Кравченко А. Социология. Общий курс. Учебное пособие для вузов. Социология - Общий курс - Кравченко А.И

СОЦИОЛОГИЯ. А.И. Кравченко

Учебник для вузов

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.

Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Предисловие ко второму изданию

Новое издание учебника претерпело серьезные изменения. Сокращены главы о социализации, личности, социальных группах, социальной организации и культуре. Напротив, усилен теоретико-методологический блок, посвященный структуре социологического знания и междисциплинарной матрице предмета исследования, разделы о социальной стратификации, исторической динамике общества, мировой системе, социальных институтах (семья, образование, наука). Существенно расширена и обновлена литература, введен новый раздел, где читатель встретится с задачами, упражнениями, вопросами для повторения пройденного материала.

Изменения продиктованы, с одной стороны, логикой развития российского общества, с другой - расширением свода социологических данных, появлением новых концепций и подходов.

В первой половине 90-х годов, когда сформировалась в общем и целом концепция учебника, в социологической науке не было исчерпывающих эмпирических данных о становлении социальной структуры общества. Хотя кризисные явления в ней были уже четко зафиксированы, но устойчивые тенденции в социальной поляризации общества не были подтверждены надежными эмпирическими данными. Неясно было, что происходит с базовыми институтами общества. Теперь такие данные есть и, очевидно, студенту необходимо с ними познакомиться.

Существуют и другие факторы, которыми можно объяснить необходимость по-новому подойти к составлению учебника. Первая половина 90-х годов характеризовала некий подражательный этап становления учебных дисциплин: отечественные ученые механически переписывали понятийные схемы и приемы изложения, отработанные в зарубежной социологии, от которой мы существенно отставали. Во второй половине 90-х годов появляются оригинальные учебные пособия, в которых авторы стремятся отойти от известных стереотипов, выработать собственный подход и осмыслить те социальные процессы, которые происходят в современном российском обществе. Десятилетний опыт вузовского преподавания социологии (она была введена в качестве обязательного предмета в 1992 г.) обогатил и расширил горизонт тех знаний, которые сегодня стали основой социологического образования.

В новом издании учебника сохранено все лучшее, что составляло преимущество его предыдущих изданий, прежде всего четкая система понятий и логика изложения материала, благодаря которым данный учебник стал одним из самых популярных в стране. Старый понятийный костяк, выдержавший испытание временем, автор иллюстрировал новым эмпирическим материалом, сделав книгу, более актуальной, приближенной к реалиям наших дней.

Сокращение глав о социализации и развитии личности, потребностях и мотивации продиктовано, помимо всего прочего, еще и тем обстоятельством, что за последние годы в стране выпущены замечательные учебники по психологии и социальной психологии, где эти проблемы раскрываются во всей полноте и на высоком профессиональном уровне.

Исключение главы о социальной организации и управлении продиктовано тем обстоятельством, что гораздо более подробно эти вопросы освещаются в вышедших недавно книгах автора, касающихся менеджмента*. Сходные причины побудили изъять из нового учебника главу о культуре: в 2000 г. автор выпустил учебный комплект для вузов по культурологии**.

* Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.; ЮНИТИ, 1999; Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2000.

** Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2000; Культурология: Хрестоматия для вузов. М.: Академический Проект, 2000; Культурология: Словарь для вузов. М.: Академический Проект, 2000.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому, как физика - единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е.

носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

В самой цивилизованной стране мира, США, социальные науки - социологию, экономику, право, политологию, психологию - преподают во всех школах, университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, знают, как устроено общество и какими средствами его надо укреплять, а не разрушать. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах вместе взятых. Психологов здесь более 60 тысяч, юристов - несколько сот тысяч. Кроме того, тысячи политологов служат советниками в федеральных и местных органах власти. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социальных наук десятки миллиардов долларов.

Спрашивается, зачем это нужно американцам и окупаются ли расходы? Известно, что социология - это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность - создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. И в этом США преуспели как ни одна страна мира. Это единственное государство, не знавшие в XX веке войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям социальных аутсайдеров.

Той дорогой, которую проложили США, сегодня движутся и другие развитые страны, достигая неизменного успеха. Так, в Японии в вузах до 70% времени отводится на изучение гуманитарных дисциплин, в том числе и социологии. В Китае тысячи студентов получили прекрасную социологическую подготовку в университетах Америки и Западной Европы. Сегодня они, став менеджерами, бизнесменами и политическими деятелями, определяют стратегию и будущее страны.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX - начале XX века были предпринята попытка создать высокоэффективную систему обществоведческого образования, но по ряду причин так ничего не получилось.

После революции государство заботилось о внедрении в школу марксистских идей. Курс обществознания превратился в популяризацию исторического материализма и политэкономии. Над всем довлела философия, а психологию начали преподавать только в конце 60-х годов.

Спустя сто лет по сравнению с США, т. е. в начале 90-х годов XX века в нашей стране открывались социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию - под вывеской исторического материализма - преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

Какую цену заплатила Россия за то, что упорно двигалась по собственному пути, игнорируя общемировые тенденции? К середине 80-х годов она получила самое жесткое из когда-либо существовавших на Земле тоталитарное общество. А к началу 90-х годов Россия превратилась в самое нестабильное на Земле общество, потрясаемое крупномасштабными межнациональными конфликтами, войнами, военными переворотами, социальными революциями. В стране одна из самых неэффективных программ социальной поддержки населения, постоянный рост преступности, безработицы, моральной деградации подрастающего поколения. Наши руководители и политические лидеры не получили социологического образования, и потому они так легко ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные экономические реформы. Непонимание социокультурного своеобразия России, законов и механизмов действия человеческого фактора, тенденций развития социальных институтов привело общество к краю пропасти. Сегодня они отступают, провозглашая социальные лозунги и необходимость поддержания национальной культуры.

Такова цена, которую пришлось заплатить обществу, за постоянное преследование науки, призванной научить людей законам этого общества, вооруженной практическими проектами социальной стабилизации и построения бесконфликтного будущего.

Этой науке обязательно надо учить всех взрослых. Но важнее обучать ее основам молодежь. Именно в школе, вузе учатся те, кто через некоторое время поведет наше общество вперед. Куда они его поведут? Во многом это зависит от курса социологии. Здесь не только излагаются азы социального поведения, анализируются структура и механизмы развития общества, но и рассказывается о тех невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться молодому человеку. Социология придает ему не только оптимизм, но и солидную толику реализма, ибо учит главной мудрости социального бытия: все недоразумения и несуразицы, которые происходят в твоем обществе, вовсе не исключение - через эти особенности и закономерности в разное время проходили другие страны. Понимания скрытой от поверхностного взгляда логики развития социальной структуры, механизмов и законов поведения людей, - непременное условие построения цивилизованного и просвещенного общества.

Раздел 1. Основы социологического знания

А. И. Кравченко, В. Ц. Анурин

Социология

Предисловие

Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.

Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Стремления социологов проанализировать происходящие явления и события обнаруживаются в самых горячих точках социальной борьбы. Социологи пытаются не только объяснить социальное неравенство, но и намереваются, или намеревались, как свидетельствует история, изменить общество в соответствии с идеалами равенства и справедливости. Неудивительно, что иногда их именовали ходатаями несчастных и угнетенных, защитниками социальных аутсайдеров и маргиналов.

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Это функциональный структурализм и гуманистическая перспектива, гендерная и феноменологическая социология, марксизм и позитивизм. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.

Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, то есть его принадлежность одновременно вселенной фактов и вселенной ценностей, методам объективного измерения и субъективного предпочтения, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам. Она с успехом применяет сравнительно-исторический анализ, системный подход и диалектический метод, количественные модели и корреляционные матрицы, равно как глубинное интервью, полевое наблюдение, сплошной или выборочный опрос, анализ прессы и политические рейтинги. Социология не только лучше других наук знает, о чем думают, чем обеспокоены и за кого готовы проголосовать простые люди, но и способна с определенной точностью предсказать развитие одного или нескольких обществ, просчитать изменение их социальной структуры на достаточно далекую перспективу.

На социологические данные опираются президенты и министры, реформаторы и революционеры, господствующие и оппозиционные партии. Среди социологов встречались крупные политические советники, известные революционеры и террористы; вместе с тем социологию считают идеологией среднего класса, который, как известно, всегда выступает гарантом социальной стабильности и мира.

Многоплановость социологии рождает и поддерживает к ней интерес со стороны рядовых членов общества. В 60-е годы, когда в США наблюдался массовый всплеск интереса к этой науке, социологическими эссе зачитывались миллионы людей. О проблемах, поднятых социологами, – от городской преступности до положения альтернативных меньшинств – говорили на радио и телевидении, о них спорили политики, академические профессора и обыватели, никогда не покидавшие пределов своего провинциального городишки.

Социология и сегодня остается лидером изучения общественного мнения, выразителем чаяний и взглядов больших групп людей. Ее аудитория, как и объекты исследований, пожалуй, самая массовая и, если можно так выразиться, самая народная. Когда внедряют то или иное новшество, будь то платный телефон или новая система образования, политическая элита страны, крупные хозяйственные деятели всегда стремятся узнать мнение простых людей: примут ли они нововведения, придут ли голосовать на выборах, положительно ли отнесутся к различного рода реформам? С полным правом можно назвать социологию барометром общественного мнения. Ведь известно: прежде чем накалять котел, надо заглянуть в него и выяснить, а что происходит с водой? Может быть, накопившаяся энергия готова разорвать емкость и все, что рядом с ней находится?

Заглянем и мы в разогретый докрасна мир человеческих страстей, столкновений, борьбы и разочарований. Побываем в лаборатории общественного мнения, понаблюдаем за динамикой больших социальных групп. Одним словом, окунемся в мир загадочной, интересной и увлекательной науки, предметом которой является сама жизнь – во всех ее общественных проявлениях.

Социология как наука

Социология – одна из самых молодых научных дисциплин. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с тем историческим периодом, который сами социологи именуют индустриализацией, – с этим этапом развития человеческого общества нам предстоит впоследствии познакомиться поближе. Хотя, конечно, социология просто не могла бы появиться, если бы ее возникновению не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений, обобщений большого числа мыслителей начиная с античных времен. Однако, возникнув в середине XIX века, эта научная дисциплина стала развиваться достаточно быстрыми темпами – вначале в виде национальных социологических школ, а затем – как единый общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда абсолютно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось заново и признавалось справедливым – но уже на новом витке приращения общенаучного знания.

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.
Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Формат: doc / zip
Размер: 2,2 Мб
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ко второму изданию 2
Раздел I. Основы социологического знания 4
Глава I. Междисциплинарная матрица социологии 4
Ключевые понятия: 7
Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
Ключевые понятия: 11
Глава III. Уровни социологического знания 11
Иерархия социологического знания 11
Научная картина 13
Теоретическое знание 15
Ключевые понятия: 18
Глава IV. Предмет социологии 18
Ключевые понятия: 23
Глава V. История социологии 23
5.1. Античность 24
5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
Ключевые понятия: 28
Глава VI. Социологическое исследование 28
6.1. От теории к инструменту 28
6.2. Какой метод применить? 29
8.3. Анкетирование 30
6.4. Виды вопросов 31
6.5. Виды опроса 31
6.6. Выборочное обследование 31
6.7. Интервью 32
6.8. Наблюдение 32
6.9. Эксперимент 33
Ключевые понятия: 33
NB 33
Раздел II. Социальная динамика 35
Глава I. Определение и строение общества 35
Ключевые понятия: 42
Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
Ключевые понятия: 45
Глава III. Социальный прогресс 45
Ключевые понятия: 48
Глава IV. Исторические ступени общества 48
4.1. Типология обществ 48
4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
4.3. Вторая ступень: вождества 52
4.4. Современники первобытных людей 53
4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
4.6. Возникновение ранних государств 56
4.7. Аграрные общества 58
4.8. Современное общество 61
4.9. Модернизация 63
Ключевые понятия: 64
Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
Ключевые понятия: 72
NB 72
Раздел III. Социальные институты 75
Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
1.1. Что такое социальные институты 75
1.2. Функционирование институтов 76
1.3. Типология и функции институтов 77
Ключевые приятия: 79
Глава II. Социальный контроль 79
2.1. Функции и содержание социального контроля 79
2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
2.4. Общин и детальный контроль 88
Ключевые понятия: 90
Глава III. Институт как социальная организация 90
Ключевые понятия: 93
Глава IV. Образование и наука 93
4.1. Институты образования в современном в обществе 93
4.2. Высшее образование и наука 99
4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
Ключевые понятия: 107
Глава V. Семья и брак 107
5.1. Что такое семья 107
5.2. Жизненный цикл семьи 108
5.3. Добрачное поведение 109
5.3.1. Знакомство 109
5.3.2. Первое свидание 110
5.3.3. Ухаживание 111
5.3.4. Сватовство 112
5.3.5. Помолвка 112
5.4. Брак 112
5.5. Семья 117
5.6. Родство 118
5.7. Современная семья: распределение ролей 119
5.8. Проблема лидерства в семье 121
5.9. Развод 122
5.10. Последствия развода 125
5.11. Семья и социальный класс 127
Ключевые понятия: 129
NB 129
Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
1.1. Что такое социальная структура 131
1.2. Социальные статусы 131
1.3. Вселенная статусов 132
1.4. Несовпадение статусов 133
1.5. Статус и социальные отношения 133
1.6. Социальная роль 134
1.7. Ролевой набор 135
1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
Ключевые понятия: 136
Глава II. Социальная стратификация 136
2.1. Слагаемые стратификации 137
2.2. Исторические типы стратификации 139
2.3. Классовая система 141
2.4. Типология классов 142
2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
Ключевые понятия: 145
Глава III. Классы в российском обществе 145
13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
3.2. Правящий класс и элита общества 152
3.3. Российская олигархия 156
3.4. Олигархи и «новые средние» 157
3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
3.6. Средний класс в России 158
3.7. «Новые бедные» 161
3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
Ключевые понятия: 165
Глава IV. Неравенство и бедность 165
Ключевые понятия: 167
Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
5.2. Миграционная картина современной России 170
Ключевые понятия: 172
NB 172
Приложение. Социологический практикум 174
Рекомендуемая литература 229

Социология. Кравченко А.И.

Скачать: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.

Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Формат: doc / zip

Размер: 2,2 Мб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ко второму изданию 2
Раздел I . Основы социологического знания 4
Глава I . Междисциплинарная матрица социологии 4
Ключевые понятия: 7
Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
Ключевые понятия: 11
Глава III. Уровни социологического знания 11
Иерархия социологического знания 11
Научная картина 13
Теоретическое знание 15
Ключевые понятия: 18
Глава IV. Предмет социологии 18
Ключевые понятия: 23
Глава V. История социологии 23
5.1. Античность 24
5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
Ключевые понятия: 28
Глава VI. Социологическое исследование 28
6.1. От теории к инструменту 28
6.2. Какой метод применить? 29
8.3. Анкетирование 30
6.4. Виды вопросов 31
6.5. Виды опроса 31
6.6. Выборочное обследование 31
6.7. Интервью 32
6.8. Наблюдение 32
6.9. Эксперимент 33
Ключевые понятия: 33
NB 33
Раздел II. Социальная динамика 35
Глава I. Определение и строение общества 35
Ключевые понятия: 42
Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
Ключевые понятия: 45
Глава III. Социальный прогресс 45
Ключевые понятия: 48
Глава IV. Исторические ступени общества 48
4.1. Типология обществ 48
4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
4.3. Вторая ступень: вождества 52
4.4. Современники первобытных людей 53
4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
4.6. Возникновение ранних государств 56
4.7. Аграрные общества 58
4.8. Современное общество 61
4.9. Модернизация 63
Ключевые понятия: 64
Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
Ключевые понятия: 72
NB 72
Раздел III. Социальные институты 75
Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
1.1. Что такое социальные институты 75
1.2. Функционирование институтов 76
1.3. Типология и функции институтов 77
Ключевые приятия: 79
Глава II. Социальный контроль 79
2.1. Функции и содержание социального контроля 79
2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
2.4. Общин и детальный контроль 88
Ключевые понятия: 90
Глава III. Институт как социальная организация 90
Ключевые понятия: 93
Глава IV. Образование и наука 93
4.1. Институты образования в современном в обществе 93
4.2. Высшее образование и наука 99
4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
Ключевые понятия: 107
Глава V. Семья и брак 107
5.1. Что такое семья 107
5.2. Жизненный цикл семьи 108
5.3. Добрачное поведение 109
5.3.1. Знакомство 109
5.3.2. Первое свидание 110
5.3.3. Ухаживание 111
5.3.4. Сватовство 112
5.3.5. Помолвка 112
5.4. Брак 112
5.5. Семья 117
5.6. Родство 118
5.7. Современная семья: распределение ролей 119
5.8. Проблема лидерства в семье 121
5.9. Развод 122
5.10. Последствия развода 125
5.11. Семья и социальный класс 127
Ключевые понятия: 129
NB 129
Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
1.1. Что такое социальная структура 131
1.2. Социальные статусы 131
1.3. Вселенная статусов 132
1.4. Несовпадение статусов 133
1.5. Статус и социальные отношения 133
1.6. Социальная роль 134
1.7. Ролевой набор 135
1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
Ключевые понятия: 136
Глава II. Социальная стратификация 136
2.1. Слагаемые стратификации 137
2.2. Исторические типы стратификации 139
2.3. Классовая система 141
2.4. Типология классов 142
2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
Ключевые понятия: 145
Глава III. Классы в российском обществе 145
13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
3.2. Правящий класс и элита общества 152
3.3. Российская олигархия 156
3.4. Олигархи и «новые средние» 157
3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
3.6. Средний класс в России 158
3.7. «Новые бедные» 161
3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
Ключевые понятия: 165
Глава IV. Неравенство и бедность 165
Ключевые понятия: 167
Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
5.2. Миграционная картина современной России 170
Ключевые понятия: 172
NB 172
Приложение. Социологический практикум 174
Рекомендуемая литература 229

Главная > Учебное пособие

А.И. КРАВЧЕНКО ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ Учебное пособие

Главным управлением развития

общего среднего образования МО РФ

ББК 60.5я72 К78 УДК 319:371(07) Кравченко А. И. К78 Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с. - ISBN 5-7301-0101-5 Книга дает целостное представление о современной социологии. В ней рассматриваются методы и система социологического знания, струк-тура и динамика культуры, природа человеческого общества, социализа-ция, статусы и роли, составляющие социальную структуру, стратифика-ция (классы, сословия, касты), социальный контроль, отклоняющееся по-ведение и другие проблемы. Учебное пособие адресовано учащимся 10-11 классов средней шко-лы, лицеев и гимназий. Оно может быть полезным первокурсникам несо-циологических вузов, а также и учителям.

ISBN 5-7301-0101-5

Эта книга - популярное введение в социологию. Речь пойдет о мо-лодой науке, изучающей самый сложный объект - человеческое об-щество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, ато-марное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно ме-няется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причи-нам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе-ред, а другие запаздывают. Множество подобных вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти окончательных ответов. О классовом строении общества, принципах социальной спра-ведливости, правильном разделении труда писали в V-IV веках до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Халь-дун, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель и Маркс. Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, каким можно со-единить абстрактную теорию общества и проверенные данные о пове-дении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родо-начальником социологии. Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опе-редил свое время. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, - воп-лотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни од-ной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной науч-ной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас соц-иологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, не-обходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача. 3

В нашей книге вы познакомитесь с тем, как ученые изучают реаль-ность, с которой мы сталкиваемся каждый день, о которой мы обладаем лишь приблизительными и очень поверхностными знаниями.

Автор надеется, что первое знакомство с азами социологии поможет читателю избавиться от некоторых иллюзий, в которые легко впадает здравый смысл. Избавиться от слишком упрощенного представления о структуре и законах развития человеческого общества. Автор выражает глубокую признательность всем, кто на разных этапах подготовки книги оказал ему помощь: проф. Г.С. Батыгину, к.ист.н. A.M. Водянскому, к.ист.н. Е.Н. Захаровой, проф. И.С. Кону, И.В. Новикову, к.ист.н. А.Ю. Согомонову, проф. В.А. Ядову. Особую благодарность автор выражает Центру общечеловеческих ценностей и его руководителю проф. М.С. Мацковскому. I

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Как и любая другая наука, социология обладает собственным пред-метом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами - психоло-гией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наукой о человеке), политическими науками и этнографией - она образует подсистему системы научного знания - социальное знание.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности, энергии и множество других терми-нов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физики. А как представляет общество современная социология? Его основой служит социальная структура - совокупность социальных институ-тов, социальных ролей и статусов. Семья, производство, религия, об-разование, армия, собственность, государство - фундаментальные институты общества, возникшие в глубокой древности и существую-щие по сию пору. В зачаточной форме семья появилась у наших обезь-яноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство - 10 тысяч. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Са-мым древним институтом считается производство - ему около 2 мил-лионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. У общества, как и у людей, множество потребностей. Не всегда по-требности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удов-летворяются при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств существования, обучение моло-дого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка - фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться дальше. Стандартизи- 5

рованная форма осуществления социальной функции для поддержа-ния общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности называется социальным институтом.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обу-чать, производить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель, передающий свои знания ученикам, - это не только конк-ретный человек, ной социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается.Социальных ролей у одного человека несколько: он муж-чина, человек зрелого возраста, спортсмен, рабочий, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли учителя, сотни тысяч - в роли офицера. Меня-ются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус - социальное положение, позиция человека в обществе. Од-ни статусы принадлежат ему от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона. У одного человека множество разных статусов, но точно так же один статус может занимать множество людей. Сколько в российском обще-стве прежде было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчи-ков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появ-ляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Напри-мер, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли - космонавт, трак-торист, стюардесса. А теперь задание 1. Составьте список социальных (религиозных, профессио-
нальных, демографических и др.) ролей, которые были в России
раньше и исчезли после 1917 года.

    Приготовьте перечень социальных ролей, которые не суще-ствовали до 1917 года и появились позже. Подготовьте список социальных ролей, которые существо-вали раньше и существуют сейчас.
Посоревнуйтесь между собой - у кого полнее список, кто правиль-но справился с заданием. Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную пози-цию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называ-ется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и 6

состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть ма-лыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы под-разделяются - в скобках даны примеры таких групп - на половозра-стные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, ин-женеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, ран-тье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политиче-ские (либералы, консерваторы, демократы). Таковы главные группы, совокупность которых называют социальным составом.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонталь-ной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, - а стало быть правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязан-ности перед учеником, офицер перед солдатом, и наоборот), - они об-разуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т.д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некото-рые из них можно расположить вертикально: правители займут вы-сшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различают-ся они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на не-равенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обще-стве. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их име-нуют стратами, составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе. Наконец, последнее фундаментальное понятие социологии - куль-тура. Это совокупность материальных памятников и духовных ценно-стей - нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков и др. Социальная структура"- костяк общества, культура - его плоть. Усваиваются культурные нормы, а вместе с ними и социальные роли, в процессе социализации. Продолжается она всю жизнь - с младенче-ства до старости. Социализацию не надо путать с воспитанием или обу-чением, она - более широкое явление. За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж - социальный контроль. Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, го-сударство, администрация и еще множество других агентов социально-го контроля. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаг- 7

раждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контро-ля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют зако-ны и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страш-ный паралич. Имя ему - аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Еще одно задание Проявите себя аналитиком и поставьте социальный диагноз нашему обществу: В какие периоды его истории аномия дости- гала наибольшего накала? Что служило тому виной? Как это действует на самочувствие и поведение людей? Итак, мы рассмотрели в самых общих черта* предмет социологии. Выделим ключевые понятия: Социальный институт Социальная роль Социальная структура Социальный статус Социальная стратификация Социальная страта Социальная группа Социальный контроль Культура Социализация

СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Общество - настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс лю-дей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии, новая дисциплина социальная психология описывает человека в непосредственном окружении. Она затрагивает взаимодей-ствие людей в малой группе. И, конечно же, социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политиче-ской борьбы партий. На помощь ему приходит политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией; в дальнейшем будут оди-наково использоваться оба термина). Она добилась многого, но, в свою очередь, политология не в силах предвидеть изменение рыночной конъюнктуры, колебание спроса и предложения на рынке, динамику цен или предложить рекомендации по совершенствованию федераль-ных и местных налогов. Эти вопросы в компетенции экономики. Социология, психология, социальная психология, экономика, по-литология, а также антропология и этнография (наука о народах) от-носятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не- 8

му группа других, родственных ему, дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. И это правильно. Социальные науки оперируют количествен-ными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными). Гуманитарные дисцип-лины нельзя относить к поведенческим наукам, изучающим взаимо-действие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, а социальные можно. Поэтому их называют еще бихевио-риальными науками (найдите в словаре английского языка значение данного термина).

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют еще ес- тественные и технические. Например, физика, химия и биология от-носятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскры-вают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехника и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и слу-жат практическим целям. О. Конт, построивший в XIX веке пирамиду научного знания, рас-положил на ее вершине социологию: математика - астрономия - фи-зика - химия - биология - социология. Не только Конт, но и многие другие мыслители числили социологию царицей социальных наук: она возвышается над всеми ними и, опираясь на знания, добытые другими науками, охватывает общество во всех его проявлениях. Она как бы подытоживает развитие социального знания, изучая самый сложный из когда-либо существовавших объект. Быть может, именно этим объясняется позднее рождение социоло-гии. Она как бы поджидала, пока научное знание достигнет достаточ-ной зрелости, чтобы воспользоваться его плодами и его помощью. Мо-лодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Так происходи-ло всегда и происходит сейчас. Философия древнее физики, и послед-няя позаимствовала у нее многие фундаментальные понятия: "мате-рия", "вещество", "атом", "причина", "сила" и др. Химия и биология возникли в то время, когда физика отмечала свой двухтысячелетний юбилей. Догадайтесь, что именно позаимствовали у нее молодые нау-ки. Заимствование - это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности нау-ки. Старые понятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняет-ся. Некоторые понятия имеют очень древнюю родословную, наиболее 9

заслуженные именуются уже не понятиями, а категориями - это осо-бая честь.

Из философии в социологию пришли такие понятия-категории, как "общество", "человек", "ценности", "индивид", "прогресс", "развитие" и некоторые другие. Из сферы театральной жизни взялось в социологию ключевое понятие "роль", а из юриспруденции - "статус". Список можно продолжить. Со временем социологи придумали свои слова - "социализация", "девиантность", "делинквентное поведение", "инте-ракция". Их становится все больше. Возможно, когда-нибудь они вы-теснят старые понятия. Задание для самых дотошных Составьте родословную фундаментальных научных понятий (по своему выбору): в каких областях знания они зародились, в какие науки они впоследствии "мигрировали", как изменялось их содержание и значение? Итак, мы рассмотрели систему научного знания и определили место в ней социологии. Выделим ключевые понятия: Социальные науки Гуманитарное знание Естествознание Технические дисциплины Социология Психология Социальная психология Политическая наука Экономика Антропология Этнография История Философия Физика Химия Биология

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую ин-формацию самого разного плана - о мнении избирателей, рейтинге президента, семейном бюджете, профессиональном престиже, уровне разводов, количестве безработных. Обобщая данные в статистические таблицы и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события. Сбор эмпирической информации, или первичных данных, произво-дится несколькими способами: анкетным опросом, интервью, наблюде-нием, экспериментом, анализом документов. Самый распространен-ный метод - анкетирование. Вначале социолог составляет общую схему явления, которое предстоит изучить, допустим, забастовку. Эта 10

схема включает абстрактные понятия, которые затем переводятся в совокупность вполне конкретных и наблюдаемых признаков. К приме-ру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и число сочувствующих им, объем нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовоч-ной акции.

Для того, чтобы построить теорию, исходные понятия логически связывают между собой. Подобные связи вначале носят гипотетиче-ский характер, но обязательно выражают какие-то существенные чер-ты явления; например, предполагается, что с увеличением продолжи-тельности забастовки количество сочувствующих убывает. Или с уве-личением продолжительности увеличивается вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Точно сформулирован-ные гипотезы легче проверить на фактах, нежели абстрактные и неоп-ределенные. Вот почему общую схему необходимо конкретизировать (социологи употребляют для этого особый термин - операционализи- ровать). На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, если цель - узнать мнение людей, либо записы-ваются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации, если цель - выяснить не субъективные мнения, а объек-тивные факты. К примеру, в анкете социолог запишет такие вопросы: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, пассивным участникам, сочувствующим или к числу ее противников? Станете ли вы поддерживать забастовщиков, если акция продлится слишком дол-го? Подобные сведения нельзя получить, обобщая статистику. Но она даст социологу информацию о том, сколько человек принимали уча-стие в организации забастовки, в переговорных процессах, на началь-ной стадии, на конечной стадии, сколько человек активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие. Сравнивая субъективные и объективные данные, социолог получа-ет полномасштабную картину явления. В результате выстраиваются определенные тенденции событий, выявляются зависимости одного события от другого, скажем, числа сочувствующих от продолжитель-ности забастовки. Если первый признак уменьшается по мере того, как возрастает второй, то ученый делает вывод о подтверждении своей ги-потезы. А если подтвердились и все другие предположения, то его те- ория верна. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как теорию, хотя бы частично, подтвердят в других исследованиях. Появление надежной теории - вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпириче- 11

ских исследований неисчислимо больше, и не все они заканчиваются созданием теории. Большинство из них годятся лишь для решения ча-стных вопросов - скажем, совершенствования кадровой политики на данном предприятии, организации партийных выборов, оказания по-мощи нуждающимся.

Как бы то ни было, но представить себе социолога без анкеты труд-но. Она для него значит то же, что для геолога теодолит. Анкета - раз-множенный на машинке, компьютере или типографским способом до-кумент, содержащий в среднем 30 - 40 вопросов. Тех, к кому они об-ращены, называют респондентами. Вопросы должны формулировать-ся как можно более точно и конкретно. Нельзя допускать неясностей, двусмысленности. Все они делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после формулировки вопросах социолог ос-тавляет свободное место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье?" В закрытых после формулировки вопросах социолог предлагает список закрытий, или альтернатив. Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 20000 рублей. 2. От 20001 до 100000 рублей. 3. От 100001 до 200000 рублей. 4. Свыше 200000 рублей". Один и тот же воп-рос можно сделать открытым или закрытым. Закрытые легче обрабаты-вать на компьютере, но они требуют от социолога исчерпывающего знания проблемы. Открытые вопросы используются там, где социолог не достиг полного понимания ситуации и проводит исследование с раз-ведывательной целью. Попробуйте свои силы в социологии: Составьте простенькую анкету на несколько вопросов, посвя- щенных какой-либо одной понятной вам теме, например, про- ведение свободного времени, подготовка к урокам, отношение учеников к школьным предметам. В качестве респондентов мо- гут выступить ваши одноклассники. Они же явятся и вашими критиками, когда результаты исследования вы обсудите кол- лективно. Если в вашем классе не меньше 15 - 20 человек, то для учебной иг-ры в анкетный опрос такого количества вполне достаточно. Ведь вы не собираетесь излишне обобщать полученные выводы и распространять их на всех учеников Москвы или России. Но для социологов этого мало. Они ставят другую цель: обобщить полученные выводы до уровня всего населения. Иначе социологическое исследование, если оно научно, проводить бессмысленно. Социолог стремится получить типичную картину явления, ему нужны правила, а не исключения из них.

  • Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие содержит комплекс методических рекомендаций, способствующих усвоению студентами знаний, умений, навыков и освоению общекультурных компетенций, регламент в области политики качества, план семинарских занятий,

  • Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08. Для студентов заочной формы обучения для специальностей

    Учебно-методический комплекс

    Социология: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А. Г. Фомин; Кузбасский институт экономики и права. - Кемерово, 2006.

  • Читайте также: