Внеклассное мероприятие "занимательная биология". Занимательная биология

Внеклассное мероприятие «Занимательная биология»

Цель: привитие любви к природе, расширение кругозора, творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения подростков.

В игре участвуют две команды. Учитель заранее делает из бумаги цветок ромашки и с обратной стороны лепестков подписывает название конкурсов. Капитаны команд по очереди отрывают лепестки и объявляют конкурс. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Конкурсы:

1. Биологические загадки.
2. Хвостатая викторина.
3. Биологика (отгадай слово).
4. Животные из сказок, книг и мультфильмов.
5. Блиц-турнир.

Ход игры:

І конкурс. Биологические загадки.

Команда 1

Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит.
(Рыба)
На лугу растет она,
Подойдет ее пора -
Срежут острою косой
И уложат в стог большой.
(Трава)
Прозрачнокрылый самолет
Свой совершает перелет
С розовощекой кашки
На блюдечко ромашки.
(Стрекоза)
Из цветков душистых гроздь
К нам в окно стучит, как гость.
Мы окошко распахнем -
Аромат весны вдохнем.
(Сирень)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)

Команда 2

По сути - зверь, а с виду - рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус?
(Кит)
В огороде он растет,
Но не требует забот.
Как его мы замечаем,
С грядки тут же удаляем.
(Сорняк)
Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету
Он - гордость лесного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Ягоды - не сладость,
Зато глазу - радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.
(Рябина)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)

ІІ конкурс. Хвостатая викторина.

Команда 1

1.Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)
2.На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)
3.Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц.)
4.Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова.)
5.Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья.)
6.Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зе¬леными ветками и служит своей хозяйке парашютом во вре¬мя прыжков. (Белка.)
7.Про трусишку говорят, что он дрожит, точно ее хвостик. (Овца.)
8.Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк.)
9.У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон.)
10.Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса.)

Команда 2

Отгадайте животное по описанию его хвоста.

1.Для этого речного строителя его хвост является и рулем и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр.)
2.Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом. (Лемур.)
3.Черные треугольнички на белой пушистой королевской мантии — это кончики их хвостов. (Горностаи.)
4.Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот.)
5.Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс.)
6.Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь. (Опоссум.)
7.Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги — птицы, а хвост — льва. (Тушканчик.)
8.Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь.)
9.Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывает¬ся, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы.)
10.Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз.)

ІІІ конкурс. Биологика (отгадай слово).

Команда 1

1.Лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, мышечная, птичья, звериная... (Клетка.)
2.Шоколадное, хрустальное, золотое, голубое, пестрое, Пасхальное, крокодилье, змеиное, черепашье, птичье, муравьиное, вареное, жареное, крутое... (Яйцо.)
3.Птичье, кокосовое, цельное, кислое, свернувшееся, грудное, материнское, топленое, кипяченое, пастеризованное, сгу¬щенное, козье, коровье... (Молоко.)
4.Морская, фарфоровая, эмалированная, нержавеющая, ушная... (Раковина.)
Красное, черное, высокое, низкорослое, дуплистое, плодовое, фруктовое, хвойное, лиственное, генеалогическое... (Дерево.)
5.Нарезной, гладкостенный, разведочный, эксплуатационный, лафетный, пожарный, тонкий, толстый, гладкий, шершавый... (Ствол.)
6.Математический, искомый, вещественный, мнимый, лингвистический, съедобный, главный, боковой, придаточный, воздушный... (Корень.)
7.Земная, ледяная, шершавая, гладкая, березовая, сосновая... (Кора.)
8.Чистый, белый, одинарный, двойной, обходной, похвальный, исполнительный, опросный, экзаменационный, железный, прямоугольный, овальный, округлый, игловидный, стреловидный, чешуйчатый, простой, сложный, сидячий, осенний, капустный, осиновый... (Лист.)
9.Левая, правая, вкусовая, спящая, пазушная, верхушечная, вегетативная, генеративная, набухшая, распустившаяся... (Почка, в ботанике и анатомии.)
10.Глазное, золотое, зеленое, красное, желтое, медовое, кислое, наливное, моченое... (Яблоко.)

Команда 2

По данным определениям отгадайте многозначные слова, являющиеся биологическими названиями, терминами или понятиями. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

1. Зимний, цветущий, детский, ботанический, зоологический, вишневый, фруктовый... (Сад.)
2. Черный, зеленый, красный, плиточный, листовой, гранулированный, китайский, ассамский, индийский, цейлонский, краснодарский, горячий, крепкий, лекарственный... (Чай.)
3. Водяной, черный, красный, сладкий, горький, острый, душистый, молотый, болгарский... (Перец.)
4. Крылатый, душистый, настоящий, легкий, крепкий, жевательный, нюхательный, курительный... (Табак.)
5. Трубчатый, пластинчатый, плесневый, дрожжевой, чайный, соленый, сушеный, жареный, съедобный, ядовитый... (Гриб.)
6. Железный, боевой, Троянский, дареный, гимнастический, шахматный, белый, вороной... (Конь.)
7. Красная, ядовитая, вареная, жареная, вяленая, соленая, копченая, хищная, проходная, речная, морская, промысловая, аквариумная, пресноводная... (Рыба.)
8. Белая, серая, компьютерная, летучая, домашняя, полевая, летучая, подопытная... (Мышь.)
9. Воровское, пулеметное, розеточное, словообразовательное, ягодное, грибное, волчье, птичье, родимое... (Гнездо.)
10. Стальной, длинный, короткий, толстый, большой, средний, указательный, безымянный... (Палец.)

ІV конкурс. Животные из сказок, книг и мульфильмов.

Команда 1

1.Бэмби — ... (олененок).
2.Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф — ... (поросята).
3.Чуня, Пятачок — ... (поросенок).
4.Гена — ... (крокодил).
5.Лариска, Шушара — ... (крысы).
6.Умка — ... (белый медвежонок).
7.Матроскин, Леопольд, Базилио, Баюн — ... (коты).
8.Матильда — ... (кошка).
9.Гав — ... (котенок).
10.Бонифаций — ... (лев).

Команда 2

Вспомните, какие литературные животные носили эти известные имена.

1.Иа — ... (ослик).
2.Винни-Пух — ... (медведь).
3.Кенга — ... (кенгуру).
4.Ру — ... (кенгуренок).
5.Муму, Каштанка — ... (собаки).
6.Тото или Тотошка — ... (щенок Элли).
7.Тотоша, Кокоша — ... (крокодильчики).
8.Тортила — ... (черепаха).
9.Артемон — ... (собака породы пудель).
10.Каштанка — ... (собака).

V конкурс. Блиц-турнир.

Команда 1

1.Большая любительница желудей и трюфелей. (Свинья.)
2.Чемпион по тихоходности. (Улитка.)
3.Кучер кареты Золушки. (Крыса.)
4.Комариная ловушка (или лакомство аиста и цапли). (Лягушка.)
5.Морское желе. (Медуза.)
6.Двустворчатые завсегдатаи фешенебельных ресторанов. (Устрицы.)
7.Шипящая веревка (или вылезающая из «кожи вон»). (Змея.)
8.Бесплатная начинка яблок, груш. (Червяк.)
9.Волосатый червяк. (Гусеница.)
10.Беззаводной будильник. (Петух.)

Команда 2

1.Разрушитель родного дома. (Вылупившийся цыпленок.)
2.Ныряльщик в ластах, но без маски. (Гусь.)
3.Пернатая журналистка. (Сорока.)
4.Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка.)
5.Живые нотки. (Ласточки, сидящие на проводах.)
6.Безрукий строитель. (Птица, построившая гнездо.)
7.Лесной доктор (или пернатый кузнец). (Дятел.)
8.Зимние яблоки. (Красногрудые снегири на ветках.)
9.Разносчик младенцев. (Аист.)
10.Летающий фрукт. (Киви — птичка.)

Подведение итогов. Награждение команд.

Использованная литература:
1.Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие.- М.: Творческий центр.-2005.
2.Пер. с англ. Голова А.М. Тайны живой природы.-М.: РОСМЭН.-1998.

В этой книге не рассказано обо всем даже понемногу. Ведь нельзя объять необъятное. Поэтому я старался не писать о том, что так или иначе всем известно, что можно узнать из учебников и справочников. Я избегал анатомии, биохимии, даже физиологии - всего слишком специального и того, что уже не ново (если без этого можно было обойтись).

Зато о генетике, о которой у нас долго не писали, я рассказал подробно, рискуя наскучить однообразным повторением генетических терминов, без знания которых, впрочем, теперь невозможна никакая культурная деятельность человека.

Предпочтение было отдано тем исследованиям последних десятилетий, которые меня поразили, чего я сам не знал до недавнего времени и что интересно.

В работе над книгой мне помогали друзья, которым я хочу сказать здесь большое спасибо!

Жене моей Алине - за умные идеи, которые она так щедро дарила и за главу «Вечная слава воде!».

Моей сестре (и кандидату медицинских наук) Л. И. Приваловой - об аллергии и конец главы о крови написала она.

Н. М. Пожарицкой - за веселый рассказ о том, «Чем люди думают» и «Как это случилось?».

Н. В. Лысогорову (кандидату наук и писателю) - за оптимизм, с которым он уверяет, что «Никто еще не умер от старости».

Поверим ему без спора. Ведь истинная мудрость, говорит философ, состоит в том, чтобы рассуждать о жизни, а не о смерти. Поэтому переверните страницу - в каждой главе вас ждут рассуждения о жизни.

Великий пролог

«Откуда есть пошла Земля»

Десять миллиардов лет назад нам дали основательного пинка, и с тех пор мы летим, «в звезды врезываясь». Летим со скоростью сверхкосмической.

Астрофизики обнаружили, что в спектрах видимых галактик линии поглощения смещены в их красные концы. Это значит, что галактики разлетаются во все стороны. И чем дальше они от нас, тем быстрее летят и тем больше в красный край спектра сдвинуты линии поглощения их газов. Самые далекие мчатся почти так же быстро, как фотоны! А ведь быстрее фотонов (а проще говоря, света) нет ничего во вселенной.

Это значит также, что когда-то, по-видимому, все галактики толпились в одном центре, и плотность вещества здесь была сверхогромной. Потом взрыв, равного которому мир не знал с тех пор, разбросал материю во все концы. Случилось такое, как полагают, 10–13 миллиардов лет назад. Это, утверждают некоторые наши астрономы, «экспериментальный факт, который нельзя игнорировать». Другие же говорят, что никакого взрыва сверхплотного вещества не было: откуда и куда летят галактики, нам неведомо.

С одного или с разных стартов начала звездная материя свой вечный круговорот, не так уж и важно. Важно, что она существует.

В каком же виде существует?

Силовые поля, плазма, протоны, нейтроны, электроны, фотоны, атомы…

Среди атомов - две трети водородных, почти треть гелия и лишь сотая часть всех других элементов, известных на Земле. Значит, мир, в котором мы вращаемся, в основном водородно-гелиевый.

Мир занят синтезом: при жарище в сотни миллионов градусов и под давлением в миллиарды атмосфер в недрах звезд (а их миллионы миллиардов!) из ядер легких элементов «куются» ядра тяжелых.

Но на Солнце, которое так жарко светит в летний полдень, созидается лишь гелий: из водорода. Почему? Да потому, что температура там - увы! - слишком мала для синтеза тяжелых элементов. Так почему же они все-таки есть в атмосфере солнца и в недрах его спутников? Железо, свинец, уран? А потому, что когда-то очень давно вещество, из которого теперь сложена вся солнечная система, было «телом» гигантской звезды. В ее утробе тяжелые элементы и родились. Потом звезда взорвалась, и из осколков «слиплось» Солнце и планеты. Значит, все мы состоим из атомов, бывших уже в употреблении.

Итак, 5 миллиардов лет назад Солнце светило ярко и жарко. Но светило, можно сказать, попусту, никого не радовало: ведь Земли тогда еще не было. Не было и других планет. Только пыль космическая кружилась вокруг одинокого желтого карлика (так непочтительно называют астрономы наше Солнце).

Пыль была холодная: минус 200 градусов! Все плотнее сжималась она и плотнее. Медленно сгущалась. А затем расслоилась, и каждый слой слипся в твердый, бешено вертящийся шар. Родились планеты.

На третьем вертящемся шарике мы с вами и живем. Сначала он был очень холодный. Но радиоактивные вещества - уран да радий, - распадаясь, разогрели земные породы. Шар начал плавиться. А потом снова остыл, но только с поверхности.

Когда шар плавился, более легкие минералы всплывали на поверхность, тяжелые погружались в глубины. Поэтому, когда новоиспеченная Земля покрылась корочкой, оказалось, что затвердевшие на ее поверхности горные породы сложены из двух слоев - легкого верхнего и тяжелого нижнего . Их называют «сиалем» и «симой». Слова эти ввел в науку известный австрийский геолог Эдуард Зюсс. Первый слог обоих терминов «си» образован от принятого в химии обозначения кремния - «Si». Последние слоги «аль» и «ма» - от «Al» и «Ma», начальных букв в названии алюминия и магния.

Легкие породы земной коры сложены, оказывается, преимущественно из кремния и алюминия. (Легкие они весьма относительно, так как удельный вес сиаля равен приблизительно 2,67, а симы - 3,27.) Нижний тяжелый слой - сима - из кремния и магния.

Сиаль называют также гранитной оболочкой, потому что его образуют в основном граниты и гранодиориты. Толщина сиаля - 10–30 километров, но местами тоньше: например, на северо-западе Германии - 3–5 километров.

Верхний слой симы (до глубины примерно в 30–60 километров) составляет базальт. Здесь встречаются уже расплавленные породы, которые называют магмой. Под базальтом залегает еще более плотный перидотит (удельный вес его 3,6–4) - это царство магмы: температура здесь уже так высока , что все минералы и породы расплавлены. Но они не жидкие! Колоссальные давления, которые здесь господствуют, пишет советский геолог С. Кузнецов, «удерживают вещества магмы в пластическом, а местами твердом состоянии». Магма в переводе с греческого означает «густая мазь, тесто».

Это природный силикатный, то есть каменный, раствор. Он нагрет выше точки плавления, и, если давление в земных недрах по какой-либо причине ослабевает, магма сейчас же переходит в жидкое состояние, ее объем увеличивается и она с чудовищной силой прорывается в верхние слои земной коры, а иногда и на ее поверхность. Так происходят извержения вулканов. Излившуюся магму называют лавой.

Рождение люльки

Вернемся к сиалю. Казалось бы, толщина его всюду на поверхности Земли должна быть одинаковой. На самом деле это не так. Сиаль наиболее толст там, где континенты. Чем ближе к их краям, тем тоньше, а на дне океанов почти совсем его нет. Ложе Тихого океана (а как показали работы советских ученых, возможно, также и Северного Ледовитого) выстлано фактически только симой. Поэтому говорят иногда, что континенты - это гигантские блоки легких пород, всплывшие на поверхность более тяжелой, но менее твердой массы минералов. Сима, как я уже говорил, очень пластична.

«Музыкально-биохимический хит»«Музыкально-биохимический хит» 1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие».1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». Ответ: Бананы-кокосы Ответ: Бананы-кокосы


2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта.2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта. Ответ: (С)Ответ: (С)




4. В известной песне Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа «на обман». О чём речь?4. В известной песне Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа «на обман». О чём речь? Ответ: «Синий туман» Ответ: «Синий туман»


«Таинственная рукопись» 1. Zn+ ?=ZnCl2+ ?1. Zn+ ?=ZnCl2+ ? 2. тимофеевка? лягушка?2. тимофеевка? лягушка? 3. ? мышь? сова 3. ? мышь? сова 4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ?4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ? 5. гниющие остатки? сойка?5. гниющие остатки? сойка? 6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?



Сектор биология 1. На ногах многих насекомых, живущих в пустыне Сахара, имеется веер из тонких хитиновых щетинок. Густо опушены лапы фенеков, барханных кошек и тушканчиков. У живущих в пустыне гекконов обычно веерообразно расширены кончики пальцев. Чем объяснить такие особенности строения? Ответ: «Песчаные лыжи, которые позволяют «Песчаные лыжи, которые позволяют передвигаться по рыхлому песку, передвигаться по рыхлому песку, увеличивают несущую поверхность. увеличивают несущую поверхность.




3 Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его Ответ: (Сон-трава, или прострел) или прострел)




5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН?5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? Ответ: Цирроз Ответ: Цирроз




7. Чем интересны эти земноводные в особенностях размножения и заботе о потомстве?7. Чем интересны эти земноводные в особенностях размножения и заботе о потомстве? Ответ: жаба-повитуха наматывает свои икринки на ноги, а пипа «вынашивает» свои икринки в особых кожных углублениях до появления своего потомства Ответ: жаба-повитуха наматывает свои икринки на ноги, а пипа «вынашивает» свои икринки в особых кожных углублениях до появления своего потомства


8. Рассказывают, что итальянские скрипачи в 18 веке в футлярах своих скрипок держали жаб, а перед концертом их вынимали и гладили. Для чего они это делали?8. Рассказывают, что итальянские скрипачи в 18 веке в футлярах своих скрипок держали жаб, а перед концертом их вынимали и гладили. Для чего они это делали? Ответ: чтобы руки не потели во время игры Ответ: чтобы руки не потели во время игры













6. Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением света и теплоты. Ответ: горение Ответ: горение 7. Какая связь между дубом и полушубком? Ответ: дубильные вещества Ответ: дубильные вещества 8. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина.8. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. Ответ: железо Ответ: железо 9. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.9. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса. Ответ: озон Ответ: озон




Опыт «Золотой нож» Ответ: В насыщенный раствор CaSO4+ 1 млH2SO4 опускаем нож. Железо вытесняет медь из сульфата меди и покрывает поверхность ножа.Ответ: В насыщенный раствор CaSO4+ 1 млH2SO4 опускаем нож. Железо вытесняет медь из сульфата меди и покрывает поверхность ножа.




Литературная биология. Литературная биология. 1. Какие литературные жанры просто немыслимы без животных и растений?1. Какие литературные жанры просто немыслимы без животных и растений? Ответ: басни, сказки Ответ: басни, сказки 2. Во время пребывания в Одессе А.С.Пушкин был послан графом Орловым собирать сведения об этих насекомых. Что это за насекомые? Ответ: саранча 3. Назовите птицу, из-под пера которой вышло множество литературных шедевров. Ответ: гусь За описанную им птицу он получил Нобелевскую премию не по биологии, а по литературе. Назовите его имя и произведение. Ответ: Морис Метерлинк Синяя птица


История и химия 1. Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые- токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?1. Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые- токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?


Ответ Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из- за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.


2 Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:2 Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп: либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена.либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена. Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли. О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь? Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия – одна из крупнейших ее земель.Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия – одна из крупнейших ее земель.


3. Какое отношение имеет слово пломба к химии? Ответ: Когда-то образующиеся полости в разрушающихся зубах стоматологи заполняли свинцом. Поскольку свинец по-латыни плюмбум, то заполненную полость стали называть пломбой.. Несмотря на то, что для этой цели сейчас применяют в иные материалы, слово пломба в стоматологии, существует традиционно.


4. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена, но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? Ответ: Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем.

Игорь Иванович Акимушкин

Занимательная биология

Художники А. Колли и И. Чураков

В этой книге не рассказано обо всем даже понемногу. Ведь нельзя объять необъятное. Поэтому я старался не писать о том, что так или иначе всем известно, что можно узнать из учебников и справочников. Я избегал анатомии, биохимии, даже физиологии - всего слишком специального и того, что уже не ново (если без этого можно было обойтись).

Зато о генетике, о которой у нас долго не писали, я рассказал подробно, рискуя наскучить однообразным повторением генетических терминов, без знания которых, впрочем, теперь невозможна никакая культурная деятельность человека.

Предпочтение было отдано тем исследованиям последних десятилетий, которые меня поразили, чего я сам не знал до недавнего времени и что интересно.

В работе над книгой мне помогали друзья, которым я хочу сказать здесь большое спасибо!

Жене моей Алине - за умные идеи, которые она так щедро дарила и за главу «Вечная слава воде!».

Моей сестре (и кандидату медицинских наук) Л. И. Приваловой - об аллергии и конец главы о крови написала она.

Н. М. Пожарицкой - за веселый рассказ о том, «Чем люди думают» и «Как это случилось?».

Н. В. Лысогорову (кандидату наук и писателю) - за оптимизм, с которым он уверяет, что «Никто еще не умер от старости».

Поверим ему без спора. Ведь истинная мудрость, говорит философ, состоит в том, чтобы рассуждать о жизни, а не о смерти. Поэтому переверните страницу - в каждой главе вас ждут рассуждения о жизни.

Великий пролог

«Откуда есть пошла Земля»

Десять миллиардов лет назад нам дали основательного пинка, и с тех пор мы летим, «в звезды врезываясь». Летим со скоростью сверхкосмической.

Астрофизики обнаружили, что в спектрах видимых галактик линии поглощения смещены в их красные концы. Это значит, что галактики разлетаются во все стороны. И чем дальше они от нас, тем быстрее летят и тем больше в красный край спектра сдвинуты линии поглощения их газов. Самые далекие мчатся почти так же быстро, как фотоны! А ведь быстрее фотонов (а проще говоря, света) нет ничего во вселенной.

Это значит также, что когда-то, по-видимому, все галактики толпились в одном центре, и плотность вещества здесь была сверхогромной. Потом взрыв, равного которому мир не знал с тех пор, разбросал материю во все концы. Случилось такое, как полагают, 10–13 миллиардов лет назад. Это, утверждают некоторые наши астрономы, «экспериментальный факт, который нельзя игнорировать». Другие же говорят, что никакого взрыва сверхплотного вещества не было: откуда и куда летят галактики, нам неведомо.

С одного или с разных стартов начала звездная материя свой вечный круговорот, не так уж и важно. Важно, что она существует.

В каком же виде существует?

Силовые поля, плазма, протоны, нейтроны, электроны, фотоны, атомы…

Среди атомов - две трети водородных, почти треть гелия и лишь сотая часть всех других элементов, известных на Земле. Значит, мир, в котором мы вращаемся, в основном водородно-гелиевый.

Мир занят синтезом: при жарище в сотни миллионов градусов и под давлением в миллиарды атмосфер в недрах звезд (а их миллионы миллиардов!) из ядер легких элементов «куются» ядра тяжелых.

Но на Солнце, которое так жарко светит в летний полдень, созидается лишь гелий: из водорода. Почему? Да потому, что температура там - увы! - слишком мала для синтеза тяжелых элементов. Так почему же они все-таки есть в атмосфере солнца и в недрах его спутников? Железо, свинец, уран? А потому, что когда-то очень давно вещество, из которого теперь сложена вся солнечная система, было «телом» гигантской звезды. В ее утробе тяжелые элементы и родились. Потом звезда взорвалась, и из осколков «слиплось» Солнце и планеты. Значит, все мы состоим из атомов, бывших уже в употреблении.

Итак, 5 миллиардов лет назад Солнце светило ярко и жарко. Но светило, можно сказать, попусту, никого не радовало: ведь Земли тогда еще не было. Не было и других планет. Только пыль космическая кружилась вокруг одинокого желтого карлика (так непочтительно называют астрономы наше Солнце).

Пыль была холодная: минус 200 градусов! Все плотнее сжималась она и плотнее. Медленно сгущалась. А затем расслоилась, и каждый слой слипся в твердый, бешено вертящийся шар. Родились планеты.

На третьем вертящемся шарике мы с вами и живем. Сначала он был очень холодный. Но радиоактивные вещества - уран да радий, - распадаясь, разогрели земные породы. Шар начал плавиться. А потом снова остыл, но только с поверхности.

Когда шар плавился, более легкие минералы всплывали на поверхность, тяжелые погружались в глубины. Поэтому, когда новоиспеченная Земля покрылась корочкой, оказалось, что затвердевшие на ее поверхности горные породы сложены из двух слоев - легкого верхнего и тяжелого нижнего . Их называют «сиалем» и «симой». Слова эти ввел в науку

Почему, питаясь одной и той же пищей, дыша одним и тем же воздухом, живя примерно в одних и тех же условиях, развиваются совершенно разные животные и растения? Как из одной-единственной клетки возникает, например, человек? Когда, где и как зародилась жизнь на Земле?
Как появился на Земле человек? Над этими и многими другими подобными вопросами, конечно, не раз задумывался каждый. Предлагаемая книга в занимательной форме не только по возможности ответит на все эти вопросы, но и расскажет о многих замечательных, а порой и неожиданных открытиях в биологии. Увлекательное изложение, многочисленные рисунки и оригинальные фотографии, несомненно, помогут читать эту книгу.

Рождение люльки.
Вернемся к сиалю. Казалось бы, толщина его всюду на поверхности Земли должна быть одинаковой. На самом деле это не так. Сиаль наиболее толст там, где континенты. Чем ближе к их краям, тем тоньше, а на дне океанов почти совсем его нет. Ложе Тихого океана (а как показали работы советских ученых, возможно, также и Северного Ледовитого) выстлано фактически только симой. Поэтому говорят иногда, что континенты - это гигантские блоки легких пород, всплывшие на поверхность более тяжелой, но менее твердой массы минералов. Сима, как я уже говорил, очень пластична.

Многие даже очень твердые вещества при больших давлениях переходят в особое, так называемое «текучее» состояние. Жар земных недр плавит камни и металлы, но чудовищное давление (в 3 миллиона атмосфер!) действует в обратном направлении, заставляя вновь сгущаться раскаленные пары и лавы. Оттого, по-видимому, материя в утробе нашей планеты пребывает в странном состоянии - ни жидком, ни твердом. Ее можно было бы сравнить со стеклом: оно ведь тоже пластично и течет, если на него медленно и сильно нажимать, но обладает большим внутренним трением, свойственным твердым телам.

На этой-то «текучей» массе покоится земная кора. Все ее части находятся, как говорят, в изостатическом равновесии, нулевой уровень которого лежит приблизительно на глубине 120 километров. Это значит, что, чем легче какая-нибудь область земной коры, тем выше она будет подниматься над этим уровнем. Напротив, более тяжелые ее части погружены глубже. Вот почему дно океанских бассейнов, выложенное в основном тяжелой симой, менее возвышается над уровнем изостатического равновесия, чем те области земной коры, которые сложены преимущественно из толстых слоев легкого сиаля и тонких - симы, то есть материки.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занимательная биология, Акимушкин И.И., 1967 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать fb2
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Читайте также: