Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения. Гиперактивность у детей: симптомы

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

Гиперактивность – чересчур оживленное поведение людей, при котором явно просматривается повышенная возбудимость человека. Обычно такое поведение бывает из-за неспособности контролировать эмоции. Поэтому синдром гиперативности наблюдается в основном у детей и подростков. Если же подобным образом ведут себя взрослые, можно говорить о наличии какого-то психического расстройства.

В отношении синдрома гиперактивности у детей и подростков специалисты придерживаются другого мнения. Они считают, что чрезмерная активность и высокая возбудимость в этом случае объясняются главным образом дефицитом внимания. Под дефицитом внимания в данном случае подразумевается отсутствие способности сконцентрироваться на конкретном предмете, звуке или виде деятельности.

Кроме того, причинами подобного поведения ребенка могут быть родовые травмы, какие-либо инфекции, недостаточное или неправильное питание, отравления ядами химического происхождения.

Синдром гиперактивности у мальчиков встречается гораздо чаще, чем у девочек. Обычно он дает о себе знать уже в два-три года. На сегодняшний день повышенная возбудимость отмечается почти у 10% учащихся начальных классов. Ей часто сопутствуют нарушения сна, дефекты речи, патологии развития, диарея, энурез.

Симптомы

Несмотря на то, что симптомы гиперактивности у детей появляются в очень раннем возрасте, на прием к специалисту они попадают чаще всего к 8-10 годам. Объясняется это тем, что изначально окружающие считают ребенка непоседливым или же просто не придают особого значения его неуправляемой подвижности. Она начинает требовать повышенного внимания тогда, когда становится помехой учебе в школе и мешает адаптации в обществе.

Основными симптомами гиперактивности у детей являются:

  • Неспособность долго на чем-то сосредоточиться;
  • Несобранность, невозможность сконцентрировать внимание на одном предмете;
  • Сложности с концентрацией на каком-то одном занятии;
  • Нежелание решать требующие умственного напряжения задачи;
  • Рассеянность;
  • Постоянная забывчивость;
  • Регулярное отвлечение на посторонний шум;
  • Непрерывные ерзания на стуле;
  • Частые вскакивания с места;
  • Импульсивные взмахи руками и неконтролируемые движения ногами во время волнения;
  • Неспособность чего-то спокойно ждать и что-то выслушивать до конца;
  • Постоянное стремление сорваться с места.

Если такие действия в поведении ребенка имеют место, есть серьезный повод заподозрить наличие у него синдрома гиперактивности. Это может иметь негативные последствия, выражающиеся в плохой социальной адаптации и нарушении нормального процесса обучения, чрезмерной раздражительности и вспыльчивости. Такие дети не могут сосредоточиться, испытывают гнев, когда приходится чего-то ждать и не осознают в момент совершения какого-то действия его последствия.

Особенно рискованными проявления синдрома гиперактивности бывают в конфликтном подростковом возрасте. Юноши и девушки с таким синдромом обладают сильным стремлением к лидерству и зачастую совершают вызывающие, граничащие с антиобщественными, поступки. Они рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки или наркотические вещества.

Дети с симптомами гиперактивности требуют специфического подхода в воспитании и в присмотре. Их поведение обусловлено не отрицательными чертами характера, а нарушением ретикулярной формации. Это одна из функций головного мозга, отвечающая за обработку информации и за степень концентрации внимания. Сбой в ее работе приводит к чрезмерной утомляемости мозга и нарастанию эмоциональной тревожности, на фоне которой появляется неуправляемое желание постоянного движения.

Лечение и коррекция

Гиперактивность у детей не поддается обычному строгому контролю, так как ребенок в данном случае не способен реагировать на замечания и адекватно воспринимать угрозу наказания за свои поступки. Первоочередная задача коррекции – научить управлению собой. Она заключается в направлении энергии в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом или энергичные увлекательные игры, сочетающиеся с тщательном соблюдением режима дня и с обязательными прогулками на свежем воздухе.

Процесс лечения гиперактивности не допускает интеллектуального переутомления и длительного присутствия человека среди большой массы людей. Ребенка следует оберегать от стрессов и эмоциональных встрясок. К таким детям нельзя предъявлять слишком высокие требования. Но и быть с ними чересчур мягкими тоже недопустимо. Питание ребенка должно быть правильным, с достаточным содержанием микроэлементов и витаминов.

Терапевтическое лечение гиперактивности заключается в применении ноотропных препаратов в комплексе с мануальными методами. В качестве психостимуляторов используются амфетамины, которые можно принимать раз в сутки. Если психостимуляторы не дают ощутимых результатов, назначают нейролептики и антидепрессанты. Однако применение таких средств требует постоянного наблюдения за ребенком, так как создает риск возникновения сердечнососудистых отклонений.

Также используются транквилизаторы, снотворные препараты и Н1- блокаторы. Их применяют в случаях, когда другие лекарства оказываются неэффективными и только после кропотливого анализа причин безуспешности предыдущего способа лечения. Дополнительно для подавления или коррекции гиперактивности назначается клонидин и ряд противосудорожных медикаментов – карбамазепин, вальпроевая кислота и др.

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Общее описание

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.

Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и в 46% - проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неловкость, появление назойливых движений у ребенка, подергивания.

В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае указывает не на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и пр. Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопутствуют проблемы коммуникативного масштаба, конфликты. Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не слишком «удобным», что обуславливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса ввиду присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.

На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется до пяти раз чаще, чем, соответственно, у девочек.

Ввиду того, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает поступающую информацию плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов. Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляем», потому как с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Вне зависимости от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации внимания. Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.

В довершение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопутствуют и взрослой жизни пациентов. Более того, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.

Гиперактивность: причины

Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:

  • наличие у матери хронических заболеваний;
  • токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принимаемыми медпрепаратами;
  • перенесение травм в период беременности, ушибов;
  • перенесение при беременности инфекционных заболеваний;
  • наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
  • осложнения родовой деятельности, спровоцировавшие кровоизлияния, асфиксию;
  • особенности родов, исключающие естественное их течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, быстротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
  • особенности экологической ситуации в регионе проживания;
  • перенесение определенных заболеваний.

Гиперактивность: симптомы

Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению приниматься начинают лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.

Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.

Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении в течении определенно заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации к этому. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.

Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает в качестве проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.

Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные пациенты зачастую совершают те или иные поступки необдуманно, лишь под воздействием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.

Достаточно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет порядка 15 минут времени, после чего следует 5-минутный «перерыв», позволяющий подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанным цифрам времени ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо сторонних действий, то есть он может начать крутить головой, вертеться – за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.

Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он также становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонны и просты в выполнении. Здесь ребенку требуется внешняя активация. Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов обуславливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д. – происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обуславливается определенными затруднениями на почве существующей гиперактивности.

Диагностирование и лечение

Диагностика гиперреактивности производится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка. Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основании которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография). На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.

Лечение гиперактивных детей является комплексным по характеру реализации мер, основывается оно на методах медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методах воздействия за счет определенных элементов психотерапии. Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечению гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность и пр.), а также улучшить способности к обучению и работе. Также с помощью медикаментов можно достичь улучшения в координации движений, что требуется в частности для письма, спортивной деятельности и пр.

Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного спокойствия с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими. Поручения, даваемые ребенку, следует строить в соответствующей логической их последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений. Дополнительно важно дать понять ребенку, что вне зависимости от ситуации и то того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.

При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия - это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

История вопроса

В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище "Непоседа Фил". С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в стриктуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие СНВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СНВГ встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы СНВГ

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

Не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает свое "Я".

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СНВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками 1 , головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на и достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок, страдающий синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностические критерии СНВГ

Особенности поведения:

  1. появляются до 8 лет;
  2. обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  3. не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  4. вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

Гиперактивность

  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • не может дождаться своей очереди.

Диагностика СНВГ

Прежде всего родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый - субъективный - включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. "Диагностические критерии СНВГ"). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии 2 . Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

2 Магнитно-резонансная томографии (MPT) - метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В основе метода лежат свойства некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображении исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.

Классификация СНВГ

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Причины возникновения СНВГ

В основе СНВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

В происхождении СНВГ важную роль играют и генетические механизмы. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СНВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение: нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности. Неблагоприятными факторами течения родов считаются: недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Также фактором риска является наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Травмы шейного отдела позвоночника у ребенка, вопреки бытующему мнению, не являются причиной данного заболевания.

Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СНВГ у малыша. Но основным фактором риска является предрасположенность ребенка к данному заболеванию: если ее нет, то СНВГ не может проявиться.


Особенности лечения СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка очень важна для закрепления навыков, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.

Детям, страдающим СНВГ, рекомендуется формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.

Ругать ребенка, страдающего СНВГ, за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями "ругать" и "критиковать"? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Как это выглядит на практике? "Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так..." Ни и коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Вася хороший, а ты плохой". Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

В США и европейских странах наиболее широко в лечении СНВГ используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства (Глиатилин, Кортексин, Энцефабол). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции и головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Кроме того, для лечения СНВГ используется транскраниальная микрополяризация - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга.

Существует еще один способ лечения СНВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, которая отображается на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (образец нормы тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Радует то, что часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься лечением этой патологии).

Леонид Чутко
заведующий Центром коррекции нарушений внимания и поведения Института мозга человека Российской академии наук,
врач-невролог высшей категории,
д.м.н. (г. Санкт-Петербург)

Обсуждение

спасибо за статью

хорошая статья

моему непоседе 5 лет.тяжелей всего ему в садике-он не управляем(бегает.что-то кричит)Воспитатели его не понимают.считают что мы не достаточно с ним беседуем и балуем его

17.11.2008 21:28:36, Светлана

комп и телек вредны однозначно табблетки тоже. как помочь ребёнку нормально жить в коллективе.

05.10.2008 04:08:08

Где проводят лечение с использованием транскраниальной микрополяризации, а также метод "обратной связи"? Своими силами найти не удается.

29.06.2005 15:18:00, Марина

Здравствуйте. Представлю Вам себя, некогда гиперактивного ребенка (как писали врачи), в дальнейшем вполне обычного ребенка, в настоящее время мама двоих детей. Да, я была еще той пацанкой в юбке, так говорят все кто меня знал, да и сама многое помню. Уже в 5-ть лет меня искать можно было в километрах 2-х от дома с ребятами лет на 5-7 старше (и не скучно же им было со мной). Были изучены в том возрасте все чердаки, подвалы, деревья и даже болото (мы жили недалеко от судостроительного завода). И видимо с этим ничего поделать нельзя. У таких детей, как говорила моя мама, чересчур развитая любознательность, они не испытывают страх (или я просто старалась его презирать). Иначе они просто не могут изучить мир, можно нанести им непопровимую травму. Как вспоминала мама, если меня остановить (доходило до сильнейшей порки) я замыкалась, могла до вечера просидеть например за стулом, смотря в одну точку и мычать. А как вы понимаете это то вызывает более серьезные опасения. У меня гиперактивность закончилась несколько печально: я получила компрессионный перелом позвоночника...но как Вы понимаете без шишек дети не ростут... как бы мы этого не хотели, но дети временами что-то ломают...или просто заболевают, когда вынуждены длительное время провести дома...вот это-то время и нужно максимально использовать для лечения ребенка...открывая ему новый мир книг и игр, требующих усидчавости. Только нужно помнить, что нереализованная энергия ребенка со всей своей силой перейдет в то увлечение, которым вы привлекете внимание Вашего ребенка. Для меня им стали книги я читала всегда и везде (идя из библиотеке по улице, за столом, спала по 4-5 часов, укладывали, а я с фанариком под одеялом читала). Приходится выбирать из двух зол наименьшее...может для вашего ребенка таким увлечением станет компьютер...Удачи Вам.

19.10.2004 22:19:00, Катерина

Очень страдаю со своим ребенком,не могу ему помочь! Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне.Мама 8летнего гения-мучителя.По образованию я врач,поэтому пойму все.

02.10.2004 11:50:06, Дубова Елена

Банально.Лучше почитать Вайолент Оклендер, книга Окна в мир ребенка.После ее рассуждений о гиперактивных детях такие статьи (а они все-все одинаковые, и зомбируют родителей на отношение к своему ребенку как к больному)просто не воспринимаются.

Interesnaya stat"ya, napisana so znaniem dela.

23.09.2004 01:51:37, anna

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок"

Милые помогите пожалуйста,очень,очень гиперактивный ребенок.Лечение прошли триаприд,картексин,тенотен,но подвижки очень мало.

Обсуждение

Ничего Перерастет Но медикаментозно поддерживать обязательно.И режим дня тоже Очень хорошо виды спорта на улице или в воде Мой с отитами был, поэтому бассейн не подходил А вот лыжи просто спасением стали.Есть форум мама таких деток Погуглите Говорят что там много полезной информации.Перерастать начинают к13-14 годам.В этом году нам будет 16 Легче в разы.Почти нормальный парень Просто быстро нервная система истощается Устает быстро.Лечим.Выгуливаем Спать днем ложим по возможности.

Конференция "Усыновление". Раздел: Медицина/ дети (как ведет себя ребенок дома). Как ведут себя дома гиперактивные дети?

Обсуждение

У моей девочки с СДВГ поведение в поликлинике было точно такое же как вы описываете, в кабинете у врача выхватывала ручку и куда-то ее забрасывала, мяла все бумаги на столе, карту свою выдирала и т.д., т.е. глядя на такое поведение можно подумать, что у ребенка СДВГ, но категорично как ваша врач утверждать нельзя. Такое поведение должно быть везде, и дома, и в саду, и на детской площадке, т.е. вы давно бы заметили, что ребенок со странностями. Мне, до того как ребенку поставили диагноз СДВГ, уже раз сто приходила в голову мысль "а здорова ли она психически?"

Моему невролог упорно ставит СДВГ, а психотерапевт, которая наблюдает его раз в неделю на занятиях уже почти полгода говорит, что нет никакой гиперактивности. Просто нервное напряжение дает такое возбуждение, так он расслабляется. Мой дома 4 года, в магазинах периодами атас просто, даю задания как писали ниже. В остальных местах разрешаю бегать, даю задания попрыгать, допрыгать и тд. Любому ребенку тяжело сидеть на месте. Сейчас любому активному ребенку "лепят" гиперактивность, так что забейте на невролога. Если будут проблемы- вы сами увидите. И не переживайте заранее, возникнет проблема-будете решать. А в садике держитесь увереннее, там всякие детки есть: и агрессивные, и спокойные, и активные и гиперактивные.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда

некоторых неадекватных родителей из общества надо изолировать. теперь диагноз гиперактивность приписывают кому угодно. особенно удобно свои промахи свалить на "ненормального" ребенка (не только родительские, также воспитательские и пр.).

Но ребенок (без постановки диагноза) гиперактивный, т.е. непоседлива и упряма, если занятие нравится заниматься долго может.

Обсуждение

Обеих своих дочерей отдала на фортепианное отделение в 5 лет. Одна из них - гиперактивна по диагнозу. Прошло почти семь лет, т.е. она сейчас 7-й год учится. Играет замечательно, музыку чувствует. Хотя усидчивость -по-прежнему наша проблема.Но именно благодаря занятиям музыкой её умение концентрироваться развилось (и в общеобразовательной школе тоже). 2 года назад, будучи ребёнком любознательным и неуспокоенным, попросилась ещё и на домру. Купили инструмент, начали заниматься и на 2-м инструменте. Но это абсолютно разные плоскости: чел-к, играющий на фортепиано - фактически дирижёр, думающий многоголосно и управляющий оркестром. Домра после этого - примитив. Конечно, я бы посоветовала фортепиано. Только нужно через беседы с родителями и детьми (или на сайте\форуме классическая музыка) найти педагога. Доброжелательного, терпеливого и квалифицированного. Такое бывает, нам повезло. Вы, кстати, в какую школу идёте?

08.05.2008 02:12:15, Мама двух девочек

Для непоседливой посоветевала бы фортепиано.Моя вот на домре уже третий год,я у нее на уроках зевать начинаю сразу,убегаю-через 5 минут.Жуть,как нудно.Но у нас свои причины- педагог уникальный.А у старшей подруга начала с блок-флейты,а продолжила-саксофоном.Довольна.Флейта тоже неплохой вариант.Скрипку и виолончель,ИМХО,не рассматривала бы.Успехов вам в поступлении.Пы.сы. Посоветовалась с детьми.Младшая говорит-только не домра:)),лучше флейта.Старшая предлагает ударные.Вот так:)))

Очень впечатлительный, гиперактивный ребенок, что-то не получается (задания в нулевке, игра какая-нибудь, поделка, рисунок) - швыряет и орет: не буду! не могу! не получается...

Обсуждение

Это наш случай.
Рассказ моего папы о своём папе (моем дедушке). Его папе около 50 лет, он по разным причинам в то время не работал, детей трое, работала только мама, естественно, на разносолы денег не было. Подают всем кашу. Тот: "А! Опять кашка! - и тарелку об пол. В общем, от деда до моего сына холерики все.
Сразу о медицине. Очень благодарна маме, что не таскала меня по невропатологам и выкинула успокоительные, кучу которых выписали сразу, в год или полтора. Когда уже в институте у меня случилось сотрясение мозга и давление стало прыгать, невропатологи, при минимальных жалобах выписывали успокоительные «тоннами», сразу отмечу, что все это бесполезно: либо в сон клонит, либо не влияет, но характера не меняет. С сыном к врачам этого профиля совсем не обращалась, разве что для медкарты и в стиле «у нас все лучше не бывает».
Что делать? Прежде всего не доводить ребенка до развернутой реакции, сворачивать действо раньше. Если с детьми, забирать из такой компании и гулять отдельно. Вообще спокойные не агрессивные движения успокаивают, адреналин нужно сжигать физической работой. Из спокойного состояния доброжелательно объяснять, чего нельзя делать НИКОГДА (драться, обижать других), разбирать случившееся, говорить как надо. Лет до 13 я играла с сыном в ролевые игры на мотив сказочной страны, вставляя в них с юмором наши реальные ситуации. Никогда не настаивать на гребне возбуждения на воспитательных: «Помирись. Извинись. Поделись игрушками». Почаще хвалить. Не говорить, что «Маша, Петя и Вова, хорошие, не то, что ты». Учить не употреблять оскорбительных слов (дурак, глупый, пошел вон и т.п.), а вместо этого подобрать что-то более политкорректное (ты не прав, я думаю по-другому, поговорим позже, мне пора уходить) или отходить без объяснений, чтобы успокоиться. Мой сын не ходил в сад, так что многое было проще: когда дома литературный русский язык, лексикон ребенка иной, чем в садике. Объясните сыну, что подначивают тех, кто заводится. Если он не будет выдавать «с полоборота» бурной внешней реакции, то и «заводить» его перестанут. Когда не получается, лучше приходить на помощь раньше, чем сорвется в крик, делать перерыв. Отвлекать («пойдем чай попьем», «вот мандаринчик, съешь, а потом продолжим», «посмотрим, что там бабушка делает»). Разучивать сложные для ребенка действия отдельно, чтобы это не вызывало такое напряжение «на людях». Чего-то «не замечать». Бросил: «Больше никогда и ни за что!». Иногда разумно не спорить и не возражать. Просто переключиться на что-то приятное. А потом начинать как бы с чистого листа, как будто этого бросания Вы не заметили. Но не в форме «сделай сам», а с какого-то другого конца и вместе. Это трудно, с одной стороны, не «доставать» в момент взрыва, с другой, показать неотвратимость необходимого. Палочки и буквы я писала с сыном больше полугода. Как раз через все: «Не хочу! Не буду! Все равно не выходит». У него был гипертонус рук. Учила расслаблять руки. Писали понемногу, по очереди, «заговаривала зубы», выдавала премии в виде изюма в шоколаде, пересчитывая вместе написанные палочки или буквы и оценивая достоинства каждой (тут разбирался вопрос педагогично подобное поощрение или нет, но сын писать научился и это главное). После письма вместе играли.
С бабушкой – особая песня. Мне мама тоже любила рассказывать прегрешения сына, а я старалась выслушивать без него и кивать да, конечно, лучше бы по другому, но не разбирать не выговаривать ребенку.
С возрастом человек учится сдерживаться, сбрасывать напряжение в разумные стороны (спорт, хобби, уединение или широкая компания). В общем, как сказал врач: «Терпите, мама, водите плавать,...».

Что касается переезда.
1.Ведите себя спокойно, как мне говорили умные люди «приведите себя в спокойное состояние», ибо состояние матери дети чувствуют.
2. Скажите, что на новом месте будет возможность начать все «с чистого листа», начать «новую жизнь», в которой его «психом» считать не будут. Что у него появятся новые друзья, а со старыми он сможет беседовать по телефону и изредка встречаться. Желательно, чтобы ребенок не переживал, а радовался переезду.
3. На вопросы: «...как мне друзей завести,...», - отвечайте подробно, без спешки и раздражения, столько раз, сколько вопрос задается, ребенку надо в беседе с вами понять стереотип поведения в новой компании. Проигрывать новые знакомства. Сын к Вам подошел знакомиться. Вы нему. Мишка, зайчик, Вы и сын в одной компании. Он за себя, Вы за всех, желательно, чтобы ребенку было весело. Сначала Мишка с зайчиком разыгрывают сценку по мотивам реального поведения сына. Потом Вы с зайчиком ту же самую, но вместо реально поведения ребенка показываете нужное. Потом что-то похожее, но уже сын с кем-то, где он должен выдать правильное поведение. Если Вам трудно, сюда можно подключить психолога (хочешь поговорить с человеком, который научит знакомиться и заводить друзей?).
4. На новом месте помогите сыну познакомиться с детьми. Например, выйдите вместе с ним во двор и дальше по обстоятельствам. Например, вынесите какую-то общую игрушку (мяч, бадминтон), познакомьтесь с родителями на площадке, предложите отметить ваше новоселье. Можно позвать к себе в гости или организовать игру с угощением прямо во дворе, пока хорошая погода, например, предложить прийти к какому-то часу с чистыми руками, разъесть вместе дыню или фрукты и поиграть во что-то интересное (роль массовика-затейника ваша или пригласите кого-то из знакомых). Вот у нас во дворе были папы, которые затевали игры в мяч в кругу или в футбол – очень хороший вариант и все были довольны.
5. Посмотрите, кто из детей «законтактировавших» с сыном подходит ему в друзья по стереотипу поведения и росту-возрасту. Желательно, чтобы это была пара лидер-ведомый, примерно похожих сил (толкаясь, ни один не должен отлетать с риском травм), и чтобы компаньон не реагировал бурно на действия сына. Попробуйте выходить гулять одновременно, познакомиться с родителями, поговорить о совместной «вылазке» в музей, зоопарк или просто в ближайший парк, пригласить к себе домой, ... (или что-то одно, в зависимости от обстоятельств).
6. Дворов в округе обычно несколько, если будет необходимость, то можно обойти разные.
7. На пике возбуждения от нового места побольше ходите с сыном, чтобы тот уставал физически (или пусть плавает, катается на велосипеде). Физическая усталость действует лучше валерьянки.
8. По возможности «скиньте» младшую бабушке (или другим родственникам) и уделите лично сыну недели 2 на новом месте, м.б. ценой отпуска за свой счет.

У нас во Дворце пионеров разные специальные курсы детского психолога(психологов). Например: для обучения детей понимать свои эмоции, справляться с ними и, соответственно, учиться правильно общаться. Еще есть для легкой адаптации первоклашкам. Детям кажется что они просто ходят "поиграть", им очень интересно. Может быть в вашем районе есть что-то подобное? Поишите.

Воспитательница в группе пока не может найти подход к гиперактивному ребенку, просила поискать материалы.

Обсуждение

Я как мама такого ребенка могу сказать, что только постоянная смена занятий, постоянное направление энергии в мирное русло поможет "справиться" с гиперактивным ребенком. Иначе - либо расплачется, либо разобьет все вокруг! Пусть дает ему задания постоянно дополнительные, пусть его рядом сажает и с ним вместе занимается. Приструнить или заставить делать как все дети его невозможно - сколько книжек ни читай! По хорошему, такому ребенку нужен отдельный воспитатель с хорошей дыхалкой и бурным воображением...

На мой взгляд тоже странно такое дикое количество гиперактивных детей (я не про Вас конкретно, понятно, что такой диагноз есть в принципе). В любом случае попытки адаптировать дите к ситуации должны быть, имхо. Ну - в лужу можно, если никого не забрызгивает, если вокруг люди - найдите другую лужу:), в автобусе ногами дрыгать можно - если никого не задевает, если задевает - пересядьте/отойдите, носиться по улице - вообще святое дело, если машин нет и если нет совсем маленьких, которые не успеют отойти, с дивана прыгать дома - можно, в гостях - ...а зачем его в гости взяли? Если взроослая тусовка, то лучше без детей, а если детская - так можно, там все будут прыгать, песком кидаться - только если никого рядом нет! И так - во всем. У меня дочка не гиперактивная, а просто живая:) мы с ней как-то так договариваемся обычно. Если договариваться не хочет - отвлекаю-увожу.

Гиперактивный ребенок -драчун. Нужна консультация психолога. Детская психология. Гиперактивный ребенок -драчун. Я мать-одиночка, воспитываю сына полутора лет.

Обсуждение

Мне кажется, Вам с ребенком было бы полезно пообщаться если не с психологом, то с человеком, который одинаково хорошо относится в вам обоим (к детям, которые ведут себя не как фарфоровые куклы, многие не слишком хорошо относятся, хотя попробуй сказать, что они не любят ребенка, начинается закатывание глаз и всякое "я просто ему добра желаю", а на деле - жестокое предубеждение и трактовка поступков ребенка с позиции "избаловали", "психованный", "мать не справляется" и т.д.).

Так вот, я думаю, что такой, непредубежденный человек, мог бы заметить, в чем дело в Ваших с ребенком проблемах. По Вашему описанию пока, увы, толком понять почти ничего нельзя, так себя ведут многие дети, но одним помогает просто называние их действий и чувств ("ты меня бьешь", "ты сердишься", "ты не знаешь, чем заняться", "ты срочно хочешь яблоко"), другим - игнорирование их поведения (бейся головой об пол сколько хочешь, я этого не замечаю, кстати, есть дети для которых это губительный путь, они реально не могут сами успокоиться, торможения и переключения не происходит), третьим - ласка (у моей дочери ласка и попытки обнять вызывали еще больший приступ), четвертым - переключение и т.д.

Мне кажется, что проблема может быть в том, что Вы "ласковы". Возможно, ребенку больше подойдет более сухой подход, даже не сухой, а взрослый, что ли. Более живой и гибкий. С переходами от общения "как со взрослым" к нежным "пусенькам", когда у обоих есть настроение, строгому голосу, выражению своих изменяющихся эмоций по мере изменения его поведения или даже просто Вашего настроения. Возможно, это мои тараканы, но мне кажется, что невозможно сохранять постоянную искреннюю ласковсть к тому, с кем проводишь 24 часа в сутки не первый год:)), а неискренность и излишний сироп уже и в полтора года могут беспокоить:)) А крики на этом фоне - пугать:((. Но это только то, что мне почудилось из Вашего описания ситуации, а возможно дело вовсе не в этом, а втом, что ребенку, к примеру, нужен трехразовый дневной сон, или дополнительные физические нагрузки, или некоторые рамки, не узкие, но жесткие, вариантов много:))

27.07.2003 22:17:53, Яся

А что такого ужасного, что в 1,5 года ребенок "на шее сидит" - а где ж еще в таком возрасте сидеть? :-) Может как раз наоборот, ему внимания не достаточно? Вот он при помощи "жестких мер" на себя внимание и обращает?
Но вообще, еогда ребенок перевозбужден (да еще с агрессией), то можно попробовать его нежно погладить, обнять, песенку спеть тихонечко.... Это успокаивает:-)

Читайте также: