Сценарий беседы и план консультаций для родителей детей с овз. Формы и методы работы с родителями обучающихся с овз

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей) , из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

  • с нарушением слуха (слабослышащие) ;
  • с нарушением зрения (слабовидящие) ;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма) ;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями) .

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.

Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

  • Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
  • Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя) ;
  • Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.) ;
  • Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.) ;
  • Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина) ;
  • Катание на велосипеде;
  • Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон» , «Ударь как мышонок» );
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.) .

Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку) .

Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии» . Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза» .

Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.) .

Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки) . Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи) .

Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею» . Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось) .

Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды) . Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место) .

Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.) . Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие) .

При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:

1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию) .

Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон» .

2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.) .

Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе» .

3. Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает) .

В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.

Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня) . В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

ДЦП у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Поражение имеет непрогрессивную природу, что не ведет к дегенерации мозга. Оно является следствием одноразовой травмы головного мозга и не прогрессирует. Поражение происходит еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период. Признаки заболевания появляются, как правило, уже в первый год жизни ребенка.

Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия.

Основные причины ДЦП у детей

Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

В зависимости от различных участков мозга, подвергнувшихся повреждению, и соответственно от особенностей двигательных нарушений различают разные формы ДЦП:

  1. Спастический церебральный паралич, подразделяющийся на диплегию и гемиплегию;
  2. Дискинетический (экстрапирамидный) ДЦП, при котором выделяют атетоидную (гиперкинетическую) и атактичную формы;
  3. Смешанные формы.

Существуют различные методы диагностики ДЦП, в том числе еще в период беременности. В последнее время отмечается тенденция учащения случаев заболевания ДЦП: 1-3 случая на каждую тысячу новорожденных. Группу риска составляют недоношенные и дети с низким весом. Причем новые методы спасения и лечения таких младенцев приводят к увеличению заболеваемости их церебральным параличом.

К сожалению, восстановление нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе невозможно: дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы остаются практически вне терапии. Но все же существует лечение ДЦП, при котором действия направлены на помощь больному и облегчение состояния. Такой ребенок должен научиться приспосабливаться к жизни. И ведущая роль в адаптации ребенка с ДЦП принадлежит несомненно родителям.

Наберитесь терпения и никогда не опускайте руки! Многие детки счастливо проживают свои жизни с этим страшным диагнозом. Помогите им в этом!

Аутизм у детей

Жизнь под стеклянным колпаком

Существует мнение, что аутизм не психическое заболевание, а расстройство развития. Считается, что нельзя вылечить окончательно, но терапия на ранней стадии, поможет ребенку преодолеть некоторые ограничения. Персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» имеет мало общего с жизнью людей, страдающих аутизмом. Они обычно обращают на себя внимание своим необычным поведением.

Свой маленький мир - симптомы аутизма

Большая часть родителей заявляет, что в начале развития не замечали у детей каких-либо отклонений. Подозрение, что «что-то не так» обычно возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Ребенку очень трудно общаться с внешним миром. Он не говорит (или перестает говорить), не понимает обращенные к нему жесты, а иногда даже простые слова. Любое изменение в окружающей обстановке или в ежедневных ритуалах вызывает панику, потому что мир становится для него все менее понятным. Аутичные дети обычно привязываются к объектам и определенному порядку, поэтому они могут истерично реагировать на ремонт, изменение цвета стен в его комнате или отклонение от обычного маршрута в школу.

Одним из признаков аутизма , дающем о себе знать у многих больных, является выполнение стереотипных движений, таких как покачивание, размахивание руками. Попытки вмешаться в их поведение могут вызвать гнев. Ребенок не умеет наладить контакт с окружением, сторонится других детей. Он создает свой собственный мир, как будто живет под стеклянным колпаком. Остальные люди живут для него слишком быстро и непредсказуемо.

Причины аутизма - загадка природы

Хотя аутизм был описан более 60 лет назад, до сих пор не ясно, что является причиной проблемы. Существует гипотеза, что он может возникнуть вследствие минимального повреждения головного мозга в области мозжечка (нарушения иногда можно увидеть на томографии). Возможно, это связано с протеканием беременности. Говорится также о влиянии окружающей среды - гипотеза предполагает, что аутизму способствует отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи полагают, что в развитии этого расстройства могут играть роль генетические факторы. Независимо от причин аутизма , ясно одно - родители должны внимательно наблюдать за ребенком и в случае «подозрительного» поведения как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Лечение аутизма - важно не упустить время

Ранняя диагностика и терапия приносит значительные улучшения у детей. Тяжесть симптомов аутизма может быть большей или меньшей. В последнем случае терапия дает очень хорошие результаты. К сожалению, не существует никаких конкретных тестов, которые могут однозначно определить страдает ли ребенок аутизмом. Единственный способ диагностики - внимательное наблюдение за малышом дома, на детской площадке, среди ровесников. Опытные терапевты, психологи и психиатры могут диагностировать и в какой-то мере помочь избавиться от сложностей, связанных с аутизмом . В таком случае применяется индивидуальная терапия к каждому маленькому пациенту. Не существует единого метода, лечения аутизма . Терапия призвана улучшить функционирование центральной нервной системы ребенка. Это кропотливая работа для родителей, педагогов, психологов, терапевтов, логопедов. Конечно, дети не должны быть изолированы от общества – общение в детском садике или школе очень важно. Исследования показывают, что более 30 % людей с аутизмом приобретают социальные навыки, которые позволяют им работать и вести довольно самостоятельную жизнь.

Аутизм - не игнорируйте проблему

Аутизм у детей может диагностировать только специалист (например, психолог или психиатр), но некоторые симптомы должны насторожить в первую очередь родителей. Вот они:

  • Задержка развития речи - ребенок не лепечет до 12 месячного возраста, не говорит первых слов до 18 месячного возраста.
  • Не пытается выразить свои потребности - ни словом, ни жестом, не отзывается на имя.
  • Не обращает внимания, когда кто-то показывает ему что-нибудь. Указывает только на то, что его интересуют, на такие объекты может смотреть часами.
  • Ребенок редко улыбается другим людям. Имеет неразвитую мимику.
  • Предпочитает одиночество. Игнорирует людей или неадекватно реагирует на них.
  • Не подражает поведению сверстников, не принимает участия в играх с другими детьми. Такие дети часто используют игрушки необычным способом.
  • Повторяет одни и те же движения – качает головой, бегает по кругу, принимает странные позы.
  • Порою производит впечатление глухого. Необычно реагирует на звуки.
  • Кроме того, стоит обеспокоиться, если ребенок утрачивает ранее приобретенные социальные и языковые навыки.

Советы для родителей детей с ОВЗ

5 (100%) 3 голосов

Наталья Черачева
Консультация для родителей «Мой ребёнок - инвалид»

Консультация для родителей к проведению Декады инвалидов .

«Мой ребёнок – инвалид » .Воспитатель : Черачева Н. А.

Под категорию инвалидов детства попадают дошкольники с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Это могут быть различные уродства и недостатки физического развития, а могут быть внешне неразличимые аномалии, о которых не подозревают сами больные.

Умственное, психическое развитие таких детей ничем не отличается от развития их сверстников. Более того, эти дети не по возрасту рассудительны, чаще других обладают признаками одаренности. Например, во время приступов астматического удушья пишут отнюдь не детские стихи или, будучи прикованными к инвалидному креслу , чудесно лепят из глины, делают оригинальные рисунки. Природа как бы компенсирует то, что не додала этим ребятишкам.

Дошкольники даже с неявными признаками инвалидности к трём-четырём годам начинают осознавать своё отличие от окружающих детей и взрослых. Поэтому формирование их внутреннего Я приобретает специфический характер. Процесс освоения ими социальных норм и правил зачастую имеет оттенок сверхкомпенсации. На людях дети-инвалиды демонстрируют чрезмерную покладистость, стараются всё делать, как положено, всячески стремятся избегать всевозможных нарушений. Тем самым они пытаются доказать окружающим, что ни в чём не уступают, что они не хуже их.

Дети, находящиеся в постоянном контакте с детьми-инвалидами , быстро привыкают к особенностям их облика и поведения, с ними охотно общаются, проявляют искренний интерес. Поэтому проблема в большей степени заключается в негативных установках родителей и ближайших родственников детей-инвалидов . Мамы и папы этих ребятишек часто испытывают чувство вины перед своими отпрысками за то, что не смогли наградить их полноценным здоровьем. Став затяжным, это чувство может выражаться в особой озабоченности судьбой своего ребёнка , гиперопеке или чрезмерном потакании его капризам. Другим выражением этой проблемы является депрессия, которая сопровождает периоды ухудшения состояния больных детей.

Работа с семьёй – важная составная часть социально-психологической помощи детям-инвалидам . Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их. К сожалению, помощь семьям у нас обычно ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация – не менее важная часть социальной работы с детьми-инвалидами , и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители .

Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребёнок- инвалид , разводы – вполне обычное явление, причём происходят они чаще по инициативе мужчины. Работа с семьёй мобилизирует и сплачивает её членов, способствует скорейшему обзаведению ещё одним малышом, если инвалидом является первенец .

Родители , испытывая страх за судьбу малыша, предают его ребёнку . Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дошкольники приобретают черты нервозности, издёрганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребёнок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид » ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чём-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжёлыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей , стремящихся оградить своих отпрысков от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви , но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребёнка . Малышу предстоит дальнейшая не самая лёгкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дети, о которых идёт речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьёзно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под постоянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нём самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребёнка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Публикации по теме:

Гиперактивный ребёнок. Консультация для родителей ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Консультация для родителей Педагог-психолог Олесова Ю. В..

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит» В последнее время наблюдается достаточно устойчивая тенденция к тому, что активная речь у детей появляется позже, чем это было 15 - 20 лет.

Консультация для родителей «Если ребёнок вас обманывает» Как помочь ребёнку и почему он правде вдруг предпочитает ложь. Прежде чем начать лгать преднамеренно ребёнок часто врет, не понимая этого.

Консультация для родителей «Активный ребёнок - здоровый ребенок» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Консультация для родителей: «Если ребёнок агрессивен» Идеальный ребёнок – мечта всех родителей. Каждый хочет, чтобы его ребёнок вёл себя хорошо и слушался. Но увы, это не всегда получается.

Первый этап консультирования

Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, сталкивается с тем, что традиционные позитивные семейные ценности оказывается трудно реализовать. Именно эти ограничения становятся предметом обсуждения на первых стадиях консультирования. Этот этап работы с семьей зарубежные коллеги часто называют инсталляцией надежды. Ниже приведен перечень основных стереотипов родителей, на которые может натолкнуться специалист в ходе семейной терапии и обсуждении вопросов подготовки к семейной жизни.

Дети вырастают и покидают дом, давая тем самым родителям свободу – Многие дети с тем или иным видом инвалидности, наоборот, скорее всего, будут нуждаться в усилении заботы и внимания. Некоторые из них не смогут быть достаточно сильными для того, чтобы покинуть родителей и стать самостоятельными. Прямым следствием такой установки становится сопротивление родителей вмешательству со стороны специалистов.

Дети – лучшее вложение в обеспечение будущего . Для многих родителей характерно «экономическое» отношение к собственным детям. Само по себе это отношение обладает рядом изъянов, но инвалидность, как и любая другая серьезная болезнь, заставляет серьезно пересмотреть планы на будущее. Однако убежденность в том, что дети – лучший банковский вклад, остается на уровне общего отношения и даже обостряется. Многое из запланированного ранее (до рождения ребенка или получения им травмы) может стать недоступным. В этой ситуации родители могут повести себя двояко: они могут отказаться видеть объективные ограничения, связанные с инвалидностью ребенка, или, наоборот, и семья, и ребенок приучаются жить, не загадывая далеко на будущее. В любом случае, именно эта установка провоцирует внутреннюю неприязнь к ребенку - носителю болезни.

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Социальные службы и специалисты не могут помочь, если речь идет о ситуации инвалидности («Если это нельзя полностью исправить, зачем нужна помощь?»). Многие родители, когда сталкиваются с проблемой, полностью изменяющей их прежнюю жизнь, отказываются от помощи, считая, что в такой ситуации ни они, ни другие не могут помочь и изменить стуацию к лучшему.

Когда ребенок болен, родители должны пожертвовать собой. Родители способны на бессмысленные жесты , например, уйти с работы, чтобы больше времени посвящать ребенку. В случае обострения болезни или усиления признаков инвалидности родители «наказывают» себя, запрещая обычные семейные радости.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи . Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

На втором этапе консультирования специалисту, скорее всего, придется включиться в «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит , и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?».

Психопросвещение как метод работы с семьей

Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка и приемам помощи основывается на обобщении данных, полученных в ходе предыдущих этапов работы . Теоретическая информационная часть материала должна иллюстрироваться теми фактами, которые специалист выявил на стадии оценки. Чтобы психопросвещение не стало формальностью, специалист может использовать библиотерапию и терапию посредством просмотра художественных фильмов.

В фокусе внимания психопросвещения чаще всего оказывается чувство вины родителей, со-зависимость и упреки со стороны членов семьи друг другу. Психопросвещение в первую очередь направлено на формирование рефлексии родителей относительно природы своих деструктивных чувств. Важно дать родителям почувствовать, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса расширения ресурсной базы. Возможно, члены семьи сумеют перераспределить нагрузку, связанную с уходом и воспитанием ребенка, найти пути вовлечения всех членов семьи в воспитание ребенка. В центре внимания должна находиться эмоциональная жизнь каждого из членов семьи. Ниже предложено две методики оздоровления эмоциональной жизни семьи.

Кресло идентичности

Итак, как же говорить с родителями ребенка о его проблемах? Удачной моделью становится «кресло идентичности» исследователя Дж. Лэйка, который применил эту модель в работе с детьми и родителями, пережившими утрату. Основу личности человека предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант может начать рисовать модель перед родителями, начав с сиденья. Сиденье - это идентичность, которая может обновляться, включать все новые и новые качества, в зависимости от того, в какую ситуацию попадает человек – должен ли он вырабатывать к себе отношение как ученику, специалисту, члену семьи и т.д. Первая ножка кресла – это базовое доверие, формирование привязанности, основанной на уверенности в любви близких людей и открытости в отношениях. Вторая ножка кресла – автономия, способность действовать независимо. Третья – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Последняя – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями, готовность участвовать в строительстве идентичности человека другого поколения, и интеграция своего прошлого опыта и надежд на будущее в настоящее. Спинка кресла – это интимность, т.е. предельная открытость другому и готовность принять его открытость.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с собыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога :


  • Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

  • Круглый стол для родителей:

  • «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

  • «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

  • Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

  • Индивидуальные консультации для родителей особых детей по:

  • обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

  • повышению самооценки детей.

  • Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

  • «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

  • «Упрямый ребенок»

  • «Организация летнего отдыха»

  • Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

  • Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
План работы социального педагога по оказанию помощи семьям в социальных вопросах:

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

  • Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

  • Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

  • Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

  • Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

  • Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

  • Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе .

  • Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидовна темы:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми»

  • «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».

  • «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

  • «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

  • «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

  • «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

  • «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

  • Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей-инвалидов достигших 16-летнего возраста.

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

  • Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе, в ПУ с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

  • Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

  • Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

  • Если ребенок с особыми образовательными нуждами, обучающийся в инклюзивной школе, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда . Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьямосуществляется через следующие виды деятельности:

  • Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики .

  • Консультирование родителей. Темы консультаций:

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

  • Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

  • Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

  • Леворукий ребенок в школе

  • Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

  • Как организовать логопедические занятия дома

  • Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

  • Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

  • Упражнения для формирования навыков письменной речи

  • Формирование связной речи.

  • Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

  • Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

  • Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

  • Оказание консультативных услуг родителям
При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога . Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

  • Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

  • Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

  • Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

  • Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

  • Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

  • Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

  • Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей

  • Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

  • Воспитание интереса к учению.

  • Особенности формирования навыков чтения и письма.

  • Развитие крупной и мелкой моторики детей.

  • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

  • Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам
Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

Дети с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Советы психолога: «Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?»

Работа с семьей - важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

К сожалению, помощь семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация - не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разводы - вполне обычное явление, причем происходят они чаще по инициативе мужчин. Работа с семьей мобилизует и сплачивает ее членов, способствует скорейшему обзаведению еще одним малышом, если инвалидом является первенец. Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дети приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить их от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо. Помогите себе и своим детям почувствовать себя счастливыми!


Читайте также: