Открыть бизнес автосервис с нуля. А если автосервис приобрести? Как раскрутить автосервис быстро и привлечь клиентов

На этой странице вы можете бесплатно скачать или прочитать бизнес-план автосервиса. Используя предложенный образец бизнес-плана в качестве готового шаблона, вы сможете без особого труда составить свой бизнес план автосервиса под ваши конкретные условия.

Бизнес - план автосервиса

Автосервис: состояние и структура рынка

Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%.

В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура - устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается.

Структура рынка техобслуживания пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем имеется определенная специализация, можно говорить и о нескольких вертикальных уровнях. В то же время крайне мало узнаваемых брэндов: один и тот же автосервис может работать и с «Мерседесами», и с ВАЗовской продукцией. Сейчас выделяют четыре уровня рынка.

  • Авторизованные сервисы. Работа ведется в четком взаимодействии с официальными дилерами и зарубежными автопроизводителями. Как правило, компания специализируется на обслуживании какой-то одной конкретной марки. Войти в этот бизнес очень непросто: вендоры требовательно относятся к выбору контрагентов. Максимальную прибыль - от 10 тыс. долл. в месяц - способны приносить сервисы, расположенные в крупных городах, где продается много новых иномарок.
  • Сетевые автосервисы. Этот сегмент в России до сих пор недостаточно развит: нет ни одной сети технического обслуживания, которая развивалась бы в национальном масштабе (чаще всего охватывается не более пяти регионов). Западные сети на российском рынке представлены слабо (исключением можно считать разве что станции техобслуживания Bosch, но их пока немного). Кроме того, в нашей стране имеются «псевдосети», образующиеся, когда западные компании, желая увеличить сбыт продукции, позволяют использовать свое название. Но никакого контроля за качеством оказываемых услуг с их стороны не ведется. Средняя прибыль одного входящего в сеть автосервиса с несколькими боксами составляет 5–7 тыс. долл. в месяц.
  • Одиночные сервисные пункты. Они не имеют аккредитации, что, однако, не мешает составлять конкуренцию авторизованным компаниям: услуги те же самые, но платить за них приходится на 20–30% меньше. Прибыль такого автосервиса редко опускается ниже 2 тыс. долл. в месяц, но практически никогда не превышает 12 тыс. долл.
  • Индивидуальное оказание услуг технического обслуживания. Данный вид деятельности только с большой долей условности можно назвать бизнесом - это, скорее, самозанятость. Однако услуги индивидуалов, ремонтирующих автомашины в собственных гаражах или по вызову, пользуются стабильным спросом, принося 800–1200 долл. чистой прибыли в месяц.
Четыре этапа организации автосервиса

Первый - это выбор места . На начальном этапе следует оценить прилегающую местность на предмет размещения наружной рекламы. Оптимальный вариант расположения автосервиса - рядом с автомагистралями, АЗС, гаражными комплексами.

Необходимо учесть, что в соответствии с требованиями СЭС нельзя организовывать автосервис рядом с жилыми домами (расстояние должно быть не менее 50 м) и около водоемов. Выбранное помещение должно иметь централизованную подводку воды и канализацию. Следует предусмотреть и наличие ямы, иначе придется затратить дополнительные средства на покупку подъемного оборудования. Желательно, чтобы площадь помещения составляла хотя бы 25–30 кв. м (на одного рабочего должно приходиться 5 кв. м, и это без учета оборудования), но на первом этапе может хватить и 15 «квадратов». Хотя в настоящий момент площадь среднего московского автосервиса превышает 200 кв. м.

И не забудьте о пакете документов . Так что второй этап в создании автосервиса - утряска бюрократических формальностей. И первое, чем здесь придется заняться, - это проектная документация. Для того чтобы она прошла согласование в органах госсанэпидемнадзора, вам придется немало потрудиться, ведь требований масса: от наличия естественного освещения до установки «двухстворчатого шкафчика для спецодежды». В добавление к этому нужно будет представить пакет документов в транспортную инспекцию, решить вопросы с договором аренды.

Третий этап - подбор персонала . В современных условиях именно возможность привлечь в компанию квалифицированных специалистов того или иного профиля определяет выбор работ, которые будет производить автосервис. Но в любом случае надо постараться подобрать опытных профессионалов по наиболее востребованным видам услуг. И в первую очередь к ним относятся шиномонтаж и кузовной ремонт. Неплохо включить в состав бизнеса автомойку . Ряд работ, например подборку эмалей и ремонт двигателя, можно осуществлять и в специализированных компаниях - достаточно распространенная в Москве практика. Существует около 100 видов услуг, оказываемых автосервисами. Наиболее распространенные виды работ:

  • смазочно-заправочные;
  • контрольно-диагностические;
  • электротехнические;
  • шиномонтажные и балансировочные;
  • монтажно-демонтажные;
  • жестяно-сварочные;
  • ремонт рулевого управления;
  • ремонт рулевой системы;
  • ремонт двигателей;
  • ремонт и зарядка аккумуляторов;
  • покраска.

Решив вопрос с персоналом и определившись с тем, какие услуги будет оказывать автосервис, можно приступать к закупке оборудования . Это четвертый этап. Здесь у вас будет выбор - более дорогое и качественное импортное или же доступное по цене отечественное. Надо отметить, что наличие импортного оборудования может способствовать привлечению клиентов, его неплохо использовать и в рекламных целях.

Если вы намерены работать с иномарками, то придется сконцентрироваться на продукции одного или нескольких производителей: для каждой марки существует своя компьютерная система диагностики.

Автосервис: первоначальные вложения

И вот предприятие готово к открытию. Для привлечения клиентов стоит потратить 500–1000 долл. на рекламу. Кроме «наружки», объявления полезно разместить в специализированных газетах и журналах, расклеить в гаражных массивах. Стоит также распространить листовки.

В среднем создание автосервиса обойдется в 130–150 тыс. долл. Хотя возможно и более дешевое решение: небольшой автосервис будет стоить 35–50 тыс. долл., а шиномонтаж - 8–12 тыс. долл.

Автосервис, оказывающий широкий спектр услуг, приносит своему владельцу доход от 4 тыс. долл. в месяц, шиномонтаж - от 0,7 тыс. долл.

До сих пор речь шла о стационарном автосервисе. Существует и другая модель организации бизнеса - по индивидуальному вызову в гараж автовладельца. Таким образом снижаются траты на аренду помещения и закупку дорогостоящего оборудования, но повышаются расходы на рекламу. В этом случае можно обойтись небольшим офисным помещением с телефоном, несколькими автомобилями (а лучше нанять механиков с личным автотранспортом). Склад запчастей не обязателен: закупайте их под конкретный заказ, воспользовавшись услугами одной из многочисленных служб доставки.

Если говорить о магазине автозапчастей , то здесь главное - подобрать помещение, расположенное в месте, имеющем хорошие подъезды и способном обеспечить поток клиентов. Необходимо также решить вопрос с закупками товара и возможностями предоставления товарного кредита.

Автосервис: секреты бизнес-процесса

Один из основных вопросов, которые решает владелец и автосервиса, и автомагазина, - приобретение запчастей, а значит, налаживание связей с поставщиками. Каталоги автозапчастей можно найти, например, в Интернете на сайтах производителей и дилеров.

Заявку на доставку лучше формировать заранее, учитывая сезонные колебания спроса. Описать их может любой опытный работник этой сферы (для шиномонтажа , например, пики активности приходятся на конец осени и начало весны, когда наступает пора менять резину).

Автозапчасти либо покупают у российских дилеров, либо завозят самостоятельно, сотрудничая с поставщиками из стран Азии. Крупные компании обычно доставляют детали из-за рубежа чартерным рейсом. Что касается мелких автосервисов, то самостоятельно ввозить запчасти для них довольно рискованно, ведь детали приходится закупать на перспективу. А вдруг они не понадобятся вовсе? Кроме того, когда речь идет о небольших партиях, рассчитывать на скидки от производителя не приходится. Так что мелким компаниям стоит посещать специализированные выставки и знакомиться на них с ассортиментом и ценами основных российских дилеров. Важно точно учитывать сезонность и своевременность закупок: наличие товара на складе не только сократит время обслуживания каждого клиента, но и ускорит оборачиваемость средств.

Для специализированных автосервисов, где список необходимых деталей четко определен нормативами автопроизводителей, проблема доставки запчастей не очень актуальна. А вот в практике работы автосервисов широкого профиля существуют две наиболее распространенные модели.

  • Закупка деталей «с запасом» . Требует значительных затрат, но зато снимает вопросы отсутствия необходимых запчастей в нужный момент. Наиболее эффективна такая схема для сетевых автосервисов, в работе которых рано или поздно оказывается востребованной практически любая деталь.
  • Работа со службами доставки . Все детали по мере необходимости заказывают в каком-нибудь Интернет-магазине. Но тогда их стоимость оказывается значительно более высокой.

Инвестору следует сконцентрироваться на продвижении наиболее рентабельных видов услуг. Как правило, это кузовной ремонт, рихтовка и покраска автомобилей, шиномонтаж, мойка. Стоит продумать и максимально эффективное их сочетание. Хорошую отдачу дает комбинирование мастерской по кузовному ремонту и лаборатории по подбору автоэмалей: клиент, купивший эмаль, зачастую заинтересован в качественном ремонте и покраске автомобиля, а автовладельцы, уже сделавшие ремонт, обычно заказывают покраску своей машины.

Доходность компании можно повысить за счет увеличения потока клиентов и снижения расходов. Для этого предпринимают следующие шаги:

  • расширяют спектр оказываемых компанией услуг;
  • минимизируют затраты на приобретение оборудования (за счет размещения заказов на осуществление тех или иных работ в специализированных компаниях);
  • сокращают арендные платежи (можно отказаться от бокса и ограничиться обычным вагончиком, но это негативно отразится на имидже предприятия);
  • используют рекламу только в краткосрочном периоде, а затем переключаются на «ползучий маркетинг» - новый клиент приходит по рекомендации старого.

Еще один популярный вариант снижения затрат - привлечение рабочей силы из стран СНГ. При равном с россиянами уровне подготовки труд бригад из Армении или Молдовы стоит значительно дешевле. При этом гастарбайтеров отличает высокая дисциплинированность, трудоспособность, меньшая склонность к пьянству. В Москве в настоящий момент распространена практика, когда механик получает от 30 до 50% от стоимости оказанной им услуги. Фиксированная часть заработной платы невелика и редко превышает 200 долл. в месяц. В среднем же механик зарабатывает 600–1000 долл. в месяц.

Для комплексной автоматизации документооборота, складского и финансового учета автосервисов приобретают специализированный софт. Его в России производят не менее пяти компаний, некоторые из них включают в комплект ПО каталоги автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей (стоимость - 40–70 долл.). Сами диски с программами обойдутся в 120–200 долл. И еще 700–1200 долл. придется заплатить за модуль связи с бухгалтерской программой.

А если автосервис приобрести?

Автосервисы относятся к бизнесам, пользующимся наибольшим спросом. В 1-м полугодии 2003 г. на одну выставленную на продажу компанию такого профиля приходилось несколько десятков потенциальных покупателей. Это значительно сокращает время продажи автосервиса; оно не превышает 1,5 месяцев. Высокий интерес объясняется, во-первых, тем, что непрофильные инвесторы рассматривают такие компании как простые и понятные в управлении, а во-вторых, впечатляющей доходностью этих предприятий: срок возврата инвестиций обычно не превышает 6–10 месяцев. Средняя стоимость автосервиса - 60 тыс. долл. В большинстве своем они работают на арендованных площадях на основе годичного договора аренды.

Что касается авторизированных автосервисов, то до сих пор на продажу был выставлен только один. Он имел статус официального сервиса известного немецкого автоконцерна и, естественно, занимался обслуживанием новых иномарок этого брэнда. Сервис достаточно быстро нашел своего покупателя, хотя и стоил на 20% дороже «неавторизированных» аналогов. Можно сказать, что эту разницу составил goodwill. В последнее время предложение действующих автосервисов возросло, то же самое относится и к магазинам автозапчастей. При этом спрос на такие бизнесы удовлетворен не более чем на 10–15%.

Покупателям автосервисов нужно обратить внимание на следующие моменты:

Срок действия договора аренды.
Даже при договоре на 364 дня желательно наличие права пролонгации. Оптимальный вариант, если при смене собственника заключается новый договор аренды. Известен случай, когда автосервис работал на площадях, на которые не имел абсолютно никаких прав. Помещение находилось в муниципальной собственности, и его использование базировалось на неформальных отношениях: в компании время от времени ремонтировались личные автомобили чиновников управы, предпринимателей никто не трогал. Бизнес в таком состоянии становится принципиально непродаваемым.

Сохранение команды.
Этот вопрос стоит обговорить с продавцом заранее: неплохо, если он подпишет обязательство не предпринимать никаких действий, направленных на «увод» ключевых сотрудников. Но, как правило, хватает устного соглашения.

Прозрачность бизнес-процессов.
Тщательно изучите договоры с поставщиками автозапчастей и основные каналы поставки. Для нового собственника лучше, если эти отношения формализованы.

Удобство вхождения в бизнес.
Непрофильному инвестору желательно договориться о том, чтобы старый собственник консультировал его по вопросу ведения бизнеса в течение 1–2 месяцев.

Прочие факторы, влияющие на цену.
Планируя вложить средства в покупку автосервиса, обратите внимание на его расположение, наличие удобного подъезда, ранее проведенные рекламные мероприятия, качество оборудования. Все эти факторы обязательно должны учитываться в процессе переговоров о цене.

Автосервис – актуальная услуга для любого города и населенного пункта. Сколько бы жителей не проживало в городке, часть из них – владельцы автомобилей, которые нуждаются в текущем ремонте и постоянном обслуживании. Даже кризис не смог сбить спрос на эту услугу.

Открыть СТО несложно, однако многие автолюбители продолжают жаловаться на недостаток хороших автомастерских в российских городах. Как открыть автосервис с нуля, чтобы он мог полностью отвечать требованиям клиентов? Как хорошо заработать на своем предпринимательском начинании? Обо всем этом – далее в обзоре.

Как выбрать специализацию автосервиса

Первое, что необходимо сделать предпринимателю, который намерен создать автомобильную мастерскую, – выбрать специализацию для будущего бизнеса. Направление можно изменить в процессе работы, но начинать нужно с чего-то одного.

Чтобы вам было проще ориентироваться в многообразии услуг, предлагаем примерный перечень актуальных направлений для автосервиса:

  1. ремонт и обслуживание: российских, японских, европейских автомобилей (перечень конкретных марок и моделей), ходовой части, трансмиссии (МКП, АКП), двигателя и тормозной системы;
  2. быстрая диагностика проблем;
  3. услуги электрика;
  4. кузовные работы;
  5. замена масла;
  6. шиномонтаж и балансировка колес;
  7. автомобильный тюнинг;
  8. восстановление автомобилей.

Это далеко не все виды услуг и ремонтных работ, с которыми можно выходить на рынок. Сегодня есть спрос на узкую специализацию автосервисов. Так, мастер, который может быстро устранять проблемы ходовой части автомобилей старше десяти лет, востребован больше, чем мастерская, предлагающая клиенту все и сразу.

Важно! При выборе специализации не всегда целесообразно ориентироваться на дорогостоящие автомобили. Стоимость ремонтных работ для новых моделей высока, но владельцы дорогих авто обычнообслуживают их в официальных автосервисах. Кроме того, не всегда даже представители автоконцерна, выпустившего автомобиль, могут устранить возникшую неполадку. Частный мастер в гараже не сможет качественно оказывать услуги владельцам таких авто.

Начинающим автомастерам следует работать с транспортом, которому 10 и более лет. В качестве серьезных аргументов приводятся следующие.

  1. Большинство автомобилей рассчитаны только на этот срок службы, и через 10 лет возникают первые серьезные проблемы во всех автоузлах.
  2. Владельцы подержанных автомобилей ищут возможность сэкономить на ремонте, и дорогие официальные сервисы им неинтересны.
  3. Еще 10 лет назад устройство всех узлов автомобилей было гораздо проще, и даже начинающий автомеханик может за небольшой промежуток времени освоить основные принципы работы определенных узлов и систем автомобилей-десятилеток.
  4. На рынке есть огромный выбор запчастей и расходных материалов по приемлемым для покупателей ценам.

Оформление бизнеса и необходимая документация

Определяя, что нужно для открытия автосервиса, предприниматель сразу вспоминает о документальном оформлении бизнеса. При этом чаще всего на этапе формирования плана работы по открытию СТО он находится в одной из следующих стартовых позиций.

  1. Есть опыт работы по ремонту автотранспорта своими руками и собственный гараж, но нет стартового капитала для оформления и активного продвижения бизнеса.
  2. Есть бизнес-идея на определенную специализацию, выгодные поставщики запчастей, небольшой стартовый капитал, но нет специалистов и помещения.
  3. Есть стартовый капитал и деловые связи с хорошими специалистами, которые хотят стать компаньонами в будущем бизнесе.

Это три разных исходных позиции, и подходить к организации мастерской в каждом случае нужно индивидуально, с учетом имеющихся ресурсов. Рассмотрим наиболее удачные решения для каждой ситуации.

Нет денег, но есть желание работать и практические навыки

Такая схема начала бизнеса характерна для 80% частных гаражных небольших мастерских. Чтобы организовать такую мастерскую, не нужно регистрироваться в качестве ИП или ООО и официально оформлять предпринимательскую деятельность.

У мастера должны быть только документы, подтверждающие его право пользования или владения гаражом, в котором он работает, и при таком варианте организации хозяин бизнеса не имеет права брать на работу помощников.

Это оптимальный вариант для самостоятельного предпринимательского старта. За период частной работы мастер формирует стартовый капитал, который вкладывает в то, чтобы построить, оформить и продвигать полноценный автосервис.

Есть только деньги

Эта схема приемлема для инвесторов, у которых есть деньги и интересные идеи, но нет специалистов, умеющих качественно и оперативно предоставлять услуги. Организация автосервиса с таких стартовых позиций кардинально отличается от первого варианта, поскольку начальная задача инвестора – легально оформить бизнес, создать условия для работы и нанять мастеров.

При этом процесс открытия автосервиса следует организовать так, чтобы все перечисленные задачи решались одновременно. Такой подход позволит сэкономить время и деньги.

Регистрация автосервиса

Каким бы путем предприниматель не пришел к этому этапу развития бизнеса, процедура официального оформления автомастерской должна проходить по следующей схеме.

  1. Выбор организационно-правовой формы (ООО или ИП). Основной критерий при выборе ОПФ – наличие или отсутствие компаньонов. Если в организации автомастерской принимают участие несколько субъектов (физических или юридических лиц), то необходимо регистрировать ООО, а самостоятельное начинание можно оформлять как ИП.
  2. Формирование пакета уставных документов для ООО. На этом этапе необходимо определить название предприятия, юридический адрес, долю участия в предприятии каждого соучредителя, размер уставного фонда и порядок управления обществом (логотипы и торговые марки можно разрабатывать позже).
  3. Государственная регистрация. Документы подаются в ФНС по месту регистрации (адрес мастерской, адрес одного из учредителей, адрес ИП, арендованный офис). Одновременно осуществляется регистрация налогоплательщика.
  4. Открывается счет в банке.
  5. Оформляется договор аренды помещения под мастерскую или договор на приобретение помещения.
  6. Закупается оборудование, оформляются трудовые отношения с персоналом.

Никаких дополнительных разрешений или лицензий на работу автосервиса оформлять не нужно. Российским законом предусмотрена возможность для добровольной сертификации СТО. Проходить ли сертификацию, решает только владелец мастерской. Сертификат может понадобиться для:

  • повышения доверия клиентов к услугам (но люди чаще смотрят на результат работы, а не на дополнительные сертификаты, дипломы и награды);
  • возможности участвовать в государственных закупках (это серьезный аргумент в пользу получения сертификата).

Автосервис, который обслуживает только физических лиц, может не приобретать кассовый аппарат, что значительно облегчает администрирование бизнеса и документооборот.

Основные организационные моменты

Открыть СТО несложно и недорого, но официального оформления недостаточно, чтобы привлечь клиентов. Должны быть соблюдены следующие условия:

  • удобное месторасположение и безопасное помещение;
  • надежное и многофункциональное оборудование;
  • качественные наборы инструментов;
  • компетентный и вежливый персонал;
  • эффективная система управления бизнесом;
  • регулярное продвижение автосервиса на местном и региональном рынке.

Это примерный перечень задач, которые предприниматель должен заложить на старте проекта и в дальнейшем регулярно заниматься их решением.

Требования к месту под автосервис

Помещение под автосервис можно купить, построить или арендовать. Самый бюджетный вариант – аренда, самый затратный – строительство.

Несмотря на то, что приобретение готового помещения под СТО могло бы быть оптимальным решением, найти такие помещения сложно. Только в редких случаях хозяева продают налаженный и прибыльный бизнес, поэтому ждать удачи невыгодно.

Те предприниматели, которые являются участниками гаражного кооператива и хотят переоборудовать гараж под автосервис, смогут работать только в том случае, если кооператив позволит им выделить этот гараж в отдельную собственность и переоформить на себя земельный участок. В противном случае бизнес будет полулегальным, и для законного оформления мастерскую все равно придется переносить на частную землю.

Помещение небольшого автосервиса должно включать в себя:

  • два оборудованных места под прием автомобилей (яма, подъемник);
  • кабинет администратора;
  • склад;
  • душевую кабину и санузел.

Оптимальная площадь небольшой автомастерской – около 200 м 2 . К воротам должен быть удобный подъезд.

Высота помещения должна быть не менее 3,5 метров. Этот параметр обеспечит возможность обслуживать в мастерской малогабаритный грузовой транспорт и микроавтобусы. С учетом приема габаритных машин должны быть оборудованы и ворота мастерской.

Помещение должно быть подключено к электро- и водоснабжению, иметь хорошую вентиляцию и систему отопления.

Стоимость аренды готового помещения составляет около 3 долларов США за квадратный метр. Если предприниматель решит арендовать мастерскую, то 200 м 2 будут ежемесячно обходиться в 600 долларов США.

Для приобретения в собственность такого автосервиса понадобится около 100 тысяч долларов. Строительство и самостоятельное оборудование стоят примерно столько же, но минус этого варианта состоит в том, что строительство займет не меньше года, и весь этот период мастер будет только тратить деньги, ничего не зарабатывая. Для быстрого же строительства можно использовать заводской готовый комплект автосервиса , представляющий собой быстровозводимый металлический каркас с ограждающими конструкциями из сэндвич панелей.

Чтобы иметь возможность и зарабатывать, и заниматься строительством, некоторые предприниматели выкупают маленькую мастерскую (например, шиномонтажку) и строят ее в более крупное предприятие.

Оборудование для автосервиса

Оборудование и инструменты для автосервиса важны не менее квалифицированных специалистов. Список аппаратуры во многом зависит от специализации.

Ориентировочный перечень оборудования, которое должно быть в каждом автосервисе, следующий.

Наименование Количество Стоимость единицы Общие затраты (с учетом монтажа)
Всего: 650 тыс. руб.
Подъемник 2 шт. 150 тыс. руб. 200 тыс. руб.
Системы компьютерной диагностики для популярных марок автомобилей 5 шт. 20 тыс. руб. 100 тыс. руб.
Стенд для чистки форсунок 1 шт. 60 тыс. руб.
Компрессор 1 шт. 60 тыс. руб.
Установка для регулировки света фар 1 шт. 30 тыс. руб.
Аппарат для проверки свечей 1 шт. 10 тыс. руб.
Сварочный аппарат 1 шт. 70 тыс. руб.
Набор инструментов для каждого рабочего места 2 шт. 60 тыс. руб. 120 тыс. руб.

Бизнес-план для мастерской

Имея представление о том, какую сумму денег придется вложить в помещение и оборудование, можно приступать к планированию бизнес-процессов и к ценообразованию, что лучше делать в рамках бизнес-плана. Этот документ можно использовать для планирования прибыльности. В рамках бизнес-плана предприниматель просчитывает следующие параметры:

  • распределение начального капитала;
  • производственные затраты;
  • объем закупок у сторонних организаций;
  • себестоимость каждой услуги и ее рентабельность;
  • необходимый объем продаж;
  • планируемый доход;
  • пути распределения прибыли.

Перечисленная информация даст возможность определить срок окупаемости сделанных на старте вложений.

Если есть возможность заказать профессиональный бизнес-план, воспользуйтесь ею. Эта услуга обойдется примерно в 20 тысяч рублей, и вы получите компетентный и развернутый анализ для будущего бизнеса. Все, что останется, – в течение нескольких лет придерживаться этого плана.

Сотрудники

Для успешной работы маленького СТО на 2 рабочих места потребуются два мастера и один-два подмастерья.

На начальном этапе развития бизнеса предпринимателю кажется, что чем больше у него будет сотрудников, тем живее будет идти бизнес.

Отчасти это так, но основной организационный вопрос в управлении бизнесом на старте – минимизация производственных затрат. Так как заработная плата – основная статья расходов, то в начале развития бизнеса мастер не имеет другого выхода, кроме как экономить на работниках. Поэтому максимальный штат – 3 постоянных сотрудника и один временный, который выполняет работу только в случае необходимости.

С постоянными сотрудниками заключают трудовые соглашения, а с временными – договора на выполнение работ (ГПХ). Типовых форм этих документов законом не предусмотрено, поэтому предприниматель может составить свои документы, предварительно проконсультировавшись с юристом.

Если есть необходимость организовать круглосуточный прием клиентов, то должен быть ночной работник. Его заработная плата рассчитывается с учетом ночной надбавки (20%).

Средняя заработная плата мастера в автосервисе – 20 тыс. руб. — оклад + процент от выполненных работ. Месячная зарплата – около 40 тысяч рублей. Зарплата подмастерья не может быть выше минимальной.

Ни одно предприятие не обходится без директора. Это должностное лицо отвечает за деятельность СТО и связывает воедино всю организационную структуру автосервиса (мастера подчиняются директору, подмастерья – мастерам и директору).

Таким образом, примерный фонд оплаты труда малого СТО – около 100 тысяч рублей.

Что касается бухгалтерии и документооборота, то маленьким компаниям невыгодно содержать собственную бухгалтерию. Оптимальный выход – заказывать услуги бухучета у консалтинговых или аутсорсинговых фирм. Общие затраты на выполнение таких работ – 10 тысяч рублей в месяц.

На чем может экономить СТО

Кроме экономии на зарплате работников, СТО может экономить на следующих операциях:

  • закупать оптом запчасти, уменьшая их стоимость за счет продуманной логистики и минимизации затрат на доставку, загрузку и выгрузку;
  • предоставлять услуги в формате самообслуживания (аренда подъемника, ямы, компрессора и т. д.);
  • продвигать через автосервис запчастей определенную торговую марку и получать скидки от поставщика.

Эти действенные методы не только сократят затраты на ведение бизнеса, но и увеличат доходную часть бюджета. Последнюю также можно повысить, предоставляя услуги ремонта бытовой техники.

Реклама для автосервиса

Как быстро раскрутить автосервис и привлечь клиентов? В первую очередь следует определить целевую аудиторию – людей, которые пользуются услугами автосервиса в гаражах. Требуется найти своего клиента и постоянно привлекать его внимание.

На крупных предприятиях решением вопроса, как привлечь клиентов, занимается служба маркетинга. Небольшие фирмы, которые не могут позволить штатного маркетолога, заказывают услуги рекламного агентства, профессионально занимающегося раскруткой бизнеса, или составляют план акций и мероприятий, позволяющих эффективно разрекламировать автосервис в городе и регионе.

  • разработка собственного фирменного стиля (логотип, фирменные цвета, униформа и т. д. – все, что позволит выделиться);
  • формирование идеи социальной важности продвигаемых услуг (ваш бизнес помогает людям решать определенные проблемы, что улучшает жизнь);
  • разработка макетов рекламной продукции (тексты, наглядный материал, прайс-листы, музыкальное сопровождение и т. д.);
  • определение каналов продвижения рекламы (радио, интернет, местное телевидение, социальные сети, очное общение с потенциальными клиентами, проведение мастер-классов и т. д.).

Принимая решение активно раскручивать автосервис, предприниматель должен понимать, что на старте в продвижение придется вкладывать не менее 20% оборота, а далее процент рекламных отчислений можно снизить.

Финансовый результат и перспективы

Чтобы открыть маленький автосервис, предпринимателю понадобится не меньше 15 тысяч долларов США. Ежемесячное содержание предприятия обходится минимум в 150 тысяч рублей (без учета запчастей и расходных материалов).

Средняя стоимость обслуживания в автосервисе (без учета запчастей) – около 3 тысяч рублей. Чтобы в месяц получить 300 тыс. рублей, предприниматель должен ежедневно обслуживать 4-5 автомобилей.

При таких оборотах бизнес окупится примерно за год, а дальше можно работать исключительно на развитие сервиса.

Бизнес по обслуживанию и ремонту автотранспорта - это ниша, которая способна не только не снижать своих темпов в кризис, а напротив набирать большие обороты. Это обосновано тем, что автомобилизация населения и предприятий активно растет, а любое автотранспортное средство рано или поздно попадает в автосервис.

 

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) падение продаж новых автомобилей, в том числе коммерческого транспорта в апреле 2016 года составило 8,5%, снизившись на 11 200 машин в годовом исчислении. Апрельские продажи оказались худшими за последние 10 лет.

В России с января по апрель 2016 года продано на 75 500 автомобилей меньше, чем в тот же период 2015 года.

Однако, даже такие, казалось бы, безрадостные показатели, приходятся на руку владельцам автосервисов, ведь чем дольше автомобиль эксплуатируется, тем более внимательного отношения в плане обслуживания, возможных поломок, замены деталей и других манипуляций он требует. А у тех, кто только задумывается об организации бизнеса в этом направлении возникает вопрос как открыть автосервис, который будет приносить стабильную прибыль.

Автосервис как бизнес

Ст. 12 «Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в этот перечень не входит. Лицензия на автосервис не нужна.

Что нужно для открытия автосервиса , с чего начать:

  1. выбор и оформление организационно-правовой формы: ИП или ООО ;
  2. выбор системы налогообложения ;
  3. аренда помещения, закупка оборудования, инструмента, расходных материалов, наем персонала.

Кроме этого, необходимо определиться с форматом будущей станции технического обслуживания:

  • независимая СТО с узкоспециализированным или комбинированным сервисом, направленным на предоставление одного или нескольких видов услуг (шиномонтаж, мойка автомобилей , развал-схождение, кузовной ремонт и другие), преимуществами здесь является отсутствие необходимости делиться прибылью, как в случае приобретения франшизы; полностью самостоятельное ведение бизнеса, хотя оно же является и недостатком, так как требуется самому разрабатывать подробный бизнес-план, обучать персонал, налаживать рекламную кампанию , организовывать процесс;
  • сетевые, сюда относятся официальные дилерские сервисы, которые специализируются на обслуживании одной конкретной марки, а также сетевые СТО, предоставляющие полный комплекс услуг и ведущие бизнес по общим для всех точек правилам, у некоторых из крупных сетей можно приобрести франшизу , плюсом такого бизнеса является: полная всесторонняя поддержка при запуске и в процессе деятельности, а минусом: стоимость самой франшизы и необходимость делиться прибылью с собственником бренда (платить роялти).

Автосервисы сети «Пит-Стоп» (США) моют автомобиль, заправляют его маслом, топливом и другими необходимыми жидкостями в течение 12 мин. При этом используются поточные линии с дистанционным управлением. Производительность такой линии около 150 автомобилей за смену. А стоимость данного комплекса услуг на этих станциях на 25% дешевле, чем на обычных станциях.

Что и в каких случаях выбирают хозяева авто: дилерские центры или независимые СТО? Аналитическим агентством «Автостат» был проведен опрос в августе 2015 года среди 3 000 респондентов-автолюбителей (см. рис 1).

Рис. 1 Официальный дилер или независимая СТО
Источник: АВТОСТАТ

Данные опроса показывают, что 77% автовладельцев, чьи авто находятся на гарантии предпочитают обслуживаться у официального дилера, в то время, как на постгарантийное обслуживание в независимые СТО обращаются в 24%, процент обращения к дилерам падает до 23. А вот, что касается конкретных видов работ, то дилеру больше доверяют ремонт коробки передач 45% против 41% для независимых СТО, двигателя 43% и 39% соответственно.

Для остальных видов работ опрошенные автолюбители предпочитают обращаться в независимые станции в большем числе случаев: ремонт ходовой части автомобиля 48% против 22%; развал-схождение 67% и 22%; плановое ТО — 49% и 19%, ремонт/заправка автокондиционера 62% и 19% и кузовной ремонт 51% против 16%.

Перспективы и тенденции

Автосервис является одним из самых перспективных направлений на рынке техники: парк автомобилей растет. Предприятия приобретают новую технику, при этом не обзаводясь собственной ремонтной базой.

Рынок автосервисов в России постепенно уходит от ремонтников-любителей, организующих «бизнес» в гараже к крупным сетевым точкам, либо консолидируется в более масштабные форматы.

В таких точках организован клиентский сервис — комната ожидания, где можно выпить кофе, воспользоваться бесплатным wi-fi, посмотреть телевизор, да и просто расслабиться в то время, когда автомобиль находится на сервисе. Кроме этого, в таких компаниях предусмотрены клубные карты, предполагающие небольшой набор бесплатных услуг (например, замена масла или подкачка шин), а также дополнительные скидки на основные услуги. Все эти моменты помогают превратить случайного клиента в постоянного. Не даром же говорят, что театр начинается с вешалки, а автосервис — с клиентской зоны.

Что важно для владельцев авто при выборе точки обслуживания

Опрос, проведенный среди автолюбителей (см. рис 2), а также предприятий-владельцев больших и малых автопарков, показал, что при выборе автосервиса первостепенное значение имеет качество работ, причем для больших парков оно важно на 52%, тогда как для малых и индивидуалов — на 34%, стоимость услуг, напротив более важна для частных автовладельцев (34%), чем для крупных парков (25%); на третьем месте — сроки работ, которые важны практически одинаково (на 15% и 14%); такие моменты, как предлагаемые услуги, отношение персонала, выполнение сроков ремонта являются второстепенными при выборе точки обслуживания, их значимость колеблется от 1% до 7%.

Рис. 2 Причина выбора точки обслуживания
Источник: Журнал «Грузавтоинфо»

Правильно налаженная работа автосервиса способна обеспечить ключевой показатель его востребованности — качество проводимых работ. И если самостоятельное решение этого вопроса требует значительных временных и трудовых затрат, то со станцией технического обслуживания, открытой по франшизе — совсем иная ситуация.

Обзор сетевых автосервисов и предлагаемых ими франшиз

Федеральная сеть Fit service

Свою первую станцию компания открыла в 2008 году в Омске. С 2013 года (к этому моменту было открыто еще 8 станций в Хабаровске, Москве и Новосибирске) было принято решение о развитии партнерской сети. Первый франчайзинговый автосервис был открыт в 2013 году. А спустя два года сеть исчисляется 55 станциями в 23 городах России.

Владельцы позиционируют вступление в сеть не как франшизу, а как партнерские отношения, основанные на модели win-win (выигрыш-выигрыш). Предлагают стать партнерами по открытию СТО в любом из трех форматов (см. таб. 1)

  • гараж — простой формат, позволяющий выйти на окупаемость в короткие сроки;
  • экспресс — оптимальный формат;
  • стандарт — автосервис полного цикла.

Бизнес автосервисов по франшизе Fit service предусматривает систему автоматизации: в одной программе собраны складкой, кассовый и управленческий учет. Почему это удобно? Компания предоставляет все необходимые материалы: от проекта здания с техническими рекомендациями, должностных инструкций для каждого сотрудника; а также формы поддержки: рекламные кампании, маркетинг, услуги кол-центра.

Предоставляются базы данных — каталоги и регламенты по ремонту с подробным описанием и нормочасами на все модели автомобилей, любого года выпуска.

Партнеры Fit service напрямую работают с поставщиками запасных частей, расходных материалов, автохимии, что обеспечивает скидки, которых лишены предприниматели-одиночки.

У компании разработана система мотивации, обучения и повышения квалификации персонала в собственном обучающем центре, что повышает престиж работы в компании для сотрудников и снижает текучку кадров.

Вилгуд

Сеть автосервисов Вилгуд была основана супругами Шерзод и Барно Турсуновыми в 2011 году.

Идея открыть автосервис с нуля, пришла к бизнесменам, которые ранее занимались торговлей строительными материалами , по следующим соображениям: во-первых это тот бизнес, который можно масштабировать, во-вторых он имеет потенциал для роста в кризис, в-третьих им можно легко делиться с партнерами. Их отличительным ноу-хау стала IT-система Wilgood IS, через которую строится вся работа с клиентом. Она не дает сотрудникам воровать и мотивирует их работать. Как показывают достигнутые результаты, соображения основателей сети Вилгуд были верными.

Так, по данным на март 2016 года:

  • работает 28 автосервисов от Санкт-Петербурга до Хабаровска, из них 6 принадлежат собственниками, 22 — по франшизе;
  • средний чек СТО Вилгуд — 8 000 руб.;
  • 4 000 000 руб. - средний оборот в месяц автосервиса сети в Москве;
  • 400 млн. руб. - совокупный оборот всех точек сети за 2015 год;
  • в марте 2016 года — более 8 000 автолюбителей стали клиентами Вилгуд.

Условия и стоимость франшизы:

  • для Москвы и Санкт-Петербурга — 2 000 000 руб.;
  • города с населением более 1 млн. - 1 500 000 руб.;
  • другие города — 1 000 000 рублей.;
  • роялти в первый год работы автосервиса — 3,5% от выручки ежемесячно.

Динамика работающего автосервиса в Троицке на три подъемника, с одним постом сход-развал. До приобретения франшизы работал 5 лет. На графике (см. рис. 3) отражена динамика за 18 месяцев.

В современных экономических условиях при открытии собственного дела важно оценивать имеющуюся бизнес-идею по критерию защищенности от кризиса. В связи с тем, что общая покупательная способность населения несколько сократилась за последние годы, спрос на отдельные категории товаров и услуг является отложенным. Одним из наиболее выгодных решений в сложившейся ситуации будет организовать СТО как бизнес, способный приносить стабильную прибыль своему владельцу.

Количество автомобилей растет с каждым годом. Кроме того, основная масса населения сегодня не может позволить себе приобрести новое транспортное средство и обслуживать его в дилерском центре. Оборот подержанных авто в России в 2016 году вырос на 11% по сравнению с предыдущим годом по среднестатистическим данным аналитических агентств. Этот факт говорит о том, что спрос на услуги частного автосервиса будет стабильным, и, скорее всего, будет расти. Рассмотрим, как создать выгодный бизнес на ремонте и тех. обслуживании автомобилей.

Чтобы максимально точно рассчитать эффективность любого коммерческого проекта, следует , по которому в дальнейшем будет работать предприятие. В такую программу необходимо включить все стороны производственной и хозяйственной деятельности автосервиса, сумму затрат на его открытие и прогнозируемые финансовые результаты его работы.

Что нужно для открытия СТО в 2016 году?

В первую очередь необходимо зарегистрировать новый субъект предпринимательской деятельности в налоговой службе. Ограничений в выборе организационно-правовой формы для регистрации такого предприятия не существует. Поэтому, вы вправе решить самостоятельно. обойдется немного дороже, и может занять больше времени, нежели оформление ИП.

Следующим шагом будет выбор месторасположения будущей СТО.

Совет: для того, чтобы обеспечить постоянный приток клиентов, старайтесь выбирать участки вблизи автодорог, где транспорт может прервать свой путь остановкой. Удачным решением будет открыть автосервис по соседству с АЗС, парковкой или автостоянкой.

Когда вы окончательно определитесь с местом расположения СТО, следует приступать к оформлению всех необходимых для ее открытия бумаг.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Документы, которые потребуются для открытия автосервиса

Чтобы организавать бизнес по ремонту и обслуживанию автомобилей, вы можете приобрести в собственность земельный участок и возвести на нем здание автосервиса либо взять готовое помещение в аренду.

Первый вариант - организация автосервиса с нуля - обойдется вам значительно дороже, и при этом придется получить массу согласований и разрешений у городской администрации и архитектурного отдела.

Если вариант с арендой вам больше по душе, то при заключении договора с собственником стоит обратить внимание на некоторые нюансы:

  • помещение для СТО не должно быть самовольно возведенным – проверьте Свидетельство о собственности здания, в котором должно быть указано соответствующее назначение строения;
  • помещение должно отвечать всем санитарно-гигиеническим правилам и нормам (уровень освещения, вентиляции и т. д.);
  • высота здания (этажа, в котором планируется осуществление ремонтных работ) должна быть не меньше 3,5 м, поскольку для полноценного функционирования СТО вам нужно будет установить подъемник для автомобилей;
  • площадь строения должна быть около 100 кв. м – этого хватит для установки двух автомобильных подъемников.

Важно! Организовать автосервис в непосредственной близости к жилым домам по закону нельзя. Расстояние от СТО до ближайшего дома должно быть не менее 50 м.

Итак, какие же документы нужны для открытия СТО? Кроме Свидетельства о государственной регистрации бизнеса (ООО или ИП) и договора аренды помещения, вам необходимо получить:

  • справку из СЭС;
  • заключение местной службы пожарного надзора.

Кроме того, когда вы приступите к предпринимательской деятельности, вам необходимо подать уведомление о начале выполнения работ (оказания услуг) в территориальный орган Роспотребнадзора по установленной форме.

Важно! Раньше прежде чем, открыть автосервис, предпринимателю в обязательном порядке следовало получить лицензию на право заниматься такого рода деятельностью. В настоящее время разрешающий документ не нужен, что позволяет сократить время и расходы на запуск проекта.

Документы для открытия СТО могут быть дополнены Сертификатами соответствия действующим стандартам. Сертификация – это дело добровольное, и проводится она на усмотрение собственника бизнеса. Имея в наличии сертификаты на осуществляемые виды работ, вы получаете конкурентное преимущество, это в целом повышает имидж вашей СТО.

В какую сумму обойдется открытие автосервиса

Львиную долю стартового капитала придется потратить на закупку и установку оборудования для открытия СТО. Сегодня техническое оснащение и инструменты для ремонта автомобилей представлены в довольно-таки широком ассортименте. Все необходимое можно купить напрямую у изготовителя через интернет.

Стоимость оборудования будет зависеть от того, какого производителя вы выберете. Диапазон цен очень велик, и важно понимать, что самое дорогое – это еще не значит самое качественное.

Отечественное оборудование обычно обходится в несколько раз дешевле импортного. В любом случае при покупке стоит обращать внимание на гарантийные сроки, условия обслуживания и возможность обратной связи с изготовителем.

Примерная смета на приобретение оборудования и инструментов для работы СТО:

  • автомобильный подъемник – 150-300 тысяч руб.;
  • гидравлический пресс – 40 тысяч руб.;
  • оборудование для замены масла – 35 тысяч руб.;
  • компрессор – 30 тысяч руб.;
  • стенд для очистки деталей – 10 тысяч руб.;
  • зажимы, захваты и ремонтные стулья – 10 тысяч руб.;
  • наборы инструментов – 50 тысяч руб.;
  • мебель для СТО (шкафы, стеллажи, слесарные столы и т. д.) – 40 тысяч руб.

Для того чтобы укомплектовать стандартный автосервис, этого будет достаточно.

Кроме затрат на техническое оснащение СТО в число обязательных расходов следует включить арендную плату, расчеты с обслуживающим персоналом, стоимость наружной рекламы и налоги.

Важно! Один из самых оптимальных налоговых режимов для деятельности автосервиса – единый налог на вмененный доход. Так, в 2016 году, оказывающие услуги по ремонту и тех. обслуживанию автомобилей, уплачивают 15 % от вмененного им дохода (его сумма зависит от количества нанятых работников). Плюс этой системы налогообложения в том, что если доходность бизнеса по факту превышает базовую доходность для расчета налога, сумма обязательного платежа остается неизменной.

Если сложить вместе все необходимые расходы, то общая сумма для открытия СТО, рассчитанной на 2 подъемника, составит 1-1,2 млн. руб. Кроме того, предпринимателю в первый год работы потребуется запас резервного капитала для покрытия ежемесячных расходов на тот случай, если сервис не будет сразу достаточно загружен. А о том, сколько зарабатывает автосервис и как быстро может себя окупить, поговорим далее.

Насколько прибыльно открытие автосервиса

Открывая собственную СТО, вы должны понимать, что цены на услуги не должны быть на одном уровне с ценами дилерских автосалонов. Желательно еще до того, как открыть пункт техосмотра и ремонта, собрать информацию о ценовой политике крупных фирм-конкурентов и разработать свой прайс-лист с учетом небольшой разницы в стоимости услуг. Такой ход позволит уже на начальном этапе привлечь большое количество клиентов.

Особое внимание стоит уделить подбору персонала, ведь как сказал один из советских политических деятелей: «Кадры решают все». Старайтесь нанимать на работу сотрудников, обладающих достаточным уровнем подготовки, подходящим образованием и опытом.

В перечень услуг стандартного автосервиса обычно входят:

  • замена масла;
  • ремонт двигателя и подвески;
  • ремонт коробки передач;
  • комплексное техобслуживание и т. д.

При полной загрузке такой СТО, рассчитанной на одновременное обслуживание двух автомобилей, при условии что предприятие будет работать в стандартном режиме (7 дней в неделю с 9.00 до 19.00), оно способно приносить доход до 780 тысяч руб. в месяц. Эта сумма рассчитана исходя из средней стоимости нормо-часа в 1,3 тысячи руб. – цена на ремонт автомобилей среднего класса.

Чтобы увидеть размер прибыли, следует из суммы доходов вычесть сумму расходов и отминусовать налоговые платежи.

Посчитаем возможный объем чистой прибыли за один календарный месяц. Для этого нужно определить объем расходов:

  • арендная плата – 100 тысяч руб. (при цене 1000 руб. за 1 кв. м);
  • заработная плата – 240 тысяч руб. (из расчета на 8 человек с графиком работы 2/2, по 4 работника в смене);
  • коммунальные платежи, уборка и прочее – 30 тысяч руб.

Если сложить все вместе, получится 370 тысяч руб. Не забываем учесть налоги и взносы на страхование. В среднем выйдет около 150 тысяч руб.

Считаем чистую прибыль: 780 – 370 – 150 = 260 тысяч руб. Это и будет потенциальная прибыль за один месяц работы.

Чтобы рассчитать окупаемость проекта, необходимо общую сумму стартового капитала, пущенную на открытие СТО (в нашем случае это 1,2 млн. руб.) разделить на значение месячной прибыли. В итоге получаем приблизительно 5 месяцев. Это и будет срок окупаемости рассматриваемого нами бизнес-проекта.

Надо понимать, что указанные значения могут варьироваться в зависимости от региона, в котором планируется открытие автосервиса, средней стоимости услуг, а главное - от потока клиентов.

Как сделать предприятие более эффективным

Чтобы автосервис приносил гарантированный стабильный доход, необходимо поддерживать постоянную связь с клиентами. Это поможет оптимизировать качество работы СТО в целом и выявить дополнительные потребности клиентов, сыграв на которых, вы сможете сделать ваше предприятие еще более эффективным и прибыльным.

Например, ранней весной и поздней осенью наблюдается повышенный спрос на шиномонтажные работы. Притом, что средняя стоимость специального оборудования составляет 70-80 тысяч рублей, а цена на услуги варьируется от 800 до 1500 руб. за обслуживание одного авто, несложно подсчитать, сколько можно заработать, открыв на базе СТО еще и шиномонтаж.

Предлагаем вашему вниманию небольшую пошаговую инструкцию открытия собственного автосервиса от реального предпринимателя из Ижевска Константина Ивановича Петренко. Константин Иванович вот уже десять лет успешно владеет автосервисом и любезно делится секретами своего успеха с читателями сайта «Русский стартап».

Как открыть автосервис правильно и недорого?

Автосервис как бизнес-идея

Для многих людей ремонт собственного автомобиля – это большая проблема. Большинство автолюбителей готовы платить любые деньги, чтобы не заниматься ремонтом двигателя или КПП.

Что и говорить, если 7 из 10 владельцев авто поедут менять масло на СТО. И это несмотря на то, что такая работа занимает не более 20-30 минут.

Почему бы этим не воспользоваться. Можно открыть свой бизнес автосервис и отлично зарабатывать. Главное – иметь под рукой бизнес-план автосервиса и неплохо разбираться в этом направлении.

Но с чего начать? Как правильно открыть автосервис? Каким аспектам уделить особое внимание? Поговорим обо всем по порядку.

Первоначальные вложения или автосервис под ключ

Открытие автосервиса сулит следующими доходами и расходами:

  • первоначальные инвестиции – от 5 миллионов рублей;
  • годовой оборот – от 2 миллионов рублей;
  • норма доходности – 30-40%;
  • окупаемость – пять лет.

Варианты развития

Вы должны четко понимать, в каком направлении будете развивать свой новый автосервис. Здесь есть несколько вариантов:

1. Консервативный. Вы открывайте одиночный автосервис и оказываете определенный спектр услуг (в зависимости от тех специалистов, которые есть в наличии).

Этот вариант является наиболее эффективным с позиции вложений, но в перспективе быстрой окупаемости можно не ожидать. Как показывает практика, одиночным СТО очень сложно справиться с огромной конкуренцией (особенно это актуально, если вы будете открываться в большом городе).

Конкуренция порождает необходимость дополнительных затрат (на качественное оборудование, на заработную плату хорошим мастерам и так далее).

Таблица №1. Потенциал потребителей услуг Автосервиса в России

2. Небольшая сеть СТО. Чтобы «раскрутить» такой бизнес-план СТО, стоит готовиться к существенным капиталовложениям. Основные средства пойдут на рекламу, продвижение нового бренда, привлечение новых клиентов и так далее.

При этом намного перспективнее «раскручиваться» в больших городах, где еще нет известных «сетевых» брендов.

3. Независимый автосервис по франчайзингу. Есть мнение, что при таком виде деятельности затраты будут минимальны. Вовсе нет – вы должны быть готовы к определенным вложениям.

При этом далеко не факт, что владелец хорошо известной сети будет сотрудничать именно с вами.

Как правило, сервисы-франчайзи пользуются большой популярностью в гостонаселенных городах. Причины здесь две: во-первых, еще нет большой конкуренции на этом поприще.

Во-вторых, уровень дохода большинства людей позволяет ремонтировать машину на СТО, а не заниматься этим непосредственно в гараже или просить о помощь «дядю Васю за бутылку».

Перечень услуг стандартного автосервиса

На начальном этапе стоит определиться, какие слуги будет оказывать ваш автосервис.

Здесь выбор весьма широк:

  • агрегатные работы – капремонт основных узлов автомобиля (КПП, двигатель);
  • компьютерная диагностика;
  • ремонт электрической части;
  • слесарные работы (ремонтные работы трансмиссии, силового узла, подвески, развал-схождение и так далее);
  • кузовные работы;
  • покраска;
  • шиномонтаж и так далее.

Можно выполнять дополнительные услуги (как правило, они приносят основную часть прибыли) – монтаж акустики, сигнализаций, аэрография, установка газобаллонного оборудования, тюнинг силового узла, перетяжка салона, шумо- и виброизоляция, нанесение винила, чип-тюнинг и так далее.

Таблица №2. Средние цены на покраску автомобиля в России

Помещение

Особый разговор – помещение для СТО. Здесь есть три основных варианта:

1. Купить готовое помещение. Как показывает практика и опыт большого количества успешных предпринимателей – наиболее правильный, экономный и наименее трудозатратный вариант – взять готовый сборный комплект автосервиса из сэндвич панелей по типовому проекту.

2. Строительство. Если вы решили возводить свой автосервис, то сразу готовьтесь оказывать максимальный спектр услуг (в противном случае прогорите).

Понадобится качественный проект автосервиса, который должен быть согласован местной администрацией. Если заказывать работу у специалиста, то средние затраты будут около 500-600 тысяч рублей.

После этого проект потребует согласования в нескольких комиссиях, ну а дальше – выкуп права аренды земельного участка.

В среднем аренда 5-7 соток земли где-то в центральной части города обойдется в сумму около 150-170 тысяч рублей (это ежегодные затраты). После завершения срока аренды ее можно будет продлить еще на 49 лет. В этом случае расходы могу достигать нескольких миллионов рублей.

При составлении проекта важно учитывать, чтобы на СТО был свой слесарный, кузовной и малярный цех. Кроме этого, понадобится площадка для работ по электрической части и шиномонтажа. В итоге на строительство и обустройство сервиса уходит от 5 миллионов рублей.

3. Аренда. В этом случае затраты будут намного ниже. Но! Подыскать хорошее помещение бывает весьма сложно, ведь лучшие вариант уже заняты.

Порой приходится потратить не один месяц на выбор достойного места. Если уж и получилось найти хорошую площадь, то убедитесь, что она соответствует правилам СЭС, трудовой и пожарной инспекции. Цена аренды – от 150-200 тысяч рублей в месяц.

Оборудование для сто

Хорошему автосервису необходимо качественное оборудование, чтобы оно вызывало уважение и доверие клиентов.

В среднем на покупку подъемника придется потратить около 80-100 тысяч рублей, на оборудование для диагностики – от 80 до 100 тысяч рублей, на покупку инструментов – от 100 тысяч рублей, на верстаки – от 10 тысяч рублей.

Кроме этого, понадобится еще много мелкого инструмента – ножовки, молотки, пассатижи, тиски, ремонтные комплекты, бокорезы и так далее.

Как правило, вы должны подбирать технику, с учетом специализации сервиса.

При этом общие затраты на оборудование могут превышать один миллион рублей.

Персонал

Купить качественное оборудование на СТО – это одно, а вот подобрать действительно квалифицированный персонал для работы на нем – это задача сложнее. Конечно, людей можно обучить, но это время и деньги.

Хочется найти сразу готового мастера, который в течение нескольких дней освоит оборудование и приступит к работе. Такие мастера есть, но и оплата труда у них будет соответствующей.

В среднем хороший специалист требует зарплаты от 30 тысяч рублей. Но талантливые мастера, как правило, уже пристроены на других СТО.

Можно заманивать специалистов не только хорошей заработной платой, но и дополнительной премией, возможностью «шабашить» на рабочем месте и так далее.

При этом не забывайте «подсовывать» новых работников мастеру для обучения (естественно, за дополнительную оплату). Каждый сотрудник должен чувствовать, что он нужен и имеет перспективу роста.

В среднем количество персонала на СТО может достигать 10-12 человек (снова-таки, в зависимости от направлений деятельности).

Это полезно и интересно!
Более 500 полностью готовых к работе шаблонов бизнес-планов в нашем каталоге:

Качественная подборка франшиз для начинающих предпринимателей, собрана нами

Из этой статьи вы сможете узнать как простой водитель из Самары создал службу такси и заработал миллион долларов:

Охрана труда

Нельзя забывать, что автосервис – это место повышенной опасности для персонала. Всегда есть опасность получить серьезную травму (вплоть до смертельного случая).

Чтобы избежать серьезных проблем, вы, как руководитель, должны обеспечить высокий уровень охраны труда.

Для этого необходимо строго соблюдать требования пожарной безопасности, хранить в отбельном помещении горючие жидкости, обеспечить работников всем необходимым – очками, перчатками, спецобувью и спецодеждой.

Раз в 6 или 12 месяцев работник должен сдавать правила охраны труда. Для контроля за соблюдением всех норм можно нанять инженера по ОТ или выполнять эти функции самому.

Реклама

Один из основных секретов успеха автосервиса является качественная раскрутка. В среднем месячный бюджет на рекламу должен составлять от 200 тысяч рублей.

Этого должно хватить на наружную рекламу (размещение указателей с названием своего СТО, плакаты на перекрестках, растяжках и так далее), реклама в газете и интернете, создание и раскрутку своего сайт, оформление стендов в магазинах с запчастями для автомобилей и так далее.

Рентабельность

Как правило, бизнес автосервис может весьма быстро окупиться. В среднем один специалист способен обслужить 3-5 автомобилей в сутки (средняя продолжительность одной восстановительной работы – около 2-3 часов).

Средняя оплата труда (за один ремонт) – около 2-4 тысяч рублей. Следовательно, один мастер в месяц приносит около 120-200 тысяч рублей. Заработная плата специалиста – от 30-40 тысяч рублей в месяц.

Отличная рентабельность. Чтобы повысить уровень доходов, можно работать круглосуточно и семь дней в неделю.

Как открыть успешный автосервис?

Скачать бизнес-план автосервиса бесплатно или создать самому?

Первое, что необходимо уяснить всем начинающим предпринимателя – наличие рабочего бизнес-плана на старте – обязательно!

Начинать бизнес с нуля и тем более не очень опытному предпринимателю без собственного, хорошо-проработанного бизнес-плана – верх неосмотрительности и даже глупости.

Бизнес-план автосервиса можно скачать бесплатно из интернета, но я советую всем купить шаблон и на его основе создать недорого собственный бизнес-план:

Основные секреты

Чтобы всегда быть «на коне» учитывайте несколько полезных советов:

  • во-первых, сразу найдите надежного поставщика и работайте только с ним. При этом составляйте заявки за несколько месяцев с учетом потенциального спроса на те или иные виды работ.Не экономьте на запчастях – старайтесь подбирать их немного с запасом. Особенно это актуально при работе сетевых СТО, где можно обмениваться деталями между отдельными «подразделениями»;
  • во-вторых, с самого начала концентрируйте свое внимание на наиболее рентабельных услугах, которые пользуются максимальной популярностью – автомойка, покраска, шиномонтаж, ремонт кузова и так далее;
  • в-третьих, не забывайте время от времени увеличивать спектр услуг. Это позволит повысить общую прибыль и заработать больше постоянных клиентов.

Итоги или сколько стоит открыть автосервис:

Первоначальные расходы:

  • Покупка оборудования, установка, монтаж – от 1 миллиона рублей;
  • Расходы на рекламу – от 200 000 рублей;
  • Согласования – от 50 тысяч рублей.

Ежемесячные расходы:

  • Аренда помещения – от 150 тысяч рублей;
  • Покупка расходных материалов – от 80 тысяч рублей;
  • Заработная плата – от 300 тысяч рублей.

Доходность:

  • Общая прибыль – от 700 тысяч рублей;
  • Чистый доход – от 100 тысяч рублей.

Вывод:

Открытие своего автосервиса – это прибыльное направление. Главное – подобрать хорошее помещение, найти квалифицированный персонал и постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Удачи.

Читайте также: