Гимнастика при заболевании дыхательных путей. Лфк при заболеваниях дыхательной системы

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
- осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
- способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
- способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
- увеличить отделение мокроты
- уменьшить проявление бронхоспазма
- способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
- вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
- дыхательная недостаточность третьей степени
- наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
- кровохарканье или угроза такового
- асматический статус
- полный ателектаз легкого
- скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
- оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
- способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
- не допускать возникновения ателектазов.
Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение - лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться - 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений - медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений - максимальная.
Длительность процедуры - 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение - сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня - до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
Комплекс №1
Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
2. Сделать вдох - руки поднять вверх, выдох - опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох - вернуться в исходное положение.
4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - руки опустить.
5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
1. Сделать вдох - отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох - вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

Комплекс №2
Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
2. Сделать вдох - поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох - опустить руку.
3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох - вернуться в исходное положение.
4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох - вернуться в исходное положение, выдох - руки развести в стороны.
5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
3. Взять в руки булавы. Сделать вдох - руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох - наклониться, булавы поставить на пол.
4. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох - прогнуться назад, выдох - наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений - не меньше 20-25.

Комплекс №3
Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох - вернуться в исходное положение.
2. Сделать вдох - поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох - присесть, кисти рук находятся на коленях.
3. Сделать вдох - выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох - вернуться в исходное положение.
4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох - выполнить повороты в стороны, выдох - вернуться в исходное положение.
5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки, выдох - наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох - положить палку на сиденье.
7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох - отклониться от стенки, выдох - вернуться в исходное положение.
8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох - поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох - держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - с помощью палки поджать колено к животу.
10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох - развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох - вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. Дыхание - это единый процесс, состоящий из трех неразрывных звеньев: внешнего дыхания, то есть газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; тканевого дыхания, то есть газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту.

Система внешнего дыхания состоит из верхних дыхательных путей, бронхов, легких, грудной клетки и дыхательных мышц (см. рис. ).

1 - лобная пазуха; 2 - решетчатая кость; 3 - гайморовая пазуха; 4 - носоглотка; 5 - ротовая часть глотки; 6 - гортанная часть глотки; 7 - гортань; 8 - трахея; 9 - верхушка легкого; 10 - межреберные мышцы; 11 - диафрагма; 12 - сердце; 13 - ветви нижне-долевого бронха; 14 - ребра; 15 - правый бронх; 16 - альвеолы

Бронхиальная астма

Относится к аллергическим заболеваниям, основное проявление - приступ удушья, обусловленный нарушением проходимости бронхов.

Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся одышкой с отхождением скудного количества стекловидной мокроты (астматический бронхит, предастма). Для бронхиальной астмы характерно появление легких, средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Течение заболевания циклическое: фаза обострения сменяется обычно ремиссией.

Занятия физкультурой, лечебной гимнастикой проводятся в период ремиссии. В зависимости от течения заболевания включают дозированную ходьбу, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Показана сауна (баня), массаж грудной клетки, дыхательной мускулатуры, мышц спины и пр.

Примерный комплекс ЛГ при бронхиальной астме

1. И. п. - лежа на спине, руки расположены на грудной клетке. На высоте выдоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

2. И. п. - лежа. По очереди сгибание ног. Выдох сделать медленно. 3-5 раз.

3. И. п. - лежа. Руки в стороны - вдох, обхватить себя - выдох. 3-6 раз.

4. И. п. - сидя. Сгибание ноги - вдох, выпрямление - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

5. И. п. - сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево-вправо. 5-7 раз.

6. И. п. - сидя. Руки вверх - вдох, наклон вперед - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

7. И. п. - сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

8. И. п. - сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад - вдох; наклон вперед, плечи опущены - выдох. 4-6 раз.

9. И. п. - стоя. Наклоны туловища влево-вправо. 5-7 раз.

10. И. п. - стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

11. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох, наклон туловища, руки опущены - выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

12. И. п. - стоя, руки в «замок», вращение туловища 5-8 раз.

13. И. п. - стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

14. И. п. - стоя. Отведение рук и плеч назад - вдох, опустить голову и плечи - выдох. 4-6 раз.

15. И. п. - руки в стороны. Наклоны вперед, руки, скрестно - выдох. 3-5 раз.

16. И. п. - сидя, руки к плечам. Отвести локти назад - вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки - выдох. 4-6 раз.

17. И. п. - руки на пояс. Наклоны влево-вправо. 5-7 раз.

18. И. п. - стоя. Прогнуться - вдох, наклон вперед, руки расслаблены - выдох. 3-6 раз. ТМ.

19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 с. ТС.

Примечание : кроме указанных упражнений, выполняются дыхательные упражнения с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) звуков или их соединений, например: бре, бри, бру и т.п.

Эмфизема легких

Заболевание связано с расширением альвеол, атрофией альвеолярных перегородок, пониженной эластичностью легочной ткани. Постоянными симптомами эмфиземы легких являются одышка, кашель и др. При помощи лечебной физкультуры достигается улучшение дыхания, и особенно выдоха, укрепляются межреберные и мышцы брюшного пресса, увеличивается подвижность диафрагмы.

Хронический бронхит

Для хронического бронхита характерен кашель по утрам с отхождением слизистой мокроты. Kашель появляется днем и ночью, часты обострения заболевания при холодной, сырой погоде.

Примерный комплекс лечебной физкультуры при заболеваниях легких (эмфизема, бронхит и др.)

1. Ходьба на месте с изменением темпа. 30 с. Дыхание равномерное.

2. И. п. - стоя, руки в стороны. Повороты туловища влево-вправо. ТМ. 6-8 раз в каждую сторону.

3. И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

4. И. п. - стоя. Руки в стороны - вдох, наклон туловища вперед, обхватив грудную клетку - выдох. ТС. 4-6 раз.

5. И. п. - сидя, руки на поясе. Выпрямить правую ногу, руки вперед - вдох; вернуться в и. п. - выдох. ТС. 5-7 раз каждой ногой.

6. И. п. - сидя. Отвести руки в стороны - вдох, наклон вперед - выдох. ТМ. 4-6 раз.

7. И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

8. И. п. - руки к плечам. Вращением рук вперед-назад. ТС. 5-8 раз вперед и назад.

9. И. п. - стоя левым боком у стула. Наклоны влево-вправо. ТС. 4-6 раз в каждую сторону.

10. И. п. - стоя. Отвести левую ногу назад, руки вверх - вдох; вернуться в и. п. - выдох. То же с другой ноги. ТС. 5-7 раз каждой ногой.

11. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох; наклон головы, плеч (руки при этом опущены) - выдох. ТМ. 4-6 раз.

12. И. п. - сидя. Руки к плечам - вдох; локти опустить, наклон вперед - выдох. ТМ. 4-6 раз.

13. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох; присесть - выдох. ТС. 5-7 раз.

14. И. п. - стоя, гимнастическая палка сзади. Отведение рук назад, при этом прогнуться. ТМ. 4-6 раз. Дыхание равномерное.

15. И. п. - стоя в наклоне, руки вперед. Повороты туловища влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

16. И. п. - стоя, руки вверху. Наклоны вперед. ТМ. 4-6 раз.

17. Ходьба по комнате 30-60 с.

Примерный комплекс ЛГ при хронической пневмонии и бронхите

Пневмония

K ним относятся острые и хронические заболевания, характеризующиеся воспалением паренхимы, или интерстициальной ткани легких.

При острых пневмониях выполняется комплекс дыхательной гимнастики с включением упражнений в покашливании. Проводится массаж грудной клетки с разогревающими мазями и последующим укутыванием больного одеялом (обернув предварительно грудную клетку махровым полотенцем).

Примерный комплекс лечебной гимнастики при хронической пневмонии

1. И. п. - лежа. Одну руку положить на живот, другую - на грудь, «дышать животом» 30 с.

2. И. п. - то же. Руки вверх, ноги согнуть в коленных суставах - вдох. Руки вниз, ноги выпрямить - выдох. 5-6 раз.

3. И. п. - то же. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Руки в стороны - вдох, обхватить ими себя - выдох. 4-6 раз.

4. И. п. - то же. Ноги подтянуть к животу, руками взяться за колени - вдох; ноги выпрямить, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

5. И. п. - то же, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки на груди. Повороты ног влево и вправо. По 4-6 раз в каждую сторону.

6. И. п. - сидя на стуле. Руки в стороны - вдох, обхватить себя руками - выдох. 5-6 раз.

7. И. п. - то же. Руки к плечам. Вращение рук вперед и назад. По 6-8 раз.

8. И. п. - то же. Руки на живот, «дышать животом» 30-60 с.

9. И. п. - то же. Руки вверх - вдох, наклониться вперед - выдох. Вдох делать через нос, а более продолжительный выдох через рот. 5-6 раз.

10. «Ходьба» сидя 20-30 с.

11. И. п. - стоя. Руки с мячом вперед. Повороты туловища вправо и влево. По 4-6 раз в каждую сторону.

12. И. п. - то же. Руки с мячом вверх - вдох, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

13. И. п. - то же. Вращение рук в плечевых суставах влево и вправо. По 6-8 раз в каждую сторону.

14. Ходьба на месте 30-40 с, бег на месте 15-30 с. Полезны дыхательные упражнения во время ходьбы.

Английский
органы дыхания – respiratory apparatus
бронхиальная астма – bronchial asthma
эмфизема легких – emphysema
хронический бронхит – chronic bronchitis
пневмония – pneumonia
дыхательная система – respiratory system (systema respiratorium)

ВВЕДЕНИЕ

Заболевания органов дыхания. Существует много заболеваний органов дыхания. Вот только некоторые из них: пневмония, плеврит, туберкулез легких, бронхиальная астма, эмфизема легких, трахеит, катар верхних дыхательных путей, бронхит. Вот только несколько так называемых представителей заболеваний органов дыхания.

Астма бронхиальная (греч. aslhina - одышка, удушье) - заболевание, выражающееся периодически наступающими приступами удушья, имеющими различную силу и продолжительность (от нескольких часов до нескольких дней). Возникновение приступа обусловлено спазмом мелких бронхов, набуханием их слизистой оболочки и закупоркой их выделяемой в изобилии слизью. Как правило, приступ Астмы возникает внезапно, чаще ночью. Больной испытывает затруднение в выдыхании воздуха, грудная клетка раздувается, появляется тягостное ощущение удушья; он сидит в постели, свесив ноги, или вскакивает, ищет удобную позу, подбегает к окну, с жадностью вдыхает свежий воздух. Дыхание становится свистящим, лицо синюшным, вены на шее набухают. К концу приступа с трудом начинает выделяться скудная, вязкая, стекловидная мокрота; кашель делается влажным, мокроты становится все больше, она легче отходит; больной может лечь, заснуть. Кроме таких выраженных приступов, с внезапным началом и концом, может быть астматическое состояние (затяжная астма), когда проходят часы и дни, а ожидаемого разрешения приступа не наступает, продолжаются свистящий хрипы, выделение мокроты затруднено; больной не спит всю ночь; различные, ранее помогавшие средства или не действуют или приносят лишь слабой облегчение. Среди причин, вызывающих А. б, наряду с семейным наследственным предрасположением особая роль отводится аллергии, т. е. состоянию повышенной чувствительности организма к некоторым веществам животного (запах пота, ножи, шерстяная пыль) или растительного (цветочная пыль, запах сена, цветов) происхождения. В ряде случаев А. б. имеет характер проф. болезни, связанной с действием определенных раздражителей.

Трахеит – воспаление дыхательных путей – трахей. Сопровождается кашлем, зачастую «лающим» с выделением мокроты. Хрипы в груди. Пневмония – воспаление легких.


1. АФО органов дыхания.

2. Клинико-физиологическое обоснование.

3. ЛФК при пневмонии.

4. ЛФК при плевритах.

5. ЛФК при бронхиальной астме.

1.АФО органов дыхания.

Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух – носовая полость, гортань, трахея и бронхи и собственно дыхательной части – легких.

В носовой полости находится орган обоняния. Перегородка, переходящая из хрящевой и костной частей, делит ее на две половины. Стенки носовой полости и носовая перегородка, покрытые изнутри слизистой оболочкой, выстланы мерцательным эпителием. Реснички мерцательного эпителия колеблются против движения вдыхаемого воздуха, удаляя наружу, вместе со слизью пылевые частицы и таким образом, очищая вдыхаемый воздух. В носовую полость открывается воздухоносные полости соседних костей - придаточные пазухи носа. Пройдя через носовую полость, воздух согревается, увлажняется, очищается и попадает сначала в носоглотку, затем в ротовую часть глотки и в гортанную часть. Из гортанной части глотки воздух направляется в гортань, которая является еще и органом голосообразования. Гортань располагается в передней области шеи, где заметны контуры гортанного возвышения.

Непосредственным продолжением гортани является трахея. Длина ее от 9 до 12 см., а диаметр около1,5 – 2 см. Слизистая оболочка ее выстлана мерцательным эпителием, имеет много желез. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и на уровне IV – V грудных позвонков делится на правый и левый главные бронхи. В области корней легких бронхи делятся сначала на долевые, а затем на сегментарные бронхи. Сегментарные бронхи продолжают делиться на более мелкие бронхи (каждый на два), образуя бронхиальное дерево правого и левого легких. Воздух свободно проходит через дыхательные пути, т.к. стенки дыхательной трубки не спадаются благодаря наличию в них хрящевой основы.

Легкие лежат в грудной полости по обеим сторонам от сердца. Каждое легкое заключено в замкнутый тонкостенный мешок, образованный, тонкой, влажной, блестящей оболочкой – плеврой. Различают два листка плевры, без перерыва переходящих один в другой: пристеночный и легочный. Между ними имеется щелевидная плевральная полость, которая содержит небольшое количество плевральной жидкости, играющей роль смазки при непрерывно совершающихся дыхательных движениях легких. При воспалении легких, туберкулезе и ряде других заболеваний пристеночный листок плевры может срастись с легочным листком, образуя спайки. При некоторых болезненных состояниях между листками плевры может скапливаться значительное количество жидкости или воздуха, что ведет к сдавливанию легкового и нарушению его функций. Легкое имеет конусовидную форму. Его нижняя поверхность вогнутая и прилежит к диафрагме – мышце, отделяющей грудную полость от брюшной. Верхушка легкого на 2-3 см. выступает над ключицей, заходя в нижнюю область шеи. Каждое легкое бороздами делится на доли – левое на две, правое на три. Доли легкого состоят из сегментов, сегменты – из долек, в которые входят дольковые бронхи. Продолжая, делится внутри дольки, бронхи переходят сначала в конечные, а затем в дыхательные бронхиолы. Дыхательные бронхиолы образует альвеолярные ходы, на их стенках расположено множество маленьких пузырьков – альвеол. Стенки альвеол снаружи оплетены густой сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров и представляют собой мембрану толщиной менее 1мкм, через которую происходит газообмен между кровью, протекающей через капилляры и воздухом, вентилирующим альвеолы. Легочная артерия, разветвляясь в легком соответственно делению бронхов вплоть до мельчайших капилляров, приносит в легкое из правового желудочка сердце бедную кислородом венозную кровь. Через просвет капилляра одновременно могут пройти 1-2 эритроцита. В результате газообмена кислород вдыхаемого воздуха переходит в эритроциты, а углекислый газ переходит из эритроцитов в альвеолярный воздух. Т.о. венозная кровь обогащается кислородом превращается в артериальную и по двум легочным венам направляется обратно в левое предсердие сердца. Этот путь называется малым кругом кровообращения.

Процессы дыхания регулируются центральной нервной системой. Парный дыхательный центр состоит из двух частей – центра вдоха и центра выдоха.

Углекислота, накапливающаяся в крови при активном использовании клетками кислорода, и молочная кислота, попадающая в кровь в больших количествах при интенсивной мышечной работе, возбуждают дыхательный центр мозга, вследствие чего частота и глубина дыхания увеличиваются. В регуляции дыхания большую роль играют также блуждающие нервы.

Особое значение имеют воспринимающие концевые нервные аппараты – хеморецепторы, расположенные в стенках аорты и в местах разветвления общих сонных артерий. Они регистрируют изменения газового состава крови, и посылают соответствующие сигналы в дыхательный центр. Повышение концентрации углекислого газа, и понижение концентрации кислорода в крови приводят к возбуждению дыхательного центра, учащению дыхания и увеличению вентиляции легких. Понижение концентрации углекислого газа угнетает дыхательный центр, вентиляция легких уменьшается.

Для исследования дыхательной функции легких измеряют жизненную емкость легких - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она в среднем +3,5 л., а у хорошо тренированных лиц – до 6 л. Объем воздуха, проходящий через легкие за 1 мин., называют минутным объемом дыхания. В норме он равен 6-9 л.

2.Клинико-физиологическое обоснование

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

Задачи ЛФК:

1) улучшение дыхательной функции;

2) укрепление дыхательной мускулатуры;

3) увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

4) способствовать растяжению плевральных спаек и очищению

дыхательных путей от патологического секрета.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

1) острая стадия болезни (высокая температура, астматический приступ);

2) злокачественные новообразования легких;

3) острые гнойные воспаления;

4) опасность возникновения кровотечения.

3.ЛФК при пневмонии.

Пневмония – воспаление легких. Бывает очаговая – когда воспален отдельный участок легочной ткани, и крупозная - поражающая целую долю или все легкое. Заболевание затрагивает и сердечнососудистую и нервную системы. При крупозной и очаговой пневмониях в просветах альвеол образуется экссудой (мокрота) что исключает пораженный участок из акта дыхания. После крупозной пневмонии могут оставаться спайки, ограничивающие нормальное дыхание.

Задачи лечебной физкультуры при пневмонии:

1) усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделялась мокрота;

2) предупреждать осложнение (атеросклероз легких, спайки в полости плевры);

3) нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма;

4) восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам;

5) улучшить нервно-психическое и общее состояние;

При крупозной пневмонии лечебной физкультурой можно заниматься, когда температура снизится до 37,5о и если сердцебиение не учащенное.

При очаговой пневмонии при нормальной или субфебрильной температуре.

В I периоде (постельный режим) занятия проводят в исходном положении лежа на спине, включают обще развивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса и дыхательные упражнения.

Во II периоде (полупостельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый мяч и гимнастическая палка).

В III периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются прогулки, игры – волейбол, теннис, настольный теннис, гребля.

1) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены.Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

2) И.п. – то же, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

3) И.п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

4) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.

5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить– выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний.Дыхание свободное.

11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать – вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

13) Спокойная ходьба 1-2 мин., полностью расслабь мышцы рук и туловища.

4.ЛФК при плевритах.

Плеврит – воспаление плевры, покрывающей легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму. Это заболевание со скоплением жидкости в плевральной полости или без скопления желудка. Плеврит чаще вторичен и связан с туберкулезным процессом в бронхиальных желудках, ревматизмом, пневмонией опухолевыми процессами.

Задачи ЛФК:

1.улучшить крово- и лимфообращение в легких и плевре;

2.остановить образование спаек, и развитие пареза дыхательных мышц;

3. укрепить организм и повысить его сопротивляемость.

В остром периоде течения болезни ЛФК противопоказано. Можно начинать заниматься лишь при выздоровлении, когда уменьшается экссудат, температура падает до 35оС и ниже, появится шум от трения плевры.

В I периоде (постельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине и сидя на постели.

Во II периоде (полупостельный режим) исходные положения, стоя и в ходьбе.

В III периоде (тренировочный) исходные положения различные.

Используется дозировочная ходьба, упражнения обще развивающие, с предметами, на тренажерах, шведской стенке, а так же игра в волейбол, теннис.

ЛФК при экссудативном плеврите во II периоде.

1) И.п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево.

Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

2) И.п. – стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой. Опустить и завести их за спину - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

3) И.п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч – вдох, свести выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

4) И.п. - тоже, руки опущены. Поднять правую руку вперед и сделать ею круговое движение назад с большим размахом вперед, затем поменять движение рук. Повторить 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

5) И.п. – стоя, руку на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

6) И.п. – тоже, в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку на уровне груди (и поймать. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

7) И.п. – то же. Поднять правую согнутую в колене ногу, бросить из

–под нее мяч вверх и поймать. То же, подняв левую ногу. Повторить 4-6 раз.

Темп средний. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

9) Спокойная ходьба с опущенными расслабленными руками 1-2 мин.

5. ЛФК при бронхиальной астме.

Другими словами приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек попадет в помещение с резко пониженной температурой, по отношению к той в которой он находился ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и просвет между стенками резко сократится. Если же в дыхательные пути попадет инородное тело, например пыль, то для избежания попадания ее в ольвиолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути, наружу не повредив ольвиол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека. Кроме того секреторная жидкость (мокрота) слизистой оболочки бронхов у страдающих бронхиальной астмой гораздо гуще, чем у здоровых людей и в большей степени содержит эозинофилы, клетки эпителиальной ткани, что приводит к ее стекловидности и затруднению вывода ее из дыхательных путей.

Средства и формы лечебной физической культуры при заболеваниях бронхиальной астмой.

Существует большое количество методик, предупреждающих приступы этой болезни, приведем одну из них.

Сначала рассмотрим основные правила дыхательных упражнений.

Необходимо помнить, что вдох имеет приоритет над выдохом.

1. Первое правило. Необходимо постоянно думать: «Гарью пахнет! Тревога!» И шумно нюхать воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше. Известно, что объедаться вредно, опиваться вредно. Почему же, делая вдох, раздуться что есть силы полезно? Многие считают, что глубоко дышать наоборот полезно. Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественней, тем лучше. Следует думать только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому не нужно стесняться яростно, до грубости, нюхать воздух. Почему же не следует дышать слишком глубоко, если, конечно, на то нет никаких причин, например активных физических нагрузок? Оказывается, помимо кислородного обмена при дыхании не менее, а, возможно и более важен обмен углекислого газа. Дело в том, что в клетках нашего организма содержатся примерно 2 процента кислорода и до 7 процентов углекислоты. Причем эта углекислота играет важнейшую роль в обменных процессах. При падении её содержания в клетках нарушается метаболизм (обмен), что и ведет к болезням. Снижение уровня углекислоты в клетках до уровня ниже 3 процентов означает смерть. Углекислого же газа в воздухе чрезвычайно мало- всего 0,03 процента. Откуда же тогда организм берет углекислоту? Всё объясняется довольно просто. Она – продукт химических реакций, которые проходят на клеточном уровне. Богатая СО2 венозная кровь попадает в легкие, где углекислый газ растворяется в альвеолярном газе. Отсюда же – из альвеол легких – СО2 поступает в артериальную кровь, где её содержится примерно до 6,5 процента. Значит, что очень важно при дыхании? Не «вымывать» глубоким вдохом и глубоким выдохом (гипервентиляцией) углекислоту из легких. Если СО2 в легких окажется мало – а в воздухе ее почти совсем нет – в артериальной крови ее окажется не 6,5 процента, а меньше. В результате, по законам химии, возможен отток углекислоты из клеток в артериальную кровь, что приведет к нарушению баланса СО2 и О2 в клетках и, как следствие, к болезням гормональной и дыхательной систем. Кроме того, следует дышать носом, так как вдох носом не боится холода и пыли и отлично избавляет от насморка.

2. Второе правило. Выдох – результат вдоха. Не следует мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушны. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. Итак, нужно запомнить: строго следите за одновременностью вдохов и движений не мешайте выдоху уходить самопроизвольно.

3. Третье правило. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину. Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп 60 – 72 вдоха в минуту. Норма урока – 1000 – 1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов 2 – 3 секунды, а расстояния между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.

4. Четвертое правило. Надо знать и помнить, что нужно подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Если приступы часты – сериями по 2, 4, 8 вдохов, сидя и лежа. Если же на данный момент времени ремиссия – по 8, 16, 32 вдоха, стоя. После трех недель тренировок можно делать уже по 96 вдохов, если, конечно, это делать легко и это не приносит дискомфорта. Норма одного урока – 2 раза по 960 вдохов. Исключение – люди, страдающие астмой в тяжелейшей форме или перенесшие инфаркт. Для таких людей норма – 600 вдохов, и повторять урок следует до 5 раз в день. Особенно важно «накачивать» легкие перед сном за час. Это – борьба за нормальный сон, так как приступы в основном случаются ночью. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует проделывать эту гимнастику, но чаще и отдыхать. 4000 вдохов в день, разумеется, не сразу, а в течение дня, - хорошая норма. При хорошей тренировке 2000 вдохов укладываются в 35 – 37 минут. Сокращать это время не следует.

5. Пятое правило. И еще раз на счет выдоха. Необходимо пробовать выдыхать «через силу». То есть выдыхать так, как будто вы надуваете воздушный шар. Для этого нужно выдыхать, произнося звуки: «х», «ц», «ч», «ш», «щ», «брах», «брох». При этом не нужно давать воздуху полностью выходить из легких. То есть объем воздуха при вдохе должен быть больше, чем при выдохе. Это упражнение следует выполнять только в том случае, если имеются затруднения с выполнением второго правила.

Ну а теперь приступим к изучению самого комплекса упражнений. Для начала – разминка.

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. А не вдох – выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов – вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть – чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы.

Повороты. Поворачивайте голову вправо – влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох.

Каждое движение головы – повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха – движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений – вдохов это – самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» – «обними плечи», «насос» – «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед назад, вдох – вдох, тик – так, тик – так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые – с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

a) Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

b) Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Делайте каждое движение – вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 – 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах – на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях мышц.

Противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

1. Общее тяжелое состояние больного.

2. Опасность внутреннего кровотечения.

3. Нестерпимая боль при выполнении физических упражнений.

Список литературы:

1. А.Н. Транквиллитати – «Восстановить здоровье» 1992 г.

2. Б.С. Толкачев -«Физкультурный заслон» ОРЗ – 1992 г.

3. Физиотерапия, массаж лечебная физкультура. Под редакцией В.И.Сухарева 1965 г.

4. Книга о физических упражнениях и хорошем самочувствии. А.Калашникова 1996 г.

5. Популярная медицинская энциклопедия.

6. Лечебная физическая культура и массаж – П.И.Готовцев, А.Д.Субботин, В.П.Селиванов 1987 г.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

Пневмония

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха.

Нижнегрудное, или реберное, дыхание сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости.

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и при этом полноценно вентилируются только нижние доли легких.

При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

Оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

Улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

Уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

Ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

Уменьшить проявление бронхоспазма;

Увеличить отделение мокроты;

Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Задачи ЛФК при острой пневмонии:

Максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

Усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

Противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3–5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений - 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5–10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4–8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры - 10–15 мин.; самостоятельные занятия - по 10 мин. 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5–7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 1–15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8–10 раз в среднем темпе.

Продолжительность занятия - 15–30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня - до 2 ч, занятия - индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7–10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия - 40 мин.; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП - лежа на спине.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе - опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе - опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку.

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания акцент приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП - сидя на стуле.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад - вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох - в ИП, выдох - руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя за плечи.

ИП - стоя.

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками - гребля.

8. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе - наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики - 20–25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП - стоя.

Ходьба по залу на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3–5 мин.).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе - приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках «медицинбол», руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3–5 мин.).

6. ИП - стоя, палка лежит на стуле. Вдох - руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох - с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру лечебной гимнастики можно ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Из книги Массаж при заболеваниях органов дыхания автора Светлана (Снежана) Николаевна Чабаненко

ГЛАВА 3. ВИДЫ МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ При лечении заболеваний органов дыхания используются разные виды массажа: классический, интенсивный, сегментарно-рефлекторный, перкуссионный, периостальный. Каждый из них преследует определенные цели. Например,

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004; И. А. Котешева, 2003)Задачи: снять бронхоспазм, нормализовать механику дыхания, увеличить

Из книги Лечение болезней почек автора Елена Алексеевна Романова

Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей Между мышечной деятельностью и работой выделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Выделительная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма за

автора Ирина Николаевна Макарова

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов

Из книги Целебный мед автора Николай Илларионович Даников

Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Основными принципами физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее начало ее и непрерывность, комплексность и рациональность сочетания восстановительных мероприятий, учет клинических

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Справочник неотложной помощи автора Елена Юрьевна Храмова

Медотерапия органов дыхания и при респираторных заболеваниях Бронхит? При остром и хроническом бронхите хороший лечебный эффект оказывает медовая ингаляция. Стаканом воды залить 1 ст. л. меда и, помешивая, довести до кипения. Накрывшись с головой теплым одеялом, дышать

Из книги Атлас профессионального массажа автора Виталий Александрович Епифанов

Глава 3 Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Ишемическая болезнь сердца Ишемическая (коронарная) болезнь сердца (ИБС) - хронический патологический процесс, обусловленный недостаточностью кровообращения миокарда. В подавляющем

Из книги автора

Глава 5 Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения Хронический холецистит В основе хронического холецистита лежит дискинезия желчных внепеченочных протоков, приводящая к застою желчи, что, в свою очередь, может вызвать воспаление желчного пузыря -

Из книги автора

Глава 8 Лечебная физкультура при детских заболеваниях Массаж В детском возрасте массаж является эффективным методом профилактики и лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания: способствует

Из книги автора

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Некоторые данные анатомии органов дыхания Знание анатомии органов дыхания, бесспорно, необходимо как для правильного определения областей и приемов массажа, так и выбора физических упражнений,

Из книги автора

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги автора

Лечебная физкультура и массаж при опущении внутренних органов Спланхноптоз (опущение внутренних органов) – довольно распространенное заболевание. Чаще болеют женщины. Заболевание характеризуется более низким расположением (по сравнению с нормой) одного или

Из книги автора

Из книги автора

Массаж при заболеваниях органов дыхания При воспалении бронхов (бронхит) ведущим синдромом становится нарушение проходимости бронхов для движения воздуха и секрета (мокроты) в связи с уменьшением просвета бронхов - обструкцией (сужением), преходящей (например, при

К специальным физическим упражнениям, используемым при заболеваниях органов дыхания относятся: статические дыхательные упражнения, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание, и динамические, дренирующие, растягивающие плевральные спайки, с произнесением звуков. При выполнении любого из названных упражнений возможны удлинение и углубление вдоха или выдоха, задержки дыхания после вдоха или выдоха.

Статические дыхательные упражнения

При их исполнении основное внимание уделяется работе определенных групп дыхательных мыши, самому акту дыхания (соотношению дыхательных фаз) и вентиляция определенных отделов легких в статическом положении туловища и конечностей. Дыхание выполняется обычно через нос, но при обструктивных нарушениях выдох может выполняться и через рот с сопротивлением или без него, а также с произнесением звуков.
■ Смешанное (полное) дыхание, проводимое в исходном положении (и.п.) стоя, сидя без опоры на спинку стула или сидя верхом на стуле, руки вдоль туловища, осуществляется с участием всей основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры.
Грудное дыхание выполняется с участием мышц грудной клетки в и.п. стоя, сидя, руки вдоль туловища, на поясе. Этот тип дыхания позволяет увеличить вентиляцию в верхних и средних отделах легких.
■ Брюшное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами (упор на стопы), сидя с опорой о спинку стула, стоя, руки за голову. При этом дыхании увеличивается вентиляция в нижних и средних отделах легких. Увеличить вентиляцию в верхних отделах легких можно при спокойном или углубленном дыхании в положении сидя с опорой рук перед собой о спинку стула, руки на поясе, на бедрах или стоя с руками на поясе. Вентиляция в нижних отделах легких увеличивается, если руки поднять выше горизонтального уровня. В положении лежа на боку с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами увеличивается вентиляция нижнего отдела легкого, так как нижний купол диафрагмы двигается в этом положении с максимальной амплитудой.
■ Сознательно управляемое локализованное дыхание способствует увеличению вентиляции в одном легком или его части. При выполнении этих упражнений во время выдоха слегка сдавливается грудная клетка пациента в области, где должна быть увеличена вентиляция, а во время вдоха давление на грудную клетку постепенно уменьшается Пациент вынужден, преодолевая сопротивление, больше напрягать мышцы именно там, где оказывается давление. В результате в этой области увеличивается движение ребер и возрастает вентиляция. Различают дву- и одностороннее; право-и левостороннее нижне- и верхнегрудное; дву- и правостороннее среднегрудное; заднегрудное дыхание.

При выполнении нижнегрудного дыхания руки массажиста помещаются на нижнебоковые отделы грудной клетки в и.п. пациента сидя, стоя. Давление оказывается с обеих сторон (двустороннее) или с одной (одностороннее). Одностороннее нижнегрудное дыхание может выполняться сидя, стоя или лежа на валике на противоположном боку. Давление оказывается на нижнебоковую поверхность грудной клетки во фронтальной плоскости с одной стороны.

Среднегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на левом боку. При одностороннем дыхании руки инструктора помещаются на средние отделы правой половины трудной клетки спереди и сзади. При двустороннем дыхании одна рука располагается на грудине, другая — сзади на середине грудной клетки. Грудная клетка сдавливается в сагиттальном направлении.

Верхнегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на спине. Руки инструктора помещаются в подключичные области и оказывают давление в дорсальном направлении с обеих или с одной стороны.

Заднегрудное дыхание выполняется в и.п. сидя с максимально кифозированной спиной ("поза кучера") или лежа на спине. Руки инструктора помешаются на нижне-средние отделы грудной клетки и оказывают давление вентрально.

Динамические дыхательные упражнения выполняются с движением туловища и конечностей. При этом отведение и разгибание конечностей, а также разгибание туловища обычно сопровождается вдохом, сгибание и приведение — выдохом. Для усиления вентиляции в задних сегментах легких вдох выполняется при сгибании грудного отдела позвоночника, а выдох — при его разгибании.

Статические и динамические дыхательные упражнения могут выполняться с углублением и замедлением фаз дыхания в зависимости от особенностей нарушения ФВД Так, при рестриктивных изменениях рекомендуются упражнения с углублением вдоха, а при обструктивных - удлиняется выдох, а вдох не углубляется и даже может быть специально уменьшен. При этом максимально исключается напряжение скелетных мышц, чтобы не вызвать рефлекторного напряжения гладкой мускулатуры бронхов.

Известно, что при отсутствии препятствий поток газа по дыхательным трубкам является спокойным, ламинарным, и только в местах деления бронхов появляются завихрения и поток становится турбулентным. При ламинарном потоке газа сопротивление увеличивается обратно пропорционально 4-й степени радиуса. Следовательно, изменение радиуса даже на малую величину влечет за собой значительное увеличение сопротивления Например, при бронхиальной астме (БА) оно может увеличиться в 20 раз. Этому способствует и появление турбулентного движения воздуха в бронхах, заполненных даже небольшим количеством мокроты. Установлено, что сумма линейного и поперечного давления (на стенку бронха) воздушного потока — величина постоянная.

Увеличение линейного давления, что наблюдается в суженных дыхательных путях, уменьшает давление на стенки, вызывая еще большее их сужение во время быстрого выдоха (1, 6).

Дыхание с замедленным удлиненным выдохом способствует увеличению давления на стенки бронхов и снижает линейное давление и, следовательно, препятствует сужению ВПП.

Дренирующие упражнения представляют собой сочетание произвольного динамического дыхания с определенным положением тела. При этом основополагающим является топографическая анатомия бронхов, долей и сегментов.

Основная цель упражнений — облегчение откашливания содержимого ВПП, бронхоэктазов и других полостей, сообщающихся с бронхами. Особенностью выполнения дренирующих упражнений является придание такого положения телу, когда дренируемая область находится над бронхом, расположенным вертикально. В таком постуральном положении пациент должен, постепенно углубляя дыхание, дождаться появления кашля, а затем, откашливаясь, изменить положение тела на противоположное. Такие движения повторяют многократно. Перед выполнением дренирующих упражнений целесообразно принять лекарство, разжигающее мокроту.

Упражнения для дренирования целой доли легкого или ее сегментов

Дренирование верхней доли правого легкого проводится в и.п. сидя, отклонившись назад, левое предплечье - на правом бедре, правая рука поднята вверх. Затем пациент, покашливая, должен выполнить несколько наклонов вниз и влево, касаясь правой рукой пола. Движение повторяют 6—12 раз. Дренирование левой верхней доли проводится с поднятой левой рукой.

Дренирование средней доли выполняется лежа на наклонной плоскости (ножной коней приподнят на 10—15 см) на левом боку, отклонившись кзади, чтобы предплечье правой руки легло сзади на кушетку. При появлении кашля — поворот на живот. (Так же дренируют 4—5 сегменты левой доли, но в положении лежа на правом боку).

Дренирование нижних долей происходит при максимальном наклоне туловища вперед и пребывании в таком положении до появления кашля, а затем возвращение в вертикальное положение. Для дренирования одной нижней доли используется и.п. лежа на противоположном боку с приподнятым ножным концом на 30—40 см и затем при появлении кашля — поворот на одноименный бок.

Значительную роль в нарушении дренирующей функции бронхов играют изменения слизистой оболочки бронхов с нарушением реснитчатого эпителия и раннее экспираторное закрытие дыхательных путей (ЭЗДП). В здоровых легких ЭЗДП происходит в конце максимального выдоха на уровне остаточного объема легких (ООЛ). Раннее ЭЗДП возникает при частичном сужении просвета мокротой, вследствие воспаления слизистой оболочки или бронхоспазма: в области сужения ускоряется поток и снижается радиальное давление, препятствующее спадению бронхов. То же происходит при потере эластичности бронхиол и альвеол, ускорении дыхания. При раннем ЭЗДП развивается гипоксемия.

Под влиянием физических упражнений выведение мокроты происходит благодари перемещению мокроты за счет силы тяжести во время пребывания больного в постуральном положении, передвижению мокроты в момент выдоха за счет кинетической энергии воздушной струи, локальному повышению внутриальвеолярного и внутрибронхиального давления при сжатии руками грудной клетки во время выдоха, отделению вязкой мокроты от слизистой оболочки бронхов при локальной вибрации грудной клетки.

Применение функционального углового стола, методика ЛГ на котором предусматривает сочетание дренирующих упражнений с массажем, способствует получению максимального дренирующего эффекта.

Упражнения для растягивания спаек создают условия, при которых благодаря эластическим свойствам грудной клетки и легочной ткани разобщаются листки плевры, что и способствует растягиванию спаек. Упражнения эффективны только в период образования спаек.

Стадии формирования плевральных спаек

Выделяют три стадии формирования плевральных спаек.

В первой (ранней) стадии , которая длится 15 дней, спайка представляет собой рыхлую соединительную ткань, инфильтрированную фибробластами. Вновь образующиеся кровеносные сосуды состоят из одного слоя эндотелия. В этот период при выполнении специальных упражнений возможен разрыв спаек.

Вторая стадия (продолжительность от 15 дней до 2 мес.) — стадия фибриляогенеза: фибробласты превращаются в зрелые фиброциты, которые продуцируют коллаген; сосуды формируют эластический каркас, но имеют извитое строение. Параллельно в самой спайке идет формирование эластических волокон из ретикулярных клеток. На этой стадии при использовании специальных упражнений возможно растягивание спаек.

В третьей стадии (свыше 2 мес.) наступает полный фиброз: сплошное развитие коллагеновых волокон, ткань становится грубоволокнистой и практически нерастяжимой («жесткий фиксатор»). Такие спайки, ограничивая подвижность легких, отрицательно влияют на ФВД и с помощью физических упражнений растянуть их уже невозможно.
■ Для растягивания спаек диафрагмального отдела плевральной полости используется глубокое диафрагмальное дыхание с паузой после вдоха в положении лежа на спине или лежа на боку, одноименном больному легкому, с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.
■ Для растягивания спаек в костальном отделе плевры используются и.п. лежа на боку, одноименном здоровому легкому, стоя, сидя. Во время выдоха и его задержки поднимают вверх руку на стороне поражения плевры. Одновременно может быть выполнен наклон туловища в здоровую сторону при локализации спаек в боковом отделе, разгибание туловища — при спайках в переднем отделе и сгибание туловища — в заднем отделе.
■ При локализации спаек в синусах в и.п. сидя или стоя, с руками заложенными за голову, выполняют резкий глубокий вдох и задерживают дыхание на 3—5 с.

Упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика)

Цель звуковой гимнастики — нормализовать продолжительность и соотношение вдоха и выдоха (1:1,5; 1:1,75), увеличить или снизить сопротивление воздушной струе на выдохе, облегчить выделение мокроты. При заболеваниях бронхолегочной системы используются упражнения с произнесением согласных и гласных звуков. Согласные звуки создают вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи и бронхиолы.

По силе воздушной струи согласные целятся на три труппы: наименьшая сила развивается при звуках м-м-м, р-р-р; средней интенсивностью обладает струя при звуках б, г, д, в, з; наибольшая интенсивность — при звуках п, ф. Гласные звуки позволяют удлинить выдох и выровнять сопротивление в ВПП. Их произносят в определенной последовательности: а, о, и, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующие звуки ж-ж-ж-ж, р-р-р-р повышают эффективность дренирующих упражнений.

Читайте также: