Виды средств обучения в педагогике. Средства обучения это в педагогике определение

Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.

Средства обучения - источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.

Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:

На этапе объяснения нового материала;

На этапе закрепления знаний;

На этапе контроля знаний;

На этапе систематизации изученного материала.

Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:

По способу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

По сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

По особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

По характеру воздействия - визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофон, радио), аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

По носителям информации - бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD);

По уровням содержания образования - средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);

По отношению к техническому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).


Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.

К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.

Рассмотрим некоторые средства обучения подробнее .

Зрительные средства обучения:

1. Таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие экономических закономерностей, облегчение запоминания экономических явлений.

При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:

При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.

2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.

4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.

5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.

6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.

7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.

8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.

Работа с терминами во время дидактической игры имеет большое значение при изучении экономики. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется через умение использовать экономическую лексику, которая несет в себе разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.

10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.

Слуховые средства обучения.

1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.

2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.

На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.

Зрительно-слуховые средства обучения.

1. Медиаобразование. Медиаобразование - направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.

2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.

4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта - его адресность, интерактивность, продуктивность.

5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.

Зрительно-слуховые средства обучения - одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.

В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя - отобрать наиболее эффективные (с его точки зрения) средства обучения для активного учебного процесса.

Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения.

Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач.

Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание учащегося, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом его деятельности, источником уверенности в правильности избранного пути.

Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.

В педагогической литературе используются различные классификации средств обучения. В зависимости от формы организации познавательной деятельности студентов различаются средства для индивидуальной работы и для фронтальной, в зависимости от выполняемых; средствами функций - на информационные, контролирующие, тренирующие и т. д.

1 . Понятие о средствах обучения и их сущность

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется:

· В задачами урока или занятия;

· применяемыми методами обучения;

· предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2. Классификации средств обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:

· визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

· аудиальные: музыкальный центр, радио;

· аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

· простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

· сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

· натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

· символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

· технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

· естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

· объемная (геометрические фигуры, чучела);

· изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

· символическая (географические карты, глобус);

· звуковая (магнитофонная запись);

· мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

3 . Виды средс тв обучения и их характеристика

1.Вербальные средства обучения:

· Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

· Главный инструмент общения, передача знаний.

К вербальным (словесным) средствам обучения относят ученую и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы. Данную группу средств, применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:

· Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

· Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

· Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) нео б ходимо соблюдать ряд условий:

· применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

· необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

· детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

· наглядность должна быть эстетически выполнена;

· наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

1. Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

2. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

3. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З. Технические средства обучения:

ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

1. Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

2. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

3. Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

4. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные ин формационные средства обучения

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных - все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

1. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.

2. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

3. Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

4. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.

5. Классная доска ,то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5. Электронные журналы и электронные дневники

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах. обучение вербальный образование демонстрация

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

· административный (для директора, завуча и учителей)

Заключение

Таким образом, средства обучения, являясь основой чувственного восприятия студентов; служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.

Средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается прежде всего новизной средств обучения.

Можно сделать вывод что, методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности и функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке должны использоваться комплексно.

Подводя итоги данной работы, необходимо подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются важной частью информационно-образовательной среды. Использование современных средств обучения делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий - назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

Список литературы

1. Апольских Е.И. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие - Барнаул: БГПУ, 2006. - c. 124

2. .Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003. - с. 65

3. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 2003

4. .Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000

5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред.Л.С. Глебова. научн. издание " Большая Российская энциклопедия", 2002. - с. 278

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Просвещение,2000. - с. 56

7. Педагогика: учебное пособие / под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - с. 80

8. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений /под ред.В.А. Сластенина. - 8 - е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - c. 78

9. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Примерное поурочное планирование с примерами интерактивных средств обучения. Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко. - М.,2002. - c. 324

10. Хуторский А.В. Современная дидактика. - СПб: АРТ, 2001 - с. 109

11. .Шаронов А.С. На рубеже столетия // Школа, 2006, №2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение технологии интенсификации обучения на основе проведения урока с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики. Анализ проведения эксперимента по способу интенсификации процесса обучения посредством "опорных схем".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2010

    Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий. Классификация электронных средств учебного назначения. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе. Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Сущность и классификация технических средств обучения, их разновидности. Особенности применения технических средств обучения в современном мире. Преимущества и недостатки этой сферы образования. Новейшие разработки и технологии будущего в сфере обучения.

    реферат , добавлен 27.02.2017

    Методический анализ учебного материала по теме "Адресации в IP-сетях": отбор учебного материала, структурно-логический анализ темы, выбор средств и методов обучения. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Разработка урока теоретического обучения.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2009

    Роль средств обучения в процессе образования, их классификация. Основные и вспомогательные средства обучения. Особенности использования современных средств обучения на уроках иностранного языка. Современные информационно-коммуникативные технологии.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2014

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Классификация методов и приемов обучения в начальной школе. Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения, основные требования к их изготовлению. Использование наглядных средств на уроках русского языка, анализ дидактического материала.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Метод наглядного обучения как важный компонент процесса обучения. Классификация методов наглядного обучения, применяемых на уроке географии. Требования к плоскостным образным наглядным методам обучения. Характеристика мультимедийных технологий обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2015

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя. Функции средств обучения : 1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. 2.Классификации средств обучения : 1.По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3.По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева : естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус); звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали. З. Виды средств обучения и их характеристика . I. Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся : Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем). К проведению демонстраций предъявляют следующие требования : Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. З. Технические средства обучения : ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. 5.Электронные журналы и электронные дневники . Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах . Доступы к системе разделены на 2 модуля: административный (для директора, завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников) Возможности системы: Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает: информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе; информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости; информирование о расписании и заменах уроков; возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений; возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений; возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале. Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения. Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач. Учебно-наглядные пособия . Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах. Например, преподаватель демонстрирует студентам коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи этого объекта трудно объяснить, поэтому необходимо после общего предъявления натурального объекта при помощи чертежей и схем объяснить, как конкретно работает коробка передач. Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе. На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познаний. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны (большие машины, агрегаты и т.д.), а также если объемный объект очень трудно изучить (например, работа двигателя). В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые студентам, могут быть взяты из книг; их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации. Перечисленные средства обучения имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенным для учебного познания материалом, который отвлекает внимание студентов от сути. При использовании образных пособий задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала. Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.). По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании студентов образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, студентам необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения. Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов. Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму. Особое значение они имеют для усвоения учебного материала. Схема всегда представляет собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего, поэтому при восприятии схем в памяти студентов актуализируется самое существенное. Схемы помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации. Студентам особенно полезно составлять схемы коллективной под руководством преподавателя. Это облегчает анализ взаимосвязей между явлениями. В отдельных случаях учащиеся могут составлять схемы самостоятельно. Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти. Таблицы, схемы, графики, чертежи преподаватель использует, как правило, при объяснении учебного материала и при его закреплении. Эти наглядные пособия могут быть представлены в двух вариантах: один (полный) служит для объяснения, а другой (с пропусками, незаполненными местами) - для проверки усвоенного; в последнем случае учащийся должен восстановить пропущенное. Особо следует отметить роль классной доски - давно применяемого и испытанного средства обучения, сохраняющего свое значение и в настоящее время. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.Вербальные средства обучения . Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов. Как показывают наблюдения, самостоятельная работа с учебником на занятиях проводится недостаточно часто. Только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, тезисы, таблицы, схемы), логические умения (выделять главную мысль, проводить сравнения и доказательства, устанавливать причинно-следственные связи), предметные знания. Для овладения методикой самостоятельной работы с учебником студентов необходимо научить пользоваться справочным и методическим аппаратом книги, обращать внимание на иллюстративный и графический материал, целесообразность шрифтовых выделений текста. Дидактические материалы -/вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.). Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности. Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Г.И.Хозяинов,
кафедра педагогики

Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), средства педагогического процесса, цель и результат. Самыми крупными составляющими, по другому - процессуальными компонентами, педагогического процесса являются взаимосвязанные между собой обучение и воспитание. Они, в свою очередь, подразделяются на другие, более мелкие составляющие. Например, процесс обучения - на преподавание и обучение и т.д.. И обучение, и воспитание могут рассматриваться как подсистемы функционирующей педагогической системы. У них общие функции (образовательная, воспитательная, развивающая), но с образовательной доминантой - в первом случае, и с воспитательной - во втором.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данном случае это средства обучения. Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой либо теории или концепции. Мы основываемся на концепции: обучение, как функциональная дидактическая система, представляет собой систему организации учебной деятельности обучающихся. Этот концептуальный подход распространяется на весь процесс обучения, в том числе и на каждую его составляющую.

Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это отражено на схеме 1. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

Схема 1

С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения (СО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):

Учебники и учебные пособия;

Средства наглядности;

Средства для осуществления практических действий;

Технические средства обучения;

Вспомогательные средства учебного процесса.

Схема 2

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 3).

Схема 3

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:

1. Технические средства информации(ТСИ)

2. Технические средства контроля (ТСК)

3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)

4. Тренажерные технические средства (ТТС)

5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

Приведенная классификация средств обучения согласуется с классификацией методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические методы обучения). Эта взаимосвязь внимательно проанализирована, и установлено влияние средств обучения на совершенствование методов обучения и методов обучения - на раскрытие возможностей средств обучения.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Мотивированность использования СО. Применение СО должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то СО, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.

Целенаправленность и функциональная определенность применения СО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения СО может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять СО в том или другом случае.

Использование СО - органическая составная часть учебного процесса.

СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.

Системность применения СО. Эпизодическое использование СО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение СО по темам, т.е. создание системы включения СО как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения СО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения СО. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.

Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Это подтверждает педагогический эксперимент, в котором проверялось влияние комплекса наглядных средств обучения на качество обучения. Эксперимент проводился в РГАФК на заочном отделении в 1993 году по педагогике. Итоговые результаты экспериментальных и контрольных групп по разделу "Дидактика" приводится в таблице (данные приводятся в процентах).

Критерии оценки
Группы Объем знаний Системность знаний Осмысленность знаний
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
Экспер. группа 33,3 33,3 33,3 33,3 60 6,7 46,7 20 33,3
Контр. группа 12,3 33,3 54,8 9,7 35,5 54,8 --- 22,6 77,4

Приведенные данные убедительно подтверждают повышение качества обучения при опоре на определенную концепцию и соблюдение высказанных принципов применения средств обучения.

— совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.

Современные средства обучения

Современная система образования представляет собой весьма многообразную , в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Для уяснения содержания этого многопланового понятия обычно выделяют несколько уровней средств обучения.

На уровне отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включаются учебные здания с оборудованными лекционными аудиториями и специализированными учебными кабинетами, библиотеками, типографиями, столовыми, медицинскими кабинетами, помещениями для преподавателей, сотрудников и администрации, специальными спортивными сооружениями, общежитиями и т.п. Все это - материальные средства обучения.

К организационным средствам относятся действующие в учебном заведении системы обучения : дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная. К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, которые были рассмотрены выше, а также характер распределения обучаемых по группам (классам, курсам), продолжительность учебных циклов (четвертей, семестров, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: словесные (учебники, и учебные пособия, другие тексты), визуальные средства (микроскоп, диаскоп и т.п.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон), аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон), средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети), а также учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.

Среди словесных средств обучения кроме учебников большую роль могут играть раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем.

Визуальные средства призваны демонстрировать реальные объекты: предприятия, исторические памятники, например Кремль или Красную площадь. Но наиболее практичны, конечно, модели, макеты, карты, рисунки. Их главная задача — обеспечить эффективное восприятие информации, стимулировать учебную деятельность обучаемых.

Технические средства обучения

Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Их применение породило педагогическую информатику как особое направление педагогической науки. Современное учебное заведение немыслимо без информационных систем, телекоммуникационных сетей, медиатек и т.п. Информатизация образования — есть внедрение в учебный процесс информационных знаний, методов, технологий. Информатизация педагогической деятельности может фундаментально изменить педагогические концепции и даже, по мнению некоторых ученых (академик В.П. Беспалько), может превратить педагогику в компьютику. В созданных на ее основе образовательных системах главное звено современного обучения — «преподаватель — ученик» — будет заменено звеном — «информационная система — ученик».

Но уже сегодня компьютер зарекомендовал себя в качестве многофункциональной обучающей машины. С его помощью предъявляются не только тексты, но и информация в звуковой форме. Он может формировать не только знания, но и умения, служить развитию учащихся.

Имеющиеся программные продукты постоянно улучшаются. Они используются и для управления образованием, и при проведении научно-педагогических исследований. Применение компьютеров в образовании ведет и к повышению его экономической эффективности. Несомненно, что за информатизацией образования большое будущее.

Однако, поддерживая и развивая компьютеризацию , не следует отбрасывать опыт прошлого. Полезно помнить старую притчу: кто стреляет в прошлое из пистолета, получит от него выстрел из пушки. Нужно помнить, что появление в свое время книгопечатания не повлекло за собой исчезновения живого общения из практики преподавания; также и появление компьютеров не повлечет за собой исчезновения ни печатных носителей информации, ни живого общения. Живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы процесса обучения и воспитания.

Читайте также: