Микро жесты невербального общения. Общение и его функции. Пример невербального общения

Невербальное общение – это разновидность неречевого взаимодействия коммуникационного характера между живыми существами. Другими словами, невербальное общение человека является разновидностью передачи всевозможной информации или возможностью воздействия на окружение без употребления речевых (языковых) механизмов. Орудием описанного взаимодействия является физическое тело индивидов, которое владеет широким набором инструментария и специфическими приемами для трансляции информации или взаимообмена сообщениями.

Невербальное общение охватывает всевозможные жесты и мимику, различные телесные позы, тембр голоса, телесный или визуальный контакт. Средства невербального общения человека передают образное содержание и эмоциональную суть информации. Язык неречевых компонентов общения может быть первичным (все вышеперечисленные средства) и вторичным (различные языки программирования, азбука Морзе). Многие ученые умы уверены, что посредством слов транслируется всего 7% информации, 38% данных посылается при помощи звуковых средств, которые включают тон голоса, интонацию, а 55% – через инструменты невербального взаимодействия, собственно при помощи первичных неречевых компонентов. Отсюда следует, что основополагающим в общении человечества является не произносимая информация, а манера ее изложения.

Коммуникации невербального общения

Окружающий социум может многое узнать об исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные необходимы с целью:

— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).

Все жесты можно поделить на жесты открытости, подозрительности, конфликта или обороны, задумчивости и рассуждения, неуверенности и сомнения, затруднении и пр. Расстегивание пиджака или уменьшение дистанции между партнером по беседе является жестом открытости.

О подозрении и скрытности свидетельствует потирание лба либо подбородка, попытка прикрыть руками лицо, а особенно избегание зрительного контакта, отвод взгляда в бок. К жестам конфликта или обороны относят скрещивание рук, собирание в кулак пальцев. О задумчивости собеседника говорит пощипывание переносицы, рука у щеки (поза «мыслителя»). Почесывание указательным пальцем пространство над ушной мочкой или бокового участка шеи означает, что собеседник сомневается в чем-то или свидетельствует о его неуверенности. Почесывание или прикосновения к носу говорят о затруднительном положении беседующего. Если в ходе разговора один из участников опускает веки, то подобное действие сообщает о его желании поскорее окончить беседу. Почесывание уха демонстрирует неприятие собеседником произносимого партнером или тем, как он это произносит. Потягивание мочки уха напоминает о том, что партнеру уже надоело слушать, и он тоже имеет желание высказаться.

К невербальным коммуникациям общения относятся также и рукопожатия, которые выражают различные позиции участников коммуникационного взаимодействия. Захват руки одного из встречающихся таким образом, что ладонь ее оказывается внизу, свидетельствует о властности собеседника. Об одинаковом статусе встречающихся сообщает рукопожатие, при котором кисти участников находятся в одинаковом положении. Протягивание руки одной сторон, повернутой вверх ладонью, говорит о покорности или подчиненности. Подчеркивает различный статус встречающихся или некую дистанцию в положении либо выражает неуважение пожатие, сделанное прямой, не согнутой рукой. Протянутые лишь кончики пальцев для рукопожатия говорят о совершенном неуважении другого индивида. О доверительной искренности, избытке чувств, близости свидетельствует пожатие двумя руками.

Также рукопожатия граждан разных государств могут отличаться. Так, к примеру, американцам характерны сильные, энергичные рукопожатия. Ведь они говорят о силе и деловитости. У выходцев из Азиатской части континента такие рукопожатия могут вызвать недоумение. Им привычнее мягкие и длительные рукопожатия.

Невербальная коммуникация в играет далеко не последнюю роль. Так, например, жестами неодобрения и несогласия на переговорах выступает собирание с костюма ворсинок. С целью затягивания паузы для принятия конечного решения можно снимать очки и надевать их либо протирать линзы. Также можно выделить действия, которые будут невербально говорить о стремлении завершить встречу. К ним относят: подачу вперед корпуса, при этом руки расположены на коленях либо на подлокотниках. Руки, поднятые за голову, демонстрируют, что для собеседника разговор является пустым, неприятным и тяготящим.

Невербальный язык общения проявляется даже в том, как индивид курит. Замкнутый, подозрительный партнер по коммуникации направляет выдыхаемый поток дыма вниз. О более сильной неприязни либо агрессии говорит выдыхание дыма из уголков рта вниз. Также немаловажным значением обладает интенсивность выдыхания дыма. Об уверенности собеседника свидетельствует быстрое выдыхание дыма. Чем оно будет быстрее, тем увереннее индивид себя ощущает. Чем интенсивнее поток выдыхается вниз, тем негативнее настроен собеседник. На амбициозность указывает выдыхание через ноздри дыма с поднятой вверх головой. То же самое, но с опущенной головой вниз, сообщает о том, что индивид очень сердит.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникативного взаимодействия воспринимаются одновременно, вследствие чего их следует анализировать в качестве неделимого целого. К примеру, в ходе беседы с улыбающимся, красиво одетым субъектом с приятным тембром голоса, его собеседник все равно, сам того не понимая, может отойти от партнера по причине того, что не по вкусу запах его туалетной воды. Подобное невербальное действие заставит партнера задуматься, что у него не все в порядке, например, с внешним видом. От понимания этого может пропасть уверенность в собственных словах, покраснеть лицо и появятся нелепые жесты. Данная ситуация свидетельствует, что вербальные и невербальные средства общения между собой неразрывно связаны. Ведь жесты, не подкрепленные словами далеко не всегда содержательны, а слова в отсутствии мимики пусты.

Особенности невербального общения

Наибольшим значением при коммуникациях обладают наиболее сложные для положения тела, головы, рук и плеч. Именно в этом и заключаются особенности невербального общения в процессе беседы. О напряжении свидетельствуют поднятые плечи. При расслаблении они опускаются. Опущенные плечи и поднятая голова, зачастую, указывают на открытость и установку на успешное решение проблем. Поднятые плечи в сочетании с опущенной головой являются знаком неудовольствия, замкнутости, опасения, неуверенности.

Показателем любопытства и заинтересованности служит склоненная вбок голова, а у прекрасной половины данный жест может выражать легкий флирт или заигрывание.

Многое об индивиде в ходе беседы может рассказать выражение его лица. Искренняя улыбка указывает на дружелюбие, позитивный настрой. Недовольство или замкнутость выражают плотно сжатые губы. Изгиб губ как бы в усмешке говорит о сомнении или сарказме. Также немаловажную роль в невербальном общении играет взор. Если взгляд устремлен в пол, то это демонстрирует или стремление прекратить коммуникационное взаимодействие, если в сторону, то говорит о пренебрежении. Подчинить волю собеседника можно при помощи долгого и неподвижного прямого взгляда в глаза. Подъем головы в соединении с взглядом вверх означает желание паузы в беседе. Понимание выражает небольшой наклон головы в совмещении с улыбкой или ритмичное кивание головой. Легкое движение назад головой в комплексе с насупленными бровями свидетельствует о непонимании и необходимости повторить произносимое.
Кроме этого, довольно важной особенностью невербального общения является умение различать жесты, говорящие о лжи. Ведь, чаще всего такие жесты выражаются бессознательно, поэтому их довольно трудно контролировать индивиду, намеревающемуся солгать.

К ним относят прикрытие рукой рта, прикосновение к ямочке под носом или непосредственно к носу, потирание век, отведение в пол или в сторону взгляда. Представительницы прекрасного пола, когда врут, нередко проводят под глазом пальцем. Почесывание области шеи, касание ее, оттягивание воротничка рубашки является также признаком лжи. Большую роль в оценке искренности партнера по коммуникации играет положение его ладоней. Например, если собеседник, протягивая одну ладонь или обе, раскрывает их частично или полностью, то это говорит об откровенности. Спрятанные же руки или и неподвижные собранные свидетельствуют о скрытности.

Невербальные и вербальные средства общения

Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:

  1. Коммуникативный, представляющий непосредственно обмен информацией между общающимися людьми;
  2. Интерактивный, заключающийся в организации между субъектами взаимодействия;
  3. Перцептивный, состоящий в процессе восприятия индивидуумами друг друга и в установлении взаимопонимания.

Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.

Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.

Подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.

Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.

Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.

На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.

Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.

Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.

Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.

Виды невербального общения

Невербальное взаимодействие играет существенную роль в процессе взаимообмена эмоциями.

— выражения лица (наличие улыбки, направление взгляда);

— движения (кивок или мотание головой, раскачивание конечностями, имитирование некоторого поведения и др.);

— походка, касания, объятия, рукопожатия, личное пространство.

Голосом называется звук, который индивид издает в ходе беседы, при пении или крике, смехе и плаче. Образование голоса происходит вследствие вибрации голосовых связок, создающих звуковые волны во время прохождения выдыхаемого воздуха через них. Без участия слуха голос развиваться не может, в свой черед, слух также формироваться без участия голосового аппарата не может. Так, к примеру, у индивида, страдающего глухотой, голос не функционирует, вследствие того, что отсутствуют слуховые восприятия, и стимуляции речедвигательных центров.

В невербальном общении возможно при помощи лишь одной интонации голоса передать восторженный либо вопросительный характер предложения. По тону, которым была изложена просьба, можно сделать вывод, насколько для говорящего она важна. Нередко из-за неправильно подобранного тона и интонации просьбы могут звучать как приказы. Так, к примеру, слово «извините» может нести абсолютно разные значения в зависимости от используемой интонации. Также при помощи голоса субъект может выражать собственное состояние: удивление, радость, злость и пр.

Внешний вид является важнейшей составляющей невербальной коммуникации и подразумевает он под собой образ, который видит и воспринимает окружение человека.

Невербальное деловое общение начинает выстраиваться именно с оценки внешних атрибутов индивида. Приемлемый внешний вид зависит от следующих характеристик: опрятности, воспитанности, естественности поведения, наличия манер, грамотности речи, адекватности реакций на критику или похвалу, харизмы. Каждому индивиду в жизни очень важно уметь правильно использовать возможности собственного тела при передаче информации собеседнику.

Невербальная коммуникация в деловом общении совершенно необходима. Ведь деловым людям часто приходится убеждать в чем-то оппонентов, склонять их к собственной точке зрения и совершению определенных поступков (заключение сделок либо вложение серьезной суммы в развитие предприятия). Добиться этого будет проще, если удастся продемонстрировать партнеру, что собеседник честен и открыт.

Не менее важно и положение тела (поза) в ходе беседы. При помощи позы можно выразить субординацию, заинтересованность в беседе, скуку или стремление к совместному партнерству и др. Когда собеседник сидит неподвижно, глаза его скрыты под темными очками, а собственные записи он прикрывает, другой человек будет ощущать себя довольно неуютно.

Невербальное деловое общение для достижения успешности не предполагает использование на деловых встречах поз, демонстрирующих закрытость, агрессивность. Также не рекомендуется в ходе любых коммуникаций надевать с затемненными стеклами очки, особенно при первой встрече. Так как, не видя глаз партнера по общению, собеседник может ощущать неловко себя, ведь львиная доля информации остается ему недоступной, вследствие чего нарушается общая атмосфера коммуникативного взаимодействия.

Также в позах отражается психологическая субординация участников разговора. Например, стремление к подчинению или доминированию.

Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие является одним из орудий личностной репрезентации собственного «Я», инструментом межличностного воздействия и регулирования взаимоотношений, формирует образ собеседника, уточняет и опережает вербальное сообщение.

Жесты невербального общения

Зачастую индивиды произносят совсем не то, что подразумевают, а их собеседники понимают совершенно не то, что до них хотели донести. Все это происходит вследствие неумения правильно читать язык телодвижений.

Невербальные способы общения условно можно подразделить на следующие:

— экспрессивно-выразительные движения, к которым относятся мимика, положение тела, походка и жесты руками;

— тактильные движения, включающие прикосновения, похлопывания по плечу, поцелуи, рукопожатия;

— взгляд, характеризующийся частотой зрительного контакта направлением, длительностью;

— движения в пространстве, охватывающие размещение за столом, ориентацию, направление, дистанцию.

При помощи жестов можно выразить уверенность, превосходство или, наоборот, зависимость. Кроме этого, бывают замаскированные жесты и неполные барьеры. Часто в жизни субъекты могут сталкиваться с условиями, когда им не совсем комфортно, но при этом им нужно казаться уверенными. Например, во время доклада перед большой аудиторией. В этой ситуации интуитивные защитные жесты, которые выдают нервозность докладчика, индивид пытается блокировать, вследствие чего частично замещает их неполными барьерами. К таким барьерам можно отнести такое положение, при котором одна рука в спокойном состоянии находится, а другая держится за предплечье или плечо второй руки. При помощи замаскированных жестов индивид также способен достичь необходимого уровня уверенности и спокойствия. Как известно, защитный барьер выражается в виде закрепления скрещенных рук поперек тела. Взамен этого положения многие субъекты активно используют манипуляции с различными аксессуарами, например, верчение запонок, теребление ремешка часов или браслета и т.п. При этом все равно одна рука оказывается поперек тела, что свидетельствует установке барьера.

Руки, размещенные в карманах, также могут иметь множество значений. Например, человеку может быть просто холодно или он просто сосредоточен на чем-то. Кроме этого нужно разграничивать жесты от привычки индивида. Так, к примеру, привычка раскачивать ногой или постукивание каблуком, сидя за столом, могут быть восприняты в качестве нежелания продолжать общение.

Жесты невербального общения подразделяют на следующие:

— жесты иллюстрирующего характера (указания, отмашки);

— регулирующего характера (кивки, качание головой);

— жесты-эмблемы, то есть жесты, которые заменяют слова или даже целые фразы (например, сжатые руки обозначают приветствие);

— адаптирующего характера (касания, поглаживания, теребление предметов);

— жесты-аффекторы, то есть выражающие эмоции, чувства;

— микро жесты (подергивание губ, покраснение лица).

Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.

Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.

Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.

Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.

Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.

Функции невербального общения

  • Дополнение к сказанному.
  • Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
  • Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
  • Корректирование взаимодействий между людьми.
  • Невербальные сигналы заменяют слова.
  • Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.

Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.

Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:

  • Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
  • Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
  • По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.

Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола

  • Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
  • Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
  • Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.

Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.

Типы и виды невербального общения

Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.

  • Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
  • Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
  • Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.

Выделяют несколько типов невербального общения

  1. Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:

  • Точность.
  • Благозвучность.
  • Сжатость высказываний.
  • Ясность.
  • Логичность.
  • Простота.
  • Богатство словарного запаса.
  • Живость.
  • Чистота.
  • Правильность.

Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

  1. Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.

Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.

Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.

  1. Хронемика – время, которое занимает общение.

Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

  1. Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
  2. Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
  3. Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.

Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.

  1. Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.

Особенности невербального общения между представителями разных национальностей

Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.

Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.

Межнациональные различия невербального общения проявляются:

  • В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
  • Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
  • Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
  • Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
  • Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
  • В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
  • Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.

Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.

Развитие навыков общения

Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.

  • Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
  • Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.

Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.

Развивающие упражнения в виде коллективной игры

  • «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
  • «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
  • «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
  • «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
  • «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.

Общение с больным после инсульта

У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.

Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:

  • В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
  • Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
  • При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
  • Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
  • Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.

Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.

Занятия с больным после инсульта

Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.

Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:

  • Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
  • Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
  • Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
  • Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
  • Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.

Логопедические приёмы

После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.

Упражнения, используемые для восстановления речи

Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.

  • Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
  • Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
  • Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
  • Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
  • Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.

Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.

При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.

Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.

В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.

Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.

(Понятие невербального общения, значение языка жестов в нашей жизни и его использование для достижения желанных целей, значение некоторых жестов.)
Каждый день вы встречаетесь с различными людьми, разговариваете с ними, в чём-то убеждаете, получаете в то же время информацию и от них. При этом вам хочется выглядеть убедительными, уверенными в себе, располагающими к доверию. При этом неплохо было бы понимать, насколько другие люди искренни в общении с нами.
Ваши жесты, поза, походка, мимика являются своеобразной надписью на вашей спине для тех, кто умеет распознавать язык телодвижений. Хмурый, строгий человек в строгом костюме с тяжёлой походкой и резким голосом тоже имеет свою надпись: "Делайте так, как я сказал!". И человек с опущенными вниз плечами и унылой, озабоченной физиономией извещает: "поглядите, какой я невезучий и уставший".
Для того, чтобы правильно понимать других людей и уметь правильно подать себя в нужной ситуации стоит научиться "читать" язык жестов и . Ведь две третих информации о вашем партнёре по общению, о его действительных чувствах и намерениях, вы черпаете (осознано или неосознано) не из его слов, а из его жестов, поз, мимики, взгляда.

Невербальный язык - это результат не осознанного поведения, а импульсов подсознания. Поэтому его в целом невозможно подделать (разве что отдельно взятые жесты) и доверять ему стоит гораздо больше, чем словам.

Присматриваясь к движениям собеседника, важно не увлечься однозначными трактовками отдельных жестов. Несколько невербальных сигналов, вырванных из всего образа общения, могут лишь сбить с толку неопытного наблюдателя.

Если собеседник отставил в сторону ногу, это может говорить как о его настроении, так и о том, что его нога затекла. Если он почесал нос или подбородок, это может свидетельствовать как о лжи, так и том, что часть его лица действительно зачесалась. Поэтому на жесты собеседника нужно смотреть в совокупности, сопоставляя их дополнительно с мимикой и речью.

Язык жестов и мимика. значение некоторых жестов:

Жесты открытости. Среди жестов открытости можно рассмотреть следующие: когда у человека руки раскрыта ладонями вверх – это говорит о его открытости, искренности; когда собеседник расстегивает жакет – это также признак того, что человек открыт перед вами и дружелюбно настроен.

Оборонительные жесты. Это как реакция на конфликты, угрозы. Если собеседник скрещивает руки на груди, проанализируйте что вы говорите, потому что он начинает избегать обсуждения. Если человек сжал руки в кулаки – также оборонительная реакция.

Оценивающие жесты. Это жесты выражения задумчивости и мечтательности. К примеру, человек держит руку у щеки (погружен в глубокое раздумье). Если собеседник вас критически оценивает, вы можете заметить, что его подбородок опирается на ладонь, палец указательный при этом находится вдоль щеки, остальные пальцы будут находиться ниже рта. Это позиция называется «подождем - увидим». Собеседник наклонил голову – можете быть уверены, что вас внимательно слушают. Бывает так, что в аудитории часто студенты сидят с наклоненной головой – значит студенты не заинтересованы тем, что пытается донести преподаватель. Человек почесывает подбородок – значит занят тем, что принимает решение.

Скучающие жесты. Многим приходилось наблюдать такой жест, когда человек начинает щелкать колпачком ручки, либо голову опустил в ладони. Это и есть скучающие жесты, когда неинтересно человеку, нечем себя занять.

Жесты ухаживания. Женщина начинает поправлять прическу, приглаживать волосы, рассматривает себя в зеркале, балансирует туфли на кончиках пальцев – жест «прихорашивания». Мужчина же будет поправлять галстук, пиджак и т.п.

Жесты скрытности и подозрения. Собеседник прикрывает рот рукой – означает, что скрывает свое мнение по вопросу, который обсуждается. Если ноги собеседника и весь корпус тела обращены на выход – значит человек хочет закончить беседу и побыстрее уйти. Знаком сомнения будет, если человек потирает указательным пальцем нос, ухо, глаза.

Жесты подчиненности. Жест превосходства может быть выражен в рукопожатия. Человек пожимает вам руку, при этом поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, это признак того, что он пытается выразить свое некое превосходство над вами. И, наоборот, ладонью вниз – значит принимает подчиненную роль.

Жесты нервозности. Прочищение горла, покашливание, позванивание монетками в кармане, подергивание себя за мочку уха.

Умело пользуясь механизмом невербальной коммуникации, вы сможете значительно улучшить процесс общения. Всем известно, что существует вербальное общение, а есть невербальное (жесты, мимика и т.п.). Ниже перечислены некоторые виды жестов. Итак:

Подавая руку открытой ладонью вверх, вы сообщаете о том, что готовы отдать инициативу партнёру по общению. Накрывая его ладонь своей, вы заранее заявляете о своих претензиях на лидерство.

Походка человека также может дать немало информации о его характере и настроении. Рукопожатием вы можете продемонстрировать властность или покорность, твёрдость или мягкость и заботливость.

Скрещённые на груди руки говорят о закрытости и несогласии. Раскрыв их, вы станете с большей открытостью воспринимать собеседника и вызовете больше доверия с его стороны. Открытые ладони говорят об искренности и доброжелательности.

Руки, сложенные у рта, палец возле уха, слегка наклонённое вперёд туловище говорят об интересе и готовности выслушать партнёра. Таким поведением вы продемонстрируете уважение к собеседнику и представите себя как человека терпимого и открытого.

Если вы хотите сконцентрировать внимание человека на конкретной идее, то в ключевой момент соедините указательный и большой пальцы или сложите вместе все пальцы. Это подчеркнёт важность сказанного и точность ваших суждений.

Может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п. Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом... Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком..., рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие» .

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста . Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре. Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению . Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др. Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п. Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в . Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества. И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­ надлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки :

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Рука в невербальном общении нередко передает тот смысл, который вкладывается в слова «взять власть в свои руки». Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника. Современное поднятие рук при голосовании ведет свое начало из доколумбовой Мексики: парные изображения рук встречаются у ацтеков, где они символизировали связь с культом богини Земли. Во время пира последнего вавилонского царя Валтасара в храме появилась рука, которая начертала таинственные слова, который присутствующий мудрец перевел как пророчество гибели Вавилона.

Исследователи этого вопроса насчитывают около 2-х тысяч символических жестов руки. Руки плачут, жалуются, проклинают, бьют, ласкают. Когда человек волнуется, нервничает, об этом говорят руки: их некуда деть, кисти рук мнут друг друга, пальцы дрожат. Все это говорит о том, что рука — умнейший орган, который говорит символическим языком.

В древнерусской культуре существовала своя традиция руки. О «славной руке», «легкой руке» мечтали квартирные воры. Существовало поверье о засушенной руке мертвеца, которая наводит непробудный сон на тех, кто не спит. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущего бракосочетания. Словесная практика тоже отражает символическое отражение руки: «рука руку моет» — процедура мытья рук означала снятие вины и нежелание брать вину на себя. Отсюда и выражение Понтия Пилата во время суда над Иисусом: «Я умываю руки».

«Рука Москвы» — это выражение в наше время трактуется как тайные пути власти. Популярное изображение соединенных рук, как символ союза и дружбы (рукопожатие) впервые появилось в компании «Hancl in Hancl Fire Office», основанной в 1696 году. Жест раскрытой руки — пятерня — означает отказ, разъединенные пальцы руки, вытянутые прямо на зрителя являются архаичным жестом ограждения от нечистой силы.

Рука выступает и как символ власти и высокого положения в известных выражениях: «Божья рука — владыка», «он моя правая рука», «у него длинные (или короткие) руки» (много власти — мало власти).

Невербальные формы общения способны выражать оп­ределенные отношения и . Правое — правдивое, правильное («наше дело правое»), левое — неправильное, неправдивое («не ходи на лево», т.е. не изменяй). Культурные установки поддерживают праворукость: функции правой и левой руки различны. С этим связаны особенности . У многих народов довольно строго разграничены действия, которые следует выполнять левой и правой рукой. У монголов правая рука — «рука благодати», только этой рукой можно доить скот, принимать подарки, отдавать что-нибудь. Сербы, пеленая ребенка, оставляют свободной правую руку, чтобы он имел возможность защищаться от черта. Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому только ею можно приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела.

Язык жестов тесно связан с мышлением . Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой. Вместо того, чтобы сказать «здравствуйте», можно протянуть руку или наклонить голову. Поднятый вверх палец выражает важность какой-то вашей мысли. Указательным пальцем угрожают шаловливому ребенку — этот жест заменяет приказ «прекрати». Здесь легко прослеживается эквивалентность языка жестов языку звуков.

Следует учитывать, что невербальные формы коммуникации имеют различия в национальных культурах. Жест прощания у многих народов — это помахивание рукой. Но у россиян, украинцев и др. — это движение руки (кисти) впереди назад, у итальянцев — развернутой к себе ладонью вперед-назад, что у русских означает «идите сюда».

Украинский студент, желая выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немецкий поднимает два пальца. Оценивая блестяще прочитанную преподавателем лекцию, украинские, русские студенты аплодируют, западноевропейские в такой же ситуации стучат кистями пальцев по столу. В Индии знакомые при встрече складывают руки лодочкой, притискивая их к груди и наклоняя вперед голову, и не пожимают рук. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь: «это я», японец показывает на нос.

  • жесты, которые заменяют слова (приветствие);
  • жесты, сопровождающие речь (поднятый палец);
  • жесты-символы («отдание чести» в армии);
  • экспрессивные жесты (жест угрозы);
  • описательные жесты (например, зажигание спички). Этикетная роль жестов в межличностной коммуникации тоже разнообразна.

Прикосновение к собеседнику, человеку, с которым вступают в физический контакт, означает интимную склонность, нежность, а также власть. Прикосновения зависят от ситуации, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к человеку.

Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов при встрече, знакомстве, прощании. Но в странах Восточной и Южной Азии рукопожатие не было известно до знакомства с европейской культурой и расценивалось, как и всякое прикосновение при встрече, как нарушение правил общения или как выражение недружелюбия. Арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы во время приветствий касаются один одного очень активно, вместо рукопожатия часто используют объятия, поцелуи в щеку.

У славянских народов рукопожатие, кроме ритуала приветствия, означало утверждение какой-то договоренности («ударить по рукам», «бить по рукам»). Известный обычай разнимания рук третьим человеком (судьей) стал символом справедливого выполнения условий договора. Рукопожатие было и остается центральным моментом примирения. На Руси рукопожатия сначала были приняты только среди мужчин, при этом первым подавал руку старший, хозяин, начальник. Потом рукопожатие вошло в повседневную практику как жест равных. Но и теперь инициатором этого жеста является старший человек или начальник. Рукопожатие с использованием обеих рук выражает особую искренность и любовь, доверие и бескорыстие по отношению к собеседнику.

Своеобразной формой общения является поцелуй . В мифологии поцелуй символизирует слияние людских душ, внутреннее искусственное родство. Именно такое значение несут поцелуи между родственниками, женихом и невестой, хозяином дома и почетным гостем. Этимология слова «поцелуй» связана с корнем «целый», что выражает желание быть целым, здоровым. Распространенный ранее обычай целовать детей в лицо, голову, губы выражал желание защитить их от «порчи».

В христианской культуре поцелуй-приветствие сближается с поцелуем почитания, уважения. Отсюда ритуал поцелуя руки, плеча, но не в губы: поцелуй руки священника, панской или державной руки, руки родителей или почетных людей пожилого возраста и др. Обычай целовать руку женщине во время приветствия и в знак высокого уважения на Руси в целом не получил широкого распространения. А. Куприн в романе «Колесо истории» писал: «Поцелуй руки — это высшая интимная ласка. С какой стати мы мусолим руку каждой женщине без смысла для нее и для себя?». Может быть, поэтому и не принято целовать руки девушкам, а женщинам во время еды и на улице. В большом сообществе стоит поцеловать руку только гостеприимной хозяйке.

В украинской традиции прощания или расставания распространено взаимное прощение грехов, которое сопровождается поцелуями, как между мужчинами, так и между женщинами. У восточных славян существует особенный обычай — обряд пасхального целования со словами: «Христос воскрес!» — ответ: «Воистину воскрес!». Люди при встрече троекратно целуются в губы или щеки. Этот обряд имеет общий характер и утверждает равенство всех людей перед лицом всеобщей радости — воскрешением Христа.

В целом все вышеназванные способы невербального общения являются показателями статусно-ролевых отношений, степени близости людей, которые общаются. Они представляют собой «бессловесные знаки» человека. Они выполняют следующие функции:

  • несут информацию об эмоциональном состоянии человека, его чувствах и отношениях к другому;
  • дополняют, уточняют, а иногда изменяют речь;
  • являются показателями статусно-ролевых характеристик партнеров;
  • служат средством межличностного влияния в общении, регулируют отношения;
  • являются способом создания и обыгрывания определенного образа человека.

Их ценность в сравнении с языком состоит в том, что они более естественны и в меньшей степени находятся под контролем сознания и поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

В процессе любого разговора каждый из собеседников выражает свои мысли не только при помощи речи. Иногда даже во время молчания можно невольно, но более чем ясно, выразить свое мнение и отношение к окружающим. Этому способствует язык тела. Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение для осведомленного в этих тонкостях человека, расскажут в разы больше, чем было произнесено вслух.

Для чего необходимо невербальное общение и его понимание

Знания основных принципов и значения тех либо иных действий невербального общения, несомненно, являются полезными для любой возрастной категории. Нередко жестикуляция способствует более понятному изъяснению информации как для слушающего, так и того, кто на данном этапе ее преподносит. К тому же жесты и мимика, это проявления глубоких внутренних эмоций. Контролировать эти процессы довольно трудно, поэтому разбирающийся в языке тела наблюдатель легко определит истинные эмоции и отношение, возникающие при общении.

Можно выделить сразу несколько причин, по которым полезно хотя бы на поверхностном уровне разбираться в «языке тела»:

  • благодаря движениям рук, позам и мимике лица выражается наиболее точная гамма чувств, для полного описания которой подобрать слова практически невозможно;
  • правильная расшифровка «сигналов тела» способствуют более глубокому взаимопониманию;
  • неконтролируемые движения частей тела, а также позы и мимика выдают оппонента, когда он пытается солгать.

Невербальное общение включает в себя несколько важных проявлений. Стоит отметить, что некоторые из них достаточно просто поддаются тренировке, а со временем и полному контролю. Другие же являются своеобразными личными постоянными детекторами лжи.

К методам невербального общения относятся:

  • мимика;
  • визуальный контакт с собеседником;
  • тембр голоса и его интонация;
  • жестикуляция и позы;
  • прохождение в межличностное пространство.

Невербальное общение позы, жесты, мимика. Проявления каждого из этих типов общения имеют свои особенные значения. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Мимика

Полный контроль человеком всех своих мимических реакций невозможен ввиду того, что проявления эмоций на лице, в большинстве случаев, полностью зависят от мозговой активности. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции, а левое – за анализ и интеллект. Однако действие нейронов от правого полушария активнее, поскольку проявление эмоций является инстинктивным и не требует дополнительной обработки информации. А вот попытка сдержаться, которая наступает на несколько миллисекунд позже, уже является проявлениями анализа.

Очень хорошо натренированный контролировать эмоциональные проявления человек, способен практически моментально подавить мимические изменения на лице. Но при внимательном наблюдении, они все же заметны.

  • Злость всегда проявляется приспущенностью уголков рта, сжатием зубов, а также широко открытым при этом взгляде.
  • Удивление провоцирует самовольное приоткрытие рта, легкое опущение уголков губ, широкое раскрытие глаз и поднятие бровей.
  • При страхе брови несколько сводятся вместе, а губы растягиваются со все также опущенными уголками.
  • Печаль проявляется практически так же, как и страх, лишь только поникший взгляд при грусти позволяет их различить.

Визуальный контакт с собеседником

Наличие и длительность визуального контакта позволяют понять об истинной степени заинтересованности собеседника.

  • Так при восхищении происходит длительное удержание спокойного взгляда.
  • Возмущенный собеседник будет пристально наблюдать за обидевшим его, не отводя глаз.
  • Если собеседник откровенно располагает к себе, зрительный контакт весьма длителен, но с периодическими перерывами через каждых секунд 10.
  • В том случае, когда основной эмоцией является неприязнь, взгляд человека обязательно будет избегать прямого визуального контакта.

Тембр и интонация голоса

Темп разговора, а также его тональность легко могут выдать скрываемые эмоции.

  • При волнении голос становится низким, а слова нередко обрываются.
  • Энтузиазм отмечается четкой речью и высоким тоном голоса.
  • При усталости тональность понижается к концу предложения.
  • Высокомерный человек говорит обычно медленно и с одинаковой монотонной интонацией.
  • Нервозность хорошо проявляется во время разговора, благодаря наличию словесных ошибок, частых остановок в разговоре и кашле.

Вспомните свое поведение в разных ситуациях, что и как вы говорили, и какие испытывали эмоции.

Жестикуляция и смена положения тела

Общая польза от положения тела проявляется в яркой возможности жестикуляции.

  • Собеседник сосредоточен, если он закрыл глаза, потирает подбородок, а также пощипывает переносицу.
  • Явным признаком позитивного настроя является наклоненность всего тела несколько вперед, а также легкое касание рукой щеки.
  • Выражение несогласия, а также страха рассказать лишнего, проявляется в прикрытии ладонью либо пальцем рта.
  • Неуверенность проявляется в поддерживании одного из локтей руки иным, а также потирание ушей.
  • А вот открытость к беседе и оппоненту можно констатировать при расправленных плечах, а также расправленных ладонями вверх руках.
  • Человек закрыт от информации, при скрещивании рук и ног во время разговора.

При общении с ребенком учитывайте его состояние и положение тела.

Межличностное пространство

Расстояние, на которое допускается человек и при этом данный процесс не причиняет морального дискомфорта.

Интимной зоной является расстояние, не превышающее 50 см. Друзья общаются на расстоянии 50 – 120 см. При этом допустимы некоторые касания друг друга, в рамках дружественного взаимодействия.

Свыше 120 см, но не больше 370см, является нормой при общении в строго формальной обстановке. А вот более 370 см присуще для публичных выступлений перед совсем малознакомой аудитории.

Обучение младших школьников невербальному общению

Основной необходимостью ознакомления детей с принципами «языка жестов», является их социальное и личностное развитие. Большинство современных психологов считают, что обучение младших школьников невербальному общению способствует более уютной каждого малыша . Помимо этого, именно так развивается и культурной сдержанности.

Для практики невербального способа общения имеется несколько довольно простых, но действенных упражнений. Основной идеей их использования является эмоциональное раскрытие ребенка, его стимуляция к доверию и развитие способности совершать взгляд на любую ситуацию «со стороны».

Наиболее действенные методы, это упражнения:

  • эмоция;
  • видеокамера;
  • восковая палочка.

Эмоция

Для этой игры необходима предварительная подготовка, которая заключается в заготовке карточек с наименованиями частей тела и эмоций. Вытягивая карточки, необходимо будет выразить загаданную эмоцию выбранной для этого частью тела. Такая оригинальная игра, на первый взгляд не имеющая смысла, позволяет активно развивать в ребенке актерские способности.

Благодаря необходимости проявления заданной эмоции через движения тела, происходит также стимулирование фантазии малыша и устранение стеснительности.

Видеокамера

Упражнение «Видеокамера» является эффективным методом переосмысления конфликтной ситуации. Для его выполнения отводиться любое количество времени, не превышающее 40 минут.

Реализация метода происходит в виде мысленного восстановления начала возникновения конфликтной ситуации, а также событий, связанных с человеком и предшествующих этому. Так в виде просматриваемого киносценария необходимо вспомнить первую встречу и впечатление о собеседнике. Все, что произошло нужно вспомнить максимально подробно и последовательно, включая окружающие детали. Благодаря такой системе происходит довольно быстрое ослабление конфликта.

Восковая палочка

Для выполнения этого игрового упражнения необходимо детям встать в круг, как можно ближе друг к другу. Один из детей становится в центр и полностью расслабляется. Задачей коллектива является его полное удерживание и, одновременно с этим, легкое раскачивание в стороны, выставив руки вперед. Эта игра, для каждого из участников продолжается около 1-2 минут.

Главной целью упражнения является развитие чувства доверия. По окончанию игры для каждого из детей задается несколько вопросов, среди которых: «Кто сумел полностью расслабиться» и «Кому не страшна была возможность упасть».

Общение с животными

Миром необходимо. Общение с домашними питомцами научит детей воспринимать эмоции, настроение и намерение их действий в определенные моменты.

Невербальное общение позы, жесты, мимика и их значение необходимо знать и детям и взрослым. Умение распознавать настроение и как минимум степень дружелюбности общего настроя, поможет детям в будущем избегать неловких и опасных ситуаций, в общении как с животными, так и с людьми. А также минимизирует неконтролируемые манипуляции над ними других людей.

Читайте также: