Система здравоохранения норвегии. Скандинавские стандарты системы здравоохранения норвегии

Качество и доступность медицинских услуг в Норвегии известны по всему миру, ведь главный принцип норвежского здравоохранения – это обеспечение медобслуживанием всех, без исключения, граждан страны, вне зависимости от их общественного статуса и толщины кошелька. Норвегия занимает третье место в мире, после и Люксембурга, по уровню расходов на здравоохранение на душу населения.

Структура медицинской системы Норвегии
Вся страна разбита на пять медико-территориальных округов, именно это позволяет контролировать медицину на всех ее уровнях. За то, как организована медицинская помощь ответственны местные власти; функции нормирования и надзора лежат «на плечах» центрального органа управления.

В Норвегии существует три уровня медпомощи, которая представляется четырьмя типами медучреждений:
- больницы общего типа, находящиеся в каждом округе и заключающие в себе более 13 тысяч коек;
- амбулаторные учреждения, где ведут свою практику врачи общего профиля (они составляют около 26 процентов от всех врачей в стране);
- психиатрические больницы, имеющиеся в каждом округе;
- университетские клиники, которые оказывают высокоспециализированную медицинскую помощь.
Университетская клиника, зачастую, существует одна на несколько округов, создавая таким образом более крупную административную территорию. Делается это в связи с тем, что размеры норвежских округов неравномерны и чаще всего невелики (численность населения в них может колебаться от 50 до 500 тыс.человек), а предоставляемая в каждом из них лишь стационарная помощь общего типа не является целесообразной во всех случаях. Потому каждый из округов прописывают к определенной клинике, оказывающей специализированную помощь и обеспечивающей благодаря этому доступ к необходимой медпомощи каждому в этом нуждающемуся.
Каждый человек, проживающий в Норвегии на постоянной основе, имеет муниципальную страховку, благодаря которой подавляющая часть медицинских услуг, а именно около 95 процентов, предоставляется ему бесплатно, так как финансирование системы здравоохранения страны – дело государственное. Если вдаваться в подробности, то членами фонда медицинского и социального страхования становятся все, кто в Норвегии работают и платят налоги. Взнос в фонд отчисляется от зарплаты.

Первичная роль в медобслуживании принадлежит докторам общей практики, большая часть из которых – это частнопрактикующие доктора, работающие по договору с муниципалитетом или же городские служащие. Пациент имеет право самостоятельно выбирать себе доктора общей практики дважды в год, в случае, если существующей его по каким-либо причинам не устраивает. Через врача общей практики происходит запрос на другие услуги специалистов, проведение необходимых исследований и т.д. Прохождение лечении у физиотерапевта и мануального терапевта возможно без направления от лечащего доктора, правда, в этом случае лечение обойдется гораздо дороже, так как не покрывается за счет муниципального страхования.
В случае травмы или внезапного острого заболевания пациент, в том числе и в нерабочее время, имеет право обратиться в Дежурную врачебную службу, ее пункты есть в каждом городе. В особо экстренных случаях предоставляется возможность вызова скорой помощи. Больницу, при необходимости госпитализации, пациент имеет право выбирать самостоятельно. Пожилым людям, которым требуется специальный медицинский уход, осуществлен доступ к получению такового в доме для престарелых.

Но нельзя смотреть на норвежскую медицину лишь в радужном свете – несмотря на значительные действия со стороны правительства для постоянного улучшения системы здравоохранения и полного доступа к медицинским услугам всех граждан страны, в настоящее время набирает обороты серьезная проблема «листов ожидания». По предварительным подсчетам в последние годы более 280000 норвежцев находятся в «листах ожидания», наибольшие очереди наблюдаются на стационарное лечение.

О системе медицинского страхования в Норвегии.
Национальная система страхования предоставляет весьма обширный список медуслуг: консультации врача, стационарная помощь, помощь женщинам на время беременности и родов, лекарственное обеспечение пациентам с хронической патологией, 100 процентная оплата декретного отпуска в течении сорока двух недель, 100 процентная оплата больничного листа, медицинская помощь детям до семи лет, пенсия по инвалидности, помощь при производственных травмах. Кроме того, государство оплачивает санитарно-курортное лечение не только на любом курорте страны, но и за пределами Норвегии.

Пациент принимает участие в оплате медицинской помощи, когда речь идет об услугах терапевтов, психиатров и психологов, а также при амбулаторном лечении. При этом за норвежскими гражданами сохраняется право на выбор в участии или отказе от государственной системы страхования, тогда медуслуги они оплачивают из собственных средств, не платя налога.

Добровольное медстрахование в стране не развито, так как не пользуется спросом. Источником дополнительных финансовых поступлений являются платные медуслуги. При этом еще в начале 1980 года в Норвегии законодательно установлен предельный уровень денежных расходов граждан на получение платных медицинских услуг, в том числе лекарственные средства, амбулаторную и первичную помощь. Свыше этого уровня расходы на себя берет государство. Отдельные группы населения (социально незащищенные слои и некоторые другие), а также пациенты с некоторыми заболеваниями государством освобождены от каких-либо доплат.

О медицинской помощи для эмигрантов
Для тех, то в Норвегии проживает более года, но не работает, также доступна медицинское страхование. Иностранный гражданин, прибывший на место жительства в Норвегии, вне зависимости от вида разрешения на пребывание в стране, после сообщения об этом в миграционную службу, может выбрать себе врача общей практики. Кроме того, с марта 2010 года система здравоохранения страны обслуживает и незаконно находящихся и проживающих на территории государства эмигрантов, относящихся к следующим группам: дети, беременные женщины и психически неуравновешенные личности, живущие в стране нелегально, без документов удостоверяющих личность.

Норвежское социальное регулирование затрагивает примерно 30 тысяч лиц, проживающих в стране нелегально, тогда как еще недавно они имели право на медицинскую помощь лишь экстренных служб в критических и чрезвычайных ситуациях.

Дополнительная информация для иностранцев
Специальных прививок для въезда в Норвегию не требуется, но наличие полиса медицинского страхования является обязательным. Следует учитывать, что все медикаменты и лекарства на территории страны достаточно дороги, а потому имеет смысл взять с собой самые необходимые лекарственные препараты.

Королевство Норвегия – государство в Северной Европе, занимающее западную и северную части Скандинавского полуострова и часть арктического архипелага Шпицберген. Норвегия – страна, которая может служить эталоном разумной во всех отношениях политики.
Качество и доступность медицинских услуг в Скандинавии, и в Норвегии в частности, известны во всем мире. Скандинавские страны нередко в шутку называют «странами победившего социализма», и в этой шутке есть доля истины. Действительно, основным принципом норвежской медицины является обеспечение медицинским обслуживанием всех жителей страны независимо от их социального статуса и толщины кошелька.

Норвежская система здравоохранения постоянно развивается и реформируется. Первые государственные лечебные учреждения были основаны здесь в XVIII веке, а специализированные клиники и психиатрические лечебницы появились только к концу XIX века. На сегодня в норвежском здравоохранении работает 420 тыс. человек, средняя зарплата по отрасли составляет около 3,5 тыс. евро в месяц. Давно и прочно укоренившееся местное самоуправление продолжает развиваться: региональные и местные органы власти перебирают на себя все больше функций центральных властей.

Управление и структура системы
В структуре здравоохранения Норвегии выделяют три основных уровня, которые соответствуют трем уровням власти: центральный, региональный (19 фюльке) и местный (435 муниципалитетов). Чтобы избежать дублирования медицинских услуг, недавно в стране была отменена шведско-финская система оказания стационарной помощи, при которой она осуществлялась региональными властями. Страна была разделена на пять медико-территориальных округов, которыми управляют фюльке. За организацию медицинской помощи отвечают местные власти; на центральном уровне осуществляется только нормирование и надзор. Все постоянные жители Норвегии охвачены государственным страхованием. При этом здравоохранение в Норвегии финансируется государством. Правительство оплачивает большую часть стоимости медицинских услуг – примерно 95%. При беременности и родах помощь оказывается бесплатно.
Центральный уровень. К центральным органам управления здравоохранением относятся Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Государственный институт общественного здоровья и Государственный совет по здравоохранению. Министерство отвечает за разработку политики в области здравоохранения, его законодательной базы и основных направлений развития, составление бюджета, планирование, организацию информационной сети. Государство координирует деятельность Института общественного здоровья и некоторых других научных и профилактических учреждений. Государственный совет по здравоохранению – независимая профессиональная организация, которая совместно со службами здравоохранения фюльке занимается надзором и обеспечивает соответствие медицинского обслуживания нормам качества и законам. На общенациональном уровне оказывается высокоспециализированная помощь (например, лечение редких заболеваний, трансплантация органов).
Региональный уровень. На этом уровне оказывается госпитальная и консультативная помощь. В поликлинических отделениях проводятся консультации специалистов для пациентов с направлениями от врача общей практики и оказывается специализированная госпитальная помощь в больницах. Чтобы высокоспециализированная медицинская помощь была эффективной и рентабельной, с 1974 г. страну разделили на пять медико-территориальных округов, в каждом из которых был учрежден окружной комитет здравоохранения. В начале 1990-х гг. государство решило расширить их обязанности: начиная с 2000 г. каждый округ обязан предоставлять в Министерство здравоохранения свой долговременный план развития здравоохранения в соответствии с основными направлениями государственной политики в этой сфере.
Местный уровень. На 435 муниципалитетов страны возложены финансирование и организация первичной медицинской помощи и медико-социального обслуживания.
Обычно в муниципалитете имеются три отдела: медицинской помощи, патронажа и ухода на дому, социального обеспечения. Чтобы медицинские и социальные службы соответствовали потребностям населения, в 1986 г. муниципалитетам было предоставлено право самим определять приоритетные направления в их финансировании и организации.
К этому уровню относятся все разновидности оказания первичной медицинской помощи врачом общей практики. Сюда входят медицинский центр, дом для долечивания пациентов и дом для пожилых людей, нуждающихся в уходе. В медицинском центре находятся 1-2 врача-терапевта, физиотерапевт, медсестры и акушерки. При первичном обращении пациента консультирует врач общей практики. Здесь осуществляется наблюдение за больными и проходит период долечивания пациентов физиотерапевтом. В медицинском центре проводится наблюдение за детьми, беременными, вакцинация. При необходимости пациент направляется в областное медицинское учреждение.

Особенности финансирования медицины
Отличительные черты норвежского здравоохранения – финансирование преимущественно за счет налогов, которые являются самыми высокими в мире и составляют около 50% доходов населения, преобладание государственного сектора и небольшая доля платных медицинских услуг. Медицинской помощью обеспечены все постоянные жители Норвегии. Государство оплачивает им и лечебные путевки на любой курорт. Финансирование обеспечивают центральные, региональные и местные органы власти (муниципалитеты имеют право вводить местные налоги в дополнение к общегосударственным), а также государственная система страхования.
Местные органы власти получают государственное финансирование в соответствии с численностью населения. Местные службы здравоохранения получают средства из государственного бюджета (общие и целевые субсидии), государственной системы страхования (страховые компенсации) и от населения (платные услуги). Хотя государство напрямую не влияет на распределение средств, на практике самостоятельность местных органов власти ограничена устанавливаемыми им нормативами и финансовой политикой.
В 1997 г. доля фюльке в финансировании здравоохранения сократилась и составляла менее 30%, в то время как доля правительственных расходов к концу 1990-х гг. увеличилась до 50%. Поскольку много больных лечится вне своих фюльке, существует перекрестная система оплаты: фюльке, где проживает больной, возмещает затраты тому фюльке, в котором этот больной лечился. Государственная система страхования финансирует здравоохранение примерно на 17,9% (покрывает расходы на лекарственные средства и транспортировку больных, оплачивает услуги работающих по договорам врачей частной практики). Врачи получают оклад от муниципалитета, а также оплату от пациентов, которая может составлять до 70% дохода семейного врача. В случае необходимости семейный врач направляет пациента к узкому специалисту. В этом случае оплата производится за счет больничной кассы.
Введенное в 1980 г. финансирование на основе глобального бюджета вынудило некоторые фюльке и больницы сузить сферу деятельности из-за бюджетных ограничений. Большие очереди на госпитализацию заставили принять в 1997 г. нынешнюю схему финансирования, в которой учитывается объем предоставленных больницей услуг. Основная цель нововведения – повысить эффективность и рентабельность работы больниц. Хотя введение новой системы финансирования было добровольным, к 1999 г. на нее перешли все фюльке, за исключением одного.
Добровольное страхование в Норвегии развито слабо. Главный источник дополнительных финансовых поступлений – платные медицинские услуги. Визит к специалисту в амбулаторное отделение больницы обходится минимум в 19 евро. Кроме того, в таких отделениях больные оплачивают часть стоимости лабораторных и рентгенологических исследований, некоторых лекарственных средств. Доплата взимается за лечение у врачей общей практики, специалистов, работающих вне больниц, и психотерапевтов, за некоторые лекарственные средства и связанные с обследованием и лечением транспортные расходы. Доплата за медицинские услуги составляет около 10% затрат на здравоохранение. В начале 1980-х гг. введен предельный уровень расходов граждан на платные медицинские услуги, включая лекарственные средства, первичную и амбулаторную медицинскую помощь. Отдельные группы населения и пациенты с некоторыми заболеваниями освобождены от доплаты.

Уровни оказания медицинской помощи
Первичное медицинское обслуживание. Муниципалитеты отвечают за первичное медицинское обслуживание, включая профилактику и укрепление здоровья, диагностические и лечебные вмешательства, реабилитацию и длительный уход. Муниципальный совет утверждает план развития здравоохранения в соответствии с потребностями проживающего на его территории населения. Объем финансирования здравоохранения местные власти определяют сами, а список медицинских служб, которые они обязаны иметь, установлен Законом о здравоохранении и полномочиях местных властей. В каждом фюльке есть чиновник, занимающийся надзором за этими службами. Существует также семь специализированных медико-административных учреждений, подчиненных Министерству здравоохранения, которые предоставляют экспертные заключения. Государственные профилактические программы, например по раннему выявлению рака молочной железы и рака шейки матки, реализуются под руководством соответствующих специализированных учреждений. Ведущую роль в первичном медицинском обслуживании играют врачи общей практики, в большинстве своем объединенные в группы по 2-6 человек с помощниками, число которых зависит от средств, выделяемых муниципалитетом. Как правило, врачи общей практики специализируются в области общей или семейной медицины. Большинство врачей общей практики – муниципальные служащие или частнопрактикующие врачи, работающие по договору с муниципалитетами.
В выборе врача общей практики больные ничем не ограничены. Пациент имеет право два раза в год выбирать себе врача. Лечиться у физиотерапевтов и мануальных терапевтов можно без направления врача, но такое лечение обойдется дороже, поскольку оно не покрывается государственным страхованием. Врачи-специалисты получают плату за услуги из средств государственного страхования только в том случае, если больного направил к ним врач общей практики. В последнее время требования к врачам общей практики возросли. Во-первых, сократилось число больничных коек и продолжительность пребывания в стационаре. Исходя из этого, совершенствование работы врачей общей практики стало одной из первоочередных задач. С этой целью в 1997 г. по всей стране ввели официальную регистрацию принятых врачом больных, а его доходы стали зависеть не только от численности обслуживаемого населения, но и от оказанных медицинских услуг.
Специализированное медицинское обслуживание. С 1969 г. за планирование, финансирование и организацию специализированного медицинского обслуживания (больницы общего профиля, психиатрические клиники, лабораторные и другие специализированные медицинские службы, стоматологические клиники для взрослых) отвечают фюльке. В организации и управлении стационарной помощью фюльке довольно самостоятельны. В каждом из пяти медико-территориальных округов Норвегии имеется окружная больница, оказывающая высокоспециализированную медицинскую помощь. Все окружные больницы служат учебными базами; четыре из них принадлежат фюльке, пятая – общегосударственная. Несколько больниц принадлежат добровольным организациям, но статус этих больниц практически не отличается от статуса государственных. Сегмент частной практики незначителен. Норвежские законы строго ограничивают деятельность частных больниц, в которых проводится большинство лабораторных и рентгенологических исследований. Имеется также около 30 частных лабораторий и других учреждений, занимающихся диагностическими исследованиями. Частные учреждения финансируются государственным страхованием.
Благодаря усилению роли амбулаторной помощи и развитию дневных стационаров средняя продолжительность госпитализации сокращается. Средняя занятость койки в Норвегии выше, чем во многих других европейских странах, в то время как уровень использования стационарного лечения относительно низок. В последнее десятилетие самой неотложной задачей в сфере здравоохранения были очереди на стационарное лечение. Эту задачу пытались решить разными способами. Сейчас положение несколько улучшилось.
Часть территории Норвегии, особенно север и острова, расположенные в Северном море, выделенные в пятый регион, имеют очень низкую плотность населения и относительно слабую транспортную инфраструктуру. Особое внимание в этом регионе уделяется развитию телемедицины, то есть дистанционным методам консультирования и диагностирования с использованием самых современных телекоммуникационных технологий, в частности видеоконференций. Нуждающихся в помощи людей перевозят к месту оказания медицинской помощи на вертолетах или самолетах.
Медико-социальное обслуживание. Социальные услуги в Норвегии оказываются в соответствии с децентрализованной моделью. Государство несет ответственность за формирование политики, обучение персонала и формирование законодательной базы, а муниципалитеты – за предоставление услуг. Последние в основном получают средства за услуги через субсидии от государства. Для некоторых сфер, которым уделяется особое внимание, муниципалитеты получают «целевые» гранты. Это, например, услуги для пожилых людей или меры, направленные на то, чтобы люди с психическими расстройствами могли жить в собственных домах с адаптацией услуг, а также участвовать в работе и организации досуга.
Примеры социальных услуг:
практическая помощь людям, нуждающимся в ней по причине инвалидности, пожилого возраста и др.;
– чрезвычайная помощь людям и семьям, имеющим комплексные потребности в уходе;
– поддержка людей, которым необходима помощь в организации досуга и установлении контактов с другими лицами;
– услуги приюта.
Услуги по лечению алкоголизма и наркомании являются составной частью медицинских услуг.
Кроме того, муниципалитеты несут ответственность за предотвращение социальных проблем. Преимущественно они обеспечивают все социальные услуги самостоятельно, однако в некоторых случаях муниципалитеты покупают услуги у частных организаций, в частности у многих гуманитарных и религиозных организаций относительно организации предоставления услуг для пожилых людей, инвалидов, людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Кроме того, в течение последних нескольких лет многие коммерческие организации стали предлагать такие услуги, как уход за пожилыми людьми и инвалидами, а также полный рабочий день ухода или дневной уход за людьми, которые имеют комплексные потребности в медико-социальной помощи.

Хронология реформ
Реформы 1990-х гг. в основном были направлены на повышение эффективности и доступности медицинского обслуживания и уменьшение очередей на госпитализацию. В 1993 г. был установлен (а в 1998 г. расширен) список базовых цен на лекарственные средства. В конце 1990-х гг. изменились схема финансирования больниц и условия оплаты труда частнопрактикующих врачей. В 1998-1999 гг. принят целый ряд законов, некоторые из них заслуживают особого внимания. Во-первых, на окружные комитеты здравоохранения была возложена обязанность по планированию развития здравоохранения в своем округе. Во-вторых, согласно Закону о специализированном медицинском обслуживании, психиатрические службы были объединены с другими медицинскими службами, а организация длительного ухода за больными с психическими расстройствами возложена на муниципалитеты. В-третьих, были узаконены такие права больных, как право на выбор больницы, предоставление консультации специалиста не позднее 30 рабочих дней после получения направления от врача общей практики, на консультацию еще одного врача. Больные, которым требуется длительное комплексное лечение, имеют право на индивидуальный план медицинского обслуживания, позволяющий координировать действия разных служб. Весной 2000 г. введена система регистрации больных в учреждениях первичной медицинской помощи. Помимо всего прочего, эта система позволила гражданам менять личного врача и при желании получать консультацию другого врача общей практики. Недавняя реформа повлекла за собой объединение национальной системы страхования и национальной службы занятости – NAV. Эта реформа предполагает создание муниципальных управлений, ответственных за предоставление государственной услуги, связанной с национальным страхованием и занятостью населения. В будущем предполагается снять ограничения с аптечной сети, чтобы усилить конкуренцию в розничной торговле лекарственными средствами; предоставить больницам большую самостоятельность в вопросах организации и управления.

Проблемы и перспективы
К негативному моменту системы здравоохранения Норвегии можно отнести слишком большие по вместительности больницы, что не способствует лучшим условиям пребывания в них больных. В общем, здравоохранение Норвегии достигло больших успехов с момента начала его реформирования, но в будущем ему предстоит решать новые задачи. Например, сочетать децентрализацию здравоохранения с государственным регулированием, гарантирующим общедоступность медицинской помощи. Для решения этой задачи выбраны следующие направления реформ: сокращение очередей на госпитализацию, особенно для некоторых категорий больных; усиление планирования на уровне медико-территориальных округов; надзор за официальной регистрацией больных в системе первичного медицинского обслуживания. Кроме того, в будущем предполагается ввести новые методы управления больницами и новые формы владения ими, обеспечить медицинскими кадрами все районы страны, четко разделить функции центральных властей и фюльке в финансировании больниц.

Подготовил Андрей Мартынович

статья размещена в номере 22 за ноябрь 2008 года, на стр. 18-19

Меня просили рассказать про медицину в Норвегии… вот попробую рассказать) пишу только свой опыт и немного опыт знакомых которым могу доверять.

Право на бесплатную медицинскую помощь имеют все проживающие в стране и получившие персональный номер после регистрации в полиции.регистрация занимает обычно пару тройку дней.Т.е.нам не надо платить никаких страховок если хочешь обычное обслуживание.Некоторые мои знакомые наблюдаются в частных клиниках.Это обычно годовой взнос в 150 евро на человека или 200 евро на семью.Остальное обслуживание в частной клинике при условии что у тебя есть годовое членство со скидкой 10%.Ходят слухи что частная клиника легче посылает пациента на плановые операции и обходит государственную очередь.Возможно это так.Т.к.у нас в стране есть очередь на плановые операции от государства.Это обычно от месяца до полугода… в зависимости от срочности операции.

Мое знакомство с норвежской медициной началось после переезда в страну т.к. мне пришло письмо что мне нужно выбрать себе фастлеге(переводится как постоянный врач).
Выбора у меня особого не было и я многого не знала и выбрала того же врача к которому ходит мой муж.Разовый прием у нее стоит 16 евро если берут еще кровь то я плачу где то 20 евро. Если в течении года заплатил где то 250 евро(было несколько приемов у врача, лекарство по рецепту и прием у специалистов) то тебе присылают письмо что то что ты оплатишь сверху этих 250 евро тебе вернут на твой банковский счет.Стационар мы не опачиваем… все лежания в больницах совсем бесплатны.За роды 2х детишек не платили ничего.Врачи всегда доброжелательные, улыбаются даже если у них был тяжелый день и не хамят.Если врач сомневается в правильности диагноза то он может при тебе залезть в комп и посмотреть правильно ли он назначил лечение… может так же позвонить в больницу дежурному врачу и посоветоваться… это врач может сделать прямо при тебе абсолютно этого не стесняясь.Если больному требуется специалист… гинеколог или окулист то надо просить направление у фастлеге и потом заплатить за прием у специалиста где то 30-40 евро.Дети обслуживаются у врачей полностью бесплатно вроде как до 18 лет.И лекарства ребенку, то что он должен принимать постоянно бесплатно.Наш сын принимает Леваксин и мы ни разу не платили за это лекарство.

Прививки.Все мои знакомые стараются прививать деток.Прививки ставит медсестра в детской поликлиннике.Когда я сомневалась надо ли делать прививки деткам я посоветовалась с медсестрой… она мне сказала что решать нам… родителям но за последние 20 лет особых проблем у детишек после прививок не было.
Отсутствие прививок не влияет на возможность посещать дет сад или школу.

Про скорую помощь… да здесь скорая не выезжает на насморк или температуру 39 у ребенка а так же у нас в стране не лечат Орз… но если что то серьезное то скорая примчится за 5-10 минут или прилетит вертолет… летом когда рядом с нами проводятся велосипедные соревнования то мы видим как прилетает вертолет и забирает спортсменов которым стало плохо… Если есть какие вопросы то спрашивайте… отвечу в коментариях… спасибо всем кто прочитал...

75% стоимости услуг, оказываемых службами здравоохранения, покрывается за счет системы национального страхования, остальная часть
покрывается самим потребителем путем прямых выплат, за счет системы дополнительного страхования, а также косвенно, через налогообложение. При оказании долговременной медицинской помощи не все "центры здоровья и благосостояния" в Норвегии обеспечивают своих пациентов полноценным питанием, предлагая им лишь легкие завтраки и "дневные бутерброды" с кофе. Кроме того, они вынуждены закрываться на три летних месяца (44, 84, 90).
Четко регламентировано МС лекарственной помощи. При острых заболеваниях лекарства по списку № 1 предоставляются бесплатно (компенсируются все расходы на их покупку). Имеется перечень 36 хронических заболеваний, при которых производится полностью бесплатное или частично оплачиваемое лекарственное лечение. Оплачиваются только лекарства, разрешенные к употреблению в стране. Назначение особо дорогих лекарств контролируется специальным комитетом. Для того чтобы получить "голубой рецепт" на курс бесплатного лечения для хронически больного группы А (дети до 16 лет, пожилые, старше 67 лет), нужно уплатить 25 норвежских крон, а группы Б (от 17 до 66 лет) - 50 крон. Рецепт выписывается на период до трех месяцев, годовой лимит на пациента составляет 840 крон. Превышение лимита ведет к особому разбирательству (84, 90, 98).
Социальное страхование компенсирует стоимость первого визита к врачу общей практики на 55%, второго - на 70% и только после третьего визита застрахованный получает 100-процентную компенсацию. Консультация специалистов оплачивается страховой кассой при первом визите на 60%, на 70% при втором и т.д. (58).

Еще по теме 11. Медицинское страхование в Норвегии:

  1. Страхование. Медицинское страхование. Виды медицинского страхования: обязательное и добровольное. Фонды медицинского страхования
  2. 9.Взаимодействие медицинских страховых организаций с региональным фондом обязательного медицинского страхования

Так как я не врач и не профессиональный больной, информацией я владею на уровне обычного обывателя. Но и этого будет вполне достаточно для общего впечатления.

Начну с того, что врачом здесь стать сложно. Для начала надо закончить школу на одни пятёрки (здесь из заменяет буква А), кажется, допускается одна 4. Потом ещё долго и сложно учиться в университете. Если вы врач из другого государства, придётся подтверждать своё образование. Для жителей Европы правила попроще, для русских, например, начать практику будет посложнее. Правила меняются постоянно. Точнее, они ужесточаются постоянно. Особенного пиетета к русским врачам нет.

Норвежцы - особенная нация, что касается отношения к болезням. Основное их отличие от русских в том, что они к врачам ходят редко. По нашим меркам, они тут вообще не лечатся! Есть у них чудесное лекарство без рецепты - Ибюкс, он им заменяет целую палитру медикаментов. Выпускается 3х видов - слабый 100, средний 200 и сильный 400. Парацетамол тоже в фаворе, здесь они именуется Парасетом.

Изначально норги менее подвержены болезням. С детства они катаются на велосипеде под дождём, шарфы носят декоративные, шторм и снегопад для них тоже не помеха заниматься своими делами. Нация викингов!

Законом предусмотрена возможность брать 4 раза в год по три дня на самостоятельное вылечивание. Обычно нормальная простуда проходит за такой срок. После трёх дней надо уже брать больничный.

Врачи принимают платно. Каждый житель страны прикреплён к одному доктору (выбираешь самостоятельно через свою персональную страницу в интернете), куда и бегает в случаях болезни. На дом врачи ходят только к детям (и то не всегда) и в некрупных городах. В Осло ты всегда сам топаешь за спасительным рецептиком. Счёт за приём частично оплачивается пациентом, остальная же часть - государством. Если человек очень болен и его расходы на лечение в год превышают определённую сумму, выдаётся специальная карточка и с этих пор все расходы государство берёт на себя.

Также есть частные врачи. К ним легче попасть на приём, но и заплатить придётся полностью. А это раз в пять дороже.

Пару лет назад я очень сильно заболела. В одно и то же время у меня наслоилось несколько болезней одновременно. И в один прекрасный день я в буквальном смысле свалилась. Позвонив в свой медцентр, попросила принять меня как можно скорее. Ответом мне прошелестело в трубке, что ближайшее время через 2 недели. Сил с ними ругаться не было и на следующий день я поехала в частную клинику Волват. Приняли меня почти сразу же, созвали совет докторов, дали больничный на 4 (!) дня, выписали антибиотик и отпустили восвояси. Болела я ещё недели три, кстати... Лечилась, в основном, сном и горячим чаем.

Я, с одной стороны, также придерживаюсь позиции: чем меньше лекарств пьёшь, тем лучше. Однако, меня очень напрягают трудности попадания на приём. Например, сегодня мне было назначено на 11.10, а к врачу я попала через полтора часа. И это мне ещё повезло!

Вывод такой: лучше не болеть:-)

Про роды и лечение серьёзных болезней я слышала больше положительного, чем отрицательного.

Как многие мои русские приятельницы, которые разбежались по всему свету, есть у меня дома коробочка с отечественными лекарствами. Классические фервексы, активированные угли, ношпы, супрастины и прочие радости путешествуют в чемоданах россиянок по всему свету. Однажды муж останавливался в Лондоне у своего друга детства, а тот женат на русской барышне. Трагическим шёпотом тот пригласил моего милого на кухню, чтобы продемонстрировать целительный ящик. И если моя коробочка делитантская, то у неё - самая настоящая аптека (мама врач).

Лечить животных тоже очень дорого. К сожалению, некоторые операции такие дорогие, что многие выбирают усыпление питомцев. У кошки подруги нашли диабет. За приём у ветеринара и пару анализов она заплатила 2500 крон (10000 - 12000 рублей), операция собаке соседа обошлась в 15000 крон (больше 60000 рублей).

Скорая помощь выезжает только в самых тяжёлых случаях. В труднодоступные места летают вертолёты.

Читайте также: