Перелом предплечья со смещением. Шина Крамера при переломе предплечья. Техника наложения При переломе плечевой кости шина накладывается

​Кость плеча – это длинная кость, находящаяся в верхней части конечности, входящая одновременно в плечевой и локтевой сустав. Она состоит из трех элементов: тела, проксимальной и дистальной части. Плечевая кость травмируется редко, но в этих случаях необходимо грамотно сориентироваться. При переломе плечевой кости сразу накладывается шина, а для правильного осуществления этого мероприятия необходимо знать несколько тонкостей.

Перед оказанием помощи нужно определить этиологию перелома. В случае, если вы являетесь пострадавшим, нужно уметь правильно сориентировать помогающих в оказании помощи еще до поступления в медицинское учреждение.

Какими бывают переломы плечевой кости?

Повреждения можно классифицировать по нескольким критериям.

В зависимости от локализации:

  • травма верхней части плечевого отдела;
  • перелом самого тела кости;
  • повреждение нижней части кости плеча.

В зависимости от близости к суставному образованию:

  • Внутрисуставные переломы. Травма локализована в одной части кости, которая задействована в формировании одного из суставов и имеет суставную капсулу;
  • Переломы внесуставные.


В зависимости от места расположения обломков:

  • Без смещений. Лечатся легко, без осложнений;
  • Со смещением частей кости. Лечение сложное, с вправлением отломков на анатомически правильное место.

В зависимости от целостности покровов:

  • Закрытые – без нарушения целостности кожи;
  • Открытые – имеется рана с разрывом кожи и выходом обломков кости наружу.

Проксимальный перелом плеча

Повреждение проксимальной части плечевой кости – вид травмы плеча, при которой повреждается головка кости, сопряженная в суставе плеча. Приводит к ограничению подвижности в этой области.

Если имеются подобные симптомы, то вероятной причиной является перелом проксимальной части плеча.


Симптоматика при повреждении тела кости

Травма тела плеча иногда может задеть лучевой нерв. Это состояние сопровождается болями, ограничением движений в кисти и запястье конечности.

Такая травма заживает самостоятельно, без оперативного лечения. На длительность лечения влияет степень перелома и уход.

Если после травмы отсутствует подвижность запястья и кисти или проявляются болевые ощущения при движении этой зоны, то центр травмы расположен в середине кисти.

Симптомы повреждения в дистальной части плеча

Такой вид травмы чаще встречается у детей, чем у зрелых людей. Дистальное повреждение находится близко к локтевому суставу и требует хирургического вмешательства.

При такой травме в области лучезапястного сустава чувствуется нестабильность или слабость.

Общие признаки нарушения целостности кости плеча:

  • отечность поврежденной области;
  • покраснение покровов;
  • болевые ощущения;
  • ограниченность подвижности.


Факторы, способствующие образованию перелома и группа риска

Чаще всего к перелому плеча приводят следующие факторы:

  • падение на прямую руку;
  • резкая мышечная иннервация;
  • радение на руку, прижатую близко к туловищу;
  • автомобильные катастрофы;
  • несоблюдение мер предосторожности при работе на травмоопасном производстве;
  • резкое воздействие сильной интенсивности на плечевую зону.

Группа риска:

  • возрастная группа от 60 лет;
  • женщины после наступления менопаузы;
  • дети;
  • профессиональные спортсмены;
  • люди, задействованные в тяжелом производстве;
  • пациенты, страдающие остеопорозом и аналогичными заболеваниями;
  • больные злокачественными новообразованиями.

Диагностические мероприятия

Пострадавший как можно скорее должен быть доставлен в травматологическое отделение, в котором специалистом будет проведена детальная диагностика.

Врач пальпирует зону повреждения и отмечает основные симптомы:

  • усиление болевых ощущений при нажатии на локтевой сустав;
  • при надавливании на сустав проявляется звук, характерный для этой травмы – звук лопнувшего пузыря – это краевые части осколков трутся друг об друга.

Врач при осмотре самостоятельно осуществляет повороты плеча больному, отмечая движущиеся осколки. Если в тандеме с переломом есть вывих, то при пальпации сустава головка плеча находится не на своем анатомическом месте. Точный диагноз может быть поставлен только после рентгенологического исследования. На этих снимках отчетливо видно поврежденное место, все обломки и наличие смещения.

Первая помощь

Первая помощь включает несколько пунктов:

  • надлежащее обезболивание;
  • обработка раны доступными антисептиками;
  • остановка кровотечения, если оно есть;
  • транспортная иммобилизация;
  • сопровождение больного и доставка в пункт оказания квалифицированной медицинской помощи.


Купирование болей – это важный этап, включающий мероприятия по оказанию первой помощи. Осуществляется это перед остальными манипуляциями. Оно помогает больному справиться с болевыми ощущениями и избежать развития болевого шока. Препарат, введенный внутривенно и внутримышечно, позволяет быстро избавиться от болевых ощущений. При отсутствии такой возможности прибегают к препаратам в таблетированной форме. Для этих целей обычно применяют ибупрофен, диклофенак, кеторолак.

При травме открытого типа желательно как можно скорее промыть рану и обработать. Для этого используют любой доступный антисептик. После манипуляций рану накрывают стерильной салфеткой. Эти действия помогут избежать развития сепсиса.

Транспортная иммобилизация помогает добиться ряда важных функций и избежать нежелательных последствий.

Основные функции транспортной иммобилизации при переломе плеча:

  • предотвращение смещений внутри поврежденной конечности;
  • сведение болевых ощущений к минимуму.

Для транспортной иммобилизации поврежденной конечности используется лестничная шина Крамера. Методика наложения шины при переломе достаточно проста. Конструкция изготавливается из особой проволоки, обладающей высокой пластичностью. Эта особенность позволяет придать шине необходимую форму, в зависимости от конкретного случая. Перед тем как наложить конструкцию, необходимо по здоровой конечности определить ее размер.


Перед наложением шины ее необходимо обложить смягчающими материалами, чтобы выступы конструкции не причиняли больному дискомфорт, а руке придать анатомическое положение. С этой целью конечность сгибают в локтевом суставе и максимально приближают к туловищу. Кисть должна быть в полусогнутом состоянии, для этого в нее вкладывают какой-нибудь предмет.

После проведения манипуляций по наложению шины конечность необходимо зафиксировать в одном положении. Для этого используют косынку или отрез ткани. Материал складывают по диагонали. Один конец продевают под рукой и соединяют в области шеи с другим. Конструкция должна захватывать локоть сломанной руки. Угол должен быть прямым в стороне, где повреждена конечность. После этого пострадавшего необходимо доставить в пункт по оказанию медицинской помощи.

Лечение

В медицинской практике применяются 3 способа лечения перелома предплечья:

  • вытяжение конечности;
  • оперативное вмешательство;
  • консервативное лечение с фиксацией.

Выбор терапевтического лечения зависит от особенностей травмы, дополнительных патологий больного и множества других факторов. Перелом без осколков и повреждений сосудов устраняется простым вправлением и наложением фиксирующей конструкции из гипса. Такой же план лечения используется и при повреждении бугристой части предплечья.

Если при переломе была задета мышца, то в комплексной терапии применяют наложение шины с отведением. Этот способ помогает не только обеспечить заживление мышцы, но и снижает риск развития осложнений при движении.


При диафизарных переломах применяют скелетное вытяжение. Этот метод включает установку груза для постоянного вытяжения фиксированной конечности. Оперативное лечение требуется при переломе плечевой кости с многочисленными смещениями.

Оперативное лечение применяют в следующих случаях:

  • при отрыве любого фрагмента бугристой части плечевой кости с поворотом или существенным смещением;
  • при наличии у пациента остеопороза;
  • при травме с многочисленными осколками;
  • в случае, если осколки кости повредили нервы или сосудистые образования.

После оперативного вмешательства накладывается фиксирующая повязка из гипсового материала.

Реабилитация

После сращения поврежденных структур необходима правильная реабилитация для восстановления физиологии конечности. Восстановление подвижности включает комплекс следующих мероприятий:

  • лечебная физкультура;
  • процедуры физиотерапевтического профиля;
  • массаж поврежденной конечности;
  • диета с высоким содержанием продуктов, насыщенных кальцием;
  • лечение санаторного типа.

Показание: перелом костей предплечья.

Оснащение: лестничная шина Крамера, 2 бинта, вата, косынка, ножницы.

Примечание: сустав выше места перелома и сустав ниже места перелома .

Последовательность действий:

    Усадить пациента лицом к себе, успокоить.

    Разрезать одежду по шву, в месте травмы (если одежда не свободно облегает конечность).

    Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома.

    Выбрать лестничную шину Крамера: 80 см длиной, 8 см шириной.

    Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтовать вату к шине.

    Приложить шину к здоровой конечности пациента, от кончиков пальцев до локтевого сустава.

    Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом.

9. Приложить шину к здоровой конечности и уложить кисть и предплечье (проверить правильность подготовки шины).

10. Придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение (руку согнуть в локтевом суставе, кисть уложить в положение между супинацией и пронацией).

11. Уложить на подготовленную шину кисть и предплечье. Шину укладывают по задненаружной поверхности конечности от пальцев кисти до верхней трети плеча.

Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта от пальцев кисти до верхней трети плеча.

Наложить косыночную повязку для лучшей фиксации конечности.

Примечание : при переломе костей кисти, руку уложить на шину в положение пронации, в кисть вложить валик из ваты и марли или бинта. Шина Крамера идет от кончиков пальцев до середины предплечья. Руку зафиксировать бинтовой повязкой и подвесить на косынке.

Иммобилизация костей предплечья Наложение шины Крамера на голень

Показание: перелом голени, вывих коленного сустава.

Оснащение: 3 лестничных шины Крамера, бинты, вата, ножницы.

Примечание: при наложении шины фиксируются два сустава: коленный и голеностопный.

Последовательность действий:

    Уложить пациента на спину, успокоить.

    Объяснить ход предстоящей манипуляции.

    Разрезать одежду по шву, открыть место травмы (если одежду невозможно сдвинуть, и она не свободно облегает конечность).

    Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.

    Выбрать лестничную шину Крамера: первую - 120см длиной, 11 см шириной; две шины - длиной 80 см, шириной 8 см.

    Обернуть с двух сторон шины ватой и прибинтовать вату к шине.

    Приложить конец шины (120x11) к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.

    Согнуть в области пятки под прямым углом.

    Уложить ногу на подготовленную шину:

    1 шина проходит по стопе, задней поверхности голени до средней трети бедра (пальцы стопы должны быть натянуты к голени);

    2 шина проходит по наружной поверхности голени от наружного края стопы до средней трети бедра;

    3 шина проходит по внутренней поверхности голени от внутреннего края стопы до средней трети бедра.

10. Зафиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.

Примечание: при переломе верхней трети голени и травме коленного сустава, верхние концы шин должны достигать тазобедренного сустава.

При переломе костей стопы шину накладывают от кончиков пальцев до середины голени.

Шинирование плечевого сустава может быть произведено шиной Крамера. Ее укладывают по спине от здорового плеча, изгибают в области пораженного сустава и по наружной поверхности плеча проводят до , предварительно отмоделировав ее на здоровой конечности. При наложении шины рука должна быть приведена. Закрепляют шину бинтованием к плечу и туловищу.

При переломе плечевой кости шину накладывают вдвоем, помощник становится со стороны перелома. При переломе правого плеча он захватывает левой рукой у локтя, а правой рукой кисть. Руку осторожно сгибает в локтевом суставе и тянет локоть книзу. При переломе левого плеча предплечье захватывают правой рукой, а кисть левой. Удерживая руку в таком положении, накладывают шину Крамера, которую изгибают так же, как при шинировании и, кроме того, под прямым углом в области локтя. Шина должна захватить и тыл кисти до основания пальцев (рис. 4). Шину плотно прибинтовывают к конечности и к туловищу. Если имеются дощатые шины, то 2 шины шириной 8-10 см укладывают по внутренней и наружной поверхностям плеча. Внутренняя шина начинается от подмышечной впадины, наружная - от головки плечевой кости и внизу обе оканчиваются несколько ниже локтевого сустава. Шины плотно прибинтовывают к плечу, а предплечье подвешивают на косынке.

Переломы в области локтевого сустава фиксируют проволочной шиной длиной около 50 см, которую изгибают в средней части под прямым углом и прибинтовывают по задней поверхности плеча и предплечья.

При переломе костей предплечья шину накладывают двое. Помощник, взяв у локтя правой рукой при повреждении левого предплечья или левой при повреждении правого предплечья и захватив кисть другой рукой, производит вытяжение в положении супинации (ладонью вверх). На предплечье в таком положении накладывают 2 шины. С ладонной поверхности длина шины от локтевого сгиба до концов пальцев, тыльная шина выстоит за локтевой отросток и доходит до середины кисти. Шины плотно прибинтовывают к предплечью в двух или более местах. Согнутую в локте руку подвешивают на косынке. При наличии проволочной шины ее сгибают под прямым углом так, чтобы один конец был длиной от локтя до пальцев, а другой не менее чем до средней трети плеча. Шину прибинтовывают сначала на плече, а затем на предплечье (рис. 5).

Рис. 5. Транспортная иммобилизация проволочной шиной Крамера при переломе костей предплечья: а - в - последовательные этапы.


Рис. 6. Лечебные шины: а - Белера; б - ЦИТО.

При переломе в области лучезапястного сустава укладывают по ладонной поверхности предплечья и кисти фанерную шину шириной 8- 10 см, длиной от верхней трети предплечья до концов пальцев. Перед бинтованием в ладонь вкладывают комок ваты. Фиксированное предплечье подвешивают на косынке к шее.

При переломах костей кисти шинирование производят в полусогнутом положении пальцев. Руку укладывают на шину, которая закреплена в средней трети предплечья. В кисть вкладывают комок ваты и после этого ее прибинтовывают к шине. Для иммобилизации одного пальца накладывают узкую шину от до конца пальца. Шину закрепляют по ладонной поверхности.

Лечебные шины (рис. 6) применяют для стационарного и амбулаторного лечения больных. Широко распространены специальные лечебные шины (Белера, ЦИТО и др.) для скелетного вытяжения (см-) при переломах верхней и нижней конечностей.

Оснащение : шина Крамера длиной 80 см, два бинта шири­ной 8-10 см, ватно-марлевый валик, ножницы, медицинская косынка, булавка.

Шину Крамера при переломах накладывают в два этапа.

Первый этап - моделирование шины по здоровой конеч­ности.

1. Усадите пострадавшего удобно, встаньте к нему лицом и согните его здоровую руку в локтевом суставе под углом 90 градусов.

2. Приложите шину к согнутой руке и измерьте расстояние от кончиков пальцев до локтя. На месте локтя согните шипу под прямым углом (не на пациенте!).

3. После подготовки шина должна лежать от кончиков па­льцев до средней или верхней трети плеча. Проверьте ее поло­жение.

Второй этап - наложение подготовленной шины на сло­манную руку.

1. Осторожно придайте поврежденной руке физиологиче­ское положение.

2. Уложите поврежденную руку ладонью вниз на подготов­ленную шину.

3. Вложите валик в ладонь пациента и прибинтуйте шину в области лучезапястного сустава восьмиобразной повязкой.

4. Прибинтуйте шину в области локтевого сустава повязкой.

5. Подведите руку с наложенной шиной на косыночную повязку.

Наложение шины Крамера при переломе голени

Оснащение : шины Крамера длиной 80 см - 3 штуки, ватно-марлевый валик, два бинта шириной 8-10 см, ножницы.

Первый этап - моделирование шин по здоровой конечности.

1. Уложите пострадавшего удобно и расположитесь со сто­роны здоровой конечности.

2. Согните шину в области пятки под углом 90 градусов так, чтобы на ее короткий конец полностью помещалась сто­па пострадавшего.

Длинное плечо шины при этом ложится по задней поверх­ности конечности до средней или верхней трети бедра.



3. Вторую шину уложите вдоль конечности сбоку, захватив коленный и голеностопный суставы и изогнув конечную часть шины длиной 10-12 см вокруг стопы в виде стремени.

4. Проделайте то же с третьей шиной, уложив ее вдоль ко­нечности с другой стороны.

Второй этап - наложение подготовленных шин на сло­манную ногу.

1. Придайте осторожно поврежденной конечности физио­логическое положение.

2. Уложите ногу на подготовленную первую шину и подло­жите валик под коленный сустав.

3. Приложите с двух сто­рон конечности, внутри и снаружи, подготовленные остальные шины.

4. Прибинтуйте шину во­круг голеностопного сустава восьмиобразной повязкой.

5. Прибинтуйте шину во­круг коленного сустава повязкой.

Наложение шины Крамера при переломе бедра

Для иммобилизации бедра используют три шины длиной 120 см.

Принцип действий такой же, как при наложении шин при переломе голени. Нижняя длинная шина должна захватить стопу и три сустава: голеностопный, коленный и тазобедрен­ный. Протяженность ее - от кончиков пальцев на стопе до поясницы. Две боковые шины накладывают с образованием стремени на стопе: наружную - с захватом тазобедренного сустава, внутреннюю - от паховой складки. Шины прибинто­вываются в области голеностопного, коленного и тазобедрен­ного суставов соответствующими повязками.

Рис. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин.

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

Ø боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;

Ø движения в суставах невозможны или значительно ограничены;

Ø при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;

Ø движения в суставах невозможны;

Ø отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра - это шина Дитерихса.
Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис.). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

Рис. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцами

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.
Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис).

Рис.Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра:
а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. б).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»:
а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.
Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин.

Основные признаки повреждений голени:

Ø боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;

Ø деформация в месте повреждения голени;

Ø движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;

Ø обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см (рис).

Рис. Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени:
а – подготовка лестничных шин; б – наложение и фиксация шин

Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.
Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120см (рис).

Рис. Иммобилизация двумя лестничными шинами повреждений голени

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).
2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.
3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.
4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.
5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.
6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами (рис).

Рис. Транспортная иммобилизация повреждений голени подручными средствами

Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:

Ø выраженная боль и припухлость в области повреждения;

Ø боль резко усиливается при движении;

Ø изменение формы плеча и суставов;

Ø движения в суставах значительно ограничены или невозможны;

Ø ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.
Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты (рис).

Рис. Положение пальцев кисти при иммобилизации верхней конечности

Подготовка шины (рис):

Ø Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;

Ø Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;

Ø Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.

Ø Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.

Ø Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.

Ø Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.

Ø К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см (рис).

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе (рис).

Рис. Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:
а – прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;
б – укрепление шины бинтованием; в – подвешивание руки на косынке

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать (рис).

Рис. Фиксация верхнего конца лестничной шины при иммобилизации верхней конечности

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
3. Плохое моделирование шины.
4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.
Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.
Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.

Иммобилизация подручными средствами . Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью. Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо. Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать. Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин.

Признаки переломов костей предплечья:

Ø боль и припухлость в области травмы;

Ø боль значительно усиливается при движении;

Ø движения поврежденной руки ограничены или невозможны;

Ø изменение обычной формы и объема суставов предплечья;

Ø ненормальная подвижность в области травмы.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.
Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 –3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания (рис а).

Рис. Транспортная иммобилизация предплечья:
а – лестничной шиной; б - подручными средствами (с помощью дощечек)

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.
Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.
При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи (рис б).

Читайте также: