Сохранение и укрепление здоровья человека — первоочередная задача человечества. Здоровье

Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.

Вопросы:

1. Понятие здоровья, виды здоровья.

2. Критерии здоровья.

Источники информации для оценки здоровья.

Понятие здоровья, виды здоровья.

Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.

Термин «здоровье » предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.

Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.

Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.

В медико-биологическом аспекте под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровье также определяется как:

Динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.

Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья . Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.

Наряду с медико-биологическими существуют социальные, экологические и другие аспекты здоровья. Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.


Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней. В понятие «здоровье» должны входить факторы социального благополучия .

В частности, под здоровьем принято понимать комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды. В таком понимании, здоровье – это способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.

Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ) . В уставе Всемирной организации здоровья 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов» .

Таким образом, здоровье – это:

– процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций;

– умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам;

– процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.

Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.

Различают «здоровье» и «состояние здоровья».

Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.

Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.

Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций . Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Виды здоровья.

Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.

Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.

Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:

1. Физическое здоровье:

– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.

2. Психическое здоровье:

– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

3. Нравственное здоровье :

– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

4. Духовное здоровье:

–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

5. Социальное здоровье :

– отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.

В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

6. Репродуктивное здоровье:

– отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.

Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.

Мы едим, когда испытываем чувство голода. Но почему мы его испытываем, и через какие этапы проходит пища в процессе пищеварения?

Пищеварительный процесс имеет важнейшее значение. Еда, которую мы едим, снабжает организм питательными веществами, которые необходимы ему для нормального функционирования и выживания. Но до того, как преобразоваться в полезные вещества, еда должна пройти через четыре различных фазы пищеварения.

Наш пищеварительный тракт проходит через все тело. Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости, переходящей в глотку, из которой еда попадает в пищевод, а после – в желудок. Желудок соединен с тонким кишечником, верхняя часть тонкого кишечника называется двенадцатиперстной кишкой. За двенадцатиперстной кишкой следует тощая кишка и подвздошная, которая переходит в толстый кишечник, завершающийся прямой кишкой. У здорового человека полный цикл процесса пищеварения занимает от 24 до 72 часов.

«Почему наш организм все время требует пищи? Потому что каждая клетка нашего организма нуждается в получении тех или иных микроэлементов. То ей нужен магний – и нам хочется помидоров, то ей нужен калий – и нам хочется кураги, то ей нужны аминокислоты – и нам хочется мяса, то ей нужен цинк – и нам хочется кукурузной каши или еще что-нибудь. Т.е. голодная клетка все время требует. Мы ее требований не понимаем, мы кушаем не то, что она требует, а то, что у нас есть. И возникает такая ситуация: клетка, не получившая нужный элемент, снова требует. Пищеварительный процесс – это четкий биологический алгоритм. Прием, переработка, всасывание и выведение не переработанных остатков», - говорит врач-нутрициолог, Ольга Бутакова.

Прием пищи: первым этапом пищеварения считается прием пищи. К приему пищи относится процесс пребывания пищи во рту – когда вы жуете и глотаете пищу и она, проходя через пищевод, попадает в ваш желудок. На этом этапе ваш мозг и вкусовые ощущения выполняют важную работу, помогая вам насладиться вкусом и запахом пищи и идентифицировать ее. В первом этапе пищеварения задействованы ферменты, необходимые для того, чтобы помочь разрушить сложные продукты до небольших соединений и молекул. В того момента, когда пища попадает в желудок, первый этап считается завершенным.

Переваривание пищи: когда пища достигает желудка, начинается следующая фаза пищеварения. Она включает в себя производство пищеварительных соков, и продолжение расщепления пищевых продуктов. В этом процессе принимают участие желудок, поджелудочная железа и печень, которые производят различные пищеварительные соки. Каждый помогает переварить различные виды пищи. Например, желудок вырабатывает кислоту и ферменты необходимые для переваривания белков. После того как вся съеденная пища расщепляется в пищеварительном процессе, она готова к следующему этапу, - всасыванию.

Всасывание: во время переваривания пищи разбивается на глюкозу, аминокислоты или молекулы жирных кислот. Эти молекулы попадают в тонкую кишку, где начинается фаза всасывания. Молекулы всасывается через тонкий кишечник, и попадают в кровоток. Попав в кровь, питательные вещества доставляются к различным частям тела, где они либо используются для обеспечения процессов жизнедеятельности, либо сохраняются для будущего использования. Процесс того, какие вещества будут использоваться сразу, а какие будут сохранены, контролирует печень.

Выделение (вывод отходов пищеварения): выделение является заключительным этапом в процессе пищеварения. При этом все компоненты пищи, которую вы употребили и которые не были использованы для питания вашего организма, выводятся из него. И моча, и кал являются формами такой утилизации. Некоторые компоненты, такие как нерастворимые волокна, не усваивается организмом, но необходимы для пищеварения. Нерастворимые волокна помогают вашей пищеварительной системе в процессе передвижения отходов пищи по кишечнику. Несмотря на то, что пищеварительный процесс занимает от 24 до 72 часов, для полной утилизации поглощенной пищи может понадобиться несколько дней.

Как помочь своему организму в получении полезных веществ?

  • Принимайте пищу только в эмоционально уравновешенном состоянии
  • Ешьте только тогда, когда проголодаетесь
  • Тщательно пережевывайте пищу
  • Не принимайте слишком холодной и слишком горячей пищи
  • Соблюдайте умеренность, не переедайте нормальный объем пищи должен составлять 400-700 грамм.
  • Пейте жидкость до и после еды
  • Ешьте простую пищу. Предпочтение отдавайте продуктам, произрастающим на территории вашей страны.
  • Старайтесь, чтобы половину ежедневного рациона составляла сырая растительная пища.
  • Не принимайтесь за активную работу сразу после еды, немного отдохните.

Существует огромное множество всевозможных рекомендаций и диет, направленных на то, чтобы привести в порядок работу пищеварительной системы. Но все их можно свести к одной простой мысли: залог надлежащей работы вашего организма – сбалансированное и правильное питание.

Основные понятия: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, здоровье человека, здоровье населения, общественное здоровье, болезнь.

ТЕМА 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

Понятие «здоровье» принадлежит к числу дефиниций, содержание которых находится в постоянном развитии. Эта динамика определяется прежде всего развитием науки, что сопровождается все более четкими и тонкими определеними нормы, развитием общества, изменяющим условия жизни человека и требования к состоянию его здоровья, а также развитием культуры, влияющей на формирование иных ценностных отношений к здоровью. Кроме того, определенную сложность в этот вопрос вносит и то, что нет здоровья человека как такового, а есть здоровье мужчины и женщины, ребенка и пожилого человека, образ жизни и социальные функции которых различны. Следует вспомнить также жителей географических и климатических зон с различными требованиями к функциональным и адаптивным возможностям населения, которые существенно различаются. Существуют и просто различные типы здоровья, например унаследованные от родителей и обретенные болезненным от рождения человеком в результате выполнения норм здорового образа жизни.

Вопрос об определении сущности понятия «здоровье» является ключевым, поскольку в зависимости от того, как определяется сущность здоровья, зависят дальнейшие стадии его изучения: разработка показателей, оценка состояния, изучение факторов и закономерностей появления и т.п.

Английское слово «health» (здоровье) происходит от англосаксонского слова «whok» - целый, невредимый, что является по сути семантическим определением здоровья. Попытки дать обобщающее определение понятию «здоровье» берут свое начало в глубокой древности. Философ, врач, математик Пифагор считал, что «здоровье - есть гармония, равновесие, а болезнь - нарушение гармонии. Нравственное здо-

ровье есть стремление к добру». В настоящее время число определений понятия «здоровье» превышает три сотни и каждое из них отражает концепцию автора. При попытке их классифицировать следует выделить группу определений здоровья, в основе которых лежит функциональный, деятельностный подход, а также целый ряд дефиниций, исходящих из принципа согласованности по взаимодействию всех систем организма, уровней их деятельности со средой и адаптации организма к условиям среды.

При функциональном подходе здоровье трактуется как необходимое условие для чего-либо. Н. Амосов определяет здоровье как сумму резервных возможностей основных функциональных систем организма. Т. Парсонс трактует здоровье как «оптимальные возможности индивида эффективно выполнять свои роли и задачи, для которых он был социализирован». В рамках структурного функционализма акцентируют внимание на успешном выполнении индивидом своих функций, для чего необходимо его хорошее физическое и психическое состояние.

В русле данного подхода понятие «здоровье» рассматривалось и в СССР - как необходимое условие для выполнения трудовых, общественных и биологических функций. Подобное отношение к здоровью было связано с ролью человека как исполнителя поставленных политических задач. Такой взгляд на дефиницию «здоровье» отражен в работах Г.И. Царегородцева, А.В. Шиманова, С.Я. Чикина, Ю.П. Лисицына и др.

Согласно биосоциальному подходу здоровье определяется через диалектическое единство биологического и социального. Так, Д.Д. Венедиктов определяет здоровье как состояние динамического равновесия организма с окружающей средой. Подобные трактовки характерны для работ А.М. Изуткина, В.Д. Жирнова, К.В. Орехова. Понимание здоровья как единства биологических и социальных качеств наиболее распространено в отечественной литературе.

Ряд ученых считают понятия «здоровье» и «норма» тождественными. Под нормой чаще понимают состояние оптимальной жизнедеятельности человека или реальной возможности достичь его через определенный интервал времени за счет саморегуляции и адаптации. Этот взгляд в той или иной степени разделяют А.Д. Степанов, О.А. Егоров, М.И. Резник, В.П. Петленко.

Наряду с этими определениями в специальной литературе можно встретить характеристики здоровья как состояния оптимальной

жизнедеятельности человека, обеспечивающего полную реализацию его сущностных сил, как способность человеческого организма полноценно выполнять социальные функции в условиях обеспечения динамического равновесия как внутри организма, так и во взаимоотношениях организма с окружающей средой.

Другая классификация дефиниций здоровья связана с делением их на негативно и позитивно интерпретирующие здоровье. Негативными считаются дефиниции, в которых здоровье определяется через отсутствие болезни или ее признаков. Здоровым индивид остается до тех пор, пока у него не появились отклонения от нормы даже при отсутствии субъективных ощущений. Позитивная интерпретация дефиниции «здоровье», по мнению П. Эгглетона, находится в таком ее состоянии, которое соответствует физиологическим и психологическим запросам общества, характеризуется определенным потенциалом, силой и может выступать в качестве товара. Признание значения социальных и психологических параметров здоровья существенно изменило и расширило определение здоровья и вывело его за рамки клинических критериев, но при этом не было ответа на вопрос: кого следует считать здоровым?

При клиническом (медико-биологическом) и субъективном методах изучения состояние здоровья одного и того же человека оценивается по-разному. Каждому методу соответствует своя концепция, причем «клиническая концепция здоровья отражает в конечном счете действующую практику изучения здоровья посредством медицинских осмотров, профессиональной ориентации на обнаружение объективно фиксируемой патологии и интенсивности ее распространения среди населения. Основа субъективной концепции - субъективные ощущения человека, касающиеся его здоровья, т.е. человек в данной ситуации выступает в роли объекта для изучения в биологическом и социальном планах».

Можно говорить о трех видах здоровья - физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если все органы и системы работают хорошо, то и весь организм человека (саморегулирующаяся система) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внима-

ния и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное (нравственное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека прежде всего являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Формула Устава ВОЗ, принятая в 1948 г. на основе выводов социальной и медицинской науки тех лет, квалифицировала здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не только как отсутствие болезней или физических дефектов). Эта формулировка получила в настоящее время немало критических замечаний, однако ее ценность состоит в том, что она указывает на невозможность понимания и оценки здоровья в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности. Поэтому данная трактовка инструментальна для социологии медицины при разработке системного подхода и изучении индивидуального здоровья.

ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ДЕФИНИЦИИ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

Для создания системной картины той или иной ситуации, связанной со здоровьем личности или социальной группы людей, ученые используют целый ряд других базовых понятий и дефиниций. К их числу следует отнести понятия «здоровье человека», «здоровье населения», «общественное здоровье» и др.

Здоровье человека - это не только наличие или отсутствие у него болезней, а такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.

Дефиниция «здоровье населения» обозначает процесс, отражающий состояние биосоциальной системы «Население». Она включает конкретные научные понятия, выражающиеся в определенных количественно-качественных, морфофизиологических, социально-психологических и нравственно-психологических показателях.

Здоровье населения как феномен на конкретном историческом этапе является результатом биологической эволюции и социального развития человеческой популяции за весь период ее существования, причем носителем его является определенная человеческая популяция. Если при определении здоровья человека мы в качестве отправной точки выбираем показатели, отражающие здоровье индивида, характеризующие силу и диапазон адаптационных морфофизиологических и социально-психологических механизмов обеспечения жизнедеятельности человека и его способности к выполнению различных социальных ролей и функций, то при определении здоровья населения мы обращаемся к таким полярным показателям, как рождаемость и смертность.

При переходе от системы «Человек» (индивидуум) к системе «Население» (системе индивидуумов) значение одних и тех же явлений изменяется. Если в первом случае исследуется показатель, отражающий единичное событие (рождение, смерть, заболевание), то во втором - показатель, отражающий массовое явление (рождаемость, смертность, заболеваемость).

Содержание понятия «общественное здоровье» (или в последнее время близкое ему - «экономика здоровья») имеет несколько иной характер. Оно возникло как попытка получить ответ на вопрос о влиянии государства, общественно-экономических отношений на уровень здоровья населения в целом и отдельного человека в частности. Иначе говоря, оно призвано отражать способность общества поддерживать высокие показатели здоровья населения (нации, класса, группы и т.д.). Парадокс состоит в том, что данное отражение осуществляется с помощью негативных показателей (заболеваемость, смертность, инвалидность и т.п.). Его отчасти можно объяснить тем, что наука пока затрудняется в поиске индекса здоровья. Например,

известна практика выведения его путем регистрации той части населения, которая не обратилась в течение определенного промежутка времени к врачу. Однако причины необращения за медицинской помощью могут быть самыми различными, причем не только связанными с состоянием здоровья. Кроме того, подобная методика неприменима в условиях диспансеризации населения и пока еще трудно сказать, где и в чем проявляется норма общественного здоровья.

ТЕМА 1.3. ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛЮДЕЙ

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как на наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию, причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей - в пище, жилье и других благах - относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большее внимание. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния технизированной окружающей среды на организм человека. Хорошее здоровье - величайшее социальное благо, поскольку оно удовлетворяет базисную жизненную потребность человека, уровень которой зависит от реальных социально-экономических условий, от степени удовлетворения ими и других социально-приоритетных потребностей.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека (не говоря уже о самой их возможности) находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Он охватывает как «вещную», морфофизиологическую структуру (физическое здоровье), так и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психическое здоровье), его ценностного всестороннего развития (социальный аспект здоровья).

Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс, представив болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь». Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность и интенсивность их труда; отрицательно влияет на ряд показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическое развитие потомства.

Здоровье является благом или ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль человеческой жизни - уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время при этом проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает существенные возможности для профилактики здоровья.

Здоровьем определяется и возможность приобщения человека к труду - основе человеческого бытия, источнику материального благосостояния. Реализация такой важной социальной задачи, как формирование всесторонне и гармонично развитой личности требует в качестве основной предпосылки достаточного уровня ее психосоматического развития как суммы резервных мощностей основных функциональных систем человека. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности могут служить показателем не только санитарно-гигиенической грамотности, но и общей культуры человека.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер и присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

В научной литературе нередко встречается разделение здоровья на физическое, душевное и психическое, хотя в реальной жизни челове-

ка такое разделение носит достаточно условный характер. Физическое благополучие организма неразрывно связано с душевным комфортом и адекватностью психической деятельности. Их интерпретация происходит в рамках так называемого «жизненного мира» человека (Lifeworld), под которым в социологии понимается мир непосредственной практической жизнедеятельности и донаучных значений, предшествующий объективизирующей научной рефлексии. Это обыденная жизнь людей, воспринимаемая ими через призму общих значений и смыслов, принимаемая ими как само собой разумеющееся, не подлежащая сомнению и конструируемая сознанием. В некоторой мере данное определение ассоциируется с таким понятием, как жизненная мудрость.

Жизненная мудрость выступает как доказательство верности того пути в изучении здоровья, который прокладывает сегодня социологическая наука. Важным источником для изучения данной проблемы является фольклор. В пословицах и поговорках абсолютного большинства народов мира можно обнаружить констатацию огромной и непреходящей ценности здоровья: «Самое большое богатство - здоровье» (молдавская), «Здоровому бедняку и богатый завидует» (китайская), «Нет друга лучше здоровья, врага хуже болезни» (древнеиндийская). При этом постоянно подчеркивается уникальность этой ценности: «Здоровье не купишь», «Здоровью цены нет» (русские), «Доброе здоровье - дороже богатства» (английская), «Здоровье - сокровище, которое всегда при тебе» (китайская).

В пословицах и поговорках содержится объяснение ценности здоровья как основы всего благополучия человека: «Здоровье - всему голова» (украинская), «Было бы здоровье - остальное будет», «Здоровье потеряешь - ничем не наверстаешь» (русские).

Народная мудрость отразила психологическую особенность осознания значимости здоровья: «Цену здоровья узнаешь, когда потеряешь» (русская).

Таким образом, фольклорная интерпретация здоровья подтверждает необходимость системного подхода в изучении данного феномена в контексте понятия жизненного мира. Одновременно она указывает на важность исследования ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре. Такой подход, в свою очередь, позволяет уточнить обыденные представления о здоровье в культурах разных обществ и глубже понять особенности поведения людей, связанные с сохранением здоровья.

Основная

1. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М., 1988.

2. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. - М.: Медицина, 2002.

3. Нилов В.М. Социология здоровья: Учеб. пособие // Петр. ГУ. - Петрозаводск, 2002.

Дополнительная

1. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. - М.: Финансы и статистика, 1984.

2. Понкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. - М.: Мысль, 1989. - 236 с.

3. Здоровье человека как предмет социально-философского познания. ИФ АН СССР. - М., 1989.

4. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - М.,

Вопросы для самопроверки по разделу I

1. Дайте определение основных понятий (здоровье, здоровье человека, здоровье населения, общественное здоровье).

2. Назовите три вида здоровья. Дайте определение каждому из видов.

4. На какие сферы жизнедеятельности человека здоровье оказывает наибольшее влияние?

5. Как Вы понимаете утверждение К. Маркса о болезни «как стесненной в свободе жизни»?

6. Как здоровье отражается на образе жизни человека?

7. Находит ли ценность здоровья отражение в народной мудрости, фольклоре? Приведите примеры.

Темы рефератов

1. Здоровье как научное понятие.

2. Основные подходы к определению понятия «здоровье».

3. Физическое здоровье человека, основные показатели и характеристики.

4. Психическое здоровье человека, основные показатели и характеристики.

5. Нравственное здоровье человека, основные показатели и характеристики.

6. Здоровье населения как объект медико-социологического исследования.

7. Общественное здоровье и методы его изучения.

8. Здоровье как жизненная ценность.

9. Здоровье как важная часть жизненного мира людей. 10. Отражение сущности понятия «здоровье» в фольклоре.

Образ жизни – это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1. Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и

2. Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни – не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1) познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2) содержи свое тело в чистоте;

3) правильно и хорошо питайся;

4) трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5) правильно выбирай друзей;

6) содержи свой внутренний мир в чистоте;

7) научись говорить «нет» соблазнам;

8) если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека.

Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

Читайте также: