Предмет, структура и функции социологии

I. Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда войдет: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же должны быть отнесены и история самой социологии, характеристика современных социологических направлений и учение о методах социологии.

II. Второй отдел социологии составляет социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. Как бы ни казалась пестрой и красочной общественная жизнь, как бы ни сильны были в нас предрассудки вроде свободной воли человека, каждый из вас обязан с этими предрассудками покончить; если бы действительно свобода воли человека существовала, и если бы ход общественных явлений зависел от этой, не связанной причинными отношениями свободной воли, то, конечно, никакая наука, изучающая общество, не могла бы существовать и ставить своей задачей изучение причинных отношений в мире социальных явлений. С другой стороны, опыт и факты показывают, что закону причинности подчинены и поступки людей, и общественная жизнь. Вот почему социальная механика как часть социологии ставит своей задачей: а) разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы (подобно химии, разлагающей все сложные тела на ограниченное число элементов); б) изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; в) идя этим путем, социальная механика в конечном итоге пытается понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным. Больше того, образно говоря, она хочет построить модель, которая была бы вполне похожей на общество и законы явлений которой объясняли бы и законы общественной жизни.

III. Третьим отделом социологии будет социальная генетика (от "генезис" - значит происхождение и развитие). Содержанием его явится: 1) учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т. д.; 2) учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов.

Социальная механика исследует и формулирует законы статические, постоянно и во все времена проявляющиеся в общественной жизни; социальная генетика ставит своей задачей формулировку законов исторических, то есть постоянных линий направления, данных во времени и обнаруживающихся с ходом истории.

IV. Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче - в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса. Таковы основные отделы социологии и задачи последних.

Как видим, эти задачи настолько велики и всеобъемлющи, что делают излишними всякие увещания о том, что нужно заниматься социологией, что эта дисциплина стоит того, чтобы поработать над ней, и т. п.

Очертивши кратко предмет социологии, задачи и основные отделы последней, теперь, прежде чем перейти к первому отделу - к общему учению об обществе, - в двух словах я коснусь: а) отношения социологии к другим научным дисциплинам, изучающим общественные явления, б) истории социологии как науки и в) основных направлений, существующих в социологии в настоящее время.

Если предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия, то встает вопрос: каково же отношение социологии к другим социальным наукам? Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук: теорией права, политической экономией, историей, психологией и т. д. Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, стоит последняя?

Ответы, дававшиеся на этот вопрос, распадаются на три группы: одни ученые под социологией понимали совокупность всех социальных наук. В этом случае социология превращалась в простое название, обозначавшее все социальные науки, взятые вместе.Нет надобности доказывать, что в этом случае она становилась пустым местом и, конечно, нет и не может быть никаких оснований для этого пустого места выдумывать специальное название.

Другие социологи пытались выделить социологию из ряда других социальных наук по различию объектов, изучаемых первыми и второю. Так, например, Зиммель, немецкий социолог, считает, что социология, в отличие от других социальных наук, изучает формы общения, тогда как те изучают содержание социальных явлений (религию, право, хозяйство и т. д.). Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, само различение формы и содержания очень неясно; во-вторых, если бы даже это различение и было правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для новой социальной науки и ничуть не уничтожило бы потребности в особой науке, роль которой сейчас играет социология.

В чем же дело? Дело в том, что социология, в противоположность специальным общественно-психологическим наукам, изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни одной из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную жизнь общества, правовые дисциплины - только право, теория искусства - только явления искусства и т. д.; ни одна из этих дисциплин не изучает те общие свойства, которые имеются и в хозяйственных, и в правовых, и в художественных, и в религиозных явлениях как частных видах общественных явлений. Поскольку все они суть частные виды общественно-психологического бытия, у всех у них должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной специальной наукой, и являются ближайшим объектом социологии. Следовательно, она - наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.

В этом отношении социология находится в таком же положении по адресу специальных общественных наук, в каком общая биология находится по адресу специальных биологических дисциплин: по адресу зоологии, ботаники и т. д. Как общая биология служит основой для

Национальный открытый институт России СИРОТА Н.М.. СИДОРОВ С.А. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009 1 Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии СПбГУ А.Ф.Борисов Кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории социологии РГПУ им.А.И.Герцена В.Б.Косицын В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курса социологии, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. В нем в доступной форме излагаются основные положения социологии как науки об обществе Контрольные тесты позволяют проверить уровень знаний студентов. Работа предназначена для самостоятельной подготовки к зачетам и экзаменам студентов очно-заочной и заочной форм обучения. 2 Оглавление Введение. ...................................................................................................................... 5 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................................... 6 1.Предмет, структура и функции социологии................................ 6 2.Основные методы социологического исследования. .................... 9 Контрольные вопросы............................................................ 12 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА............................. 12 1.О.Конт – родоначальник социологии......................................... 12 2. «Органическая теория общества» Г. Спенсера........................ 14 3. Социологические воззрения Э. Дюркгейма................................ 17 4. «Понимающая» социология М.Вебера....................................... 19 5. Социологическая теория марксизма......................................... 23 Контрольные вопросы............................................................ 25 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.............. 25 1. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке.......... 25 2.Макросоциологические теории.................................................. 29 3.Микросоциологические теории.................................................. 31 Контрольные вопросы............................................................ 33 4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ................................................................................ 33 1. Социологическая мысль в России во второй половине Х1Х – начале ХХ века. ............................................................................ 33 2. Отечественная социология после 1917 г. ................................. 39 Контрольные вопросы............................................................ 43 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА................................................ 43 1. Системный подход к обществу................................................ 43 2. Типология обществ. ................................................................. 45 3. Социальные изменения и социальная стабильность................. 48 Контрольные вопросы............................................................ 51 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.............................................................................. 52 1. Ролевая концепция личности. ................................................... 52 2. Типология личности................................................................. 54 3. Социализация личности......................................................... 57 Контрольные вопросы............................................................ 59 7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ............................................................................... 59 1. Культура как объект социального познания. ........................ 59 2.Структура и социальные функции культуры. ......................... 63 Контрольные вопросы............................................................ 66 8.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 66 1.Теории социальной структуры и стратификации. ................ 66 2.Социальная мобильность.......................................................... 72 Контрольные вопросы............................................................ 75 9 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП И ЭТНОСОВ................. 75 1.Понятие социальной общности. Группа как форма социальной общности. .................................................................................... 75 3 2.Этнические общности............................................................... 78 Контрольные вопросы............................................................ 81 10. СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ......................... 81 1.Социальные институты. ........................................................... 81 2.Функции социальных институтов............................................. 84 3.Социальные организации........................................................... 85 Контрольные вопросы............................................................ 88 11.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ................................................................................ 88 1.Институты брака и семьи........................................................ 88 2. Проблемы стабильности семьи............................................... 90 Контрольные вопросы............................................................ 92 12. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА......................................................................... 92 1.Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции 92 2. Динамика социальных конфликтов........................................... 97 3.Способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов.................................................................................. 99 Контрольные вопросы.......................................................... 102 13. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ.......................................................................... 103 1. Политика как социальное явление.......................................... 103 2. Власть и властные отношения.............................................. 106 3. Власть в гражданском и политическом обществе................. 108 Контрольные вопросы.......................................................... 111 СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ............................................... 112 ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.............................................................. 123 Вариант 1. .............................................................................. 123 Вариант 2. .............................................................................. 124 ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ................................................................... 126 РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» ................................................................................................................................... 127 Основная.................................................................................... 127 Дополнительная......................................................................... 127 4 Введение. Социологии принадлежит видное место в процессе общекультурной подготовки современных специалистов. Социологическое знание необходимо им для адекватной ориентации в многомерном социальном пространстве, понимания возможностей и путей самореализации в реформирующемся российском обществе. В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курс а, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. При освещении социологической проблематики авторы стремились избегать крайних и односторонних интерпретаций и оценок, представлять позиции ведущих ученых разных направлений. Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и примерной программой дисциплины "Социология", утвержденной Министерством образования РФ. Она адресована прежде всего студентам очно-заочных и заочных отделений вузов. Компактное изложение материала облегчит самостоятельное изучение у чебного курса и оперативную подготовку к сессии. 5 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.Предмет, структура и функции социологии. Этимологически термин "социология" является производным от двух слов - латинского societas (общество) и греческого logo (слово, понятие, учение). Таким образом, дословно социология - это наука об обществе. Социология как наука возникла в 40-х годах Х1Х века. Еѐ основоположником считается французский ученый О.Конт, который в своем главном труде «Курс позитивной философии» (1842) впервые развернуто обосновал необходимость изучения общества, ввел сам термин «социология» и наметил общие контуры новой науки. Социология понималась О.Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знание об обществе. Классифицируя науки, он поместил социологию перед математикой, физикой, биологией и первоначально применительно к ней употреблял выражение «социальная физика». В классической западной социологии представлены следующие интерпретации предмета социологии. О. Конт называл социологию позитивной наукой об обществе, имея ввиду ее базирование на данных науки, а не субъективных мнениях и оценках. Основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм предметом социологии считал социальные факты, коллективное во всех его проявлениях. Немецкий ученый М. Вебер видел в социологии науку о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальным, по его мнению, является то поведение человека, которое он соотносит с поведением других людей. Авторитетные современные учебно-научные определения предмета социологии таковы. Выдающийся социолог ХХ столетия П.А.Сорокин видел в социологии науку, «…которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности» (П.А.Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.. 1994. С.8). Известный современный социолог англичанин Н.Смелзер определяет социологию «как научное изучение общества и социальных отношений» (Н.Смелзер. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С.14). При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное». Оно выражает все многообразие связей и отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей и образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологии. 6 Суммируя разные точки зрения на предмет социологии, его можно охарактеризовать следующим образом. Социология - это наука об обществе как целостной социальной системе, еѐ подсистемах (экономической, политической, культурной) и отдельных элементах - личностях, общностях и социальных институтах. Поскольку общество изучается через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т. п., предметной областью социологии некоторые ученые считают личность в еѐ социальных взаимодействиях, социальную жизнь людей. Исходя из масштабов явлений, рассматриваемых в социологических теориях, в структуре социологического знания можно выделить следующие уровни: 1) общесоциологические теории, или общетеоретическая социология; 2) специальные социологические теории; 3) конкретные социологические исследования. Общесоциологические теории изучают сущностные аспекты функционирования общества и места в нем личности, исторический процесс в целом. На уровне этих теорий делаются обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения различных социальных явлений, движущих силах развития общества и т.д. В рамках общесоциологических теорий исследуется взаимодействие основных сфер общества - социальной, экономической, политической, духовной, экологической. Так, например, анализируется влияние научно- технической революции на социальную структуру и культуру общества, среду его обитания и т. д. В общесоциологических теориях каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, многообразных связей с другими явлениями. Общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии. Они основывались на обобщениях из различных областей общественной жизни, которые содержали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. На общесоциологическом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями знания - экономикой, историей, политологией, культурологией, антропологией, психологией и т.д. Специальные, или частные, социологические теории изучают различные сферы общественной жизни, социальные группы и институты. Познавательный ресурс этих теорий намного уже, чем у общесоциологических. Он ограничен конкретными подсистемами общества. Специальными социологическими теориями являются социология личности, социология семьи, социология труда, социология свободного времени, социология культуры, социология науки, социология образования, социология социально-классовых отношений, социология национальных отношений, социология политики, социология религии, социология морали, социология организаций, социология конфликта и др. Эти теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на 7 различные стороны их жизни и деятельности. Известный американский социолог Р. Мертон назвал специальные социологические теории теориями среднего уровня. Специальные социологические теории возникают постоянно, поскольку общество - развивающаяся и усложняющаяся система. В последнее время выделились социология информатизации, социология рынка. социология общественного мнения, экологическая социология, гендерная социология и др. Следующий уровень социологического знания - это конкретные социологические исследования, составляющие эмпирический базис науки. Они проводятся с целью получения оперативных данных о различных процессах в жизни общества, отношения социума к этим процессам. Осуществляются путем опроса, наблюдения, анализа документов и т. д. Данные этих исследований могут использоваться для решения практических проблем государственной и общественной жизни, для деятельности партий, движений и т. д. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий. Эмпирическое познание общественной жизни сформировалось в особую науку - эмпирическую социологию, которая развивается прежде всего в США и в странах Европы, а в последние десятилетия и в нашей стране. Рассмотренные уровни социологического знания взаимодействуют между собой, образуя единую структуру социологии. Информация, получаемая в ходе конкретных исследований, осмысливается на уровне специальных и общих социологических теорий. Это позволяет формировать представления о процессах, протекающих в отдельных сферах общественной жизни и в обществе в целом. В то же время общесоциологические теории дают возможность анализировать конкретную информацию с более широких позиций, в рамках общества как целостности. Основу понятийного аппарата составляют следующие группы категорий: 1) социологически интерпретируемые общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальная эволюция и др.); 2) собственно социологические категории (социальный статус, социальная роль, социальный конфликт, социальный институт, социальная стратификация и др.); 3) категории смежных с социологией дисциплин (личность, культура, государство, власть и др.); 4) специальные термины, употребляемые в соответствующих отраслевых социологиях, - культуры. науки. города. Спорта и т.д. Социология выполняет следующие основные функции - познавательную, прикладную и идеологическую. Познавательная функция социологии состоит в том, что эта наука обеспечивает прирост нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает перспективы социального развития общества. На уровне общесоциологических теорий вырабатываются методологические принципы познания социальных процессов, делаются масштабные научные обобщения и выводы. Функция конкретных социологических исследований состоит в сборе фактического материала о различных областях общественной жизни и его эмпирическом анализе. 8 Прикладная функция социологии состоит в ориентированности значительной части исследований на решение практических проблем. В рамках этой функции вырабатываются научные прогнозы, собирается конкретная информация, позволяющая осуществлять социальный контроль и социальное планирование. Прогнозы развития социальных процессов могут быть долгосрочными (20 - 30 лет), среднесрочными (5-15 лет), краткосрочными (до 5 лет) и оперативными (в пределах 1-3 месяцев). Ряд проблем прогностического характера социология способна решить в период демократического транзита: 1) определить диапазон возможностей, открывающихся в случае принятия того или иного варианта развития; 2) представить альтернативные варианты будущих процессов, связанных с теми или иными решениями; 3) рассчитать возможные потери при каждом из альтернативных вариантов реформ, включая побочные эффекты и долговременные последствия. Социологические исследования обеспечивают органы власти, политические партии и движения конкретной информацией для контроля над социальными процессами. Эта информация позволяет предотвращать возникновение социального напряжения, кризисов и катаклизмов. Наконец, в рамках прикладной функции социологические исследования используются для планирования в различных сферах общественной жизни. Социальное планирование осуществляется во всех странах мира. Оно охватывает процессы жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, городов, отдельных предприятий и т.д. Суть выполняемой социологией идеологической функции состоит в следующем. Во-первых, социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Во-вторых, результаты исследований могут использоваться в интересах социальных групп для достижения каких-то целей. В-третьих, социологическое знание нередко служит средством манипулирования сознанием людей, формирования соответствующих стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных ориентаций и т.д. 2.Основные методы социологического исследования. Методы в социологии - это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. В зависимости от проблемы, целей и задач исследования используются как общенаучные методы - исторический, сравнительный, системный и др., так и более частные - опрос, наблюдение, анализ документов, групповая дискуссия и пр. Исторический метод позволяет осуществить анализ социальных явлений практически на всех этапах их развития. Он помогает определить факторы, 9 которые привели к возникновению того или иного явления, проанализировать условия, способствующие развитию исследуемых процессов. Широко употребляемым методом в социологии является метод сравнительного анализа. Он позволяет на основе эмпирических, статистических и прочих данных выделять в социальных явлениях постоянные и переменные элементы. Корректность сравнения достижима лишь в случае использования устойчивых и паритетных критериев. Системный метод анализа социальных явлений состоит в рассмотрении их как целостных систем во взаимодействии всех составляющих компонентов, в выявлении многообразных связей между этими системами и внешней средой. Для сбора и анализа социологической информации используются такие методы, как опрос, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Он дает сведения о субъективных мнениях, чувствах и мотивах поведения индивидов, во многих случаях является источником сведений об объективных процессах. Опрос предусматривает, во-первых, обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых составляет изучаемую проблему; во-вторых, статистическую обработку полученных ответов; в-третьих, их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с людьми (респондентами) опросы различаются следующим образом: 1) письменные (анкетирование); 2) устные (интервью); 3) по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (например, зрители в театрах, пациенты в клиниках и т.д.); 4) очные и заочные (почтовый опрос, обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону); 5) групповые и индивидуальные. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного и индивидуального сознания - потребности, интересы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) для перепроверки данных, получаемых другими методами. Результаты опросов зависят от ряда обстоятельств - от содержания анкеты и устных вопросов; от качества работы тех, кто проводит анкетирование и интервьюирование; от состояния респондентов во время ответов на вопросы. Наблюдение - это направленное восприятие и регистрация социальных фактов. Оно бывает двух типов - включенное и невключенное. Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие исследователя в социальном процессе, изучение его изнутри. При невключенном наблюдении факты отслеживаются как бы со стороны, на определенной дистанции от объектов. Основное достоинство метода - возможность непосредственного фиксировать события и явления. Недостатки метода - неизбежность 10

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии

1. Предмет, объект социологии

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

2. Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

3. Понятие общества как основной категории социологии

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками

1. Задачи и функции социологии

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

2. Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогума-нитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

1. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2. Понятие общей социологической теории

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

3. Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

4. Понятие «теории среднего уровня»

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

5. Понятие микро– и макросоциологии

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20-30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

Итоги эксперимента͵ предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые шаги в данном направлении вызвали резкую и нелицеприятную критику со стороны гарвардс­кого коллеги Парсонса, русско-американского ученого П. Сороки­на, непримиримого к чисто нормативной трактовке культуры. Же­ланная ʼʼзолотая серединаʼʼ между двумя подходами была найдена Парсонсом, как нетрудно догадаться, в ущерб версии ʼʼпонима­нияʼʼ*.

Несмотря на это, усилия преодолеть взаимную неприязнь ʼʼтео­рии системʼʼ, ᴛ.ᴇ. объясняющего, структурного подхода, и ʼʼтеории действияʼʼ, склонной к методологии ʼʼпониманияʼʼ, регулярно пред­принимаются мировым социологическим сообществом. Начиная с 80-х гᴦ. созываются многочисленные симпозиумы и конференции по этой проблеме. Приобретают известность новые научные подхо­ды: теория структурации Э. Гидденса, интеграции действия и тео­рии систем Ю. Хабермаса, методологический индивидуализм Р. Бу-дона, многомерная социология Дж. Александера. Этот перечень до­статочно внушителœен, однако всœе упомянутые в нем социологичес­кие перспективы склонны решать проблему в инструментальном плане, соотнося человека и социальное пространство - самодос­таточное, качественно нейтральное и вбирающее ценности не ина­че как в виде норм и правил поведения. Не социальное становится ипостасью человеческого, а человек становится продуктом и харак­теристикой социального.

Долго копившееся несогласие с идеями Парсонса бурно изли­вается в 60-е гᴦ. потоками критики сразу с двух сторон. Представи­тели леворадикального направления в социологии в лице неомарк­систской франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т, Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.), с одной стороны, обвиняли Парсон­са, а вместе с ним и всю академическую социологию в идеологиза­ции науки. С другой стороны, они доказывали невозможность объек­тивной науки и приверженность Парсонса ʼʼбуржуазному объекти­визмуʼʼ, ибо наука, по их мнению, вне ʼʼпринципа партийностиʼʼ существовать не может. Симпатии Парсонса к ʼʼклассическим кано­намʼʼ социальной науки с их несомненностью и доказательностью полученного знания волновали франкфуртцев гораздо меньше.

В дискуссию с Парсонсом вступают и сторонники феноменологи­ческой социологии во главе с австро-американским социологом Аль­фредом Шюцем (1899-1959). Им было чуждо представление о чело­веке как о лишенном права грлоса, неспецифическом объекте ис­следования, так же как понимание социальной среды как незави-

* Интересно, что в современных американских социологических справочниках Парсонс всœе-таки причислен к прямым наследникам М. Вебера.

симой от человеческого сознания и опыта. Люди, по Шюцу, при­ходят не в застывший мир жестких форм, а в незавершенное творе­ние, ежесекундно достраивая его своими поступками. Общество - это не совокупность наблюдаемых фактов, внешних форм жизни, а в первую очередь взаимно разделяемые и совместно творимые смыс­лы, или интерсубъективность*.

Сфера их обитания - ʼʼ.жизненный мирʼʼ повсœедневного, обыден­ного существования людей, наполненный здравым смыслом, ᴛ.ᴇ. дорефлексивным, очевидным знанием, не вызывающим у них ни малейшего сомнения, замешательства. Именно данный мир является основой всœего остального, в т.ч. научного познания.

Неприятие структурно-функциональной методологии с ее без­ликим, четко организованным социальным пространством оказы­вается столь сильным, что оппоненты Парсонса задумываются, нельзя ли ʼʼвообще обойтись без требования научной объективнос­ти в социологической теории и в то же время не утратить границы, отделяющие социологическое исследование от пустопорожнего ре­зонерстваʼʼ**. Стоит ли сосредоточиваться на поиске надежных и ʼʼстрогихʼʼ методов социологического исследования и заведомо не­достижимого теоретического единообразия?

Где гарантии, что исследователь, принадлежащий к тому же обществу, что и люди, поведение которых он изучает, не искажает действительность самим фактом своего проникновения в нее, а тем более конкретными процедурами? В случае если Парсонс в принципе не задумывается над тем, как получено наше знание, а стало быть, насколько оно достоверно, то феноменологов эта проблема не ос­тавляет безучастными.

Что же делать науке? Каким образом можно ʼʼохватить системой объективного знания структуры субъективных значенийʼʼ??** И что тогда означает научное познание!

Отвечая на обращенные к самому себе вопросы, Шюц беспо­щадно разрушает всœе иллюзии ʼʼтрадиционныхʼʼ социологических школ относительно неисчерпаемых возможностей науки и доступ­ности социальной сферы. Ни прошлое, ни будущее состояния об­щества не бывают сколько-нибудь серьезно изучены, ибо мы никогда не сможем полностью перевоплотиться в наших предше­ственников или наследников, ᴛ.ᴇ. осмыслить происходящее так, как это может сделать переживший его человек. Остается настоящее,

* То есть то, что возникает между субъектами в процессе их взаимодействия. ** История теоретической социологии. В 5-ти т. Т. 1. От Платона до Канта - М., 1995, с. 20.

*** Schutz A. Collected Papers I: The Problem of Social Reality. - The Haque 1962. P. 35. "

Но и оно не всœецело доступно. Мы не в состоянии проникнуть в сознание другого человека, его мысли и намерения." -у;.;

Что же остается? Область опосредованного опыта͵ анонимного общения (mitwelt), при котором люди воспринимают друг друга как социальные типы, лишенные биографии, непредсказуемости и сво­боды. Объективное знание, по Шюцу, ограничено ʼʼобобщенными типами субъективного опытаʼʼ*. Социолог вынужден игнорировать предельные глубины поведения в сознании человека и рассматри­вать социальные события и явления в их абстракции, за.лределами непосредственных контактов людей друг с другом.:>‣‣‣-1> <,t* *J

В письме к Парсонсу Шюц признается: ʼʼВсе науки о действии, таков мой тезис, могут достичь аналитической высоты, где они бы работали исключительно с объектами, созданными действиями и через действия их субъекта͵ не обращаясь к самому субъекту или его действиям или, другими словами, отбрасывая категории дей­ствия как таковыеʼʼ**.

Казалось бы, и Шюц, и Парсонс, несмотря на исходные непри­миримые различия, в конце концов приходят к одному и тому же - наличию обезличенной социальной среды с ее анонимными силами и процессами. При этом есть маленький Нюанс. В гуманитарном знании в отличие от знания точного употребление одних и тех же понятий отнюдь не означает их одинаковое осмысление.

У Шюца налагаемые на человека культурные рамки, образцы верований и поведения (ᴛ.ᴇ. ʼʼтипификацииʼʼ) безупречны лишь в среде опосредованного опыта. При этом парадокс реальной жизни состоит по сути в том, что социальные предписания не столько огра­ничивают, сколько пробуждают человеческую свободу. Зная нормы и стандарты поведения в обществе, люди не тратят времени на детальное изучение ситуации, но могут, имея общее о ней пред­ставление, выказать немалую изобретательность и непринужден­ность. И если для Парсонса социальные институты - это объектив­ная реальность, эмпирически явленный, непреложный факт, то для Шюца - это общезначимые представления о тех или иных сторонах общественной жизни, наше видение того, что неким образом су­ществует. Оно не фатально.

Более того, любая неясность, проблема заставляют человека отступать от шаблонов и искать выход из создавшегося положения, проводя прямой, непосредственный эксперимент с социальной действительностью, покидая пределы, доступные социологу. Пос-

* Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Evanston, III., 1932/1967. P. 181.

** Schutz to Parsons//The Theory of Social Action: the Correspondence of A. Schutz and T. Parsons/Ed. R. Grathoff. Bloomington, 1978. P. 100.

ледний видит лишь факт свершившегося, новый отработанный в опыте и соответствующий культурным предписаниям ʼʼрецептʼʼ, более не требующий проверок и ставший ʼʼочевидностьюʼʼ, органи­ческой частью нашего жизненного мира. По мнению Шюца, соци­олог обречен работать с гомункулами, а не с живыми людьми. Ведь как бы мы ни отстранялись от индивидуальных особенностей чело­веческого поведения, ʼʼпервое и оригинальное объективное реше­ние проблемы в основном всœе-таки зависит от субъективного, под­ходящего к случаю знания индивидаʼʼ*.

Социологические зарисовки не чересчур сильно искажают нашу повсœедневную жизнь, вслед за М. Вебером утверждает Шюц. Люди привыкли действовать по ʼʼрецептамʼʼ здравого смысла и не склон­ны углубляться в собственные мысли и ощущения, не говоря уже о мыслях и чувствах других. Поверхностные, формальные взаимоот­ношения удобнее и безопаснее. То, что Парсонс принимает хлад­нокровно, с сознанием дела, Шюц переживает как крайне важно е, но от этого не менее печальное условие научного действа.

Пожалуй, чем далее, тем более социология характеризуется ню­ансами, полутонами, оттеняющими друг друга. Понятия ʼʼчуть боль­шеʼʼ и ʼʼчуть меньшеʼʼ в теоретической социологии иллюзорны - любое ʼʼчуть-чутьʼʼ непременно оказывается зримым, весомым пе­ремещением теории в совершенно другую плоскость, систему ко­ординат: чуть меньше осторожности, осмотрительности - и со­циолог начинает задыхаться под грузом собственных притязаний; чуть больше сомнений, колебаний в возможности изучения этого мира - и наука легко превращается в словесную живопись вне общезначимых понятий и научной логики. Такова природа соци­альной реальности, а значит, такова судьба социологии. Стремле­ние социолога сформулировать общепризнанную теорию всœегда будет опережать само человеческое творение, непрестанно обновляющийся, незавершенный мир социального.

Общая социология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая социология" 2017, 2018.

Рассматриваются основные теоретические положения социологической науки и этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, социальных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования.
Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.

Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе - в 1999 г. Оба издания разошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.

Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные изменения, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке - разрушение зданий Всемирного торгового центра, - последовавший вслед за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказались вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борьбы - с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни - атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, - вот далеко не полный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Раздел I. Введение в социологию
Глава I. Общество - социология - личность 9
§ 1. Первый взгляд на социологию 9
§ 2. Функции социологии 12
§ 3. Приглашение в социологию 17
Вопросы и задания 23
Литература 24
Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX - начале XX в 25
§ 1. Предпосылки возникновения социологии 25
§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии 28
§ 3. К. Маркс и его роль в социологии 32
§ 4. Психологическое направление в социологии 35
§ 5. Классическая немецкая социология 39
§ 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма 44
§ 7. Предыстория эмпирической социологии 47
§ 8. Русская социологическая мысль 49
Вопросы и задания 52
Литература 52
Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория 53
§ 1. Развитие эмпирической социологии на Западе в 1920-1930-х гг 53
§ 2. Теоретическая и эмпирическая социология в 1940-1960-х гг 56
§ 3. Развитие социологии на Западе в 1970- 1980-х гг 64
§ 4. Современные движения и теории в социологии 73
§ 5. Отечественная социология: от этапа к этапу 81
Вопросы и задания 87
Литература 87
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Глава 4. Объект и предмет социологии 91
§ 1. Объект социологии 91
§ 2. Предметные зоны социологии 94
§ 3. Социология и другие науки 102
Вопросы и задания 113
Литература 113
Глава 5. Специфика социологического знания 114
§ 1. Природа и характер социологического знания 114
§ 2. Социальный факт 117
§ 3. Знание как предмет социологии знания 121
Вопросы и задания 128
Литература 128
Глава 6. Структура социологического знания 129
§ 1. Подходы к с структуре и отрасли социологическою знания 129
§ 2. Уровни социологическою знания 152
§ 3. Ступени социологического знания i9
Вопросы и задания 142
Литература 143
Глава 7. Структура социологического исследования, ею этапы и элементы 144
§ 1 Виды социологического о исследования 145
§ 2 Программа социологического исследования
§ 3 Методически и раздел программы
§ 4 Обработка и обобщение социологической информации 160
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации 164
§ 1 Изучение документов 164
§ 2 Социологическое наблюдение 167
§ 3 Опрос 168
§ 4 Классификация вопросов 173
§ 5 Изучение бюджета времени 176
§ 6 Качественные мет сады в социологии 178
Вопросы и задания 183
Литература 184
Раздел III. Общество и его структура
Глава 9. Социальная общность и ее виды 187
§ 1 Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии 187
§ 2 Факторы функционирования социальных общностей 192
§ 3 Виды социальных общностей 195
Вопросы и задания 201
Литература 201
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 202
§ 1 Трактовка общества в истории социологии и современных социологических теориях
§ 2 Общество как социальная общность 208
§ 3 Общество как социальная система 214
Вопросы и задания 219
Литература 220
Глава 11. Общество и культура 221
Понятие культуры Культура как базис общества 221
§ 2 Элементы культуры 227
§ 3 Этноцентризм и культурный релятивизм 233
Вопросы и задания
Литература 236
Глава 12. Специфика современного российского общества как социальной общности и социальной системы 237
§ 1 Социальный кризис и его особенности в России 2-57
§ 2 Социологические аспекты реформирования российского общества 244
Вопросы и задания 253
Литература 253
Глава 13. Структура общества
§ 1 Морфология общества
§ 2 Основные концепции социальной структуры в западной социологии
§ 3 Концепции социальной структуры
Вопросы и задания
Литература
Глава 14. Социальная стратификация и социальная мобильность
§ 1 Понятие социальной стратификации
§ 2 Социальная стратификация российскою общества
§ 3 Социальная мобильность
Вопросы и задания
Литература
Глава 15. Социальные группы
§ 1 Проблема социальных групп
§ 2 Понятие и структура социальной группы
§ 3. Классификация социальных групп
Вопросы и задания
Литература
Глава 16. Социальные организации
§ 4 Социальная организация и управление
Вопросы и задания
Литература
Глава 17. Социальное управление
§ 1 Социальное управление как вид управления в обществе
§ 2 Система социальною управления
§ 3 Уровни и функции социального управления
§ 4 Социальное управление и социальная политика
Вопросы и задания Литература
Раздел IV. Социальные институты
Глава 18. Понятие и виды социальных институтов
§ 1 Понятие социального института
§ 2 Структура и функции социального института
§ 3 Классификация социальных институтов
Вопросы и задания
Литература
Глава 19. Социальные институты в сфере экономики
§ 1 Понятие экономического института
§ 2 Институт собственности
§ 3 Институт рынка
§ 4 Институт производства
Вопросы и задания
Литература
Глава 20. Социальные институты в сфере политики
§ 1 Понятие политического института
§ 2 Институт власти
§ 3 Институт государства
§ 4 Институт политических движении и партий
Вопросы и задания Литература
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
§ 1 Понятие института в социальной сфере
§ 2 Институт образования
§ 3 Институт семьи Вопросы и задания Литература
Глава 22. Социальные институты в духовной сфере
§ 1 Понятие института в духовной сфере
§ 2 Институт науки
§ 3 Институт религии
§ 4 Институт культуры Вопросы и задания Литература
Раздел V. Личность
Глава 23. Понятие личности и ее типология
§ 1 Личность как научная проблема
§ 2 Понятие личности в социологии
§ 3 Типология личности Вопросы и задания Литература
Глава 24. Социальные статусы и социальные роли
§ 1 Социальный статус его понятие и виды
§ 2 Понятие и структура социальной роли
§ 3 Ролевой конфликт и способы его преодоления
Вопросы и задания Литература
Глава 25. Структура личности
§ 1 Подходы к изучению структуры личности
§ 2 Внутриличностные механизмы
§ 3 Структура деятельности личности
Вопросы и задания Литература
Глава 26. Образ жизни личности
§ 1 Понятие образа жизни
§ 2 Структура образа жизни
§ 3 Жизненный путь личности
Вопросы и задания Литература
Глава 27. Социализация личности
§ 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы
§ 2 Социальные факторы социализации
Вопросы и задания 508
Литература 509
Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 510
§ 1 Понятие отклоняющегося поведения 510
§ 2 Теории отклоняющегося доведения 513
§ 3 Типология отклоняющегося поведения 515
§ 4 Социальный контроль 520
Вопросы и задания 523
Литература 524
Раздел VI. Социальные изменения и процессы
Глава 29. Динамика социальных процессов 527
§ 1 Социальные изменения и социальные процессы 527
§ 2 Классификация социальных процессов 532
§ 3 Социальные процессы противоречия и конфликты 534
Вопросы и задания 539
Литература 539
Глава 30. Социальное поведение и общественные движения 540
§ 1 Социальное поведение и его типы 540
§ 2 Общественные движения и их исследования в социологии 543
Вопросы и задания 551
Литература 551
Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 552
§ 1 Инновация как социальный процесс и источник социальных изменении 552
§ 2 Модернизация и постмодернизм в социологии 559
Вопросы и задания 568
Литература 568
Словарь основных понятии и терминов 569
Литература 579.

Читайте также: