Древнегреческий миф похищение огня. Мифы о прометее

Легенда о Прометее, наверное, одна из самых печальных и красивых сказок, которые создало человечество за недолгий срок своего существования. Родилась она в Древней Греции, стране, давшей нашей цивилизации огромный культурный толчок и заложившей основы современной демократии.

Отдельным пластом лежат мифы, сотворенные в Элладе тысячелетия назад. Они настолько прочно вошли в современную историю, быт, что многие даже не знают и не понимают значения обыденных вещей и ритуалов, считая их чем-то естественным и недавно родившимся. А ведь даже простое кольцо с камнем является символом­ и пришло к нам из тех давних времен. И связано оно именно с Прометеем. Большинство, конечно, слышали о нем, но вряд ли смогут толком сказать, что принес Прометей людям, кроме огня, и чем еще знаменит этот мифический титан. А ведь Прометей дал человечеству не только живительное пламя…

Предыстория

Легенд о Прометее много, и каждая имеет право на существование. Попробуем объединить их в одно целое.

Когда-то мир населяли два вида сказочных существ – титаны и боги. Сосуществовали они более-менее мирно, ссорились по пустякам, но дальше этого дело не шло. Но однажды все переменилось, и случилась между богами и титанами настоящая война. Победителями оказались боги во главе с громовержцем Зевсом. Побежденных суровый повелитель молний низверг в мрачные глубины Земли, навеки заточив их за медными дверями и поручив охрану гекатонхейрам – чудовищным сторуким и пятидесятиглавым тварям.

Однако не все титаны сражались против богов. Были и такие, которые, наоборот, поддержали Зевса и его соратников. Среди них был и Прометей – сын титана Япета. Зевс не забыл его услуг и разрешил Прометею свободно жить на Олимпе среди богов.

Творение богов

У древних греков есть несколько версий происхождения племени человеческого. Одна из них утверждает, что это событие произошло благодаря Прометею. Что слепил он первого человека из сырой глины по образу и подобию олимпийских небожителей. Помогла ему в этом Афина, дочь Зевса, вдохнув в ожившую фигурку душу. В результате титан стал создателем, как бы отцом человеческого рода. Именно этим объясняют его такую горячую любовь к людям.

Забота отца о своих детях

Первые люди были слабы и беззащитны. Они ничего не умели и не знали. Человек жил как во сне. Он не различал ни дня, ни ночи, пение птиц и шум ветра ни о чем ему не говорили. Однако Прометей не оставил детей своих. Терпеливо обучал он их всевозможным ремеслам, давал знания об окружающем мире, рассказывал, что такое дружба и любовь. А так как в них была заложена искра божья, то эти примитивные существа постепенно становились настоящими людьми.

Интерес со стороны богов

Смелый эксперимент чудаковатого титана заинтересовал обитателей Олимпа. Для начала они взяли род людской под покровительство, но взамен потребовали поклонения и приношения жертв на воздвигнутых в их честь алтарях. Но и этого показалось мало высокомерным небожителям. Решили они провести общий совет, чтобы придумать, как еще нагрузить простых смертных.

Прометей считал, что люди и так достаточно почитают богов, и поэтому решил не только присутствовать на этом собрании, но и сделать все возможное, чтобы помочь детям своим.

Бык, ставший знаменитым

Главным вопросом было жертвоприношение. Боги хотели, чтобы им отдавали лучшую часть жертвенного животного. Естественно, для людей, живших и так не слишком сытно, это был не лучший вариант. Поэтому Прометей решил пойти на хитрость. Он привел быка, заколол его и разделил на две неравные части. В большую часть он сложил кости, сухожилия и все это замаскировал жиром. В меньшую часть отправились лучшие куски мяса, съедобные внутренности, а сверху была накинута шкура и совсем непригодные в пищу части быка. Зевс заметил хитрость, но выбрал все-таки большую кучу. Сделал он это специально, чтобы обосновать свое последующее наказание сына Япета, которого он всегда недолюбливал.

Огонь и жизнь

За обман богов лидер олимпийцев наказал для начала не Прометея, а род человеческий, не дав ему огня – он рассудил, что так будет гораздо больней для чувств гордого титана. И он был прав. Прометей относился к людям, как к своим детям, и переживал за них едва ли не больше, чем они сами. Тем более он понимал, что, не получив огня, люди очень быстро вернутся к дикому состоянию, из которого он их с таким трудом вывел.

И тогда Прометей пошел на неслыханную дерзость. Он посмел ослушаться повелителя всего живого на Земле. Мятежный титан украл огонь, чтобы отдать его людям. Придя на Олимп в простой одежде путника, он подошел к божественному огню. Опершись на обычный деревянный посох, долго и задумчиво смотрел Прометей на играющее пламя. А когда на него перестали обращать внимание, быстро и осторожно положил внутрь посоха, который оказался пустотелым, тлеющие угли. Незаметно спустившись на землю, титан вихрем пронесся по местам, где жили люди, и везде раздавал угольки. И осветилась темная ночь яркими искрами домашних очагов и веселыми сполохами пастушьих костров. И принесли люди благодарственные жертвы своему отцу и покровителю Прометею, спасшему их от дикости и вымирания.

Гнев богов

Ужасен был гнев свирепого Зевса, когда увидел он с Олимпа, как весело засверкала ночная Земля тысячами маленьких огоньков. Ему не надо было спрашивать – кто дал людям огонь. Он это знал и так. Злопамятный бог решил отмстить и Прометею, и людям.

Пандора

Глупая красавица Пандора открыла страшный ящик, названный потом ее именем. Когда-то, желая как можно больше облегчить жизнь детей своих человеческих, загнал в него Прометей все болезни и печали, все беды и невзгоды, чтобы люди могли жить долго и счастливо. Этот сосуд он отдал своему брату Эпитемею на хранение. Вот к нему и подослал коварный Зевс солнцеликую Пандору, ставшую женой Эпитемея. Открыв это вместилище зла, недалекая и любопытная «мисс Эллады» выпустила на волю всю гадость, что там таилась. С тех пор обречены люди на вечные страдания и беды.

Месть Зевса

Но для Прометея Зевс придумал еще более страшные мучения. Беспощадные слуги царя богов Власть и Сила схватили мужественного титана. По приказу Зевса отвели его в самую безлюдную и дикую часть Земли – на Кавказские горы. Среди угрюмых гор выбрали одинокую скалу, о подножье которой билось в бессильной ярости седое море. Лучший друг Прометея, знаменитый мастер и кудесник кузнечного дела, хромой Гефест, нелюбимый сын Зевса и красавицы Геры, приковал титана нерушимой цепью к самой вершине скалы. Плача от горя и сострадания к своему верному другу, но не смея ослушаться грозного отца, вбил кузнец в грудь Прометея алмазный клин, на все времена пригвоздив непокорного бунтаря к каменному утесу.

Пророчество

Но ничто не могло сломить мужество и гордость неустрашимого титана. Каждый день он посылал проклятия повелителю Олимпа, показывая всем, что дух его не сломлен. А однажды он воскликнул: «Не вечно твое царство, высокомерный владыка! Придет время, и кончится твоя власть. Я вижу твой конец и знаю, как его избежать. Но ты никогда не узнаешь этой тайны!»

Как и любой диктатор, Зевс мечтал жить и править вечно. Поэтому, услышав пророчество поверженного титана, испугался и решил любым способом выведать у него самую главную тайну своей жизни. Он послал к Прометею бога хитрости и коварства, лукавого Гермеса, чтобы тот выпытал обманом у него этот секрет. Но прикованный титан только посмеялся над жалкими потугами бога лжи и подлости: «Никогда я не буду рабом твоего хозяина, никакие мучения не сломят меня и не заставят рассказать тебе правду!»

Униженный Гермес вскричал в бешенстве: «Тогда я расскажу, что тебя ожидает! Скоро, очень скоро ты окажешься в самой мрачной каменной бездне, где проведешь века. А когда ты потеряешь счет времени, ты снова увидишь свет, но, поверь, тебе захочется обратно в бездну. Потому что каждый день к тебе будет прилетать огромный орел и терзать твою печень! И вот тогда ты сам взмолишься о пощаде!» Но в ответ коварный бог услышал только презрительный смех.

Несломленный духом

Все случилось, как и предрекал Гермес. В одну страшную ночь началась небывалая буря. Море ревело, как взбесившийся Немейский Лев, а небо беспрерывно хлестало молниями. И не выдержала могучая скала, к которой был прикован мятежный титан. Надломилась и рухнула в клокочущее море, уйдя через него в черную бездну.

Примечание. Немейский Лев – чудовище, убитое Гераклом (1-й подвиг из 12).

Никто не может сказать, сколько прошло времени, может, 10 веков, а может, 100. Но пришел час, когда ничего не забывающий Зевс поднял скалу из пучины и снова поставил ее на землю. В тот же день прилетел гигантский орел и начал клевать печень бесстрашного мученика. Насытившись, мерзкая птица улетала за горизонт, чтобы завтра появиться вновь. Прометей был бессмертен, как и все богоподобные создания, поэтому за ночь печень восстанавливалась и у орла все время была сытная трапеза. День за днем, год за годом, столетие за столетием длилась эта пытка. Но ни одного стона не слышали пролетающие мимо чайки, ни одного крика боли не донеслось до чутких ушей Зевса.

Не боящийся богов

Все когда-нибудь заканчивается. Пришел конец и мукам Прометея. Легендарный герой Эллады, могучий Геракл, во время одного из своих бесчисленных путешествий случайно оказался в тех безлюдных местах. Прометей давно ждал его, так как обладал даром предвидения и знал, что рано или поздно появится герой и спасет его. Он позвал Геракла, и богатырь, подойдя ближе, ужаснулся, глядя на истерзанного титана, о котором слышал только хорошее. Ни минуты не колебался могучий Геракл. Его не страшили ни гнев Зевса, ни гигантский орел, который уже приближался к скале. Вскинув свой огромный лук, герой пустил стрелу и наповал убил кровожадную птицу. А потом одним ударом своей мощной палицы разбил волшебные цепи, сковывающие титана. Так наконец-то Прометей обрел свободу. И лишь после этого он рассказал примчавшемуся Гермесу, что ожидает Зевса. Ну, это уже другая история.

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.

Кратко о главном



Прометей тайно проник на священную гору Олимп и похитил для людей огонь . Он также научил людей всему, что сам знал: счету, письму, ремеслам. По мифам древних греков, именно благодаря Прометею люди стали теми, кем они являются сегодня.

Но Прометей действовал против воли Зевса, чем вызвал его гнев. За это он был вынужден испытать колоссальные страдания, как и положено настоящему герою. Греки верили, что только через трудности можно развить себя, если все дается легко и человек только испытывает наслаждения, то он не развивается.

Зевс приковывает титана к скале, теперь он вынужден ответить за свое сострадание к людям.

Начало



В начале времен у земли Геи и неба Урана родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Одного из титанов звали Иопет, который женился на Климене. По другой версии – Фемиде. У них родилось четверо детей: Атлант, Минетий, Эпиметей и Промитей.

Имя Прометей означает тот, который сначала думает, а потом делает . По одной из версии мифа, Прометей обладал даром предвидения, по другой его мать обладала этим даром и делилась с ним тайнами будущего.

В любом случае Прометей предвидел победу Зевса в войне против его жестокого отца Кроноса и уговорил своего брата - Эпиметея встать на сторону Зевса. Прометей был силен и хитер, он обладал живым умом и находчивостью, чем сильно помог Зевсу в страшной войне – Титаномахии.

Зевс победил, на земле настала эпоха мира и процветания. Войны кончились. Но со временем богам становится скучно.


Зевс просит своего сына – бога кузнеца создать что-то интересное, то, что сможет занять богов. Гефест созывает в своей мастерской 12 олимпийских богов, они смешивают землю, огонь и все первоначальные элементы создавая тем самым самых разных живых существ.

Одни будут обладать невиданными размерами, иметь необычную внешность – это будут животные . Другие будут походить на богов, они будут их уменьшенными копиями. Их назовут людьми . Они будут только мужского пола.

Остается только наделить животных и людей внутренними качествами. Эту задачу Зевс поручает выполнить двум братьям - Прометею и Эпиметею.

Эпиметей жаждет первым поучаствовать в столь интересном занятии, и брат уступает ему. Эпиметей с головой уходит в работу над животными, одних одаривает ловкостью, других силой, третьих делает ядовитыми, четвертым дает мощную защиту. В конце концов, он понимает, что отдал животным все качества, которые дал ему Зевс.


Животные стали сильными и приспособленными, а люди были нежны и хрупки, у них не было никакой защиты. Тогда Прометей просит Зевса подарить людям огонь, для защиты от диких зверей и обогрева ночью.

Зевс соглашается и кидает на землю молнию, из-за которой случается пожар. Людям остается только подхватить огонь. Вскоре на земле наступает эпоха процветания. В это время люди не заботились о еде, так как урожай рос сам по себе. Боги часто появлялись и показывались людям, устраивая совместные пиры. Болезней не было, а смерть всегда приходила во сне. Бог Гипнос забирал души в Элизиум.

Но золотой век проходит и Зевс решает, что людям пора отправиться в вольное плавание, без поддержки богов.

Обман Прометея


Зевс решает устроить показное жертвоприношение, на которое созывает всех людей и богов. Он требует, чтобы люди приносили жертвы богам, и просит Прометея разделать быка на две части. Прометей разделывает быка и лучшую часть маскирует требухой, теперь она выглядит совсем не аппетитно. Кости же он покрывает большим слоем жира, так что теперь они выглядят хорошо.

По одной из версий, Прометею не нравилась сама идея того, что люди отныне останутся без помощи богов, ему также не нравилась идея жертвоприношений живых существ.

Зевс приходит в ярость, он обрушивает свой гнев на людей в виде всемирного потопа. По другой версии он отнимает у людей свой дар – огонь. Теперь люди не могут согреться ночью и защититься от хищников.

Возвращение огня



Прометей бросился к Афине и попросил впустить его на олимп. Афина проявила сострадание к людям и помогла Прометею. Взяв полый посох и положив туда угли священного огня, Прометею удается тайно выкрасть огонь с Олимпа.

Прометей возвращает огонь людям и начинает давать людям знания. Теперь люди сами могут добывать огонь, они узнают о ремеслах, учатся писать и читать, узнают о кораблях, о том, что существуют другие территории.

Зевс еще пуще прежнего недоволен действиями Прометея, по его мнению люди должны были сами всего добиться, но Прометей проявил сострадание к людям и теперь его ждет суровое наказание.

Первая женщина


Зевс снова зовет своего сына Гефеста и приказывает по образу и подобию богинь создать женщину . Она должна быть великолепна, обладать поразительной красотой и возбуждать страсть в мужчинах. Афродита наделила ее красотой, Афина дала своевольный характер, Богини времен года подарили нежность и хрупкость, а Гермес вложил в нее лживый и любопытный ум. Так появилась первая женщина на земле – Пандора. Ее имя означает дар всех богов.

Создание Пандоры это пламя, которое Зевс послал людям, оно греет и одновременно обжигает.

У Эпиметея на хранении находится ящик со всеми бедами. Каждый бог поместил туда нечто пагубное или опасное. В нем были собраны все несчастья вселенной. Зная это, а также зная, что Эпиметей сначала делает, а потом думает , Зевс посылает к нему Гермеса с подарком в виде Пандоры.


Эпиметей помнит, что брат сказал ему не принимать никаких подарков от Зевса, но красота Пандоры затмевает его разум и он с радостью принимает ее.
Разумеется, зная о большом любопытстве Пандоры, Зевс рассказывает ей о шкатулке и просит ее ни в коем случае не открывать ее.

Беспроигрышный способ разжечь женское любопытство сработал. В ту же ночь Пандора приоткрывает шкатулку и наружу тот час вырываются все беды и несчастья, все, что будет вечно терзать людей.

Ошеломленная Пандора тотчас закрыла крышку, но было уже слишком поздно. Отныне окончательно отделенное от богов человечество, будет продолжать свой род через женщин.

Добро и зло отныне неотделимы . Теперь людям придется самим добывать себе пищу и выживать в этом мире. Но не все потерянно. На дне шкатулки осталась надежда, она не успела выскочить.

Поэтому, даже испытывая самые тяжелые беды, человечество всегда сохранит надежду.

Зевс наказал смертных, пришла очередь наказать своевольного Прометея.

Наказание Прометея


Такой жестокости боги еще не видели. Зевс приказывает своему сыну и двум его слугам, власти и силе приковать Прометея к скале на одной из вершин Кавказа, между черным и каспийским морем.

Гефест был другом Прометея, но не мог ослушаться своего отца. С горем в сердце выполнил он приказ, стуча своим молотом, вбивая в скалу клинья. Вскоре на этот звук к Прометею приплыли Океаниды , его двоюродные сестры. Они умоляли Прометея попросить прощение у Зевса. Его мать Фемида также не могла смотреть на страдания сына. Однако Прометей стоял на своем и требовал Зевсу признать, что он несправедлив к людям.

Вскоре к нему приплывает сам Океан и говорит, что сейчас же отправится на Олимп просить милости Зевса. Но Прометей отговаривает его, зная, что Зевс очень зол и может наказать Океана.

Однажды прибегает к Прометею Ио.


Ио была любовницей Зевса и чтобы скрыть ее от Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Гера, завидев белоснежную корову, попросила Зевса подарить ей ее. Зевс не смог отказать своей жене, однако видя, как Ио страдает, решает помочь ей и просит своего сына Гермеса выкрасть ее.

Узнав о том, что корова сбежала, Гера решает ее наказать. Она посылает ей огромного овода, который день и ночь ее жалит.

Лишенная рассудка из-за боли, бешеная Ио прибегает к Прометею и, вернув ненадолго свое сознание, просит предсказать ей будущее, сколько еще ей терпеть эту невыносимую боль?

Прометей с горем в сердце сообщает ей. Что еще многие годы будет бегать она по свету лишенная рассудка. Пока не прибудет однажды в Египет. Там Зевс вернет ей ее человеческий облик и родит она сына - Эпафа. Он будет родоначальником поколения героев, один из них - Геракл , придет и освободит меня. Только тогда я открою Зевсу важную тайну, о том, кто свергнет его с престола.

Снова ужалил ее огромный овод, и снова помчалась Ио прочь.


Услышав это, Зевс послал к Прометею Гермеса . Гермес потребовал рассказать о тайне будущего Зевса. Но Прометей стоял на своем и отказался говорить. Тогда Зевс окончательно разозлился, он низверг Титана в тартар, куда не попадал ни один лучик солнца.

Долгое время провел в темноте титан, пока его не вытащили. Но не для того, чтобы помиловать, а для новых мучений. Каждое утро к нему прилетал орел, который клевал его печень. За ночь печень отрастала вновь, чтобы утром птица снова принялась за работу.

Ужасные муки испытывал Прометей, и вся природа сострадала ему. Многие тысячи лет испытывает страдания Прометей. Зевс, в конце концов, сдается. Он посылает своего сына, рожденного от смертной женщины освободить Титана.


Геракл находит Прометея связанным цепью и прибитым к скале. Он убивает прилетевшего в назначенный час орла и освобождает Прометея. Взамен Зевс просит раскрыть ему тайну будущего, Прометей соглашается и рассказывает ему о том, что сын его возлюбленной морской нимфы Фетиды будет могущественнее отца.

Зевс немедленно прекратил общение с Фетидой и заставил ее выйти замуж за простого смертного - Палея . От этого брака у них рождается Ахилл .

Зевс просит Прометея сделать кольцо из части цепи, что сдерживали титана и вставить в него камень со скалы. Так Зевс сдерживает свое обещание. Прометей на веки прикован к скале. С тех пор люди начали носить кольца в знак памяти жертвы Прометея.

Некоторые говорят, что людей слепил из земли и воды по образу богов Прометей, а Афина вдохнула в них жизнь.
Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и его брату Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными.
Получилось, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам. Однако Прометей сумел перехитрить его.
Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, он сложил в один мешок всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой - наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать мешок, поддался на обман и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам. Обнаружив хитрость Прометея, Зевс решил проучить его, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

Тогда Прометей похитил огонь (по одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой - с помощью Афины поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы) и отдал его людям.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Но при этом он лишил их знания будущего (которым они раньше обладали), дабы не разбивать их сердец.
Ночью Зевс увидел с Олимпа мириады мерцающих на земле костров и пришел в ярость. По его повелению Прометей был прикован цепями к Кавказским горам. Каждый день к нему прилетал орел‑стервятник и терзал его печень, которая к следующему дню вырастала вновь.

Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из глины женщину - Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.

В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.


История Прометея — один из самых известных древнегреческих мифов, ты наверняка не раз слышал это имя. Прометей оказал серьезнейшее влияние на человечество. Благодаря ему люди получили огонь, но оказывается Прометей ещё является причиной появления женщин на Земле.

Греческие мифы являлись формой обучения подрастающих поколений и попыткой объяснить законы мироздания. История Прометея даёт очень интересный взгляд древних греков на природу женщин и именно с этой истории я открываю новую рубрику на сайте, которая так и называется — «женщины».

Миф о Прометее

Всё началось давным-давно. Сначала появился Хаос, затем Гея — божество земли, от неё родился Уран, бог неба. От Геи и Урана произошли циклопы, гекатонхейры и титаны.

У титана Иапета и его супруги Клемены родились четыре сына: Менетий, Атлант, Эпиметей и Прометей. Имя Эпиметея обозначает, «тот кто сперва делает, а затем думает», а Прометей — «обладающий даром предвидения», тот кто прежде всего думает, а затем делает.

Титаномахия — война богов и титанов

Во время борьбы Зевса за власть, против были все титаны, кроме одного — Прометея, обладавшего даром предвидения и знавшего, что победителем в войне будет Зевс, поэтому примкнул к громовержцу и убедил Эпиметея сделать то же самое. Началась затяжная война — титаномахия, в ней, как предсказывал Прометей, победил Зевс.

Создание человека


Наступило мирное время, олимпийские боги всё больше погружались в скуку. Зевс обратился к сыну — Гефесту и приказал создать что-то для развлечения богов. Гефест долго раздумывал и наконец родилась идея. В мастерской он связал вместе начальные элементы Вселенной и боги создали животных. Другие существа были сделаны подобием богов и имя им — люди, которые будут исключительно мужского пола.

Осталось распределить качества между животными и людьми. Исполнить поручение царь богов наказал титанам Прометею и Эпиметею. Эпиметей попросил брата уступить ему эту работу. Прометей, несмотря на дар предвидения, позволяет себя уговорить.

Эпиметей берется за дело: одних зверей он наградил силой, других скоростью, третьих скрытностью. Одним дал теплый мех, чтобы согреться, другим толстую шкуру, чтобы защититься от хищников. Закончив работу, Эпиметей раздал все качества животным, и так увлекся, что совсем забыл про людей.

Тогда Прометей пришёл к Зевсу с просьбой, дать людям что-то для защиты от животных, пусть боги подарят людям олимпийский огонь. От молнии бога-громовержца люди извлекли огонь, оставалось лишь поддерживать его.


Гипнос — бог сна

Наступило золотое время человечества. Люди жили в мире и безмятежности, ни невзгод, ни войн, ни стихийных бедствий, ни голода, пшеница росла сама собой и её хватало на всех. Люди имели возможность пировать вместе с богами. Они не умирали как в наши дни, когда приходило время, бог сна Гипнос забирал людей в Элизиум — загробную обитель душ блаженных.

Бунт Прометея

Настал момент, когда Зевсу надоело общество людей, он задумал определить человечеству место в существующем миропорядке, где царь на вершине, остальные боги ступенькой ниже, а люди ниже всех.


Зевс организовал пир и пригласил всех богов и людей, приказав принести в жертву быка, поделив тушу пополам. Хорошая половина должна достаться богам, худшая — людям. Все божества согласились с царем, не согласен лишь Прометей, ему не по нраву подобные правила, он возмущен, что люди лишаются всех благ, но именно Прометей получил поручение поделить жертвенного быка и титан принял решение дерзко обмануть царя богов.

Прометей разделил тушу быка следующим образом: на одну чашу положил лишь кости, но обильно покрыл их жиром, что придало очень привлекательный вид. Съедобную половину Прометей покрыл осколками костей и потрохами, что сделало её очень неприглядной и представил на выбор Зевсу.

Выбор громовержца пал на привлекательную часть, которая на самом деле являлась костями, покрытыми жиром. Вскрыв обман Прометея, Зевс пришел в ярость. И пусть царя богов обманул хитрый титан, платить будут его подопечные — люди.

Сперва Зевс забрал у человечества хлеб. Отныне, чтобы выжить, людям придется трудиться. Затем он забрал свой главный подарок — огонь, теперь нельзя было защититься от зверей или осветить свой путь во тьме.

Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.

Прометей бросился к Афине, дочери Зевса, попросил заступиться за людей, которых наказывают за то, чего они не совершали. Афина соглашается тайно пропустить его на Олимп. Он взял угли из священного огня, спрятал в полом стебле фенхеля и выкрал.

Создание первой женщины

Прометей бросил вызов царю богов и будет наказан. Зевс опять обратился к Гефесту, который создал мужчин и повелел сделать женщину, которая должна выглядеть как богиня. Пусть она будет великолепна, обладать красотой и всеми возможными внешними достоинствами.


Афродита одарила её красотой и женственностью, Афина подарила прекрасные одежды, Горы — богини времен года, увенчали её голову цветами, Грации обвили шею ожерельями. Гермес по приказанию Зевса наделил её умом, лживым властным характером, сексуальным желанием, которое невозможно удовлетворить, а самое главное — любопытством. Этому созданию дали имя Пандора, что означало «подарок богов».

Прекрасное существо готово и Зевс вдохнул в неё жизнь. Так появилась Пандора — самая первая женщина на Земле, прародительница всех женщин. Пандора — это огонь, посланный людям взамен того, что царь богов отнял, который согревает, но в то же время обжигает. Создание Пандоры — наказание человечеству за похищение олимпийского огня Прометеем.


Теперь необходимо было свести Пандору с мужчиной, но не со всяким мужчиной, а с тем, кто сначала делает, а потом думает — с Эпиметеем. К нему пришел Гермес и принес прекрасный подарок — Пандору. Эпиметея охватили сомнения, потому что брат предупредил, не брать от Зевса никаких даров, ведь Прометей всё знает, он может предвидеть события, но красота Пандоры ослепляет Эпиметея и он принимает её.

Зевс подарил Пандоре шкатулку. Боги наполнили её всеми бедами мироздания: болью, смертью, недугами, катастрофами, войнами… Зевс предупредил Пандору, никогда не заглядывать в шкатулку — идеальное решение для разжигания женского любопытства.


В первую же ночь Пандора не удержалась перед искушением узнать, что находится внутри шкатулки. Она приподняла крышку, в тот же миг на Землю вырвались все беды, которые будут терзать людской род до конца времен. Добро и зло отныне станут неотъемлемыми составляющими нового мира.

Наказание Прометея

Прометей несколько раз обманул Зевса. Пандора — вот ответ царя богов на обман. За её безупречной красотой, скрыты ужасные беды. Отныне человечество будет продолжать своё существование через оплодотворение женщины.


Зевс покарал человечество, настал момент наказать их защитника. Он повелел приковать Прометея на вершине Кавказских гор. Каждый день орел будет прилетать и клевать печень Прометея, каждое утро она будет отрастать вновь, потому что титан бессмертен. Но Прометей не просил пощады, он хранил тайну, от которой зависело будущее Зевса. Если царь богов хочет узнать её, придется дать титану свободу. Так прошла тысяча лет.


Наконец Зевс уступил терпению Прометея и отправил Геракла на помощь. Освобожденный титан сдержал обещание и рассказал, если Зевс возьмет в жёны морскую нимфу Фетиду, она родит ему сына, который свергнет отца. Громовержец сразу положил конец этому любовную приключению и приказал Фетиде соединиться со смертным, от которого она в будущем родит великого героя Ахиллеса.

Вот такой древние греки видели источник происхождения женской природы и воспитывали на этих историях своих сыновей. Молодые (и не очень) люди нового времени воспитаны в большинстве своём мамами и сопливыми голливудскими мелодрамами, которые очень далеки от реальности.

Древние считали женщину источником всех проблем человечества, в современном мире женский образ наоборот превозносится до уровня невинного непогрешимого беззащитного ангела. Правда наверняка где-то посередине, но, если ты до сих пор витаешь в облаках, советую прислушаться к опыту далёких предков, иначе наследница Пандоры приоткроет свою шкатулку специально для тебя. Удачи.

Читайте также: