Какие церкви празднуют рождество 25 декабря

Каждый год накануне 24 декабря вновь звучат голоса нетерпеливых православных: «Хотим Рождества! Весь мир отметит праздник, а нам опять предстоит постный Новый год и скучать до конца каникул: 7 января только проснемся после ночной службы, а завтра уже на работу».

Длинные каникулы, кстати, появились не так давно: впервые продлили выходные до Рождества только в 2005 году, а до того с 90-х годов в России праздновали только 1, 2 и 7 января.

Но самый сокрушительный аргумент: не только католики! Одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря.

Что такое Поместные Православные Церкви?

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы и провозглашает духовное равенство всех епископов. Сегодня она состоит из 15 Поместных Автокефальных Церквей, то есть самостоятельно выбирающих своего Предстоятеля, а также трех автономных Церквей - то есть пользующихся широким самоуправлением. Важные вопросы Православная Церковь решает, созывая поместные или Вселенские Соборы.

Какие Поместные Церкви празднуют Рождество 25 декабря?

Их действительно много. Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке отмечают Рождество 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января вместе с Русской Православной Церковью Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви.

Почему так произошло?

События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.

Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви.

Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.

В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.

Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.

Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.

Почему часть Церквей служит по григорианскому календарю, как католики?

Поэтому для расчета неподвижных праздников возник особый календарь – новоюлианский, который и используется одиннадцатью Поместными Церквями. Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете. В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет.

Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.

Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю.

Почему Русская Православная Церковь не присоединилась к соборному решению 1923 года?

Как раз присоединилась, но вынужденно. 15 октября 1923 года новоюлианский календарь был формально, под жестким давлением властей, введен Патриархом Тихоном.

Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.

Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.

Одиннадцать Поместных Церквей – это много или мало?

Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.

Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме. По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.

Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих. Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.

Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%.

Кстати, в 2014 году произошел беспрецедентный случай. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, вернулась к старому.

Дело в том, что решение собора 1924 года на большинстве приходов по факту не реализовывалось. Вероятно, в момент получения автокефалии православные поляки подвергались преследованиям власти, а решение о переходе на новоюлианский календарь было вынужденным.

Как живется верующим разных юрисдикций? Не возникают ли у них проблемы из-за календаря?

Сказать, что проблем совсем нет – было бы лукавством. Самым показательным примером будет здесь Америка, в которой живут представители практически всех Поместных Церквей. Но для русских православных в Америке проблемы связаны вовсе не с «как поститься в Новый год», а в большей мере с тем, куда податься.

Малочисленность приходов и большая их удаленность друг от друга – довольно серьезный аргумент в вопросе выбора юрисдикции Православной Церкви. Бывает, что на всю округу едва найдется один православный храм, и тот не вашей Поместной Церкви. Это как если бы жителю Южного Бутова, а то и Калуги, чтобы помолиться на литургии и причаститься, приходилось бы каждый раз ехать в Троице-Сергиеву лавру.

Хотя православные на Аляске придерживаются старого календаря, как и некоторые Поместные Церкви Америки, большинство Поместных Церквей в США и даже некоторые приходы Московского Патриархата в США Рождество отмечают 25 декабря.

Многие православные в Америке отмечают церковные праздники дважды. Причиной такой гибкости является не только удаленность и разбросанность приходов, но и место работы верующих. Если праздник по новому стилю приходится на выходной, например, а по старому стилю он выпадает на будний день, то ради службы люди предпочитают отметить праздник по новому стилю.

С другой стороны, многие городские приходы Православной Церкви в Америке на Западном побережье континента празднуют Рождество по обоим календарям. Это связано с большим числом русских иммигрантов и особенно популярно в регионах, где поблизости нет приходов РПЦЗ.

Мало этого, в приходе американского города Такома, например, на рождественскую старостильную службу приезжают палестинцы. Поэтому часть службы вообще поется по-арабски. Словом, в Америке календарем пользуются довольно гибко.

Несмотря на наличие в Москве подворий Поместных Церквей, они остаются приходами Московского Патриархата с представителями Поместных Церквей в качестве настоятелей. Поэтому Рождество в них будут отмечать по старому стилю. Новостильный православный храм в Москве вы вряд ли сумеете найти.

Если приглашают праздновать 25 декабря, соглашаться?

Решать, разумеется, вам. Если вы живете в США и снимаете квартиру у прихожан Американской Православной Церкви, то будьте уверены, они обязательно пригласят вас к своему праздничному столу 25 декабря и предложат традиционный рождественский eggnog – напиток на основе яиц.

Приглашение на Рождество – это повсеместная традиция. Во всех православных странах считается, что в этот день никто не должен быть в одиночестве, а уж позвать на Рождество брата во Христе – естественно.

Как относиться к идее перехода на новый календарь?

С осторожностью. В последнее время предложения о переходе на новый стиль звучат чаще от политиков. Тем не менее, кажется, ни один церковный собор не обходится без обсуждения календаря, однако всякий раз решение по этому вопросу откладывается для сохранения мира. Переход на новый календарь вряд ли будет воспринят всей Церковью “на ура”, но то, что это может расколоть общество – очень возможно.

Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?

Очень многое.

В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.

Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.

Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.

Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.

На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.

Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи.

Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».

Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.

Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах. Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».

Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.

4.9 (98.82%) 17 votes

Удивительно, что современные и, казалось бы, образованные люди не знают самых элементарных вещей! То, что православные отмечают Рождество с 24 на 25 декабря у большинства моих светских знакомых каждый год вызывает взрыв мозга…

Рожество Христово – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Исуса Христа в Вифлееме. Рожество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты, вернее стили календарей.

100 лет назад Рожество было в декабре, а неделя начиналась с Воскресенья…

Никто и никогда не переносил дату Рожества Христова на иные дни. Просто со временем люди сочли, что прежний церковный календарь им не нравится и придумали новые. Церковь же занимает более консервативную позицию по данному вопросу.

Юлианский календарь , введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, был практичнее, чем старый римский. Он вводил понятие високосного года, добавляющего 29-й день в феврале. Однако “лишнее” время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегают одни неучтенные сутки.

В XVI веке папа римский Григорий XIII учинил новую реформу календаря. Хотя задействованы были лучшие умы астрономии того времени, самым значимым изменением стало смещение начала координат, или точки отсчёта. Это позволило достичь номинальной цели реформы – чтобы христианская Пасха не наступала раньше ветхозаветной иудейской, что запрещено апостольскими правилами и противоречит логике.

Правило святых апостол № 7

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 37, 38; Карф. 51, 73, 106).

Однако время всё расставило на свои места. С 1582 года католическая Пасха не соответствует православной, причем сплошь и рядом католики празднуют Пасху до иудеев, в отличие от православных, которые на григорианский календарь не перешли. Исполнение указанного апостольского правила в православии достигается за счёт других механизмов расчёта пасхалии, которые были утрачены католиками.

Тем не менее, и у католиков, и у православных Рожество Христово наступает 25 декабря . Просто по католическому календарю наше 25 декабря приходится на 7 января.

В России григорианский календарь был введен советскими властями в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью по старому стилю праздник Рожества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

С июля 2014 года на старый стиль официально перешла Польская Православная Церковь, отменив постановление, принятое 12 апреля 1924 года о введении в Польской Церкви нового стиля.

Все остальные 10 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря нового стиля. Однако они утверждают, что пользуются не “католическим” Григорианским календарем, а так называемым “Новоюлианским”, который … пока совпадает с Григорианским.

Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского – за 3 тысячи 333 года, а “Новоюлианского” – за 40 тысяч лет).

Тем не менее, по имеющимся данным, астрономические и космические расчёты наших дней ведутся в том числе по старому Юлианскому календарю, который более прост в использовании.

Когда около ста лет назад в России обсуждалась возможность перехода на новый григорианский календарь для гражданского пользования, то именно образованная часть общества была против реформы календаря. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В.В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного

Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю

(Журнал 4-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 20 сенября 1899 года, стр. 18-19 и журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 года, стр.34).

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля.

Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н. ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057-ю против 4-х, заявил, что “не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь” вместо современного григорианского. Таким образом, григорианская реформа оказалась не нужной, не вечной – новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый Юлианский календарь.

Олег Хохлов для

Статьи по теме:

Эксклюзивное расследование сайт об истории появления и традициях празднования самого неуместного праздника в году.

О том, когда на самом деле наступает Новый Год, и какой по счету:)


Материал об особенностях национального летоисчисления от старообрядческого автора, оцененный президентским дипломом.

Необычное издание, возвращающее нас в миросозерцание наших предков


На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

В то время как у православных россиян, принято праздновать его позже, 7 января . Почему возникла такая разница в датах? Попробуем это выяснить.

Итак, давным-давно, еще за полвека до рождения Иисуса , Юлий Цезарь ввел взамен старого римского календаря новый, юлианский. В юлианском календаре каждый 4 год – високосный, он на день длиннее обычного (добавляется 29 февраля). Таким образом, юлианский год в среднем равен 365.25 дней, что больше солнечного года на 11 минут.

Легко посчитать, что, по юлианскому календарю, каждые 130 лет накапливается один лишний день. Так праздник Рождества, изначально почти совпадающий с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигался в сторону весны, да и Пасха уже не попадала на прежнее место.

Астрономам и духовенству был, естественно, на лицо факт несовершенства юлианского календаря. И вот в 1582 году постановлением папы Григория XIII был введен другой календарь, григорианский, и следующим днем после 4 октября было объявлено 15 октября.

Более высокая точность нового календаря обуславливалась тем, что в нем високосными признавались не каждый год, кратный четырем. Так, года кратные 100 и не делящиеся на 400 високосными не являются. По этому правилу годы 1700, 1800 и 1900 не являются високосными, так как они кратны 100 и не кратны 400. Годы 1600 и 2000 - високосные, так как они кратны 400. Погрешность в целые сутки в григорианском календаре накапливается уже не за 130, а за 3280 лет.

Последними из европейских протестантских стран, перешедших на новый календарь стали Англия и Швеция. Это произошло в XVIII веке. А Россия и вовсе приняла новый стиль в 1918 году, когда разница между юлианским и григорианским календарями уже увеличилась до 13 дней. В итоге мы сейчас живем по григорианскому календарю.

И православные, и протестанты, и католики отмечают Рождество 25 декабря, просто делают это в соответствии с разными календарями. Католики и протестанты празднуют его в соответствии с тем же календарем, по которому мы сейчас живем. Ряд православных церквей (Константинопольская например) руководствуются новоюлианским календарем и отмечают Рождество так же, 25 декабря по новому стилю.

Ну а Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, упорно празднуют Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января современного григорианского календаря. К слову, отмечая Рождество 7 января, правильно встречать Новый год 14 января (эта дата называется – ).

Стоит так же отметить, что, из-за нарастающей разницы между юлианским и григорианским календарями, православные христиане, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество уже не 7 января, а 8 января (в переводе на новый стиль), при том, что в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Итак, из-за консервативных взглядов Русской Православной Церкви, мы в России отмечаем Рождество не в тот же день, что и западные христиане. Но так ли это важно? Гораздо дороже чудесная атмосфера праздника, который призван сближать, а не разделять всех нас. В конце-то концов, Бог у всех верующих один, что у православного, что у протестанта. В Белоруссии так и вовсе государственными праздниками являются и 25 декабря, и 7 января .

25 декабря 2018, как и каждый год, католики – жители Южной и Северной Америки, Западной Европы, Австралии, стран Азии и Африки – отмечают Рождество Христово. В православных странах 25 декабря называют католическим Рождеством. Этот день является важнейшим христианским и государственным праздником в более чем 140 странах мира.

Праздник Рождества отмечают в память о рождении невинной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это событие предоставляет возможность спасения душ и вечной жизни для верующих.

Почему празднуют 25 декабря

Первые сведения о праздновании Рождества можно отнести к IV веку. Вопрос об истинной дате рождения Иисуса и в настоящее время продолжает быть спорным и не решенным однозначно среди церковных авторов.

Вероятно, выбор даты 25 декабря имеет отношение к солярному языческому празднику «Рождения Солнца Непобедимого», приходившемуся на этот день. Вполне возможно, что после принятия в Риме христианства он обрел новое содержание.

Рождество Христово предполагает пять дней предпразднества. В канун праздника соблюдают строгий пост, который получил название сочельник, так как в этот день в пищу употребляют сочиво – сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна.

В канун праздника соблюдают строгий пост

В XIII столетии возник обычай выставлять в храмах ясли, в которых размещают фигурку Младенца Иисуса. Спустя время ясли стали устанавливать не только в святынях, но и в домах перед Рождеством. Церковные и языческие обычаи – ритуалы крайне органично переплелись между собой, дополнив друг друга. К примеру, зажигание в домашнем очаге обрядового огня («рождественское полено»), обычай преломлять «рождественский хлеб», колядование.

Один из самых популярных элементов Рождества – нарядная ель. Эта традиция происходит от германских племен, у которых ель символизировала плодородие и жизнь.

С приходом христианства народы Центральной и Северной Европы начали украшать дерево, устанавливая его в своих домах 24 декабря. С тех пор хвойная красавица обрела новую символику, превратившись в древо райского изобилия.

Католическое Рождество

Католическое Рождество «опережает» православное на тринадцать дней. Так получилось из-за разницы в календарях: папа римский Григорий XIII в 1582-м году ввел новый, «григорианский» календарь, который получил определение «новый стиль».

Юлианский календарь стали считать старым стилем. В то время, когда в Европе перешли на григорианский календарь, в России продолжали применять юлианский. В Советском Союзе в 1918-м году властью был введен григорианский календарь, однако это решение не было одобрено церковью. По инициативе Константинопольского Патриарха в 1923-м году состоялось совещание Православных Церквей, где было утверждено решение о преобразовании Юлианского календаря в «Новоюлианский» календарь.

В силу исторических обстоятельств Русская Православная Церковь так и не приняла участия в совещании. Однако Патриарху Тихону удалось издать указ о переходе на «Новоюлианский» календарь, что было воспринято церковным народом довольно негативно. Спустя месяц постановление было отменено.

Таким образом, протестанты и католики, живущие по Григорианскому календарю, отмечают Рождество Христово 25 декабря. А 7 января Рождество Христово празднуют Грузинская, Иерусалимская, Украинская, Сербская и Русская Православная Церкви, живущие по Юлианскому календарю.

Остальные одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество 25 декабря, так как они используют не католический Григорианский календарь, а так называемый «Новоюлианский», который совпадает с Григорианским.

Рождественские обычаи и традиции

В основе рождественской традиции дарить друг другу подарки лежит Евангельское повествование о трех волхвах, которые при поклонении Младенцу Иисусу преподнесли ему дары – смирну, ладан и золото. В этот день семьи собираются за рождественским обедом, а праздничный стол украшен традиционными блюдами, которые разнятся в зависимости от страны.

В Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг c ромом

Так, в Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг, облитый ромом и индейка под соусом из крыжовника. В США рождественский стол украшен индейкой, которая подается исключительно под клюквенным соусом. В Ирландии на Рождество подают окорок или индейку, в Германии – жареного гуся, в Греции – индейку в вине.

На праздничных столах Венгрии, Австрии, балканских стран никогда не бывает рождественской индюшки, курицы или утки. Там принято считать, что в этот вечер любая птица может унести на своих крыльях семейное счастье. В Люксембурге во время рождественского обеда употребляют яблоки, кровяную колбасу и игристое вино. В Бельгии потребляет традиционный торт, колбасу с трюфелями и вино. Португальцы на Рождество питаются баккалао – блюдом из сушеной трески.

Читайте также: