Правила общения с инвалидами. Как общаться с человеком на коляске. Основные правила

Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать.

И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести. Этот материал основан на рекомендациях, принятых Международным движением за права инвалидов, которое ведет активную деятельность на Западе, но находится в зачаточном состоянии на территории стран бывшего СССР.

Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными возможностями - часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде "Стакан находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола".

Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

Обращайтесь непосредственно к человеку.

Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

***Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.

Татьяна Прудинник

У меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами. Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову — они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем». Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!»

Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они вроде привычные, но обижают. Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет». Нет — я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны. Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом (но никак не больной аутизмом). А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Что бесит больше всего:

— Когда начинают помогать, не спросив как правильно, и если ты начинаешь объяснять как сделать лучше — обижаются! Типа я не оценила порыв помощи!

— Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит. Чушь)))

— Когда тебе начинают жаловаться на жизнь... Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!

У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги — это не значит, что у него нет мозгов.

БЕСЕДА КО ДНЮ ИНВАЛИДОВ « Не жалейте сердца»

Цели:

Привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов;

Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;

Способствовать развитию нравственных качеств учащихся, развивать чувство сострадания и сопереживания к людям с ограниченными возможностями здоровья;

Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Ход беседы.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди - инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Этим людям необходимо чуточку нашего тепла и внимания, заботы и уважения. А мы так часто бываем равнодушными, проходим мимо чужого горя. Давайте послушаем рассказ В.А. Сухомлинского « Мужчина без ноги».

Мужчина без ноги

На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него - несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной войны.

В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на которых сидели юноша и старенькая женщина. Юноша держал в руках транзисторный приемник. Он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно. Старая женщина встала и сказала инвалиду:

- Садитесь, пожалуйста.

- Ну, что вы, - усмехнулся мужчина без ноги, - разве можно садиться на женское место. Тут же есть мужчины...

Юноша слышал эти слова, но даже не повернул головы. Так проехали они несколько остановок. Юноша сидел на двух креслах, а возле него стояли мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.

- Негодяй, - сказал тихо дедушка, который сидел возле двери.

Юноша будто не слышал этих слов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, правильно поступил юноша или нет? И почему?

2. Как бы вы поступили, если бы ехали в этом автобусе?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Еще один рассказ о том, как порой в мирской суете мы не замечаем боль другого человека.

Глухая девочка

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой - своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно. Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.

- Уже и сирень цветет... - задумчиво сказала девочка. - И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

- Ой, как хорошо! - обрадовались все.

Молчала только одна девочка - восьмилетняя Нина. Она была глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате - цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

- А какой же мы цветок поставим - сирень или тюльпан? - снова спросила Таня.

- Сирень! - хотелось одним девочкам.

- Тюльпан! - хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно поставить два цветка - и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было интересно.

- Нет согласия, - вздохнула Таня, - спросим у каждого. Какой цветок поставим на стол - сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем - тюльпан.

- Что же теперь делать? - задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

- Что же делать - трое за тюльпан и трое за сирень... - еще раз промолвила Таня, как бы размышляя вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

- Ой! - воскликнула Таня. - О Нине-то мы и забыли... Какой цветок тебе хочется - сирень или тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, почему обиделась девочка Нина?

2. Правильно ли вели себя девочки в палате по отношению к ней?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Но не все люди и не всегда равнодушны к чужому горю и чужой беде. Давайте послушаем еще один рассказ В.А.Сухомлинского.

Горбатая девочка

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

- Открой дверь и посмотри, кто стучит, - сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой - новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

- Эту девочку зовут Оля, - сказал директор. - Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая... Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами,

подняли руки и стали просить: я перейду... Оля села за первую парту. Класс выдержал испытание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понравился вам рассказ или нет?

2. Какой экзамен выдержали ребята?

3. Чего боялся директор школы?

4. Какие качества тебе понравились у ребят?

Учитель: День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Это было провозглашено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 октября 1992 года. Ежегодное проведение дня инвалидов преследует цель содействовать лучшему пониманию связанных с инвалидами проблем, реализации прав инвалидов и осознанию того, какие выгоды принесет привлечение инвалидов к участию в самых разнообразных областях политической, социальной, экономической и культурной жизни их общин. Этот День дает возможность придать импульс деятельности, направленной на достижение цели, которая заключается в обеспечении полной реализации инвалидами своих прав человека на основе справедливости и их участия в жизни общества, как это предусмотрено Всемирной программой действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году.

УЧЕНИК 1.

В грустных глазах отраженье души

Огромной, больше вселенной.

Ты ЧЕЛОВЕК, необычный, и что?

Просто НЕОБЫКНОВЕННЫЙ!

И на пути твоём много преград,

С честью их преодолеешь,

Надеешься часто лишь на себя,

Другим помогать умеешь!

Поверь, инвалидность не приговор,

Долой ярлыки и вздохи!

Пока рядом верные будут друзья,

Дела не так уж и плохи!

УЧЕНИК 2.

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

УЧЕНИК 3.

В их глазах не всегда отражается небо,

Их слова не всегда, точно стилус, остры,

Но у каждого сила духовная скрыта,

Каждый хочет опоры, надежды, любви.

И они покоряют вершины и дали,

Где обычный теряется вмиг человек,

Их упорство достойно, их нервы – из стали.

Преклоняю колени пред ними навек.

Вы такие же люди, как каждый на свете,

Пусть же будут добры к вам всегда небеса,

Начинание каждое - счастьем согрето,

УЧЕНИК 4.

Не будьте безразличны к инвалидам,

К тем людям, покалеченным судьбой.

Нам боли их порой не сразу видно,

Достаточно услышать их порой.

Поступок человека славит,

Что блеском отражается в глазах.

И пусть здоровья обществу прибавит

Та помощь, заключенная в делах!

УЧЕНИК 5.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих призрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

Жизнь - она всегда сплошные траты.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Учитель: Мы обсудили права и проблемы инвалидов, какие пути решения их забот можно найти. И что может каждый из нас конкретно: проявить милосердие и добро, оказать посильную помощь, тем, кто в ней нуждается. Ведь люди с ограниченными возможностями по сути своей очень сильные люди. Сильные духом. И нам есть чему у них поучиться. Например, как противостоять бедам. Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.

УЧЕНИК 6.

На планете все мы - люди.

Так давайте с вами будем

Относиться чуть добрее

К тем, кто в чем-то нас слабее.

Главное - внутри, учтите,

И на внешность не смотрите.

Всем нам хочется влюбиться,

И работать, и учиться.

Пусть же тот, кто не такой,

Счастье сыщет, как любой.

УЧЕНИК 7.

Солнце светит, не круглые сутки.

Не всегда, есть цветы у ручья.

И, так медленно, ходят минутки,

В час, когда познаются друзья.

Ах, как хочется, в ливень холодный,

В ночь, когда одному тяжело,

Кто-то сильный, чтоб и благородный,

Взял тебя, под стальное крыло.

Так пусть будут, все люди друзьями.

В жизни каждому помощь нужна.

Прячем слезы свои, под очками.

Видим мир, сквозь мутность окна.

Жить торопимся, не замечая,

Как бываем, друг другу, нужны.

Я сегодня, всем людям желаю,

Чтоб мы были добры и нежны.

Подготовила:

заместитель директора по УВР

ГОШ І – ІІІ ступеней № 42

г. Горловки

Рыбина М.В.

16 комментариев на “Как общаться с инвалидами — людьми с ограниченными физическими возможностями”

  1. 1 Rosinka в 22:26, 26 марта 2010:

    Да, таким людям необходима помощь. Они, наверное, больше нуждаются в общении, чем здоровые люди.Но нужно помнить, что жалость и сочувствие — разные вещи. Жалость унижает. А сочувствие поддерживает.

  2. 2 Настя в 10:38, 5 августа 2010:

    Очень тяжело общаться с инвалидом

    Я люблю мужчину. После аварии он не может ходить
    Мы познакомились уже после происшедшего

    Сначала он загорелся. Да, люблю, хочу быть с тобой, всё супер!
    А потом сбежал!
    Испугался
    Я красива, вокруг меня много мужчин, и только это он и видел
    А то, что я глубоко одинокий человек. То что какая у меня была жизнь. Сколько в ней было подлости со стороны моей семьи. То что меня пытался изнасиловать мамин любовник в 13 лет.
    Всё это он проигнорировал

    А это всё было поводом, что бы видеть в людях душу, а не ноги

    И из 10000 ходящих мужчин, я сходила сума только по нему
    И любила я его без жалости
    Я ему сказала — Люди разные, кто -то лысый, кто- то толстый, кто-то негр, что-то не ходит….. это только то, что отличает одного от другого, но это только факт, а не недостаток

    И если у тебя проблемы с ногами, то это видят все, а то что у меня проблемы с головой, не видит ни кто, но это не значит что я совершенней тебя. Мы одинаковые

    Он был счастлив, безумно.
    А потом исчез
    Сказав — Я не смогу тебя сделать счастливой

    А семья его меня вообще за брачную аферистку принимает

    Они не могут понять почему я выбрала его

    Я сказала — Что видят твои друзья, и семья когда смотрят на тебя?
    А я вижу очень красивого мужчину, доброго, умного, и такого мужчину не возможно не любить!
    И в этом случае ни кого не должно удивлять, что мне нужен именно ты
    И я желаю, что бы твои родные увидели в тебе тоже

    Мне больно!
    Он не отвечает на мои имаилы
    И на телефон

    Глупо!
    Я не знаю как быть
    Настаивать? Тогда он испугается ещё больше ((
    Оставить в покое? Ну и он забудет. Ведь ему так проще! Так не нужно рисковать. Не будешь брошенным со временем.

  3. 3 Вера в 20:14, 21 августа 2010:

    Согласна с предыдущим отзывом. Инвалиды чувствуют только свою боль. На других им плевать.
    А родители всех ненавидят. И презирают за то, что согласились общаться с их сыном, считают обманщицей и ненормальной.
    И они тоже считают, что им все должны.))
    Искаженный, больной мир — эти семьи.

  4. 4 Достонбек в 0:54, 27 августа 2010:

    Я тоже инвалит но меня не избила машина у мя болят мышцы с 8лет и я не с кем не общаюсь и я некуда не выхожу я общаюсь в интернете с чужими людьми я каждый день читаю такие слова, и я начну плакать каждый день и у меня внутри задаются вопросы почему я тоже немогу жить как они, да потому что я инвалит я самого себе отвечаю и мне так больно и обидно я всем молчу и не отвечаю им на вопросы. я боюсь им сказать правду и я молчу много. но я на улицу раз в месяц или 3 4 месяца выйду. и мне не нравиться когда на меня смотрят и руками показывают. И у меня есть вопрос почему у меня такая судьба и за что меня бог так наказывает.

  5. 5 Настя в 21:23, 29 августа 2010:

    Достонбек
    Я очень люблю этого мужчину, и мне плевать что он не может ходить
    Но он только самоутверждается за счет моих чувств
    Я делаю всё что бы быть с ним
    А что в ответ?
    Он от меня прячется. И может даже смеётся надо мной с друзьями.
    Вот мол больная какая, бегает за мной
    а если я покажу тебе своё фото, то ты будешь шокирован
    Я не топ модель, но внешностью бог не обидел
    И всё у меня сейчас в порядке
    Но от него я получаю полный игнор!
    А за что?????
    Я написала его сестре, Она тоже проигнорировала.
    Сейчас я выгляжу больной на голову, что бегаю всё
    А я просто нахожу ему оправдания, и стараюсь сделать всё что бы быть с ним
    Так что проблема не в ваших ногах! А в вашей голове!

  6. 6 Елена в 14:53, 3 октября 2010:

    Достонбек, Вы неправильно задаете себе вопрос. Не «за что мне все это», а «для чего мне все это». Теперь подумайте по-другому. Удачи!!!

  7. 7 Владимир Бейбулатов в 3:27, 27 января 2011:

    Вы всё ещё считаете людей с ограниченными возможностями инвалидами? Тот, кто думает так совершает ошибку, но этому есть объяснение.
    Это общество выдумало этот термин инвалид, что бы не дать людям вернуться в равновестное, привычное для них состояние, состояние любви. В отличие от простых людей есть ОСОБЕННЫЕ ЛЮДИ. У природы нет ошибок. Они созданы природой для того, что бы растопить лёд людских сердец. Именно поэтому такие особенные люди и появляются, потому что мы ненавидим друг друга и природа просто действует в таких случаях. Или она возвращает всё в равновесное состояние (все люди любят друг друга) или просто уничтожает источник проблемы, то есть нас людей. Если люди называют особенных людей инвалидами и отводят глаза, когда видят их, то они просто закрывают себе путь к спасению.

  8. 8 Настя в 0:56, 1 марта 2011:

    Не так давно познакомилась с мужчиной через и-нет… Общаемся… Говорит,что попал в аварию,но не говорит,что именно с ним сейчас. Из общения понятно,что стесняется своей внешности и считает себя никому ненужным,что все только что-то ждут и требуют от него… Как я понимаю,он сам в некотором смысле портил и портит отношения с людьми,которые могли бы быть рядом,своей резкостью и мыслями о своей ненормальности. Общаться с ним хорошо… Умный, есть чувство юмора, добрый… В общем хороший и интересный. Есть у меня знакомые-она не двигается сама,он на коляске и немного работают руки.Имеют интересы,себя не жалеют и не ссорятся с близкими по поводу своей «инвалидности»Очень интересные,начитанные,умные и приятные люди.Поженились уже в таком положении и живут. Инвалидом можно назвать человека,по моему мнению,только тогда,когда он дает себе умереть,как личности,стать действительно неспособным,ненужным, скучным и излишне требовательным к близким людям.

  9. 9 Фёкла в 17:59, 9 марта 2012:

    Согласна полностью. Инвалид только тот, кто сам себя таковым считает или у кого нет мозгов или желания, чтобы взяться за себя. Только и делать, что жалеть себя, требоваться от других слишком многого или играть ими.(даже такое бывает) Я вот тоже познакомилась по интернету с инвалидом. Поначалу я даже не знала, что он инвалид(тоже попал в аварию), но даже после того как узнала, я не дрогнула. По жизни мне как-то не особо везет с людьми, обычно я одна. А тут он мне просто стал самым дорогим человеком. Но все закончилось печально. Мы с ним так и не встретились в реальности(он болел тяжело несколько месяцев). А я его действительно полюбила как человека. Просто мое сердце сказало:Ёк! и все) А он мне не верит. Посмеялся над моими чувствами, унизил, оскорбил меня. Такого я еще никогда не испытывала. Я его простила и отпустила, раз он не хочет больше со мной общаться. Столько раз я пыталась за эти месяцы понять его. А оказалось, что он просто игрался со мной. Но я все равно молюсь за него, чтобы он отказался от своей мысли, что невозможно полюбить парня на коляске. Пусть он полюбит, будет любим и счастлив.

  10. 10 Вартами в 13:42, 18 апреля 2012:

    Я прочитала все комментарии. Хорошо, что вы по-доброму относитесь к инвалидам. Это действительно особенные люди. Особенные, в смысле своего мировоззрения.Я знаю это, т.к. большую часть жизни я была обычной. У меня была интересная работа, хорошая семья, большой круг общения. Сейчас у меня осталась моя семья (слава Богу!). Ни работы, ни общения. Выхожу на улицу один раз в 5-6 месяцев. И я хочу сказать — это очень тяжело в одночасье потерять общение и возможность реализовать себя. О тебе, как-будто, все забыли или боятся общения с инвалидом. Многие, наверное, думают: о чем можно разговаривать с человеком, который сидит дома, ничего не знает, ничем не интересуется и т.п. Но это совсем не так. Я продолжаю читать, слежу за различными новостями, учусь делать что-то новое, чтобы быть полезной. Сидишь иногда и думаешь: ноги почти не ходят, руки иногда плохо слушаются, но ведь голова на месте и опыт есть. А это, оказывается никому не нужно! Вот и наступает разочарование. Если бы не заботливая семья, то получается и смысла продолжать жить незачем.

  11. 11 MIKA в 10:32, 6 августа 2012:

    Как та познакомилась с парнем в инете,обменялись номерами,он звонил частенько…такой интересный,понимающий,образованный…так мы общались где то месяц потом он рассказал мне свою историю(попал в аварию после не может ходить)…не смотря ни на что я полюбила его…хотела увидеть…в начале мама моя не была противь нашему общению,даже разрешила поехать к нему…после мама запретила мне с ним общаться дальше,мол у вас нет будущего…а он этого сразу понял,то что я изменилась…я люблю его очень сильно но у меня не было другого выбора кроме как оставить его(я не сдержала слово)…..как жить дальше…не могу забыть…знаю я виновата он никогда меня не простит

  12. 12 ОЛЬГА в 13:18, 25 мая 2013:
  13. 13 Ирина в 9:23, 3 апреля 2014:
  14. 14 Марина в 18:01, 18 марта 2015:

    Я хочу быть нужной и полезной,хочу быть любимой,..и чтобы мужчина ценил мою заботу и нежность.

  15. 15 татьяна в 12:49, 21 февраля 2016:

    Я инвалид 2 гр болезнь бехтерева мне 65 лет 9 мес. принимаю биологический преп. эмбрел 50мг, хотела бы усшлышать людей принимающих этот преп.. У меня начался увеит глаз, лечу, но пока не принимаю эмбрел уже месяц

  16. 16 Катя в 18:25, 8 декабря 2016:

    Настя, как с вами связаться?

Эту статью я публикую в память об очень мужественном и стойком человеке – моей однокласснице и подруге Ире Цыгановой (дев. — Ковалевой). Сегодня ее не стало. Когда-то мы ходили вместе на дискотеки, я была на ее свадьбе, а потом пришла жестокая болезнь. Ира стала инвалидом, но не перестала быть тем человеком, которым я ее всегда знала: крепким, жизнерадостным, жизнелюбивым. Лучше всего о ней говорят цитаты, которые она сама подобрала для статьи об общении с инвалидами:

      • Упавший духом гибнет раньше срока (Омар Хайям)
      • Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть (В. Альфиери)
      • Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам! (Кюри)
      • Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить (Марк Виктор Нансен)

Эту статью “Общаться с инвалидом… КАК?” она прислала мне в своем последнем письме. Я думаю, Ира была бы рада, если бы ее слова дошли до как можно большего количества людей. Расскажите, пожалуйста, своим друзьям. Возможно, мы сможем помочь тем, кому еще не поздно помочь. Ведь нужно порой не так и много: слово, жест, минута внимания…

Общаться с инвалидом… КАК?

Инвалиды привыкли к тому, что на них смотрят.

Но им не может быть приятно, когда

их рассматривают. Это принципиально разные вещи.

Инопланетяне

Ни для кого не секрет, что инвалиды в России существуют как бы в параллельном мире. Если на Западе это «люди с особыми потребностями», то у нас они «люди с ограниченными возможностями». Их возможности ограничены до невозможности. Большинство из них выходят на улицу один-два раза в год. Что уж говорить о посещении общественных мест. Может быть, поэтому здоровые люди, сталкиваясь с инвалидом, воспринимают его как инопланетянина. Не знают, как «вступить с ним в контакт», как вести себя с таким человеком – не замечать его ограничений или наоборот жалеть?

А ведь это обычные люди, которые имеют полное право на существование. Кроме того, общение с ними вполне может приносить радость и удовольствие.

Подумайте, что отображается на ваших лицах, когда в поле зрения появляется инвалид? Чаще всего это страх и растерянность. Особенно, если перед вами человек, страдающий ДЦП, который с трудом владеет мышцами лица – затрудняется поздороваться или кивнуть головой. В такой ситуации присутствующие чаще всего стыдливо опускают глаза. Не сложно представить, что чувствует при этом человек…

Вступить в контакт

Самое худшее, что можно сделать для инвалида – это лишний раз напомнить ему об его ограничениях, о том, что он «не такой» и подчеркнуть, что между ним и здоровыми людьми пропасть. Правильнее будет не акцентировать внимание на недостатках, не смущаться посмотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.

Важно не допустить оплошность при общении с больным человеком. Например, многие люди, страдающие детским церебральным параличом, прекрасно понимают обращенную к ним речь, могут отвечать, но при этом не могут пошевелить руками. Поэтому, если при встрече протянуть этому человеку руку, есть шанс оказаться в неловком положении. Из которого, в прочем, можно выйти, обняв человека за плечи. Большинство инвалидов вполне адекватные люди.

«Колясочники»

Отдельную категорию составляют так называемые «колясочники». Их не часто можно увидеть на улице, тем более, без сопровождения. Доступная среда, точнее маленькие островки доступности, дают возможность колясочнику почувствовать себя свободным. Он может передвигаться без сопровождения. И решать возникающие трудности: соскочившая с подножки нога или смена положения тела САМОСТОЯТЕЛЬНО! И вот колясочник остановился для того, чтобы вернуть соскочившую ногу на подножку. К нему тут же подскакивают сердобольные прохожие с жалостливыми лицами и…начинают катить его коляску. Мало того, что это может нанести физические увечья, это еще и весьма неприятно психологически. Представьте себе, что Вы будете ощущать, когда на улице незнакомый человек подошел к Вам, поднял и понес. Без Вашего ведома, без Вашего согласия. Вы вряд ли с приветливой улыбкой на лице вежливо поясните ему, что не стоит этого делать.

Люди, передвигающиеся на инвалидной коляске, в большинстве своем абсолютно адекватны. И в состоянии попросить о помощи, если это необходимо. Поэтому лишние телодвижения, хватания, «страховки» совершенно неуместны, а иногда даже опасны. Никто не будет спорить, что здоровому человеку никогда до конца не понять больного. Поэтому «не санкционированная» помощь, помощь, о которой не просили действительно может нанести вред.

Вполне можно вежливо спросить у человека на коляске, нужна ли ему Ваша помощь, и какая именно. Это очень важно! Как именно схватить, за что поддержать – это может определить только сам инвалид, а не возвышающийся над ним здоровый человек.

Разные взгляды

Восприятие здорового человека и инвалида отличается кардинальным образом. Инвалид никогда не поймет, почему, когда он пытается переместиться, опираясь на коляску, «помощник» снимает ее с тормоза. Или отодвигает ходунки в тот момент, когда человек пытается встать. А здоровый человек никогда не поймет, почему этого нельзя делать. Почему не стоит тащить коляску, когда она на тормозах и т.д. И чем опасно пытаться поднять упавшего инвалида под локти. Здоровые люди делают это так сказать «на автомате», не задумываясь. А это больно и травмоопасно (у инвалидов зачастую слабые мышцы и суставы, которые легко вывихнуть). Кроме того, это еще и весьма неприятно – «как алкаша».

Оказавшись в затруднительной ситуации, инвалид в первую очередь думает о том, как оградить себя вот от такой «помощи», уберечься от дополнительных повреждений. Поэтому в ответ на слишком навязчивые и резкие «хватания» может ответить грубо.

Очень важно услышать, какой именно помощи просит человек, куда поставить руки, куда ногу, за что схватить. Таким образом, с помощью биомеханики, Вы без лишних энергозатрат сможете помочь человеку. А он, в свою очередь, будет Вам безмерно благодарен.

Однако, к счастью, помощь бывает нужна инвалиду далеко не всегда. Такие люди с удовольствием поговорят с Вами о чем угодно. Среди них встречаются весьма интересные собеседники. Вы можете предложить покатать его по аллее, свозить в определенное место. Важно только, чтобы там не было непреодолимых препятствий для коляски.

В гостях у инвалида

Ни для кого ни секрет, что навещать больных, а тем более инвалидов, для многих весьма сомнительное удовольствие… Да и вообще в наше время ходить в гости друг к другу стало огромной редкостью. А зачем? Есть Skype, Viber, WhatsApp…

Однако Вы все-таки решились навестить инвалида. Если он живет с родственниками – нет проблем. Можно легко выяснить, что порадует, а что огорчит этого человека, о чем он мечтает и пр. Можно так же узнать, как изменилось его состояние за последнее время, уточнить успехи, поразмыслить, как можно исправить промахи. В любом случае, заходить в комнату со словами: «А ты че, все еще лежишь?! Я бы на твоем месте уже давно ходил! Хватит лениться!» явно не стоит. Равно как и крадучись, словно извиняясь, просачиваться в дверь, по стеночке пробираться и садиться на стул рядом: «Ничего, что я вот тут пришел? Тебе не навредит?».

Инвалиды в большинстве своем вменяемые люди. Они прекрасно понимают, что встречаться в заведениях было бы гораздо приятнее, и не так напрягало бы Вас. Поэтому раз уж Вы все-таки пришли, ведите себя естественно. Не стоит с порога «махать крыльями» с вопросом: «Чем тебе помочь?». Присядьте, возьмите человека за руку, если ему это приятно, или обнимите за плечи. Расспросите, что нового происходит в его жизни. Вероятно, человек взахлеб станет Вам рассказывать, что теперь он может оторвать руку от стола и даже пару секунд ее продержать. Порадуйтесь вместе с ним. Ведь Вам даже не снилось, каких каторжных усилий стоило ему это достижение.

Рассматривание фотографий – спорный вопрос. Некоторые люди, получившие травму во время летнего отдыха, могут болезненно реагировать на демонстрацию фотографий такой тематики.

Когда Вас угощают чаем, не стоит постоянно пытаться помочь инвалиду взять что-то, поднять и пр. Помните – он в состоянии сам попросить Вас о помощи. И если уж он с Вами за столом, значит справляется. Не стоит унижать его, лишний раз напоминая о немощности. В любом случае, рядом находятся его родственники, которые знают, что и как сделать.

Одинокие «колясочники»

Отдельную категорию составляют инвалиды-колясочники, живущие отдельно от родственников. Их дом – уникальное жилище, где каждый миллиметр пространства призван помочь и облегчить быт инвалида. Можете расспросить человека, как и в чем та или иная вещь ему помогает. Он с гордостью обо всем Вам поведает. Очень неприлично и весьма неприятно инвалиду, «накидывание» сумок, платков и одежды на поручни, коляску, тренажеры. Это воспринимается так, как если бы это все накидывали Вам на голову.

Колясочник, живущий один, со всеми бытовыми моментами справляется сам. Важно только, чтобы на его пути не стояла ваша обувь или сумка. Он с удовольствием пригласит Вас на кухню, угостит вкусным обедом, напоит чаем. Здесь тоже важно дать человеку возможность проявить себя. Не «махать крыльями» опять же, якобы оберегая от несчастного случая. Мельтешение и суета ни к чему хорошему не приведут. Они расстроят человека гораздо больше, чем разбитая чашка или пролитый суп.

Минимализм в жилище колясочника не приветствуется. На кухонном столе располагается кроме столовых приборов – чашки и блюдца, еще и сахарница с песком, коробочка с чаем, пакетик с травами, кондитерские изделия, вазочка с варением и многое необходимое. Все дело в том, что инвалиду хочется ощутить себя полноценным хозяином, который в состоянии поухаживать за своими гостями. А режущий Вам глаз, «псевдобеспорядок» вполне можно пережить. Не надо суетливо начинать «уборку» пытаясь все распределить по шкафам. Человеку на коляске это доставит неудобства. Подобраться к шкафу, открыть дверь, стараясь не рассыпать все содержимое, и извлечь с великим трудом ту же сахарницу…и все это на глазах у гостя, который ни за что не усидит на месте и начнет резкими суетливыми движениями доставать все подряд. А ведь инвалиду стоило немалых усилий разложить все эти продукты в шкафу: мука, разрыхлитель, сода — подальше, в ближайшее время не планировалось печь, макароны поближе – в любой момент понадобятся на гарнир и т.д.

Может, не стоит указывать инвалиду, на его «бардак»? Можете предложить вытереть пыль, особенно там, где с коляски не достать, но обязательно каждую вещь поставить на свое место. Здесь имеет значение каждый сантиметр: инвалиду-колясочнику это очень важно – вот полсантиметра не хватило дотянуться и в результате – падение с коляски и дополнительные травмы.

Тоже самое с прикроватной тумбочкой. Посмотрит гость свысока, точнее, с высоты, здорового полета на это безобразие и ужаснется – как же можно жить среди такого беспорядка? Разложит таблеточки по рангу, почти «по фен-Шую», градусник в чехол и в коробочку, бутылку с водой – на кухню. Приятно посмотреть на тумбочку, красивую салфеточкой постелили– красота. Не ожидая сюрприза, инвалид ложиться спать. Посреди ночи резко бросает в холод, начинается лихорадка. Не страшно – вполне штатная ситуация. Все приготовлено – с краю градусник, рядом жаропонижающее, чуть подальше бутылочка с водой. Только протяни руку… Однако, на привычных местах ничего обнаружить не удается…под рукой салфеточка… Дальнейшее развитие событий описывать излишне.

Инвалиды, безусловно, всегда рады гостям, благодарны за помощь. Но именно за такую помощь, которая не нанесет им вреда. Даже если у Вас не возникло желание помочь — не всегда может потребоваться Ваша помощь — инвалид совершенно адекватно это воспримет. И сделает сам. Пусть гораздо дольше, энергозатратнее, но сам. Он привык. И будет очень благодарен Вам за Ваш визит, за Ваше общение.

Признавай его равным.

Используй его возможности.

Старайся не жалеть.

P.S.: Для тех, кому нужна помощь на дому или в больнице, воспользуйтесь услугами агентства “Забота”. Они предлагают услуги сиделки с проживанием для всех , кому требуется такая помощь.

Читайте также: