Понятие общества как основной категории социологии. Понятие общества в социологии

Введение

1. Понятие общества

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный


1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. 2. Общество как система Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются...

И действовать по отношению к ним определенным образом. Выделял порядка 20 основных инстинктов: воспроизводства, любопытства, драчливости или враждебности. Вопросы по истории социологии 1. Зарождение и становление социологии как науки. 2. Классификация наук Огюста Конта. 3. Идеальные типы социологии Макса Вебера. 4. Социальная статика и социальная...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие общества

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид - это элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество - это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество - это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный

1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация - наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия - страна, государство, общество.

Страна - часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства - обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий - выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах - широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении - социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно - все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

Браки заключаются между представителями данного объединения.

Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

Оно обладает собственной системой правления.

У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами,поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества - число уровней управления и степень социального расслоения.

Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.

Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

Сложные общества - это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.

Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота исобирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охотеисобирательстве, является самым древним обществом. Поскольку висторических истокахоноуходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадияхозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество.Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнивания) диких животных.Огородничество выросло изсобирательства на основевыращивания продуктов на небольших участках земли.

Небольшие огороды со временем уступили место обширнымполям, примитивные деревянные мотыги-- деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основехозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Безсомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые завсю историю появляется эксплуатация человека человеком.С земледелием связываетсязарождение государства,городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

На смену аграрномуобществу пришло индустриальное общество,основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Индустриальное общество родилось в ХVIII векевследствие великой индустриальной революции (родинойкоторой была Англия)и великой Французской революции 1783- 1794 гг. Первойхарактерной чертойэтого общества является индустриализация -- создание крупного машинного производства.

Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнятту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии - 10%, Японии - 15%.

Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации - переселения людей вгорода и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющуюроль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причемскорость, какой на смену старымпрофессиям приходили новые,возросла в десятки исотнираз.

В 70-х годах ХХ века насмену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях:автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация,преобладание сферы обслуживания над сферой производства-- таковыхарактерные черты этого общества.

и современное в соответствии с

В соответствии е этойтипологией традиционное общество характеризуется:

1)естественным разделением и специализацией труда(преимущественно по половозрастному признаку);

2) персонализацией межличностного общения (непосредственноиндивидов, а недолжностных лиц);

3)неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);

4) связанностью членов отношениями родства;

5) примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной властью).

Современное обществохарактеризуется иными,более развитымисоциальными качествами:

1)развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе,связанной с образованием и опытом работы);

2)ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяют общественным заказом исоциальными функциям индивидов);

3) формальной системой регулирования отношений и силой писанного права: законов, договоров и т.д.;

4) сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);

5) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).

Формационный подход к анализу общества.

Формационный подход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялся экономический базис -совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И надстройка - совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.

Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.

Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.

Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Цивилизационный подход к анализу общ ест ва.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине - средний класс, а внизу - бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества - число уровней управления и степень социального расслоения.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные.

Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования.

Четвертая типология строится на разделении общества на традиционноеи современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

Помимо приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.С. Социальная психология. - М., 1980.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980.

3. Бендикс Р. Современное общество // Американская социология. - М., 1992.

4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994.

5. Мостовая И.В. Что такое общество? - Ростов н/Д., 1995.

6. Радугин А.А. Социология. - М., 2003.

7. Соарес К.С. Общество в процессе изменения // Социологические исследования. 1991. №12.

8. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современные подходы к пониманию общества. Социологический анализ общества. Социально-исторический детерминизм. Типология обществ. Поиск научных подходов и методов построения теории общества. Социальные связи. Теория "социальных групп".

    реферат , добавлен 22.11.2006

    Структура общества, характер развития и содержание его деятельности. Социальное пространство и общественные отношения как условие формирования различных сфер жизни общества: политической, духовной, социальной и экономической, их сущность и взаимовлияние.

    презентация , добавлен 29.11.2011

    Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Закон ускорения исторического времени. Элементы социальной структуры. Различия между социальной структурой древнего и современного общества. Технический и культурный прогресс. Закон неравномерности, мыслимое и реальное многообразие обществ их типология.

    реферат , добавлен 07.04.2009

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Основные теории в изучении общества. Его составные элементы и уровни. Основные признаки общества по Э. Шиллзу. Определение понятий "страна" и "государство". Содержание социальных изменений, их виды и уровни. Функции общества, выделенные Т. Парсонсом.

    реферат , добавлен 15.07.2009

    Сущность и характерные черты общества как социальной системы, его типология. Особенности детерминистского и функционалистского подхода к обществу. Основные функциональные требования для обеспечения стабильного существования общества как системы.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Смысл термина "общество". Природа и общество: соотношение и взаимосвязь. Подходы к определению общества в современной науке. Признаки общества. Общество это совокупность, сумма индивидов. Пять аспектов социальной системы. Социальная суперсистема.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2008

    Основные категории системного анализа, социологическое понятие "общество" и его качественные характеристики. Структура и исторические типы обществ, различные подходы к анализу общества. Формы развития общества, социологическая теория трех стадий.

Как и все ученые, социологи ставят перед собой цель увеличить знания о мире, в котором мы живем. Это не только ценно само по себе, но и важно для развития современной цивилизации.

Может показаться, что, поскольку большинство социологов преподают в колледжах и университетах, их деятельность оторвана от мира бизнеса и политики.

Студенты часто противопоставляют свой опыт обучения в колледже реальному миру, и выражение "башня из слоновой кости” подразумевает оторванность преподавателей от этого мира. Однако данный стереотип вводит в заблуждение, так как между социологией в реальным миром существует множество связей.

СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Прежде всего следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующий ее совершенствованию и процветанию. Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и других общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства и репрессий со стороны властей. Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой депрессии 30-х годов социологи сосредоточились на исследовании безработицы и ее влияния на семейную жизнь; во время второй мировой войны многие из них стали изучать роль пропаганды и ее воздействие на нравственное сознание населения; в беспокойные 60-е годы возрос интерес социологов к таким видам общественной деятельности, как студенческое движение и борьба за гражданские права. В настоящее время социологи уделяют большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Все эти примеры показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. Многие частные ее области, например криминология, социология нищеты,социология психического здоровья и психических болезней, также свидетельствуют о ее тесной связи с проблемами общества.

В то же время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явлений или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем. Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которою были опубликованы в 1944 г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

Социологические знания проникают в широкие слои общества многими путями. Во-первых, растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в таких правительственных учреждениях, как, например, Бюро переписи населения (Bureau of the Census), а также в организациях, имеющих дело со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Во-вторых, методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример - опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и опросов общественного мнения.

Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Например, если бы Министерство здравоохранения и социального обеспечения США решало вопрос о распространении литературы, способствующей снижению числа внебрачных детей, социологическое исследование представило бы информацию о группах населения, в которых отмечается самый высокий уровень незаконнорожденности, о том, в какой мере дойдет до них эта кампания, об эффективности распространения литературы о контроле рождаемости. Наконец, содиологиче- ское исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации. Например, социологи дали оценку результатов программы “Умственное развитие”, предназначенной для оказания помощи детям из бедных семей перед их поступлением в школу.

Изучение этой программы показало, что она повышала коэффициент умственного развития у детей. Правда, дальнейшие исследования обнаружили, что через пару лет эти дети перестали выделяться среди других по данному показателю. Но зато, становясь подростками, они реже отставали в учебе, чаще заканчивали среднюю школу и проявляли большее стремление получить высшее образование, чем дети, не охваченные программой “Умственное развитие” (Браун, Грот- берг, 1980). Такой вид исследования называется оценочным, он получил довольно широкое распространение за последние 15-20 лет.

1 .Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа. Социология стала формироваться как наука около двух веков назад. 2.

Социологи применяют несколько основных подходов. Демографический подход характеризует общество посредством изучения рождаемости, смертности и миграции населения. Психологический подход объясняет поведение людей, раскрывая стоящие за ним мотивы, мысли, социальные установки. Коллективистический подход применяется при изучении групп и организаций.

Четвертый подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих взаимоотношений, пятый, культурологический - анализирует поведение в связи с такими элементами культуры, как общественные нормы и ценности. 3.

Социологи изучают общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология уделяет главное внимание анализу повседневного взаимодействия людей, макросоциология исследует основные структуры общества. 4.

Основной теорией на микросоциологическом уровне является теория символического взаимодействия (интеракцио- низм). Сторонники этой теории считают, что люди придают определенные значения (символы) воздействиям внешнего мира и реагируют в большей степени на эти символы, а не на сами воздействия. Прошлый опыт и разделяемое всеми участниками понимание символов облегчают процесс взаимодействия. 5.

На макросоциологическом уровне существуют две основные теории: функционализм и теория конфликта. Функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется устойчивое, единое общество. Основу теории конфликта составляет положение Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их положением в экономической системе и что конфликт между этими классами неизбежен. Некоторые современные сторонники теории конфликта придают основное значение системе распределения власти, а не экономическим различиям. 6.

Социологическое исследование начинается с гипотезы - утверждения, предполагающего, что одни факты связаны с другими на основе причинной зависимости. Теорией называется система взаимосоотнесенных гипотез. Социологические методы - это правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой. 7.

Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной. 8.

Основными методами социологического исследования являются выборочное обследование, полевое исследование, историческое исследование и эксперимент. Применяя эти методы, исследователь пытается контролировать все вероятные причины изучаемого явления, рассматривая каждую из них в отдельности. Социолог ограничивает число независимых переменных в ходе эксперимента или другого вида исследования. 9.

Для развития социологии необходим политический климат, благоприятствующий свободе исследования и публикации его результатов, исключающий угрозу репрессий. На развитие социологии оказывают влияние также социальные проблемы и кризисы. В свою очередь, деятельность социологов помогает определить проблемы общества и привлечь к ним внимание. 10.

Социологическое знание оказывает воздействие на общество следующим образом: а) люди с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных организациях;

б) методы, разработанные социологами, применяются в других областях исследовательской деятельности;

в) работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям, а также представляют информацию для принятия решений по вопросам социальной политики;

г) социологическое!исследование помогает оценить действенность (воздействие) существующей социальной политики.

ОГЮСТ КОНТ

Опоста Конта часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит “наука об обществе”.

Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных, изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур-


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

_______________________ЭУ -09 609 047___________________________________

группа номер зачетной книжки

Оценка ___________

Дата проверки _____________

Подпись преп. _______________

Контрольная работа №1

По предмету: Социология

Вариант: Тема №6 (Социология общества)

Выполнила:

Фамилия: Дудина

Имя: Юлия Отчество: Николаевна

Домашний адрес:

652470, г. Анжеро-Судженск Кемеровской область

Дата сдачи _____________

Дата отправки _____________

Социология общества

Введение

1.Определение и строение общества.

2.Признаки общества.

3. Общество как социальная система.

4.Типология общества.

Заключение

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА.

Введение .

Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственныо – территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающих на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Проблема общества в социологии является одной из самых трудных. Как заметил Э. Гидденс, «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, но по большей мере остаётся неисследованным». Причина этого, видимо заключается в необычайной сложности социального образования, обозначаемое понятием «общество»

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Начнём с того, как социология трактует понятие « общество». Э.Дюркейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, произошло из обыденной речи, где оно никогда не имело чёткого определения. Так, например, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающим высоким престижем и привилегиями (типа «высшее общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым антропологами, и «национальное государство», употребляемым политологами. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В таком случае речь идёт об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский. Оба они по-своему правы и каждый из них даёт что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Коснёмся вначале узкосоциологического подхода.

В узком смысле под обществом понимают:

- определённую группу людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;

- сложно организованную систему взаимодействия людей , имеющую свою структуру и институты.

Для того чтобы правильно представлять себе такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Страны изучает география, государство – политология, а общество – социология.

Проще всего мыслить общество в рамках тех или иных государственных границ. Французское общество совпадает с Францией как страной и государством. То же самое можно сказать об американском, российском, английском и др. обществах. Но не всегда общество можно представить на основе территориально-государственного принципа, к примеру, на свете не существует такого образования, как люксембургское общество.

Общество – это социальная организация страны, но также нации, народности племени. Было время, когда чётких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны – результат территориального раздела мира.

Однако общество существовало и в ту далёкую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие « общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, (именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад).

Это понятие приобретает совершенно определённое значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г Р.Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считал обществом:

- постоянная территория – например, Испания в своих государственных границах;

-пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

- высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

-политическая независимость - общество не является подсистемой или часть какой –то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.

Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

Браки заключаются между представителями данного объединения;

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

У него есть собственное название и своя история;

Оно обладает собственной системой управления;

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов) , которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающие на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно -родственные системы (заключение браков и приём новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное – они не являются частью другого целого.

Можно дать иное определение: обществом следует называть самую крупную группу, в которой только приходится жить людям и в которую включаются все другие группы.

Общества бывают большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письменность, руководствующиеся в своей жизни законом и не подчиняющиеся ему.¹

Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объёму власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедное и бесправно большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов : семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.

Можно разделить общество на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство распределение, обмен и потребление. К ней относятся не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.п.

Политическая сфера – это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д.

ОбществеРеферат >> Социология

С объектами пограничных наук. Главный объект социологии -общество как целостная саморазвивающаяся система и его... , принципы философии лежат в основе понятий социологии общества , общественных отношений, социальных связей, социальных...

Введение

1. Понятие общества

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный

1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами,поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.

Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.

Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота исобирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охотеисобирательстве, является самым древним обществом. Поскольку висторических истокахоноуходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадияхозяйственной деятельности скотоводство ( пастушество) и огородничество.Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнивания) диких животных.Огородничество выросло изсобирательства на основевыращивания продуктов на небольших участках земли.

Небольшие огороды со временем уступили место обширнымполям, примитивные деревянные мотыги- деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основехозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Безсомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые завсю историю появляется эксплуатация человека человеком.С земледелием связываетсязарождение государства,городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

На смену аграрномуобществу пришло индустриальное общество,основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Индустриальное общество родилось в ХVIII векевследствие великой индустриальной революции (родинойкоторой была Англия)и великой Французской революции 1783- 1794 гг. Первойхарактерной чертойэтого общества является индустриализация - создание крупного машинного производства.

Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнятту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии - 10%, Японии – 15%.

Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации - переселения людей вгорода и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющуюроль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причемскорость, какой на смену старымпрофессиям приходили новые,возросла в десятки исотнираз.

В 70-х годах ХХ века насмену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях:автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация,преобладание сферы обслуживания над сферой производства- таковыхарактерные черты этого общества.

с

В соответствии е этойтипологией традиционное общество характеризуется:

1)естественным разделением и специализацией труда(преимущественно по половозрастному признаку);

2) персонализацией межличностного общения (непосредственноиндивидов, а недолжностных лиц);

3)неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);

4) связанностью членов отношениями родства;

5) примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной властью).

Современное обществохарактеризуется иными,более развитымисоциальными качествами:

1)развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе,связанной с образованием и опытомработы);

2)ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяют общественным заказом исоциальными функциям индивидов);

3) формальной системой регулирования отношений и силой писанного права: законов, договоров и т.д.;

4) сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);

5) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).

Формационный подход к анализу общества.

Формационный подход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялся экономический базис –совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.

Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.

Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.

Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Цивилизационный подход к анализу общества.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные.

Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования.

Четвертая типология строится на разделении общества на традиционноеи современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

Помимо приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.С. Социальная психология. – М., 1980.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980.

3. Бендикс Р. Современное общество // Американская социология. – М., 1992.

4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

5. Мостовая И.В. Что такое общество? – Ростов н/Д., 1995.

6. Радугин А.А. Социология. – М., 2003.

7. Соарес К.С. Общество в процессе изменения // Социологические исследования. 1991. №12.

8. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Читайте также: