Как пережить неудачу и получить от этого пользу. Как легче переносить повседневные неудачи

«Беда не приходит одна» - думаю, многие согласятся с этой поговоркой. И вправду, стоит произойти некому негативному событию и понеслось как в сказке: «Чем дальше, тем страшнее». Бывает и так, что вроде бы и «падать» то ниже некуда, так нет, изобретательная жизнь придумает такую «сочную оплеуху», что вляпаешься так, что предыдущая покажется просто детской неудачей.

Так всё же, почему одно горе, цепляет за собой другое, а то, в свою очередь, следующее, порой превращая жизнь в одну сплошную чёрную полосу?

Кто-то скажет, что виною всему карма, кто-то спишет все на порчу, сторонники Зеланда скажут, что всё это дело «маятников», ну а скептик скажет: «Это простая случайность». И знаете, возможно все они, отчасти правы, точного объяснения никто не знает, и все эти пункты действительно работают, особенно если верить в них.

  • Уж поверьте мне, умудрённому специалисту по «оплеухам» от жизни и всевозможным «чёрным полосам» (а так же серым, чёрным в крапинку, с кружочками и всеми прочими тёмными оттенками), и не просто доморощенному философу-любителю, а именно практику.

Ну, а уж практики у меня было: «вагон, да маленькая тележка», посудите сами:

Еще в детстве я перенёс 13 воспалений лёгких (не считая прочих мелких болячек и болезней позднее), врачи своими «опытами» (без ведома родителей) чуть не угробили меня и сделали так, что я долго шарахался от всех людей. Подрастая, моя боль ушла, но мои страхи превратились в комплексы и фобии. Всё вокруг казалось окрашенным в тёмные тона, несмотря на множество всевозможных события мой организм притупил не только боль, но и эмоции.

В детстве, неся стакан с водой и перешагивая через спящего на лестничной площадке пьяного соседа я упал (так как он в это время начал ворочаться), и упал я так, что половина разбитого стакана торчала в центре моего лба.

Так я стал ещё бояться и пьяных

Несмотря на то, что мама работала на полторы ставки, брала подработку на дом — нехватка денег была всегда. А отец часто пил и постоянно был в разнообразных разъездах (иногда годами), в поисках: то ли себя, то ли просто для удовольствия. Мне тогда казалось, что живу я в какой-то постоянно тёмной полосе, которой просто нет конца. Негативные события просто меняли друг друга и я так ко всему этому привык, что стал воспринимать всё это как в порядке вещей.

Именно тогда я начал впервые интересоваться саморазвитием, НЛП, эзотерикой, тогда я впервые стал задумываться: почему у одних получается всё, а у других ну ничегошеньки, несмотря на множество приложенных для этого усилий. И знаете, тогда я сумел выйти из череды «чернухи» — стал общительным, весёлым и вполне оптимистичным молодым человеком, поверив в то, что жизнь состоит не только из чёрных полос, но и ещё из светлой радости, предвкушения хорошего и конечно же любви.

Но в жизни всё циклично и вторую чернущую полосу , а вернее, второй свой жизненный урок я «огрёб» уже после армии, когда мне было 25 лет. Тогда я уже был женат и у меня уже родился первый сын.

Во-первых, я тогда здорово похудел, во вторых моя мама заболела раком и за несколько месяцев «сгорев» в болезни, умерла у меня на руках. Через несколько месяцев после смерти мамы, умирает отец (тромбы в сонных артериях). В перерывах между этими событиями у моего двоюродного брата умирает дочка (синдром внезапной смерти). Ну, и на последок мы разводимся с женой и на меня начинаются наезды со стороны жены по поводу родительской квартиры (она с ребёнком были прописаны в родительской квартире).

Эта чёрная полоса продолжалась несколько лет без просвета и порой мне казалось, что я просто сойду с ума. Я тогда был просто уверен в то, что на мне какая то порча и однажды разбив по случайности зеркало в ванной, уже в серьёз думал, что всё, наверное, следующий уже я. Я начинаю бегать по бабкам в надежде на то, что с меня снимут колдовские чары и все невзгоды пройдут. Как оказалось – ничего не помогло, а помогла мне только вера в себя, вера в то, что Бог не оставит меня, вера в то, что всё будет хорошо и ……., но, СТОП — всё это заслуживает отдельной истории.

Т олько для самых нетерпеливых напишу про моё сегодня:

У меня всё хорошо, у меня маленькая семья: я, жена (моложе меня на 9 лет) и моя большая радость – это семимесячный сынишка, Ярослав. Старшему сыну (от первого брака) скоро будет 19 лет, живёт он в другом городе, но он с радостью приезжает ко мне в гости и я его очень люблю.

Родительскую квартиру тогда отстоять в полном объёме не получилось, но зато у меня своя, правда, пока небольшая квартирка (в ближайших планах расширение жилплощади).

Работаю я в небольшой мебельной фирме замом директора, работы много, но надеюсь, что перспектив на будущее ещё больше. Несмотря на всю свою занятость иногда строчу в свои блоги, с надеждой на то, что может кому-то и пригодится.

  • Отступив немного от темы рассказом о своей жизни я преследовал цель не похвалиться перед вами и показать себя с красной стороны — отнють, я просто хотел сказать и показать всем читателем своего блога:

«В жизни невозможного нет – всё в ней меняется, ведь это основной закон физической материи. В жизни есть место всему: и радости тоже, и как бы тебе сегодня не было тяжело, помни: всё заканчивается и чёрная полоса тоже, а вот на какое время она затянется — зависит прежде всего от тебя самого. Мир не против тебя, он нейтрален, но вот в какой цвет его окрасить – выбирать тебе. Ведь правда в том, что в твоих силах выбрать какую мысль или эмоцию можно поддержать, а какую постараться отмести как ненужную?».

Ад и рай уже существуют внутри тебя – только выбирай, что тебе поддержать.

Е сли тебе понравилось, то читай дальше, если нет – что ж, я не настаиваю, у каждого своя правда, выбирай другой путь – благо их много.

Перед началом основного повествования ещё раз подчеркну вам то, что я не лезу в заумные дебри рассуждений, я просто пишу про свой опыт, про те выводы к которым я пришёл на сегодняшний день, постараюсь передать вам «капельку уверенности» в себя и опишу вам те «примочки», которые для меня работают.

Аксиомы светлых и тёмных полос или золотая, полосатая скрижаль от Oleg Plett :

  • Мир по отношению к нам нейтрален.

Он и не злой, и не добрый, ему ровным счётом по барабану на нас, он ровно такой, каким мы его приняли внутри себя. Мир вокруг тебя — это отражение твоего внутреннего состояния.

  • Вера – это очень сильный «джин» в наших руках.

Во что верить – решать только тебе. Веришь в то, что будет всё хорошо – «по вере вашей вам и будет», веришь в то, что жизнь жестокая «штука» — получай своё, закон работает и в этом случае. Искренне веришь в то, что Бог и все светлые силы стоят горой за тебя – будь уверен, так оно и есть.

  • Любовь может всё.

Любовь – это не эгоистическая жажда обладания, конечно же нет. Любовь — это самая высокая по вибрации энергия. Любовь не ищет и не заискивает, она полноценна и самодостаточна, она может любой ад превратить в цветущий рай. Любовь – это Бог, любящий несмотря ни на что. Бог прощает нас не за наши поступки, он прощает нас потому, что он Бог (любовь). Ближе всего по энергетике к истинной любви – материнская любовь. Чем больше любви в твоей жизни, тем светлее, лучше и ровнее твоя жизнь.

  • П одобное притягивает подобное.

Негативные мысли и эмоции притягивают негативные ситуации, которые в свою очередь порождают новые отрицательные эмоции — это похоже на замкнутый круг и если его не прервать – так может продолжаться всю жизнь. И наоборот, радостные эмоции притягивают хорошие события. Вывод напрашивается сам.

  • М еняя свои мысли, эмоции и убеждения мы меняем течение своей жизни

Фильтруй каждую эмоцию и мысль, выбирай из них только положительные и правильные, культивируй их в себе.

  • Ч увство вины запускает механизм наказания.

Вот почему так важно исповедоваться. Воспринимайте свои ошибки как важные уроки жизни, а поэтому, как и любой урок его надо усвоить и понять смысл пережитого. Как только осознал свою ошибку – ты переломил ситуацию, ты выучил урок, а после этого имей силу простить и себя и других.

  • Ж ивя настоящим, ты выбираешь лучший вариант из возможных.

Об этом я уже не раз.

  • Б езвыходных ситуаций нет.

Закрывая одну из дверей Бог всегда открывает другую.

  • П риняв решения действуй.

У тебя активного всегда больше шансов, чем у тебя же пассивного. Так не лежи на диване — действуй.

  • Н икогда не делай другому на зло — зло убивает .

Делая другому на зло — ты плохо делаешь в первую очередь себе, кто с этим сталкивался меня поймёт.

  • Л юбые изменения происходят не мгновенно — нужно время.

И это хорошо, а то если бы всё менялось мгновенно — вот бы мы тогда понаворотили. Не надо сетовать на то, что время идёт, а ничего не меняется, надо просто верить в то, что счастье неизбежно.

Надеемся, что неудачи все-таки не повседневные. И потом, многое зависит от их восприятия. Для одних случившееся - мелочь, для других - трагедия. А посему нужно воспитать в себе внутреннюю стойкость и умение противостоять невзгодам. Восприятие - не видимость, это свойство мозга. Обида, боль, злость - все рождается там, в его глубинах. Значит, надо заняться «перевоспитанием» своего мозга, если переживания просто мешают жить.

Советов от психологов всего два. Правда, из этих двух рецептов можно извлечь гораздо большее число вариантов преодоления повседневных неудач. Чтобы избежать депрессии от влияния внешних факторов, рекомендуют воспитывать устойчивость к их влиянию методами:

  • внутреннего диалога
  • тренировками ума

Первый метод означает «разговор с самим собой». Горевать об очередной неудаче можно сколько угодно, но вместо этого вмешайтесь в этот поток «мысленного плача», проговорив про себя, как сделана ошибка, что следует предпринять, чтобы ее исправить. Замените пессимизм оптимизмом.

Крупные неприятности происходят нечасто. Но у лидеров в повседневной рутине они имеют свойство накапливаться, раздражать, взрывать хрупкое душеное равновесие. Снова нужна стойкость и умение восстанавливаться. Для этого используется второй метод - умственные упражнения. Ученые-неврологи видят причину нашего расстройства в том, что миндалевидное тело, своеобразный локатор, который предупреждает мозг об опасности, начинает превалировать над префронтальной частью коры головного мозга, погружая нас в депрессию. Все дело в том, насколько быстро нейроны вернут наш мозг к здоровому эмоциональному состоянию.

По мнению ученых Висконсинского университета, левая часть префронтальной коры ответственна за возвращение нас к норме. А правая часть активна, когда мы испытываем огорчение. У людей по-разному развиты эти области активности, что и отличает их поведение в случае неудач или неприятностей. Одни приходят в себя быстро, другие дольше переживают, медленно восстанавливаясь после стресса. Вот так и были разработаны упражнения для мозга, которые способствуют полной концентрации мозга на происходящем вокруг человека и при этом не вызывают эмоционального всплеска.

Пять упражнений для левой области мозга


Тренировка для смещения акцента с правой стороны, которая поддерживает стресс, на левую, восстанавливающую спокойствие, не займет много времени и требует всего лишь концентрации. Специалисты рекомендуют 20-30 мин. в день. Нужно немногое:

  1. подыскать уютное, тихое местечко, где никто вас не потревожит, закрыть дверь и отключить телефон
  2. сесть поудобнее, расслабится, но спину держать прямо
  3. сконцентрироваться на своем дыхании, осознавая каждый вдох и выдох
  4. не стараться давать оценку: правильно вы дышите или нет, не пытаться что-либо изменить в ритме дыхания
  5. стараться услышать звуки, которые доносятся до вас, обращать внимание на мысли, приходящие в голову, а потом снова сосредоточиться на дыхании.

Ежедневная практика помогает сместить акцент на восстанавливающую сторону, возвратить эмоциональную стойкость.

Принимайте неудачи с достоинством . Легко можно расклеиться, когда вы переживаете незначительные потери в какой-то области своей жизни. Вместо того чтобы начинать упрекать себя, старайтесь сохранить самообладание. Это особенно важно, если неудача, которую вы переживаете, касается и других, например, вашего романтического партнера, начальника или просто знакомого. Если вы будете плохо управлять этими отношениями, ваша уверенность в себе только снизится. Но если вы урегулируете эти отношения с изяществом и мастерством, вы сами себе продемонстрируете, что вы способный и волевой человек.

  • Скажем, вам не дали повышения, и на эту должность выбрали другого сотрудника. Вместо того чтобы расстраиваться или злиться, сумейте достойно принять поражение, подойдите к человеку, который получил эту должность, и поздравьте его. Такое поведение позволит вам показать себя как порядочного и достойного человека. Это также хорошая практика для победы – постоянные размышления о своем проигрыше так же неблагоприятны, как хвастовство своим успехом.
  • Даже если вы не подойдете к “победителю” (или если подобный сценарий не подходит под ваши обстоятельства), постарайтесь ни снаружи, ни в душе не зацикливаться чрезмерно на своем поражении. Примите свое разочарование и перегруппируйтесь.

Не указывайте ни на кого пальцем. Обвинение других – это еще один признак того, что человек не умеет справляться с неудачами и не способен брать ответственность на себя. Если дела пошли не так, как вам хотелось, совсем неуместно возлагать вину на других. Обвинение других, даже если эти люди частично ответственны за ситуацию, только навредит вам.

  • Во-первых, возложение вины на других приуменьшает вашу собственную роль в ситуации. Оно позволяет вам ткнуть пальцем в кого-то другого и снять с себя ответственность за собственные ошибки и просчеты. Во-вторых, обвинение дает вам повод для проявления неуважения или злобы по отношению к другому человеку.
  • Не позволяйте игре в поиски виновного отравить ваше сердце. Признайте, что все люди совершают ошибки (даже вы) и старайтесь учиться на собственных.
  • Когда вы берете ответственность на себя, вы способны быстро перейти от чувства обиды к поиску решения проблемы или к плану Б.
  • Заботьтесь о своем организме. Когда люди расстраиваются из-за собственных ошибок или определенных жизненных ситуаций, они, как правило, пренебрегают своим здоровьем и благополучием, и тогда следующий удар приходится на уверенность в себе (и настроение). Предотвратите возникновение дальнейших неудач, будучи добрым и внимательным к своему организму. Несмотря на вашу текущую ситуацию, возьмите на себя обязательство всегда питаться сбалансированной пищей, богатой витаминами и питательными веществами, регулярно заниматься физическими упражнениями и спать от 7 до 9 часов каждую ночь.

    Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

    8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО»

    Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так:

    При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! .

    В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания.

    Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения.

    Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

    …Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ().

    Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам – прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости – ничто .

    Внутренние искушения можно понимать как агрессивное продвижение врагом греховных прилогов (помыслов) по стадиям их превращения в страсти для пленения человека. Так как в этой агрессии преследуется конечная цель нашей гибели, мы должны упорно бороться с врагом и его прилогами. Внутренние искушения для нас – сигнал к борьбе, неприятной и трудной, но необходимой для спасения. Старец говорит о необходимости побеждать врага с помощью благодати Божией, так как своих сил для такой победы у нас не хватит.

    Внешние искушения – это скорби, притеснения, обиды, досады и т.д., приносимые нам другими людьми или обстоятельствами нашей жизни. Людей мы должны прощать, а обстоятельства терпеть. Борьбы с искушениями бояться не нужно, тем более впадать в малодушие. Господь укрепляет нас в этой борьбе, ибо она нам на пользу, и подает такую духовную радость, что перед ней меркнут все земные радости.

    Старцы обращают внимание на то, что искушения не только тяжелы, но и длительны. Их череда может продолжаться долгие годы и десятилетия, а школа борьбы с ними оказаться пожизненной. Преп. Анатолий (Зерцалов) пишет своей подопечной:

    Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко бороться со страстьми. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют – конечно, неприятно! А я вот, матушка, в монастыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же – и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь… А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фарисея .

    В молодости человеку часто кажется, что искушения должны быть быстро изжиты, ибо сама их тяжесть воспринимается как свидетельство их ненормальности. И лишь постепенно вырабатывается понимание, что грехи наши серьезны и страсти живучи, и что, немного уступая нашей воле и желанию исправиться, они затем восстают на нас с новой силой. И искушения, это неизбежное и горькое лекарство, которым врачует нас Господь, снова и снова приходят к нам.

    Оттого-то и не следует впадать в уныние, но, сознавая, что причина искушений в нас самих, следует смиряться и укорять себя по примеру мытаря. Терпеливым укорением себя можно куда больше преуспеть в низложении нашего горделивого устроения, нежели бесчисленными жалобами на чужую несправедливость или недостоинство. А Господь, видя таковое наше произволение не к самооправданию и обвинению других, но к покаянию, простит нас и облегчит нам бремя искушений.

    Старцы учат, что без искушений нет спасения, и очень точно показывают то положительное действие, которое искушения производят в человеке. Так, преп. Макарий замечает:

    Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин : «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные&hellip ;.

    В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума».

    В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом.

    Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит:

    Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других….

    Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

    …Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные .

    Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях ставимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. При этом часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые искушения, чем те, что были.

    8.2. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

    На основе общего понимания роли искушений в нашей жизни, о котором шла речь в предыдущем параграфе, старцы давали разъяснения и многих более частных вопросов по этой теме. Первая группа таких вопросов относится к тому, «для чего конкретно посылаются (попускаются) искушения».

    В подавляющем большинстве случаев старцы акцентируют наше внимание на том, что без искушений невозможно придти к познанию наших немощей, а через это – к смирению. Учитывая, что по учению старцев ищет в человеке, прежде всего смирение, такая позиция вполне понятна. Например, преп. Макарий утверждает:

    …Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, Аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях – и следа не было смирения, но все одно оправдание .

    В нашей жизни много происходит такого, что нас возмущает. Особенно это касается мнений, слов и действий людей по отношению к нам в тех или иных ситуациях. А как действуем в ответ мы сами? Старец предлагает нам вникнуть в наши действия, т.е. спокойно разобраться в логике нашей реакции. И мы видим, что поведения наше полностью предсказуемо: во всех случаях стремимся себя оправдать, изыскивая мыслимые и немыслимые аргументы для доказательства нашей правоты или невиновности. А доводы других – оспариваем, стараясь найти в них малейшую зацепку для опровержения или, по крайней мере, сомнения.

    При таком подходе нам приходится сталкиваться с повторяющимися искушениями, которые самой своей регулярностью обратят, наконец, наше внимание, на нашу собственную роль в этих искушениях. И мы увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей самоуверенности и несмирении. И стоит лишь изменить свой подход на смиренный, как мы обнаруживаем, что возможным оказывается то, что до этого мы не могли получить даже прилагая огромные усилия. И это то, о чем напоминают старцы – смиренным подает благодать.

    …Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, – слава Богу! Но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющих нам смирение .

    Духовные утешения, как и дарования, должны быть чистыми. Увы, мы, грешные, имеем такое устроение души, что, приняв чистый дар, оскверняем его своим самолюбованием и превозношением. От этого и утешения перестают быть утешениями, но порождают тягость, и дарования идут не на пользу. Потому и несем по Промыслу Божию утешения и дарования через искушения, которыми смиряемся и сохраняем ниспосланное неповрежденным.

    Преп. Лев говорит об этом так:

    …И просим вас не унывать и удивлятися, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих, и дабы мы не мудрствовали не думали нечто о себе, но смиряли бы и себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке… попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас&hellip ;.

    Не всегда мы явно склоняемся к превозношению, отдавая порой предпочтение мудрованию, т.е. мысленному и произнесенному многословию. В этом многословии много усложняется наше восприятие происходящего с нами, но не проясняется. И чем больше отвлеченных рассуждений имеем, тем больше незаметно приходим все к тому же самооправданию и превозношению.

    Поэтому старец подсказывает, что не в мудровании заключено решение, но в исповедовании мудреных помыслов, да и отдании себя под крепкую руку Божию. Этим и надлежит преодолевать искушения. А благодушие, это мягкое одеяние души, в котором обессиливается гордость, очень способствует тому, чтобы Господь не оставил нас и помог пройти искушение.

    Вот здесь-то и открывается нам смысл старческого слова, что искушения нам Господь посылает, чтобы не лишились мы заступления. Преп. Макарий объясняет:

    Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению .

    Благодать, мир, тишина и спокойствие – отраднейшие переживания души. В них человек отдыхает, набирается сил, наслаждается лучшим, что есть в жизни. Но подобно тому, как безмерно затянувшийся отдых превращает человека в бездельника, а безделье подвигает к необдуманным поступкам, так и душа – если долго и постоянно пребывает в благодатном мире и покое – может стать склонной к особому и высокому мнению о себе.

    В затянувшемся покое слабеет в человеке восприятие собственной греховности, сложности и трагизма мира, в котором мы живем. Через ослабленный контроль собственного сознания все настойчивее и успешнее прорываются горделивые помыслы, и человек начинает с ними соглашаться. Но за это превозношение лишается человек заступления свыше и в разленении, мечтаниях и слабости становится неискусен в борьбе со страстями. А потом и вовсе может уйти со скорбного, но спасительного пути.

    Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» () .

    Искушения нужны, чтобы мы «не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно». Нерадение о своей жизни, как и жизни других, проявляется в нас многообразно. Здесь и нерадение о вере, когда не молимся и забываем слово Божие, и нерадение о других, когда нашим непостоянством и легкомыслием вызываем проблемы в чужой жизни, и нерадение о себе, когда не разобравшись в ситуации, принимаем на себя неудобные или неуместные обязательства. Искушения, которые предваряют или следуют за нерадением, отучают нас от него и прививают навык внимательности и осторожности.

    Удары искушений вынуждают нас к борьбе, в которой мы опытно постигаем свою немощь и смиряемся, удаляясь от высокоумия. Без этого же мы легко соскальзываем в особое мнение о себе, которое превращает нас в гордецов. Напротив, держась смирения, мы становимся более опытными, искусными, твердыми.

    Как поясняет в заключение старец, Господь прежде всего попускает искушения, чтобы выявилось «кто есть кто» среди людей. Все мы, конечно, грешные. Но при нашествии искушений одни из нас каются и исправляются, а другие падают еще ниже. Это зависит от сложившегося, порой скрытого от нас устроения души, которое человек имеет. В искушениях человек сам для себя открывает, каков его выбор, что он любит более – Бога или мир, сласти или воздержание, смиренномудрие или страстное желание возвыситься над всеми.

    8.3. ЗА ЧТО НАСТИГАЮТ ИСКУШЕНИЯ»

    По мере понимания «для чего попускаются искушения», мы также начинаем лучше понимать и «за что они настигают нас». Здесь есть связь, превращение первого во второе и соединение первого со вторым. Скажем, искушение послано для предотвращения высокоумия. А человек в этом искушении не исправился, а пал еще ниже – т.е. стал высокоумствовать более, чем был склонен ранее. Тогда следующее искушение уже будет наказанием за высокоумие, и одновременно – средством отвращения человека от страсти.

    …Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и… что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя и тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение .

    Страсти могут действовать тонко, замаскированно, прикрываясь поверхностным благочестием. Даже духовное наслаждение и благодарение за него Бога может разогревать самолюбие и от него производить незаметное возвышение умом о себе. Так и получается, что человек считает себя праведным и удостаиваемым Богом духовными дарами, но не видит, как при этом зашевелилась в нем страсть, загрязняющая дары. И вот за впадение в эту страсть попускается искушение.

    Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнею, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все наши дела суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы .

    Свобода разумных существ должна утвердиться в добре, и испытания этому способствуют. Необходимо, чтобы человек был привержен сознательно добру и был готов его защищать и идти на лишения ради него. Без этого добро становится разменной монетой, оно принимается лишь тогда, когда выгодно, или не мешает комфортному и безопасному существованию. В других же случаях оно оставляется.

    Каждому из нас суждено пройти испытания, и в испытаниях мы имеем свободу выбора. То, что мы будем думать, говорить и делать охарактеризует наш выбор. И эта характеристика будет довольно объективной. Т.е. мы сами увидим, что начинает преобладать в нашей жизни: слабеет ли наша вера, теряем ли мы устремленность к горнему, растворяемся ли полностью в мире материального, начинаем ли считать его самодостаточным. Или, наоборот, смиряемся, видя наши несовершенства, и принимаем трудности узкого пути, и через это все же укрепляемся в вере, утверждаемся в истине. Тогда получаем закалку, которая нам необходима. Она нам необходима для того, чтобы успешно противостоять соблазнам, которые постоянно преследуют нас.

    Преп. Амвросий замечает:

    …При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато .

    Какими бы обещаниями не соблазнял нас враг, славою, деньгами ли, или чем-либо еще, надо всегда помнить о том, что основой жизни является вера в Бога и исполнение Его заповедей. Остальное все приложится каждому в той мере, в какой это ему необходимо и полезно. И именно этот правильный взгляд на жизнь и вырабатывается в человеке, когда он испытывается в искушениях.

    8.5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ИСКУШЕНИЯХ»

    Наконец, как вести себя в искушениях? Оптинские старцы и здесь дают ряд советов, позволяющих нам не быть беспомощными. Прежде всего, нужно принимать, что искушения служат нашему спасению. Это хорошо защищает от уныния и недовольства.

    Преп. Макарий наставляет:

    …Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению, чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению&hellip ;.

    Вот это ясное понимание, что через искушения мы должны поумнеть и смириться, и что это нужнее всего для нашего спасения и меняет негативное восприятие искушений на позитивное. Другими словами, фокусироваться надо не на том, что искушение неприятно, а на том, что мы подталкиваемся им к лучшему устроению нашей души. Как следствие, и к лучшей жизни, в которой сильнее выражена ориентация на спасение.

    Отсюда следует вывод, что мы не должны желать пребывания в неизменном состоянии. Такое желание противоречит задаче спасения. Преп. Амвросий говорит:

    …Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина , что спасение совершается между страхом и надеждою. А желание видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь .

    Кажется, что плохого в желании постоянного покоя и свободы от искушений? Но старец указывает, что это желание есть соблазн, которому человека подвергают враги его спасения. Если бы любовь христианина к Богу не испытывалась бы переменами, душа его бы ослабела, стала бы слишком изнеженной и неспособной к смирению. В такой слабой душе врагу легко творить его волю: взращивать пороки, распалять страсти, вести к греху.

    Поэтому стремление к неизменности – это путь «мысленных волков», т.е. бесов, которым выгодно изолировать человека от естественного течения его жизни. Течения, в котором у него есть и радость, и горе, и в котором его душа постоянно испытывается и всем ее опытом приводится к лучшему состоянию.

    Но чтобы это произошло, в искушениях надо видеть силу страстей и учиться их преодолевать. Преп. Макарий замечает:

    Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю <шею>, отгоняет мир и кому делает подобными? насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: «не так сказала слово! не так взглянула!» – и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего .

    В искушениях оттого и трудно, что противостоять приходится не игрушечному, а реальному противнику, который делает все, чтобы страсти поработили нас. И мы порой не видим, как сила страстей противостоит воле Божией и как она подавляет нашу собственную волю следовать заповедям. В развернувшихся страстях царствует гордость, и она находит самые мельчайшие поводы, чтобы враждовать на людей: не только слово и взгляд, но даже тон и звук слов придирчиво измеряются, чтобы найти эти поводы к вражде.

    «Любовь и смирение и самоукорение» – вот чем надо защищаться от вражды. Эти добродетели и побеждают страсти, хотя победа не дается легко. Поэтому мы должны терпеть и помнить, что в искушении всем тяжело. Преп. Анатолий (Зерцалов):

    Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин , и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотам драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся&hellip ;.

    Нести бремя искушений тяжело. Но это уготовано нам всем и нет какой-то несправедливости в том, что сейчас именно этот человек несет это бремя. В свое время оно возлагается на каждого. Искушения не вечны, они преходящи – уйдут и забудутся. Но выросшая и повзрослевшая на них душа останется. И в ее чистоте, сиянии ее добродетелей будет ответ на вопрос: почему так тяжело в искушениях? Потому что так прекрасен плод, который в них выращивается, и без наших труда и пота и крови его не вырастить. Надо, как говорит старец, «потерпеть Господа» – т.е. терпеть и утешаться мыслью, что за искушениями стоит крепкая рука Бога, направляющая нас к очень высокой цели. Цель эта – чтобы мы стали достойные Ему.

    В искушениях также нужно противостоять огорчениям, не позволять себе скатиться через многомыслие к самоистязанию. Преп. Антоний учит:

    …Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь – потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»&hellip ; .

    Первый контакт с огорчением, даже сильным, не производит в душе пожара. Если мы тут же прибегнем к благодушию, то огорчение станет искрой, так и не превратившейся в пожар. Так и надо поступать в искушениях. В правильности такого поведения мы обязательно убедимся впоследствии, когда обнаружим, что наше доброе устроение не сгорело дотла в страстях, воспламененных многомыслием.

    А многомыслие, как объясняет старец, раздувает искру огорчения и превращает ее в пламень. Т.е. человек начинает размышлять над огорчением, жалеть себя – и пожар обиды, горечи, недоумения и гнева разгорается. Да так, что ничего доброго в человеке не остается.

    Этого правила «нераздувания искры» следует придерживаться и в отношениях с враждующими на нас, каковые обычно появляются в искушениях. Преп. Лев учит:

    …Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби .

    Когда мы проявляем в искушении терпение, сознание своих немощей, признаем собственные грехи и укоряем себя, нам кажется что этим-то и держится под контролем и успокаивается ситуация. На самом деле таким поведением мы вызываем внимание к Бога к себе и, поскольку это то, что Он от нас и ждет, умиротворяет враждующих на нас. Это лучший способ преодолевать искушения.

    Но мы не сразу осваиваем такой подход. Сначала стараемся активно противостоять «обидчикам», прекословим им, говорим сгоряча вздор, обвиняем их во зле. Увы, это Богу не угодно, и потому Он за это воздвигает на нас еще большие гонения и скорби. Мы же с горечью видим, как ситуация стала еще тяжелее и безысходней, и начинаем учиться сдерживаться.

    Более того. В искушениях мы должны не только терпеть и сдерживаться, но и радоваться. Преп. Амвросий учит об этом так:

    …А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой начал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласной с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: ), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (). Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалию, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного .

    Печаль от искушений может легко стать «вышемерной», т.е. больше того огорчения, которое естественно для данного случая. Тогда мы начинаем делать вещи, которые неразумны и идут во вред нам. Это противно воле Божией, противно апостольской заповеди, в которой нам предписывается поступать ровно наоборот: не печалиться, тем более вышемерно, а радоваться в искушениях.

    Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.

    А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:

    …Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя .

    Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.

    Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас.

    Если удача вдруг покинула, дела не ладятся, личная жизнь не удается - пора что-то менять. Привлечь в жизнь благополучие можно проверенными магическими способами.

    В жизни случается всякое. Бывает, что черная полоса вдруг заканчивается и удача буквально ходит по пятам. А бывает и так, что неудачи преследуют человека, не позволяя ему добиваться поставленных целей. В случае, если невезение имеет систематический характер, пора использовать магию.

    Признаки невезения и его причины

    Неприятности могут поджидать дома. Обычно череда неудач начинается с порчи продуктов первой необходимости. Если вы заметили, что хлеб у вас не хранится, быстро покрывается плесенью, то часто это один из признаков наступления проблем.

    Также показателем черной полосы могут стать слова ваших домочадцев. Они вдруг начинают жаловаться на жизнь, рассказывать о своих постоянных неудачах и поражениях, зацикливаются на характерных поговорках.

    Общение с неудачниками способно негативно повлиять на человека, поэтому если в вашей жизни появился «нытик», сократите общение с ним до минимума.

    Негативные причины невезения могут быть в следующем:

    • хвастовство, желание покрасоваться и, как следствие, самосглаз ;
    • настрой на неудачи, негативное мышление, депрессивные мысли, нежелание преодолевать препятствия на жизненном пути;
    • порча, сглаз, проклятье, подселенцы и сущности .

    Ритуал на избавление от невезения

    Самым простым и эффективным способом является заговор на удачу. Им пользовались еще наши предки, поэтому в его силе сомневаться не приходится. Однако кроме самого заговора вам стоит принять меры по очищению сознания от негативных установок . Настраивайтесь на позитивные мысли, повторяйте себе подбадривающие слова, начинайте каждое утро с любимой песни, напитка, пищи.

    Для обряда вам не потребуется особой подготовки. Важно верить в то, что вы говорите, и повторять заговор три раза в день на протяжении девяти дней:

    «Ехал на мельницу мужик на телеге. Беда-печаль-маета с него упала, да ко мне пристала. Я ее от себя оторву, на мельницу отнесу. Там ее жернова перетрут-перемелют-переделают. Выйдет беда-не беда, а мука, удачи полна. Себя мукой с ног до головы припорошу, счастье и везение в жизнь привлеку».

    После того, как заговор будет произнесен в последний раз, возьмите горсть муки, метните его вверх и встаньте под это облако.

    Магия сил природы: убираем невезение из жизни

    Для ритуала вам понадобятся:

    • земля;
    • вода;
    • свеча;
    • просторная белая рубаха из натуральной ткани;
    • горшок для растений;
    • семена или луковица цветка (например, тюльпан).

    В вечернее время суток (особо удачным будет ) распустите волосы, наденьте рубаху и останьтесь босиком. Расположите емкости с землей и водой, зажженную свечу и горшок для растений по четырем сторонам света. Встаньте в центр круга и произнесите магический заговор, кланяясь каждому предмету:

    «На Матушку Землю босыми ногами ступаю, силы впитываю; студеной водой умываюсь, беду-лихо смываю; от Солнышка ясного греюсь, выздоравливаю; воздухом чистым дышу, боли-горести выдыхаю. Возьму огонь очищающий, обожгу горшок, чтобы болезней не было. Насыплю землицы плодородной, что жизнь дает. Посажу дитя Земли Матушки да водицей ключевой полью, жизнь питающей. Вырастет цветок дивный, заберет у меня печали-невзгоды да избавит жизнь мою от невезения. Через корни пропустит, да во сыру землю схоронит».

    После ритуала поставьте горшочек в укромное место и ждите, когда проклюнется росток. Рассказывайте ему о своих печалях, но не забывайте упоминать и о везении. Это ваш личный талисман, притягивающий удачу .

    Славянский заговор от невезения

    В субботний вечер идите в ванную. Включите холодную воду и встаньте под нее со словами: «Чур меня!» . Это действие не должно занять у вас много времени. Затем включите воду потеплее, встаньте под струи и произнесите: «Чур меня, долой!» . Снова прибавьте горячей воды, встаньте под нее и скажите: «Чур меня, долой изыди!» . Сделайте то же самое с еще более горячей водой, произнесите: «Чур меня, долой изыди! Из моей жизни с водой смойся!» . После этого, не вытираясь, выйдите из ванной, подойдите к зеркалу и бросьте под ноги старую тряпку. Встаньте на нее и произнесите:

    «Как вода с меня стекает-скапывает, так и невзгоды меня покидают. В отражение собой любуюсь, слова волшебные произношу. Да будет счастье в моей жизни да удача. Все наговоры-пустомели позади себя оставляю, новую жизнь открываю».

    Как обсохните, положите тряпку в пакет и ночью выбросите подальше от дома, а лучше закопайте под старым трухлявым пнем.

    Привлечь к себе удачу можно и другими способами. Необходимо только сделать над собой усилие и поверить в то, что добиться счастья реально. Перестаньте винить себя и окружающих в своих неудачах, учитесь на своих ошибках и помогайте в беде другим людям. Вселенная всегда благосклонна к добрым и щедрым. Она обязательно откликнется на ваш призыв. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

    06.04.2017 07:08

    Неприятности случаются в жизни каждого человека, однако ослабленная энергетика не всегда позволяет справиться с чередой...

  • Читайте также: