Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока. Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре…" А. Блока Как белое платье пело в луче

А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении "Девушка пела в церковном хоре", анализ которого представлен ниже.

События, предшествовавшие созданию стиха

Анализ "Девушка пела в церковном хоре" следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.

Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.

Особенности композиции

При проведении анализа "Девушка пела в церковном хоре" следует описать композицию стихотворения. В его основе - антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.

Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.

И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.

Звуко-ритмическая сторона произведения

Один из пунктов анализа "Девушка пела в церковном хоре" - это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.

В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.

Образ народа

В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре". Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва - это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.

И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.

Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.

Образ поющей девушки и плачущего ребенка

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.

Ее песня - это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.

Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года - это только начало страшных событий революции.

Литературные приемы и тропы

Один из пунктов анализа стиха "Девушка пела в церковном хоре" - это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.

Анализ текста "Девушка пела в церковном хоре" позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения "уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения " Глаголет истину устами младенца"

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. "Девушка пела в церковном хоре..." особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре №2

Александр Блок - знаменитый русский поэт-символист. Он вырос и воспитывался в интеллигентной семье. В своих ранних стихах поэт часто выражал свои патриотические и революционные мысли. Блок был восхищен идей равенства всех людей, идеалистично верил в нее. Во время юношеского максимализма он еще не осознавал что любые движения, революции не обходятся без тысяч жертв, а то и намного больше.

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови. Блок был свидетелем всего этого и был отрезвлен, начал задумываться, о том стоит ли какая-то даже благая идея многих человеческих жизней. Кроме революции на него также повлияли и события русско-японской войны, а именно Цусимское сражение.

Стихотворение, которое мы рассматриваем насквозь проникнуто антитезой. Грубости, жестокости и крови поэт приставляет прекрасную девушку, которая прекрасно поет и похожа на ангела. Условно стих можно разделить на две части. В первую входят три первых строфы. Они описают то прекрасное, что поэт увидел в храме. Пение девушки ассоциируется с молитвой. Корабль который ушел в море должен вернуться, это предполагается в мотиве. Пение девушки также символизирует силу искусства, которое дает надежду, веру в будущее. В церкви стоит мрак, поэт использовал этот символ чтоб показать что вся человеческая жизнь часто похожа на мрак. Но под воздействием музыки, прекрасного искусства мрак рассеивается. Тонки луч на плече девушке символизирует возрождающиеся веру в светлую жизнь.

Вторая часть стиха начинается с четвертой строфы. Блок показал как мечты, надежда, вера в прекрасное отличаются от реальной жизни. Плачущий ребенок есть тем, кто быстро отрезвляет нас, показывая реальную жестокую действительность.

Это был любимый стих Александра Блока. Он всегда, читая перед публикой заканчивал выступление именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мать Бунина

    Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

    Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции отечественной поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета, А. Григорьева, Ф. Тютчева, Я. Полонского, и кончая В. Соловьевым. Блок усво-
ил все лучшие достижения русского искусства, приняв от них эстафету гуманизма и высочайшей духовности.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» является одним из наиболее ярких примеров философской лирики Блока.
Стихотворение было написано в 1905 году и тематически является откликом на события русско-японской войны («в тихой заводи все корабли»). Однако это лишь повод, внешний импульс к размышлениям о предметах более общего характера.
Блок этого периода - это Блок «Незнакомки». Светлый недостижимый идеал, каким в его более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы, сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Блока мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального - низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
Одним из стихотворений такого плана и является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре».
С первых строк перед нами возникает «церковный хор» и - шире - тема христианского милосердия и сострадания.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Перед нами предстает в «очищенном» от богословской шелухи виде один из основных постулатов христианства: вера в лучший, более справедливый и милосердный мир, в гармонию и счастье.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Поэт не только рисует некую картину, он сопереживает ей, любуется ею. Он словно сам слушает литургию. Кроме того, в образе «девушки из церковного хора» нетрудно увидеть черты все той же Прекрасной Дамы, «Жены, одетой в солнце». Наслаиваясь на христианские мотивы, образ наводит нас на мысль о Богородице. И здесь это в первую очередь сострадающий, утешающий образ.
Однако последним четверостишием Блок резко усиливает тему двоемирия, едва намеченную в стихотворении ранее.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Царские врата - это место в алтаре, которое связано с Рождеством и младенцем-Иисусом. Таким образом, ребенок в стихотворении Блока - это Спаситель. Однако он не назван прямо, в нем подчеркнуты именно человеческие черты, причастность нашему миру. Кроме того, Спаситель здесь - ребенок, то есть крестные муки ему еще предстоят, искупление грехов человеческих - впереди. Казалось бы, сам образ Спасителя должен давать надежду на будущее возрождение, однако у Блока это не так. Младенец-Иисус оплакивает людей, оплакивает мир, который, несмотря на предстоящие ему крестные муки, он не в состоянии спасти. Тема рока, неизбежного конца мира и всей цивилизации занимает в стихотворении центральное место. Следует отметить, что символисты, и в том числе Блок, восприняли идею Ф. Ницше о постепенном вырождении европейской цивилизации и ее неизбежном крушении под ударами диких орд, в которых, в отличие от западного сообщества, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметут растленную цивилизацию, и история начнется сначала - до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев с его идеей «пан- монголизма»),
В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...» эсхатологические предчувствия (т. е. предчувствия конца мира) подчиняют себе все поэтическое пространство, наполняя его скорбью и безграничным состраданием к обреченным.
Эсхатологические настроения воплотились в творчестве Блока с наибольшей силой по сравнению со всеми его современниками-поэтами. В полный голос они зазвучат в годы революционного террора (поэмы «Двенадцать» и «Скифы»), в период разгула всеразрушающей стихии, которую Блок воспринял как крах всей западной цивилизации, но в то же время и благословил ее именем Христа, искренне считая, что крушение старого мира явится началом новой жизни, нового витка развития человечества.
Стихотворение насыщено метафорами и эпитетами, используется прием метонимии («белое платье пело в луче»). Использует Блок и символы - в основном относящиеся к христианской религии («церковный хор», «купол», «светлая жизнь», «царские врата», «ребенок»).
Творчество Блока оказало огромное влияние на творчество поэтов XX века, став одним из самых заметных явлений в русской лирике эпохи войн и революций.

«Девушка пела в церковном хоре…» - любимое стихотворение Александра Блока

Читайте также: * * * * * * * * * *

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в августе 1905 года, после гибели русского флота в Цусимском проливе. Поэт также очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации.

Девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма - все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Здесь отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что «радость будет». Блок на­писал стихотворение как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое выступление поэт неизменно заканчивал этим удивительным стихотворением, как чистым вздохом.

Добавлю, что лично у меня с этими стихами многое связано. Помню, когда я узнал, что они были любимыми у самого поэта, выучил их наизусть и продекламировал на уроке литературы. Задание было - выучить стихи по своему выбору. А впоследствии не раз читал девушкам, чтобы подчеркнуть свой романтический настрой)) А вообще Блок - один из моих любимых поэтов с детства.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках . О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых . Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Читайте также: