Сравнение моделей фотоаппарата nikon значение. Выбираем любительскую камеру Nikon и объектив к ней

Актуальность: Февраль 2019

Фотоаппараты Nikon занимают одну из лидирующих позиций на мировом рынке в области производства любительской и профессиональной фототехники. Камеры этого бренда заслужили популярность благодаря высокому качеству съемки, надежности и долговечности.

Компания Nikon выпускает широкий ассортимент продукции, начиная от компактных цифровых фотоаппаратов и заканчивая зеркальными камерами. Собственные инновационные разработки, расширенный функционал и мощная оптика позволяют делать четкие съемки любых объектов на разных расстояниях, а также записывать видео с высоким разрешением вплоть до формата 4К. Продуманный модельный ряд позволит легко подобрать подходящую камеру для любительского или профессионального использования.

Мы составили список лучших фотоаппаратов Nikon, основываясь на экспертных оценках специалистов и отзывах реальных покупателей. Наши рекомендации помогут вам сделать выбор, оптимальный требованиям и желаниям.

Зеркальные Профессиональные Компактные С суперзумом Беззеркальные

* Цены действительны на момент публикации и могут изменяться без предварительного уведомления.

Фотоаппараты: Зеркальные

Зеркальные

Основные плюсы

Отличная зеркалка начального уровня. Неплохая CMOS-матрица с кроп-фактором 1,5 позволяет добиваться приличного качества снимков даже на ISO 3200, а на менее высоких уровнях картинка получается сочной, цвета - естественными.

Разрешение в 23 Мп - маркетинговый ход, какого-то серьезного преимущества камере такие цифры с имеющейся матрицей не дают. Поворотный экран на D5300 всего на 0,2″ побольше чем у предшественника (D5200), однако это позволило довести соотношение сторон до 3:2 и теперь вы можете смотреть кадры без потери пространства.

Реализована функция связи фотоаппарата со смартфоном через Wi-Fi без дополнительных аксессуаров при помощи приложения Wireless Mobile Utility. Вы получите возможность закачивать фото прямо на смартфон (правда, почему-то в сжатом виде) и дистанционно управлять камерой.

Достоинства
  • Хорошее качество снимков на высоких ISO
  • Достойная цветопередача
  • Возможность управления камерой со смартфона
  • Высокая скорость обработки RAW
  • Небольшой вес, компактные габариты
Минусы
  • Не самое высокое качество видео
  • Медленный режим LiveView

Показать все товары в категории «Зеркальные»

Фотоаппараты: Профессиональные

Зеркальные / Профессиональные

Основные плюсы

Профессиональная камера с полнокадровой матрицей. С ней вы можете снимать фотографии с разрешением 6016*4016, благо имеющиеся 24 мегапикселя позволяют делать это с хорошим качеством. Рабочее ISO - до 6400, да и выше можно при некоторой обработке получать неплохие кадры.

Автофокус при достаточном освещении мгновенен и безупречен. В сумерках иногда шалит, но гораздо реже, чем у многих конкурентов в этой ценовой категории. Отчасти проблему решает отличная встроенная вспышка с брекетингом, подстраивающаяся под условия освещенности. Поворотный экран очень удобен в работе и имеет широкие углы обзора.

Встроенный Wi-Fi позволяет перекидывать полученные снимки на внешний девайс при помощи удобного фирменного ПО. Если вы хотите иметь полноценную профессиональную камеру (пусть и с определенными компромиссами - например, некоторые кнопки заменены мыльничными колесиками) за разумные деньги, Nikon D750 - лучший вариант.

Достоинства
  • Качественная полнокадровая матрица
  • Отличная цветопередача
  • Быстрый автофокус
  • Высокие рабочие ISO
  • Поворотный дисплей
  • Удобный хват
  • Поддержка Wi-Fi
Минусы
  • Дисплей небольшого размера
  • Нет шторки на видоискателе

Зеркальные / Профессиональные

Основные плюсы
  • Благодаря CMOS матрице с разрешением 24.2 МП производителю удалось добиться высококачественной съемки стационарных и движущихся объектов при разной степени освещенности
  • Отсутствие сглаживающего низкочастотного фильтра позволяет получить четкие и более резкие кадры даже при съемке текстур с мельчайшими деталями
  • Инновационная автофокусировка по 39 точкам обеспечивает быстрое наведение и захват, а функция ведения цели в 3D режиме позволяет делать четкие снимки объектов в движении
  • Поворотный сенсорный экран с высоким разрешением и удобным меню существенно упрощает управление настройками камеры
  • Наличие встроенного Wi-Fi модуля позволяет дистанционно передавать отснятый материал на смартфон или компьютер

Показать все товары в категории «Профессиональные»

Фотоаппараты: Компактные

Компактные

Основные плюсы

Представитель исчезающего вида недорогих компактов: покупайте, пока он еще на прилавках, скоро смартфоны окончательно поглотят этот сегмент. Да, эта камера не снимет суперкачественное фото, даже несмотря на свои 20 мегапикселей, ее потолок - просто хорошие снимки бытового уровня. Но в своем сегменте Coolpix A100 вполне конкурентоспособен.

Скромная матрица 1/2.3" может выдавать кадры разрешением до 5152*3864. 5-кратный оптический зум достаточен для любительской съемки событий. Аккумулятора хватает на 250 снимков. Видео получается весьма неплохим. Nikon Coolpix A100 - хороший аппарат стартового уровня, можно брать.

Достоинства
  • Компактность
  • Малый вес
  • Большой экран
  • Возможность зарядки через USB-вход
  • Неплохое качество видео
  • Невысокая цена
Минусы
  • Не лучшее качество фото при низкой освещенности

Компактные

Основные плюсы
  • Система уменьшения вибрации (VR) автоматически смещает объектив по пяти осям, что обеспечивает стабильную съемку объектов без искажений
  • Активация съемки видео в формате 4К происходит нажатием отдельно вынесенной кнопки, что позволяет быстро среагировать на ситуацию и заснять интересный материал
  • SnapBridge - специальная программа, которая обеспечивает синхронизацию камеры со смартфоном для редактирования фото и быстрого обмена данными
  • Легендарная оптика NIKKOR с 35-кратным увеличением (с возможностью расширения зума до 70-кратного значения при помощи функции Dynamic Fine Zoom)
  • КМОП матрица на 20.3 МП и обратной засветкой обеспечивает контрастную съемку с минимальными шумами в условиях недостаточной освещенности (сумерки, ночь)

Показать все товары в категории «Компактные»

Фотоаппараты: С суперзумом

С суперзумом

Основные плюсы

Эта камера может удивить даже профессионалов. 83-кратный оптический зум - не зря данный аппарат называют телескопом. В солнечный день на ISO 100 номер проезжающей машины можно разглядеть метров за 200, а то и дальше. К сожалению, производитель не сподобился на матрицу лучше, чем 1/2.3", но зато цена осталась более-менее доступной.

Разрешения в 16 Мп достаточно для получения приличных снимков как вблизи, так и на большом расстоянии. Не злоупотребляйте: на максимальном приближении зерно заметно даже через электронный видоискатель. Технология Dual Detect Optical VR помогает уменьшить смазанность зуммированной экспозиции.

На Coolpix P900 получается отличное видео в формате 1920x1080, эта камера считается репортерской. Расширяет видеовозможности модели поворотный экран с цветопередачей Clear Color и антибликовым покрытием. Имеются встроенные модули ГЛОНАСС и GPS, а также Wi-Fi.

Достоинства
  • Отличная оптика
  • Мощный суперзум
  • Хорошее качество видео
  • Большое количество сюжетных режимов
  • Качественная сборка
  • Убедительный дизайн
Минусы
  • Небыстрая работа автофокуса
  • Ручные настройки достаточно сложны

С суперзумом

Основные плюсы
  • Оптика NIKKOR с 40-кратным увеличением позволяет снимать удаленные объекты с высокой детализацией. Низкодисперсные линзы повышают качество картинки и исключают блики
  • Система подавления вибрации VR устранит эффект дрожания камеры даже при съемке с максимальным зумом, что позволит получить четкие кадры объектов на разных расстояниях
  • Дисплей с изменяющимся углом наклона позволяет производить качественную съемку практически с любого ракурса
  • Система автоматического распознавания обеспечивает мгновенную фокусировку камеры на объекте, а оптический стабилизатор гарантирует качественную и детализированную картинку на выходе
  • Экран с антибликовым акриловым покрытием и реалистичной цветопередачей обладает пятиуровневой регулировкой яркости, что позволяет просматривать изображения при любом внешнем освещении

Добрый день, читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Вы уже выбрали для себя камеру или только собираетесь? Это будет модель Canon, Nikon, а может, Sony? Предлагаю начать с разбора особенностей ведущих фирм. В статье я поделюсь своим опытом и подробно раскрою, как достаточно просто определиться с подходящим именно вам фотоаппаратом.

Фотоаппараты Никон и Кэнон

Раскрывая вопрос, какой зеркальный фотоаппарат лучше canon или nikon, сразу следует предупредить, что различий у них не так много. И вы сейчас сами в этом убедитесь. Так, что же нам может предложить линейка техники Никон?

Среди зеркальных цифровых аппаратов Nikon есть варианты:

  1. Любительская бюджетная фотокамера;
  2. Любительская продвинутая фотокамера;
  3. Профессиональная.

Как понять, что перед вами любительская камера:

  • Небольшая по размерам.
  • Распространены яркие цвета корпуса, не только черный.
  • В названии присутствует две или четыре цифры, также буква D (например, D90, D5200). Отмечен как один из лучших вышедший не так давно D7000.
  • Матрица 23,5 на 15,6, то есть меньше, чем полнокадровая (24 на 36).
  • Срок службы фотоаппарата, в частности его затвора, — 100 000 срабатываний. Примерно гарантия около двух лет.
  • Узкое и довольно простое меню.
  • Узкий диапазон диафрагменных значений.

Как обстоит дело с профессиональными моделями:

  • Внешне габаритные, тяжелые.
  • В основном полностью черного цвета.
  • В названии одна или три цифры, буква D (например, D7, D700).
  • По версии пользователей, D200 является исключением, потому что несмотря на профессиональный характеристики, камера не полнокадровая.
  • Матрица 24 на 36.
  • Срок службы камеры — 150 000-200 000 срабатываний.
  • Широкое меню.
  • Хорошая светосила.
  • Встроенная вспышка отсутствует. Предполагается, что фотограф приобретает внешнюю вспышку, так как встроенная не способна дать качественную картинку.

Фирма Кэнон поступила также – она выпустила не только начального уровня и профессиональные, но и камеры полупрофессиональные – для продвинутых любителей, как они их позиционируют.

В полупрофессиональных сохранена часть тонких настроек, но в других моментах они такие же, как и начального уровня. Давайте подробнее рассмотрим последнюю категорию аппаратов, но повторяться не будем и затронем только те показатели, которыми отличаются Nikon и Canon.

  • В названии присутствует три или четыре цифры, буква D может отсутствовать (например, 600D, 1000D).
  • Матрица 22,2 на 14,7. Обратите внимание, что матрица здесь немного меньше, чем у Nikon.

А что же особенного в профессиональной технике от Кенон? В общем-то, все те же показатели. Единственное, что в названии присутствует одна цифра (5D). Также считается, что для фотоаппаратов Canon существует больший выбор объективов. Хотя в последнее время оптика Nikon также активно выпускает новые модели.

Из личного опыта фотографа

Техника Никон и Кэнон является весьма распространенной и предоставляет широкие возможности как для начинающих фотографов, так и специалистов. Все же есть в ней некоторые особенности, которые производители не указывают в инструкциях, но которые влияют на предпочтения покупателей.

В частности, можно говорить об особенностях цветопередачи в данных моделях. Только на практике можно заметить, что Nikon добавляет желтизны изображению, а Canon при этом перебарщивает с красными оттенками. На снимках это видно не всегда, но как только данные цвета будут доминировать в кадре, эффект не заставит себя ждать. Такой факт не критичен, но его нужно учитывать и при выставлении баланса белого, и при постобработке.

Также важно уже упомянутое различие в размерах матрицы любительских камер фирм. Отличие, конечно, в какие-то доли миллиметров, но на качество картинки это влияет существенно. Многие отмечали, что из-за этого детализация, общая реалистичность снимков на Никон лучше, чем Кэнон, а также превосходит видео в камерах Nikon.

Как выбрать фотоаппарат?

Мы в общих чертах разобрали несколько моделей фотокамер. Думаю, вам стало понятно, что глобальных различий в них нет, поэтому здесь дело вкуса. Самое главное при выборе техники – знать, для чего она вам нужна и, соответственно, на какие параметры стоит обращать внимание.

Советую предварительно изучить рынок фотоаппаратов, присмотреть конкретные варианты или даже составить список требований, а затем отправляться в магазин, где вы подержите аппарат в руке и сможете сделать несколько кадров. В общем, будьте изначально подготовленными, что облегчит процесс принятия решения.

Итак, на что нужно смотреть при таком огромном ассортименте фотоаппаратов? Прежде всего определитесь, профессиональная или любительская камера необходима. Это важный момент. В этих двух вариантах совсем разные особенности. Оцените свой бюджет и то, насколько вы планируете сделать фотографию своей профессией.

В любом случае, даже если вы начнете с начальной зеркальной фотокамеры или полупрофессиональной, в дальнейшем захочется чего-то большего, а для коммерческих заказов просто необходимо отличное качество изображения и здесь профессиональная аппаратура просто не заменима. Перечислим отличительные особенности техники высокого класса:

  1. Зеркальный видоискатель. В отличие от телескопических, окуляр с зеркалом имеет сложную конструкцию с мелкими деталями, которые, к тому же, связаны с другими важными узлами фотоаппарата. Естественно, такие детали весьма чувствительны к механическому воздействию, могут разбиться при ударе или падении, а ремонт их будет дорогим. Части в зеркальном визоре достаточно подвижные, поэтому без дополнительной стабилизации дают серьезные вибрации.
  2. Более мощный аккумулятор, необходимый для хорошей работы такой техники. В любительских камерах зарядка может быстро садиться, иногда неожиданно, но при этом и быстро заряжаться – ее единственный плюс. Наверняка вам потребуется еще один или парочка запасных аккумуляторов на всякий случай.
  3. Высокое качество всей оптики, в частности набора линз. Также очень многое значат матрицы: их физические размеры и количество мегапикселей. Но не гонитесь только за этим показателем, должна быть и матрица соответствующего внешнего размера. Конечно, приоритетны полнокадровые аппараты, то есть со стандартным кадром 24 на 36 мм – аналог 35 мм пленки, но такие только из профессиональной категории.
  4. Высокая цена, которая начинается от сотни тысяч. Если фотоаппарат, даже зеркальный, стоит в районе 50 тысяч рублей, он будет неплохим, но все же только полупрофессиональным.
  5. Различия во внешнем дизайне и самом меню, соответственно, различия в настройках, их сложности и тонкости. У профессиональных моделей возможности шире, больше внимания уделено ручному режиму.
  6. Вес. Любительские уступают профессиональным по качеству, но они меньше весят, менее габаритные. И особенно такие удобны для прогулок и путешествий.
  7. Хорошая светосила. В камерах с полнокадровой матрицей, при использовании высоких значений светочувствительности, появлении шумов на фотографии значительно меньше, чем у матриц с кроп-фактором.

Сказать конкретно, что фотокамеры Никон лучше Кэнон, или наоборот, просто невозможно. У каждого есть свои плюсы и минусы. Я пользовался как первой фирмой, так и второй, и оба производителя меня впечатлили. Я остался доволен.

Сравнение этих производителей, аналогично сравнению, производителей автомашин, Mercedes и BMW. У каждого есть свои фанаты. И каждая машина, хороша по-своему. А что ближе вам, Mercedes и BMW?

Если вы заинтересовались фотографированием и нравится этим заниматься, но понимаете, что знаний маловато, читайте мой блог. Я делюсь интересными фактами из жизни фотографа. А еще, можете посмотреть видеокурс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Он вас вдохновит, на создание шикарных фотографий. В нем рассказывается о всех тонкостях фотоаппарата. Как добиться хороших результатов в фотоискусстве.

Благодарю за ваше внимание и что дочитали статью до конца. Надеюсь, статья была полезной. Напоминаю, что можно подписаться на блог и быть всегда в центре интересных событий! Можно делиться статьей с друзьями! До скорых встреч на просторах моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Что выбрать начинающему фотолюбителю? Какому бренду отдать предпочтение? Ответить на эти вопросы не так просто. Людям часто нравится сравнивать несколько моделей от Nikon и Canon в одном ценовом сегменте. Затем к этой паре может присоединиться третий игрок - любитель Sony - со своим взглядом на рынок фотоаппаратов. Однако ограничив свой выбор несколькими моделями, начинающие фотолюбители смотрят на эту проблему довольно узко, не берут во внимание множество более важных факторов. О них мы и расскажем в нашей статье.

Не стоит сравнивать камеру А с камерой Б, сталкивая их лоб в лоб

Когда вы сравниваете одну камеру с другой, то у какой-то из моделей может быть явное преимущество. Это неспроста: никогда производители не выпускали двух абсолютно разных моделей, наделяя их теми или иными преимуществами перед конкурентами. К примеру, в Nikon 5300 стоит очень продвинутая система автофокуса - такая у конкурентов есть только в полупрофессиональном сегменте.

А у камер Sony значительно лучше режим видео и больше различного рода электронных фишек, фильтров, дополнительных функций.

Все эти преимущества в цифрах на деле редко реализуются любителями в полной мере, но могут заставить вас сделать поспешный вывод и привести к необдуманной покупке. Прежде чем отдать предпочтение тому или иному параметру, задумайтесь, насколько он будет важен для вас при съёмке. Помните, что чаще всего вы будете «просто снимать», не используя навороченных алгоритмов автофокусировки со слежением или множество встроенных фильтров.

О сложном меню Nikon и маленьком парке оптики Sony

После сравнения конкретных моделей и выявления всех возможных недостатков и достоинств покупатели любят апеллировать прочитанными на форумах или услышанными от более опытных знакомых мнениями: о количестве оптики в системе, об особенностях управления камер… Вариантов может быть масса! Но управление любой камерой - дело привычки. К начинающим фотографам это не относится в принципе, поскольку привычка - дело наживное. Она вырабатывается годами. Так что об удобстве или неудобстве интерфейса той или иной модели никогда нельзя судить, руководствуясь мнением другого человека. Начинающий фотограф легко приспосабливается к особенностям управления практически любой камеры.

С оптикой несколько сложнее. Выбирая систему, мы выбираем объективы. Sony досталось большое наследие Konica-Minolta, а у Canon есть огромный парк старой оптики, доступной на вторичном рынке. Здесь стоит учитывать, что матрицы цифровых фотоаппаратов постоянно совершенствуются, и объектив, который был резким на шестимегапиксельной матрице, не продемонстрирует всех возможностей сенсора с разрешением 18 Мп и более.

Объективы, как и камеры, идут в ногу со временем. У любого бренда из большой тройки есть полная линейка оптики на любой вкус и кошелёк. Причём вопрос о том, большой или малый парк оптики у какого-то производителя, очень неоднозначный. Имеет смысл рассматривать лишь модели объективов последних лет выпуска, отвечающие высоким современным требованиям к качеству изображения. И здесь у всех производителей будет примерно одинаковый набор.

Таким образом, как и в любой ситуации, нужно иметь собственную голову на плечах и не верить на слово людям, лишь немного более опытным в вопросе выбора фотоаппаратов. Многие проблемы оказываются надуманными и высосанными из пальца.

Доступность сервиса

Техника не застрахована от поломок. Незначительные падения, пыль, влага, экстремальные температуры - всё это может стать причиной выхода камеры или её узлов из строя. Профессионалы на такой случай имеют вторую камеру, запасную, но для любителя это роскошь. Через сервисные центры прошли многие фотолюбители. О наличии сервиса в вашем регионе или городе, а также о качестве проводимых ими работ стоит узнать заранее. Нет смысла в дополнительных мегапикселях или точках автофокуса, если починить фотоаппарат в случае поломки вы не сможете или сможете, но с большими усилиями. Впрочем, даже если сервиса в вашем городе нет, всегда есть возможность отправки камеры в другой город. В любом случае без квалифицированной помощи вы не останетесь, просто на это может потребоваться больше времени.

Ориентируйтесь на друзей

Зеркальные, а теперь и беззеркальные фотоаппараты распространены повсеместно. Не исключено, что у вас есть более опытный друг или знакомый, который сделал свой выбор и уже обзавёлся собственным парком оптики. В таком случае вы значительно облегчаете себе задачу, потому что у вас появляется возможность попробовать ту или иную камеру или объектив. Даже если у вас их пока нет, вы без труда сможете найти единомышленников через интернет. В сети уже давно сформировались большие сообщества поклонников того или иного бренда, и их участниками проводятся регулярные живые встречи. Также можно попробовать вступить в местный фотоклуб, отыскав его через локальный городской форум. Как ни странно, выбор камеры «как у друзей» здесь оказывается оправданным: вам всегда помогут советом, дадут на день-другой попробовать интересный объектив.

Читайте тесты и обзоры

В сети сегодня доступно множество тестов и обзоров техники. Например, в наших тестах мы стараемся уделить максимум внимания не инструментальным сравнениям, а испытаниям фотоаппаратов в реальных условиях. Потому что мы искренне считаем, что главное то, как фотоаппарат снимает в жизни, а вовсе не измеренная в процентном соотношении разница в шумах или других параметрах.

Прислушивайтесь к собственному вкусу

Даже если вы вооружились всеми нашими советами и уже сделали выбор, всегда есть шанс, что что-то пойдёт не так. Разница между системами лежит уже не столько в объективном, сколько в субъективном поле. Нет какого-то одного бесспорного лидера. Фотография субъективна, и к шёпоту сердца стоит прислушиваться. Что Canon, что Nikon, что Sony - у всех своя философия, своё восприятие цвета и видение этого мира. Всматривайтесь в фотографии и спрашивайте себя о том, нравятся ли они вам. Это, на наш взгляд, самое важное. Фотографии должны нравиться. Ваша камера должна выдавать на снимках «ваш» цвет, оптика - рисовать «вашу» картинку.

© 2018 сайт

Ввиду остроты поднимаемой мною темы, я постараюсь быть максимально объективным и беспристрастным. Это означает, что я не стану выносить окончательного суждения о том, какой производитель фотооборудования – Nikon или Canon, – является лучшим, а лишь на примере конкретных фактов попробую показать, чем Nikon в действительности отличается от Canon, и в чём они схожи. Об истории развития и взаимного противостояния двух компаний можно почитать в статье «Nikon и Canon: сравнительная история ».

Nikon и Canon стоят друг друга. Обе системы хороши, но хороши по-разному. Любой, кто всерьёз заявляет об однозначном преимуществе одного бренда перед другим, – либо дурак, либо материально заинтересован в продвижении конкретной марки. Участие в спорах «Nikon vs. Canon» – удел новичков-технофилов, для которых фотография – модное увлечение, а вовсе не способ художественного самовыражения.

Уважающий себя фотограф не делает культа из своих инструментов. Он не станет носить майку с логотипом Canon или Nikon (по крайней мере, он не станет делать это бесплатно). Он выбирает фототехнику на основании личных предпочтений и творческих или профессиональных задач, которые она призвана решать. Если система, которую он использует, перестаёт справляться с возложенными на неё обязанностями, то он со спокойной совестью может взять аппарат другой марки, или вовсе сменить систему целиком, не чувствуя себя при этом предателем.

И Nikon, и Canon выпускают прекрасные камеры и объективы – лучшие на рынке профессиональной малоформатной цифровой фотоаппаратуры. Среди фотографов, предпочитающих продукцию любого из двух фотогигантов, достаточно как успешных профессионалов, так и талантливых любителей.

По количеству продаж цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon занимают первое и второе места соответственно, умудряясь оставаться, кажется, единственными двумя компаниями, для которых производство фотооборудования нынче не является убыточным.

Nikon (американцы произносят – «На́йкон», японцы – «Нико́н») является сравнительно небольшой корпорацией с годовым оборотом около 7 млрд. долларов и штатом в 25 тыс. сотрудников. При этом Nikon входит в гигантскую группу компаний Mitsubishi Group. Помимо фотоаппаратов и фотографических объективов (как для малого, так и для большого формата) Nikon производит бинокли, зрительные трубы, оптические дальномеры, медицинскую оптику, микроскопы, сканеры и фотолитографические степперы для полупроводниковой промышленности. Однако именно фототехника приносит Никону три четверти дохода.

Canon – куда более крупная компания (годовой оборот 27 млрд. долларов, число сотрудников 198 тыс.), для которой производство фотоаппаратов уже не является приоритетным направлением. Canon выпускает видео- и кинокамеры, а также кинематографические и телевизионные объективы (стоящие на порядок дороже фотографических), принтеры, сканеры, копировальные аппараты, калькуляторы, медицинское и фотолитографическое оборудование.

Никакая другая компания, кроме Canon и Nikon, не может себе позволить направлять практически неограниченные ресурсы на разработку фотоаппаратуры. В первую очередь это касается оптики, где Никону и Кэнону с их огромным опытом нет равных. Они несколько консервативны по части внедрения инновационных технологий (сенсорные экраны, встроенные в камеру Wi-Fi и GPS модули и пр.), но их традиционно отличает пристальнейшее внимание к качеству изображения, к эргономичности фотоаппаратов, к гибкости и универсальности системы в целом.

И у Nikon, и у Canon имеются как профессиональные, так и любительские модели на любой вкус и на любой карман. Различия между напрямую конкурирующими моделями двух брендов заключаются не в качестве, а в особенностях управления, в структуре меню, в логике настроек , т.е. в вещах, не поддающихся количественному измерению, но являющихся объектом индивидуальных пристрастий и привычек. Ниже я на конкретных примерах проиллюстрирую особенности подхода Кэнона и Никона к фотоделу, но сперва – пару слов об отношении обеих компаний к различным типам фотоаппаратов .

Компактные камеры

И Canon, и Nikon выпускают множество моделей компактных камер: от простейших мыльниц, до ультразумов и компактов с большими матрицами (по части последних у Canon выбор побогаче). Справедливости ради следует заметить, что компактные фотоаппараты от Nikon и Canon принципиально не отличаются ни друг от друга, ни от мыльниц других компаний. Как у Nikon, так и у Canon встречаются как весьма удачные, так и откровенно провальные модели. Впрочем, компактные камеры Sony, Fujifilm или Panasonic, в сущности, ничем не хуже. Мыльницы не являются частью большой системы, как зеркальные камеры, и потому фотографическое наследие Nikon и Canon не даёт им почти никаких конкурентных преимуществ.

Следует понимать, что рынок компактных камер переживает не лучшие времена. Прогресс не стоит на месте. Все, кто раньше снимал для протокола на мыльницу, обзавелись смартфонами со встроенной фотокамерой и не видят смысла платить за отдельное устройство. «Продвинутые» фотолюбители (целевая аудитория ультразумов и псевдозеркалок) переходят либо на подешевевшие зеркальные фотоаппараты, либо на набирающие популярность беззеркальные камеры. Остаются немногочисленные энтузиасты, которым возможностей мобильного телефона маловато, но которые не желают при этом связываться со сменной оптикой.

Беззеркальные камеры

Лишь в 2018 году Nikon и Canon наконец-то решили взяться за беззеркальные камеры всерьёз, практически одновременно представив совершенно новые полнокадровые беззеркальные системы: Nikon Z и Canon EOS R. Очевидно, что в недалёком будущем, говоря «Nikon» или «Canon», мы будем иметь в виду прежде всего именно эти системы, но в настоящий момент их ещё сложно назвать зрелыми в силу крайне скудного выбора камер и объективов.

Пионером же по части полнокадровых беззеркальных камер и наиболее серьёзным конкурентом Nikon и Canon является фирма Sony.

Также Canon с 2012 пытается с переменным успехом продвигать беззеркальную систему формата APS-C (кроп-фактор 1,6) – Canon EOS M. За счёт достаточно крупной матрицы камеры EOS M не уступают зеркалкам по качеству изображения, но проигрывают им по эргономике, а стоят при сопоставимых параметрах дороже.

Система Nikon 1, которая была представлена в 2011 году, перестала обновляться через пять лет. Впрочем, она никогда не пользовалась большой популярностью за пределами Японии. Маленький сенсор (кроп-фактор 2,7) и мыльничное управление делали всю систему Nikon 1 неприемлемой для сколько-нибудь серьёзного использования.

В любом случае, кропнутые беззеркальные системы Fujifilm X, Sony α или Olympus Micro 4/3 пока что выгодно отличаются от того, что предлагают Canon и уж тем более Nikon, так что старичкам есть над чем работать.

Зеркальные камеры

Именно в этой области протекает самая жёсткая и напряжённая борьба. Nikon и Canon вытеснили практически всех конкурентов с рынка зеркальных фотоаппаратов и теперь стараются ни в чём не уступать друг другу. Следствием этой битвы за сердца и кошельки фотографов является тот факт, что соотношение цены и качества у обеих марок примерно одинаково. Две камеры, имеющие равную стоимость, будут обладать и сопоставимыми возможностями. Однако равноценны, не значит равны. Фотоаппараты производства Nikon и Canon отличаются великим множеством мелких нюансов, которые, может быть, и незначительны по отдельности, но в совокупности своей заставляют каждого конкретного фотографа однозначно предпочесть один бренд другому. Об этих особенностях у нас и пойдёт речь.

Формат матрицы

В 2018 году обе компании начали выпуск полнокадровых беззеркальных камер с новыми байонетами: Nikon Z и Canon RF. В обоих случаях старые объективы, создававшиеся для зеркальных камер, можно установить на новые беззркальные аппараты с помощью переходников. Однако если в случае с Canon все объективы EF безоговорочно совместимы с камерами EOS R, то Никону опять аукнулся 86-й год, и старые автофокусные объективы без встроенного мотора хоть и садятся на камеры Nikon Z, но фокусируются при этом только вручную. Зато мануальные объективы 1959 года выпуска работают отлично.

Объективы

Обе компании выпускают самые разнообразные объективы. Богатейший выбор оптики – это основной повод предпочесть Nikon или Canon прочим брендам. Говорить о преимуществе одного перед другим нельзя, поскольку вам придётся сильно постараться, чтобы найти объектив Nikon, которому нельзя подобрать достойной альтернативы среди объективов Canon, и наоборот. Но есть здесь и свои нюансы, касающиеся в основном бюджетных моделей.

В системе Canon отсутствует нормальный светосильный фикс для кропнутых камер, в то время как у Nikon имеется прекрасный объектив 35mm f/1.8 DX. Аналогом для Canon может служить полнокадровый EF 35mm f/2, но он дороже и не так хорош оптически.

Зато у Canon есть замечательный и дешёвый «полтинник» EF 50mm f/1.8 II, который может работать на всех без исключения фотоаппаратах Canon. Аналогичный объектив от Nikon – 50mm f/1.8D, – не будет фокусироваться на камерах без встроенного фокусировочного мотора, а более новый Nikon 50mm f/1.8G, который может исправно работать даже на младших моделях фотоаппаратов, стоит вдвое дороже кэноновского полтинника.

Простейший штатный объектив 18-55mm, с которого многие начинают, в исполнении Никона и резче, и качественнее.

В обеих системах, к величайшему моему прискорбию, отсутствуют лёгкие широкоугольные фиксы для кропа. Первый, кто выпустит компактный DX или EF-S эквивалент для 24mm f/2.8, очень вырастет в моих глазах. Кстати, у большинства конкурентов такие объективы есть, что не делает Никону и Кэнону чести.

Я не люблю суперзумы, но система Nikon ими богата. Как 18-200 f/3.5-5.6G VR DX II, так и 18-300 f/3.5-5.6G VR DX – весьма добротные объективы. Canon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 IS отличается не в лучшую сторону. Для полного кадра Nikon делает 28-300 f/3.5-5.6G VR – очень сбалансированный любительский объектив. Роскошный Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM хорош только в теории, будучи вдвое тяжелее и втрое дороже Никона.

Canon выпускает автофокусные фотообъективы с максимальной светосилой вплоть до f/1,2 (в прошлом – до f/1), а Nikon – только до f/1,4 (с ручной фокусировкой – до f/1,2).

Объективы с возможностью коррекции перспективных искажений (tilt-shift) Canon TS-E намного практичнее аналогичных объективов Nikon PC-E.

Таких примеров много, но в целом, повторюсь, системы Nikon и Canon вполне равноценны и не дают друг другу спуску.

Диаметр фильтров

В старые добрые времена (60-70 гг.) все объективы Nikon имели резьбу для светофильтров диаметром 52 мм. Сегодня Nikon мало печётся о стандартизации и использует девять (!) различных типоразмеров: 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77, 82 и 95 мм.

Canon не многим лучше. Объективы Canon имеют резьбу для фильтров следующих семи диаметров: 49, 52, 58, 67, 72, 77 и 82 мм.

Обоим следовало бы пойти навстречу пользователю и сократить число используемых диаметров хотя бы до трёх, но Nikon и Canon предпочитают не замечать проблемы.

Эргономика и управление

Удобство управления – самая важная характеристика любой фотографической системы, поскольку именно от неё во многих ситуациях зависит, сможете вы сделать снимок или же упустите такую возможность. У каждого свои предпочтения: кому-то интерфейс Кэнона кажется более дружественным, а кому-то легче управляться с Никоном. Советую, как минимум, подержать в руках камеры обоих производителей, прежде чем решить, какая из них позволит вам работать быстрее и с большим комфортом.

Диски и кнопки

Главными органами управления у большинства фотокамер Nikon являются два диска, вращающихся вокруг вертикальных осей. Главный диск расположен сзади, в верхнем правом углу корпуса фотоаппарата, под большим пальцем, а вспомогательный диск – спереди, в пределах досягаемости среднего пальца. Таким образом, фотограф имеет возможность крутить оба диска, не снимая указательный палец с кнопки спуска затвора. Задний (главный) диск в режимах S и M управляет выдержкой, а в режиме P отвечает за сдвиг программы. Передний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режимах A и M. Для экспокоррекции необходимо нажать указательным пальцем на кнопку +/-, расположенную рядом с кнопкой спуска, и, удерживая её, покрутить большим пальцем задний диск.

На младших Никонах передний диск управления отсутствует, а на единственный задний диск возлагается ответственность за управление как выдержкой, так и диафрагмой, в зависимости от выбранного режима.

У старших аппаратов Canon также два диска, но вращаются они вокруг горизонтальных (точнее, сагиттальных) осей. Главный диск находится сверху, непосредственно над кнопкой спуска, а вспомогательный – сзади, но не в углу, как на Никонах, а ниже и немного левее, под подушечкой большого пальца. Я нахожу такое расположение не слишком удобным, поскольку дотянуться до любого из дисков, не меняя положения руки, затруднительно.

Задний диск снабжается предохранителем, исключающим его случайное проворачивание.

В отличие от камер Nikon, где главный диск всегда управляет выдержкой, а вспомогательный диафрагмой, у Canon главный (верхний) диск отвечает либо за выдержку (режимы Tv и M), либо за диафрагму (режим Av), либо за сдвиг программы (режим P). Задний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режиме M, а во всех остальных режимах он используется для компенсации экспозиции.

На младших моделях Canon заднего диска нет, и устанавливать экспокоррекцию приходится указательным пальцем с помощью верхнего диска, удерживая при этом большим пальцем кнопку +/-, расположенную на задней панели фотоаппарата.

У беззеркальных аппаратов Canon задний диск сместился вверх, и его ось теперь ориентирована вертикально, как у Nikon.

Кроме, того объективы Canon RF снабжаются дополнительным управляющим кольцом, с помощью которого можно контролировать диафрагму, ISO, экспокоррекцию и т.д.

И в Кэнонах, и в Никонах для оперативного управления прочими функциями фотокамеры – балансом белого, чувствительностью ISO, режимами работы автофокуса и вспышки, режимами спуска затвора, способами экспозамера, размерами и качеством изображения, – используются всё те же диски управления, но в сочетании с соответствующей кнопкой или кнопками. Если у старших моделей имеется отдельная кнопка или переключатель для каждой функции, то у любительских камер органы управления редуцированы и многие важные кнопки могут отсутствовать, что заставляет фотографа постоянно обращаться к меню и терять время.

В целом младшие Кэноны имеют больше кнопок, чем Никоны: в частности, обычно присутствуют кнопки для установки ISO, баланса белого, режимов работы затвора и автофокуса.

У любительских Никонов управление довольно куцее: присутствуют только кнопки для выбора режимов работы затвора и вспышки. Кроме того, имеется программируемая кнопка Fn, на которую можно повесить управление ISO, балансом белого или чем-нибудь ещё.

Функции, не имеющие собственных кнопок, устанавливаются через меню, и тут следует вспомнить, что многие модели Canon и Nikon комплектуются сенсорными экранами, которые худо-бедно компенсируют нехватку настоящих кнопок и переключателей, хоть и не заменяют их в полной мере.

Вспышка

Управление вспышкой удобнее в Никонах хотя бы потому, что даже в самых дешёвых камерах Nikon есть отдельная кнопка для переключения режимов работы вспышки и установки экспокоррекции для вспышки. В Кэнонах всё это приходится делать через меню.

Фотоаппараты Nikon значительно реже ошибаются с мощностью заполняющей вспышки, хотя и они зачастую заставляют фотографа прибегать к компенсации.

Отличается и сам подход к управлению экспокоррекцией вспышки. У Nikon компенсация вспышки управляет разницей между общей экспозицией и экспозицией вспышки, в то время как собственно экспокоррекция управляет экспозицией вообще, изменяя сразу и внешнюю экспозицию и экспозицию вспышки, одновременно с сохранением разницы между ними. У Canon же экспокоррекция управляет только внешней экспозицией, а компенсация вспышки – только экспозицией вспышки, без оглядки на основную экспокоррекцию.

Автофокус

Автофокус работает отлично, что в Никонах, что в Кэнонах. Я мог бы сказать, что у Canon автофокус быстрее, а у Nikon точнее, но, возможно, я и ошибаюсь – столь незначительна и субъективна разница.

Число фокусировочных сенсоров различается от модели к модели и составляет у Nikon – от 11 до 153 у кропнутых фотоаппаратов и от 39 до 153 у аппаратов полнокадровых, а у Canon – от 9 до 19 и от 11 до 61 соответственно. Всего этого более чем достаточно.

У кропнутых моделей обеих марок фокусировочные точки покрывают довольно большую часть кадра, а у полнокадровых – жмутся к центру видоискателя.

У большинства фотоаппаратов Nikon имеется лампа подсветки автофокуса, которая включается при недостатке внешнего освещения. Canon в аналогичной ситуации поднимает встроенную вспышку и даёт серию импульсов, помогая автофокусу найти цель. Рекомендую всегда отключать эту вздорную функцию, чтобы не раздражать окружающих.

Все зеркальные фотоаппараты позволяют использовать фокусировку задней кнопкой . Лично я всегда разобщаю фокусировку и спуск затвора, и потому кнопка спуска у меня не имеет никакого отношения к автофокусу.

Старшие модели как Nikon, так и Canon имеют сзади специальную кнопку AF-ON, которую можно нажимать большим пальцем, активируя тем самым автофокус. На младших моделях кнопки AF-ON обычно нет, но её обязанности можно взвалить на кнопку блокировки экспозиции, которую лично я всё равно никогда не использую по назначению.

Вынужден признать, что на аппаратах Canon кнопка AF-ON расположена несколько удобнее, и, кстати, впервые функция фокусировки задней кнопкой была реализована именно компанией Canon в 1989 г. в фотоаппарате Canon EOS 630.

Nikon против мыслей человека

Все мы привыкли, что практически любая шкала читается слева направо. Если вы посмотрите на шкалу экспонометра Canon (хоть в видоискателе, хоть на ЖК экране), то увидите вполне логичную и ожидаемую картину: меньшие значения – слева, большие – справа. Опять же, чтобы уменьшить экспозицию следует повернуть соответствующий диск влево, а чтобы увеличить – вправо. А у Nikon всё наоборот! Минус – справа, плюс – слева. Соответственно и диски нужно крутить в неожиданную для неподготовленного человека сторону. К счастью, направление вращения дисков, равно как и ориентацию шкалы экспонометра можно обратить в соответствии со здравым смыслом с помощью специального пункта меню, что я всегда и делаю.

Жаль, что не все подобные фокусы можно нейтрализовать через меню. Вспомните, как устроено большинство резьбовых и байонетных соединений? Правильно, они затягиваются по часовой стрелке. Иными словами, направо – закручиваются, налево – откручиваются. Точно так же, устанавливая объектив на фотоаппарат Canon, вы поворачиваете его по часовой стрелке до щелчка. Снимается же объектив путём нажимания кнопки и поворота объектива против часовой стрелки. Просто и понятно. Но Никону правило буравчика не указ, и никоновские объективы следует закручивать налево (смотря со стороны объектива), а откручивать – направо. Я понимаю, что иногда в технике вынужденно используется левая резьба, чтобы избежать самораскручивания (пример – левая педаль велосипеда), но о каком самораскручивании может идти речь в случае с байонетным креплением объектива, которое вряд ли испытывает сколько-нибудь значимые вращательные нагрузки?

Как следствие левого байонета, задние крышки также надеваются на объективы Nikon с поворотом против часовой стрелки. На дешёвых объективах это может быть даже опасным, поскольку пытаясь, по многолетней привычке, закрутить или открутить крышку в неправильную (с точки зрения Nikon) сторону, вы рискуете сломать хрупкий пластмассовый байонет.

Спасибо Никону, что хоть резьба для фильтров и для штатива имеет традиционное направление. Но почему не следовать мировым стандартам во всём? Быть оригинальным и непохожим на конкурентов – это хорошо и похвально, но не в ущерб же удобству и здравому смыслу!

Кольца зумирования, фокусировки, а на старых объективах ещё и кольцо диафрагмы также вращаются в нестандартном направлении. Впрочем, если рассматривать эти кольца со стороны видоискателя (а именно так мы обычно держим фотоаппарат при съёмке), то направление их вращения приобретает смысл: вращая кольцо направо, мы увеличиваем фокусное расстояние, дистанцию фокусировки или диафрагменное число, а вращая налево – уменьшаем.

Canon Nikon

А вот бленды на объективы Nikon надеваются привычным поворотом по часовой стрелке. Господа! Если уж вы всё делаете наоборот, то будьте хотя бы последовательными!

На самом деле, при постоянном использовании фотоаппаратов Nikon ко всем этим нюансам очень быстро привыкаешь и перестаёшь их замечать, но новичка они могут смутить, причиняя ему на первых порах знакомства с системой не столько физические, сколько психологические неудобства.

Пользовательские настройки

В любительских моделях, что у Nikon, что у Canon, с сохранением индивидуальных настроек всё из рук вон плохо: для каждой ситуации камеру приходится перенастраивать вручную, теряя драгоценное время. В камерах посерьёзнее появляются очень удобные режимы пользовательских настроек, позволяющие сохранять индивидуальные пресеты для разных сюжетов и при необходимости вызывать их в одно мгновение. У Canon пользовательские режимы обозначаются буквой C (Custom), у Nikon – U (User). Остаётся только жалеть, что число пользовательских пресетов невелико (от одного до трёх, в зависимости от модели), в то время как я предпочёл бы иметь их не менее пяти штук.

Странно, но в наиболее дорогих профессиональных моделях Nikon используется система банков настроек (settings banks), которая, на мой взгляд, менее удобна, чем пользовательские режимы (U1, U2) более простых камер.

Съёмка видео

Снимать видео удобнее с Canon. Я не сторонник видеосъёмки на зеркальную фотокамеру, но не позволяйте мне убить в вас видеографа. В новых фотоаппаратах Canon в режиме LiveView и при съёмке видео используется гибридная фазово-контрастная система автофокуса, которая работает и быстрее, и точнее, чем обычный контрастный автофокус. Бесшумные шаговые фокусировочные моторы последних кэноновских объективов полезны, в первую очередь, именно при видеосъёмке. Да и опыта в производстве видео- и кинокамер у Кэнона предостаточно.

Качество сборки

И Nikon, и Canon делают весьма качественные продукты. Многое здесь зависит не от бренда, а от конкретной модели и её назначения. Топовые профессиональные фотоаппараты и объективы надёжны, как автомат Калашникова, и предназначены для самых суровых условий эксплуатации. Они не боятся ни дождя, ни пыли, ни случайных ударов или падений. Дешёвые любительские модели почти целиком сделаны из пластмассы и вряд ли выдержат встречу с асфальтом, но и они сделаны вполне добротно и обладают запасом прочности достаточным для большинства нормальных фотографических ситуаций.

Помните о том, что цифровые фотоаппараты морально устаревают быстрее, чем изнашиваются физически, особенно в руках любителя, который сдувает с аппарата пылинки и до судорог боится малейшей царапины на объективе. Профессиональных фотографов отличает беспощадное и прагматическое отношение к своим инструментам, но даже они редко вырабатывают ресурс камеры. И, конечно же, прочность фотоаппарата прямо пропорциональна его весу и стоимости.

Внешний вид

Ну, уж экстерьер фотоаппарата это точно дело вкуса, и слабо влияет на снимки, хотя и важен для эмоционального настроя фотографа. Я бы сказал, что дизайн Никона несёт на себн налёт классики, а дизайн Кэнона имеет оттенок модернизма. Младшие камеры Nikon стараются выглядеть дороже, чем они есть на самом деле, в то время как дизайн любительских Кэнонов более прямолинеен и утилитарен. Некоторые камеры можно заказать не только в чёрном, но и в красном, сером или бронзовом цвете. Надеюсь, вы не станете этого делать.

Лучшие телеобъективы серии L от Canon окрашены в белый цвет (якобы, чтобы они не перегревались на солнце), и фотографа с дорогим Кэноном видно за версту. Оптика Nikon в основном чёрного цвета.

Быть может, кому-то покажется любопытным тот факт, что в разработке дизайна многих фотоаппаратов Nikon принимал участие Джорджетто Джуджаро , если это имя вам о чём-то говорит.

Цена

Оба производителя занимают одну ценовую нишу, иначе бы между ними не было столь жёсткой конкуренции. Шутки о том, что «Canon – это Nikon для бедных» были актуальны в 80-х годах прошлого века, но сегодня лишены всякого основания. Практически любой модели Nikon противостоит аналогичная по стоимости, качеству и характеристикам модель Canon. Как правило, вы получаете то за что платите, хотя хватает и исключений. Только что выпущенная на рынок модель всегда имеет завышенную цену. Доходит до того, что новейший аппарат начального уровня стоит дороже, чем более продвинутая модель предыдущего поколения, объективно превосходящая его по всем статьям. Цифровые фотоаппараты дешевеют быстро, особенно любительские. Поскольку новые модели выпускаются Кэноном и Никоном асинхронно, камеры одного класса могут находиться в различных фазах своего рыночного жизненного цикла и, в связи с этим, стоить по-разному. Сегодня выгоднее покупать Canon, завтра – Nikon, но, в целом, цены на схожие модели остаются примерно на одном уровне.

Из всего вышесказанного видно, что ни Nikon, ни Canon не имеют никаких безоговорочных преимуществ друг перед другом, а различаются лишь в мелочах, хоть мелочей этих и довольно много. Оба достаточно хороши, чтобы, вне зависимости от своего выбора, у вас не возникло повода о нём жалеть.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Эта статья - продолжение темы выбора зеркального фотоаппарата для любительской съемки. Предыдущая статья была посвящена зеркальным фотокамерам Canon EOS , теперь пришла очередь рассмотреть другого не менее достойного производителя - Nikon.

Если речь идет о выборе любительской зеркалки, ценовой диапазон, скорее всего, будет лежать в пределах от 25 до 50 тысяч рублей. В этом ценовом диапазоне можно найти не меньше 7 моделей зеркальных фотоаппаратов Nikon классов от начального любительского до полупрофессионального, причем отличия между характеристиками "соседних" моделей в линейке могут быть мизерными, а разница в цене - весьма ощутимой. Чтобы разобраться во всем этом многообразии нужно перелопатить массу сайтов с обзорами или сравнениями. Чтобы сэкономить ваше время я сделал всю эту работу и делюсь ее результатами в данной статье.

Я не ставил собой целью сравнить абсолютно все характеристики камер и, тем более навешивать какие-то ярлыки вроде "модель А существенно круче модели Б, так как у нее на 15% больше датчиков фокусировки". Подобные вещи я как-то встретил на одном сайте, который автоматически оценивал одну модель по сравнению с другой (не помню адрес), тупо сравнивая численные характеристики.

Давайте для начала разберемся с классами цифровых зеркалок Nikon:

  • "3000-е семейство" (D3000, D3100, D3200, D3300) - фотоаппараты для начинающих фотолюбителей. Самые простые и дешевые. Имеют базовый минимум "наворотов", некоторые характеристики ограничены программно, чтобы не конкурировать с более старшими моделями.
  • "5000-е семейство" (D5000, D5100, D5200, D5300, D5500) - фотоаппараты для продвинутых любителей. По качеству картинки не отличаются от 3000-го семейства, так как начинка в них одна и та же (если рассматривать аппараты одного поколения), но чуть быстрее серийная съемка, экран не обычный, а на поворотном кронштейне, в самых современных моделях сенсорный, да и вообще, функционал у этих камер побогаче, чем у 3000-х.
  • "7000-е семейство" (D7000, D7100, D7200) - техника для продвинутых любителей, допускающая профессиональное использование. Крепкий пыле/влагозащитный корпус, продуманная до мелочей эргономика, мощный аккумулятор и многое другое - все это ставит эти аппараты на 1-2 головы выше любительских камер. Но и стоят они соответственно - в нашу ценовую категорию (до 50.000 рублей) из более-менее современных с натяжкой попадает только модель D7100.
  • "Трехзначное семейство" (D610, D750, D800, D810) - полнокадровые камеры разных серий (600-я, 700-я, 800-я). У каждой серии есть свое основное предназначение, но об этом мы более подробно поговорим позже.
  • "Однозначное семейство" (D3*, D4*) - профессиональные репортажные зеркалки, флагманы Nikon.

В этой статье мы уделим основное внимание моделям с 4-значным индексом, поскольку именно они являются самыми массовыми и популярными в виду хороших для своего класса характеристик и относительной доступности по цене.

В первую очередь обратим внимание на 3000-е семейство

Любительские зеркалки Nikon D3000, D3100, D3200, D3300

3000-е семейство Nikon представляет собой самые простые зеркалки, которые ориентированы прежде всего на начинающих фотолюбителей, и просто на тех, кто покупает фотоаппарат "для дома, для семьи". Сейчас в продаже в основном присутствуют модели D3200, D3300, чуть реже устаревшая D3100. Самый первый аппарат в семействе D3000 в магазинах уже давно не продается, но их в огромном количестве можно найти на барахолках.

Виджет от SocialMart

Отличия между "соседними" в 3000-м семействе не особо велики и на первый взгляд даже незаметры, но если сравнить "крайние", то отличия все-таки есть. Краткий перечень главных отличий приведен в таблице:

Что касается разрешения матрицы, то для любительской съемки и 10 мегапикселей более чем достаточно. Дальнейший рост мегапикселей не приносит заметного улучшения качества фотографий при просмотре на мониторе и печати некрупным форматом.

У модели D3300 у матрицы отсутствует НЧ-фильтр. Что это дает? НЧ-фильтр - это "стеклышко", котрым покрыта матрица и назначение этого "стеклышка" - сглаживать картинку, чтобы исключить образование пиксельных "ступенек" на наклонных линиях, а также убрать муар с фотографий. Современные модели фотоаппаратов часто не имеют НЧ-фильтра, так как эти проблемы могут быть программно исправлены "на лету", благо, возросшая мощность процессора позволяет это сделать без видимого снижения скорости работы. Отсутствие НЧ-фильтра теоретически способно сделать фотографии более резкими, но это достоинство проявляется в полной мере только при использовании хорошей дорогой оптики.

Высокая скорость серийной съемки важна по большей части в репортаже, но и при любительской съемке может быть полезна. Например, кто-то прыгает с вышки в воду (бомбой! :). Если заснять это в режиме серии, то можно отчетливо проследить все фазы прыжка - от момента отрыва от вышки до входа в воду. При этом интересно наблюдать за изменением выражения лица и позы человека:) Чем выше скорость серийной съемки, тем более детальную картину события мы получим и будет больше шансов выбрать "лучшие" фотографии.

Разрешающая способность экрана востребована в основном при ручной фокусировке в LiveView - при видеосъемке и при съемке фотографий с ручной фокусировкой. К техническому качеству фотографий разрешение экрана отношения не имеет, но с экраном высокого разрешения работать легче и приятнее.

Возможность видеосъемки появилась у зеркалок Nikon начиная с модели D3100, D3200 - переходный вариант, на котором все "доводилось и оттачивалось", но наилучшим образом видеосъемка реализована в D3300 (из перечисленных). Он дает возможность снимать с частотой кадров 60 fps в разрешении FullHD, чтобы потом из этого сделать плавное замедленное видео. Также в модели D3300 есть возможность подключения внешнего микрофона. Однако, у аппаратов 3000-го семейства отсутствует "гибридная" фокусировка, которая позволит автоматически держать фокус на объекте при видеосъемке - это серьезный минус, который не дает возможности в полной мере рекомендовать зеркалки Nikon D3*** для любителей поснимать видео.

Несмотря на характеристики "на бумаге" как у профессиональных камер 5-летней давности фотоаппараты Nikon 3000-го семейства прежде всего созданы для простых любителей, которые львиную долю кадров делают в авторежиме и сюжетных программах. Естественно, у Nikon D3000-3300 есть ручной режим и RAW, которые теоретически позволяют добиться профессионального качества фотографий, но при съемке мы столкнемся с рядом ограничений.

  • Мало функциональных кнопок, многие важные настройки перенесены в экранное меню
  • В настройках отсутствует такие вещи как предварительный подъем зеркала и брекетинг экспозиции - это не критично для любительской съемки, но для опытных любителей пейзажа этих вещей будет не хватать.
  • Нет репетира диафрагмы - эта вещь полезна для контроля ГРИП при макросъемке и других ситуациях, когда нужно обеспечить попадание объекта в ГРИП
  • Нет "отвертки" автофокуса - это значит, что старые (не значит, что плохие!) объективы смогут фокусироваться только в ручном режиме.

Если покопаться, наверняка есть какие-то еще ограничения, но это уже будут придирки. Перечисленные выше недостатки дают понять, что Nikon D3000-3300 не стоит покупать для профессиональной съемки. Это камера чисто любительская.

Если сравнивать с Canon, то 3000-е семейство находится где-то между четырехзначной и трехзначной серией. Грубо говоря, фотоаппарат Nikon D3300 лучше, чем Canon EOS 1200D, но по некоторым возможностям уступает Canon EOS 700D.

Продвинуто-любительские зеркалки Nikon D5000, D5100, D5200, D5300, D5500

5000-е семейство по своим основным характеристикам мало чем отличается от сопоставимых по поколению камер 3000-го семейства, но они позиционируются классом выше. Основным потребителями в данном случае выступают фотолюбители, у которых уже есть какой-то опыт и требования к функциональности аппарата выше чем у простых любителей.

Nikon D5500 - на данный момент флагман 5000-го семейства

Виджет от SocialMart

Самые важные преимущества аппаратов 5000-го семейства перед 3000-м:

  • Наличие поворотного экрана дает возможность более комфортно фотографировать с низких и высоких точек. Еще поворотный экран полезен при съемке со штатива, при макросъемке, при видеосъемке. Без поворотного экрана, в принципе, можно легко прожить, но в тех ситуациях, когда он действительно был бы полезен мы ругаем себя за то что сэкономили и купили камеру с фиксированным экраном:)
  • Брекетинг экспозиции полезен для пейзажной съемки, когда в кадре большой перепад яркости между светами и тенями. При помощи функции брекетинга экспозиции, совмещенного с серийной съемкой, можно быстро и просто "нащелкать" исходные материалы для (можно даже без штатива).
  • Брекетинг баланса белого позволяет снимать серию кадров с плавно меняющимся балансом белого, чтобы потом выбрать тот, где цветопередача оптимальна. Этот режим имеет ценность только при съемке в Jpeg, так как в RAW можно при обработке можно задать баланс любой баланс белого в программе-редакторе.
  • Более широкий диапазон ISO теоретически дает возможнсть фотографировать без шевеленки при худшем освещении, но на практике реальное рабочее ISO у камер 3000-го и 5000-го семейств одинаковый, так как матрицы и процессоры в них стоят одни и те же. Для современных камер это примерно ISO1600, с большой натяжкой 3200. Все что выше заметно снижает качество картинки.
  • Наличие модуля Wi-Fi начиная с модели D5300 делает более комфортной передачу фотографий в компьютер, а также позволяет управлять фотоаппаратом дистанционно при помощи смартфона или планшета с Wi-Fi.
  • Модуль GPS (только в D5300) позволяет записывать в EXIF фотографии координаты того места, где она была сделана. Эта функция по достоинству будет оценена "странствующими блоггерами", так как фотографии, выложенные в сеть, сразу будут привязаны к карте. Для домашнено использования эта функция бесполезна.
  • Вход для микрофона (начиная с модели D5100) - большой плюс, если аппарат будет использоваться для видеосъемки. На встроенный микрофон записывается звук автофокуса и стабилизатора, а также звук ветра при съемке на улице. Внешний микрофон обеспечивает более качественную запись звука.
  • Сенсорный экран с функцией фокусировки и съемки по прикрсновению (начиная с модели D5500) - очередное полезное нововведение, делающее съемку в режиме LiveView более комфортной. Также сенсорный экран полезен при видеосъемке.

Как видите, список отличий получился весьма значительным. Это делает аппараты Nikon 5000-го семейства оптимальным выбором (из Nikon), если нужна универсальная камера на все случаи жизни. Естветвенно, потребуется некоторое время, чтобы изучить все возможности и особенности камеры, причем на это потребуется больше сил и времени, чем на освоение камеры D3000-го семейства.

Внутри класса фотокамеры отличаются не так кардинально, как по сравнению с 3000-м семейством. Новые модели имеют сенсор большего разрешения (24 мегапикселя), в них появляются новые возможности по части видеосъемки. Практически все нововведения выглядят как "отшлифовывание" и без того вполне совершенной камеры. По части фотосъемки между последними тремя моделями принципиальной разницы нет, особенно если парк оптики ограничится бюджетными моделями объективов. Исходя из этого стоит принимать решение - стоит ли переплачивать 10-15 тысяч рублей за "новизну" тушки или потратить их, скажем на светосильный фикс или внешнюю вспышку? Я бы выбрал второе...

Полупрофессиональные зеркалки Nikon D7000, D7100, D7200

Фотоаппараты Nikon 7000-го семейства позиционируются как полупрофессинальные. Их функционал включает в себя все, что есть в 5000-й серии, но при этом присутствуют функции и ыозможности, которых нет в более младших классах. 7000-е семейство - это серьезные камеры, которым по силам очень многое. Другое дело, что это "многое" практически не востребовано в любительской нише.

Nikon D7200 - на данный момент флагман 7000-го семейства

Виджет от SocialMart

Главное достоинство, касающееся качества фотографий - аппараты семейства D7000+ имеют примерно в 1.5 больший диапазон рабочих ISO по сравнению с моделями 5000-го семейства. Вроде бы странно - матрицы одинаковые, процессоры одинаковые. Однако никто не отменял возможности встроенного программного обеспечения, которое используется для обработки сигналов. По всей видимости, у 3000 и 5000 семейства обработка происходит по более "урезанной" программе.

Относительно невысокий уровень шумов - не единственное достоинство аппаратов 7000-го семейства. Ниже я просто перечислю основные вещи, которые есть в 7000-й серии и нет в более младших и поясню, для чего это нужно.

  • Минимальная выдержка 1/8000 секунды будет полезна в том случае, если мы фотографируем при очень ярком освещении со сверхсветосильным объективом (например, Nikkor 50mm 1:1.4), чтобы задний план был при этом размыт (т.е. на широко открытой диафрагме). Фотоаппараты из D3000 и D5000 семейства имеют минимальную выдержку 1/4000 секунды, при которой вероятна переэкспозиция в подобных условиях. Чтобы ее избежать приходится закрывать диафрагму, жертвуя степенью размытия заднего плана.
  • Выдержка X-синхронизации 1/320 секунды (вместо 1/250) позволит получать более четкие фотографии быстро движущихся объектов при съемке со вспышкой. Аппараты D3000 и D5000 семейства могут это делать только если вспышка поддерживает быструю синхронизацию, и то с рядом ограничений - снижение ведущего числа и вероятность временнОго паралакса в кадре (искажение формы быстро движущихся объектов).
  • Наличие "отвертки" позволяет полноценно использовать объекивы, в которых нет встроенного мотора автофокуса (AF). Сейчас их в продаже становится все меньше, но стоят они дешевле "моторизованных" аналогов (AF-S). Много качественнной "отверточной" оптики продается б/у.
  • Металлический корпус с пыле- и влагозащитой обеспечивает большую механическую прочность конструкции и ее "всепогодность". Однако, в полной мере это достоинство проявляется, если и объектив имеет подобную защиту. Китовый объектив (18-105мм), который обычно идет в комплекте с камерой такой защиты не имеет. Прочность корпуса реально востребована, если на аппарат нужно повесить тяжелый объектив - в этом случае аппарат не будет перевешивать и клевать объективом вниз, да и дополнительная прочность байонету не помешает, так как нагрузки на него могут быть значительными. С обычными любилельскими объективами, корпус которых сделан из пластика эти достоинства сходят на нет.
  • Высокая скорость серийной съемки позволяет более детально запечатлевать быстропротекающие события. По правде сказать, разница в скорости серийной съемки между 7000-й и 5000-й серии не слишком велика - к примеру, аппарат D5300 имеет скорость серийной съемки 5 кадров в секунду, а D7100 - 6 кадров в секунду. Флагманская модель в 7000-м семействе (на момент написания статьи D7200) имеет скорость серийной съемки 7 кадров в секунду.
  • 2 слота под карты памяти позволяют либо увеличить количество кадров, либо обеспечить дублирование отснятого материала сразу на две флешки, тем самым до нуля снизив вероятность потери данных, если с флешкой вдруг что-то случится. Это очень полезная функция для выполнения каких-то сверхответственных задач.

Есть и другие отличия по части поддержки GPS, Wi-Fi, микрофонного входа, записи звуковых комментариев к фотографиям и прочим второстепенным функциям, которыми пользуются немногие.

Подводя итог могу сказать только одно - фотоаппараты Nikon D7100, D7200 для любительского применения покупать не стоит (я бы, по крайней мере, не стал). Не потому что они "плохие" - ни в коем случае! Просто те достоинства, которые вызывают удорожание как минимум на 50% по сравнению с 5000-й серией в повседневной жизни будут использоваться в лучшем случае на 1%. Арифметика явно не в пользу простого фотолюбителя.

Если же аппарат приобретается как средство производства и фотограф точно знает, для чего ему выдержка 1/8000, время Х-синхронизации 1/320 секунды и т.д. (см. выше), то камера из 7000-й серии выглядит очень грамотным решением. По качеству картинки даннае аппараты сопоставимы с полнокадровыми за ту же цену, а по некоторым параметрам превосходят их.

Читайте также: