Борьба католической церкви с еретиками. Инквизиция. Борьба католической церкви с еретиками Христианские ереси и борьба с ними

Ересь – ложное учение, отступление от официальной религии.

Между идеями различных еретических учений были серьезные различия. Но всех их объединяло резко отрицательное отношение к католическому духовенству во главе с папой, негативное отношение к неравенству между мирянами и духовенством, к продаже индульгенций, выступления за права каждого человека самостоятельно разбираться в христианстве без посредства клира, признание источником веры только Священного писания.

Среди еретических учений можно назвать таборитов и чашников в Чехии, лоллардов в Англии. Наибольшего распространения в XII-XIII в. еретическое движение достигло во Франции (в Провансе). Здесь распространилось учение катаров и вальденсов.

Для борьбы с ересями были организованы ордена доминиканцев и францисканцев.

Вершиной борьбы папства со средневековыми ересями стала инквизиция. В 1232 г. ордену доминиканцев было поручено заниматься инквизиционными делами. Каждый католик был обязан помогать инквизиции. Отказ от показаний считался преступлением. Допускалось использование показаний любых свидетелей, даже уличенных в лжесвидетельстве, преступников. Судопроизводство было тайным, применялись пытки. Оправдательные приговоры были редкостью, отрицание вины объявлялось упорством в ереси и каралось смертью. Чаще всего обвиняемых наказывали тюрьмой и конфискацией имущества (что было выгодно церкви и королю, поэтому часто обвиняемыми становились богатые люди). Инквизиция лишь судила, казнила светская власть. Казнили еретиков путем сожжения.

Всего в Европе инквизицией было казнено 9-12 млн. человек.

20 Католическая церковь в XIV-XV вв.

В XIV в. возрастала центральная власть королей, что соотвенно ослабляло власть папскую. Одним из выражений этого явилась так называемое Авиньонское пленение пап (1309-1377).

После перенесения папской резеденции в Авиньон в Риме появился новый папа, избранный кардиналами, протестовавшими против отъезда папы Климента V. Оба папы прокляли друг друга. В попытке нейтрализовать раскол был избран новый папа, но прежние не сложили своих полномочий и начался раскол – Великая схизма. Престиж папства оказался под угрозой. Для наведения порядка был созван собор в Констанце, который длился с 1414 по 1418 гг. На нем собралось до 50 тыс. человек: присутствовал император Сигизмунд, 3 западных “патриарха”, 29 кардинало, 33 архиепископа, 150 епископов, около 300 ученых-богословов, множество настоятелей монастырей, влиятельные и знатные люди, правители Баварии, Австрии, Саксонии, Лотарингии, Шотландии, Польши, Неаполитанского королевства, Сицилии, наблюдатели от Византийской империи. Председателем стал папа Иоанн XXIII. Чтобы придать собору большую силу, было решено при голосовании придерживаться национального принципа: перед голосованием решения обсуждались и согласовывались внутри каждой национально группы. В итоге собор низложил всех трех пап, избрал нового и водворил его в Рим. Собор также провозгласил принцип верховенства его над папой.

Власть папства уже не была восстановлена, ереси распространялись. Один из смещенных пап так и не отказался от сана. В 1431 г. был созван новый собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г. К числу его политических успехов можно отнести примирение с чашниками в 1431 г. Но устранить раскол и этот собор не сумел. И теперь один из пап не подчинился собору и созвал свой в Ферраре. В 1439 г. он был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния с Константинопольской церковью. Лишь в 1449 г. в Лозанне было достигнуто соглашение и последний “антипапа” отказался от должности. Новым единым папой стал Николай V.

Раскол был преодолен. Но укрепление политической власти в национальных государствах ослабляло авторитет и влияние пап. Национальное духовенство чаще подчинялось своим государям и светская власть пап сохранилась только в Средней Италии. Но папство оставалось фактором, объединявшим весь католический мир. В его руках была инквизиция.

Инквизиция - это специальный священный суд. Этот институт занимался розыском, проводил активную политику уничтожения еретиков. Еретики придерживались и пропагандировали догмы отличные от церковных правил. Ересь - это ложное учение. В понимании инквизиции еретиками становились все, кто в малейшей степени в религии отступали от установленных канонов.

История инквизиции, как карательного органа, начинается с XII в. Есть данные, что первым кого сожгли на костре, был еретик Петр из города Брюи. Этот человек потребовал упразднить иерархию в церкви. В тот момент еще не было разработано правовой базы инквизиции, ее только оформили к XIII в.

История инквизиции

В конце XII в. в Вероне состоялся собор. Папа Луций III открыто призвал духовенство искать еретиков и преследовать их. Каноны должны быть едиными. Никто не имеет права менять установленные католической церковью догмы. Те еретики, которые уже были похоронены должны быть срочно эксгумированы, кости их сжигали. Имущество еретиков подлежало конфискации в пользу церкви. Но институт инквизиции еще не был оформлен. Датой начала его деятельности принято считать 1229 г. - тогда на церковном собрании в Тулузе сказали о создании карательного института инквизиции. Затем буллы Григория IX обязали всех католиков следовать решению собрания в Тулузе. В Испании, Италии, Португалии и в других государствах Европы стали поваляться органы инквизиции.

С XV в. в Европе начинается эпоха книгопечатания. Это открытие принадлежит Иоганну Гутенбергу. Теперь церковь стала самым главным цензором. Они стали оформлять список книг запрещенных. И он постоянно обновляться.

Самой жестокой и кровожадной инквизицией была Испанская. Томас де Торкемада стала самым свирепым инквизитором. Именно из его жизнеописания складывается история средневековой инквизиции. Его личность очень интересна для историков и психологов. Он стал сначала личным духовником королевы Изабеллы, а потом стала самым главным инквизитором в Испании.

Именно с подачи Томаса оформились все виды инквизиторских пыток. Он всегда боялся за свою жизнь, хотя умер своей смертью. Никто так и не посягнул на его жизнь.

За обедом у Томаса де Торкемада всегда стоял нейтрализатор для яда. Он хранил противоядие в роге носорога на обеденном столе. Томас всегда очень боялся за свою жизнь. Еще когда он ездил по улице, то у него была солидная охрана в составе 50-ти всадников и 200 пехотинцев. Именно с его подачи королева Изабелла выслала из страны представителей еврейской нации. А борьба с ересью проходила круглосуточно.

Борьба инквизиции с еретиками


Ересь главная зараза эпохи Средневековья, по мнению представителей духовенства. Церковь играла важную роль в жизни простого человека. Она стала самым богатым институтом, владела многими землями. Население платило всегда налог в пользу церкви - десятину.

Церковь буквально поглотила в себя политику и экономику Европейских государств. При этом она еще выдавала за деньги индульгенции - специальные грамоты для отпущения грехов. Это вызывало негодование у населения. Именно поэтому, появляются люди, которые выступают против некоторых церковных догматов. Народ был просто возмущен поведением церковных служителей. Они вели себя очень нескромно, транжирили деньги. Совершали поборы, не помогали бедным. С каждым днем появлялось все больше и больше верующих, которые ставили под сомнение учение церкви.

Всех несогласных помещали в категорию еретиков, которых считали посланниками дьявола. Их преследовали, потом подвергали жестоким пыткам. И в последнюю очередь казнили. Все совершалось очень быстро. Обычно никакого следствия не проводили, сразу же суд, пытки и казнь. Судьи даже, когда выносили приговор, не знали имени подсудимого, их просто обозначали цифрами. Приговор всегда была смертная казнь, и судьи всегда следили за исполнением приговора.

Орудия пыток инквизиции


Многие ученые и мыслители в Средние века стали жертвами инквизиции. Этот карательный орган разработал целый арсенал орудий пыток. Способов пытать жертву было немало. Здесь мы рассмотрим лишь несколько орудий труда. Конечно, можно только пребывать в полнейшем шоке от того, сколько разнообразных орудий пыток разработали инквизиторы. И они просто ужасны, как только человек способен был на такую жестокость.

Вот несколько таких изобретений:

  1. «Кресло допроса» - это орудие применялось в Германии, до середины XIX в. его использовали при допросах до суда. Кресло было покрыто всюду шипами, пленника садили на него обнаженным. При небольшом движении он чувствовал сильную боль, которая доводила его до агонии. Иногда для большего эффекта под креслом разводили огонь;
  2. Дыба-ложе - самое распространенное пыточное орудие. Это был стол, на него ложили человека, фиксировали его конечности. А затем растягивали, так что подсудимый испытывал сильную боль;
  3. Дыба-подвес - тоже одно из распространённых видов пытки. Руки связывали веревкой за спиной, о потом другой конец веревки перебрасывали через лебедку и поднимали человека вверх;
  4. «Стул инквизиции» - это табуретка с шипами, также там были еще крепления для конечностей жертвы.
  5. «Колесование» - при помощи железного колеса жертве ломали все кости.

В Средние века не было понятия «амнистия». Правосудие никому не подчинялось. Никто не мог защитить права человека. Палач имел свободу выбора во время пыток. Иногда использовали жаровню. Подсудимый привязывался к решетки и его поджаривали как какой то кусок мяса. В таком случае жертва, конечно же, признавалась в чем угодно. Иногда даже такие пытки приводили к выявлению новых преступников.

Ученые, подвергшиеся инквизиции


Немало светлых умов погибло от рук инквизиторов. Самые известные из них, например Николай Коперник. Он сомневался в постулате о том, что Земля это центр вселенной. Ученый заявил, что Земля, так же как и остальные планеты вертятся вокруг Солнца. Его книга вышла уже после смерти ученого, она была запрещена. Таким образом, Коперник не попал в руки инквизиторов. Можно сказать, что ему повезло.

Менее удачливыми стали Джордано Бруно со своей идеей бесконечности пространства, его сожгли на костре. Чуть не сожгли еще одного ученого Галилео Галилея. Он создал телескоп и исследовал космические тела. Его принудили отречься от своих взглядов. В 1992 г. Ватикан его оправдал.

Инквизиция стала черной страницей в истории Средневековой Европы. Это жестокость и агрессия к людям, которые вовсе не были ни в чем не виноваты. Самое страшное заключается в том, что такая инициатива исходила от представителей христианской религии. Получив безграничную власть над верующими, они взяли на себя право судить якобы изменников религии. При этом решать кого судить они могли только сами.

Инквизиция видео

Важнейшую сторону папской политики составляла борьба с ересями. Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Ереси сопровождают христианство на всем протяжении его существования, начиная с первых его шагов как самостоятельной религии. Однако наибольший размах и значение еретические движения получили в эпоху феодализма.

Христианская религия в средневековой Европе определяла мировоззрение людей.

В раннем средневековье, когда феодальные отношения еще не сформировались, Европа еще не знала массовых еретических движений. Их подъем происходит в период развитого средневековья, что связано с возникновением и ростом городов. Усиление эксплуапации крестьянства создавало почву для вовлечения его в еретические движения.«Революционная оппозиция феодализму, - писал Ф. Энгельс, - проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания».

Социальная сущность и главные идеи средневековых ересей. По социальной направленности можно выделить два типа средневековых ересей - бюргерскую и крестьянско-плебейскую. Первая выражала протест горожан против феодальных оков, препятствовавших развитию городской экономики. Она предусматривала ликвидацию особого положения духовенства, политических притязаний папства, земельных богатств церкви, стремились к упрощению и удешевлению обрядов и улучшению морального облика клира. Идеалом этих еретиков была раннехристианская «апостольская» церковь - простая, «дешевая» и «чистая». Ереси этого типа выступали только против «церковного феодализма» и не затрагивали основ феодального строя в целом. Поэтому к ним иногда примыкали целые группы феодалов, пытавшихся использовать бюргерскую ересь в своих интересах (ради секуляризации церковных имуществ или ограничения политического влияния папства). Так было в эпоху альбигойских войн в Южной Франции, гуситских войн в Чехии, во времена Виклифа в Англии.

Гораздо более радикальный характер имели крестьянско-плебейские ереси, отражавшие враждебное отношение обездоленных низов города и деревни не только к церкви и духовенству, но и к знати. Разделяя все религиозные требования бюргерской ереси, крестьянско-плебейская ересь требовала, кроме того, равенства между людьми, отрицались тем самым сословные различия. Крестьянско-плебейские ереси, как правило, требовали также отмены крепостного права и барщины, а отдельные крайние секты призывали к установлению имущественного равенства и общности имуществ. В XIV-XV вв. наиболее радикальные крестьянско-плебейские ереси нередко сочетались с народными восстаниями (апостолики, лолларды, табориты и др.).

Вместе с тем на протяжении всего средневековья существовали и такие ереси, в которых элементы обоих этих течений - бюргерского и крестьянско-плебейского - не были четко разграничены.

Догматика еретических учений: критическое отношение к духовенству всех рангов, включая папу, критика индульгенций, Более умеренная часть еретиков считала себя истинными католиками, стремящимися помочь исправлению церкви. Другая, не менее значительная часть открыто порывала с католической церковью, создавая свои религиозные организации (катары, вальденсы, апостолики, табориты); наиболее же радикальные среди них (особенно апостолики, лолларды XIV в.) переносили свое враждебное отношение к католической церкви на весь феодальный общественный строй.

Для подавляющего большинства еретических учений было характерно также стремление следовать Евангелию, признание его единственным источником веры в противовес писаниям «отцов церкви», решениям соборов, папским буллам и пр. Одной из наиболее популярных в кругах еретиков идей была идея «апостольской бедности, идеал аскетизма, мистика.

Историческая роль ересей: подрывали авторитет и духовный диктат католической церкви, способствовали распространению свободомыслия (хотя сами по себе еретики чаще всего не проявляли свободомыслия, им были свойственны фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим, расшатывали и феодальный строй.

Главные еретические движения XI-XIII вв. Отдельные секты еретиков получили распространение в Западной Европе уже в начале XI в. во Франции, Италии, Германии. Во второй половине XI в. развернулись широкие народные движения в городах Италии (Милан, Флоренция). Одним из первых создателей самостоятельного еретического учения был Арнольд Брешианский, возглавивший в середине XII в. антипапское восстание в Риме. Созданная им секта (арнольдистов), представлявшая раннюю бюргерскую ересь, продолжала существовать и после казни своего вождя. Расцвет еретических движений приходится на вторую половину XII и на XIII в. Особенно много их было в эти столетия в Южной Франции и Северной Италии, где еретики составляли значительную часть населения. К числу наиболее массовых еретических движений XII в. относится ересь катаров (от греческого «катарос» - чистый). Они отказывались признавать власть государства, отвергали физическое насилие и пролитие крови. Католическую церковь, а также и весь земной мир они считали творением сатаны, а папу - его наместником.

Большим влиянием среди еретиков XII-XIII вв. пользовались идеи Иоахима Флорского (или Калабрийского), одного из крупнейших мистиков того времени.. По мнению иоахи-митов, царство мира и правды на земле должно наступить в результате «вселенского переворота» в промежуток между 1200 и 1260 гг. Идеи иоахимитства долго пользовались большой популярностью в народе.

Особенно широкое распространение в рядах еретиков имели евангелические идеи. Среди множества сект, мечтавших о возрождении порядков раннехристианской церкви, особое значение в XIII в. приобрели вальденсы. Сын богатого лионского купца Петр Вальд, живший в последней четверти XII в., начал активную проповедь бедности и аскетизма. Его последователи - вальденсы наряду с резкой критикой священников выдвинули идеи, оспаривающие церковную догматику: они отрицали чистилище, большинство таинств, иконы, молитвы, культ святых, церковную иерархию, их идеалом была «бедная» апостольская церковь. Они выступали также против церковной десятины, налогов, воинской службы, феодального суда и отрицали смертную казнь. Часть вальденсов переселилась в Германию, Австрию, Чехию, Польшу, где в XIV в. вальденство широко распространилось среди крестьян и мелких городских ремесленников.

В Италии евангелические идеи исповедовались сектой флагеллантов. Флагелланты («бичующиеся») выходили на дороги и улицы в рубище, босыми и публично истязали себя, доводя своих сторонников до состояния экстаза.

Ереси в XII и XIII вв. широко распространялись не только среди низших слоев населения, но и в среде образованной части горожан

Борьба церкви с еретическими движениями. Инквизиция. Борьбу против еретических идей и антиклерикальных течений церковь вела с жестоким фанатизмом и непримиримостью. Церковные соборы XII-XIII вв. обязывали не только духовенство, но и светскую власть принимать активное участие в этой борьбе. На соборах в разное время были преданы анафеме катары, пата-рены, вальденсы, позднее - бегины. Были признаны ересью и запрещены учения Иоахима Флорского, Амори Венского, позже - Петра Оливи, в XV в. - Джона Виклифа и Яна Гуса. Были осуждены и сожжены сотни руководителей еретических направлений и сект, а рядовые еретики подвергались жестоким преследованиям. Наиболее кровавой формой расправы с еретиками были вдохновлявшиеся церковью и папством крестовые походы: против альбигойцев (начался в 1209 г.), против апостоликов (1306-1307), пять крестовых походов против гуситов (1420-1431) и т. д.

Особую роль в борьбе с ересями играла инквизиция (от латинского inquisitio - расследование). Возникшая в конце XII в. как форма церковного суда, осуществлявшегося сначала епископами, инквизиция постепенно была изъята из-под контроля епископов и превратилась в первой половине XIII в. в самостоятельную организацию, обладавшую огромными полномочиями и подчиненную непосредственно папе. Постепенно инквизиция создала специальную систему розыска и судебного расследования по делам еретиков. Она широко ввела в практику шпионаж и доносы. К упорствующим применялись изощренные пытки. Усердие инквизиторов и их доносчиков награждалось разделом между ними части имущества, конфискованного у осужденных. Уже в XIII в. наряду с еретиками инквизиция стала преследовать ученых и философов, проявлявших свободомыслие. Наиболее распространенной карой для еретиков было сожжение на костре, причем нередко групповое (так называемое аутодафе - от португальского auto-da-fe - дело веры). С деятельностью инквизиции связана одна из самых трагичных страниц в истории человечества.

Еретические движения XIV-XV вв.

Несмотря на жестокие преследования и деятельность нищенствующих орденов, еретические движения не прекращались. На смену старым возникали новые ереси. В XIV-XV вв. центр их переместился из Южной Франции и Ломбардии в Северо-Восточную Францию, Нидерланды, Англию, Южную и Западную Германию, Чехию. Важной особенностью еретических движений этого периода было четкое размежевание между бюргерскими и крестьянско-плебейскими ересями, превращение последних в радикальные ереси, которые порой сливаются с крестьянскими восстаниями. Так, секта апостоликов во главе с Дольчино в начале XIV в. сыграла ведущую роль в крестьянско-плебейском восстании, вождем которого стал Дольчино. Ересь ранних лоллардов, единомышленников Джона Болла, слилась с восстанием Уота Тайлера.

Одним из наиболее массовых еретических движений конца XIII- XIV в. - движении бегинов, а также близких к ним бегардов и фратичелли, охватившем Южные Нидерланды, германские земли, Австрию, Чехию, Италию и Францию. Большое влияние на еретиков оказали взгляды богослова Оливи.

В XV в. наиболее значительными еретическими движениями были английский лоллардизм и гусизм . Лолларды XV в. опирались на учение Джона Виклифа. Они резко критиковали духовенство, выступали против церковной иерархии, большинства таинств, иконопочитания, церковной десятины, требовали секуляризации церковных имуществ, свободы проповеди для всех, в том числе и мирян, богослужения на родном языке, но не посягали на существующий строй.

Гуситское движение. Выступления против злоупотреблений немецкого духовенства, оппозиция католической церкви а борьба за национальную чешскую церковь вылилась в широкое общественное движение, принявшее религиозную форму. Возглавил это движение профессор богословия Пражского университета Ян Гус (ок. 1369-1415). Он обличал пороки католического духовенства, выступал против церковных богатств и требовал секуляризации церковных имуществ. Он возглавил борьбу против немцев, господствовавших в Пражском университете. Она завершилась передачей управления университетом чехам (1409) и избранием Яна Гуса ректором университета.

Католическая церковь и немецкое духовенство Чехии повели ожесточенную борьбу против Гуса. Сначала он был отлучен от церкви и должен был уехать из Праги (1412), а через некоторое время папа вызвал его на церковный собор в Констанц. Здесь Гус был осужден за свои убеждения как еретик и сожжен на костре (1415).

Гуситская ересь , возникшая в Чехии в начале XV в. вовлекла в свою орбиту самые разные социальные слои. Первоначально гусизм опирался на умеренное бюргерское учение Яна Гуса, отражавшее также стремление всех слоев чешского общества к освобождению от немецкого засилья и диктата папства. Но затем движение раскололось на два лагеря: умеренный - чашников, еретиков бюргерского типа, и радикальный - табористский, в котором в начале 20-х годов XV в. превалировали революционные крестьянско-плебейские, в частности хилиастические, идеи о скором установлении царства божьего на земле.

Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII --XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.

Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг Другу силы, -- Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, -- слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены.

Еретики отказывались молиться в «испорченных" храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию.

Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование)- Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане.

В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III- Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.

Упадок папства.

После Иннокентия III могущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пан продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевской власти.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ересь (греч. отбор) - это религиозное движение, оппозиционное ортодоксальному (правильному) вероучению в вопросах догматики, богослужения или организации Церкви.

Ереси м.б. разные. Ересь сопровождала католицизм на протяжении всей её истории. Со временем она меняется.

Что порождало Ересь?:

1. Христианство было, по сути, ересь, т.к. отошло от иудаизма

2. В христианстве не сразу оформились литературные источники веры, была разобщённость в литературе

3. Связано с эволюцией католицизма. Был разрыв между словом Божием и практикой католицизма

4. Господство религиозного мировоззрения: творение Бога или дьявола - чьё творение предмета? Создавало почву для ереси

5. Социальные конфликты в обществе через призму религии.

Динамика Ереси:

1. Интеллектуальные ереси в светском обществе, мирян не интересовали вопросы догматического расхождения о Святой Троице, о природе Бога и др.

Термин Монофизиты - это:

а). Сторонники единой природы Христа

б). Церковная элита вела споры такие: кем был Христос, как Бог м.б. равен сыну и пр.

Борьба имела весьма умеренный характер

2. Патриархальная ересь - это языческие реакции на христианство. Факт крещения ещё не означало, что ты христианин.

Расцвет католицизма в 12 - 13 вв. и пик Ереси

Социальная почва для Ереси является в городской среде, а не в сельской местности. Сами ереси периода Средневековья были очень разнообразными: один женился на Деве Марии и пр.

Типология (деление) Ереси:

1. Социальный и экономический принцип:

Народный, крестьянско-плебейский, движение преобразования народной и общественной жизни, не сторонники насилия

2. Бюргерская - ограничивали..., сторонники насилия.

Ни одна программа Ереси не содержала в себе рациональное зерно.

Направление Ереси:

1. Пантеизм - растворение Бога в природе. Пан - природа, теизм - Бог.

Бог присутствует в каждом человеке, он в тебе, значит, может делать всё, что хочет, была вседозволенность.

Опасность для Церкви - посредник между Богом и человеком не нужен, а посредником была Церковь, т.е. церковь не нужна

2. Монтанистские - ереси, обращённые к раннему христианству.

По сути, хотели отказаться от всего, что Церковь «накрутила» за века, от богатств, ритуалов и пр.

Пример: Вальденсы - основатель Пьер Вальдо , у него умер друг насильственно, но он был благочестив. Для Пьера показалось, что заупокойные молитвы Не могут поменять ничего у умершего друга. Он говорил, что слово Божие д.б. доступно каждому. Стал нищим, отдал своё имущество людям, отвергал таинства Церкви, т.к. она вытягивает деньги. Хотел сделать бедность идеалом - это распространилось в Италии и во Франции. Мечтал о возврате к раннему Христианству

3. Дуалистические ереси - это явление иного порядка, основано на противопоставлении всего: «добра и зла», на двойственности.

Берёт начало от Манихейства со 2 в. н.э.

Суть манихейства:

1. Было как бы 2 Бога. Делили добро и зло; плоть и дух. Создателя телесного мира называли Иегова . Сам акт творения мира для Манихеев - это Бог.

Манихеи отрицали всё: церковь, деньги, государства, отрицали саму жизнь.

Идеал у Манихеев - это избавление от плоти.

Катары - чистые, совершенные, умерщвление от плоти

Альбигойцы - Христос был человеком, земной мир от сатаны, а Бог создал Душу и Ангелов, против католичества и светской власти, признавали только Новый Завет, отрицали церковные обряды и таинства, почитание креста, икон, мощей. Усвоили религиозные принципы катаров и вальденсов.

Проникновение Манихейства:

Манихейство 7 - 8 вв. - Павликианство (Византия) (хотели сохранить чистоту Христианства от язычества и идолопоклонства, название от Апостола Павла) - Богомильство (Болгария) (делали погромы, мир не от Бога, а от сатаны) - Италия - Франция.

Катаризм - инициатор запрета беременности, это движение таит угрозу анархии.

Богомильская ересь в Югославии на 80 лет стала главной, в Хорватии сразу начала возникать Церковь - переродилась в другое, но потом сметена католической церковью.

С Катарами было очень тяжело бороться.

Борьба с Ересью:

Сначала носило умеренный характер.

Что делали?:

1. Предание анафеме еретика - лишить посмертного покаяния

2. Наложение Интердиктов - запрет богослужения на определённой территории

3. Литературные диспуты (интеллектуальные)

Но с 12 века, это было не достаточно.

Появились другие методы борьбы с Ересью:

1. Крестовые походы (Иннокентий III) - папа. Папы сами спровоцировали эти походы

2. Деятельность нищенствующих монахов

3. Инквизиция - создана для борьбы с альбигойскими ересями.

Епископские суды возникли со времён Константина Великого.

1. Церковь не проливала кровь

2. Епископы судили на основе канонов

3. В светских судах использовалось «Божий суд», т.е. поединок, кто победит, на той стороне и правда

4. В церковных судах был адвокат, здесь больше порядка, было милосердие, все хотели идти в церковный суд.

Грань между Ересью и Истиной была очень зыбкой.

До 16 века католицизм догматически не оформился, епископы от суда над еретиками отказались.

Создание специальных трибуналов по борьбе с ересью.

Доминиканский орден стал трибуналом над ересью. Они стали Инквизицией .

Арестованному ничего не говорили, кто донёс на него.

По сути, всё расследование сводилось к тому, чтобы пытать людей. Пытки были бескровными, т.к. Церковь кровь Не проливала. Палачи хорошо знали анатомию человека, чтобы человек не умер раньше времени, иначе их тоже убьют.

С альбигойской Ересью справились и в 13 в. инквизиция угасла, а в 15 в. инквизиция опять поднялась. Пошли гонения на женщин, как на ведьм. Это было из-за целибата и безбрачия мужчин-церковников.

К 17 в. Европа с проказой справилась, искали проказу у женщин. Те, кто не реагировал на болезнь, протыкая иголку в кожу, те ведьмы.

После, пытки перешли и в светский суд, только чтобы мучить человека.

Причины пыток:

1. Боролись с проказой - объявляли женщин ведьмами

2. Зависть

3. Устранить конкурента

Читайте также: