Усадьбы фон дервизов. Усадьба фон дервиза в кирицах Особняк на галерной 33

Дом на Галерной в центре Петербурга имеет очень древнюю историю.

Адрес: Галерная, 33

Первым владельцем особняка значится А.П.Волынский, кабинет-министр при царице Анне Иоанновне (он был казнен в 1740 году за участие в заговоре против Бирона). Потом домом на Галерной владела его дочь, вышедшая за графа Воронцова. Судьба обычного доходного дома кардинально меняется в 1883 году, когда его решает переделать молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918). При нем дом перестраивается в стиле модерн, это задание было поручено архитектору Шрайберу.

Шрайбер большое внимание уделил интерьерам: в них эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. В 1902 году дом со стороны набережной Невы надстраивается в два этажа. Современный вид здание, выходящее фасадом на Галерную, приобрело уже при другом хозяине, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Он купил особняк в 1909 году, и по проекту архитектора Максимова несколько видоизменил его.


В 1910 году В. Мейерхольд создает в этом здании Дом Интермедий. На двух этажах особняка Мейерхольд создает и в то же время рвет все традиции: театральный традиционализм в духе старых мастеров Александринки сочетается здесь с идеями Театра будущего Мейерхольда. Дом на Галерной становится одной из главных городских испытательных театральных площадок.


После революции 1917 года особняк был разграблен: сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а во дворовом флигеле разместился медвытрезвитель. Наконец, в 1998 году здание было передано в пользование камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Последовали долгие годы ремонта, во время которых удалось воссоздать интерьеры конца XIX века. Речь идет о Мавританской гостиной, покрытой позолоченным орнаментом, Кленовой гостиной, украшенной живописным панно, Зимнем саде, сделанном в виде причудливого грота, Красной гостиной (образец итальянского Ренессанса).


Петербург заслуженно называют музеем под открытым небом. Особым культурным достоянием являются его театры, каждый из которых имеет неповторимый архитектурный облик.

Среди них, в центре Петербурга, красуется небольшой уютный особняк на улице Галерной, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Петровичу фон Дервизу.

История особняка включает несколько эпох. От домашнего театра фон Дервизов до театральной площадки Всеволода Мейерхольда, от советского Дома культуры до театра Юрия Александрова.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус.

В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863 - 1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко - классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля.

Судьба барона фон Дервиза - загадка.
Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С. Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся.

В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века - эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века - эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Это имя ему придумал известный поэт М. Кузмин. Оно возникло из практических соображений (режиссер, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах) и на несколько лет стало обозначением двойника Мейерхольда.

У Мейерхольда началась жизнь в двух этажах. В верхнем этаже он режиссер императорских театров; здесь он ставил спектакли в духе театрального традиционализма, пытаясь воскресить живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох. В нижнем - в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывает идеи Театра будущего. В итоге, небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

«Дом интермедий» представлялся Мейерхольду как содружество самых разнообразных людей искусства, своеобразным художественным клубом, куда бы они бескорыстно несли «живые творческие импульсы». Он мечтал о свободном обмене новыми идеями, где между творческой дискуссией и художественным экспериментированием почти не было бы дистанции. На афишах и в программах кабаре именовалось «Товариществом актеров, писателей, музыкантов, художников». Мейерхольд искал в то время единомышленников, не обремененных стереотипами театрального мастерства.

Первая программа «Дома интермедий» не имела ничего общего с обычным театральным спектаклем. Крупных актеров Мейерхольд для выступлений в «Доме интермедий» решил не приглашать. Ему была нужна молодежь, недавно окончившая театральные школы, способная отказаться от привычных форм сценического существования.

В репертуар «Дома интермедий» вошли стилизованная М. Кузминым «пастораль с песнями и плясками» «Голландка Лиза», сменившаяся пантомимой «Шарф Коломбины», которую Мейерхольд обозначил как «трагический балаган», и пародийная буффонада «Блэк энд Уайт» («Черное и Белое»), с которой контрастировали песенки М. Кузмина, простодушно наивные и глубоко серьезные.

Из всей кабаретной братии - людей серьезных, не совсем серьезных и совсем несерьезных - Мейерхольд был единственным, кого в кабаре привела ясно осознанная цель: поиски нового театрального языка. Он вложил в «Дом интермедий» невероятно много сил. Постановки Доктора Дапертутто - начало новой режиссерской манеры. Здесь Мейерхольд работал не только на «сегодня», но и для будущего, впрок, до той поры, когда его идеи смогут быть до конца и правильно прочитанными.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь.

Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров - режиссер Мариинского театра - не выбрал себе псевдонима.

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом - Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров.

В начале девяностых - сложное время российской истории - ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал).

В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Практически невозможно поверить в то, что на провинциальных просторах Рязанской области можно встретить роскошный сказочный дворец, который гораздо гармоничнее смотрелся бы где-нибудь среди баварских или чешских лесов. И даже увидев этот замок, ещё несколько минут туристы не могут привыкнуть к совершенно нехарактерному для средней полосы России строению. Однако вот уже более 120 лет усадьба фон Дервиза служит украшением села Кирицы.

История усадьбы фон Дервиза в Кирицах под стать ее облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом.

История усадьбы фон Дервиза

История этого поместья под стать его облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом. Семейство фон Дервиз не было аристократическим, а свой дворянский титул получило лишь при Петре III. Честным трудом заработав внушительное состояние, дворяне активно занимались благотворительностью, участвовали в строительстве больниц, школ, гимназий. После кончины главы семейства хозяйскую эстафету перенимает старший сын фон Дервизов, он покупает Кирицы, сносит корпуса разорившегося зеркального завода, а на их месте разбивает сад, к которому ведёт мощёная кирпичом дорога.

Строительством дворца и всех прилегающих построек занимается известный архитектор Федор Шехтель.

Обуздать фантазию творца невозможно, и в 1889 г. в селе вырастает невероятной красоты дворец, обрамленный каскадами лестниц, романтичными башенками, арками, коваными ажурными балконами.

Сказочное поместье разорило его владельцев, в 1910-х гг. оно было продано, а после революции и вовсе национализировано. Усадьба успела побывать сельскохозяйственным училищем, домом отдыха, пока в 1938 г. в ней не открылся детский лечебный санаторий. Можно сказать, что имение было спасено и сохранено, однако слишком многое было утрачено безвозвратно за долгие годы разрухи. В советские годы на приусадебной территории появились неизменные атрибуты того времени: скульптуры пионеров, медведей, оленей. Современная история усадьбы связана с масштабными ремонтами и реконструкциями.

Информация для туристов

Несмотря на то, что усадьба открыта для публики, её посещение организованными туристическими группами рекомендуется заблаговременно согласовывать с администрацией. Если экскурсию не одобрили (такое редко, но всё-таки случается), можно воспользоваться услугами туристических фирм, в этом случае вам подберут транспорт и порекомендуют экскурсовода.

Также нужно принять во внимание то, то прогуливаясь по территории усадьбы, вы можете встретить больных детей на инвалидных колясках, проходящих здесь реабилитацию. Не стоит этого бояться и обращать излишнее внимание.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы.

Вход свободный.

На собственном автомобиле до села можно добраться по трассе М-5 «Урал», следует ориентироваться на указатель «Санаторий Кирицы». Село расположено в 200 км от Москвы и в 60 км от Рязани.

Координаты: N 54° 17.548" E 40° 21.350".

Рядом с усадьбой есть автомобильная парковка.

Кроме этого, через Кирицы проходит несколько автобусных маршрутов, в пригородной кассе рязанского автовокзала вам нужно купить билет на любой из автобусов, которые следуют в Сапожок, Сараи, Шилово или посёлок Лесной. Учтите, что уехать обратно гораздо сложнее, поскольку в Кирицах нет автовокзала, поэтому вам придется положиться на удачу и тормозить мимо проезжающие автобусы (обычно это удаётся, правда, до позднего вечера прогулку всё же лучше не затягивать). Решивших воспользоваться электричкой ждёт достаточно утомительная дорога пешком, так что это не самый удачный выбор.

История застройки территории, где впоследствии был возведен дворец фон Дервиза, восходит к началу 20-х годов XVIII века. Английская набережная тогда называлась Нижней, и большим участком земли в этом районе Петербурга владел Иван Полянский. Потом набережную назвали Галерной, а двухэтажным домом «на подвалах с высоким крыльцом и покатой крышей и тринадцатью окнами по фасаду» стал владеть его сын, адмирал Александр Иванович Полянский. Он был женат на Елизавете Воронцовой - бывшей фаворитке императора Петра III. В 1818 году умер последний из рода, А. А. Полянский. Прямых наследников у него не было, и при разделе имущества между дальними родственниками дом отошел к семейству Всеволожских. В середине 30-х годов XIX века владельцем участка стал действительный тайный советник, друг Пушкина и один из основателей известного литературного общества «Зеленая лампа», Никита Всеволодович Всеволожский. «Сын пиров» и «обожатель забав и лени золотой», коим нарек его Пушкин, в 1854 году был объявлен полным банкротом. В том же году дом и участок приобрел с молотка Павел Григорьевич фон Дервиз. На участке было построено еще несколько зданий.

Павел Григорьевич скончался в 1881 году. Через восемь лет его вдова Вера Николаевна решила переделать дом для сына Павла. Перестройка особняка была поручена архитектору А. Ф. Красовскому. Это стало одной из самых удачных работ архитектора. Он предпочел модный в то время в Петербурге флорентийский стиль, в котором к тому времени был создан дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Вероятно, Красовский задумал превзойти имевшийся образец - и прекрасно справился со своей задачей. На небольшом участке был возведен великолепный особняк. И, хотя здание значительно уступало в размерах дворцу великого князя, этого нельзя было сказать об оформлении фасада. Даже на Английской набережной, где практически каждый дом - произведение искусства, особняк выделялся из череды стоящих рядом зданий своим великолепием.

Сохранившиеся и отреставрированные интерьеры не уступали внутреннему убранству великокняжеских особняков. Из вестибюля с мраморными колоннами на парадный второй этаж ведет роскошная беломраморная лестница с перилами сложного резного рисунка. Она освещена через большое витражное окно с полуциркульным завершением и через небольшое окно второго этажа. Под большим окном расположен мраморный камин с металлической позолоченной решеткой. Лестничный декор насыщен лепными элементами. На стенах друг напротив друга в лепных рамах в виде портиков расположены фигуры прекрасных девушек, олицетворяющих четыре времени года. Над ними в люнетах и кессонах плафона - живописные вставки с изображениями амуров, выполненными художником Садовским. Световое окно лестницы обрамлено пилястрами коринфского ордера, в простенке расположены картуши со сложным лепным рисунком. Вход на верхнюю площадку лестницы украшен торсами атлантов, служащих своеобразной границей лестничного интерьера, - дальше начинались парадные покои. С площадки через боковые двери можно попасть в галереи, уходящие в глубь участка. Замыкались галереи зимним садом, который к настоящему времени не сохранился. Средняя дверь ведет в центральную гостиную дома - Золотую. Это нарядное помещение богато декорировано лепниной и золотом. Зеркала в простенках создают дополнительный художественный эффект. В анфиладу залов с окнами на Неву входят также примыкающие к Золотой гостиной Белый и Танцевальный залы.

Белый зал получил свое название благодаря светлому декору стен, лепному плафону и большому резному камину из белого мрамора, который ранее украшало зеркало в лепной раме. Нижняя часть стен обшита панелями из орехового дерева. Из Белой дверь ведет в Желтую гостиную, окна которой выходят во двор. Помещение получило свое название благодаря цвету стен. Они хорошо гармонируют с белой лепниной и изящным резным камином из белого каррарского мрамора. Самый большой и нарядный зал дворца - Танцевальный. Над богатым лепным карнизом в зале были расположены хоры для музыкантов. Высокие зеркала в лепных рамах чередуются с каннелированными пилястрами, в центре зал был украшен живописным плафоном, расписанным К. Е. Маковским (ныне плафон утрачен). Рядом с залом находилось небольшое помещение в мавританском стиле, потолок и стены которого украшал восточный орнамент. Жилые помещения хозяев размещались в бельэтаже, по обе стороны парадной лестницы. По левую сторону с окнами на Неву сохранилась Синяя гостиная, по правую - Помпейская комната, рядом с которой находились столовая и библиотека, оформленная в псевдоготическом стиле.

Павел Павлович фон Дервиз так никогда и не поселился во дворце. Он уехал в свое имение в Рязанской губернии. После смерти матери он продал участок. В 1903 году новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович. В 1918 году дворец, как и многие другие, был национализирован. В первые годы советской власти в нем размещались различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны часть помещений была отдана под детский приемник, в другой части разместился госпиталь для раненых. После войны во дворце располагалась одна из многочисленных проектных организаций города. 1 ноября 1959 года в здании открылся первый в стране Дворец бракосочетания. Он располагается здесь и по сей день.

Английская набережная, дом 28

Читайте также: