Полежаев александр иванович. Биография

Александр Полежаев (1804—1838)

Александр Иванович Полежаев родился в 1804 г. в селе Рузаевке Пензенской губернии. Внебрачный сын опустившегося провинциального помещика — Леонтия Струйского, который за убийство дворового был позднее сослан в Сибирь, и крепостной женщины, выданной замуж за мещанина Пиана Полежаева. Зачатый «во грехе» и к тому же рано осиротевший мальчик, воспитывавшийся то в крестьянской избе, то в барском доме, был морально травмирован двусмысленностью своего положения, что обусловило глубочайшую дисгармонию, царившую в его сознании.

Когда Александру минуло десять лет, его определили в мастный московский пансион, по окончании которого Поле-жаев продолжил образование в Московском университете, куда он был принят в 1820 г.

Раннее творчество Полежаева развивалось по двум рус-лам, двум противоположным направлениям — легальному и нелегальному, литературному и нелитературному. Молодой Полежаев переводил модного тогда в России Ламартина, подражал ему в собственных элегиях , писал торжественные оды и с конца 1825 г. активно печатался в «Вестнике Евро-пы». Это была поэзия патетического настроя, вещавшая о «вечных» тайнах мироздания, парившая над убогой прозой повседневного быта. В совершенно другую атмосферу пере-носят студенческие поэмы Полежаева, особенно его «Саш-ка» (1825 или 1826).

Полежаев вступил в литературу в тот период, когда по-эзия решительно приближалась к действительности, превра-щаясь -- главным образом благодаря Пушкину — в подлин-ное зеркало национальной жизни. Расширение тематическо-го диапазона означало для Пушкину возведение действительности в особую сферу возвышенного и прекрасного. Напро-тив, эффективность, значимость поэзии для Полежаева — не столько в красоте и совершенстве воплощения, сколько в фактической достоверности, в оперативности отклика на слу-чай, в открытой связи с жизнью автора. Не случайно Поле-жаев вступил в творческую полемику с Пушкиным . Ознако-мившись с первой главой «Евгения Онегина», самым круп-ным литературным событием 1825 г., Полежаев решился использовать канву пушкинского произведения для описа-ния похождений своего автобиографического героя, демон-стративно противопоставляя его Онегину. Перекличка с тек-стом Пушкина , заявленная с первых строк «Сашки» (рас-сказа о поездке молодого человека к дядюшке), поддержива-лась в последующих строфах Полежаева целым рядом сход-ных эпизодов, ситуаций, деталей. Но изящным блистатель-ным картинам светской жизни в «Онегине» в поэме Поле-жаева соответствуют зарисовки грубого, неустроенного быта. В результате содержание главы пушкинского романа в «Саш-ке» как бы опрокинулось в вульгарно-бытовой план.

Создавая своего «Сашку», Полежаев сполна почерпнул из опыта «ироикомической» поэмы , вольного и демократи-ческого жанра , непременными элементами которого были описания кабацкого разгула, прелюбодеяния, плутовских проделок. Полежаев пошел еще дальше: буйные, хмельные, эротические сцены нарисованы им с вызывающей откровен-ностью и антиэстэтизмом. Однако в «Сашке» физиология и эротика обернулись полыхающей мятежной стихией, ибо окрасились идеей отрицания устоев современного общества и его морали. Это и сообщило полежаевскому натурализму агрессивную политическую окраску. В своей поэме Полежаев нападает на рабские обычаи, чинопочитание, бранит нелепые университетские порядки. Положение дел в стране обрисо-вано в дерзостных, «возмутительных» стихах:

Умы гнетущая цепями

Отчизна глупая моя!

Когда тебе настанет время

Очнуться в дикости своей,

Когда ты свергнешь с себя бремя

Своих презренных палачей?

Другие произведения Полежаева («Иман-козел», «Рассказ Кузьмы, или Вечер в Кенигсберге») написаны в сходном ключе.

Опасный политический смысл подобного бунтарства был более чем очевиден. Недаром поэма в 1826 г. навлекла на автора донос, недаром сам Николай I занялся расследовани-ем и приказал отдать Полежаева унтер-офицером в пехот-ный полк. Не вынеся солдатчины, Полежаев в 1827 г. бежал, был схвачен, лишен дворянского звания, которое получил по окончании университета, и разжалован в простые солдаты без права выслуги. В 1828 г. за перебранку с фельдфебелем Полежаев был арестован и посажен в подвал Спасских ка-зарм. В подвале-тюрьме он заболел чахоткой, но через шесть месяцев, несмотря на болезнь, был направлен на Кавказ с пехотным полком. В военных действиях на Кавказе Поле-жаев проявил незаурядную отвагу, его дважды представля-ли к производству в чин, но царь не изменил своего мнения о дурном нраве Полежаева, и представления оставались без-ответны. Лишь за шесть дней до смерти поэта царь подписал приказ о производстве его в прапорщики.

Есть духи зла — неистовые чада

Благословенного отца;

Удел их — грусть, отчаянье — отрада,

А жизнь — мученье без конца...

(«Духи зла»

Полежаев Александр Иванович - (1804, по др. данным 1805 или 1806-1838), русский поэт. Родился 30 августа (11 сентября) 1804 (по др. данным 1805 или 1806) в селе Покрышкино (по др. данным в селе Рузаевка) Инсарского уезда Пензенской губ. Внебрачный сын пензенского помещика Л.Н.Струйского и его дворовой Аграфены Федоровой, выданной после рождения сына за мещанина г.Саранска Ивана Полежаева, вскоре исчезнувшего. Мать через несколько лет умерла, оставив малолетнего сына. В августе 1816 Полежаев был перевезен в Москву, где обучался в пансионах (при губернской гимназии и в частном пансионе швейцарца Визара, иронически охарактеризованном в поэме Сашка).

По тогдашнему законодательству «незаконнорожденный» Полежаев не мог быть принят в университет и в сентябре 1820 стал вольнослушателем словесного отделения Московского университета. Сошелся с либерально-демократическим разночинным студенчеством, в среде которого в 1827 сложился тайный революционный кружок братьев Критских, по делу которых позднее привлекался и Полежаев. Оппозиционным настроениям поэта способствовала нужда: помощь Струйских внуку была недостаточной, из-за безденежья приходилось часто прерывать учебу.

Где высоко стоит наука, стоит высоко человек.

Полежаев Александр Иванович

Впервые в печати Полежаев выступил в 1826 в журнале «Вестник Европы» со стихотворным переводом из легендарного кельтского барда Оссиана (в интерпретации Дж.Макферсона) Морни и тень Кормала. Антимонархическим пафосом, политической злободневностью (отклик на события 1825) проникнуто торжественно-обличительное стихотворение Полежаева Валтасар - вариация на тему 5-й главы Книги пророка Даниила, повествующей о гибели восточного деспота.

Наряду со стихами, опубликованными в «Вестнике Европы» и альманахах, Полежаев создал несколько повестей в стихах, ходивших списками в студенческой среде, в т.ч. поэму Сашка (1825), пародийно стилизованную в манере только что вышедшей в свет первой главы Евгения Онегина А.С.Пушкина («Мой дядя человек сердитый...»), полную дерзкого юмора, остроумных и едких характеристик общественных явлений и лиц, сатирических выпадов против университета и других институтов самодержавия, в которой главный герой - студент-повеса, плебей, наблюдательный насмешник и озорник вместе со своими друзьями, служителями «буйственной» свободы, веселым разгулом протестует против ханжества религиозной и светской морали и всего лицемерного социума («Но ты, козлиными брадами / Лишь пресловутая земля, / Умы гнетущая цепями, /Отчизна глупая моя! / Когда тебе настанет время / Очнуться в дикости своей, / Когда с себя ты свергнешь бремя / Своих презренных палачей?»).

В июне 1826 рукопись Сашки была доставлена Николаю I, который заставил автора прочитать поэму вслух, заключив слушание резюме: «Это все еще следы, последние остатки; я их искореню!», и 28 июля приказал только что окончившего университет Полежаева отдать в солдаты. Служба в Бутырском пехотном полку в Москве, подземный каземат при Спасских казармах в 1828 (по делу кружка Критских, одному из членов которого Полежаев передал текст вольнодумно-бунтарской песни К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева-Марлинского Близ Фонтанки-реки), участие в боях на Северном Кавказе, в районе крепости Грозная, в горах Дагестана и Чечни (1829-1833), когда в октябре 1831 за «отличное мужество» он был безуспешно представлен к производству в офицеры, недолгие передышки в походах и на стоянках в казачьих станицах, - все это стало биографическим фоном нового, зрелого этапа творчества Полежаева, напитанного скорбью изгнанничества и отверженности в сочетании с элегической, в т.ч. религиозной, медитативностью и мятежностью (Песнь пленного Ирокезца, 1826-1828, - «Я умру! / на позор палачам / Беззащитное тело отдам! / Но, как дуб вековой / Неподвижный от стрел, / Я недвижен и смел / Встречу миг роковой!»), проникнутого мотивами атеистическими (поэма Арестант, 1828), предвосхищающими поэзию М.Ю.Лермонтова философско-«демоническими» (стих. Демон вдохновенья, 1833; Духи зла, 1834) и сатирико-инвективными (стих. Четыре нации, 1827; послание другу Полежаева Александру Петровичу Лозовскому, 1828, опубл. в 1829-1830, впоследствии сохранившему большую часть литературного наследия поэта). В этих произведениях «поэтизмы», сменяемые намеренной огрубленностью, простонародной, даже вульгарной лексикой, и смирение, перебиваемое пылким эротизмом, в совокупности создавали образ страдающего и страстного лирического героя, тяготеющего к импровизации и исповеди, склонного к саморефлексии и экспрессии в рамках романтического противопоставления «существенности», «внешности» - идеальному и духовному.

Особая тема - «Полежаев и Кавказ». Казачий фольклор питал его стих. Ночь на Кубани, Казак, Русские песни, стилизованные под народные распевы, и вошедшие в российский культурный быт стихотворения Архалук и известный с музыкой А.А.Алябьева и А.Л.Гурилева Сарафанчик. Военные будни отразились в поэмах Эртели (1830) и Чир-Юрт (1832), почти документальных в своей натуралистической подробности описания.

Лирические стихотворения Герменчугское кладбище, Акташ-Аух, Мертвая голова раскрывают передают сострадание поэта покоряемым народам Чечни и Дагестана, мечты о том времени, «когда воинственная лира / Громовый звук печальных струн / Забудет битвы и Перун / И воспоет отраду мира». Окрашенные байронизмом, близкие декабристской поэтике тираноборческие мотивы звучат в психологических поэмах Полежаева на исторические сюжеты Видение Брута (1833) и Кориолан (1834, опубл. в 1838), в стих. Вечерняя заря (1826-1828, опубл. в 1829), Живой мертвец (опубл. в 1830), Цепи (опубл. в 1831), Рок, Песнь погибающего пловца, Ожесточенный (все опубл. в 1832), где героем, как правило, выступает «неизменный друг свободы», поэт, вступающий в безнадежно-трагический конфликт со всевластными притеснителями («Бессилен звук в моих устах, / Как меч в заржавленных ножнах»).

ПОЛЕЖАЕВ, Александр Иванович - русский поэт. Отец - пензенский помещик Л. Н. Струйский; мать - крепостная девушка Аграфена, после рождения «незаконного» младенца обвенчанная с саранским мещанином Полежаевым, который вскоре бесследно исчез.

Мать Полежаева возвратилась в среду дворовых Струйского и умерла, оставив 5-летнего сына. В 10-летнем возрасте отец отвёз его в Москву и определил в частный пансион швейцарца Визара. Во время обучения мальчика Струйский за жестокое обращение с крепостными был сослан в Сибирь, где и умер. В 1820 Полежаев поступил вольнослушателем на словесное отделение Московского университета. Помощь Струйских «незаконному» внуку была нерегулярна.

Горькая нужда вызывала частые перерывы в обучении. В университете Полежаев сошёлся с родственным ему кругом студентов из разночинной среды; здесь по рукам ходили запретные рукописи, складывались революционные кружки. В этой атмосфере возникала поэзия Полежаева. Первым печатным его выступлением был стихотворный перевод из Оссиана «Морни и тень Кормала» в журнале «Вестник Европы» (1826). В духе декабристской поэзии написано стихотворение , подражание 5-й главе пророка Даниила - легенда о гибели восточного деспота, как отклик на коронацию Николая I.

Кроме стихов, печатавшихся в «Вестнике Европы» и альманахах, Полежаев создал несколько повестей в стихах, распространявшихся в студенческой среде. В их числе была поэма «Сашка» . Написанная в 1825, она стилизована в духе только что напечатанной первой главы «Евгения Онегина» . Поэма полна своеобразного юмора, реалистических черт, остроумных общественных характеристик, сатирических выпадов по адресу университета, необычайно резких - против «столпов» и «устоев» самодержавного порядка. В противовес скептическому «баричу» Онегину, Сашка - студент, плебей, разбитной малый, которому автор сообщил некоторые черты собственного темперамента. «Сашка» - это поэтический протест против реакционных порядков, утвердившихся в университете, против социального уклада в целом, против царя, церкви, невежества, лицемерной морали дворянского общества. Вместе с тем это - стихийный порыв порабощённой личности к раскрепощению. В иронической манере гиперболизирован разгул кружка студентов, служителей «буйственной» свободы.

В июне 1826 по доносу И. П. Бибикова рукопись «Сашки» была доставлена Николаю I. Заставив автора прочитать вслух свою поэму, царь воскликнул: «Это всё ещё следы, последние остатки; я их искореню!» и приказал только что закончившего университет Полежаева отдать в солдаты без права выслуги. Дальнейшая жизнь поэта протекала в условиях тяжкой солдатчины. В 1828 в течение года Полежаев томился в подземном каземате при Спасских казармах, обвинённый по делу тайного общества братьев Критских. В тюрьме написана поэма «Арестант» , содержащая атеистические мотивы. В эти годы (1826-28) творчество Полежаева достигло полной зрелости. Сопротивление деспотизму стало содержанием его лирики, оно же подняло его веру в себя как поэта. Для выражения напряжённых переживаний поэт находит резкую и острую форму. Таковы и символика его образов, и могучие ритмы стиха, и сильные эмоциональные и патетические средства самовыражения в лирике, своеобразной по стихотворным размерам, короткой строке, сплошным мужским рифмам. В лирике Полежаева преобладают мрачные кандальные песни (), исполненные гнева и протеста, или скорбные жалобы (, ).

Почти четыре года (1829-33) поэт пробыл на Кавказе, участвуя в боях в Дагестане и Чечне. Вырвавшись из казармы и тюрьмы, Полежаев жил несколько вольнее в походах и на стоянках в станицах кубанских, терских и гребенских казаков, вслушиваясь в их песни, что отразилось в стихотворениях «Ночь на Кубани» , , «Русские песни» . Впечатления войны отражены в кавказских поэмах «Эрпели» (1830) и «Чир-Юрт» (1832), почти документальных по своей правдивости и реализму. В лирических стихах «Герменчугское кладбище» (1833), «Акташ-Аух» , и других поэт остаётся глубоко человечным в своих чувствах к порабощаемому населению Чечни и Дагестана. Поклонник Дж. Байрона, в своих антивоенных призывах Полежаев верен завету великого поэта «заставить говорить кровавые обломки и камни». Одно из лучших стихотворений Полежаева - :

Там, где свистящие картечи Метала бранная гроза, Лежит в пыли на поле сечи В три грани чёрная коса…

Полежаев ввёл в русскую поэзию образ рядового солдата. Большое место в его наследии занимают поэтические переводы, преимущественно из французских писателей: Вольтера, А. Ламартина, В. Гюго, К. Делавиня и др. Наиболее значителен перевод «Прощания с жизнью» Вольтера.

В октябре 1831 за участие в боях под Гимрами, проявив «отличное мужество», Полежаев был представлен к производству в офицеры, однако «высочайшего» утверждения не последовало. Возвращение с Кавказа в Москву в 1833 не оживило в Полежаеве прежних надежд на освобождение от солдатчины. Преследования продолжались. Доносы, предательства чередовались с омертвляющей работой цензуры. Литературный труд составлял единственную радость поэта: «Одно под солнцем есть добро - неочинённое перо», - говорил он своим друзьям. Цензурою изуродованы были прижизненные книги стихов Полежаева. Несколько лет цензура запрещала сборники «Разбитая арфа» (опубликован под названием «Арфа», 1838) и «Часы выздоровления» (1842). Большая часть литературного наследия Полежаева сохранена его другом А. П. Лозовским. Муштра, военный суд, годичное заточение в подземелье положили начало развитию чахотки. Самовольный побег из полка на несколько дней завершился жестоким наказанием розгами. В сентябре 1837 Полежаев был отправлен в Лефортовский военный госпиталь, где спустя несколько месяцев скончался. Похоронен на Семёновском кладбище. Могила не сохранилась.

Место Полежаева в русской поэзии - между творчеством декабристов и гражданской лирикой М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова . Песни и романсы Полежаева многократно привлекали русских композиторов. Популярнейший известен с музыкой А. А. Алябьева и А. Л. Гурилёва. Тексты Полежаева обрабатывались в гитарных песенниках. Способствовали распространению стихов Полежаева и сведений о его трагической судьбе А. И. Герцен и Н. П. Огарёв в своих зарубежных изданиях. После Октябрьской революции поставлены памятники Полежаеву в городах Саранске (1940) и Грозном (1950).

Соч.: Стихотворения, М., 1832; Стихотворения. [Сост. Н. Х. Кетчер, со ст. В. Г. Белинского], М., 1857; Стихотворения. Ред. и биографич. очерк П. А. Ефремова, СПБ, 1889; Стихотворения. Ред., биографич. очерк и прим. В. В. Баранова, М. - Л., 1933; Полн. собр. стихотворений. Ред., вступ. ст. и прим. Н. Ф. Бельчикова, Л., 1939; Соч. [Вступ. ст. и прим. В. И. Безъязычного], М., 1955; Стихотворения и поэмы. Вступ. ст. Н. Ф. Бельчикова. Подготовка текста и прим. В. В. Баранова, Л., 1957.

Лит.: Белинский В. Г., Стихотворения Полежаева, Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955; Герцен А. И., Собр. соч., т. 8 - Былое и думы, М., 1956, с. 165-68 (см. также Указатель имён); Добролюбов Н. А., Стихотворения А. Полежаева, Собр. соч., т. 2, М. - Л., 1962; Оксман Ю. Г., Полежаев перед судом николаевской цензуры, «Уч. зап. высш. школы г. Одессы», 1921, т. 1, в. 1; Коварский Н., Полежаев и франц. поэзия, в сб.: Рус. поэзия XIX в., Л., 1929; Баранов В. В., Судьба лит. наследства А. И. Полежаева, в кн.: Лит. наследство, т. 15, М., 1934; его же, Восстание 14 декабря 1825 г. и поэзия Полежаева, «Уч. зап. Калужского пед. ин-та им. Циолковского», 1963, в. 11; Воронин И. Д., А. Полежаев. Критико-биогр. очерк, М., 1954; Соколов А. Н., История рус. лит-ры XIX в., т. 1, 2 изд., М., 1965, с. 417-21; Иванов Г. К., Рус. поэзия в отечеств. музыке (до 1917 г.), в. 1, М., 1966; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

В. В. Баранов

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968

ПОЛЕЖАЕВ Александр Иванович - поэт. Сын дворовой девушки Аграфены Ивановой и богатого пензенского помещика Л. Н. Струйского , настолько жестокого крепостника, что даже при царском режиме того времени его отправили в ссылку за бесчеловечное отношение к крепостным. Полежаев годы раннего детства провёл в имении отца. 10 лет был отдан в московский пансион Визара, откуда [в 1820] поступил вольнослушателем на словесное отделение Московского университета. В университете Полежаев сошёлся с группой студентов, настроенной демократически и оппозиционно, позднее выделившей членов тайных кружков 30-х годов (кружок братьев Критских 1827, Сунгурова 1831, Соколовского, Герцена, Огарёва 1834). Полежаев числился «уволенным из мещанства», т. к. его мать для «прикрытия барского греха» выдали замуж за саранского мещанина Полежаева. Полежаев болезненно переживал своё социальное отщепенство и под конец жизни отметил его в своей поэме «Царь охоты» . Ранние лирические стихотворения Полежаева (, и др.) носят черты подражательности романтическим поэтам; мотивы грустного надлома соответствовали социальному положению Полежаева, к тому же материально бедствовавшего. Но условная лиричность быстро уступила место реализму. В раннюю лирику Полежаева врывались социальные мотивы, в частности мотивы протеста против церкви, сковывавшей быт своей опекой (, 1825). В поэме «Сашка» недовольство выросло в критику феодально-крепостнических порядков и проповедь атеизма. За изображением студенческого разгула в поэме скрывался протест во имя новых буржуазных отношений. Социальная направленность поэмы, отличная от пародируемого ею частично уже известного Полежаеву романа Пушкина «Евгений Онегин» , ставила его вне дворянско-помещичьей литературы. Донос, аттестовавший поэму как «наполненную развратными картинами и самыми пагубными для юношества мыслями», был причиной личного вмешательства Николая I в жизнь Полежаева, которого сам царь 28 июня 1826 отдал в солдаты. Гибель декабристов, слияние с разночинно-демократической средой, личная трагедия (солдатчина) и дальше - столкновения с властью (военные суды, тюрьма) обострили политическое сознание Полежаева и подняли его творчество на большую высоту. В 1826-1828 Полежаев написал ряд стихотворений, в которых клеймил царя и презренных палачей за расправу с идейно-близкими ему декабристами (, 1826), угрожал местью самовластью и с глухо затаённой враждой говорил о бесплодности борьбы с царём. Отстаивая буржуазно-прогрессивные тенденции (ликвидацию крепостнического строя, низвержение самодержавия, церкви и духовенства), Полежаев написал яркий памфлет на феодальную Русь (, 1827), где беспощадно изобразил Россию кнута и рабства. В 1827 за бегство из полка был судим, лишён полученного в университете дворянства, в 1828 в результате начатого расследования жандармами участия Полежаева в тайном обществе братьев Критских он был посажен в «яму» при Спасских казармах, где просидел год. Из-за тяжёлых условий этой жизни, которая казалась Полежаеву «страшнее ста смертей», он намеревался покончить с собой. Свою борьбу с царём Полежаев художественно обобщил в большой поэме «Арестант» , написанной в тюрьме. В этой поэме Полежаев сделал первую попытку широко показать отвратительный облик царя - душителя декабристов и народа. В «Арестанте» налицо также атеистические мотивы. Указывая прямо на разрыв с дворянством (с кругом «щегольков»), Полежаев признавал единственным исходом для революционеров-одиночек гордую смерть (, 1828, , 1828, и др.). Одновременно с мотивом обречённости в стихах Полежаева этого времени звучал мотив одиночества. Трагическая гибель певца вольности разрабатывалась Полежаевым во многих стихотворениях этого периода. У Полежаева нет испуга перед народной революцией (как у Пушкина ), но нет и представления о её силе.

В годы солдатской службы на Кавказе во время близкого соприкосновения с крестьянскими массами, одетыми в солдатские шинели, Полежаев отразил мятежное сознание этих масс, их гнев и ропот по адресу угнетавшего их царизма (солдатская песня ). Полежаев сумел взглянуть на Кавказ и на войну глазами человека, пришедшего туда походным порядком в солдатской шинели. Не экзотику Кавказа, что воспевали поэты дворянско-аристократических кругов, а тяжёлую жизнь солдата, жуткую оборотную сторону завоевательной войны, картины разрушений, гибель аулов и местного населения и наконец подлинный смысл феодально-империалистического похода показал Полежаев в своих кавказских поэмах «Эрпели» , «Чир-Юрт» . Но Полежаев не был последовательным, он был охвачен и пафосом войны и успехов русского оружия. Мотивы героики войны, воспевание «вождей» (Ермолова, Вельяминова) и уверенность, что «горцы под кровом русской власти узнали счастье и покой» («Эрпели» ) проникают кавказские поэмы. В поэме «Герменчугское кладбище» Полежаев преодолел эти настроения и, насколько позволяла цензура, разоблачал официальную ложь о благородной деятельности покорителей Кавказа.

Полежаев участвовал в 1829-1833 в завоевании аулов, деревень; 13 октября 1831 он был произведён в унтер-офицеры за «отличия в сражениях против чеченцев»; в октябре 1832 был представлен к офицерскому чину за «отличное мужество против горцев», но представление не было утверждено царём. В 1832 вышел первый сборник стихотворений Полежаева. В январе 1833 Полежаев вернулся вместе с полком в Россию: сначала в Ковров Владимирской губернии, затем в Москву. Здесь Полежаев познакомился с Герценом, Огарёвым , А. В. Уткиным, поэтом В. А. Соколовским.

В творчестве Полежаева этого периода преобладает лирика с мотивами безнадёжности, грусти, обречённости и отчаяния (, 1834, , 1836, , 1836, , 1837); с этим связан уход в античность, в мир легенд и мифов (, 1835), показ мелочей быта (, 1834, и др.). Лишь изредка у Полежаева прорывался теперь гневный протест против притеснителей и властелинов (, 1834). В эти годы Полежаев усиленно переводил В. Гюго, а также Байрона, Ламартина, Легуве, Пакара. Сознавая неизбежную неудачу борьбы с самодержавием без поддержки сколько-нибудь значительных социальных сил, Полежаев ставил себе задачей, как и В. Гюго, содействовать моральной победе добра над злом. Эта тенденция присуща и его самостоятельным произведениям, например «Кориолану» . Осенью 1837 Полежаев бежал третий раз из полка и за это был наказан розгами; 26 сентября 1837 слёг больной чахоткой в Московский военный госпиталь. 16 января 1838 умер. Трагическая судьба Полежаева была характерна для революционера-одиночки 30-х годов. Полежаева неустанно преследовал царь. Поэт платил ему ненавистью. Н. П. Огарёв метко сказал, что Полежаев «заканчивает в поэзии первую, неудавшуюся битву свободы с самодержавием». Его творчество было выражением взглядов и настроений деклассировавшегося дворянина, переходившего в разночинцы и боровшегося против феодально-крепостнических устоев во имя буржуазных свобод. Поэзия Полежаева оформлялась в борьбе с поэзией дворянства, росла и крепла через противопоставление себя поэзии Пушкина , у которого вместе с тем он многое взял, но переработал по-своему. Полежаев противостоял дворянской литературе как по тематике и основным идейным мотивам, так во многом и по форме. Разоблачая самодержавие, крепостное право, церковь, завоевательные кавказские войны, ужасы тюремной жизни и т. д., он привнёс в своё творчество много едкой сатиры и сурового реализма. «Низкие» бытовые детали, прозаизмы и простонародные выражения, некоторая грубость, отражавшие «низкую» действительность, столь знакомую Полежаеву, давали подчас печать натуралистичности. Страстная напряжённость протеста или тоски создала яркую лиричность поэзии Полежаева; герой её - почти всегда сам автор. Отсюда - её декламационность, её ораторская структура. Если Пушкину свойственна ласкающая ухо гармония его стихов, то для Полежаева характерна выражающая крайнюю взволнованность, исполненная напряжённой энергии его знаменитая короткая строка - одно из важнейших формальных новшеств, введённых Полежаевым в русскую поэзию: «В России чтут / Царя и кнут; / В ней царь с кнутом / Как поп с крестом: / Он им живёт / И ест и пьёт, / А русаки / Как дураки, / Разиня рот, / Во весь народ / Кричат: - ура!» и т. д. Поэзия Полежаева в жанровом отношении многообразна: здесь и лирические «кандальные» песни, исполненные гнева ( например), и элегические стихотворения (, и др.), и романсы, и поэмы - сатирические («Сашка» ), реалистические («Арестант» , «Эрпели» , «Чер-Юрт» ) и т. д. Общественной направленностью своей поэзии, революционным её характером, реализмом, напряжённой лиричностью, декламационностью, антидворянской её заострённостью - всем этим Полежаев оказался в начале того пути русской поэзии, который привёл затем к Некрасову . Радищев , декабристы, Полежаев, Некрасов - такова революционная линия русской поэзии.

Библиография: I. Стихотворения, М., 1832; Эрпели и Чир-Юрт, Две поэмы, М., 1832; Кальян, Стихотворения, М., 1833 (изд. 2, М., 1836; изд. 3, М., 1838); Арфа, Стихотворения, М., 1838; Часы выздоровления, Стихотворения, М., 1842; Стихотворения, под ред. П. А. Ефремова, СПБ, 1889 (наиболее полное и лучшее издание из дореволюционных); Запрещённые цензурой стихотворения Полежаева, публикация Н. Ф. Бельчикова, «Литературное наследство», кн. 15, Москва, 1934; Стихотворения, ред., биографич. очерк и примеч. В. В. Баранова, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933 (самое полное изд.).

II. Белинский В. Г., Собр. сочин., т. I, СПБ, 1900, стр. 369-370; т. IV, 1901, стр. 46-55; т. VII, 1904, стр. 167-204, 217 и 581-595 (примеч. С. А. Венгерова); т. IX, стр. 95; Статья Белинского в изд. «Стихотворений» Полежаева, М., 1857; Бобров Е. А., Полежаев в отзывах Белинского, «Русский филологический вестник», 1908, IV; Добролюбов Н. А., Полное собр. сочин., под общей ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. I, М.-Л., 1934; Григорьев Ап. , Собр. сочин., т. I, СПБ, 1876; Ефремов П. А., Биографический очерк, в изд. «Стихотворений» Полежаева СПБ, 1889; Пыпин А. Н., Забытый поэт, «Вестник Европы», 1889, III; Витберг Ф. А., А. И. Полежаев, «Русский биографический словарь», т. Плавильщиков - Примо, СПБ, 1905; Бобров А. Е., Этюды об А. И. Полежаеве, Варшава, 1913; Коварский Н., Полежаев и французская поэзия, в сборнике «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929; Никольская Г., Новое издание А. И. Полежаева, «Звезда», 1933, XII.

III. Прочие библиографические указания см. в обзоре Баранова В. В., Судьба литературного наследства Полежаева, «Литературное наследство», кн. XV, М., 1934, и в изд. «Стихотворений Полежаева», Москва - Ленинград, 1933.

Н. Бельчиков

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

ПОЛЕЖАЕВ А. И. (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)

Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт.

Отец его - помещик Пензенской губ., Струйский, мать - крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого поэт и получил своё имя. Десяти лет от роду Полежаев отдан был в Москве в французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в московский унив., по словесному факультету.

Первое стихотворение Полежаева появилось в «Вестнике Европы» 1825 г. Университетское начальство поручило Полежаеву написать к торжественному акту 12 янв. 1826 г. оду: «В память благотворении Александра I императорскому моск. университету», а на выпускном акте, в том же году, Полежаев прочёл своё стихотворение «Гений» . К тому же времени относится сатирическая поэма Полежаева: «Иман-Козел» , вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве.

Полежаев не мог примириться с крайне тяжёлым положением унтер-офицера из «политических преступников»; пользуясь дарованным ему правом писать к государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его участи. Не получив ответа на неоднократные прошения и полагая, что они не доходят до государя, Полежаев задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил полк и отправился пешком в Петербург. Сообразив, однако, всё значение своего поступка, Полежаев вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд и приговорён к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчён, и Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги.

Всеми покинутый, Полежаев пришёл в отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый год, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом.

В 1829 г. полк, в котором служил Полежаев, был отправлен на Кавказ. Полежаев принимал, участие в целом ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться офицерского чина. Начальство не пожелало, однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведён в прапорщики.

Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, Полежаев излил свои чувства в и в стихотворении . В длинном и не вполне ещё напечатанном стихотворении «Арестант» Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста.

Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился с своею судьбою. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляя их с постигшею его непомерною карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость.

Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о её значении, сочувствие к страждущим и побеждённым.

Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность (, и др.).

В общем, произведения Полежаева весьма неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте. Вполне оригинален и стих Полежаева: это - не подражание пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову , также к Кольцову . В своё время прославилась по оригинальности стиха его воодушевлённая , писанная двустопными хореями с рифмами.

Русский поэт.

Александр Иванович Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 года (по другим данным - 1805 года). Он был внебрачным сыном помещика Леонтия Николаевича Струйского (1784-1825) и «дворовой девки» Аграфены Федоровой (? - 1810). Точное место его рождения остается неизвестным. Скорее всего, речь идет об одном из поместий Струйских в Саранском или Инсаровском уездах Пензенской губернии. По наиболее распространенной версии, местом рождения поэта является село (ныне город, административный центр ).

В 1816-1820 годах А. И. Полежаев учился в пансионе при Московской губернской гимназии. В 1820-1826 годах он был вольнослушателем Словесного отделения Московского университета.

К периоду обучения в Московском университете относится начало поэтического творчества А. И. Полежаева. В 1825 году под воздействием «Евгения Онегина» им была создана поэма «Сашка», содержавшая критику порядков в Московском университете и описание вольных нравов студенчества.

В 1826 году поэма А. И. Полежаева попала в руки императора , находившегося в по случаю коронации. Монарх посчитал ее следствием «вредного направления образования юношества». Поэт был вызван в Кремль и был вынужден читать свое произведение вслух при императоре и министре народного просвещения. предложил автору «возможность военной службой очиститься».

В 1826 году по личному распоряжению императора А. И. Полежаев поступил унтер-офицером в Бутырский пехотный полк. В июне 1827 года он бежал из полка с целью добраться до и ходатайствовать об освобождении от воинской службы, однако был схвачен, возвращен в полк и отдан под суд (по другой версии поэт, «одумавшись», вернулся в полк сам). А. И. Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги и лишен личного дворянства.

В 1828 году А. И. Полежаев был арестован за оскорбление фельдфебеля. Почти год он провел в кандалах на гауптвахте в подвале московских Спасских казарм, где написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против . «Во уважение весьма молодых лет» он избежал более серьезной ответственности и был переведен в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ. Поэт принимал участие в боевых действиях в и . Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно по требованию цензуры поэмы - «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, в 1831 году он вновь был произведен в унтер-офицеры.

В январе 1833 года А. И. Полежаев вместе с полком выступил с Кавказа в Центральную . В течение года он находился на стоянке в . В сентябре 1833 года поэт был переведен в Тарутинский егерский полк, стоявший в . В 1836-1837 годах вместе с частью полка нес караульную службу в .

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения чахотки, подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, в сентябре 1837 года А. И. Полежаев был помещен в Лефортовский военный госпиталь. В декабре того же года он был произведен в офицеры (получил чин прапорщика).

А. И. Полежаев скончался 16 (28) января 1838 года в Лефортовском военном госпитале в . Он был похоронен на Семеновском кладбище (могила не сохранилась).

Трагическая судьба поэта вызывала гнев и сочувствие и Н. П. Огарева. Они видели в ней следствие подавления движения декабристов и усиления реакции. В то же время, уже в 1842 году по случаю выхода в свет сборника стихов А. И. Полежаева высказал мнение, что в своих несчастьях он «мог обвинять только самого себя».

В советском литературоведении утвердился взгляд на А. И. Полежаева как на «жертву самодержавного произвола». Поэт, продолжавший традиции декабристской лирики, считался одним из предшественников русской революционно-демократической поэзии. А. И. Полежаеву были установлены памятники в (1940 и 1967) и (1950).

Александр Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 года в селе Покрышкино Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановский район Мордовии). Он был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А. И. Введенскому - Степаниды Ивановны). Вскоре Аграфена была отпущена на волю и выдана замуж за саранского купца Ивана Ивановича Полежаева. Пять лет Александр с матерью и отчимом жили в Саранске . В 1808 г. Иван Полежаев пропал без вести. В 1810 г. умирает мать Александра. Струйский передает Полежаева и его сводного брата под опеку Я. Андреянова, дворового учителя.

В 1816 г. Струйский, перед своим отъездом в Сибирь на поселение за убийство своего крепостного, увозит Александра в Москву и помещает в пансион при Московском университете. Сам Струйский умер в ссылке в 1825 г.

В 1820 г. Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета.

В 1825 г. Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет собственную поэму «Сашка». В этом же году выходит альманах М. П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 г. Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Читайте также: