Что такое кохлеарный имплант для детей. Кохлеарная имплантация – что это такое, кому и как проводят операцию? Кохлеарная имплантация: этапы процедуры

В Российской Федерации, согласно статистике, проживают приблизительно 12 млн человек с различными нарушениями слуха. Слабослышащие и люди с полной потерей слуха испытывают ряд трудностей в обычной повседневной жизни. Это ограничивает их возможности и участие в общественной жизни. Особенно негативное влияние на личность проявляется у тех людей, которые родились с нормальным слухом, а позже в силу каких-то обстоятельств полностью оглохли, или их слух резко снизился.

Для слабослышащих людей разработаны слуховые аппараты. Большинство пациентов ими пользуется, но иногда их применение дает слишком малый эффект. В случае сенсоневральной потери слуха больным может помочь кохлеарный имплантат. Чтобы понять, как он действует, для начала разберемся, как работает ухо и почему мы слышим, а также кратко остановимся на видах нарушения слуха.

Почему мы слышим?

Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, - это молоточек, наковальня и стремечко.

От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные волосковые клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.

Почему происходит нарушение слуха?

Проблемы со слухом наступают, если на каком-то этапе формирования звука произошли нарушения. Так, если необратимо повреждены чувствительные волосковые клетки внутреннего уха в результате какой-то травмы или болезни, то развивается полная глухота. Она может быть постлингвальной, если к моменту развития глухоты ребенок уже научился говорить, или прелингвальной - в случае если речью он еще не овладел.

Особенности нарушения слуха имеют свою классификацию, которая определяется в зависимости от степени, локализации и момента наступления глухоты.

По степени нарушения слуха делятся на полную глухоту и тугоухость, в случае если восприятие звука происходит, но оно затруднено. Тугоухость бывает:

  • нейросенсорная;
  • кондуктивная;
  • смешанная.

Нейросенсорная происходит из-за проблемы со слухом, возникшей в результате нарушения во внутреннем ухе или проводимости слуховых нервов. Степень таких нарушений колеблется от легкой до полной глухоты.

Кондуктивное нарушение слуха наступает из-за проблем, возникших в наружном или среднем ухе, из-за которых проводимость звуковых колебаний нарушена и они искаженно поступают или не проводятся вовсе во внутреннее ухо. Это может быть повреждение барабанной перепонки, серная пробка и т.д.

По возрасту наступления эти проблемы могут быть:

  • врожденные;
  • прелингвальные;
  • постлингвальные.

По локализации глухота может распространяться на одно ухо или оба, тогда такое нарушение слуха называется бинауральным.

Показания к кохлеарной имплантации

Имплантация кохлеарная показана в следующих случаях:

  1. При глубокой сенсоневральной двусторонней глухоте.
  2. При низком пороге восприятия в случае использования звуковых аппаратов при бинауральном слухопротезировании.
  3. При отсутствии восприятия речи в случае оптимально подобранных слуховых аппаратов в течение трех месяцев, при двусторонней глубокой
  4. В случае отсутствия когнитивных проблем (нарушений умственной деятельности различного характера).
  5. При отсутствии психических проблем.
  6. При отсутствии различного рода соматических заболеваний.

Противопоказания и ограничения

Этот вид имплантации неэффективен в случае потери слуха, которая произошла в результате неврита слухового нерва или кровоизлияния в височные или стволовые доли головного мозга. Имплантация кохлеарная в этих случаях не принесет желаемых результатов.

Не имеет смысла проводить операцию в случаях кальцификации улитки (отложения солей кальция) или ее оссификации (прорастания кости).

Имплантация кохлеарная не имеет смысла, если больные с длительное время (годами) жили в абсолютной тишине. В этом случае операция не принесет нужного эффекта из-за того, что при длительном отсутствии стимуляции веточки слухового нерва атрофируются и не подлежат восстановлению.

Кроме того, противопоказаниями являются:

  • Воспалительные процессы среднего уха.
  • Наличие перфорации барабанной перепонки.
  • Сохранность и рабочее состояние волосковых клеток, которое определяется методом отоакустической эмиссии.
  • При прелингвальной глухоте - возраст ребенка более 6 лет.
  • При постлингвальной глухоте - период глухоты, длящийся более периода нормального слуха.

Что собой представляет кохлеарный имплантат?

Система состоит из двух частей, которые между собой никакими физическими методами не связаны. Одна часть крепится за наружным ухом и состоит из микрофона и процессора (в современных моделях они объединены), а также передатчика, который крепится на коже, как магнит. Вторая часть - внутренняя, и представляет собой приемник. Он фиксируется в височной кости. Собственно, в установке приемника и заключается эта операция - имплантация кохлеарная.

Как функционирует система?

Микрофон, закрепленный за наружным ухом, улавливает звуки и передает их в речевой процессор, находящийся там же. В процессоре полученные звуки кодируются и преобразуются в электрические импульсы. Далее они через передатчик, закрепленный на коже, поступают в приемник, расположенный в височной кости. Оттуда по электроду они поступают в улитку и воздействуют на спиральный ганглий слухового нерва. Таким образом пациент получает возможность воспринимать звуки.

Стоимость

Общая стоимость кохлеарного импланта, обследования, проводимой операции и послеоперационной коррекции определяется конкретно для каждого больного. Количество необходимых обследований зависит от анамнеза и общего состояния пациента. Так, к примеру, для больных, в анамнезе у которых был менингит, обязательно назначается магнитно-резонансная томография, которая определит состояние височных костей. Остальным пациентам такое обследование можно не проводить. Также иногда (не всем) требуется консультация генетика или невропатолога. Это все влияет на то, в какую сумму обойдется кохлеарная имплантация. Стоимость ее приблизительно составляет порядка 1 млн 300 рублей. Но для граждан Российской Федерации такая операция может быть выполнена бесплатно по квоте.

Стоимость госпитализации и нахождения в стационаре оплачивается отдельно и зависит от расценок выбранного учреждения.

Необходимые обследования и операция

  1. Осмотр ЛОР-врача.
  2. Консультация отоневролога.
  3. Консультация сурдопедагога.
  4. Аудиометрия.
  5. Импедансометрия.
  6. Промонториальный тест.
  7. Отоакустическая эмиссия.
  8. Компьютерная томография височных костей.
  9. Стандартные лабораторные обследования, как для любого хирургического вмешательства (общий анализ крови и мочи, глюкоза крови, биохимическое исследование крови).

Сама операция занимает приблизительно 1,5 часа. Имплантат фиксируется в височной кости заушной зоны, а электроды вводятся в улитку. Далее в течение 7-10 дней проводятся перевязки и снимаются швы.

Включить систему можно через 3-5 недель. Первую настройку можно провести не ранее, чем через месяц после операции. Здесь очень важно провести ее аккуратно и не вызвать у пациента негативных эмоций при возвращении его в мир звуков.

Возможна одномоментная кохлеарная имплантация сразу на оба уха. При этом с каждой стороны ставится отдельная независимая кохлеарная система. Обследования и реабилитационный период такие же, как и при односторонней имплантации.

Реабилитация

После операции "кохлеарная имплантация" реабилитация является неотъемлемым этапом. После того как речевой процессор подключен, его необходимо правильно настроить и научить пациента воспринимать звуки и распознавать эти ощущения, чтобы он мог использовать полученную информацию для развития речи. Реабилитация занимает самый важный, трудный и длительный этап.

Пройти период реабилитации пациенту помогает целая команда специалистов, в которую входят отохирурги, сурдопедагоги, аудиологи, психологи. Проводятся занятия по специальным методикам и длительные настроечные сессии, а также консультации всех этих специалистов. В дальнейшем их наблюдение необходимо в течение всей жизни пациента. Кроме того, периодически речевой процессор необходимо будет перепрограммировать.

Для людей с низким уровнем восприятия звука разработано множество приспособлений - слуховых аппаратов, которые могут помочь адаптироваться в социальной среде. Слуховые аппараты бывают заушные, которые крепятся за и внутриушные - они располагаются у пациента в слуховом проходе и изготавливаются по индивидуальному заказу. В настоящее время в продаже есть и цифровые модели.

Кроме того, существуют и глубококанальные слуховые аппараты. Они располагаются в слуховом канале, совсем небольшие по размеру и практически незаметны окружающим. Но такие аппараты противопоказаны детям до 12 лет.

Стоимость слуховых аппаратов различна, но она относительно невелика. Это дает возможность большому числу пациентов использовать слуховые аппараты. Цены на них вполне доступные. Так, заушные модели можно купить от 4,5 до 17 тыс. рублей. Внутриушные приборы стоят несколько дороже.

Лечение при снижении слуха

Если имеется снижение слуха, лечение будет зависеть от причин, его вызвавших. Среди вариантов возможно:

  1. Удаление серной пробки - это делается при помощи промывания, иногда используют специальный инструмент.
  2. Использование слуховых аппаратов. Кроме заушных, внутриушных и глубококанальных, могут применяться слуховые аппараты, вмонтированные в оправу очков или карманные, а также в виде оголовья и даже в форме сережек. Какой из них подойдет конкретному пациенту, проконсультирует отоларинголог.
  3. Кохлеарные имплантаты - о них говорилось в данной статье.

Профилактика снижения слуха

Снижение слуха может быть вызвано болезнью, работой в шумной обстановке или длительным пребыванием в шумном месте. Слух может снизиться и в силу возрастных изменений.

Если работа связана с шумным производством, рекомендуется на рабочем месте использовать наушники или другие приспособления для защиты от громких звуков, например специальные беруши.

Регулярно следует проверять слух всем людям, связанным с длительным пребыванием в шумном месте. Это поможет выявить нарушение слуха на ранней стадии и вовремя принять меры, тем самым не допустить дальнейшей потери слуха и развития тугоухости или глухоты.

Следует избегать слишком громких шумов во время проведения праздников и не слушать очень громкую музыку или хотя бы периодически делать перерывы.

Кохлеарная имплантация — процедура, с которой сталкиваются люди, утратившие по тем или иным причинам слух. Учитывая, что, согласно статистике, в России около 12 млн жителей имеют проблемы подобного рода, эта манипуляция достаточно распространена.

Обычно большинству пациентов в случае необходимости устанавливают слуховые аппараты. Но если эти приспособления не дают ожидаемого результата, то для улучшения слуха специалисты предлагают установку кохлеарного имплантата. Кому и в каких ситуациях может помочь эта процедура и каковы риски при установке?

Показания к установке

Современная медицина не стоит на месте, и для людей с пониженным или отсутствующим слухом были изобретены кохлеарные импланты.

Они показаны в следующих случаях:

  • если у пациента глубокая сенсоневральная (нейросенсорная) глухота;
  • если после бинаурального протезирования пациент имеет низкий порог восприятия звуков;
  • при полном отсутствии речевого восприятия в условиях оптимально подобранного слухового аппарата (если ситуация длится около 3 месяцев);
  • при диагностировании у больного глубокой двусторонней тугоухости сенсоневральной формы.

Установка кохлеарных имплантов возможна, если:

  • у пациента отсутствуют проблемы когнитивного характера (нарушения умственной деятельности) различной этиологии;
  • человек не страдает психическими заболеваниями;
  • диагностирование не выявило соматических недугов.

Противопоказания

Кохлеарная имплантация решает проблему людей, страдающих проблемами слуха, однако существуют ситуации, когда операция может навредить. Установка имплантатов не поможет достигнуть необходимого результата в следующих ситуациях:

  1. Если утрата слуха произошла из-за неврита (воспаления) слухового нерва, кровоизлияния головного мозга (височных, стволовых долей).
  2. При кальцификации (отложениях соли кальция) ушной улитки.
  3. При оссификации, то есть процессе прорастания костной ткани улитки.
  4. Если пациенты долгое время находились в абсолютной тишине, то происходит необратимая атрофия веточки слухового нерва, и операцию кохлеарной имплантации делать бесполезно.

К противопоказаниям относятся следующие состояния:

  • воспаление среднего уха;
  • перфорация (разрыв пленки) барабанной перепонки;
  • волосковые клетки сохранены и находятся в рабочем состоянии (исследуется по методике отоакустической эмиссии).

Кохлеарная имплантация у детей не проводится, если ребенок старше 6 лет и у него диагностируется прелингвальная глухота.

Кроме того, данный вид операции не делают в случае постлингвальной глухоты, которая длится дольше, чем период нормальных слуховых функций.

Возможные послеоперационные осложнения

Кохлеарная имплантация является хирургическим вмешательством, к тому же затрагивает область, близкую к головному мозгу, поэтому риски осложнений, хоть и редкие, все же есть. К ним относятся такие состояния:

  • повреждение лицевого нерва (парез) или его паралич на той стороне лица, которая подверглась операции;
  • нарушение функций вкусовых рецепторов;
  • сбои в деятельности вестибулярного аппарата (у пациента может периодически кружиться голова, утрачиваться устойчивость при ходьбе, проявляться тошнота со рвотными позывами);
  • после операции возможны головные боли, тиннитус (звон и шум в ушах);
  • процессы оссификации или кальцификации ушной улитки с имплантатом.

Составляющие кохлеарного имплантата и его функции

Слуховой имплантат данного типа включает в себя 2 части, не имеющие между собой никаких физических связей.

Одна из частей прикрепляется за ухом снаружи. Ее составляющие: микрофон, процессор (более новые модели имплантатов выпускаются с объединенными данными компонентами), а также передатчик, крепление которого к коже напоминает магнит.

Существует и внутренняя часть, которая является приемником. В процессе операции ее фиксируют в височную кость, это и есть ответ на вопрос, что такое кохлеарная имплантация.

Работает конструкция следующим образом:

  1. Микрофон, прикрепленный к наружному уху, ловит звуки и отправляет их в речевой процессор.
  2. Процессор, в свою очередь, занимается кодировкой звуков и преобразованием их в электрические импульсы.
  3. Используя передатчик, находящийся на коже, импульсы оказываются в приемнике, который находится в височной кости.
  4. Отсюда они по электроду попадают в ушную улитку и оказывают воздействие на определенные участки слухового нерва.

Весь данный цикл, который осуществляет кохлеарный имплантат, позволяет пациенту воспринимать звуки.

Предоперационное обследование

Данный процесс во многом зависит от того, как себя чувствует пациент и каков анамнез его заболеваний. Например, если у человека диагностировался менингит, то в качестве дополнительных мер ему назначают МРТ (магнитно-резонансная томография), определяющую состояние костей височной части черепа. Остальным же больным необходимости в данной процедуре нет.

Нередко, но не в обязательном порядке пациенту рекомендуется перед тем, как будет назначена операция, получить консультацию генетика, невропатолога.

В разряд же обязательных мероприятий входят следующие:

  1. Осмотры и консультации у специалистов: отоларинголога, отоневролога, сурдопедагога.
  2. Осуществление некоторых измерений и выяснение состояния уха: аудиометрия (измерение остроты слуха); импедансометрия (диагностика состояния среднего уха); промонториальное тестирование (проверка состояния слухового нерва); отоакустическая эмиссия (методика тестирования слуха у пациента).
  3. Вызванные акустические слуховые потенциалы (диагностирование, позволяющее оценить уровень и качество звуков, получаемых подкоркой головного мозга).
  4. Компьютерная томография кости височной доли.

Чтобы поставить кохлеарный имплантат, придется сдать и необходимые для любого оперативного вмешательства анализы — общий анализ мочи, биохимию и общий анализ крови, исследование крови на уровень глюкозы.

Восстановление после операции

Оперативное вмешательство длится около 90 минут, за это время имплантат крепится в височную кость в заушной области, а электроды помещаются в улитку.

Иногда операция включает в себя установку независимых друг от друга конструкций устройств на оба уха, и делается это одновременно. Затем дается 1-1,5 недели на восстановление, в течение которых пациент посещает перевязочный кабинет, и по завершении швы снимаются.

Систему можно включать только через 3-4 недели, иногда позже. Этот момент требует повышенной аккуратности, чтобы пациент был готов к возвращению в мир звучания и не получил стресса.

После того как был установлен кохлеарный имплантат, пациент нуждается в реабилитации. Человек должен научиться пользоваться речевым процессором, который, в свою очередь, нуждается в квалифицированной настройке.

Этот этап длительный, трудоемкий, и для его преодоления пациенту помогают специалисты из различных областей медицины — отохирурги, аудиологи, педагоги сурдоперевода. Нередко люди нуждаются и в помощи психолога.

Реабилитация проводится по специально разработанным методикам и постоянно сопровождается консультациями врачей. Люди, которым было установлено устройство, пожизненно наблюдаются в медицинских центрах и регулярно проходят плановую диагностику.

Кроме того, пациенты должны быть предупреждены, что кохлеарный имплантат нуждается в регулярном перепрограммировании.

Процедура вживления ушных имплантатов — методика сравнительно новая и уже успела себя зарекомендовать как неплохой способ возвращения людям слуха. Подходит ли кохлеарная имплантация при той или иной патологии, решать может лишь врач после тщательных диагностических мероприятий.

Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.

Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.

Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия

Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухоречевого тренинга:

Научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

Накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды,

Занятия по развитию слухоречевого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо-речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели, В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин. в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухоречевого восприятия с КИ у ПЛП включает:

1. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

2. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

3. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

4. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

5. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

6. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным/одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

7. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

8. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ в контексте различных согласных.

9. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

10.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными/согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

11 .Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный-согласный-гласный (с 3-го занятия).

12. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

13. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

14. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

15. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

16. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная/восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

17. Тренинг понимания знакомых вопросов.

18. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

19. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

20. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внешнего шума (20-25 задания с 10-го 40 занятия).

21. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

22. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

23. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

24. Тренинг восприятия речи по телефону.

25. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самое простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание по сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, или две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться . При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в этом задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациенты с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигналов слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие от этого в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: "громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. Предварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9,12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречевого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занятие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонеморазличительными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговой структурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторить это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для того чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

Различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

Узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

Различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный-согласный, назальный-неназальный и др.); Это упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

Умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

Определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлеарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауральном восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после тренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «спереди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработки детям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводить упражнения по развитию способности различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские-женские-детские голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприятия речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением центральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаются проблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфекций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.

Кохлеарная имплантация – операция по восстановлению слуха, подразумевающая установку в улитку внутреннего уха электронной системы, обеспечивающей электрическую стимуляцию сохранных структур слухового нерва. Проводится при нейросенсорной тугоухости , сопровождающейся повреждением значительной части рецепторов улитки. Результатом вмешательства становится восстановление ранее отсутствующего физического слуха. Во время операции кохлеарный имплантат (устройство, при помощи которого осуществляется стимуляция слухового нерва электрическими импульсами) вживляется в заушную область, а электроды от него вводятся в улитку. Кохлеарная имплантация выполняется под эндотрахеальным наркозом.

Кохлеарная имплантация призвана помочь восстановить отсутствующий физический слух и улучшить социальную адаптацию взрослых и детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой. Операция относится к числу современных высокотехнологичных методик. В процессе диагностических и лечебных мероприятий при подготовке к данному вмешательству задействуются отоларингологи , сурдологи , отоневрологи , аудиологи, сурдопедаги, психологи , логопеды . Установка кохлеарного имплантата проводится при достаточной обучаемости больного и мотивированности пациента или (в случае имплантации устройства ребенку) его родителей.

Устройство имплантата

В ходе психологического тестирования оценивается обучаемость, невербальное развитие, состояние эмоционально-волевой сферы. ЭЭГ головного мозга и консультация невролога позволяют выявить противопоказания со стороны ЦНС. Отоларинголог производит ряд специальных исследований, на основании которых выдает заключение о морфологическом и функциональном состоянии слухового анализатора. Отоларингологическое обследование перед кохлеарной имплантацией включает аудиометрию , акустическую импедансометрию , промонториальное тестирование, исследование отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов . Для оценки состояния барабанной лестницы улитки и ее проходимости выполняется МРТ или КТ височных костей.

Решение о проведении кохлеарной имплантации принимается на основании комплексных диагностических данных. Обычно для установки имплантата выбирают ухо с большими нарушениями слуховой функции. В случае выявленных нарушений в области височной кости предпочтение отдают неизмененной или менее измененной стороне. При равных условиях, как правило, оперируют правое ухо.

Методика проведения

Классическая кохлеарная имплантация производится под общим наркозом, может длиться от 1,5 до 3-х часов. В заушной области выполняется дугообразный кожный разрез длиной около 10 см. Формируются кожный и надкостничный лоскуты для закрытия корпуса имплантата и обеспечения доступа к сосцевидному отростку височной кости. После вскрытия сосцевидного отростка (мастоидотомии) через заднюю стенку наружного слухового прохода создается доступ в барабанную полость. Вскрывается внутреннее ухо – барабанная лестница улитки, в которую вводится активный электрод. В височной кости формируется костное ложе для имплантата, осуществляется неподвижная фиксация устройства. После введения электрода в улитку проверяется работа кохлеарного имплантата (его каналов, акустических рефлексов стременной мышцы и т. д.). Убедившись в нормальном функционировании устройства, рану послойно ушивают.

В некоторых случаях выполняют одномоментную двустороннюю кохлеарную имплантацию. При этом в оба уха устанавливают независимые кохлеосистемы, что позволяет достичь лучшего порога слышимости и различения звуков. Стоимость двухстороннего хирургического вмешательства существенно выше одностороннего.

После имплантации

Первое тестирование – подключение и настройку системы проводят через месяц после операции. В процессе настройки имплантата аудиолог через компьютер передает на речевой процессор звуковые сигналы различной громкости и тональности. При этом пациент субъективно определяет наиболее комфортные слуховые ощущения. Если кохлеарная имплантация выполнялась маленькому ребенку, при настройке ориентируются на его рефлекторные реакции. В первый месяц корректирующую настройку имплантата производят 1-2 раза в неделю, в дальнейшем обычно осуществляют одну контрольную настройку в год.

Через месяц после кохлеарной имплантации приступают к проведению слухоречевой реабилитации – аудиологического контроля, занятий с сурдопедагогом, фонопедом, логопедом, психологом. При проведении операции у пациентов детского возраста существенную роль играет активное участие родителей в процессе реабилитации. Длительность слухоречевой реабилитации увеличивается при большом интервале между утратой слуха и кохлеарной имплантацией, а также у долингвальных пациентов. Наиболее перспективна кохлеарная имплантация у детей. После операции показано наблюдение в течение всей жизни. Периодически больным проводится перепрограммирование речевого процессора или его замена.

Стоимость кохлеарной имплантации в Москве

Данная хирургическая операция относится к числу современных высокотехнологичных вмешательств, выполняется врачами высокой квалификации в специализированных клиниках и крупных многопрофильных центрах столицы. Имеет высокую стоимость. Цена кохлеарной имплантации в Москве зависит от типа операции (односторонняя или двухсторонняя), вида и производителя имплантата. При ценообразовании может учитываться опыт и уровень профессиональной подготовки оперирующего отоларинголога, форма собственности медицинского учреждения, наличие дополнительного сервиса и другие факторы.

Кохлеарная имплантация стала обычной процедурой ​​во всем мире для лечения тяжелых расстройств слуха, приводящих к глубокой нейросенсорной тугоухости. Решение о кохлеарной имплантации принимается либо самим пациентом, либо родителями или опекунами ребенка. Процедура продолжительностью 60-75 минут хорошо переносится и выполняется обычно в амбулаторных условиях, как у взрослых, так и у детей.

Устройство и принцип работы кохлеарного имплантанта слухового аппарата

Кохлеарных имплантат хирургическим путем размещается под кожей позади уха. Основные части устройства разделяются на внешнее - расположенное на поверхности кожи, и внутреннее - непосредственно имплантант. Аппаратное строение внешнего устройства включает:

  1. Один или несколько микрофонов , которые улавливают звук из окружающей среды.
  2. Речевой процессор , селективно фильтрующий звуковые волны, различая приоритеты звуковой речи, разбивает звук по каналам и посылает электрические звуковые сигналы через тонкий кабель к передатчику.
  3. Передатчик - физически состоит из нескольких катушек, удерживаемых на месте с помощью магнита. Передатчик расположен позади наружного уха, усиливает и транслирует обработанные звуковые сигналы через кожу на внутреннее устройство с помощью электромагнитной индукции.

Внутреннее устройство состоит из:

  • Приемника и стимулятора, закрепленных на кости под кожей, которые преобразуют сигналы в электрические импульсы и посылают их через внутренний провод к электродам.
  • Массив из 22-х электродов, подключенных к улитке внутреннего уха, которые отсылают полученные электрические импульсы в нерв барабанной лестницы, а затем непосредственно в мозг через слуховую нервную систему.

На сегодняшний день существует несколько производителей кохлеарных имплантатов и каждый из них производит устройства с различным числом электродов. Количество каналов не является основным фактором, на основании которого выбирается производитель, эти настройки не определяют качество работы устройства. Стоит отметить, что программный алгоритм обработки сигнала, как правило, уникален для каждого производителя, является его интеллектуальной собственностью и не подлежит распространению.

Кохлеарный имплантат может помочь людям, у которых:

  • Наблюдается умеренная или глубокая потеря слуха в обоих ушах.
  • Потеря слуха на одно ухо, с нормальными процессами в другом ухе.
  • Применение слуховых аппаратов не приносит должного эффекта.

Многим пациентам проводится установка аппарата в обоих ушах - двусторонняя кохлеарная имплантация. Такой подход может улучшить способность идентифицировать направление звуковых волн, которые требуется распознать.

Одной из причин потери слуха может быть физическое или функциональное повреждение волосковых клеток внутреннего уха или улитки. Кохлеарный имплантант позволяет передавать звуковые волны определенных частот непосредственно в улитковый нерв, что и обуславливает возможность различать звуки.

В каких случаях показана операция по вживлению имплантанта

Существует ряд факторов, которые определяют степень успеха ожиданий от операции и самого устройства. Центры кохлеарной имплантации определяют кандидатуру пациента на индивидуальной основе и обязательно учитывают историю потери слуха с отражением причин. Кроме того, оценивается качество остаточного слуха, способности распознавания речи, общего состояния здоровья, наследственных факторов глухоты и другое.

Главным кандидатом на кохлеарную имплантацию может стать пациент:

  • Имеющий средние и тяжелые потери слуха нейросенсорного типа в обоих ушах.
  • У которого функционирует слуховой нерв.
  • Который прожил, по крайней мере короткий промежуток времени, с потерей как минимум 70 децибел потери слуха.
  • Обладает хорошей речью, навыками общения, а в случае младенцев и маленьких детей - имеет семью, члены которой могут работать в направлении развития речевых и языковых навыков с маленьким ребенком.
  • Не пользующийся другими видами слуховых аппаратов, в том числе новейшими моделями систем FМ.
  • Имеет возможность прибрести соответствующие услуги, специалистов, которые потребуются после установки кохлеарного имплантата, например, речевого педагога. Особенно это актуально для педиатрических пациентов.

Люди с легкой степенью потери слуха, как правило, не являются кандидатами на кохлеарную имплантацию. Их потребности нередко можно обеспечить слуховыми аппаратами. После того, как имплантант будет установлен на свое место, у звуковых волн уже не будет возможности проникать через ушной канал и среднее уха - они будут подхвачены микрофоном и отправлены через речевой процессор устройства к электродам имплантанта внутри улитки. Поскольку имплантация - процесс инвазивный, в любом случае он не имеет преимущества перед классическими слуховыми устройствами, если их использование эффективно. Таким образом, большинство кандидатов на имплантацию характеризуются наличием тяжелой или глубокой формы нейросенсорной тугоухости.

Наличие волокон слухового нерва имеет важное значение для функционирования устройства. Если они повреждены до такой степени, что не могут принимать электрические импульсы, имплантат не будет работать.

Пациенты, которые потеряли слух вследствие таких заболеваний, как ЦМВ и менингит, образуют три различные группы потенциальных пользователей кохлеарных имплантатов с различными потребностями и результатами. Тем, кто не имеет слуха с рождения, кохлеарные имплантаты полезны в восстановлении некоторых моментов понимания речи и других звуков. У пациентов с врожденной потерей слуха, подобное аппаратное решение может стать единственной возможностью различать незнакомые ранее звуки.

Для родителей детей, родившихся глухими, которые хотят, чтобы их дети росли с хорошими навыками разговорного языка, кохлеарная имплантация может стать очень эффективным средством. Мозг развивается после рождения и адаптирует свою функцию сенсорного ввода. Отсутствие этой возможности имеет функциональные последствия для мозга, и, следовательно, глухие дети, которые получают кохлеарные имплантаты в раннем возрасте (менее 2 лет), показывают лучший успех, чем врожденно глухие пациенты, впервые получающие имплантаты в более позднем возрасте. Однако критический период для различения слуховой информации не завершается полностью и в подростковом возрасте.

Специалисты считают, что существует временное окно, в течение которого дети могут получить имплантат и научиться говорить. В возрасте от двух до четырех лет эта способность немного уменьшается. В девять лет уже почти нулевой шанс, что они смогут обучиться правильно говорить. Поэтому чем раньше будет установлен аппарат, тем лучше.

В отдельную группу претендентов на имплантацию могут попасть пациенты с потерей слуха, у которых уже развиты навыки или умение разговорной речи. Эти представители существенно выиграют от кохлеарной имплантации. Маленькие дети до пяти лет, в этих случаях, часто показывают отличные результаты, поскольку они уже научились формировать звуки, и осталось только освоить процесс интерпретации новой информации в мозгу.

Насколько кохлеарный имплантант эффективней обычного слухового аппарата?

Кохлеарный имплантант не вылечит глухоту, но сможет обеспечить качество слуха, достаточное для восприятия речи и некоторых звуковых частот. Некоторые пациенты находят их очень эффективными, другие - недостаточно эффективными, третьи чувствуют себя хуже в целом с имплантантом, чем без него.

Для людей со сформированной функциональной речью, кохлеарные имплантанты могут быть серьезным подспорьем в восстановлении функционального понимания речи, особенно если они потеряли слух относительно недавно.

Пациенты, страдающие слепоглухотой получают радикальное улучшение своей повседневной жизни. Имплантат может обеспечить их более подробной информацией по безопасности, связью с внешним миром, балансом, ориентацией и мобильностью, а также - способствуют их взаимодействию в среде и с другими людьми, уменьшая, тем самым, изоляцию.

Взрослые, которые выросли глухими, могут найти имплантаты неэффективными или раздражающими. Это относится к конкретной патологии слуха и времени его отсутствия. Взрослые, которые родились с нормальным слухом и те, кто имел нормальный слух в раннем возрасте, показывают лучшие результаты. У детей с повреждениями слухового нерва, результаты могут быть неоптимальными.

Стоит отметить, что кохлеарный имплантант и классический звуковой аппарат - устройства с абсолютно разными подходами к обеспечению слуховых процессов, поэтому сравнивать их несколько некорректно. Роль слухового аппарата заключается лишь в усилении окружающих звуков и передачей их на барабанную перепонку. Для функционирования этого устройства достаточно аналоговых средств обработки звуковых волн. Кохлеарный имплантат - маленький компьютер, функционирующий в цифровой среде и обеспечивающий прием звуковой волны, перевод ее в электрическую энергию и передачу непосредственно в нейронную сеть внутреннего уха.

Таким образом, установка имплантата в случае возможности функционирования слухового аппарата, возможна, а вот обратный процесс, ни физически, ни биологически, обеспечить нельзя. Еще раз стоит подчеркнуть, что если слуховой аппарат обеспечивает хотя бы незначительное улучшение качества слуха, то менять его не имплантат не рекомендуется - в любом случае эффект будет ниже.

Риски и недостатки имплантации

Некоторые эффекты имплантации являются необратимыми. В то время как устройство обещает обеспечить новой звуковой информацией, процесс имплантации неизбежно приводит к уничтожению некоторого количества волосковых клеток внутри улитки, что может привести к необратимой потере всех остаточных качеств природного слуха. Тем не менее, с применением гибких электродов и современных хирургических методов, преобладающее большинство волосковых клеток может быть сохранено. В то время, как последние улучшения в технологии и методах имплантации обещают свести к минимуму такой ущерб, риск и степень повреждения по-прежнему колеблются. Целью новых методов имплантации является снижение риска заражения, увеличения времени работы устройства и исключения осложнений на общем фоне повышения способности пациента слышать.

Основа улучшения методов имплантации включает расширение диапазона частотности звуковых волн, которые может воспринять и обработать компьютер, и методов защиты устройства.

Значительным недостатком кохлеарной имплантации можно считать невозможность точного определения причины глухоты до операции. Видимо, по этой причине, имплантация помогает не всем.

В редких случаях наблюдается некроз тканей кожных лоскутов, окружающих кохлеарные имплантаты. Применение гипербарического кислорода было показано с целью полезного дополнения к терапии в контроле некротических поражений.

В силу анатомической близости улитки к лицевому нерву, существует риск ятрогенного повреждения последнего, в том числе и в процессе эксплуатации.

Существуют строгие протоколы в выборе кандидатов, что помогает избежать рисков и недостатков процедуры. Проводится набор специальных тестов, которые помогают принять решение о необходимости операции. Например, некоторые пациенты страдают от глухоты, вызванной такими патологиями улитки, как повреждения вестибулярной шванномы. Имплантация в этом случае имеет низкую вероятность успеха - искусственный сигнал просто не будет иметь возможности благоприятно контактировать со слуховым нервом.

Исторически сложилось так, что пациенты с тяжелыми врожденными аномалиями улитки считались слабенькими кандидатами для кохлеарной имплантации. Многие исследования, регулярно проводимые с 1980 года, продемонстрировали успешные результаты имплантации с применением более совершенных средств обработки звуковых волн.

Методика установки имплантанта

Устройство имплантируется под общим наркозом или местной анестезией. Операция обычно занимает от 1,5 до 5 часов. Первый небольшой участок кожи головы непосредственно позади уха должен быть выбрит и асептически обработан. Затем проводится надрез и инсталляция внутреннего блока кохлеарного имплантата во вновь созданный карман. После чего проводится работа во внутреннем ухе, где множество электродов подсоединяют к улитке.

Пациент обычно уходит в тот же или на следующий день после операции, хотя некоторые случаи могут потребовать стационарного режима в течение 1-2 дней.

Как и любая медицинская процедура, операция включает в себя определенное количество рисков:

  • Возможная инфекция кожи.
  • Возникновение шума в ушах.
  • Повреждения вестибулярной системы и лицевого нерва, что может привести к мышечной слабости, нарушениям чувствительности в области лица.
  • В худшем случае, операция может завершится параличом лицевого нерва.
  • Существует также риск отказа устройства, что происходит в 2% случаев, при этом устройство должно быть удалено.

Существует также потенциальная возможность потерять остаточный слух вследствие повреждения волосковых клеток в улитке, однако стоит дополнительно подчеркнуть, что шансы на подобные осложнения уменьшаются с появлением все новых технических достижений.

Читайте также: