Подвижные игры для детей с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья). Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Что делать, если за окном дождь, а в лагере планировались веселые игры и развлечения на свежем воздухе? Не отчаивайтесь, не менее интересный досуг можно устроить и не выходя из корпуса. Самое главное - хорошее настроение и чуть-чуть фантазии.

Рыба, зверь, птица

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т.п.)

Капкан

В этой интересной игре проверяется ловкость и сообразительность участников. Играют трое — остальные наблюдают и ждут своей очереди.
По краям стола становятся два охотника. Капканом служит двухметровая веревка или шнур, завязанный в большую петлю — делают только полуузел.
Диаметр петли 25-30 см.
Охотники держат шнур за концы так, чтобы кольцо петли касалось стола.
На расстоянии 15-20 см от петли на стол кладут приманку (кубик, игрушку).
К столу подходит игрок, делает обманные движения, проверяя реакцию охотников. Улучив момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив приманку, выдергивает обратно.
Охотники стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука. Участники игры по очереди меняются ролями.
Этот аттракцион можно проводить и между командами.
Для этого от каждой команды выделяется по два охотника, которые будут ловить всех оставшихся членов команды противника.
Каждому дается одна попытка. В случае победы он приносит своей команде одно очко.
Команда-победительница определяется по наибольшему числу набранных очков. Возможны и другие условия соревнований.

Не задень!

Играющие становятся в круг, крепко держась за руки.
В середине круга в произвольном порядке, примерно на расстоянии 50 см одна от другой, расставляются кегли.
По сигналу судьи каждый играющий, не разжимая рук, старается натолкнуть на кеглю своих соседей.
Как только первая кегля будет свалена, игра приостанавливается. Кегля ставится вновь, а игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры.
Остальные, взявшись за руки, по сигналу возобновляют игру.
Следует помнить, что наталкивать разрешается только руками, не отпуская рук соседей. И еще: если игрок, не уронив кеглю, три раза разорвал цепь (отпустив руку), он выбывает из игры.
К концу игры, когда число участников станет небольшим, можно уменьшить количество кеглей и расстояние между ними.

Приз с секретом

Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.
Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д.), а на второй половинке напишите задания.
Задания могут быть следующими:

  1. Спеть песню
  2. Рассказать стих
  3. Задать интересный вопрос
  4. Рассказать веселую историю
  5. Загадать загадку Сказать пожелание
  6. Спеть с другом дуэтом
  7. Сказать фразу, афоризм для размышления

Если у вас много участников игры, вы можете дважды написать одни и те же задания или придумать другие. Половинки открыток с заданием сложите в коробку, а половинки открыток с названием призов положите на видные места в помещении, где строится игра. Предложите каждому присутствующему взять из коробки половинки открытки с заданием и поочередно выполнить то о чем написано в открытке. После выполнения задания, игрок ищет в помещении вторую половинку своей открытки, где написано название заслуженного им приза. Когда половинка будет найдена, и половинки открытки совпадут, ведущий должен вручить этому игроку приз, обозначенный в открытке. По такому же принципу должны поступать все игроки.

Рисуем вместе

Предложите двум игрокам выйти вперед и нарисовать на одном ватмане совместный рисунок. При этом нужно выполнить одно условие: завязать игрокам глаза.Предложите тему для рисунка (природа, домашние животные и т. д.). Пусть игроки заранее договорятся о том, кто что будет рисовать. Затем завяжите им глаза и предложите нарисовать рисунок.

После того, как рисунок будет завершен, развяжите глаза игрокам и предложите посмотреть на то, что нарисовано. Скорее всего, рисунок будет неслаженным, будут допущены ошибки.

Подведите итог. Часто в нашей жизни грех закрывает нам глаза, как эта повязка. И эпизоды нашей жизни порой бывают неслаженными, мы допускаем ошибки. Но Бог снимает повязку под названием «Грех» с наших глаз и мы видим все несовершенство нашего естества. А это даже очень смешно!

Рисунок на спине

Насколько вы близки друг к другу, насколько ваша группа обладает сплоченностью и общностью? На этот вопрос вам поможет ответить следующая игра.Предложите группе сесть или встать друг за другом в одну линию. Если группа большая, разделите ее на две команды.

Ведущий на ухо должен сказать слово последнему в шеренге человеку. Слова должны быть не сложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д.

Последний на спине предыдущего человека должен неотточенным карандашом «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое и т. д. от игрока к игроку.

Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему то, что было нарисовано у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку и услышал от первого. Если слова совпадут, т. е. «солнце-солнце», то команда близка друг к другу, они могут прочувствовать ход мыслей другого. Если же нет — то необходимо посоветовать проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

Шарик с пожеланиями

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Примеры пожеланий:

Я желаю вам неба ясного,
Жить без страха, печали и зла.
Чтоб стремилась душа к прекрасному
И приют у Христа нашла.
(С. Свистун) .

Без веры жизнь темна, мучительна, несносна,
Без веры в ней отрады капли нет.
Проси себе у Бога веры плодоносной
И в жизнь твою прольется тихий свет.

Не будь коварством ослеплен,
Тщеславьем изувечен,
Коль человеком ты рожден,
Всегда будь человеком.
(Н. Хосров) .

Жизнь — это миг, всего лишь миг,
Но только он длиною в годы
Как важно все почесть за сор
И отыскать спасенье в Боге.
(С. Свистун) .

То, что проходит, тем мы не владеем,
Лишь нынешнее нам принадлежит,
Пока мы о прошедшем сожалеем,
Жизнь день грядущий в прошлый превратит.
(Р. Гамзатов) .

Не выбирай себе друзей по виду
На трудной жизненной дороге.
Ведь и красивые ботинки
Нам натирают часто ноги.
(С. Свистун) .

Когда тебе охота поворчать,
Подумай о других, кому трудней,
И научись повсюду замечать
Крупинки счастья в суматохе дней.
(Мэрай) .

Любить Христа — моей души стремленье,
Любить Его всем сердцем и душой.
И жить всегда по Божьему веленью,
Так, как велит мне Искупитель мой.
(Энон) .

Коль ты дорогой алчности пойдешь,
Погибнешь вскоре.
Богатство — лишь приманка, пропадешь
В капкане горя.
(М. Салман) .

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Р. Гамзатов) .

Не грусти, улыбайся почаще,
Даже если и радости нет
И тогда в твое сердце прольется
Нескончаемый Божий свет.
(С. Свистун) .

Этот вечер пройдет и угаснет,
Как и все на земле пролетит.
Лишь Христос может дать тебе счастье,
Оправдать, успокоить, простить.
(А. Исаев) .

Вера хранит непорочного,
Тянет нечестие в грех.
Верный завету Отчему
Будем иметь успех.

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
(О. Хайям) .

Часто человеку уделить
Стоит нам всего лишь полчаса,
Чтобы в его сердце сотворить
Истинные чудеса!
(К. де Гаан) .

Когда твою душу сомненья
Преследуют ночью и днем.
Склони пред Богом колени —
Найдешь утешение в Нем.
(В. Кузьменков) .

Жизнь — ковер. Но ткал я неумело,
И теперь я сам себя стыжу.
Много лишних линий и пробелов
Я в своем узоре нахожу.
(Р. Гамзатов) .

В жизни не надо по многим причинам
Званьем хвалиться, хвалиться и чином.
Следует помнить и старым и юным,
И самым вознесшимся в этом числе:
Быть человеком в мире подлунном —
Высшая должность на грешной земле.
(Б. Карабаев) .

Иногда хватает слова,
Чтобы человека ободрить.
Чтоб из сердца грешного, больного
Смог родник живой воды пробить.
(С. Свистун) .

Интуиция-развлечение

Каждый игрок утверждает три вещи, относящиеся к нему. Две из них — правильные, а одна — нет (порядок произвольный). Остальные игроки пытаются угадать, что же правильно. Тот, кто угадал, получает очко. Можно играть на победителя.

Что в рюкзаке?

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у которого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает — для проверки. Командам даётся определённое время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей.

Кря-кря! (Или хрюкай, свинка, хрюкай!)

Хорошо ли вы знаете голоса в вашей группе? Все садятся в круг на стулья или просто на пол. Человек, у которого завязаны глаза, садится посередине, у него в руках подушка. После того, как ему завязали глаза, все меняются местами и соблюдают тишину. Водящий пытается нащупать подушкой чьи-либо колени, затем кладёт подушку на эти колени и говорит: «Кря-кря!» Игрок, у которого на коленях лежит подушка, должен ему ответить также (при этом разрешается менять голос). Водящий должен определить по голосу игрока и назвать его имя. Ему даётся 3 попытки. Если водящий угадал — они меняются местами.

Проверь наблюдательность

Вариант А
3 игрока покидают комнату. Ведущий предлагает оставшимся в ней точно описать вышедших игроков (внешность, качества характера, данные о месте учебы и т.д.). Провести аналогию: обязательно кто-то окажется в стороне.Вариант Б
Игроки становятся друг против друга парами, по команде ведущего они всматриваются друг в друга в течении 15 сек., потом поворачиваются спиной и начинают отвечать на вопросы ведущего друг о друге. Выигрывает тот, кто даст наиболее полные и правильные ответы.

Вариант В
Один игрок выходит, все меняются местами. Одного игрока накрывают одеялом. Игрок заходит и пытается угадать, кто сидит под одеялом.

История из шапки

10 человек пишут на отдельных листочках одно слово по своему выбору. Листочки собираются и перемешиваются в шапке. Другие 10 человек берут из шапки по одному листочку и читают его про себя. Суть игры: рассказать связную историю, используя слова из шапки. Первый игрок начинает со слова: «Однажды…» и придумывает предложение со словом, которое он вытащил. Второй продолжает и так далее. Одновременно те, кто вытянули листы из шапки, пишут свои слова на других листках и кладут в шапку. Их вынимают те, кто первыми писали слова. Тогда историю придумывают две команды по очереди.

Произнесение слов

Вариант А
Соберите группы из 6-ти человек, пусть каждая придумает слово из шести букв (не произносить вслух!). Буквы раздаются каждому члену группы. Дети произносят все буквы одновременно, а другие команды должны отгадать слово.

Вариант Б
На листочках заранее пишутся пословицы по числу команд, учитывая, что игроков в команде должно быть столько, сколько слов в пословице, например: -Тише едешь — дальше будешь; -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; -Семь раз отмерь — один отрежь. Каждый игрок выбирает себе одно слово, и все произносят свои слова вместе. Другие команды должны угадать, что было произнесено. Вместо пословиц можно использовать названия песен или их первые строчки, библейские стихи, но всё должно быть общеизвестно.

Музыкальные инструменты

Разделите всех на несколько команд. Каждая команда получает листок с названием музыкального инструмента и должна изобразить игру на нём, дополнив её звуками и движениями. Группе даётся минута для подготовки. Затем, одна за другой, группы представляются, а остальные угадывают инструменты.

«Я»

Каждому дайте 10 орехов, тему для разговора и скажите, что надо общаться парами, рассказывая и задавая вопросы по теме. Когда один из пары произнесёт слово «я», его собеседник забирает один орех. Тот, у которого через 5 минут окажется больше всего орехов, становится победителем.

Шедевр

Понадобятся карандаши, мелки, липкая лента и большой лист бумаги. Каждой команде (не более пяти человек) дайте набор карандашей. В разных концах комнаты прикрепите к столам или на стену по листу бумаги так, чтобы не видели соперники. Каждый игрок получает только одну часть задания (описания рисунка). Каждый выбирает себе место на листе бумаги, и все начинают рисовать одновременно.Например:

1. Мужчина в голубых штанах….
2. …сильно плачет…
3. …полосатую игрушку в руке…
4. …плачет сильно…
5. …на улице под кленом…

1. Ребенок в коляске…
2. …держит бутылку с соком…
3. …пьет кока-колу…
4. …читает книгу…
5. …в бушующем море…

Собаки и петухи

Игроки садятся в круг. Водящий даёт каждому название города. Затем говорит: » Я слышал, что в городе … собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок, чей город был назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе … собаки не кукарекают и петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется…». Игрок, чей город был назван, отвечает таким же образом. Если кто-то отвечает не сразу или путается, он даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-нибудь задание ведущего.

Электрический ток

Две команды шеренгами стоят друг против друга. Каждая команда берётся за руки, образуя за спинами цепь, так, чтобы другой команде не было видно сцепленных рук. В конце цепи стоит стул, на нём лежит небольшая вещичка, а в начале цепи стоит ведущий, который подбрасывает монетку. Капитаны команд, т.е. те, кто стоят первыми в цепи, внимательно смотрят за монетой (остальные смотрят только в сторону стула, т.е. они не видят своего капитана). В случае выпадения орла капитаны передают ток, т.е. быстро сжимают руку стоящего рядом, тот жмёт руку другого, и так — до конца «электрической цепи». Последний в цепи, получив » разряд «, быстро хватает лежащую на стуле вещицу.
В команде, которая не успела схватить вещь со стула, происходит перестановка. Тот, кто должен был хватать, становится капитаном, а бывший капитан становится вторым в цепи. Капитан может ошибиться, преждевременно сжав руку стоящего рядом. Это происходит тогда, когда капитан спешит дать «ток». В этом случае команда тоже проигрывает.

Купание слона

Участвуют четыре человека. Трое выводятся за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Заводится один человек, он должен смотреть внимательно за всеми движениями «мойщика» и затем повторить их второму, а тот третьему игроку. В конце все четверо по очереди говорят свои версии того, что они делали.

Испорченный телевизор

Все знают про испорченный телефон. А что, если испортился телевизор? 3-4 группы по очереди показывают друг другу сценки. Что выйдет из первоначальной идеи?

Конкурс «Ее величество Картошка»

  1. По одному от отряда — кто быстрее и качественнее начистит картошку.
  2. По одному от отряда — кто быстрее съест картошку.
  3. По одному от отряда — кто точнее попадет картошкой в ведро.
  4. Отряды — написать названия блюд из картофеля.
  5. Отряд — сделать поделку из картофеля. У кого оригинальнее?
  6. Отряд — лучшая реклама картошки
  7. Представитель от отряда — посадить картошку в ведро с картошкой. Выложить ее в одну линию. Ровно. Клубень к клубню. Кто быстрее качественнее «Посадит картошку?»
  8. По представителю — кто быстрее «соберет урожай?» С закрытыми глазами, отряд может подсказывать.
  9. Эстафета — за определенное время (10 мин) отряд должен начистить как можно больше и качественнее картошки (в зависимости от того сколько у вас есть ножей или по очереди, или все вместе).
  10. Эстафета — по очереди перенести картошку на ложке во рту. Кто быстрее.
  11. Из картошки сделать сыр. Проделать за 3 мин. Как можно больше дырочек, но так, чтобы картофель не развалился.

Шар — ах — шоу

  1. Веселый шарик
    Все садятся в круг. Все хором говорят стих.
  2. Ты катись, веселый шарик,
    Быстро-быстро по рукам.
    У кого веселый шарик
    Тот исполнит песню нам.
  3. Водушные силачи
    Вызываются желающие. Ведущий предлагает им по сигналу надувать воздушные шарики. Побеждает тот, у кого шарик быстрее лопнет.
  4. Архитектор
    Построить башню из шариков
  5. Реактивный шарик
    Участники выстраиваются на одной линии. Их задача — надуть шарики и по команде отпустить их. Выигрывает тот, чей шарик улетит дальше.
  6. Воздушный мост
    Команда встает друг за другом. Необходимо передать шарик над головой от первого к последнему участнику и обратно — между ногами (можно одновременно передавать 4-5 шариков)
  7. Самые дружные
    Команда разбивается по парам. По сигналу ведущего первые пары должны добежать до заранее определенного ориентира и обратно, удерживая шарик между головами. Передать шарики следующей паре.

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, сделали ее яркой и насыщенной. Приобщение детей к компьютеру происходит уже в дошкольном возраст не только в семье, но и в ДОУ. В процессе компьютерных игр дети получают определенный объем знаний, учатся применять его в различных ситуациях. Однако игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Этим объясняется активное использование компьютера при обучении детей с особыми потребностями, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . Хотя влияние компьютерных игр на таких детей еще не изучено в полном объеме, однако из опыта работы можно утверждать, что проведение занятий с помощью компьютера повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки (например, сказочным героем) , помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий дети обсуждают игру, героев, значит, увеличивает речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению. Но главное достоинство компьютерных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Ребенок не занимается, не выполняет упражнения, он – играет со сказочными героями, спасает планету, помогает найти спрятанный волшебный предмет. Кроме того, компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой, современной форме.

Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет четкую структуру:

I этап - подготовительный. 10-15 минут

Проводятся в малых подгруппах, в которых дети обучаются управлять компьютерной мышкой, знакомятся с левой кнопкой, координируют движение руки и глаз. Кроме того, в это же время формируется и укрепляется интерес к занятиям на компьютере. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной. 10-15 минут

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап - заключительный. 4-5 минут.

После работы на компьютере нужно обязательно выполняется зрительная гимнастика, направленная на улучшение циркуляции крови в органе зрения, укрепление глазодвигательных мышц, на улучшение процесса аккомодации. Затем обсуждаются результаты игры, объясняются ошибки.

При подборе игр для детей с ОВЗ необходимо уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций, на продолжительность каждого занятия. Важно, чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей. Важно, чтобы задания были понятны ребенку без разъяснений со стороны взрослого, инструкция давалась перед выполнением, время выполнения не ограничивалось, это дает возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения. Графика игр должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий. Возможность установления уровня сложности для каждого ребенка - бесспорный плюс компьютерной игры. Занятия на компьютере в дошкольном учреждении начинаются со старшей группы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации режима дня и учебных занятий в старшей группе их продолжительность не должна превышать 25 мин, в подготовительной - не более 30 мин. В группе 4-5 ребенка. В дальнейшем по мере усвоения детьми навыков работы на компьютере занятия проводятся индивидуально или в группах по 2-3 ребенка. На этом этапе работы логопед только выбирает игру, способствующую развитию или закреплению компонента речевой и/или психической сферы, и уровень заданий, ребенок же сам садится за компьютер и выполняет задания, контроль за качеством выполнения осуществляется в игре.

Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся 1 раз в неделю, однако отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия.

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть предложена игра «Приключения животных» . «Приключения животных» - обучающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше познакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монитора, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Дети узнают много нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки.

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Всему этому может помочь игра «Веселая Азбука» . «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут научиться читать.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.

Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел» . Эта игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с понятиями «первый» , «последний» , «сложение» и «вычитание» .

Игры: «Сравни и заполни» , «Игра с одним обручем» , «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине) , помогут закрепить отношения «больше» , «меньше» , «равно» , находить отличительные признаки.

Каждое упражнение рассчитано на правильное выполнение, а не на скорость, поэтому в процессе игры при сложных ситуациях детям даются разъяснения, предоставляется возможность проговаривания вместе с логопедом, а потом они по очереди выполняют по одному упражнению. Таким образом, любое занятие проходит на фоне эмоционального подъема и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности.

Использование компьютерных игр при работе с детьми ОВЗ повышает их заинтересованность в занятиях, улучшает усвоение материла, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, а кроме того дает возможность индивидуально подойти к каждому ребенку с учетом его потребностей, позволяет воспитаннику осознанно контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует на успех.

Праздник народных игр. Сценарий

Автор: Смайлис Галина Николаевна, инструктор по физкультуре, ГАУ КО ЮПНИ, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, г.Юрга Кемеровской области.
Описание материала: Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, воспитанию сознательной дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Данный материал предназначен инструкторам и учителям физкультуры.
Цель: популяризация народных игр среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Формировать представление детей о народных русских играх.
2. В игровой форме развивать физические качества.
3.Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку.

Ход праздника:

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,
Что пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться
Да показать силу да удаль молодецкую!
Пожалуйте, гости дорогие! Присаживайтесь! Веселья вам да радости! Давно вас ждем-пождем, праздник без вас не начнем. Пригласили мы вас на праздник игры да потехи на всякий вкус. Народ собирается! Праздник начинается. А играть вы будете в игры русские, народные, задорные и хороводные. Народные игры… Их такое великое множество: с мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние. Для человека полтора века – много, а для игры – как день. Сохранились они в неприкосновенности, вероятно, потому, что народ ничего не придумывает ради простой забавы, а всегда – со смыслом, для пользы.
Что быть может проще бега?
Ну чему учиться тут?
Ноги ведь у человека
Сами вроде бы бегут
Да, конечно, можно просто
Кое-как, чуть-чуть бежать
А красиво, вместе, быстро, надо «змейкой» пробежать
Игра «Змейка» (русская народная игра). Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Направляющий игрок становится ведущим. На бегу ведущий несколько раз должен изменить направление(обежать стойки, преодолеть препятствие) и вернуться на свое место. Игроки не должны расцепляться и повторять все движения за ведущим.
Игра «У дядюшки Трифона»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Ведущий: С давних пор на Руси
Проводились городки.
Бросил биту, посмотри,
Разлетелись городки.
Игра «Городки». Игроки стоят за контрольной чертой. По одному из команды выходят к линии, бросают биты, стараются сбить городки.
Игра «Молчок»
Чок, чок, кулачок,
Зубы на крючок,
Язычок на полочку – молчок.
Игра «Карусели»
По сигналу инструктора дети громко произносят:
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки и садятся на корточки.
Игра "Цапки. Водящий ставит руку ладонью вниз, другие участники приставляют к его ладони указательные пальцы: "На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы!" - тот, кто не успеет убрать пальцы, выбывает из игр
Игра «Где работа – там еда».
На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.
Игра "Ручеек"
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку. Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры.
Ведущий: И в будущем ими вы дорожите!
Ведь игры нас любят честными быть,
Добрыми быть, дружбу ценить.
Ловкость, смекалку они развивают,
Силу и волю в нас закаляют.
С играми жить интересней, забавней,
Пусть ваше детство будет отрадней.

Спортивные игры в работе с детьми - инвалидами
Введение 3
1. Использование подвижных игр в работе с детьми-инвалидами 4
2. Спортивные игры как средство адаптивной двигательной рекреации 12
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Игровые виды адаптивной двигательной рекреации - наиболее доступные и простые средства этого вида адаптивной физической культуры. Как правило, для их проведения достаточно минимального количества оборудования и спортивного инвентаря, которые в ряде случаев могут быть изготовлены собственными руками.
Игра - это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Подвижные игры чаще всего применяются в работе с детьми. Спортивные игры используются в процессе рекреации инвалидов.
Цель работы - рассмотреть особенности спортивных и подвижных игр у инвалидов.
1. Использование подвижных игр в работе с детьми-инвалидами
Подвижные игры подразделяются на игры для :
 слепых и слабовидящих;
 глухих и слабослышащих;
 с проблемами развития интеллекта;
 с нарушениями речи;
 с поражением опорно-двигательного аппарата;
 с детским церебральным параличом.
1) Подвижные игры для детей с нарушениями зрения
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания.
Поэтому для орг анизации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы .
2) Подвижные игры для детей с нарушениями слуха
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.
Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.
В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:
 Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
 При показе дети должны повторять задание вслух .
Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
3) Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
 нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.;
 общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
 низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
 отставание физического развития - диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие;
 сопутствующие заболевания - аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
 нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
 нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;
 быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре .
4) Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
 развивать моторику мелких мышц кисти;
 развивать координационные способности;
 совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
 формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
 развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
 формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
 формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
 формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
5) Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
Утрата конечностей или их врожденное недоразвитие понижает двигательные возможности детей, что, в свою очередь, ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если у ребенка до и после него двигательная активность организована таким образом, чтобы способствовать формированию мышечной моторики, соответствующей его возрасту.
Для управления протезами ребенку необходимо обладать навыками раздельного сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных сокращений, точностью движений и др. Однако все это определяется не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка, складывающимся из основных компонентов умственной деятельности: внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве и времени и т.д. Если физическое здоровье ребенка нарушено, он неизбежно отстает от сверстников, временно выбывает из коллектива, и формирование его психики, интеллекта, сознания происходит под знаком физической неполноценности. Положительное влияние на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка во время адаптации оказывает вовлечение его в различные коллективные занятия.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры - радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений .
Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю.
Так как каждая игра проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой - получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
6) Подвижные игры для детей с ДЦП
Заболевание детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств центральной нервной системы и сопровождается нарушениями речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг - повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.
Нарушение координации проявляется в том, что дети не могут воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, сохранить устойчивость в статической позе, согласовать движения разных частей тела. Возникают трудности в упражнениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов.
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.
Как отмечает Л.В. Шапкова , для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается па психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникают неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п.
При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушении при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.
В эстафеты, игровые задания могут включаться самые разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, броски, метания; переноска предметов - действия с ними; перемещения в необычных положениях - в упоре лежа, упоре лежа сзади, в парах, с выполнением умственных действий в процессе эстафеты и др.).
Эстафеты и игровые задания соревновательного характера могут рассматриваться в качестве переходных к спортивным играм и вообще вводящих занимающихся в атмосферу и дух адаптивного спорта.
2. Спортивные игры как средство адаптивной двигательной рекреации


Все перечисленные игровые виды имеют модификации правил соревнований и условий дли участия спортсменов-инвалидов в колясках.
Игры с элементами коллективных противоборств составляют большинство игровых видов адаптивной двигательной рекреации, поскольку они достаточно популярны и известны в нашей стране и мире. Это игры по упрощенным правилам таких коллективных спортивных противоборств, как водное поло, волейбол, пляжный волейбол, гандбол, баскетбол, софтбол, футбол, мини-футбол, футзад, хоккей, хоккей на траве, флорбол (хоккей в зале) и другие спортивные игры, используемые здоровыми спортсменами. Все они могут быть модифицированы для применения инвалидами .
Кроме того, существует большое количество специально разработанных для инвалидов спортивных игр, элементы которых могут ис¬пользоваться и в рекреационных целях. К таким играм относятся: баскетбол в колясках, регби в колясках, волейбол сидя, хоккей на полу, хоккей в салазках, голбол и торбол (для незрячих спортсменов), футбол для лиц с ДЦП (7x7 человек), незрячих спортсменов (5x5 человек), футбол для ампутантов и др.
Бадминтон играют по обычным правилам на площадке 13 х5 м, сетка на высоте 1,5 м, две команды но 1-2 человека. Аналогичны правила игры в теннис, только здесь мяч из пластмассы с оперением перебрасывается через сетку теннисными ракетками (для настольного тенниса).
Баскетбол сидя - для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) - предъявляет два дополнительных требования к размеру и оборудованию:
- площадки обычного размера; должны быть зоны безопасности 2 м со всех сторон, а в торцах лучше 3 м; соответственно минимальный размер площадки с зонами безопасности 32x16 м, а зала с учетом модульных размеров - 36x18 м;
- корзина может быть на консольной опоре, когда основание опоры остается вне 3-метровой зоны безопасности; опоры должны иметь мягкую защитную обшивку.
Предпочтительнее крепление щитов к стене или потолку. Команда состоит из 5 человек. Размеры площадки 25,6x15,24 м.
Волейбол сидя - для инвалидов с ПОДА. В момент игры на площадке находится 6 человек. Играют сидя на полу без протезов. Размеры площадки: длина 10 м, ширина 6 м, высота сетки от пола у мужчин - 120 см, у женщин - 110 см, атакующая линия - 1,5 м от центральной линии, разделяющей поле пополам. Длина сетки 6,5 м, ширина 1 м .
Гандбол через сетку - играют инвалиды-ампутанты - две команды по 6-10 чел., поле 30x10 м, сетка (шнур) на высоте 1,8-2 м от пола. Перед сеткой - зона 2 м, в которую нельзя заступать. «Воротами» является вся зона в торцах площадки, а верхняя граница «ворот» - шнур на высоте 2,4 м от пола.
Голбол имеет определенные отличия от роллингбола, он намного динамичнее, быстрее. В этой игре могут участвовать абсолютно слепые спортсмены. Команда состоит из 3 игроков. Защитники и вратарь являются одновременно и нападающими. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу). Площадка для игры имеет размеры 18x9 м. Ворота расположены вдоль лицевой линии. Опорные стойки круглой формы, подбитые войлоком, устанавливаются в крайних точках лицевой линии. Перекладина закреплена.
Мяч - медицин-бол. Площадка делится на три сектора по 6 м и центральной линией на две части по 9 м. Каждая половина площадки в свою очередь разбивается на три зоны: защиты, нападения, среднюю. В зоне защиты игроки располагаются вдоль линии ворот на специальных ориентировочных матах (1,5x2x0,02). Зона нападения - 3 м. Все обозначения, линии ограничения должны быть шириной 5 см и иметь контрастную поверхность с полом, особенно в секторе команды, чтобы игроки имели возможность на ощупь легко ориентироваться на игровом поле. Размер зала с учетом зон ориентации и безопасности - 18x30 м.
Квад-регби - уникальная спортивная игра для квадроплегиков. Играется на баскетбольной площадке, две команды по 4 человека. Цель игры перенести мяч через линию ворот противника.
Мяч сидя - вариант волейбола для слепых. Размеры площадки 10x8 м, делится посередине сеткой (h = 2 м от пола). Мяч подается открытой рукой, возможно одно касание земли, до удара руками. Передвижение по площадке - скольжением, поэтому качество покрытия должно быть особенно высоким.
Мяч с отскоком (прельбол) - игра, близкая по смыслу к волейболу. Играют две команды по 4 игрока, сетка высотой 0,4 м, площадка для игры 16x8 м. Играют стоя, удары по мячу кистью или локтевой частью руки. Отскок сначала от своей части площадки.
Роллингбол - игра, при которой поле размером 24x12 м, делится средней линией на два квадрата 12x12 м. Ограничительные линии прокладываются по боковым и лицевым границам. На каждой лицевой линии стоят ворота шириной 6 м и высотой 1,3 м. Перед линией ворот укладывается три ориентировочных мата одинакового размера (длина от 2 до 2,5 м, ширина 1 м) так, чтобы средний мат по своей длине лежал на 0,2 м от линии ворот посередине площадки, два внешних мата находятся на расстоянии 2,2 м от лицевой и не менее 2,5 м от боковых линий.
По обе стороны средней линии на расстоянии 3 м проводятся параллельные линии, ограничивающие площадь броска. В составе команды 5 игроков. Они разделяются на три линии - нападения, защиты и вратаря. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу). По границе площадки должна идти полоса ориентации шириной 1,2 м и зона безопасности 1,2 м.
Торбол - игра, в которой команда состоит из 3 игроков. Площадка для торбола имеет размеры 16x7 м. Ворота длиной 7 м и высотой 1,3 м устанавливаются на лицевой линии. На расстоянии 6 м от лицевой линии проводится параллельная ей линия, ограничивающая игровую зону. Размеры игровой зоны 7x6 м. На 7-метровой линии на высоте 40 см от пола натягивают шнур с колокольчиками по бокам, такой же шнур натягивается над центральной линией.
На расстоянии 2,2 м от линии ворот проводят линию штрафного броска параллельно лицевой линии. Все ограничительные линии должны быть шириной 5 см и легко осязаемы.
Для облегчения ориентации внутри каждой игровой зоны располагают по три мата (2x1x0,02 м). Центральный мат располагают параллельно лицевой линии площадки на расстоянии 0,2 м по его длине. Два других мата располагают параллельно лицевой линии на расстоянии от нее 1,2 м, их внешние боковые стороны должны совпадать с боковыми линиями площадки, а передние - с линией штрафного броска (рис. 313, А). Мяч - резиновый, озвученный (0,5 кг) .
Футбол на колясках проводится согласно правилам американской ассоциации инвалидов. Поле для футбола - 55 м длиной, зоны у ворот (штрафные зоны) - 7 м, зона начала игры - 14 м. В команде по 6 игроков, есть 2 нападающих, которые могут играть руками (броски мяча вниз об поле, симулирующие удары). Остальные игроки маневрируют на колясках без права касания мяча руками.
Футбол-теннис - развлекательная игра для инвалидов-ампутантов. Играют две команды по 4 игрока. Прямоугольное поле 20x8 м делится сеткой высотой 1 м от пола Разрешен переброс мяча любой частью тела, кроме рук.
Шоу-даун - одна из немногих спортивных игр, в которую слепые могут играть без посторонней помощи и обрести так нужное им чувство независимости, уверенности в своих возможностях. Игра появилась и получила наибольшее развитие в Канаде. Играют 2 человека. Оборудование напоминает стол для настольного тенниса, по которому перекатывается мячик. Игровая поверхность 3810x1270 мм, борта стола высотой 254 мм. Углы закруглены на 162 мм от угла. На обоих концах стола - «ворота» размером 150x220x300 мм, глубиной 100 мм. Окраска стола зеленая.
Столы могут быть переносными или стационарными. Высота стола над полом 990 мм. В центре стола устанавливается экран высотой 356 мм с закругленными углами, выполняющий роль ширмы при игре частично зрячих. Экран устанавливается на поперечный брусок, закрепленный на бортах посередине стола.
Размеры помещения для игры в шоу-даун - не менее 6x9 м. Помещение должно быть рассчитано на 1 стол, необходима тщательная акустическая обработка помещения, при игре требуется соблюдать тишину.
Новым и перспективным видом спорта, особенно для инвалидов, является радиальный баскетбол (или питербаскет), разработанный к запатентованный А.А. Несмеяновым, Д.А. Несмеяновым и П.А. Несмеяновым .
Радиальный баскетбол - спортивная командная игра, напоминающая современный баскетбол и отличающаяся тем, что в ней участвуют по три игрока каждой команды, а сама игра происходит на площадке в виде круга с тремя концентрическими разметками в центре которого расположена стойка На стойке закреплены три стандартных прозрачных щита с кольцами, установленные в виде равностороннего треугольника. В закрытых помещениях (например, спортивных залах) крепеж щитов осуществляют специальным устройством к потолочным перекрытиям.
Суть игры. Игроки двух соревнующихся команд, ведя мяч правой и левой руками попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить руками мяч в одну из трех корзин - металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех щитах на высоте 3,05 м. При этом игроки не должны совершать «пробежек» (то есть более двух шагов) и не могут брать мяч двумя руками более двух раз.
Питербаскет рассчитан для игры преимущественно на открытых площадках на твердой ровной поверхности - гаревой или другой (асфальтной, цементной) - с последующим специальным дополнитель¬ным спортивным покрытием: «внепогодник», синтетическая защита, рулонная и др.
В питербаскете обязательным условием является наличие прозрачных щитов, изготовленных из органического стекле (возможны варианты: пластмассовые и др.), что позволяет болельщикам на трибуне наблюдать все детали игры, происходящие на площадке. В совокупности перечисленные особенности значительно повышают значимость и зрелищность предложенной игры.
В данной игре предусмотрена установка электронного индикаторного устройства с сигнализацией на щитах и на столе секретариата, его сложность определяется необходимостью фиксировать одно-, двух- и трехочковые броски.
В рамках паралимпийского направления интересны перспективы радиального баскетбола в колясках, особенно если три баскетбольных щита будут расположены не на вертикальной стойке, а на подвесной конструкции. Такой вариант баскетбола в колясках по сравнению с традиционным баскетболом для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата будет значительно более зрелищным и интересным, позволит существенно больше забивать мячей в корзину и тем самым доставлять радость как игрокам, так и зрителям.
Очень распространенным в мире игровым видом, подходящим для рекреативных занятий, является игра Боччиа. В Боччию играют на ровном поле 13 мячами. Чистый корт для бадминтона с гладкой твердой поверхностью подходит для Боччиа, поле которой имеет размер 12x6м4 включая боксы для размещения шести игроков (2x6 м). Один бокс - 2x1 м.
Помимо мячей Боччиа, которые сделаны из мягкой кожи, необходимо следующее оборудование: маркированная лента, конусы, обручи, измерительная лента.
Суть игры состоит в метании (толкании) мячей на точность. Чем ближе мяч, брошенный спортсменом к мячу-цели, тем лучше. Очки получает тот спортсмен, мяч которого будет ближе к мячу-цели. Например, если три мяча одного участника расположены ближе к мячу-цели, чем три мяча его соперника, то счет будет 3:0.
Творческое применение игровых видов рекреативной деятельности позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными, эмоциональными, переключать внимание занимающихся на сюжет или правила игры, добиться общения между участниками.
Заключение
Среди наиболее часто используемых игровых видов адаптивной двигательной рекреации можно выделить: подвижные игры, использующие сюжет как основу, стимулирующую двигательную активность занимающихся; эстафеты с использованием самых разнообразных двигательных действий; элементы спортивных игр, проводящиеся в большинстве случаев по упрошенным правилам.
Подвижные игры подразделяются на игры для: слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; с проблемами развития интеллекта; с нарушениями речи; с поражением опорно-двигательного аппарата; с детским церебральным параличом.
Самой многочисленной группой игровых видов адаптивной двигательной рекреации является группа, объединяющая игровые задания с элементами спортивных игр. Обычно среди них выделяют игровые действия с индивидуальными и коллективными противоборствами, а также игры, в которых нет прямого (одновременного) взаимодействия соперников, их результаты определяются по индивидуально демонстрируемым показателям.
К играм с элементами индивидуального противоборства относятся: бадминтон, теннис, настольный теннис, бильярд, сквош и другие хорошо известные спортивные игры. Правда, в этих играх (кроме бильярда) имеются варианты, когда противодействуют команды, состоящие из двух человек.
Игры с элементами коллективных противоборств составляют большинство игровых видов адаптивной двигательной рекреации, поскольку они достаточно популярны и известны в нашей стране и мире. Это игры по упрощенным правилам таких коллективных спортивных противоборств, как водное поло, волейбол, пляжный волейбол, гандбол, баскетбол, софтбол, футбол, мини-футбол, футзад, хоккей, хоккей на траве, флорбол (хоккей в зале) и другие спортивные игры, используемые здоровыми спортсменами. Все они могут быть модифицированы для применения инвалидами.
Список литературы
1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов / С.П. Евсеев // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 60-64.
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2007. - 317 с.
4. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.С. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
5. Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - С.40-41.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ

Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а так же при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.
В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:
-повысить у детей познавательную активность;
-обогатить содержательными пространственными отношениями;
-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.

Нами представлены коррекционно-развивающие игры.

Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Выкладывание по памяти»
Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
«Запомни картинки»
Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.
«Запомни слова»
Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»).
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Буквы»
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Библиографический список:
1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103.
4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Птеербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.

Читайте также: