Основные события русско-японской войны. Ход войны

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русско-японская война 1904 - 1905

План урока: Причины войны Расстановка сил Ход военных действий Итоги войны Причины поражения Последствие войны

Проблемный вопрос «Нужна ли нам маленькая победоносная война».

Расширяем словарный запас: Приоритет - первенство, преимущество, первенствующее значение чего-либо. Экспансия - расширение сфер влияния как экономическими методами, так и внеэкономическими. Флагманский корабль- корабль, с которого командующий управляет подчиненными силами.

Причины Русско-японской войны. - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке; - попытка захвата внешних рынков для развивающейся отечественной экономики; - российская имперская экспансия на Восток; - стремление России и Японии к обогащению богатствами Кореи и Китая. - желание царского правительства отвлечь народ от революционных выступлений. С.Ю.Витте В.К.Плеве

Расстановка и соотношение сил Русское правительство было уверено в победе. Однако, соотношение сил на Дальнем Востоке было не в пользу России Русская армия (на Дальнем Востоке): около Владивостока - 45 тыс. чел; в Маньчжурии - 28,1 тыс. чел; гарнизон Порт-Артура - 22,5 тыс. чел; железнодорожные войска - 35 тыс. чел; крепостные войска (артиллерия, инженерные подразделения и телеграф) - 7,8 тыс. чел. Всего около 150 тыс. чел. Японская армия: после мобилизации насчитывала около 442 тыс. чел. Японский флот

Заполнение таблицы: «Основные сражения русско-японской войны 1904-1905гг. Даты Сражение Итоги

Ход военных действий 1904-1905гг. Крейсер «Варяг» Начало войны: Нападение японской эскадры 27 января 1904 г. на русский флот в Порт-Артуре Утром того же дня в результате неравного боя погибли крейсер «Варяг» и канонирская лодка «Кореец» в корейском порту Чемульпо Русско-японская война 1904-1905 гг. Вторая тихоокеанская эскадра.

1904 г. Гибель флагманского броненосца " Петропавловск " на японских минах. Погибло 29 офицеров и 652 матроса. 31 марта 1904 г. Г ибель главнокомандующего Тихоокеанским флотом С. О. Макарова. Погиб и знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин. Василий Васильевич Верещагин Художник-баталист Степан Осипович Макаров Командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал.

Февраль 1904 г. 60-тысячная 1-я японская армия высадилась в Корее. В неравном бою у города Тюренчена русские войска потерпели поражение и отступили к Ляояну. А прель на Ляодунском полуострове, в тылу Порт-Артура, десантировалась 50-тысячная 2-я японская армия. Противник захватил порт Дальний, превратив его в плацдарм для операций против Порт-Артура. А вгуст 1904 г. р усские войска отразили все атаки японской армии у Порта-Артура и на территории Маньчжурии. Август 1904г. Поражение русских войск под Ляояном. Сентябрь 1904г. Поражение русских войск на реке Шахэ О ктябрь 1904 г. Из балтийского порта Либава на выручку Порт-Артуру вышла 2-я Тихоокеанская эскадра З.П. Рожественского. 20 декабря 1904 г. Генерал А.М. Стессель сдал крепость Порт-Артур врагу. 1904 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Военные действия на море и на суше В феврале 1905 г. преимущество и инициатива перешли к японской стороне. 25 февраля 1905 г. Японские войска заняли Мукден. 14 апреля 1905 г. 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив. 14 – 15 мая 1905 г. поражение 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского у острова Цусима. В июне 1905 г. Япония высадила на острове Сахалин две дивизии. Неравная борьба за остров продолжалась два месяца. 1905 г.

Итоги войны 27 июля 1905 г. В небольшом приморском городке Портсмуте (США) начались русско-японские переговоры. 23 августа 1905 г. Россия и Япония подписали мирный договор. Россия признала Корею сферой японских интересов. Обе стороны обязались вывести свои войска из Маньчжурии. Россия уступала Японии аренду Порт-Артура и южную часть острова Сахалин. Россия предоставляла Японии право рыболовства вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

Причины поражения неподготовленность к войне; военно-техническое отставание; трудности переброски войск и снаряжений на Дальний Восток; недооценка соперника и бездарность командования; дипломатическая изоляция.

Значение Русско-японской войны 1904-1905 война продемонстрировала несостоятельность власти в двух важнейших сферах - военной и внешнеполитической; стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.

Синквейн Война- и мпериалистическая, захватническая г убит, разрушает, уничтожает, калечит жертвы, потери, разруха, страхи…

Домашнее задание: § 4 2. Написать эссе. «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы». С.Ю.Витте Согласны ли вы с этой оценкой? 3. Материал для дополнительного изучения: В наши дни в Шотландии открыт памятник крейсеру «Варяг » 1905-2010гг.


Русско-японская война показала несостоятельность России не только во внешней политике, но и в военной сфере. Череда поражений нанесла непоправимый ущерб авторитету власти. Япония не добилась полной победы, истощив ресурсы, довольствовалась малыми уступками.

Эпиграф: русские воины проявляли героизм и на суше и на море, но командиры не смогли привести их к победе над Японией.

В предыдущих статьях «Причины русско-японской войны 1904 — 1905», «Подвиг «Варяга» и «Корейца» в 1904 году», «Начало русско-японской войны» мы коснулись некоторых проблем. В этой статье рассмотрим общий ход и результаты войны.

Причины войны

    Стремление России укрепиться на «незамерзающих морях» Китая и Кореи.

    Стремление ведущих держав не допустить усиления России на Дальнем Востоке. Поддержка Японии со стороны США и Великобритании.

    Стремление Японии вытеснить русскую армию из Китая и захватить Корею.

    Гонка вооружений в Японии. Рост налогов ради военного производства.

    В планах Японии был захват русской территории от Приморского края до Урала.

Ход войны

27 января 1904 – возле Порт-Артура пробиты японскими торпедами 3 русских корабля, которые не затонули благодаря героизму экипажей. Подвиг русских кораблей «Варяг » и «Кореец » возле порта Чемульпо (Инчхон) .

31 марта 1904 – гибель броненосца «Петропавловск » со штабом адмирала Макарова и экипажем более 630 человек. Тихоокеанский флот оказался обезглавлен.

Май – декабрь 1904 – героическая оборона крепости Порт – Артур. 50 тысячный русский гарнизон, имея 646 орудий и 62 пулемета, отражал атаки 200 тысячной армии врага. После сдачи крепости, к японцам попало в плен около 32 тысяч русских воинов. Японцы потеряли более 110 тысяч (по другим данным 91 тыс.) солдат и офицеров, 15 боевых кораблей затонуло, а 16 было разрушено.

Август 1904 – сражение под Ляояном. Японцы потеряли солдат более 23 тысяч, русские – более 16 тысяч. Неопределенный исход сражения. Генерал Куропаткин дал приказ отступать, боясь окружения.

Сентябрь 1904 – сражение у реки Шахе . Японцы потеряли солдат более 30 тысяч, русские – более 40 тысяч. Неопределенный исход сражения. После этого в Маньчжурии велась позиционная война. В январе 1905 года в России разбушевалась революция, что усложняло ведение войны до победы.

Февраль 1905 – Мукденское сражение растянулось на 100 км по фронту и длилось 3 недели. Японцы начали наступление раньше и спутали планы русского командования. Русские войска отступили, избежав окружения и потеряв более 90 тысяч. Японцы потеряли более 72 тысяч.

Японское командование признало недооценку силы противника. Из России по железной дороге продолжали прибывать солдаты с оружием и провиантом. Война снова приняла позиционный характер.

Май 1905 – трагедия русского флота у островов Цусимы . Корабли адмирала Рожественского (30 боевых, 6 транспортных и 2 госпитальных) прошли около 33 тысяч км и сразу вступили в бой. Никто в мире не смог бы на 38 кораблях победить 121 корабль врага! Только крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный» прорвались к Владивостоку (по другим данным спаслись 4 корабля) , экипажи остальных погибли героями или попали в плен. У японцев сильно пострадали 10 и затонуло 3 корабля.

До сих пор россияне, проходя мимо островов Цусимы, возлагают венки на воду в память 5 тысяч погибших русских моряков.

Война заканчивалась. Русская армия в Маньчжурии увеличивалась и могла еще долго вести войну. Людские и финансовые ресурсы Японии были истощены (в армию уже призывали стариков и детей) . Россия с позиции силы подписала Портсмутский мирный договор в августе 1905 года.

Итоги войны

Россия выводила войска из Маньчжурии, передавала Японии Ляодунский полуостров, южную часть острова Сахалин и деньги за содержание пленных. Эта неудача японской дипломатии вызвала массовые беспорядки в Токио.

После войны внешний государственный долг Японии вырос в 4 раза, у России на 1/3.

Япония потеряла убитыми более 85 тысяч, Россия более 50 тысяч.

От ран скончалось воинов у Японии более 38 тысяч, у России более 17 тысяч.

Все же Россия проиграла эту войну. Причинами были экономическая и военная отсталость, слабость разведки и командования, большая удаленность и растянутость театра военных действий, плохое снабжение, слабое взаимодействие армии и флота. Кроме того, русский народ не понимал, ради чего надо воевать в далекой Маньчжурии. Революция 1905 – 1907 годов еще больше ослабила Россию.

Будут ли сделаны правильные выводы? Продолжение следует.

1904-1905, причины которой известны каждому школьнику, имела большое влияние на развитие России в будущем. Несмотря на то что сейчас «разложить по полочкам» предпосылки, причины и последствия очень просто, в 1904 году предположить такой исход было трудно.

Начало

Русско-японская война 1904-1905, причины которой будут рассмотрены ниже, началась в январе. Флот врага без предупреждения и явных причин напал на корабли русских моряков. Это случилось без видимой на то причины, но последствия были велики: мощные корабли русской эскадры стали ненужным поломанным мусором. Конечно же, Россия не могла пропустить такое событие мимо ушей и 10 февраля была объявлена война.

Причины войны

Несмотря на неприятный эпизод с кораблями, который нанес значительный удар, официальная и главная причина войны заключалась в другом. Все дело было в экспансии России на восток. Это глубинная причина разразившейся войны, но началась она под другим предлогом. Причиной ярости аннексия Ляодунского полуострова, который до этого принадлежал Японии.

Реакция

Как же отреагировал русский народ на такое неожиданное начало войны? Это явно их возмутило, ведь как Япония могла осмелиться на такой вызов? Но реакция других стран была иной. США и Англия определили свою позицию и стали на сторону Японии. Сообщения в прессе, который было очень много во всех странах, явно свидетельствовало о негативной реакции на действия русских. Франция объявила нейтральную позицию, так как нуждалась в поддержке России, но вскоре она заключила договор с Англией, что ухудшило взаимоотношения с Россией. В свою очередь, Германия также объявила о нейтралитете, но действия России в прессе одобрялись.

События

В начале войны японцы заняли очень активную позицию. Ход русско-японской войны 1904-1905 мог резко меняться от одной крайности к другой. Завоевать Порт-Артур японцы не смогли, но предпринимали множество попыток. Для штурма была использована армия из 45 тысяч солдат. Армия встретила мощное сопротивление русских солдат и потеряла почти половину своих служащих. Удержать крепость не удалось. Причиной поражения была смерть генерала Кондратенко в декабре 1904 года. Если бы генерал не погиб, удержать крепость можно было ещё на 2 месяца. Несмотря на это Рейс и Стессель подписала акт, и русский флот уничтожили. Более 30 тысяч русских солдат были взяты в плен.

Всего два сражения русско-японской войны 1904-1905 были действительно значительны. Мукденское сухопутное сражение произошло в феврале 1905 года. Оно по праву считалось наиболее масштабным в истории. Закончилось оно плачевно для обоих сторон.

Второе по важности сражение - Цусимское. Оно произошло в конце мая 1905 года. К сожалению, для русской армии это было поражение. Японский флот был в 6 раз больше русского по численности. Это не могло не отразиться на ходе сражения, поэтому русская Балтийская эскадра была уничтожена полностью.

Русско-японская война 1904-1905, причины которой мы проанализировали выше, шла на пользу Японии. Несмотря на это, стране пришлось дорого заплатить за свое лидерство, ведь её экономика была истощена до невозможности. Именно это толкнуло Японию первой предложить условия мирного договора. В августе в городе Портсмуте начались мирные переговоры. Русскую делегацию возглавлял Витте. Конференция стала большим дипломатическим прорывом для отечественной стороны. Несмотря на то что все шло к миру, в Токио проходили яростные протесты. Народ не желал заключать мир с врагом. Однако мир все равно был заключен. При этом Россия понесла значительные потери в ходе войны.

Чего стоит только тот факт, что Тихоокеанский флот был разгромлен полностью, а своей жизнью ради Родины пожертвовали тысячи людей. И все же, российская экспансия на Востоке была остановлена. Конечно, народ не мог не обсуждать эту тему, ведь было явно понятно, что царская политика уже не имеет такой власти и мощи. Возможно, именно это послужило тому, что в стране распространялись революционные настроения, которые в итоге привели к известным событиям 1905-1907 годов.

Поражение

Итоги русско-японской войны 1904-1905 годов нам уже известны. И все же, почему Россия потерпела крах и не смогла отстоять свою политику? Исследователи и историки считают, что всего существует четыре причины такого исхода. Во-первых, Российская империя была очень изолирована от мировой арены в дипломатическом плане. Именно поэтому единицы поддержали её политику. Имей Россия поддержку в мире, воевать было бы легче. Во-вторых, русские солдаты были не готовы к войне, особенно в сложных условиях. Нельзя недооценивать эффект неожиданности, который сыграл японцам на руку. Третья причина очень банальна и печальна. Заключается она в множественных изменах Родине, предательстве, а также в полной бездарности и беспомощности многих генералов.

Итоги русско-японской войны 1904-1905 годов оказались проигрышными ещё и потому, что Япония была намного более развитой в экономической и военной сферах. Именно это помогло Японии обрести явное преимущество. Русско-японская война 1904-1905, причины которой мы рассмотрели, была негативным событием для России, которое обличило все слабые стороны.

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе; выяснение причины поражения России в войне с Японией.

  • Знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира.
  • Уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

Предварительное задание.

  • Прочитать рассказ Л. Андреева “Красный смех”, выбрать для выразительного чтения эпизоды об “ужасах этой войны” (по 1 мин.);
  • Подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.).

Формы работы. Сообщения учителя и учащихся; чтение фрагментов художественных произведений (Л. Андреев “Красный смех”; А. Степанов “Порт-Артур”; статья Л. Толстого “Одумайтесь!”; Новиков-Прибой “Цусима”, В. Брюсов “Цусима”, Вяч. Иванов “Цусима”), работа с картой.

Оформление урока:

  • портреты Куропаткина А. Н., Макарова С. О., Кондратенко Р. И., Алексеева Е. И.
  • настенная карта “Русско-японская война 1904-1905 гг.”;
  • выставка книг “Слава и горечь русского флота в русско-японской войне”: Новиков-Прибой “Цусима”, Худяков П. К. “Путь к Цусиме”, Семёнов В. “Расплата”, Степанов А. “Порт-Артур”, Озерецкая Е. “Доблесть русского флота” и др.;
  • таблица “Основные события войны”, где будут записаны даты основных событий и число погибших в этих сражениях:

“Основные события войны” (заполняется по ходу урока)

Ход урока

I. Слово учителя.

На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Англию, Францию, молодые капиталистические страны – США, Германия и Япония – стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напряженная международная обстановка. Ее определяли франко-германское и англо-германское соперничество, а также противоречия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддерживание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих регионах. На среднем Востоке Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана.

Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай, Корея, Маньчжурия (Северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддержали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была уступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капиталистических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное восстание (1900 г.), которое было подавлено совместными силами империалистических государств. Русское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым резко обострив противоречия между Россией, с одной стороны, и Японией и Англией – с другой. Союзный договор Японии и Англии в 1902 г. против России был поддержан США. В конце лета 1902 г. Япония направила требование к России о признании полного японского протектората над Кореей в обмен на признание Японией права за Россией свободы действий в Маньчжурии в зоне КВЖД. 31 декабря 1903 г. русской стороне вручены новые требования: Япония настаивала на безраздельном господстве в Корее и признании равных с Россией прав в Маньчжурии. Требования были приняты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января.

25 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.

П. Беседа с классом о причинах войны.

– Определите причины русско-японской войны исходя из характеристики внешней политики России в конце XIX – начале XX вв. и положения на Дальнем Востоке.

Столкновение русских и японских интересов в Корее и Маньчжурии.

Причину войны записать на доске.

– Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.

Во-первых, Россия к началу века являлась империалистической державой и Маньчжурия и Корея входили в сферу ее колониальных интересов.

Во-вторых, из слов В. Плеве становится понятно, что царскому правительству выгодно участие в этой войне, потому что в России к началу века сложилась революционная ситуация, следовательно, победа в войне подняла бы престиж власти и помогла бы избежать революции.

Соотношения сил и планы сторон:

Основные планы Японии Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше – овладение Порт–Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.

Из воспоминаний А.И.Деникина:

К началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. Офицеров и солдат подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки. Но, самое главное, мы недооценили военной силы Японии… Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного.

Общее соотношение морских сил к началу войны

Корабли Россия Япония
Эскадренные броненосцы 7 6
Броненосные крейсера (крейсера I ранга) 4 8
Легкие крейсера (крейсера II ранга) 7 12
Эскадренные миноносцы 27 27
Малые миноносцы 10 19
Минные заградители 2 -
Канонерские лодки 6 8
Всего 63 80
Общий тоннаж, тыс. т. 190 260

III. Характеристика военачальников.

1. Слово учителя. Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1903-1905 гг. царский наместник на Дальнем Востоке).

Его помощник – командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.

2. Сообщение учащегося.

Куропаткин Алексей Николаевич. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: “Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решительности и твердости воли”. В 1898-1904 гг. – военный министр, входил в политическую группу СЮ. Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Куропаткин один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующим всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.

3. Слово учителя.

Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

4. Сообщение учащегося.

Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., во время которой немало способствовал активизации русских морских сил на Черном море. В 1897-1898 гг., будучи уже вице-адмиралом, построил по собственному проекту ледокол “Ермак”, на котором плавал в морях Арктики. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. 1 февраля 1904 г. назначен командующим I Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце “Петропавловск”, который подорвался на минной банке. А ведь никто не уделял большего внимания развитию минного оружия, никто так не предупреждал об его всё возраставшей опасности, как сам Макаров! После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.

IV. Хронологическое освещение хода войны. Основные сражения.

Слово учителя. Русско-японскую войну делят на 3 хронологических периода

Предлагается временные рамки этих периодов записать в тетрадь (см. табл.).

1. Сообщение об основных событиях первого периода:

26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”. Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру – шесть крейсеров, восемь миноносцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.

2. Чтение эпизода из романа А. Степанова “Порт-Артур”. “...Между тем “Варяг” медленно опрокидывался на левый бок.

Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной “Варяг”, которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью... Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез...”

3. Слово учителя. Впоследствии о подвиге “Варяга” была написана песня, в которой есть такие слова:

Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят вовек Геройскую гибель “Варяга”!

4. Сообщение учащегося у карты. 5 мая 1904 г. пять японских дивизий высадились на побережье Порт-Артура и атаковали близлежащий холм; после нескольких атак при поддержке морской артиллерии 27 мая холм был занят. Таким образом, генерал Ноги смог окружить Порт-Артур с суши и обстреливать русские корабли в гавани. Порт-Артур был отрезан от Маньчжурии. Началась длительная семимесячная осада.

5. Слово учителя. В августе 1904 г. в Маньчжурии 3 японские армии, продолжая наступление, соединились у Ляояна.

6. Сообщение ученика у карты. Здесь с 11-21 августа произошло сражение между 152-тысячной русской армией генерала А. Н. Куропаткина и японскими войсками маршала Оямы (130 000 чел.).

Японцы планировали решительное наступление с обходом обоих флангов русской армии, однако их силы были недостаточны для решения такой задачи.

В этих условиях все атаки японцев были отбиты, и командующий японскими войсками дал приказ об отступлении, но Куропаткин опередил Ояму на 2 часа, также дав приказ об отступлении. Хотя русская армия превосходила по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине незнания местности, отсутствия карт, данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решение об отступлении к Мукдену

1. Сообщение об основных событиях второго периода: После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок.

Задание. Прослушав отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 – 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

“В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров”.

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны – молодого офицера: “... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: “Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым”.

Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

2. Сообщение учащегося.

Кондратенко Роман Исидорович. Генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал Седьмой Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артур, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 г., защищая крепость.

3. Слово учителя. После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

4. Сообщение учащегося. За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости – генералами Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.

5. Слово учителя. После падения Порт-Артура Куропаткин попытался разбить главные японские силы под Мукденом до прибытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла в феврале 1905 г.

6. Сообщение ученика у карты. По плану Куропаткина русские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сражение, беспрецедентное по напряженности, длительности и масштабам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

3-й период (март-август 1905 г.)

1. Слово учителя. После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.

Рожественский Зиновий Петрович (1848 – 1909)– Родился в семье военного врача, получил разностороннее образование. В 1864 поступил в Морской корпус, затем в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге и в 1873 был выпущен по первому разряду лейтенантом. Работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, увлекался электротехникой. В 1898 был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Востоке поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, запертой японцами в Порт-Артуре. Рожественский, раненный в этом бою, был оправдан военно-морским судом. В 1906 уволен в отставку.

2. Сообщение ученика у карты.

Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием адмирала 3. П. Рожественского и японский флот (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командованием адмирала Того.

Задание учащимся: чтобы нагляднее представить себе силы сторон, составьте таблицу.

Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

Чтение фрагмента “Гибель "Ослябя"” из книги Новикова-Прибоя “Цусима”.

“Когда 14 мая после перестрелки с неприятельскими разведочными крейсерами... показалась японская эскадра, на броненосце “Ослябя” пробили боевую тревогу...

Но вот здесь-то и случилось то, чего никто не ожидал от командующего 2-й эскадрой адмирала Рожественского, в боевые способности которого так слепо верили в Петербурге. С первого же момента благодаря несуразным манёврам адмирала “Ослябя”, как мы знаем, был поставлен в такое положение, что вынужден был застопорить машины, чтобы не протаранить впереди идущее судно. Противник воспользовался этим и, делая последовательный поворот на шестнадцать румбов и ложась на параллельный с нами курс, открыл по нему сильнейший огонь...

Японцы быстро пристрелялись к стоячей мишени... Снаряды начали сыпаться градом... А броненосец покорно подставлял свои борта и ничего не предпринимал, чтобы выйти из-под обстрела Когда ему представилась возможность двинуться вперёд и когда внутри его заколотились все три машины в четырнадцать тысяч пятьсот индикаторных сил, а за кормой зарубили все три винта, он уже имел несколько пробоин в носовой части...

По всем палубам, по всем многочисленным отделениям пронеслись отчаянные выкрики:

– Броненосец опрокидывается!

– Погибаем! -Спасайся!

Командир Бэр, без фуражки, с кровавой раной на лысой голове, но с папиросой в зубах... сказал своим офицерам:

– Да, тонем, прощайте!

Потом в последний раз затянулся дымом и громко скомандовал:

– Спасайтесь! За борт! Скорее за борт!

Но время было упущено. Корабль стал быстро валиться на левый борт. Все уже и без приказа командира поняли, что наступил момент катастрофы. Из погребов, кочегарок, отделений минных аппаратов по шахтам и скобам полезли люди, карабкаясь, хватаясь за что попало, срываясь вниз и снова цепляясь. Каждый стремился скорее выбраться... рассчитывая выскочить наружу, за борт...

Командир Бэр, несмотря на разгорающийся вокруг него пожар, не покидал своего мостика. Для всех стало ясно, что он решил погибнуть вместе с кораблём. Казалось, все его заботы теперь были направлены только к тому, чтобы правильно спасались его подчинённые. .. Он командовал, стараясь перекричать вопли других:

В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен...

Из машинистов и механиков ни один не выпрыгнул за борт. Все они, в числе двухсот человек, остались задраенными в своих отделениях. Каждый моряк может себе представить, что произошло с ними... В жаркой тьме вопли смешались с грохотом и треском падающих тяжестей. Но одна из трёх машин и после этого продолжала некоторое время работать, разрывая попадавших в нее людей на части. Это были последние судороги погибающего корабля. Водой эти закупоренные отделения корабля заполнились не сразу. Значит, те, которые не были ещё убиты, долго оставались живыми, проваливаясь в пучину до самого морского дна. И, может быть, прошёл не один час, прежде чем смерть покончила с ними”.

4. Слово учителя. Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.

V. Работа с учебником., с документом

Из воспоминания Деникина

Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях Имели 446тыс. бойцов (под Мукденом – около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины

cвоего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; Фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенки; Армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически;

Связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух армии не был сломлен…

Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32%меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось. ..

Россия отнюдь не было побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург “устал” от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишили его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.

Вопрос классу: Какой вывод вы можете сделать, анализирую документ?

1. Чтение раздела в учебнике “Портсмутский мир”.
2. Выводы после прочтения.

– Когда был подписан Портсмутский мир? Дату записать в тетрадь.

Перечислите условия этого мирного договора. В результате “Портсмутского мира” Россия

1) уступила Японии южную часть Сахалина;
2) разрешила бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;
3) признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;
4) передала права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и портом Дальним Японии.

Определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?

Я считаю, что первое условие договора было наиболее тяжелым, так как это территориальные потери.

– А какие условия считаете вы?

VI. Художественная иллюстрация событий русско-японской войны.

1. Слово учителя. И всё-таки самым тяжёлым для страны оказалась гибель русских людей. Ради чего стоило затевать войну?

Обращение к эпиграфу.

Многие писатели откликнулись на русско-японскую войну. Свое “простое слово” сказал В. Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья Л. Толстого “Одумайтесь!”.

Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе “Красный смех” (первоначально “Война”).

Действительно, “Красный смех” – сильнейшая из проповедей, которыми человечество порывается “умертвить бессмертного, загадочного духа войны” (В. Иванов). Леонид Андреев воспроизвел не только ужасы маньчжурской резни, но и беспримерное жестокосердие власть имущих, которые увеличивали эти ужасы. Нужна ли война человеку? Конечно же, нет. Не случайно антивоенное произведение Андреева имело такую популярность во всём мире. Рассказ был переведен на английский, испанский, болгарский, французский, финский, польский, румынский, венгерский, сербский языки и даже эсперанто.

VII. Подведение итогов урока.

Оцените шансы русской армии и флота на победу. Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн человек, но на Дальнем Востоке их было немногим более 120 тыс. человек. Японские вооружённые силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным. Поэтому изначально шансы на победу были невелики

– Проанализируйте роль географического фактора в предстоящей войне.

Общепризнано, что геополитический фактор влияет на развитие страны, равно как и на ведение военных действий. Далеко находящаяся Япония, трудность с доставкой личного состава, боеприпасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника – всё это не оставляло возможности для победы в этой войне.

Какие основные сражения были в этой войне? {Этапы). Были ли примеры русского героизма? Каково было общественное мнение на ведение Россией предстоящей войны?

Общественное мнение не было единодушным. Однако, по-моему, определяющими были слова “Зачем это нужно?” Статья Толстого “Одумайтесь!”, произведения Л. Андреева, В. Иванова, В. Брюсова и есть тому подтверждение.

Домашнее задание.

1. Учитывая сделанные на уроке выводы, ответьте письменно в тетради на вопрос: почему при очевидной невозможности победить в войне Россия начала её?

2. Выскажите предположение о том, какими будут последствия поражения России для внутреннего положения в стране.

Русско-японская война возникла из-за амбиций осуществлять экспансию Манчжурии и Кореи. Стороны вели подготовку к войне, понимая, что рано или поздно, они перейдут к сражениям, чтобы решить между странами «дальневосточный вопрос».

Причины войны

Основной причиной войны стало столкновение колониальных интересов доминирующей в регионе Японии и претендовавшей на роль мировой державы России.

После «Революции Мэйдзи» в Империи Восходящего Солнца вестернизация шла форсированными темпами, а вместе с тем Япония все больше территориально и политически росла в своем регионе. Выиграв войну с Китаем в 1894-1895 гг., Япония получила часть Манчжурии и Тайвань, а также пыталась превратить экономически отсталую Корею в свою колонию.

В России же в 1894 году взошел на престол Николай II, авторитет которого среди народа после «Ходынки» не был на высоте. Ему требовалась «маленькая победоносная война», чтобы снова завоевать любовь народа. В Европе не было государств, где бы он мог легко победить, а Япония со своими амбициями идеально подходила на эту роль.

У Китая был арендован Ляодунский полуостров, строилась военно-морская база в Порт-Артуре, проводилась железнодорожная ветка до города. Попытки через переговоры разграничить сферы влияния с Японией не дали результатов. Было понятно, что дело идет к войне.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Планы и задачи сторон

В начале ХХ века у России была мощная сухопутная армия, но основные ее силы дислоцировались западнее Урала. Непосредственно на предполагаемом театре военных действий был немногочисленный Тихоокеанский флот и около 100000 солдат.

Японский флот строился при помощи англичан, подготовка кадров так же велась при наставничестве европейских специалистов. Армия Японии составляла порядка 375000 бойцов.

Русскими войсками был разработан план по оборонительной войне до скорой переброски из европейской части России дополнительных воинских подразделений. После создания численного превосходства армия должна была перейти в наступление. Главнокомандующим был назначен адмирал Е. И. Алексеев. Ему подчинялся командующий Маньчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин и принявший должность в феврале 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров.

Японский штаб рассчитывал использовать преимущество в живой силе для ликвидации русской военно-морской базы в Порт-Артуре и перенесении военных действий на территорию России.

Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

Военные действия начались 27 января 1904 года. Японская эскадра атаковала русский Тихоокеанский флот, стоявший без особого охранения на Порт-Артурском рейде.

В тот же день в порте Чемульпо были атакованы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Корабли отказались сдаваться и приняли бой против 14 кораблей японцев. Противник оказал почести героям, совершившим подвиг и отказавшимся отдавать свой корабль на радость врагам.

Рис. 1. Гибель крейсера Варяг.

Атака на русские корабли всколыхнула широкие народные массы, в которых и до этого формировались «шапкозакидательские» настроения. По многим городам проводились шествия, даже оппозиция на время войны прекратила свою деятельность.

В феврале-марте 1904 года в Корее высадилась армия генерала Куроки. Русская армия встретила ее в Маньчжурии с поставленной задачей задержать противника, не принимая генерального сражения. Однако 18 апреля в бою при Тюречене восточная часть армии была разбита и создалась угроза окружения русской армии японцами. Между тем японцы, имея преимущество на море, проводили переброску военных сил на материк и взяли в осаду Порт-Артур.

Рис. 2. Плакат Страшен враг, но милостив Бог.

Первая Тихоокеанская эскадра, блокированная в Порт-Артуре, трижды принимала бой, но адмирал Того не принимал генерального сражения. Вероятно, он опасался вице-адмирала Макарова, который первым применил новую тактику ведения морского сражения «палочка над Т».

Большой трагедией для русских моряков стала гибель вице-адмирала Макарова. Его корабль подорвался на мине. После гибели командующего, Первая Тихоокеанская эскадра перестала вести активные действия на море.

Вскоре японцам удалось стянуть под город крупную артиллерию и подтянуть свежие силы в количестве 50000 человек. Последней надеждой оставалась Маньчжурская армия, которая могла снять осаду. В августе 1904 в битве при Ляояне потерпела поражение, и это выглядело вполне реально. Японской армии большую угрозу создавали казаки-кубанцы. Их постоянные вылазки и бесстрашное участие в боях наносили вред коммуникациям и живой силе.

В японском командовании начали говорить о невозможности далее вести войну. Если бы русская армия перешла в наступление, то так бы и случилось, однако командующий Кропоткин отдал абсолютно глупый приказ об отступлении. У русской армии и далее было множество шансов развить наступление и выиграть генеральное сражение, но Кропоткин всякий раз отступал, давая противнику время на перегруппировку.

В декабре 1904 года погиб командующий крепостью Р. И. Кондратенко и вопреки мнению солдат и офицеров Порт-Артур был сдан.

В компании 1905 года японцы опередили наступление русских, нанеся им поражение при Мукдене. Общественные настроения начали выражать недовольства войной, начались волнения.

Рис. 3. Сражение под Мукденом.

В мае 1905 года в воды Японии вошли сформированные в Санкт-Петербурге Вторая и Третья Тихоокеанская эскадра. В ходе Цусимского сражения обе эскадры были уничтожены. Японцами были применены новые типы снарядов, начиненные «шимозой», расплавляющие борт корабля, а не пробивающие его.

После этого сражения участники войны решили сесть за стол переговоров.

Подведя итог, сведем в таблицу “События и даты русско-японской войны”, отметив, какие сражения произошли в русско-японской войне.

Последние поражения русских войск имели тяжкие последствия, вылившиеся в Первую Русскую революцию. Ее нет в хронологической таблице, но именно этот фактор спровоцировал подписание мира против истощенной войной Японии.

Итоги

За годы войны в России было разворовано огромное количество денежных средств. Казнокрадство на Дальнем Востоке процветало, что создало проблемы со снабжением армии. В американском городе Портсмут при посредничестве президента США Т. Рузвельта был подписан мирный договор, по которому Россия передавала южный Сахалин и Порт-Артур Японии. Также Россия признавала за Японией господство в Корее.

Поражение России в войне имела огромное значение для будущей политической системы в России, где будет ограничена власть императора впервые за несколько сотен лет.

Что мы узнали?

Говоря кратко о русско-японской войне, следует отметить, что признай Николай II за японцами Корею, войны бы не было. Однако гонка за колониями породила столкновение двух стран, хотя еще в XIX веке отношение к русским у японцев было в целом более положительное, чем к многим другим европейцам.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 465.

Читайте также: