Глава1. Двустороннее единство обучения в образовательном процессе. Двусторонний и личностный характер обучения

1. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

2. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

1. Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не

поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения ос­нована на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения. Об этом пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!»:

“На проводимый мною открытый урок пришли 15 учителей. Я начал урок этим приветствием и тут же радостно осознал, что мне удалось произнести его в...особой тональности. После урока я подходил к каждому присутствующему и спрашивал: «Вы, наверное, обратили внимание, как я произнес: "Здравствуйте, дети!"?» И они ничего не смогли мне сказать, даже не смогли точно вспомнить, е какими словами я обратился к детям. «Приветствие как приветствие, - говорили они в недоумении, - что тут особенного?..» Как удивлялся я, что особая тональность приветствия - располагающая, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения - не достойна того, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека? Скажите человеку «Здравствуйте» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произне­сенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!


Как произнести приветствие «Здравствуйте, дети!» - это серьезная педагогическая проблема... Моя заповедь гласит:

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах...

Ш.А. Амонашвили любит детей педагогической любовью, особенно он любит шалунов, чего нет в массовой практике педагогической деятельности учителей. Его любовь к ним выражена в такой его характеристике:

«Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений...

Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...

Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению, они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей...

Шалуны - дети с юмором. Видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор...

Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей...

Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности... (1, 26-27).

Так ли относится учитель к шалунам?

Как относятся будущие учителя к нестандартным детям, можно выяснить, предложив студентам такую диагностику:

«Разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом - положительные».

Затем можно заслушать несколько студентов по результатам этой диагностики и попросить их сделать выводы об их отношении к ученикам с большим «набором» отрицательных качеств личности.

2. Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?»

Психолог Б.Г. Ананьев приводит факты общения учителя с учащимися, свидетельствующие о том, что учитель действительно не задумывается над своим общением с детьми. Педагог обращается к слабой ученице после того, как не ответили на вопрос сильные и средние ученики: «Ну, может быть, хоть ты ответишь?» Такое обращение учителя к ученице создает неблагоприятную обстановку для правильного ответа. Большое значение для ответа учащихся имеет то, как учитель обращается к ученикам: «Петя, скажи нам»; к другим ученикам обращается по фамилиям: «Иванов, скажи нам!», а к некоторым - показывая рукой или глазами на ученика или неопределенно: «Вот ты там, да, да, да, ты скажи нам!»

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителя с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учитель-авторитарист чаще всего стремится отобрать у учащихся инициативу, торопится досказывать ответы учащихся или вместо них отвечать. Инициативны те учащиеся, у которых есть способности и которые всегда поднимают руки, а остальные шалят, т.е. проявляют инициативу не в учении, а в шалостях. И учитель-авторитарист ведет наступление на шалунов, требуя от них дисциплины, наказывая за ее нарушения.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

1) доверие интеллектуальным силам ребенка, предоставление им самостоятельности в познавательной деятельности;

2) минимум поощрений и наказаний;

3) предоставление детям права самим регулировать свое поведение;

4) вовлечение детей в учение так, чтобы оно приносило им радость и успехи;

5) отсутствие принуждения к учению.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М. Академия. 2006.

Литература (дополнительная):

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа. 1990.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

1. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.). Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Процесс обучения / \ Процесс преподавания Процесс учения (деятельность преподавателя) (деятельность ученика или группы учеников) Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности. Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности. Концепция активности в процессе обучения. Познавательная активность – важнейшее условие осуществления процесса учения и характеристика познавательных действий учащихся. Без активности учащегося в его учении, по существу, процесс обучения не состоится. С одной стороны, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся (или активизация учения) – это система действий учителя, создающего стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом. С другой стороны, активизация учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных и поисковых задач. При этом процесс обучения предполагает реализацию самостоятельности, дисциплины, организованности, ответственности, инициативы и др. личностных качеств учащихся. Познавательная активность – это характеристика деятельности учащихся; активизация учебно-познавательной деятельности школьников – характеристика целенаправленной деятельности учителя в процессе обучения. Таким образом, концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, заключается в системе активных, познавательных действий учащихся, совершаемых ими в результате активно побуждающих действий учителя. Следовательно, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по овладению ими научными знаниями, умениями и навыками, развитию у них творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Движущие силы процесса обучения. Диалектический материализм исходит из того, что источником развития являются единство и борьба противоположностей. Определим противоречия, определяющие развитие, а значит совершенствование учебного процесса. Внешние противоречия, возникающие между постоянно возрастающими под влиянием научно-технического и социально-экономического прогресса требованиями общества к деятельности школы, к организации учебно-воспитательного процесса и уровнем современного состояния школьной практики. Анализ формирования социального заказа школе, мониторинг качества обучения и воспитания школьников позволяют осуществлять меры, направленные на повышение эффективности педагогического процесса в школе. Основным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей, а именно: между логикой излагаемого материала и процессом усвоения его, между уровнем теоретических знаний и умением применять их на практике и т.д. Анализ этих противоречий способствует оптимальному выбору технологий, методов, средств, форм обучения. Основные функции обучения. Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществить три функции: образовательную (обучающую), воспитательную, развивающую. Выделение этих функций условно. Образовательный процесс предполагает формирование у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и личностных качеств, способов мышления и деятельности, мировоззрения, нравственности. Образовательная функция, прежде всего, предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных, общепредметных (или общеучебных) и межпредметных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки – это специфические практические умения и навыки, характерные для определенного учебного предмета и отрасли науки. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам: умение работать с книгой, умение рациональной организации домашнего труда и др., а также общелогические умения: анализировать, обобщать, систематизировать, сопоставлять и др. Межпредметные умения и навыки характеризуют освоение учащимися конкретной учебной дисциплины с учетом ее взаимосвязей с другими предметами, применение междисциплинарных знаний на практике. Воспитательная функция обучения способствует формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы, мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений. Между обучением и воспитанием существует не односторонняя связь от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативности, социальной активности и др. качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Развивающая функция обучения. Обучение и воспитание развивают личность. Это очевидно. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но педагогическая практика показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную сферы личности. В связи с этим в дидактике используется специальный термин развивающее обучение. Сущность его заключается в том, чтобы в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений необходимо обеспечивать и общее развитие личности. Надо особо отметить, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств в следствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А.Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих. Все указанные функции находятся в сложных взаимосвязях, посредством которых проявляется диалектический характер их единства. Возможность комплексного осуществления этих функций должна быть заложена как в учебном материале (содержании обучения), так и в способах и технологиях, посредством которых это содержание передаётся и организуется педагогическое общение. Целостность обучения проявляется в единстве обучающей, воспитывающей и развивающей функций, которые необходимо реализовать в целостном учебно-воспитательном процессе. Цикличность и ступенчатость процесса обучения. Цикличность и ступенчатость процесса обучения заключается в том, что учебный материал разбивается на относительно небольшие части, основательно изучается каждая из них, осуществляется контроль за ее усвоением, а затем усваивается другая часть материала, более сложная. Идея о ступенчатости образования и цикличности обучения была выдвинута в 50-х годах Н. А. Петровым. Цикл обучения -- это последовательность определенных действий учителя и учащихся, направленных на осуществление связи со старым материалом и опытом ученика в качестве основы для введения нового материала, закрепление его и контроль усвоения. Сущность процесса обучения с позиции других наук. Закономерности процесса обучения являются предметом изучения не только одной педагогики, но и других наук, с которыми педагогика связана. Педагогика, обращаясь к основополагающим концепциям физиологии, широко опирается на учение о двух сигнальных системах (например, при исследовании проблемы соотношения слова и наглядности), дает объяснение многим формам поведения и различной степени активности учащихся с позиции возникновения очагов возбуждения и торможения. Ключ к пониманию утомляемости при активном учении - в понимании механизма снижения возбудимости клеток коры головного мозга, подвергающимся слишком длительному или сильному раздражению. Привлекают внимание педагогов и интенсивно ведутся в последнее время исследования ритма физиологических функций (биоритмов) и их влияние на работоспособность человека. Особый подход к пониманию процесса обучения выдвигает и кибернетика, рассматривая обучение как особую управляемую замкнутую систему. Управляющим центром ее является учитель, управляемым объектом - ученик, а само управление осуществляется на основе посылки информации из управляющего центра по каналу прямой связи и получения информации о поведении управляемого объекта по каналу обратной связи. Вопросы познания и познавательной деятельности человека – это коренные вопросы философии – связаны с проблемой обучения в педагогике. В основе философской теории познания лежит теория отражения. Согласно этой теории процесс познания объективного мира представляет собой процесс отражения явлений действительности в сознании человека. Материалистическая сущность отражения заключается в том, что вся материя обладает способностью отражать и быть отражаемой, «что наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира». Формула процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В. И. Ленин).

Арендный блок

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): - восприятие нового материала; - осмысление воспринятого; - запоминание; - применение усвоенных знаний на практике; - последующее повторение; - обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения; - выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика. Педагогическая культура. Ответы

Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории. Педагогика - это наука о воспитании человека. Современная дидактика.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Проектирование и оборудование термических цехов. Нагревательные установки

Курс лекций. Нагревательные установки. Установки газокислородного поверхностного нагрева. Установка электроконтактного нагрева (способ Гевелинга). Установки непосредственного (сквозного) электронагрева. Установки электроиндукционного нагрева. Индукторы

Преждевременное рождение. Недоношенный ребенок и уход за ним

Объект исследования – отделение недоношенных областной детской клинической больницы. Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры детской больницы в отделении недоношенных детей. Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры при выхаживании недоношенных новорожденных.

Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

Курсовая работа. В данной работе мною будет проведен кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма, силовой расчет трансмиссии автомобиля, а также прочностной расчет узлов и деталей двигателя (поршня и поршневого пальца).

Обучение - это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, то есть состоит из двух процессов: 1) процесса преподавания - деятельность преподавателя; 2) процесса обучения - деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учащихся, которая бывает непосредственной (учитель и ученик совместно реализуют задачи обучения) и опосредованным (ученик выполняет задание, данные учителем ранее). Процесс обучения может проходить и без учителя (например, самостоятельная работа). Процесс обучения - это не механическая сумма процесса преподавания и обучения. Это качественно новое целостное явление. Суть учения - это единство познания и общения. Процесс обучения включает цель, мотивы, содержание, способы деятельности, он требует напряжения воли, физических и интеллектуальных сил, способов регулирования действий и контроля за их результативностью. Поэтому можно вы делить такие компоненты в структуре процесса обучения:

1. Целевой компонент - это осознание педагогом и учащимися целей и задач каждого предмета, его конкретных разделов и тем. Это осознание зависит от уровня образованности и воспитанности учащихся, знаний предыдущего материала, а всего - от целеустремленности учителя, его умение поставить и разъяснить цели и задачи своим воспитанникам.

2. Стимулирующее-мотивационный компонент процесса обучения - это продолжение целевого разъяснения, углубленная мотивация, меры по стимулированию познавательного интереса, чувство долга и ответственности у учащихся.

4. Операционно-деятельностный компонент, который можно назвать методическим, потому что он охватывает все методы, приемы, формы обучения, которыми оперирует учитель в процессе своей деятельности, взаимодействия с учениками.

5. Контрольно-регулятивный компонент - это контроль за ходом процесса обучения "обратная связь - получение учителем информации о степени затруднений, недостатки, качество этапов обучения. Он включает те методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которыми пользуется учитель параллельно с изложением нового материала. Обратная связь предполагает коррективы, регулирования процесса обучения, внесение изменений в методы и средства обучения.

6. Оценочно-результативный компонент - завершающий в процессе обучения, он предусматривает оценку знаний учащихся до выпуска из средней школы, а также самооценку учениками достигнутых результатов. Все компоненты нужно рассматривать во взаимосвязи, они представляют собой этапы, звенья в структуре процесса обучения, к ним нужно подходить творчески, не допускать шаблона в их использовании.

Роль учителя в учебном процессе. Учитель выступает как организатор и руководитель учебной деятельности учащихся. Ему принадлежит руководящая роль. Деятельность учителя состоит из планирования, организации, стимулирования, бегущей контроля, регулирования, анализа результатов. Планирование - это составление календарно-тематических и поурочных планов. С некоторых предметов учителя получают готовы тематические планы и вносят в них лишь некоторые коррективы. При составлении поурочных планов учителя пользуются пособиями по методике преподавания конкретных предметов. Молодые учителя пишут подробные планы уроков, в которых указывают цель, основные вопросы для опроса учащихся, выкладывают новый материал, отмечают номера упражнений, задач для закрепления и повторения, содержание домашней работы, перечень оборудования и литературы. Опытные учителя пишут менее детальные планы.

Организация процесса обучения состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. На подготовительном этапе учитель подбирает ТСО, наглядность, раздаточный материал, проводит опыты, демонстрации, просматривает диафильмы, подбирает учебно-методическую литературу, пишет план.

Организация деятельности учителя - это постановка задач урока, создание благоприятных условий, распределение функций при организации практических работ, краткие инструкции, своевременная помощь ученикам.

Стимулирующая функция учителя заключается в том, что он обеспечивает потребность в изучении темы, раскрывает ее значение, продумывает приемы стимулирования познавательной активности учащихся, снимает напряженность, перегруженность и повышает активность учащихся.

Бегущая контроль, регулирование и корректировки учебного процесса осуществляется путем наблюдения, конкретных вопросов, упражнений, индивидуальных собеседований, анализа письменных работ, тетрадей учеников. Он позволяет выявить типичные недостатки, затруднения у учащихся, предупредить пробелы в знаниях, учитель должен видеть рациональность выбранного варианта учебной деятельности, регулировать, дополнять и изменять его темп обучения.

Анализ результатов - завершающий цикл обучения. Здесь важно установить уровень осознания знаний учащимися, умение применять полученные знания, проанализировать причины пробелов, наметить пути их ликвидации.

Чтобы осуществлять процесс преподавания, учителю необходимо знать цель школы, место "своего" предмета в ее реализации, знать учеников, уметь управлять процессом обучения.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. В основе процесса обучения лежит идея деятельностного подхода, разработана отечественными психологами. Обучение - это система познавательных действий учащихся, направленная на решение учебно-воспитательных задач. Очень важна формула.Л. Выготского "Обучение идет впереди развития", то есть учета зоны ближайшего развития личности, ориентация не на достигнутый сегодня уровень развития, с на более высокий, которого может достичь ученик под руководством и с помощью учителя. В школе развивающего обучения - наоборот, впереди идет развитие умения учиться.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода есть свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - это обучение, в среднем школьном возрасте - общественно-полезная практика и общение, в старшем - особая профориентационная работа, самостоятельные суждения и оценки. Важно развивать все богатство видов деятельности. Большое значение для усвоения знаний имеет аналитико-синтетическая деятельность, сравнение, ассоциации, обобщения, гибкость мышления, смысловая память. Выдающиеся ученые-дидактики П. Гальперин и Н. Талызина разработали структуру цикла усвоения: предварительное ознакомление с действием, условиями ее выполнения; формирование действий в форме операций, формирование действия как внеязыковой; формирование действия во внешней речи; формирование действия во внутренней речи, переход ее в глубокие процессы мышления. Вся эта последовательность умственных действий применяется к объяснительно-иллюстративного, а не к проблемному обучению. Существует два типичных варианта учебной деятельности школьников:

Урок и самостоятельная работа учащихся. На уроке ученик выполняет следующие действия: воспринимает учебные задачи, планы действий от учителя; осуществляет учебные действия и операции; регулирует учебную деятельность; анализирует результаты обучения.

В ходе самостоятельной деятельности ученик выполняет следующие действия: планирует задачи своей учебной деятельности, методы, средства, формы обучения; самоорганизовуе учебную деятельность; осуществляет самоконтроль результатов учебной деятельности.

Психологический характер процесса усвоения включая восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.

Восприятие является необходимым условием и началом большого усвоения. В процессе обучения восприятию предшествует создание готовности учащихся к участию в обучении, формирование их познавательной активности, мотивация обучения, опора на предыдущие знания и опыт, сосредоточение внимания на объекте познания.

Новый учебный материал необходимо излагать лаконично, информацию обобщать и унифицировать, акцентировать внимание учащихся на смысловых моментах, отделять относительно самостоятельные единицы учебного материала; новый материал должен иметь четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, нужно очистить новый учебный материал от лишней информации. Учитель должен хорошо владеть методами эмоционального воздействия на учащихся; использовать их в процессе изложения нового материала. Особое значение имеет первое впечатление ученика от учебной информации (явление импритингу), оно надолго остается в сознании, 90% знаний ученик получает через зрение, поэтому визуальном представлению учебной информации нужно уделить особое внимание.

Понимание учебного материала - это обобщенное установления связей между явлениями и процессами, их строением, составом, назначением, мотивами. При этом очень важно четко, доступно, логично излагать новый материал, включать учащихся в сопоставление фактов, данных исследований. Понимание невозможно без глубокого проникновения в суть явлений, процессов. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения материала, оно является исходным для глубокого разностороннего осмысления информации.

Осмысление - это более глубокий ход процессов анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции. В ходе осмысления обогащается понимание, оно становится разносторонним и глубоким, появляются начала убеждение, умений, открытий.

Обобщение происходит тогда, когда выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений, которые изучаются. Оно ярко проявляется при выделении главного, существенного. Обобщение завершает обучение, но не обязательно, потому что, например, законы можно дать и в начале урока. Степень обобщения знаний проверяется при переносе их на решение новых учебно-практических занятий. На этапе обобщения осуществляется систематизация знаний - это классификация фактов, явлений, процессов.

Закрепление - это повторное осмысление с целью запоминания. В закреплении материала важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. К организации повторения предъявляются следующие требования: оно должно быть целенаправленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, проводиться частями или в целом, не должно.допускаты механического запоминания.

Применение знаний, умений и навыков. Завершающим этапом процесса обучения является применение полученных знаний на практике. Это - осуществление перехода от абстрактного к конкретному. Учащиеся выполняют различные упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, пишут сочинения, решают задачи, готовят межпредметные конференции, составляют вариативные задачи.

Эффективность обучения зависит от мотивации. Зная мотивы учащихся, учитель может ликвидировать недостатки. Необходимо углублять мотив долга, ответственности учащихся за обучение, образованность, волю, все время подчеркивать значение обучения, быть требовательным к ученикам, применять поощрения.

Эффективность усвоения зависит от уровня развития эмоциональной сферы школьников. На уроках нужно умело применять яркие примеры, материалы периодической печати, грандиозные цифры и факты НТР произведения искусства, цитаты великих людей и тому подобное. Эмоциональному развитию учащихся способствует атмосфера комфорта, защищенности от несправедливости, тонкий педагогический подход, высокая требовательность, содержание урока. В процессе обучения нужно отыскивать возможности для самостоятельной работы учащихся, поскольку ее значение незаменимо. Ученики должны проводить опыты, наблюдения, решать экспериментальные задачи, нужно применять специальные приемы творческого мышления.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Личностный характер обучения состоит в том, что…

1) в процессе обучения происходит формирование личности;

2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.

Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.

Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):

Восприятие нового материала;

Осмысление воспринятого;

Запоминание;

Применение усвоенных знаний на практике;

Последующее повторение;

Обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения;



Выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

Обучение-это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве.Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Термин образование несколько шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Единство преподавания и учения

В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:

* преподавание.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а уче­ние без преподавания становится элементом процесса само­образования.

Эффективный процесс обучения предполагает установле­ние субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом препо­давания и субъектом учения. Объектом его деятельности яв­ляется содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содер­жание образования.

В основе сотворчества учителя и ученика в образова­тельном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет пер­спективную тактику обучения творчеству творчеством в совре­менном образовательном процессе.

Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотвор­ное общение учителя и ученика с помощью языковой деятель­ности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникатив­ные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Единство образования и самообразования

Самообразованиерассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:

1. Какцеленаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.

Отечественный исторический опыт показывает, что уже в XIXвеке многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи - создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XXв. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XXв.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации, что, с одной стороны, обогатило в те годы процесс самообразования, а с другой - сделало человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывало потребность разобраться в них.

Начало XXIв. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования, Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.

В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). В этом случае учащиеся пользуются справочной литературой и словарями, в процессе, например, экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы развития отечественной образовательной системы рассматривается как составная часть непрерывного образования,выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

Читайте также: