Идет время но меркнут годы войны. Подготовка к сжатому изложению. Урок- подготовка к сжатому изложению

18.10.2016 - 21:57

ДРУЖБА КАК ЦЕННОСТЬ

В доме человеческого счастья дружба сооружает стены, а любовь создает купол. В этих словах Козьмы Пруткова образно определена роль дружбы в людских отношениях. В первобытном обществе дружба, как правило, связывалась с символическим родством- кровной дружбой, побратимством, братством по оружию. Права и обязанности друзей должны были отвечать традициям. Позднее дружба скорее сблизилась с товариществом, которое базируется на общности интересов. Дружба облагораживает жизнь, ее уважали и возвеличивали мыслители с давних времен. В оценке Аристотеля, дружба необходима в жизни. Никто, по его мнению, не желает жить без друзей, даже если он имеет все блага мира. Истинны слова древнегреческого философа Плутарха: «Дружба добавляет утешения и очарования светлым сторонам жизни и уменьшает страдания.» Некоторые люди даже убеждены в том, что быть хорошим человеком и другом почти одно и то же. Сейчас, когда ритм жизни приобретает бешеный темп, когда нет времени для общения, а телевидение заменяет человеческие отношения, разве не актуальны вопросы глубоких, преданных, дружеских отношений? Разве подчас не заменяются эти отношения поверхностно приятельскими, которые основаны на общности дел и отдыха? Несомненно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь, всегда останутся наивысшими ценностями. Они есть тайным процессом, который невозможно запрограммировать. Эти высокие чувства наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают человека. Развитие дружбы предполагает соблюдения неписаного «кодекса», который утверждает необходимость взаимопонимания, открытости, искренности, преданности, доверия. Нарушение этих неписаных правил приводит или к прекращению дружбы, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к противоположному чувству-враждебности.(226 слов)

Напиши изложение текста, дополни его собственными размышлениями, дав ответ на вопрос: «Веришь ли ты в дружбу? Что ты больше всего ценишь в друзьях? Каким надо быть человеком, чтобы сохранить дружбу на всю жизнь?» Приведи примеры из литературы, жизни, иллюстрирующие настоящие дружеские отношения между людьми и наоборот отношения, переросшие из дружбы в предательство. Сделай вывод.

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело — на фронте, в промышленности и сельском хо-зяйстве, в партизанском тылу, — боролись все, от ма-ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду-ховных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча-тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич-ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва-лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино-го выхода не было. И миллионы молодых, да и по-старше людей — мужчин, парней, женщин — при-няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом-нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове-дать потомкам о смысле их жизни и особенно — их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи-ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют-ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима-ем, как нам нужно знать о них по возможности боль-ше. У каждого из них была малая их родина, были ро-дители, были их, пусть мало значащие ныне для нас, дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы. Вспомнить погибших — долг всех живу-щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла-тили своей.

(По В. Быкову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания В. Быкова: «Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту жизнь они, павшие, оплатили своей».

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Сострадание — активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се-мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са-мим равнодушным?

С самого детства воспитывать прежде всего са-мого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно-стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не-достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро-ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным, беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра-вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на-рушится, и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познако-миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ-ляется в своем отделении в выходные дни и в празд-ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни-когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ-ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст-вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя слепым страхом, одиночеством, запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания С. Львова: «Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие».

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

МОЙ ДОМ-МОЯ ГЛУПОСТЬ?

Двадцатый век человека разбаловал. Отныне жизнь несётся с бешеной скоростью. Обстановка любого дома меняется за пять-десять лет так, как в иные времена не менялась за несколько веков. К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам - «век информации». Но как сказал один умный человек: «мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Ежедневно выходя в «мировую паутину», человек потребляет гигабайты чепухи; но давайте спросим себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?..Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги - от них много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов - бумага, Гоголь - много бумаги, Лев Толстой - очень много бумаги, невыносимо терпеть. Зато на компьютеры, напротив, аллергии почти ни у кого нет.

Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек. Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали отгораживать целые площадки. Затем - подъезды. Почему это было не нужно двадцать лет назад? И почему, закованный в железо, прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее, чем раньше, когда из дома выходил сразу на улицу? Разве для этого наши деды отстояли Победу в Вов? Мальчишки больше не хотят на Марс, на Луну… Мальчишки хотят сто вторую версию очередной компьютерной игры или последний «Айфон». Мы ежедневно смотрим телевидение, где красят, штукатурят и передвигают мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят и парят что-то на кухне, а потом ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц. Но на самом деле ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми годами - нашей единственной и неповторимой жизни! Разве для этого она нам дана?

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи? Каким должен быть Ваш дом, чтобы о нем никто не посмел бы сказать: «Мой дом- моря глупость…»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ, И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ РАБОТНИК.

Человек и природа - два совершенно неразделимых понятия. Что-то заставляет решительно возразить этому утверждению и без малейшего сомнения громко заявить, чтобы слышали все: «Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика!» Наверное, так громко, насколько хватит сил. Почему? Потому что слишком глобальными и серьезными стали проблемы взаимоотношения человека и природы. Вспоминаются слова писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе, К. Паустовского: «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране…» Нельзя любить Родину, не находя в себе отклик на красоту распускающегося бутона, шелест дождя, восход солнца. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы,

пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением

гражданственности, патриотизма. Хочу вспомнить эпизод из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Раненый князь Андрей под небом Аустерлица. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний о славе и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что-то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…. И как я счастлив, что узнал его наконец.». В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять. Под небом Аустерлица происходит переоценка ценностей. С ускользающей жизнью ускользает и весь этот прекрасный и бесконечный мир, и жизнь превращается в золотой самородок, за который бы отдал все на свете.

В природе заключена и вечность, и правда жизни, и ответы на вопросы бытия. Самое главное, чтобы Человек, будучи работником в этом прекрасном храме, действительно сумел стать мастером; трудился умело, с любовью, заботой, осторожной и особенной бережностью, сохраняя и преумножая невосполнимые богатства для будущих поколений. (290 слов).

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Природа - храм или мастерская? Как человек должен вести себя во взаимоотношениях с природой?»

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Словом можно убить, словом можно спасти.

Сколько слов произносится людьми... А слова -они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия.
А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.
К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в Интернете и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мирах.
Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.
"...словом можно спасти."
Не спорю. И даже поддерживаю это мнение и могу доказать на конкретных фактах. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя."-именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы; от богача до нищего... Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. А речь идёт, как о спасении на духовном, так и на материальном уровне. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь. Они были, как плечо, заботливо подставленное споткнувшемуся на жизненном пути человеку, позволяя ему идти дальше без синяков и ссадин.
И в заключении приведу строки поэта В. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Дай аргументированный ответ на вопрос: «Какова роль слова, брошенного целенаправленно или случайно? Какова мера ответственности человека за свои слова?»

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ

Принято считать, что молодые годы - самые беззаботные. Но это вовсе не так. Это самые ответственные годы в нашей жизни. Ведь в молодости мы ступаем на первые ступень лестницы, которая называется жизнь.
Именно в молодости мы принимаем большинство решений, которые существенно влияют на всю оставшуюся жизнь. Первым и очень весомым решением является поступление в высшее учебное заведение. От того, куда мы поступим, в большинстве случаев будет зависеть место работы. Выбор профессии очень тяжелый, ведь их существует более трех тысяч. А нам предстоит выбрать всего лишь одну, иногда - две.
Вторым, не менее важным решением, является выбор своей второй половины. И счастливая семейная жизнь зависит именно от того, кто будет идти рядом по жизни. Счастливая жизнь во многом зависит от совместимости характеров и общих мировоззрений влюбленных.
Пожалуй, самое важное - именно в этот период мы начинаем вести тот образ жизни, который не меняется в большинстве случаев до конца жизни. Очень тяжело в этом возрасте не поддаться множеству соблазнов и не отдать свою жизнь на растерзание вредным привычкам - курению, алкоголизму, наркомании…
Самым тяжелым является то, что мы еще не сформированы как личности. Именно в этот период мы можем сделать множество непоправимых ошибок, о которых будем жалеть всю жизнь. Очень непросто обладая неустойчивой психикой, провести молодость достойно.
Я считаю, что, не смотря ни на какие суждения, молодым быть вовсе нелегко, ведь в период молодости мы закладываем фундамент будущей счастливой и благополучной жизни.

Дай аргументированный ответ на вопрос: « Легко ли быть молодым? Определи жизненные ориентиры, являющимися для тебя приоритетными».

ОГЭ. Аудиотексты изложений по русскому языку. Текст 26. Цель: подготовить обучающихся к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (ОГЭ). Звук в формате МР3.

Просмотр содержимого документа
«Текст 26»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу - боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней - красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

(По В.Быкову)

Пример сжатого изложения

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, очевидно, что на ее фундаменте возведено все настоящее и, возможно, будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности правоты дела мира. Миллионы людей приняли смерть, сознавая, что, судьба Родины и человечества дороже собственной жизни.

Великая Отечественная война - целая эпоха в истории нашей страны. Одна из замечательных черт минувшей войны - народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила города и поселки. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Теперь все яснее видится: наши жертвы были не напрасны, каждая пролитая капля крови приближала нашу победу. Миллионы жизней - красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа.

В данном ресурсе представлена методическая разработка урока по заявленной теме, мультимедийное сопровождение урока в виде презентации, интерактивный тест, который выдаёт оценку по результатам, лист самооценки, раздаточный материал. Урок подчинен одной общей теме, теме Великой Отечественной войны. Содержит интересные тексты по данной теме. Задачи урока:

1. Закрепление изученного по теме урока

2. Нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;

3. Составление схем СП;

4. Построение сложных синтаксических конструкций (ССК);

5. Применение ССК в собственной речи;

6. Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

7. Подготовка к ЕГЭ;

8. Воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАША СИЛА И ВОЛЯ

Прочитаем текст В. Быкова, известного белорусского писателя. Определим тему текста, основную мысль автора. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. 2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. 3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. 5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. 6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. 8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.


Урок- подготовка к сжатому изложению.

Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

Продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

Создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, листы оценки, листы формата А3, маркеры. (урок проводится в кабинете информатики).

Ход урока.

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока . Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Слайд №2. Фонохрестоматия,аудиозапись.

«Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста. Слайд №3 Работа с маркерами

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Война, победа, фашизм, фронт, партизанский тыл капля крови, поле боя, миллионы жизней…)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том,..

3.Текст можно озаглавить.

(В данном случае название дано)

4.Текст разделен на 3 абзаца.

С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

План текста.

1. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны

2. Народность характера Великой Отечественной войны.

3. Победа, значение которой непреходящее для человечества

Определите тип данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Далее по тексту идут доказательства: 1Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика 2. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов

и вывод - Жертвы были не напрасны, на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает помнить о победе в Великой Отечественной войне, значение которой непреходящее для человечества..

Работа с маркерами

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова человечество, народность.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

Замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияния:

Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатое текста.

(Читает свой вариант)

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

(Обучающийся читает свой вариант ответа)

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Примерный текст:

Идет время,но не меркнут в человеческой памяти годы войны,величие
нашей победы над немецким фашизмом.Трудно переоценить ее значение в
истории.Мы Вспоминаем уроки,преподаваемые нам войной. Миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.Одно из положительных черт войны-народность.Когда боролись все-от мала,до велика.Наши Жертвы были не напрасны.Солдаты погибли исполняя свой долг,и мы обязаны помнить их имена. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.

Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

Читайте также: