Психология как стать ответственным. Психология

Ответственность за себя и свою судьбу – это важнейший принципы мышления и качество сильного успешного человека. Его суть – “Сказано-сделано”. Ответственность – это основа достижения любой цели, основа построения любых нормальных взаимоотношений и договоров.

Взятие ответственности за себя и свою судьбу – это показатель взросления человека, это начало его осознанной жизни, способность давать слово и держать его, выполняя взятые на себя обязательства.

Что такое Ответственность за себя?

Ответственность за себя это:

  1. Прежде всего, ответственность за своё развитие, личностный рост (формирование личных качеств, избавление от проблем и недостатков) и профессиональное образование.
  2. Поиск, постановка и достижение . Бесцельность – первый показатель безответственности.
  3. Ответственность за свои проявления, поведение, слова и т.д., чтобы все проявления были достойными.
  4. Ответственность за своё физическое тело и за здоровье.

Ответственность за свою судьбу это:

  1. Ответственность за достижение своих жизненных Целей, за достижение успеха и счастья.
  2. Ответственность за счастье, благополучие и безопасность всех тех, кто тебе дорог (это тоже часть ответственности за свою судьбу).
  3. Ответственность за создание необходимых ситуаций по судьбе, за устранение возникающих в жизни проблем и помощь близким (кто входит в сферу твоей ответственности).

Значение качества “Ответственность”. В чём её сила?

Способность брать ответственность и выполнять её – это один из основных критериев принятия решения при продвижении человека по карьере вверх. Это всегда основа лидерства и роста руководителя, а также основа личностного роста: растёт и расширяется сфера ответственность человека – растёт и сам человека, как личность и как лидер, растёт его сфера влияния, его власть, его значимость в обществе, а так же растут его возможности.

Чем меньше человек на себя берёт ответственности, чем меньше он выполняет обязательств, тем меньше его значимость, возможности, реальная сила и т.д., тем меньше он может по жизни.

Трусливые и слабые боятся ответственности и ничего не достигают, часто оставаясь неудачниками всю жизнь.

Сильные и смелые, или те, кто хочет стать таковым – берут на себя ответственность, не убегают от неё и не прячутся, а поступают с точностью до наоборот – используют возможности и берут ответственность, расширяют свои возможности, увеличивая тем самым своё влияние на ситуации, на свою жизнь и жизнь других людей.

Как принцип и качество успеха – объединяет все составляющие “Хочу-Могу-Делаю” . Даже супер талантливый и умный человек, если он не обладает качеством “ответственность”, чаще всего, ничего не достигает в жизни, теряет доверие и поддержку людей, и теряет веру в себя из-за того, что не выполняет данные обещания и взятые на себя обязательства, роняя своё лицо и репутацию. Такие люди, если не раскрывают качество “ответственность” – становятся никому неинтересными неудачниками.

Как реализуется ответственность?

Способность брать на себя соответствующие обязательства – перед собой и перед другими людьми, и наилучшим образом выполнять данное себе и другим слово.

Можете ли вы пообещать себе что-либо, потому что это действительно для вас важно и в точности выполнить это?

  1. Выполняете ли вы данные другим людям обещания?
  2. На сколько вы надёжный человек? Надёжный для себя и с точки зрения других людей?
  3. Есть ли у вас долгосрочные жизненные Цели?
  4. Вкладываете ли вы регулярно в свой личностный и профессиональный рост?
  5. Стремитесь ли вы заботиться и о себе, своё здоровье и о близких вам людях?

Положительные ответы на данные вопросы подтверждают, что вы ответственный человек! Если есть ответы – “Нет”, вам есть над чем работать.

Это создаёт основу для самоуважения и уважения других людей, для их признания и доверия “Да, это надёжный человек, ему можно верить, если обещает, то делает” .

Но ответственность всегда предполагает определённые последствия. и даже наказания. Если человек взял ответственность и всё сделал правильно он получает награды, призы по судьбе в виде тех или иных благ и возможностей. Если же человек взял ответственность, но реализовал её плохо, или вообще не выполнил взятых на себя обязательств – наказание за безответственность следует, как правило, сразу или почти сразу (увольнение, потери, разрушение отношений, потеря доверия со стороны людей, денежные потери, др.).

Одно из серьёзных кармических наказаний за не взятие ответственности за себя и свою судьбу – это спутанность мыслей и даже безумство.

Как стать ответственным Человеком?

1. Прежде всего займитесь личностным ростом – начните посещать тренинги, курсы и вебинары по личностному развитию, читайте книги известных людей и тренеров (Брайан Трейси, др.). Постоянно вкладывайте в свой личностный рост.

2. Тренируйте свою ответственность! Тренируйтесь на себе и на других: берите не сложные обязательства и старайтесь их выполнить вовремя и точно, начните уважать себя за это. Чтобы было легче – записывайте свои обещания себе самому, и обещания данные другим людям в рабочей тетради. Отмечайте в ней все выполненные обязательства. Далее, переходите всё к более значимым и серьёзным делам и обязательствам.

Суть в том, что вы должны быть сами уверены в себе, что если вы дали слово, то вы его непременно сдержите.

3. Постоянно работайте со своими жизненными целями. Как правильно работать со своими целями – .

4. Учитесь владеть собой и управлять всеми своими проявлениями. Самообладание и Самоконтроль – это прямой показатель вашей ответственности за самого себя, в каком состоянии вы живёте. Вам на себя наплевать, или вы всегда стараетесь быть “в порядке”.

5. Ответственность предполагает – расчёт (браться за то или иное дело или нет), взятие обязательств (ответственности за дело, достижение цели, др.), договор (данное слово – устно или на бумаге) и выполнение обязательств (поиск решений, безупречность, своевременность, др.). Все эти составляющие должны работать без сбоев.

Я думаю, о законе кармы слышали уже многие, в общем смысле закон достаточно прост: «Что посеешь, то и пожнешь», то есть, какие семена мы посеем (совершенные поступки), такие плоды мы и получим. Что бы мы ни делали по отношению к окружающим, к нам это вернется бумерангом. Но многим людям тяжело принять этот закон в свое сердце, так как в этом случае придется взять ответственность за свою жизнь на себя, читайте в статье — как стать ответственным.

Многие люди верят в астрологию, но не верят в . На мой вопрос тем людям, которые верят в гороскопы, на чем же основана астрология, в ответ я часто слышал одно молчание, а когда я заводил разговоры о карме, то на меня нередко смотрели с недоумением. Почему люди верят в фантасмагорию, которую показывают по телевизору, но не верят тому, что идет из более достоверных и надежных источников.

Причина этому — нежелание брать ответственность за свою жизнь , нам проще сказать, что раки они все такие и что с этим ничего не поделаешь, что я как будто и не при чем, просто какие-то силы так действуют и все. Или почему идет непринятие закона кармы и реинкарнации – потому что это означает, что все, что со мной происходит — это полностью справедливо, что именно я отвечаю за то, что моя жизнь именно такая, какая есть, что я заслужил это своими поступками в прошлом. Конечно же, проще уповать на несправедливость этого мира , на то, что одним просто повезло, а вам нет, но размышляя подобным образом, мы никогда не сможем изменить свою жизнь к лучшему.

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

Как бы это банально не звучало, но чтобы стать ответственным, взяв ответственность за свою жизнь — нужно перестать перекладывать ответственность на других. Когда мы хотим изменить условия жизни, кого мы начинаем менять — свое окружение, и лишь в редких случаях мы смотрим внутрь себя. Мы готовы спихнуть все наши проблемы на кого угодно — на правительство, на друзей, на родителей, на мужа/жену, детей, но только не признать, что если кто и виноват в происходящем, то это мы сами. Нет, философия жизни, где ответственность лежит на нас, многим не нравится.

Если спросить у людей, верят ли они в Бога, большинство ответит, что верит, тогда нередко напрашивается следующий вопрос «Почему вы живете так, как будто Бога нет?» . Также и когда люди начинают увлекаться эзотерикой и начинают верить в существование высших сил, многие все равно продолжают перекладывать на других, ища причины вовне. «Меня кто-то сглазил, поэтому у меня такая жизнь», или как уже приводился пример с астрологией, когда человек ссылается на то, что он по гороскопу, к примеру, рак — поэтому он такой эмоциональный, или человек посмотрел фильм «Секрет» и решил, что начав визуализировать, он достигнет всего, чего только захочет.

В вышеперечисленном есть правда, но лишь доля правды. Многие вещи мы порой воспринимаем или слишком дешево — что без особых усилий по одному только щелчку все будет здорово, или наоборот, фаталистично — я рак и ничего с этим не поделаешь. Как стать ответственным за свою жизнь — нужно понять, что этот мир не хаос, где творится беззаконие и не тюрьма, где мы скованы по рукам и ногам . Действительно бывает такое, что думая о человеке плохо, у него и вправду может ухудшиться самочувствие, вплоть до заболевания, но таким образом один сжигает свою хорошую карму, а другой — отрабатывает плохую, и подобное не происходит направо и налево.

Концентрация на какой-то цели действительно увеличивает возможность и сокращает время достижения данной цели, так как, как правило, наши мысли хаотичны и чего мы там только не желаем. Это аналогично тому, если бы мы брались за несколько дел одновременно и не доводили бы их до конца, или же сосредотачивали бы силы на одном деле, позволяя выполнить его наилучшим образом. Но когда мы начинаем заниматься визуализацией, слишком сильно концентрируясь на какой-то мечте, то мы вначале используем имеющийся потенциал, а затем начинаем забирать энергию из других жизненных сфер.

Действительно существует и влияние планет, планеты наделяют нас определенными склонностями в характере, но это не ограничивается нашим солнечным знаком и не выступает как какая-то фатальность, станьте ответственным за свою жизнь . Это как влияние коллектива, оказываемое на отдельную личность — если мы как личность слабы, то мы с трудом или вовсе не сможем сопротивляться влиянию со стороны — к примеру, в компании, где все выпивают, мы также начнем выпивать, если не пили ранее. Вообще, уровень общения выступает как один из главных факторов в изменении нашей жизни — общение может нас завести как на самое дно, так и поднять нас на высокий уровень.

«Закон кармы – это не высший закон. Высший закон – это свобода выбора» Александр Хакимов

Есть дети, которые жили в благополучных семьях, но вырастали далеко не образцами морально-нравственного поведения, а есть те, кто росли в тяжелых условиях семейных раздоров, и вырастали прекрасными людьми и семьянинами. Бог этим показывает, что свобода выбора – это главное , хотя и семьи накладывают, как правило, свой отпечаток — но это и есть наша карма, которую мы заслужили в прошлом. Мы часто находим себе какие-то отговорки, лишь бы не менять свою жизнь, свой характер, лишь бы не брать ответственность на себя.

Но также и не нужно уходить в депрессию и опускать руки, концентрируясь на своих недостатках и негативных чертах характера. У кого нет недостатков? — они есть у каждого, главное научиться замечать их проявления в собственной жизни, и в тоже время для борьбы с ними делать упор на свои сильные стороны. Мы должны стать ответственными за свою жизнь, пока мы это не сделаем, продолжая перекладывать ее на окружающих, наша жизнь так и не улучшится, и никакие манипуляции нам не помогут.

  • Проанализируйте прошлый опыт ваших попыток , к чему это привело. Если ваши отношения только еще больше накаляются и портятся — это верный признак перестать пилить окружающих и начать прикладывать усилия по изменению собственного характера.
  • Будьте внимательными к реакции близких людей, научитесь прислушиваться к другим. Нам часто кажется, что мы поступаем правильно, но других подобное поведение может совсем не устраивать, поэтому периодически желательно просить близких людей об обратной связи относительно нашего поведения.
  • Чтобы стать ответственным, старайтесь не перекладывать ответственность за свою жизнь на правительство, родителей и т.п. Если вы обратите внимание, то подобные оправдания не способствуют улучшению нашей жизни, а при критическом настрое и вовсе вводят нас в раздражительное и неудовлетворенное состояние. Не впадайте в роль жертвы, обиженной на судьбу, лучше спросите себя, что сделали именно вы, чтобы ваша жизнь стала лучше.
  • Если вы сожалеете об упущенном шансе, то вы начинаете винить себя или наоборот, оправдывать, и в обоих случаях вы держитесь за прошлое, вместо того, чтобы извлечь урок и двигаться дальше.

«Хотя никто не может вернуться назад и начать новый старт, любой может начать с настоящего момента и сделать лучшим образом финиш» Карл Бард

  • Как стать ответственным по жизни — научитесь принимать жизненные обстоятельства и людей, которые вас окружают. Когда мы начнем жить осознанно, то мы сможем замечать уроки, которые посылает нам жизнь. И именно благодаря осознанным волевым усилиям мы способны . Когда же мы живем неосознанно — мы как марионетки, где наши реакции полностью зависят от дерганья разных веревочек, которыми и являются внешние обстоятельства. В этом случае мы не способны увидеть уроки судьбы, натыкаясь снова и снова на те же грабли. Никто не говорит, что это легко, но если вы возьмете ответственность за свою жизнь, то она обязательно изменится в лучшую сторону.

5 выбрали

Безответственность – не самое приятное качество. Оно мешает строить карьеру, портит наши отношения с людьми и в итоге мешает нам становиться успешными и счастливыми. Давайте разберемся, безответственность – это навсегда, или можно попытаться стать более ответственным человеком?

В детстве я очень хотела домашнее животное: котенка, щенка, ну или хотя бы белого мышонка в клетке. Но родители моего желания не разделяли и всегда повторяли: "Ты же безответственная, сама за себя не отвечаешь, как ты будешь отвечать домашнее животное?" И я тогда в это поверила. Так сильно, что еще много лет не решалась завести домашнего любимца, пока мне его не подарили. Тогда я поняла две вещи:

  1. Ни в коем случае не надо так говорить ребенку.
  2. Я могу отвечать не только за домашнее животное, но и за всю свою жизнь.

Впрочем, еще в подростковом возрасте я поняла, что уровень ответственности – это не константа, его задает наше окружение. Например, в компании опекающих родителей или чересчур ответственного мужчины, девушки часто начинают вести себя довольно инфантильно. Им в этой ситуации не нужно быть ответственными, за них это сделают другие. Но стоит той же барышне оказаться в компании еще более безответственного создания, например, младшей сестры, как она вдруг берет на себя роль умного и ответственного "родителя". Но в любом случае, чтобы не привыкать к безответственности, надо стараться избегать гиперопеки и общаться с окружающими на равных.

Ответственность по отношению к окружающим

Быть ответственным человеком по отношению к окружающим – это значит вовремя и качественно выполнять свои обязательства и обещания. Звучит просто, но сделать это порой гораздо сложнее.

Чтобы стать более ответственным человеком, в первую очередь надо перестать оправдываться собственной безответственностью. Так, например, люди, которые постоянно опаздывают, говорят в свое оправдание: "Ну, ты же меня знаешь!" А ведь это самое плохое оправдание, которое можно придумать. Оно означает, что человек принимает собственные недостатки, как должное, и не собирается ничего менять.

Чтобы выполнять свои обещания, надо давать их только осознанно. Часто люди, которым сложно говорить нет , дают огромное количество обещаний, которые не могут выполнить в принципе. В итоге они подводят других и считаются самыми безответственными людьми в мире. В такой доброте больше вреда, чем пользы. Так что приучите себя не давать обещания, в которых вы не уверены сами.

Не оставляйте дела на последний момент. Безответственные люди часто винят в своих проблемах любые внешние силы и обстоятельства: пробки, перебои с Интернетом или даже заговоры недоброжелателей. Учитесь брать на себя полную ответственность за свои обязательства и предусматривать все форс-мажорные обстоятельства.

Да и вообще, ответственность предполагает умение признавать свои ошибки. Анализируйте свои действия и честно признавайтесь себе, почему в том или ином случае повели себя безответственно, где вы допустили ошибку и как можно в будущем избежать такой ситуации.

Тренируйтесь выполнять обещания. Можно на самом себе – давайте себе каждое утро три обещания и старайтесь выполнить их, во что бы то ни стало, а результаты записывайте.

Повышение ответственности – это тренировка самодисциплины, работать над которой никогда не вредно.

Ответственность по отношению к себе

Есть и другой уровень ответственности, гораздо более сложный, им владеют немногие люди. Это – ответственность за собственную жизнь, умение не плыть по течению, а самому выступать архитектором своей судьбы. Понять, обладает ли человек таким качеством, очень просто – достаточно спросить его, чего он в жизни достиг сам, а что "сложилось само собой". Если большая часть "как-то сложилась" – значит, он лишь плыл по течению, а не управлял своей жизнью.

Выработать такую степень ответственности не так-то просто, этому посвящено множество книг, тренингов и семинаров. Но игра стоит свеч, ведь в случае успеха человек будет сам управлять своей жизнью и вести ее к лучшему результату.

Стивен Кови в своей книге "Семь навыков высокоэффективных людей" предлагает читателям определить свой круг влияния, и не тратить силы на то, что происходит за этим кругом, но делать все возможное, чтобы внутри круга все происходило именно так, как вы хотите.

Для начала надо остановиться и подумать, все ли вас устраивает в жизни. Ваша работа, отношения, увлечения – это то, к чему вы стремились, или просто то, что как-то само пришло в вашу жизнь? Если второй вариант – выпишите свои настоящие желания и цели, и подумайте над тем, как вы можете повлиять на ситуацию, какие шаги приведут вас к нужному результату.

Один из способов изменить свое отношение к жизни – аутотренинг или аффирмации . Постоянное повторение слов: "только я несу ответственность за свою жизнь" поможет выработать соответствующую психологическую установку.

"Уроки этики поведения дпя детей и взрослых. Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему."
А. Швейцер

"Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди."
Ж Пабрюйер

" Вежливость порождает и вызывает вежливость."
Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:
1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Подбор ситуаций для дискуссии.
3. Подготовка устного журнала учащихся на тему "Изнанка жизни в нашем классе".
4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;
~ драться;
~ перебивать в разговоре другого человека;
~ списывать из чужой тетради во время контрольной;
~ задавать неуместные вопросы;
~ свистеть;
~ ругаться;
~ жадничать;
~ сплетничать;
~ ябедничать;
~ врать;
~ навязываться в друзья;
~ проявлять подлость;
~ заниматься вымогательством;
~ не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
~ молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;
~ приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;
~ завидовать кому-то;
~ жаловаться на кого бы то ни было;
~ быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся

Продолжи предложения:
1. Добрый человек - это тот, который
2. Злой человек - это тот, который
3. Честный человек - это тот, который
4. Правдивый человек - это тот, который
5. Жестокий человек - это тот, который
6. Грубый человек - это тот, который
7. Подлый человек - это тот, который
8. Преступник - это тот, который
9. Вежливый человек - это тот, который
10. Эгоист - это тот, который

Анкетирование учащихся

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Ситуация 1
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги - помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса. Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.


Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!


Читайте также: