Как нужно соблюдать средство предметы гигиены. Личная гигиена. Требования личной гигиены

Коррекционное занятие «Предметы личной гигиены».

Первый класс.

Цель : расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Предметные умения:

Формировать основные правила личной гигиены;

Практически закрепить гигиенические навыки и умения.

Личностные:

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Понимание основных моральных норм: ответственности, взаимопомощи, правдивости;

Оценка своих поступков.

Регулятивные:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

Формирование умения планирования и организации своей деятельности.

Познавательные:

Развитие любознательности и познавательной инициативы;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения осознано строить речевое высказывание;

Постановка и решение проблемы;

Работа с информацией.

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос;

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Аргументировать свои высказывания;

Четко выражать свои мысли;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Формы работы: Фронтальная, в малых группах, работа в парах.

Оборудование : презентация, проектор, экран, ноутбук, конверты с заданием «Собери картинку», предметы личной гигиены, игры «Волшебный мешочек», «Что с чем дружит?».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие. (Дети показывают на доске настроение с помощью магнитов «Капелька настроения»)

Садитесь на свои места.

Вы готовы, глазки?

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживают ушки)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, топают)

Вы готовы?

Да! (обнимают себя)

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

Ребята, у нас сейчас урок здоровья, а это значит, что мы будем говорить о …. Здоровье. А точнее о предметах, которые помогают нам сохранить здоровье. А вот, что это, за предметы и какое отношение они имеют к нашему здоровью, мы сейчас выясним.

«Собери картинку»

(работа в парах, малых группах)

Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся разрезанные картинки, которые вам необходимо собрать. Приступаем к работе. Можно работать в паре, в группе и помочь своему товарищу.

Собрали? Молодцы! Какие картинки у вас получились?

Дети: Мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь.

А кто мне ответит, как называются эти предметы?

Ребята, мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь – это предметы личной гигиены. Именно они помогают нам сохранить наше здоровье. И говорить мы сегодня будем именно об этих предметах.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сейчас я буду задавать вам загадки. У кого окажется картинка-отгадка, тот поднимает руку.

Загадки.

Лег в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Носовой платок должен быть у каждого. Пользуясь им, следите, чтобы он был всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда болеешь. Он должен быть индивидуальным. Им нельзя делиться с друзьями.

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтобы у каждого было –

Что это, ребята? (Мыло.)

Мыло – настоящий друг. Оно помогает уничтожить микробов, которые любят жить на наших руках и разность болезни. Когда нужно мыть руки? После туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте, перед едой.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка, губка .)

Мочалка или губка для тела тоже индивидуальный предмет, как и носовой платок. Только вы можете мыться ею в ванной, под душем или в бане. Мочалка нужна для тщательного мытья всего тела.

Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце. )

Для чего нам полотенце? Чтобы вытирать руки, лицо, ноги, тело. Полотенца бывают разные банные и кухонные. Банными мы вытираемся после того как умылись или помылись, а кухонными пользуемся на кухне. Вытираем посуду, чашки, ложки, руки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа .)

Расческа – это индивидуальный предмет личной гигиены. Нельзя пользоваться чужими расческами. Можно заболеть (перхоть).

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам? (зубная щетка )

Зубная щетка у каждого своя. Мы не пользуемся чужими зубными щетками, потому что это опасно для здоровья. Менять зубную щетку нужно один раз в 2-3 месяца.

Она не сахар, не мука,

На них похожа лишь слегка.

Её на щетку положи

И зубки тщательно потри. (Зубная паста .)

Зубная паста очищает наши зубы от налета, уничтожает вредных микробов и освежает дыхание.

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь .)

Шампунь – это необходимое средство для мытья волос. Есть шампунь для взрослых и для детей.

Убираем картинки в конверты.

I V . Изучение нового материала.

Как же называются предметы, загадки о которых мы отгадывали?

Все перечисленные предметы называются – Предметами личной гигиены.

А что же такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом,

А для чего нужно содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)

Для того, чтобы быть здоровыми.

Наше тело, ребята, покрыто кожей. Потрогайте её на руках, на лице. Кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движении. Именно кожа защищает наше тело от болезней. А как же она будет нас защищать, если будет грязным, и на ней будет жить огромное количество микробов. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

С кем вам приятнее общаться с таким другом (чистый, аккуратный) или с таким (неряха, грязнуля).

У неряхи и грязнули всегда плохое настроение, он часто болеет. С ним никто не хочет играть.

А человек, который соблюдает правила личной гигиены здоровый, веселый, энергичный, аккуратный.

С таким человеком приятно общаться и дружить.

А вы дружные ребята? Давайте проверим. Выходите все сюда, встаем в два ряда (один напротив другого). Друг к другу лицом.

V. Физкультминутка «Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Молодцы! Дружные ребята. Посмотрели в окно, на дверь, на доску (установка на внимание). Садимся на свои места.

Игра «Волшебный мешочек»

Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором находятся волшебные предметы. Давайте поиграем. Каждый из вас по очереди будет выходить ко мне и опускать в мешочек обе руки. Смотреть в мешочек нельзя. Берем один предмет, трогаем его, ощупываем и стараемся угадать, что в руках. Называем, а потом достаем и показываем всем ребятам, проверяем, правильно угадали или нет.

Ребята, вы сейчас трогали разные предметы. До занятия были на улице. И думаю, что не все сделали то, о чем я вас попросила после прогулки. А попросила я вас вымыть руки теплой водой с мылом. Поэтому сейчас, я предлагаю вам вытереть руки влажной салфеткой, которую тоже можно назвать предметом личной гигиены. Мы пользуемся влажными салфетками в том случае, когда рядом нет воды и мыла – в парке на прогулке, в поезде, в машине и так далее.

Вытираем руки и смотрите, наши белые салфеточки стали серые. Вот сколько грязи, микробов было на наших руках. Выбрасываем грязные салфетки.

V I . Закрепление изученного материала. Игра «Что с чем дружит?»

Что у меня в руках? Расческа. Вот я думаю толи зубы ею почистить, толи руки почесать. Что делать с расческой? Конечно, расчесать волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.

Давайте посмотрим, какие предметы, с чем дружит. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены»

С чем дружит нос?.... зубы?....руки?...ногти?....лицо?....волосы?....ноги?

Молодцы!

V II . Рефлексия. Подведение итогов.

И так, ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о….. продолжите предложение….. О здоровье и предметах личной гигиены.

Назовите мне предметы личной гигиены (ответы детей).

Какое отношение имеют предметы личной гигиены к нашему здоровью? Благодаря этим предметам мы можем сохранить наше здоровье и хорошее настроение.

А как у вас с настроением? Кто-то хочет поменять «Капельку настроения»?

На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

    Воспитание школьников: журнал. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2001. - № 9; 2003. - № 3; 2005. - № 2, 4; 2007. - № 10.

    Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 – 4 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012.

    Дик Н.Ф. «Классные часы в 3-4 классах» (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.

    Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации/ авт.-сост. В.П. Пашнина [и др.]. – Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.

    «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Волгоград: Учитель, 2011.

    Классный руководитель: журнал. – 2007. - №4; 2005. - №8.

    Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВ). – 2006. - № 6, 2007. - № 7, 2008. - № 8.

    Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы». – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Справочник классного руководителя: журн. – 2006 – 2007

Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygieno s, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении человека .

Гигиена включает в себя множество разделов, таких как: гигиена , гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, военная гигиена и т.д. Так как тематика сайта полностью входит в понятие «Гигиена», то для простоты понимания в данном разделе сайта мы охватим лишь тему Личной гигиены.

Личная гигиена - свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена - это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.

  • Мойтесь ежедневно теплой водой. Температура воды должна быть 37-38 градусов, т.е. немного выше нормальной температуры тела. Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.
  • Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применением необходимо не реже одного раза в неделю.
  • Следите за чистотой рук и ногтей. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой и после приема пищи, после контакта с животными (как уличными, так и домашними). Если Вы находитесь в дороге, то руки необходимо протереть влажной салфеткой, чтобы устранить хоть некоторое количество микробов.
  • Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

2. Гигиена волос. нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.

  • Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Сказать точное количество раз невозможно. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что головной убор не дает коже головы дышать, из-за чего кожного сала выделяется гораздо больше чем обычно.
  • Не стоит мыть волосы горячей водой. Волосы могут стать очень жирными, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Кроме этого, такая вода помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах в виде серого налета, который сложно смывать.
  • Тщательно относитесь к выбору средств по уходу за волосами (шампуни, бальзамы, лосьоны и т.п.). Волосы очень хорошо впитывают воду, а с ней и вещества, которые могут навредить волосам, коже головы и организму в целом.
  • После полоскания волосы полезно обдать прохладной водой.
  • Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем дать волосам просохнуть на воздухе. Феном пользоваться нежелательно, поскольку он очень сушит волосы.
  • При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.

3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.

  • Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером.
  • Недопустимо пользоваться другого человека.
  • После приема пищи обязательно полощите рот.
  • При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу.
  • Для профилактического осмотра посещайте стоматолога не реже двух раз в год.

4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.

  • Нательное белье необходимо менять после каждого мытья, т.е. каждый день.
  • Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно.
  • Одежду необходимо регулярно стирать.
  • Недопустимо ношение чужой одежды и обуви
  • Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям.
  • Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов.
  • Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека.

5. Гигиена спального места.

  • У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
  • Постельное белье необходимо менять еженедельно.
  • Спальное место должно быть удобным.
  • Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
  • Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

И еще немного о гигиене:

Татьяна Чешегорова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4»

Саргатского муниципального района

Омской области

Конспект

Совместной образовательной деятельности

в средней группе по теме :

«Предметы личной гигиены »

Воспитатель : Чешегорова Т. А.

Тема :«Предметы личной гигиены »

Цель :формироватьпредставления детей о предметах личной гигиены

Задачи :

Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены : мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, зубная паста, расческа;

Закрепить представление детей о предметах личной гигиены и предметах общего пользования ;

Воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Оборудование : предметы гигиены : мыло, расческа, полотенце, зубная щетка; письмо от Мойдодыра, аудиозапись, ИКТ.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель :Здравствуйте, дети! Мне у вас очень понравилось, и я к вам опять пришла в гости.

Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем «Привет!» и «Добрый день!» ;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

Какие у вас добрые и красивые улыбки.

А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу.

(Сажу на стульчики)

Воспитатель : Дети, сегодня мне на электронную почту пришлописьмо для детей средней группы детского сада № 3. Хотите узнать, от кого оно? Но прежде вы должны послушать загадку. В этой загадке вы должны определить , кто же вам написал письмо. Слушайте внимательно.

Он умывальников начальник и мочалок командир.

И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.

Возьмет он мыло нежное, душистое, отмоет вас он тщательно и чисто.

Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.

Воспитатель : Кто из вас догадался, о ком идет речь в этой загадке?

Дети : В этой загадке идет речь о Мойдодыре.

Воспитатель : Значит от кого пришло это письмо? (от Мойдодыра)

Вот послушайте, что он в нем пишет :

«Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо :

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою :

Кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном»

Воспитатель : Дети, как вы думаете, зачем Мойдодыр нам прислал такое письмо?

Дети : Для того, чтобы мы мыли руки.

Воспитатель : Мойдодыр хочет чтобы вы сегодня вспомнили о тех предметах гигиены , которыми пользуетесь вы лично и о тех предметах , которыми пользуется вся ваша семья. Ребятки, мы справимся с этим заданием? Расскажем Мойдодыру о предметах личной гигиены ?

Воспитатель : Но прежде, чем рассказать Мойдодыру, мы с вами вспомним, какие предметы относятся к личной гигиены . Я вам загадаю загадки, а отгадку вы должны мне показать.

Воспитатель :

1. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)

Воспитатель :Что это за предмет ?

Дети : Это полотенце

Воспитатель :Правильно, это полотенце. А полотенце,какое бывает?По размеру, а если мы его потрогаем (большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое и т. п.) .

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Воспитатель : А зачем нужна зубная щетка?

Дети : Зубная щетка нужна, чтобы чистить зубы.

Воспитатель : Почему надо чистить зубы?А если мы с вами не будем чистить зубы, что произойдет?

Воспитатель :Сколько раз надо чистить зубы?

Дети :Два раза в день : утром и вечером.

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)

Воспитатель : Расческа какая бывает? По размеру, по цвету (большая, синяя, редкая, пластмассовая и т. п.) .

Воспитатель :

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

Воспитатель :Дети, а мыло какое бывает? (розовое, ароматное, гладкое, душистое и т. п.)

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Кто наш самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)

Воспитатель :Молодцы, дети, все загадки отгадали правильно. А сейчас я предлагаю встать на ножки и немного отдохнуть.

Физ. минутка : «Лягушата»

На болте две лягушки

Две зелёные подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали. воспитание умывание

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физ. культ – привет!

Воспитатель : А теперьдавайте поиграем.

Дид игра «Предметы личной гигиены

Воспитатель : Ребята, посмотрите у меня на столе много вещей - это предметы которые помогают нам ухаживать за своим телом.

Но есть вещи, которыми может пользоваться только один человек (показ картинки) - они называются личные вещи ! Этими предметами можешь пользоваться только ты один, нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.

Но есть вещи, которыми пользуется вся семья.

Ваша задача разделить предметы личного и общего пользования на две группы.

Вы находите предметы на столе и кладете их в корзинки.

Воспитатель :А теперь давайте проверим,правильно ли мы разложили предметы по корзинкампроиграв в игру «Топ-хлоп»

Воспитатель : Если этими предметами пользуется один человек, то вы хлопаете в ладоши, а если вся семья, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) полотенце. (хлоп)

б) шампунь… (топ)

б) мыло. (хлоп)

е) зубная паста (топ)

в) зубная щетка. (хлоп)

г) расческа (хлоп)

Воспитатель :Молодцы! Я думаю, что Мойдодыр был бы доволен вашими знаниями о чистоте и гигиене .

Рефлексия : Ребята, от кого вы сегодня получили письмо?

Что он вам советовал? (умываться, быть чистыми и аккуратными) .

А какие предметы помогают нам быть чистыми?

А какими предметами личной гигиены может пользоваться только один человек?

(Включить песню «Да, здравствует мыло душистое» )

Воспитатель : Ребята, Мойдодыр дарит вам мыло душистое, чтобы вы всегда были чистыми и красивыми.

Средства личной гигиены - это комплекс гигиенических правил и средств, благодаря соблюдению которых, здоровье человека укрепляется и сохраняется, увеличивается его продолжительность активной жизни.

Классификация

Средства личной гигиены классифицируются по назначению на:

  • средства по уходу за кожей тела, лица, рук (включая средства для интимной гигиены);
  • средства по уходу за полостью рта и зубами (гигиена органов пищеварения);
  • средства по уходу за волосами.

Лицо и тело

Первым этапом по уходу за кожей лица является ежедневное умывание. Его необходимо делать для того, чтобы накопления кожного жира и грязь не забивали поры кожи. Для таких целей лучшими средствами будут умывание и жидкое мыло. Для очистки кожи лица применяются также разные кремы, эфирные масла, бальзамы и др. средства по уходу за кожей лица. Детские и мужские средства личной гигиены следует отнести к отдельной группе. Перечень средств личной гигиены достаточно большой.

В качестве средств личной гигиены по уходу за телом применяется целый ряд косметических средств, благодаря которым кожа становится более мягкой, эластичной и шелковистой, ей придается тонус, избавляют от целлюлита. В качестве защиты от вредного воздействия солнечных лучей применяются солнцезащитные средства. Сегодня производители средств личной гигиены позаботились о том, чтобы вы могли выбирать необходимый вам продукт на все случаи жизни. Рынок средств личной гигиены (в частности интимной) сегодня предлагает широкий перечень товаров, от ежедневных прокладок и тампонов до специальных гелей.

Полость рта и зубы

Гигиена полости рта является средством предупреждения кариеса зубов, гингивита, пародонтоза, неприятного запаха из полости рта (галитоза) и других стоматологических заболеваний. Она включает в себя как ежедневную чистку, так и профессиональную, которую производит врач-стоматолог (санация полости рта).

Гигиенический уход за полостью рта производиться должен не менее 2 раз в день (после завтрака и ужина). Необходимо использовать зубную щётку с мягкой щетиной и зубную пасту (зубной порошок). Чистить зубы надо вертикальными движениями щётки. Менять щётку требуется по мере износа, но не реже чем каждые 3-4 месяца. Обязательно нужно использовать зубную нить для чистки боковых поверхностей зубов между ними. Зубная щетка должна быть индивидуальной. Также применяют другие стоматологические средства, как ополаскиватели для полости рта, дентальные салфетки, зубочистки.

В качестве профилактики для дезодорирования полости рта после еды, удаления остатков пищи и нормализации pH можно применять жевательную резинку без сахара, для большего эффекта стоматологи рекомендуют применять медицинские или функциональные жевательные резинки с ксилитом и функциональными добавками. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот.

Волосы

Выбор средств личной гигиены по уходу за волосами следует производить согласно типу волос, которые могут быть нормальными, сухими, жирными и смешанными. Волосам нормального типа характерен блеск, переливание на солнце. В том случае, если волосы практически не секутся, эластичны, легко расчесываются и укладываются, хорошо выглядят и остаются таковыми по истечению нескольких дней после мытья головы, это значит, что потребитель грамотно соблюдает правила по уходу за ними и подобрал подходящие для своего типа волос средства гигиены. Но, к нашему сожалению, такие волосы являются редкостью.

Жирным волосам присущ тусклый блеск, по истечению небольшого количества времени после мытья, они начинают слипаться, кажутся неопрятными и грязными. Сухие волосы очень слабо отражают свет, поэтому выглядят весьма тусклыми. Они трудно расчесываются, легко путаются, рвутся и секутся на концах. Как правило, сухие волосы - это результат неправильного ухода.

Значение личной гигиены

В отличие от общественной гигиены, целью которой является укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, личная гигиена направлена на сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека.

Любые достижения общественной гигиены не достигнут своей цели и не смогут сохранить здоровье человека, который будет пренебрегать основами личной гигиены (соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон, рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюдение чистоты кожных покровов, полости рта, одежды, занятия по закаливанию и физической культуре, отсутствие вредных привычек, таких, как курение и злоупотребление алкоголем и др.). Систематическое невнимательное отношение к гигиеническим условиям жизни ухудшает его здоровье и снижает работоспособность.

При этом личная гигиена неразрывно связана и с гигиеной в целом, в том числе с общественной. Так, несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни, особенно представителями некоторых профессий, оказывает неблагоприятное влияние на здоровье окружающих (пассивное курение, возникновение и распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов, отравления и т. д.).

Личная гигиена - это совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Правила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилища.

Четко и рационально составленный распорядок дня экономит силы человека, сохраняет его здоровье, повышает . Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, профессии и состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: правильное сочетание умственного и физического труда, занятия , регулярные приемы пищи, чередование труда и отдыха.

Различают два вида отдыха: активный и пассивный. Пассивный отдых - это полный покой. Наиболее полноценная форма пассивного отдыха - это . Сон связан с осуществлением ряда гигиенических требований - чистая удобная постель, определенная температура помещения, его проветривание. Активный отдых - это перемена вида работы, гимнастика (см.), (см.), прогулки. Физическая культура является средством физического воспитания населения и важным элементом личной гигиены. При активном отдыхе быстрее восстанавливается работоспособность и проходит умственное .

Питание является биологической потребностью человека. Рациональное, полноценное питание обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, физическую и умственную работоспособность. Общие принципы рационального питания для всех категорий людей: достаточная калорийность, достаточное количество белков, жиров, . Необходимо учитывать насыщаемость, усвояемость и приедаемость пищи, а также соблюдать режим питания. Соблюдение чистоты во время приготовления пищи - важнейшее правило личной гигиены, при нарушении которого микробы могут попасть в пищу и вызвать пищевое отравление или кишечное заболевание.

К личной гигиене в узком понимании этого слова относятся гигиенические требования к содержанию тела человека, его белья, одежды, обуви, жилища. От ухода за кожей, зубами, волосами зависит состояние здоровья человека. При недостаточном уходе за кожей и грязь закупоривают выводные протоки потовых и сальных желез, создавая благоприятные условия для развития микроорганизмов и грибков. Загрязненная кожа чаще подвергается и таким заболеваниям, как , . Основным правилом ухода за кожей является забота о ее чистоте. Не реже одного раза в неделю необходимо посещать баню или мыться в ванне.

Особенно легко загрязняются руки. Грязь, содержащая болезнетворные микробы и яйца глистов, может попасть с рук в через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Чистота рук является обязательным условием для работников общественного питания, торговли , предприятий пищевой промышленности, водоснабжения. Известны случаи , причиной которых были гнойничковые заболевания на руках повара. Показателем загрязнения рук является нахождение кишечной палочки при бактериологическом исследовании смывов с их поверхности.

Уход за полостью рта не только сохраняет целость зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов (сердца, суставов, почек и др.).

Белье, одежда, обувь играют большую роль в предохранении тела от загрязнения, охлаждения, химических и механических повреждений, от попадания клещей в таежных районах страны.

На многих предприятиях при работах с ядохимикатами, радиоактивными и другими веществами применяют спецодежду (халаты, комбинезоны, резиновые сапоги, перчатки и пр.), индивидуальные средства защиты ( , ); для защиты рук от веществ, раздражающих кожу, применяют специальные мази, .

К правилам личной гигиены пищевиков относится ежемесячный медицинский осмотр, регулярное обследование на бактерио- и глистоносительство, проведение и постановка реакции Вассермана, а также сдача перед поступлением на работу санитарного минимума.

Навыки личной гигиены должны прививаться человеку с детского возраста. Большую роль в привитии санитарных навыков играет (см.).

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту; в более узком понимании - гигиеническое содержание тела, белья, одежды и обуви, постельных принадлежностей, столовой посуды и других предметов домашнего обихода. Грубые нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье и трудоспособности целого коллектива. Режим личной гигиены имеет особенно важное значение для персонала предприятий общественного питания и коммунального обслуживания. Строгое соблюдение правил личной гигиены является важным звеном в цепи профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными и инвазионными болезнями.

Важной предпосылкой нормального отправления физиологических функций является чистота кожи. Гигиеническое содержание полости рта - важное условие сохранения зубов, предупреждения кариеса и других одонтогенных заболеваний. Гигиена тела и уход за кожей неотделимы от физической культуры (см.) и закаливания (см.) организма. Закаливание кожи стоп является важным элементом ухода за ногами и эффективным средством борьбы с потливостью.

Мытье ног прохладной водой зимой и летом, особенно перед сном, следует рассматривать и как средство профилактики отморожений (см.).

Важную роль в уходе за телом играют белье, одежда и обувь, обеспечивающие чистоту кожных покровов и защиту тела от загрязнений и травматических повреждений. При известных обстоятельствах (освоение таежных районов и пустынь) от одежды требуется защита человека от членистоногих (вшей, блох, клещей). Это достигается импрегнацией предметов одежды инсектицидами и специальным ее покроем.

Особые требования предъявляются к материалам, идущим на изготовление производственной одежды (см.), предназначенной для защиты тела от механических, химических, термических и лучевых (защита от радиоактивных веществ) повреждений.

Разумное использование времени отдыха (см.) по окончании рабочего дня и в конце рабочей недели является необходимым условием для восстановления сил и сохранения высокой производительности труда. При этом важную роль играют занятия физической культурой, спортом, физический труд и разнообразные игры на открытом воздухе, воздушные и солнечные ванны. Эти мероприятия и процедуры, закаливающие организм, способствуют усилению обмена веществ, развивают и укрепляют мышцы, тонизируют сердце и сосуды.

Спокойный и глубокий сон, необходимый для отдыха и восстановления сил организма, также связан с осуществлением ряда гигиенических мероприятий (чистая, удобная постель, оптимальная температура спального помещения, обязательное проветривание его перед сном и после сна). В связи с проблемой отдыха и восстановления сил следует рассматривать психогигиену, играющую значительную роль в профилактике нервных, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Гигиенические навыки следует прививать уже в детстве, закреплять в школьные годы и прочно вводить в распорядок дня с начала трудовой деятельности. Видное место в распространении среди населения, рабочих и служащих, учащихся и военнослужащих санитарных и гигиенических знаний занимает гигиеническое воспитание (см. Санитарное просвещение). Одним из методов воспитания гигиенических навыков является санитарный минимум, разработанный для персонала буфетов, продовольственных складов, столовых, хлебопекарен, кухонь, предприятий пищевой промышленности и т. д. Работники учреждений общественного питания должны принимать душ перед началом работы, сменять обычную одежду на рабочую или санитарную (халаты, комбинезон, брюки и куртки, фартуки, колпачки и косынки). Лицам, соприкасающимся с пищевыми продуктами и готовой пищей, целесообразно делать производственный маникюр. Для дезинфекции рук работников на пищевых предприятиях устанавливают стеклянные бутыли или опрокидывающиеся баллончики с 0,2% раствором хлорной извести для мытья рук после посещения уборной. За состоянием санитарной одежды работников пищевых предприятий, чистотой их рук, а также за выполнением ими требований личной гигиены устанавливается строгий санитарный надзор.

В производственных условиях здоровье и безопасные условия труда обеспечиваются системой мероприятий, предусмотренных законодательством. В ряде производств видное место принадлежит мерам личной профилактики, включая и различные защитные приспособления индивидуального характера. Эти приспособления играют важную профилактическую роль, особенно в условиях аварийной ситуации, при ремонтных работах и т. д. Перечень профессий, при которых необходимо применять средства индивидуальной защиты, их описание и номенклатура разрабатываются в соответствующих ведомствах при участии гигиенистов, представителей профессиональных союзов и органов государственной санитарно-эпидемиологической службы. Средства индивидуальной защиты выдаются за счет предприятий и учреждений с обязательным предварительным инструктированием о порядке и правилах их использования. На крупных предприятиях
специальные работники отвечают за обеспечение рабочих средствами индивидуальной защиты и исправное их содержание.

В связи с широким внедрением в сельскохозяйственную практику ядохимикатов, применяемых для борьбы с вредителями и болезнями культурных растений, а также с сорняками, особое значение приобретает строгое выполнение правил личной гигиены при перевозке, хранении и использовании ядохимикатов, содержащих ртуть, мышьяк, медь, фтор, никотин, анабазин и другие яды. При работах с ядохимикатами запрещается курить и принимать пищу, хранить в карманах пищевые продукты. Все лица, соприкасающиеся с ядохимикатами, должны быть обеспечены специальной одеждой, а в необходимых случаях (например, при протравливании семян) иметь респираторы и противопылевые очки. После работы обязательно мытье под душем или в бане и прополаскивание полости рта. Контроль за соблюдением санитарных правил возлагается на органы Государственного санитарного надзора и по их поручению на сельские врачебные участки или фельдшерско-акушерские пункты.

Строгое выполнение требований личной гигиены является важнейшим элементом радиационной безопасности персонала предприятий и учреждений, использующих радиоактивные вещества с научными, производственными или лечебно-диагностическими целями.

Соблюдение правил личной гигиены имеет важное значение для сохранения боеспособности войск. По Уставу внутренней службы Советской Армии командиры рот, взводов и отделений обязаны заботиться о сохранении здоровья своих подчиненных и следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Гигиена тела и правильный уход за ним способствуют укреплению здоровья солдата и повышению его сопротивляемости в отношении неблагоприятных факторов внешней среды. Наблюдение за точным выполнением уставных положений, касающихся личной гигиены бойца, является прямым служебным долгом командиров, военных врачей, фельдшеров и санитарных инструкторов. Эффективным средством контроля за осуществлением мероприятий в области личной гигиены в войсках являются медицинские и телесные осмотры, проводимые в сроки, определяемые Уставом внутренней службы.

Читайте также: