Что такое референтная группа в психологии. Референтная группа, виды и типы

). Понятие «Р.» впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно получило широкое распространение, но толковалось разными исследователями по-разному. B ряде исследований в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации . В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п.). Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Референтность

Отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью.

Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широкое распространено, однако трактуется по разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации - мнений, позиций, оценок. Отсюда референтность понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации.

В зависимости от ситуации референтность проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом коей он является, либо группа, с коей он себя соотносит, не будучи ее реальным участником. Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр.).

Следует различать:

1 ) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, «диктующий» индивиду нормы его поведения;

2 ) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее.

Референтность как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтности в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения - реального или воображаемого - другому значимому лицу.

Итак, референтность имеет форму субъект-субъект-объектных отношений - таких, при коих отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом.

Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры - референтометрии (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Референтность

   РЕФЕРЕНТНОСТЬ (с. 513) (от лат. referens - сообщающий) - качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения. Референтными выступают те лица или социальные группы, на чьи оценки человек ориентируется при собственном восприятии событий и явлений, а также самого себя; чье мнение выступает для него значимым при планировании и осуществлении собственных действий. Референтность - важный фактор межличностных отношений, хотя она и не связана непосредственно с эмоциональными предпочтениями: человек может быть заинтересован в общении с некоторыми лицами, но их позиция может и не быть для него достаточно значимой. И наоборот, референтным может выступать лицо или круг лиц, общение с которыми не приносит человеку эмоционального удовлетворения, но чьи суждения, однако, воспринимаются им как значимые. Референтной может также выступать личность или группа, с которыми человек не связан узами непосредственного общения, но чью позицию он расценивает как эталонную.

Понятие «референтная группа» было введено в 30-х гг. XX в. американским психологом Г.Хайменом, который установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать.

В процессе становления личности референтность различных людей и социальных групп претерпевает изменения. Первоначально главными референтными лицами для ребенка выступают родители, на чьи оценки ему необходимо ориентироваться в освоении человеческого опыта и форм поведения. Впоследствии референтность родителей снижается, а в подростковом и юношеском возрасте иногда полностью утрачивается в силу обостренного стремления растущего человека к независимости. Однако такая независимость никогда не бывает абсолютной. В качестве референтной группы по мере взросления все большую роль обретает группа сверстников, в которую ребенок реально включен или в которую он стремится войти. По мере становления личности также происходит формирование способности к более независимым самостоятельным суждениям и оценкам. Зрелость личности отчасти и состоит в способности опираться на собственные нравственные позиции. При этом стандарты референтных лиц и групп служат для сопоставления и анализа, но не играют исключительной определяющей роли.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "референтность" в других словарях:

    РЕФЕРЕНТНОСТЬ - англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    Референтность - англ.Reference форма особых межличностных отношений: опосредованных содержанием групповой деятельности; и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других индивидов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру … Словарь бизнес-терминов

    Референтность - – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Референтность - Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании этих норм данным индивидом. Положительная или отрицательная Р. поведения индивида, в том числе и речевого поведения, со… … Словарь социолингвистических терминов

    референтность Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Референтность - Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или социальной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    РЕФЕРЕНТНОСТЬ - англ. reference; нем. Referentialitat. Форма особых межличностных отношений, опосредствованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в соц. ориентации зависимость субъекта от др. индивидов … Толковый словарь по социологии

Для определения социального объединения, которое конкретный индивид осознанно воспринимает как эталонный стандарт для формирования своих личностных качеств, моделей поведения и ценностных ориентаций, принято применять термин «референтная группа». Это может быть реально существующая либо вымышленная группа лиц, используемая человеком для проведения оценки и анализа самого себя, а также окружающих его людей.

Такие сгруппированные объединения могут выполнять самые различные функции, влияя на предпринимаемые индивидом решения, поступки, поведение и отношение к происходящему вокруг. Что такое «референтная группа», что именно подразумевают под этим понятием и насколько значимой в жизни конкретного человека она может быть, мы более подробно расскажем далее.

Основные термины и интересные факты

Говоря о том, что означает понятие «референтная группа», следует привести все существующие определения этого термина. Например, в изучающей становление и развитие общества социологии под данным словосочетанием понимают объединение людей, которое индивид воспринимает как «точку отсчета» для принятия решений и оценки окружающей обстановки. Также это может быть группа обычных людей, воспринимаемых человеком или группой лиц как образец для подражания.

В маркетинге под тем же термином скрывается обозначение определенного социального круга, который может влиять (непосредственно или косвенно) на личность таким образом, что она будет менять свою модель поведения или отношения к чему-либо. Детально изучаемое в социологии понятие референтных групп медленно, но уверенно перешло в маркетинг и другие сферы деятельности современного человека.

Интересно узнать, что в психологии имеется схожее определение для таких формирований. Если верить этому научному направлению, референтной считают группу, к которой хотел бы принадлежать человек, так как он одобряет те ценности и ориентиры, которым следует указанное сообщество.

Если опустить научную терминологию и говорить простым языком, то референтная группа – это группа людей, от мнения которых зависит самооценка человека, его поведение, форма мышления и убеждения. Так, примерами подобных социальных кругов могут быть объединения богатых людей для бедняков, умных – для менее осведомленных и образованных и т.д.

Каждому человеку свойственно проводить самооценку, сравнивая себя с группой лиц, являющейся для него «эталонным стандартом». Оценивая такое соотношение, он будет выбирать модель поведения, характерную для данной социальной группы.

Однако если учесть тот факт, что один человек может состоять сразу в нескольких уникальных сообществах, ориентиры для дальнейшей его деятельности и отношения к окружающим могут существенно отличаться. Индивид может быть участником референтной группы либо не иметь к ней никакого отношения. При этом связь референта с ней нельзя назвать устойчивой, даже если речь идет о членской группе, группе взаимодействия, к которой лицо имеет непосредственное отношение (это семья и ближайшее окружение).

Как ранее уже оговаривалось, референтная группа вполне может быть реальной. К подобным объединениям можно отнести семейный круг, спортивную команду, а также социальные сообщества, которым сам человек позволил оценивать себя. К воображаемым сообществам может относиться богема, элита общества. В настоящий момент влияние воображаемой референтной группы на поведение, отношение и самооценку индивида значительно превышает значимость реально существующей.

Человек на протяжении своей жизни, в зависимости от сложившейся ситуации, может выбирать каждый раз разный референтный образец для принятия решения и формирования жизненного ориентира.

Существующие классификации групп, характеристики сообществ

Существует несколько типов общественных объединений, в основе которых лежат классификации по внешним признакам, структурным отличиям и взаимодействию референта с конкретным кругом лиц.

Так, референтная группа может быть первичной или вторичной в зависимости от того, насколько масштабной она является и как в ней взаимодействуют участники.

  • Первичная – это небольшое сообщество, в котором все участвующие лица взаимодействуют повсеместно и постоянно.
  • Вторичная – группа, которая может быть разной по численности участников, но характеризующаяся периодическими контактами участников.

Если брать за основу структуру эталонных формирований, то можно выделить референтные группы:

1. Неформальные – это те, в которых нет определенной структуры, но есть общие интересы, составляющие основу объединений. Подобные социальные формирования способны в значительной мере влиять на индивида в ранний период его развития и в старости.

2. Формальные – это объединения, структура которых четко регламентирована и прописана в соответствующих документах. Примером таких сообществ являются политические партии и рабочий коллектив.

Также референтная группа может быть:

  • Позитивной, когда человек добровольно стремится перенять манеры, стиль и правила сообщества, отождествляя себя с состоящими в данном сообществе лицами.
  • Негативной, когда субъектом не одобряются ценностные ориентиры сообщества, на фоне чего он отвергает связь с группой.

Каждая референтная группа построена таким образом, что в ней всегда присутствует власть, обладающая привилегиями перед остальными участниками. Таким образом, она способна склонять состоящих в сообществе лиц к определенной модели поведения. Есть несколько разновидностей подобного воздействия на референтов:

  • Власть принуждения. Субъект подвергается влиянию посредством наказания и отмены вознаграждения (например, выговор на работе, который может изрядно подпортить трудовую книжку сотрудника).
  • Власть вознаграждения (поощрения). Власть добивается нужного поведения от участников, мотивируя их вознаграждением (обещания руководства повысить зарплату).
  • Власть самоидентификации. Прием, предусматривающий влияние на субъекта и его образ жизни через его пожелание принадлежать к сообществу.
  • Власть легитимная. Влияние на мнение и поведение субъектов производится через получение их согласия на то, что на выдвинутое требование или просьбу власть имеет законные основания.

У каждого человека может быть далеко не одна референтная группа, к которой он может иметь непосредственное или косвенное отношение. Это может быть круг семьи или друзей, музыкальная группа, спортивная команда и т.д. В большинстве случаев социальное объединение может даже не подозревать о том, насколько значимым оно является для того или иного субъекта, в то время как он выстраивает возможное мнение сообщества в отношении самого себя.

Бывают также ситуации, когда для одного и того же субъекта эталонные объединения представляют противоположные ценностные ориентиры. В подобных случаях такое референтное влияние может стать причиной развития внутриличностных конфликтов. От них удается избавиться при помощи привлечения профессионалов, способных тактично разрешить проблему. Автор: Елена Суворова

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - группа, круг людей, чье поведение и взгляды воспринимаются как эталонные в определенной социальной среде, на которых многие люди ориентируются в поисках духовных ценностей, в выработке стереотипов поведения, мироощущения, мировоззрения.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 348.

Группа референтная

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ. Реальная или воображаемая социальная группа, выступающая в процессе социологического исследования в качестве образца, эталона, с которым индивид сверяет свое социальное положение и корректирует свое поведение в данных условиях. Выбор группы референтной играет важную роль в осуществлении социального сопоставления, идентификации, интернационализации и социализации.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Референтная группа (НФЭ, 2010)

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refere – сопоставлять, сравнивать, сообщать) – реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы может выступать как малая, так и большая социальная группа. Понятие «референтная группа» впервые ввел в 30-е годы 20 века Г. Хаймен. Для ребенка референтной группой выступает семья, для подростка – сообщество сверстников, для молодого человека – часто студенчество вообще, для взрослого человека – представители конкретной престижной профессии...

Группа референтная (Головин, 1998)

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - группа, цели, мнения и ценности коей в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах (см. ): группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, установок социальных и ориентации ценностных индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах (см. ): группа референтная здесь выступает как эталон, посредством коего индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные...

Группа референтная (Шапарь, 2009)

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах (см. Мотивация): группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах (см. Перцепция социальная): группа референтная здесь выступает как эталон, посредством которого индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой...

На протяжении жизни человек вступает в социальное взаимодействие со многими людьми и группами людей, оказывается в разных социальных общностях. Какие-то из них он выбирает, а в какие-то попадает по воле случая.

Референтная группа – особая по значимости группа людей , эталонная модель, с которой человек соотносит, сравнивает и отождествляет себя. Референтные группы наиболее интересны с точки зрения психологии, так как влияют на личность, являясь неотъемлемым компонентом социализации. Эталоны поведения, идеалы, нормы морали и нравственности, принятые в референтной группе, являются ориентирами для человека, его поведение и самооценка зависят от этой группы.

Итак, значимость референтной группы выражается в том, что она:

  • влияет на самооценку личности,
  • определяет критерии оценки других людей,
  • определяет нормы поведения, моральные нормы,
  • формирует социальные установки, социальную направленность личности,
  • определяет ценности, приоритеты, принципы, потребности человека,
  • оказывает влияние на формирование личных мнений и взглядов индивида.

Группа может быть как реальная и постоянно существующая (например, семья), так и условно существующая или виртуальная (например, компьютерные взломщики-хакеры).

Референтные группы в жизни человека

Как правило, личность относит себя к нескольким референтным группам. Число таких групп увеличивается по мере взросления человека.

Сначала для малыша важна только его семья , он ориентируется на нормы и правила, установленные в ней. В этот период ребенком усваиваются базовые понятия норм морали и нравственности.

Затем ребенок попадается в детский коллектив . Влияние референтной детской группы на ребенка очень заметно, когда малыш начинает просить у родителей купить ему, к примеру, игрушку, которую имеет большинство детей в группе. В этом возрасте ребенку трудно отличить свои потребности от потребностей группы. Поэтому чаще всего оправданием аморальных детских поступков выступает фраза: «Так все сделали, поэтому и я тоже!». Малыш учится сосуществовать с другими людьми, общаться, дружить, учитывать интересы окружающих, быть причастным к группе.

Для подростка имеет большое значение компания друзей и класс, в котором он учится . Если в классе «модно» быть умным, ребенок, который хорошо учится, будет еще усерднее учиться. В таком случае референтная группа будет для него «положительной». Если же в классе более уважаемы личности, которые совсем не хотят учиться, ребенок либо подстроиться под требования группы и станет учиться хуже, либо проявит такую черту личности как нонконформизм и будет продолжать учиться хорошо. Во втором случае референтная группа станет для него «негативной», но все же останется значимой.

Подросток наиболее склонен сравнивать себя с другими, он стремится к идеалам, хочет быть уважаемым членом группы сверстников. Подростки вливаются в различные группы молодежных субкультур, фанатов музыкальных коллективов, компьютерных игр и в другие значимые общности.

Человеку очень важно, соотнося себя со значимыми другими, иметь собственные мнения и взгляды, уметь противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Чем более развитой, сознательной является личность, тем более требовательно относится к выбору значимой группы. В подростковом возрасте, человек может связаться с антисоциальными личностями и группировками, следуя желанию оказаться в «плохой», но авторитетной компании.

реальная или воображаемая группа, к-рая служит для индивида образцом, эталоном, системой отсчета для оценки самого себя и др., а также одной из основ формирования соц. установок, норм поведения и ценностных ориентаций. Это группа, к к-рой человек относится сознательно. Р.г. должна отвечать следующим значениям: 1) группа, на к-рую индивид ориентируется в своих действиях; 2) группа, к-рая служит для индивида образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа, в к-рую индивид стремится вступить, стать ее чл.; 4) группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразными эталонами для индивида, к-рый не явл. непосредственным ее чл. Выбор индивидом Р.г. и соотнесение себя с ней выполняет две осн. функции: социализации и соц. сравнения, динамическим аспектом к-рой явл. установка индивида на соц. мобильность (если Р.г. индивида не совпадает с его группой членства, Р.г. явл. ориентиром его соц. перемещения). Различают Р.г. реальную и воображаемую. Реальная Р.г. - это группа людей, служащая для личности эталоном реализации оптимальных для нее соц. норм и ценностей; воображаемая - отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов. Эти персонифицированные образы людей представляют «внутр. аудиторию», на к-рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. На практике понятие Р.г. применяется при изучении соц. мобильности, процессов адаптации личности к разл. соц. средам, эффективности средств массовой коммуникации. Лит.: Руденский Е.В. Социальная психология. М.; Новосибирск, 1997; Фролов С.С. Социология. М., 1997. Л.Г.Скульмовская

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

от лат. refere - сопоставлять, сравнивать, сообщать) - реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы может выступать как малая, так и большая социальная группа. Понятие «референтная группа» впервые ввел в 30-е гг. 20 в. Г. Хаймен. Для ребенка референтной группой выступает семья, для подростка - сообщество сверстников, для молодого человека - часто студенчество вообще, для взрослого человека - представители конкретной престижной профессии. Так, для начинающего спортсмена референтной группой являются профессиональные хоккеисты, футболисты или баскетболисты, для начинающего ученого - выдающиеся светила науки и т. д. Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества избираемой референтной группы. Молодежь, не имеющая среднего или высшего образования, не сделавшая удачной карьеры, воспитанная в неполных или неудачных семьях, встает на путь правонарушений часто еще и потому, что референтную группу, которой она стремится подражать, составляют местные «авторитеты», люди с криминальным прошлым.

Первоначально термином «референтная группа» обозначалось сообщество, членом которого индивид не является, но к которому стремится принадлежать. Позднее его стали трактовать более широко, включая и ту группу, к которой индивид принадлежит и мнение которой для него авторитетно. Правильный выбор референтной группы играет две важные социальные роли - сравнения и социализации. При сравнении себя с референтной группой индивид оценивает свое нынешнее социальное положение и выбирает нужный ориентир для будущего продвижения или построения социальной карьеры. В процессе социализации он усваивает нормы и ценности эталонного сообщества, т. е. вначале идентифицирует себя с ним, а затем интернализирует (усваивает) его культурные образцы поведения. Референтная группа выполняет также функцию центра социального притяжения, когда индивид, неудовлетворенный группой своей принадлежности, совершает перемещение по социальной лестнице в другую. Социальной мобильности способствует наличие центра отталкивания - антипода референтной группы. Для молодежи таковым сегодня выступает армия, в которую они стремятся не попасть и потому направляют свои усилия на поступление в вуз, который предоставляет отсрочку. Референтная группа выполняет также функцию «группы поддержки», повышая социальное самочувствие индивида и оказывая ему физическую защиту.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Читайте также: