Бытие материальное. Философское понятие «материя» как исходная характеристика материального бытия

Понятие бытия относится к одним из системообразующих в философии. Разные ученые в разные исторические периоды по-своему трактовали это понятие. Однако все они сходились во мнении, что именно бытие, формы бытия являются теми характеристиками, анализируя и постигая которые, человек находит ответы на такие принципиальные вопросы, как создание и развитие окружающего мира. В настоящее время наиболее полным философским определением бытия следует считать философскую категорию, которая охватывает и включает в себя абсолютно всю совокупность созданных непосредственно человеком, а также природных и космических вещей и явлений.

Понятие бытия как включает в себя целый ряд составляющих. Во-первых, это рассмотрение окружающей природы и космоса в целом как целостной системы, подчиняющейся определенным законам. Во-вторых, бытие не остается неизменным, оно постоянно развивается и изменяется, сообразуясь со своей внутренней логикой. В-третьих, в своем развитии бытие проходит через процесс преодоления многочисленных противоречий, оказывающих влияние на его основные проявления и формы.

Можно представить в следующем виде:

  1. Материальное бытие, включающее в себя все проявления тех или иных природных явлений, вещей, процессов. Главной особенностью этой формы бытия является ее абсолютно объективный характер, а также то, что она является первичной по отношению к любой другой форме. Основным доказательством незыблемости и объективности материального природного бытия является тот факт, что, несмотря на достаточно активную и разрушительную последний во многом продолжает зависеть от окружающей его среды.
  2. Материальное бытие человека, которое включает такие составляющие, как физическое существование человека как субъекта животного мира, а также социальное существование человека в тех или иных общественно-исторических условиях. Здесь стоит особенно подчеркнуть, что материальное бытие человека проявляется как бы в двух ипостасях: с одной стороны, он выступает как часть живой природы, «первичного бытия», но с другой, - он не просто существует в этих условиях, но и активно изменяет их, являясь главным творцом так называемого «вторичного бытия». Эти две формы, находящиеся во многом в соперничестве друг с другом, оказывают решающее влияние на осознание человеком самого себя и общества в тот или иной исторический период.
  3. Духовное бытие, которое также может быть представлено в виде двух взаимосвязанных, а зачастую и противостоящих друг другу, компонентов - индивидуальной духовности и духовности, присущей всему человечеству. Прежде всего, здесь следует отметить, что сам этот термин означает взаимодействие в жизни человека, творчество, нравственность, процесс познания, наконец. В этом случае индивидуальная духовность - это познание человеком самого себя, сознание себя как имеющей возможность изменять окружающую действительность. Основным проявлением общечеловеческой духовности является огромное культурное наследие, накопленное человечеством за всю его историю. Это и литература, и живопись, и музыка, и архитектура со скульптурой. Но помимо этих вещественных проявления общечеловеческой духовности, есть еще и и различные философские идеи, и общественно-государственные теории. Обе эти формы бытия не только взаимно дополняют друг друга, но и способствуют взаимному развитию и духовному совершенствованию человечества. Следует признать, что духовное бытие на сегодняшний день играет не менее важную роль, чем природное и материальное.

Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности. «Бытие» противопоставляется "небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

Типы бытия : к идеальному (духовному) бытию относятся явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории - и составляющие содержание субъективной реальности. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Материальное и идеальное бытие обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое.

Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используют категорию материи (от лат. materia - вещество). Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Понятие материи возникает еще в эпоху античности в результате поиска некой первоосновы всего бытия, первоначальной сущности, начальном материале, из которого состоят все тела и предметы. С точки зрения античных философов, материя - это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов, и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.

Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI-XVII вв.). Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и т.д. Этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку механика служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических) и даже социальных процессов.

В середине XIX в. главным критерием материального существования становится его свойство быть объективной реальностью. Этим качеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи и отношения.

В последнее время в учебной и научной литературе намечается и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи - покажет будущее.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

Элементами структура материи являются:

Неживая природа;

Живая природа;

Социум (общество)

Характерными чертами материи являются:

Наличие движения;

Самоорганизация;

Размещенность в пространстве и времени;

Способность к отражению

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

Материя (материальное бытие)

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": * материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы -- дух, человек, общество -- порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие; * объективно-идеалистический подход -- материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; * субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен -- кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; * позитивистский -- понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бы- тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее. Элементами структуры материи являются: * неживая природа; * живая природа; * социум (общество). 3. Характерными чертами материи являются: * наличие движения; * самоорганизация; * размещенность в пространстве и времени; * способность к отражению. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: * механическое движение; * физическое движение; * химическое движение; * биологическое движение; * социальное движение. Движение материи: * возникает из самой материи * всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы,; идет постоянная работа живых организмов. Движение также может быть: * количественным - перенос материи и энергии в пространстве; * качественным -- изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Материя имеет способность к самоорганизации -- созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: * субстанциональный; * реляционный. Сторонники первого -- субстанционального (Демокрит, Эпикур) -- считали время и пространство отдельной реальностью. Сторонники второго -- реляционного (от лат. relatio -- отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) -- воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение. Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) -- следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: * раздраженности; * чувствительности: * психического отражения. Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание -- это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

26 . Движ-е как способ бытия материи

Единство материи и движ-я. Движ-е и покой. Простр-во и время. Необходимым условием существования материи является взаимодействие образующих ее элементов. Оно носит как внешний, так и внутренний характер. в философии изменение называют движением. Движение является неотъемлемым способом бытия материи. Здесь нельзя что-то рассматривать как первичное, а другое - как вторичное. Перед нами отношение двух взаимосвязанных, взаимообусловливающих аспектов действительности. Вывод об изначальной активности материи ввел в теорию английский философ Д. Толанд. В дальнейшем доктрИна движения была обогащена концепцией форм движения материи. Существенно общим для всех форм движения материи является то, что они представляют собой взаимодействие противоположностей. Взаимодействие не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Поэтому движение в своей сущности есть самодвижение. Убедительным подтверждением этого является закон сохранения и превращения энергии. Он считается важнейшим принципом естественных наук. Смысл настоящего открытия состоит в том, что между массой системы и ее энергией существует строгая зависимость: всякое изменение массы вызывает изменение энергии на определенную величину. И наоборот. Масса и энергия - два взаимосвязанных свойства материи. Из существующего многообразия видов материального движения в числе основных форм движения называют: 1) механическую; 2) физическую; 3) химическую; 4) биологическую; 5)социальную. Движение не отрицает покоя, взаимосвязано с ним как единство противоположностей. Тот факт, что материальные объекты могут находиться в относительном покое, играет большую роль в развитии природы. Но, рано или поздно, в каждом из объектов покой нарушается, снимается универсальным движением. Простр-во и время. Специфика простр-врем. св-в в неживой и живой природе и в соц. Процессах. Пространство и время - объективные формы существования материи. Каждое из них предполагает другое, немыслимо без взаимосвязи. Пространство - форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их взаимное расположение, строение из частей и элементов. Пространству присущи также связность и непрерывность. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов. Пространство нашего мира имеет три измерения и потому его называют трехмерным. Только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование молекул и макротел. современная геометрия теории относительности оперирует четырьмя измерениями. В качестве четвертого измерения выступает время. В отличие от пространства, время характеризует длительность и последовательность материальных процессов, порядок их течения. Его специфическими чертами являются одномерность, необратимость и направленность от прошлого к будущему. Время универсально и однородно. между пространством и временем сущ. глубокая внутренняя связь. Новая физика доказала зависимость геометрических свойств пространства и времени от особенностей распределения материальных масс в тех или иных участках Вселенной. Оказалось, что вблизи тяготеющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.

27 . Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь

Функции сознанияКатегория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением. Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т. д. , которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов(природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека). Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, опытом. Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума.

Бессознательное проявляется в различных формах -ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др . Термин «бессознательное» используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни и формы. К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни. Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают друг на друга активное воздействие. В зависимости от роли основных компонентов сознания в регулировании человеческой деятельности в его структуре можно выделить сферы: когнитивную(познавательные особенности субъекта), эмоциональную и мотивационно-волевую. Ядром в структурной организации сознания является мышление. Первейшая функция сознания, выражающая саму его сущность, есть функция познания. Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется важная функция оценки получаемой информации. Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний. Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет еще одну важную функцию -- постановку цели.

Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.

Формы бытия и соответствующие им способы существования определяются фундаментальной структурой мира.

Выделяют: 1) материальное бытие (существование солнечной системы); 2)идеальное бытие (мысль о существовании солнечной системы);

Материальное бытие всегда объективно. Среди материальных форм бытия выделяют следующие уровни: 1)природные и неорганические формы; 2)природные и органические формы (биологические); 3) социальные формы бытия; 4) искусственные формы бытия (техника).

Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: 1)объективное идеальное бытие (законы мышления); 2)субъективное идеальное бытие (зависит от сознания). Последние два десятилетия 20в появляется новая форма бытия, благодаря техники, виртуальная реальность. ВР синтезирует в себе свойства многих других видов бытия. Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано и образуют единую, предельно-общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, и эта форма бытия выражается категорией мира.

Мир – мироздание – есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без исключений. Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное -- всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них

Формы бытия:

1. бытие природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы);

2. бытие общества (это общество как система, отдельные группы и т. д.); 3. бытие человека (как существа биологического, которому от рождения даны тело и психика, и как существа социального, наделенного сознанием и способного заботиться не только о себе, но и о других, о природе);4. бытие духовного, которое подразделяется на: а) бытие индивидуализированного духовного (это наши мысли, чувства);б) бытие объективированного духовного (это то, во что мы воплощаем наши мысли и чувства, чтобы они стали доступны другим, т. е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и правила поведения);5. сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность. Виртуальная реальность – это компьютерная реальность, созданная с помощью машин, но на основе человеческого знания, сплав материального и идеального.

Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т. д.

Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

К основным формам бытия относятся:

Бытие неживой природы- весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы. Собственно, это вся первая(естественная)и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни;

Бытие живой природы включает в себя два уровня: а) первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т. е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием; б) второй уровень- это бытие человека и его сознание.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Каково философское определение материи? В чем различия в понимании отдельными философскими направлениями роли материи в структуре мира?

Категория «материя» неотделима от категории «бытие». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, природное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может.
Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Пригожий, наша Вселенная плюралистична, комплексна.
«Весь действительный мир, — полагал B.C. Соловьев, — состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы».
Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание категории «материя» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного.
Но что же такое материальное, природное бытие, в чем состоит его специфика по сравнению с другими формами бытия, идеальным и социальным?
Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.
Но позднее он стал использоваться и в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы — материи. Логика здесь была простая: если такое сложное сооружение как морской корабль состоит главным образом из хорошо прилаженных досок, лесоматериалов, то, очевидно, что и другие вещи и даже весь мир тоже состоит из какого-то единого материала, который условно тоже можно назвать досками, материей. Наиболее удачной концепцией такого рода была атомистическая философия Демокрита — основоположника материалистической линии в истории философии.
С тех пор и вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств, таких, как вес, объем, плотность и т.д. Но с развитием естествознания представление о материи, ее свойствах дополнялось и усложнялось. Так, в XIX в. при исследовании электромагнитных явлений выяснилось, что материя может существовать не только в виде вещества, но и в виде поля, которое имеет свои собственные физические свойства, резко отличающие его от вещества. Так, поле не имеет такого параметра, присущего любому веществу, как вес, а характеризуется определенным количеством энергии, длиной волны и т.д.
Поэтому возникла острая необходимость в разработке собственно философского, устойчивого, абстрактного понимания материи, которое отделилось бы от нефилософского, оказавшегося изменчивым, неустойчивым. Понадобилось разделить некогда единое представление о материи на два различных: философское, более общее, абстрактное и нефилософское, естественно-научное, более конкретное, детализированное динамичное, изменчивое, подвижное.
Так, уже К. Маркс считал, что для философа «материя» — не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей и которые связаны прежде всего с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом. Такими всеобщими свойствами материальных вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком с помощью ощущений и мыслей.
Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В.И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В мире, считает он, ничего нет кроме движущейся материи, а изменчивость и развитие научных знаний о строении и формах движения материи не опровергают объективной реальности мира.
И такой подход к определению материи, который стали называть собственно философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные, нефилософские представления о материи стали быстро меняться, особенно под влиянием развития квантовой физики.
Вместе с тем философия отнюдь не игнорирует достижения современного естествознания в познании структуры, свойств природы и постоянно учитывает их в своих представлениях о бытии и его формах.

Каково современное естественнонаучное представление о структуре и свойствах материи?

Современные представления о материи, природе усложнились, они включают в себя весьма разнообразные знания о ее свойствах, видах и состояниях.
Свойства, состояния, виды или способы существования материи характеризуют качества, отличающие то или иное материальное явление от других. Лишь небытие, как отмечалось выше, не имеет никаких свойств, видов и состояний. Бытие как материальное, так и идеальное их имеет. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бытия, которые так или иначе присущи любому материальному объекту.
Современная физика выделяет два основных способа существования материи, природы: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, а поля — энергия.
Вещество — это различные частицы и тела, которым присуща дискретность и масса покоя; это элементарные частицы, атомы, молекулы.
Поле — это другой основной вид материи, который подобно «цементу» или «клею» соединяет, связывает частицы и тела между собой. Частицы, из которых состоят гравитационные, электромагнитные и другие поля, не имеют массы покоя.
При другом подходе к структуре материи в ней в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу.
Неживая материя, или природа, — представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых с человеком) и планетарных, космических тел. Двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, можно выделить следующие структурные уровни неживой природы: вакуумный (уровень праматерии), микроэлементарный, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, галактики).
Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как физика, химия, астрономия и др.
Живая природа, или биотическая подсистема организации материи, — это различного рода биологические явления и процессы. Живая природа происходит из неживой, но представляет собой более высокий уровень развития. Последовательные уровни живой природы выглядят следующим образом: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный. Как видно, живая природа начинается с более сложных структур, какими являются молекулы живых существ, чем неживая природа. Живая материя исследуется биологической наукой с ее многочисленными отраслями, включая генетику.
Высшим этапом в развитии живой природы является социальная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затронутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноосфера. Хотя социальное бытие тесно связано с материальным его характер настолько своеобразен, что оно рассматривается в современной философии в качестве особого вида бытия.
В качестве исходного состояния материи, бытия в целом рассматривается первоначальное состояние мира в виде праматерии, потенциально содержащей в себе все ныне существующие формы бытия; из него возникли и все ныне существующие уровни материи: неживая, живая и социальная.
Однако как бы не усложнялись и не изменялись научные нефилософские представления о материи философское понимание этой категории в качестве объективной реальности, существующей независимо от человека, отличается от них, выражая то общее, единое, универсальное, что присуще всем без исключения ее формам. С помощью философской категории материи формируются представления о единстве мира, включенности человека в процесс мирового материального круговорота.
Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете материалистическим, идеалистическим или религиозным.
Но изучение этой базовой философской категории будет неполным, если не ознакомиться с основными, универсальными свойствами материи, формами ее существования.
В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства, времени, движения?
Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия являются его структурность, расчлененность на отдельные вещи, части, элементы.
Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Именно благодаря существующим связям вещи сравниваются, сопоставляются. Если представить ситуацию, при которой исчезли бы все другие предметы, кроме одного, мы не смогли бы ничего сказать о его свойствах.
Наличие отдельных предметов, а также той или иной их связи с другими вещами позволяют выявить признаки, качества, свойства вещей.
Таким образом, современные представления о сущности материи включают в себя представления о том, что материя есть:
. совокупность отдельных вещей, предметов, явлении;
. сумма связей, отношений, взаимодействий между вещами;
. комплекс свойств, качеств, признаков, отличающих одну вещь от другой, выявляемых благодаря связям и отношениям между вещами.
Количество вещей, существующих в мире, безгранично. Бесконечно и количество связей, взаимодействий между ними. Но поэтому и количество свойств, характеризующих каждую из вещей, бесконечно. Но чтобы не утонуть в этом бесконечном количестве свойств, при философской характеристике материальных объектов выделяются, учитываются не все эти свойства, а лишь немногие, зато наиболее важные, универсальные свойства, которые характеризуют уникальность каждого из предметов.
К числу таких параметров, так или иначе характеризующих каждый из материальных объектов, относятся: пространство, время, движение.
Категории пространства, времени и движения выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.
Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — последовательность их существования.
В обыденной жизни эти категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.
В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи вызывал много споров. Многие вопросы остаются здесь открытыми до сих пор.
Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.
Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.
Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.
В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.
Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.
Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением.
Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправлено, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.
Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Аврелий Августин (354—430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»58.
Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.
Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.
Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.
Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения временных характеристик разных материальных объектов, процессов.
Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.
Предысторинеское время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими миллионами лет.
Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет 6 млрд лет.
Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.
Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типом времени, нужно допустить, что человек существует на Земле несколько миллионов лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.
Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.
То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.
Следовательно, категории пространства и времени тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем определенном пространстве — времени.
Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство — движение.

Что такое движение как универсальное свойство материи? Каковы современные представления об основных формах движения?

Категории пространства, времени и движения теснейшим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времени. Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.
Движение материи абсолютно, ее покой относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы.
Ошибочно понимать под движением только механическое перемещение вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение вещей и процессов во времени.
Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной машины обычно интересуются не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также стареет во времени.
Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.
В неразрывном единстве материи и движения последнее все же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно.
Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них.
Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.
Движение характеризуется и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.
Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как:
. действие и противодействие в механическом движении;
. более низкая и более высокая температура в тепловом движении;
. положительный и отрицательный заряд в электричестве;
. полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.
И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, временен, относителен.
О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.
Многообразие мира, форм его движения породило потребность в упорядочении, классификации его конкретных форм, которые тесно связаны со своим носителем.
Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.
Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:
. пространственное перемещение;
. движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;
. гравитационную форму движения;
. ядерное взаимодействие;
. химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;
. геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;
. биологическую форму движения;
. социальную форму движения.
Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.
Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных— к биологическим, биологических— к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.
Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы, сегодня значительно расширила наши представления о ее свойствах, дополнив их перечень рядом новых ее характеристик. Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых качеств. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:
Природное бытие ныне рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции нелокален, как думали раньше, а универсален.
В качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой понимается самопроизвольный переход системы на более высокий уровень организованности, упорядоченности. Причем феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.
Фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, т.е. мир представляется не как существование разрозненных элементов, а как бытие некоторых совокупностей этих элементов, находящихся в тесных связях и отношениях друг с другом, причем каждая из этих совокупностей образует некоторую целостность, единство; в связи с этим в современной философии и науке все прочнее утверждается системный подход к действительности.
Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания.
Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное, духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.
Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Лев Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг— это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».
Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

Читайте также: