего с материальностью или естественными пропорциями. Остальные фигуры повторяют этот ритм устремляющегося вверх движения.

Дионисий.
Распятие.
1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Здесь выражена не агония и страдание Христа, а его победа над смертью, что симолизирует сияющий золотой фон иконы. Жест раскинутых рук Христа - это жест любви, распахнутые миру объятия.

В иконах “Уверение Фомы” и “Успение Богоматери” из того же Павло-Обнорского монастыря Дионисий подчеркивает ту же идею победы над смертью, воплощая это в тончайшей графике линий и звучных красках.

ВРЕМЯ ЗРЕЛОСТИ

1500-е гг. - период зрелости мастера. Для его произведений становятся характерными идеально найденная, ритмически выстроенная композиция, уравновешенность форм и линий, гармония и разнообразие колорита, сплавленность цвета и света. Во всем своем величии талант мастера раскрылся в росписи храма, где множество образов составляют точно организованный и звучащий как многоголосый хор или даже симфонический оркестр ансамбль.

Дионисий расписал не один храм, но большинство фресок не дошло до нас. К счастью, достаточно хорошо и полно сохранились фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря, которые по праву считаются вершиной творчества Дионисия. Это последняя документально засвидетельствованная его работа, здесь он работал со своими сыновьями - Владимиром и Феодосием.

В северной части храма сохранилась надпись: “В лето 7-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подп… а церковь, а кончена на 2 лето месяца сентябреа в 8 на Рождество Пречистыя владычицы нашеа Богородицы Мариа при благоверном великом князе Иване Васильевиче всеа Руси и при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писцы Дионисие иконник с обоими чады. О владыко Христос всех царю, избави их господи мук вечных”.

Храм Рождества Богородицы, представляющий собой образ вселенной, наполнен многоразличными композициями, это целый живописный космос. Вытянутые силуэты фигур, изысканные нежные и прозрачные цвета, четкий ритм сцен - все это создает впечатление цветения, которым хочется без конца любоваться.

Если искусство древних мастеров, прежде всего Феофана Грека и Андрея Рублева, именуют богословием в красках, то Дионисий, несомненно, гимнография в красках. В основе программы росписей положен Акафист Пресвятой Богородицы - песнопение, прославляющее Богоматерь как вершину творения и знамение спасения.

Ферапонтов монастырь - небольшая, но весьма живописная обитель на берегу Бородаевского озера в Вологодской области. Монастырь основан преп. Ферапонтом Белозерским, учеником преп. Сергия Радонежского. Ферапонт, в миру - Федор Поскочин, выходец из боярской семьи г. Волоколамска, был постриженником Симонова монастыря. Вместе со свом другом преп. Кириллом Белозерским покинул обитель и ушел на Север, в Белозерье. В 1398 г. он основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был его игуменом. Затем был вызван великим князем в Можайск, где основал Лужецкий монастырь. Скончался преп. Ферапонт в в глубокой старости.

Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Затерянный в вологодских лесах Рождественский монастырь продолжали создавать ученики Ферапонта, и он достиг расцвета в середине XV в. при игумене Мартиниане. В 1488 г. в монастыре случился пожар, пострадали многие постройки, особенно деревянный собор. Его разобрали и построили новый, каменный. В 1502 г. монахи пригласили в обитель артель иконописцев во главе с Дионисием для украшения нового храма фресками.

Фрески западного портала

Известно также, что для этого монастыря Дионисий с сыновьями писал иконы в иконостас, сегодня часть этих икон хранится в Третьяковской галерее, часть - в Русском музее.

Одна из наиболее интересных икон этого ансамбля - “Воскресение Христово (Сошествие во ад”) (Русский музей).

Икона крупных размеров (136,5 х 99) и образ, на ней написанный, отличаются своей масшабностью. Это своего рода космическая панорама Воскресения. Дионисий изображает не только как Спаситель выводит из мрачной бездны ада Адама и Еву, первых людей, царей, пророков, праведников... В верхней части иконы мы видим, как ангелы воздвигают крест на вершине вселенной, чтобы орудие смерти стало отныне знамением славы Божьей. В нижней части иконы разверзается бездна ада, где ангелы связывают побежденного сатану.

Дионисий. Воскресение Христово (Сошествие во ад).
Около 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перед нами развернута панорама духовной битвы между силами зла (сатаной, бесами как темными силами преисподней) и силами добра (ангелами, небесным воинством, составляющим славу Христа). Мы видим, как от ангельской свиты Христа к каждому демону бездны тянется длинное поражающее копье или луч света. Причем если у бесов мы видим надписи “неразумие”, “вражда”, “ненависть”, “скорбь” и др., то у ангелов, наполняющих полупрозрачную бирюзовую мандорлу-сияние вокруг Христа, на зерцалах написаны добродетели: “мир”, “радость”, “вера”, “любовь” и т.д. Таким образом, зритель сможет наглядно видеть, какие добродетели уничтожают какие грехи. Все это заставляет вспомнить писания отцов-исихастов, аскетов и подвижников, учивших духовной брани.

ПОСЛЕДНЯЯ ИКОНА

Спасо-Прилуцкий монастырь - еще одна северная обитель, для которой работал Дионисий. Для этого монастыря он создал образ преп. Дмитрия Прилуцкого, который можно считать идеальным образом монаха-исихаста. Это последняя из известных икон Дионисия. Косвенной датой ее создания признается 1503 г., летопись сообщает о встрече иконы в Вологде в этом году.

Преподобный Дмитрий Прилуцкий в житии.
Начало XVI в. Вологодский государственный музей-заповедник

Дмитрий Прилуцкий - один из крупных духовных деятелей плеяды Сергия Радонежского. Родом преподобный из Переславля-Залесского, из купеческой среды, принял монашеский постриг. Основал Никольскую обитель на берегу Переславского озера, которую часто навещал Радонежский игумен. Никольский монастырь часто посещал также московский князь Дмитрий Иванович, он же пригласил преп. Дмитрия быть восприемником при крещении его детей.

Видимо, не желая быть близким к светской власти и платить за это своей независимостью, Дмитрий уходит в вологодские леса и близ селения Анежа строит новую обитель, которую посвящает Воскресению Христову. Но, встретив сопротивление местных жителей, уходит в Вологду и в трех верстах от города основывает еще одну обитель, посвящая ее Спасу (ныне известна как Спасо-Прилуцкий монастырь). Здесь Дмитрий дожил до глубокой старости и умер в 1391 г. Житие его составлено ок. 1440 г. прилуцким игуменом Макарием на основе рассказов игумена Паисия, ученика Дмитрия.

Иконы преподобных - основателей монастырей получают распространение в русской живописи на рубеже XV–XVI столетий. Однако строй этой иконы отличается даже от написанных Дионисием икон московских митрополитов. В среднике, на золотом фоне, поясное изображение св. Дмитрия. Очертания его силуэта напоминают пирамиду с широким основанием или гору. Символика камня, горы как образа восхождения к небу - типично монашеская (вспомним гору Афон, Синай - места восхождения подвижников к горнему миру). В клеймах иконы образ горы, напротив, редок (присутствует только в трех клеймах), но его использование всегда связано с основанием монастыря.

Самый частый в клеймах архитектурный мотив - пирамида, столп, палата с островерхой крышей - тоже вряд ли случаен. Это также темы монашеских сочинений, где монах сравнивается со столпом, его служение - со строительством и т.д.

Гамма средника определяет цветовую структуру иконы, основанную на золотистых и теплых коричневых, зеленовато-желтых и красно-коричневых оттенках. В колорите доминируют темные глубокие цвета и сияние золота, все время сталкивающиеся между собою. Контрастное решение цвета, символика форм связаны с замыслом иконы, где преп. Дмитрий выступает как основание монашества, мудрый учитель, духовный “трудник”, продолжатель духовного делания преп. Сергия Радонежского.

НЕИЗРЕЧЕННАЯ КРАСОТА

Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, в которой, как уже упоминалось, работали его сыновья Владимир и Феодосий. В летописях и других документах эпохи встречаются и другие имена. Считается, что Дионисий решал композицию, основные цветовые акценты. В иконописном лексиконе такой мастер именуется “знаменщиком” – он начинает и заканчивает работу, как правило, пишет и личное письмо, что считается самым основным в иконописном образе. А помощники писали все остальное (так называемое доличное): делали роскрышь одежд, писали палаты, горки, дерева. Дионисий как главный мастер затем исправлял написанное, чтобы всё привести к гармонии.

Такой артельный метод создания ансамблей и отдельных икон весьма характерен для эпохи. И поэтому многие иконы Дионисия имеют атрибуцию “Дионисий и мастерская” или “круг Дионисия”. Средневековые мастера вообще иначе относились к авторству, считая, что главный Художник и Зодчий - Бог, творящий мир по законам красоты и гармонии, а иконописец – лишь кисть в руке Божественного Мастера. Тем не менее заслуга Дионисия именно в том, что он создал школу, воспитал целую плеяду мастеров, успешно работавших после его смерти не одно десятилетие.

Влияние Дионисия на русскую иконопись не ограничивается только кругом его учеников и работавших непосредственно с ним мастеров, оно весьма значительно, так как поднимает само иконописное творчество на небывалую эстетическую высоту. Искусство Дионисия многогранно: с одной стороны его стиль очень индивидуализирован, узнаваем, привлекателен, но в нем есть черты, которые легко стали общими для искусства рубежа XV–XVI вв. Это - удлиненность пропорций, высветленность колорита, хрупкость и бестелесность образов.

Например, икона “Ростовские чудотворцы и Сергий Радонежский”, происходящая из Ростова, написана не Дионисием, но в ней черты дионисиевского стиля совершенно очевидны. Этот стиль становится на какое-то время очень востребованным.

Ростовские чудотворцы и преподобный Сергий Радонежский.
1540-е. Ростовский музей-заповедник

Творчество Дионисия и его учеников завершает большую эпоху в истории древнерусской живописи. В XVI в. церковное искусство переживает определенный расцвет, но это скорее движение вширь, чем вверх или вглубь. Дионисий - последний великий мастер, связанный с исихастской традицией. Как мирянин он не был, видимо, аскетом и молитвенником, но через своих духовных наставников (Пафнутия Боровского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого и др.) он жил в этой духовной атмосфере.

Искусство Дионисия отличает особая интонация: его образам легко находятся аналогии в гимнографии и литургической поэзии. Такое качество и определяет его особое место в ряду исихастской живописной традиции: искусство Феофана Грека можно сравнить с пламенной проповедью, у Андрея Рублева - это тихая созерцательная молитва, у Дионисия - песнопение и славословие.

Иконописцы XVI века будут более ценить общее, чем частное, каноническое, чем художественное, традиционное, чем новаторское.

Конечно, ни Рублев ни Дионисий не были новаторами в современном понимании этого слова, они не изобретали новые формы, но стремились выразить неизреченную красоту и вечный смысл, который открывается в Священном Писании и Предании церкви.

В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.

Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих <...> паче всех в таковом деле".

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисус-ный чин, то есть самая ответственная часть работы. Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия.

С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Во-лоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

Много работ выполнил Дионисий для Ио-сифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина - составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из "полотенец" - своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию - деисус.

В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом ("Покров", "Собор Богородицы", "О Тебе радуется", "Страшный Суд" и др.). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.

Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.

Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерско-го, Димитрия Прилуцкого и др. Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи.

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы "круга", или "школы", Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.

Распятие. 1500. Яичная темпера


Алексий, митрополит Московский с житием. Начало XVI в. Яичная темпера


Евангельские сцены. Роспись на северном своде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска


Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска

Читайте также: