Когда святят воду на Крещение. Когда ее набирать и как хранить. Кондак Крещения Господня. Молитва на Крещение перед принятием “Святой воды”

Когда отмечать праздник Крещение 2018 года, немного истории и традиции этого празднования, об этом мы и поговорим прямо сейчас. В церковном году – это один из наиболее важных и ожидаемых событий. Древнейший, почитаемый всеми православными верующими праздник, который следует за новогодними каникулами.

Господне Крещение — святки, в народе часто называют Богоявлением (явление Бога на землю), ежегодно отмечают – девятнадцатого января. К нерабочим дням в России эти святки не причисляют, однако данное событие чтут и празднуют на официальном уровне.

Празднуются и соблюдаются, еще .

У верующих существуют свои приметы относительно празднования Богоявления.

— Считается плохим знаком разбавлять набранную священную воду другой водой или чем-то еще. Это может привести к слезам.

— Нельзя ругаться и ссориться, кричать, произносить плохие слова, желать кому-то зла, держа в руках святую воду.

— Ни в коем случае, начиная с момента Сочельника и до 20 января, не следует давать взаймы деньги, а так же что-то выносить из дома и давать в пользование другим людям. Считается, что в этом случае вы можете обеднеть или начать испытывать недостаток в деньгах.

— Нельзя в Сочельник убирать дом, стирать, что-то зашивать и гладить, эти дни следует воспринимать как великий праздник, тогда в вашей жизни будет больше радости и счастья, больше приятных дней, а в организме больше силы и здоровья.

— Хорошо решать какие-то серьезные дела и заключать контракты в этот день. Считается, что в этот день обычно заканчивается успехом любая договоренность.

— Хорошим действием будет предложение руки и сердца в день Крещения 2018, такое предложение обязательно закончится свадьбой и счастливой семейной жизнью.

— Отличным знаком на Руси считалось в праздник на двери нарисовать крест. Это позволяет, убеждены верующие, сберечь дом и семейный очаг от всякой нечисти.

Природные приметы на Крещение

— Крещенскую ночью слышен сильный лай собак – это говорит о том, что следует ждать хороших вестей.

— Если в период Сочельника на небе появится полная луна, следует весной ждать обильных паводков.

Ну и напоследок хотел бы добавить, верьте в Бога, чтите церковные праздники и каноны, старайтесь соблюдать устоявшиеся традиции своего народа, своих предков, не грубите близким людям, живите в мире и гармонии и вы обязательно будете счастливым человеком!

С праздником всех — Крещение 2018!

Удачи и Всех Благ!

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко : – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Не купанием проверяется вера

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ :

Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем ».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Купание - только начало

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

А причем здесь Крещение?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

Крещение в народе зовется Богоявлением и празднуется ежегодно 19 января, в 2018 году эта дата приходится на пятницу. В России данное событие не причисляется к нерабочим дням, хотя и является официальным праздником.

Древний и почитаемый всеми христианами праздник Крещение Господне - становится одним из наиболее ожидаемых событий во всем церковном году. Об этом празднике знают все, кто хоть когда-то слышал о православной вере, отчего не удивительно, что даже в современном мире люди продолжают придерживаться строгих канонов празднования этого чудесного дня.

Крещение 2018: История праздника

Этот церковный праздник, отмечается ровно с тех пор, как более 2000 лет назад Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Считается, что после самого крещения к людям с неба спустился святой дух в виде белого голубя. Все услышали глас Божий, который произнес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Начиная с этого дня Иисус начал свою земную миссию, завершившуюся, как всем известно, воскрешением, которое стало прародителем праздника Пасхи. После крещения Иисус Христос ушёл в пустыню, в которой пребывал 40 дней и ночей, готовя себя к исполнению своего священного долга.

Крещение 2018: Традиции праздника. Что можно и что нельзя делать

С течением времени праздник Крещения Господня оброс огромным количеством традиций, которые свято почитаются людьми и по сей день. Пожалуй, самой значимой из них является обряд купания в проруби, особенности которого следует обязательно знать всем, кто желает совершить данное действие. Перед купанием, во льду прорезается прорубь, которую принято называть Иордань в честь реки, в которой был крещён Иисус. Батюшка окунает в воду распятие и читает молитву, чем освящает данное место для дальнейшего обряда. Окунаться следует трижды с головой, после принято читать молитву и выходить из воды. Казалось бы, зачем подвергать свой организм такому стрессу в дни, когда особенно лютует русская зима? Однако купание в проруби на Крещение – древняя и мудрая традиция. Считается, что именно в этот день, вода в природных источниках приобретают особенные свойства: после купания в такой воде смываются не только болезни, хвори, сглазы, но и грехи, коих к этому моменту могло накопиться немало…

  1. Нельзя входить в воду людям с заболеваниями сердца, нервной и сосудистой системы, а также беременным и детям. Последних это касается особенно, ведь в детском возрасте процесс терморегуляции еще не сформирован, отчего детский организм подвержен риску получить серьезные осложнения.
  2. Нельзя купаться в нетрезвом состоянии - т.к это опасно для жизни!
  3. Можно перед погружением сытно поесть, но при этом - не объедаться, а после – выпить горячего чая.

Если вы будете придерживаться всех правил, то данная процедура на Крещение Господне, обязательно благотворно скажется на вашем самочувствии: как на физическом, так и на духовном.

Крещение 2018: Традиция набирать крещенскую воду

Безусловно, что не все смогут окунуться в проруби 19 января 2018 года, но при этом, каждый из нас сможет набрать для себя святой крещенской воды, а как, где и когда лучше всего набирать крещенскую воду, мы Вам подскажем далее.

Следует отметить, что освящение воды в церквях, происходит как 18 января в Крещенский сочельник (после Божественной литургии), так и в сам праздник Крещения Господня. В эти два дня можно набрать крещенской святой воды, при этом, нет никакой разницы, когда её набирать в храме - 18 или 19 января. В случае, если Вы решили набирать воду из под крана, то соответственно, наилучшим периодом для этого, будет промежуток времени с 00:10 до 01:30, который приходится в ночь с 18-го на 19-е января, при этом, воду также можно набирать и позже, на протяжении всего 19-го числа (до наступления 24:00).

Запрещено ссориться и совершать плохие поступки, когда святая вода находится в руках.

Крещение 2018: Приметы

Этот праздник имеет множество примет, как относительно быта, так и природы:

Плохая примета разбавлять освященную воду;

Начиная с Сочельника, не советуют давать деньги в займы. В противном случае виновник может испытывать недостаток в деньгах на протяжении года;

Нельзя воспринимать праздник, только как развлечение окунуться в проруби;

Хорошей приметой на Крещение является завершение какого-то дела;

Любая договоренность в этот день обязательно заканчивается успехом;

Природа на Крещение также о многом говорит:

Обильный снегопад и темные тучи на Крещение предвещают богатый урожай осенью;

Ночной лай собак к хорошей новости;

Крест, нарисованный на дверях, может уберечь дом от нечисти;

На праздники ничего нельзя выносить из дому, иначе будут материальные потери.

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Крещенский Сочельник (Сочевник) - это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» - постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво - это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год - Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник - это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня - не постный.

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане.

И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос.

В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.

Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Читайте также: